Напоминание

Тональные и цветовые отношения в натюрморте.


Автор: Сильянова Оксана Сергеевна
Должность: преподаватель живописи
Учебное заведение: МБУ ДО "ДХШ №2" НГО
Населённый пункт: Приморский край, г. Находка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тональные и цветовые отношения в натюрморте.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская художественная школа №2» НГО

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

«ТОНАЛЬНЫЕ И ЦВЕТОВЫЕ

ОТНОШЕНИЯ В НАТЮРМОРТЕ»

В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Методическая разработка по предмету живопись.

Выразительные средства живописи на примере натюрморта.

2 класс (11-13 лет)

Сильянова Оксана Сергеевна

преподаватель МБУ ДО «ДХШ 2» НГО

г. Находка

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЯ ЖАНРА НАТЮРМОРТ 5

1.1. Выбор и обоснование темы 5

1.2. Методика преподавания темы «Тональные и цветовые отношения

в натюрморте» в художественной школе 7

Вывод по разделу I 15

Раздел II. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ 17

2.1. Композиционный и тональный поиск в натюрморте. 17

2.2. Разработка занятия по теме «Тональные и цветовые

отношения в натюрморте». 21

Вывод по разделу II 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ А 33

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 37-43

ВВЕДЕНИЕ

Живописное произведение является отражением окружающего мира,

преломлённым в сознании художника. Красота окружающего нас мира

действует на воображение, вызывает эстетические чувства. В работах

художников

живописцев

зрителя

привлекает

художественный

образ,

который,

в

свою

очередь,

создаётся

с

помощью

выразительных

возможностей живописи. К таким возможностям относятся средства,

техники, приёмы, методы и инструменты.

Обращение внимания на такие понятия в живописи, как общий

цветовой тон, основы колорита, светотень, знание взаимосвязей цвета и света

на

примере

произведений

мастеров

прошлого,

помогает

осознать

актуальность их изучения и понимания в изобразительном искусстве и в

современное время.

Таким образом, изучение выразительных средств и приемов живописи

помогает наиболее полно выражать художнику свой творческий замысел,

раскрывая свою индивидуальную манеру в живописном произведении.

Объект исследования: живопись.

Предