Авторы: Никифоров Александр Александрович, Руководитель Михайлова Моника Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) " Верхневилюйский техникум"
Населённый пункт: с. Верхневилюйск
Наименование материала: Статья
Тема: «Студенческое объединение «Мы Едины» в личностном развитии студента»
Раздел: среднее профессиональное
Республиканская научно-практическая конференция студентов профессиональных
образовательных организаций «Шаг в будущую профессию»,
посвященная 100-летию со дня рождения Т.Е.Сметанина
Симпозиум 2: Социально-гуманитарные и экономические науки
Тема:
«Студенческое объединение «Мы Едины» в личностном развитии студента»
Автор работы: Никифоров Александр Александрович,
с. Верхневилюйск Верхневилюйского района,
ГБПОУ РС(Я) «Верхневилюйский техникум»,
специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях», I курс
Руководитель: Михайлова Моника Александровна,
преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Верхневилюйский техникум»
Верхневилюйск – 2019
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Проблема детей «группы риска» существует в школах, техникумах и
институтах. Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей
в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и
другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.
У детей возникают значительные отклонения как в поведении так и в личностном
развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком
смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность
адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность,
нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой
жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных
ориентаций,
отсутствие
норм
морали
и
нравственности,
принятых
в
обществе,
бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя,
наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.). Поведение этих детей
характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным
реагированием
на
события
и
взаимоотношения,
обидчивостью,
провоцированием
конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Специфические особенности детей группы риска:
неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со
взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора
только на свои желания и чувства;
низкий уровень социального интеллекта, что мешает пони мать общественные нормы,
правила, необходимость соответствовать им;
слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто
связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с
их стороны;
несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на
будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении
ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
несформированность
жизненных
планов,
жизненных
ценностей,
потребность
в
удовлетворении
только
самых
насущных
потребностей
(еда,
одежда,
жилище,
развлечения);
низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению — злоупотребление одним
или несколькими психоактивными веще ствами, обычно без признаков зависимости
(курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных
веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической
защиты.
Организация
воспитания
«детей
группы
риска»
должна
осуществляться
всесторонне, только тогда она будет эффективна это психолог, социальный педагог,
кураторы и волонтеры.
Работа волонтеров: должны изучать совместно с психологом личностные
особенности детей, их способности, интересы, отношение к учебе, поведение, круг
общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.
Волонтерская работа должна взаимодействовать с различными социальными службами,
оказывая необходимую помощь детям. Оптимизация общения «детей группы риска» со
сверстниками и взрослыми,
формирование у них чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие
умения ставить перед собой цели и владеть собой.
Несколько лучше положение у тех, кто учится в средних специальных или
профессиональных учреждениях, так как они находятся под наблюдением специалистов,
друзей - сверстников, где не остаются без внимания.
Цель:
Поддержка
в
личностном
развитии
студентам,
нуждающимся
в
особом
психологическом внимании в период учебного процесса,.
Задачи:
1.
Анализ литературы по личностному росту;
2.
Изучение личностных особенностей студентов, нуждающихся в особом внимании;
3.
Создания настроя на познания самого себя;
4.
Формирования навыка общения;
5.
Организация восстановительных мероприятий.
Объект: студенты, нуждающиеся в особом внимании
Предмет: формы и методы работы с детьми нуждающиеся в особом внимании
Методы исследования:
- уровень тревожности по Айзенку
- анкетирование «Моя группа и учеба»
- социометрия по группам
- наблюдение
Гипотеза: своевременная поддержка со стороны волонтеров к детям нуждающихся в
особом внимании, будет влиять на и х личностный рост в сфере общения и адаптации к
новым ситуациям.
Методологической основой исследования являются труды Р. В. Овчаровой о социально-
педагогической запущенности детей, Т. А. Фалькович о психолого-педагогической работе
в
кризисных
ситуациях,
Е.В.
Федосенко
о
психологическом
сопровождении
подростков, Д.
Б.
Эльконина. Опирались
на
положения
и
выводы,
относительно
особенностей психолого-педагогической работы с детьми «группы риска» в трудах И.В.
Дубровиной, Л.Я. Олиференко о социально-педагогической поддержке детей группы
риска, И.Ф. Дементьевой и др.
Теоретическая значимость заключается в том, что изучение личностных особенностей
детей, нуждающихся в особом внимании и выявление эффективных психологических
условий может повлиять на эффективную организацию работы.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в
системе изучения психологических особенностей детей, нуждающихся в особом
внимании и в рамках воспитательной работы техникума.
База исследования: ГБПОУ РС(Я) «Верхневилюйский техникум»
Участники: студенты с16-20 лет
Срок реализации:3 года
Формы и методы работы:
- групповая работа;
- элементы индивидуальной работы;
- групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение
обсуждаемой проблемы);
- психогимнастика;
- наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения
собственной компетентности)
- ролевые игры;
- элементы индивидуальной и групповой релаксации;
- подвижные игры
Формы подведения итогов:
- диагностики личностной сферы;
- творческих работ участников (проектные работы, сценические представления, отзывы и
т.д.);
- опроса преподавателей, кураторов, родителей об изменении поведения обучающихся в
течение учебного года.
Предполагаемый результат:
В результате работы ожидается:
сформированость адекватной самооценки и освоение эффективной поведенческой
стратегии с целью регуляции социальных отношений;
достижение
уменьшения
факторов,
приводящих
к
чрезмерному
напряжению
и
тревожности;
формирование навыков адекватного конструктивного поведения;
развитие навыков доброжелательного общения.
Использованы следующие источники:
1.
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное
пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2014.
2.
Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста. Форум-Инфра. М, 2007.
3.
Рубенштейн Н. Полный тренинг по развитию уверенности в себе.
4.
Шилова
Т.А.
Психодиагностика
и
коррекция
детей
с
отклонениями
в
поведении/Т.А.Шилова. – Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2015.
5.
Шилова Т.А. Психодиагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков:
Практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс,
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Диагностика психолого-педагогической деятельности студентов
Для определения эффективности работы с детьми группы риска нами была проведена
психологическая
диагностика
первокурсников
(5
групп)
ГБПОУ
РС(Я)
«Верхневилюйский техникум». В целом в техникуме обучаются 155 студентов, из них 20
несовершеннолнетних первокурсников, совершеннолетние до 20 лет 45 студентов.
Для выявления эмоционального состояния психолог провел, первичную диагностику по
Айзенку для первокурсников, участвовали 86 студентов. Опросник дает возможность
определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Чем больше
суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше
вероятность отнесения подростка к «группе риска».
Анализ полученных данных доказал, что 6 студентов до 20 лет из разных групп можно
отметить средний показатель агрессивности, недоверия к людям, неуверенности в себе.
Для
более
полного
ознакомления
с
данными
подростками
провели
в
ноябре
анкетирование на адаптированность. Обобщив полученные данные по всем студентам,
мы выявили 6 студентов со средней адаптации, испытывающие трудности в группе и
учебе.
Группы/
диагностика
Общее
количество
Тест
по
Айзенку
адаптированость
наблюдение
Лаборант-
аналатик
25
3 ср
3ср
3ср
МСХП19
12
0
0
0
ЭТЭиА
16
1ср
1ср
1ср
МРиОА
13
1ср
1ср
1
ЗВЧС
20
1ср
1ср
1ср
Опросник на адаптированность первокурсников.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют
о том, что студент чувствует себя в группе комфортно, легко находит общий язык с
однокурсниками, следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости
может обратиться к однокурсникам за помощью, способен проявить активность и взять
инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают его
взгляды и интересы.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют
об испытываемых студентом трудностях в общении с однокурсниками. Студент держится
в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с
однокурсниками, он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает
понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к
ним за помощью.
Высокие
показатели
по
шкале
адаптированности
к
учебной
деятельности
свидетельствуют о том, что студент легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок
выполняет учебные задания; при необходимости может обратиться за помощью к
преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность
и способности на занятиях.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о
том, что студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему
трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может
задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в
дополнительных
консультациях,
не
может
проявить
свою
индивидуальность
и
способности на учебных занятиях.
Тест по Айзенку. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого
качества в структуре личности.
Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
личностная
тревожность
–
склонность
индивида
к
переживанию
тревоги,
характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;
фрустрация
–
психическое
состояние,
возникающее
вследствие
реальной
или
воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем
применения силы по отношению к другим людям;
ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в
условиях, объективно требующих ее перестройки.
Мы думаем, что должен расти в нормальных условия для его жизнедеятельности,
соответствующие
индивидуальным
особенностям,
способностям,
склонностям
и
социокультурным потребностям. В отсутствии адекватных условий развития ребенок
оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и
эффективного разрешения.
Кроме адекватного психолого-педагогическое медико-социальное сопровождения, мы
ровесники дополнительно поддержим студента, уже находящегося в зоне риска, с учетом
имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу
риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.
Заключение:
Проведенное нами исследование в целом подтвердило выдвинутое предположение
и позволило решить поставленные задачи. Дети «группы риска» не только испытывают
воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и
сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла
бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить отношение,
ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать полноценной личностью.
Психологические особенности детей «группы риска» проявляются в узкой
направленности
социальных
контактов,
эмоциональной
отстранённости,
фрустрированностью интимно – личностых форм общения, следствием проблем в
является неумение конструировать межличностные отношения и успешно разрешать
конфликты.
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно
выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще
всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий: пьянство одного или обоих
родителей, их асоциальное поведение; насилие, психического заболевания; жестокое
обращение с детьми, конфликты со сверстниками; ограниченная духовная культура;
низкая коммуникабельность; непосредственный переход к агрессивным проявлениям в
поведении и т.д.
Наша работа имеет две основные составляющие: выявление детей этой категории в
студенческой среде и организация работы с ними. Работали комплексно волонтеры,
психолог, социальный педагог и организатор.
Основными направлениями волонтеров работы с детьми группы риска являются:
1.
организационная (создание группу волонтеров)
2.
индивидуальные и групповые работы
Каждая
технология
в
свою
очередь
состоит
из
нескольких
этапов
или
составляющих.
В практической части исследования нами были выявлены дети со средней тревожности,
ригидности , фрустрации, агрессивности и со средней адаптированности, что им
препятствует для полноценного личностного роста. Таким образом, нам удалось доказать
выдвинутую в начале исследования гипотезу,
своевременная поддержка со стороны
волонтеров к детям нуждающихся в особом внимании, будет влиять на их личностный
рост в сфере общения и адаптации к новым ситуациям
Изучив проблематику что психологическая поддержка студентам группы риска
является одной из актуальных проблем современного общества. В целях личностного
роста
студента
должны
разрабатываться
новые
методы
работы,
создаваться
и
реализовываться программы поддержки и реабилитации детей группы риска
План мероприятий
месяц
Тема
Цель
форма
Октябрь
«Здравствуй! Это Я!»
знакомство участников группы,
установление
контакта
ведущего
и
группы,
снятие
барьеров, создание атмосферы
доверия и сплочению группы
практикум
«Путешествие по самому
себе»
Самопознание
Диагностика личностной сферы
тестирование
«Я такой, какой я есть»
выработка у участников более
объективной самооценки
практикум
«Визитка»
Развитие
самопознания,
рефлексии,
позитивного
отношения к себе
Диагностика
личностных
особенностей
Практикум и
тест
Ноябрь
«Доверие
–
основа
дружбы»
Развитие
представлений
о
важности доверия к людям
Профилактика национализма и
расизма
Практикум
Психология общения
Формирование
коммуникативных
умений
и
навыков
Практикум
Психология
семейных
отношений
Формирование представлений о
счастливой семейной жизни
Практикум
«Счастье – это просто!»
Научиться позитивно мыслить
и
использовать
механизм
самоподдержки
практикум
Декабрь
«Быть
ответственным -
это…»
Помочь
почувствовать,
что
означает
чувство
ответственности за себя или за
других
Практикум
«10 заповедей»
Помощь
овладение
ранжированием
ценностей,
выстраивании их в иерархии
Практикум
«Мир профессий»
Помощь в соотнесении своих
способностей с необходимыми
профессиональными
качествами.
Диагностика
способностей
Практикум и
тестирование
«Самопрезентация»
Включение
адаптивных
механизмов, отработка навыков
проявления
эмоций,
способствующих
процессу
профессиональной адаптации
Творческая
работа
Январь
«Сотворение мира»
Творческое
самораскрытие
участников и повышение их
компетентности
в
области
социальной
адаптации
в
процессе поиска работы
Практикум
«Я – глазами других»
Развития группового единства,
увеличение
степени
самосознания и знания о других
с помощью обратной связи
Практикум
«Образ – Я»
Развитие глубокого осознания
личностного
существования.
Соединение
вербального
и
невербального
компонентов
выразительности
самооценочной позиции
Практикум
Февраль
«Я
–
реальное,
я
–
идеальное»
Помощь
участникам
в
выстраивании
адекватной
самооценки
Практикум
«Здесь и теперь»
отработка навыка рефлексии
Практикум
«Зеркало»
Развитие
осознания
«языка»
собственного
тела
и
телодвижений;
развитие
эмпатии и рефлексии
Практикум
Мир эмоций
Расширение знаний участников
о
чувствах
и
эмоциях,
для
развития
способности
безоценочного
их
принятия,
обучению навыкам выражения
собственных эмоций и чтения
их у других людей
Практикум
Март
«В мире других людей»
Работа на сплочение группы,
повышение
коммуникативной
грамотности
участников,
обучению
навыкам
конструктивного
общения,
умения слушать, высказывать
свою точку зрения, приходить к
компромиссному
решению
и
пониманию других людей
Профилактика национализма и
экстремизма
Практикум
«Через стекло»
формирование
взаимопонимания партнеров по
общению
на
невербальном
уровне
Практикум
«Я тебя понимаю»
формирование эмпатии, умения
давать
обратную
связь;
выработка навыков прочтения
состояния
другого
по
невербальным проявлениям
Практикум
«Как
полюбить
себя
полностью
и
окончательно»
помощь в выявлении скрытых
установок
и
комплексов,
связанных
с
самооценкой,
определение
причин
возникновения
низкой
самооценки
и
связь
между
проблемами
в
жизни
и
Практикум
отношением к себе, обретение
уверенности в общении
Профилактика суицида
Апрель
Общение без масок
Снятие
эмоциональной
и
поведенческой
закрепощенности.
Формирование
навыков
искренних высказываний для
анализа сущности "я"
Практикум
Обратная связь в общении
формирование
рефлексии,
увеличение
степени
самосознания и знания о других
Практикум
«Благодарю
за
все
плохое!»
Помощь
в
осмыслении
личностных
изменений,
произошедшие
в
ходе
групповых занятий
Практикум
«Благодарю
за
все
плохое!»
Помощь
в
осмыслении
личностных
изменений,
произошедшие
в
ходе
групповых занятий
Практикум
«Исповедальная свеча»
Рефлексия, подведение итогов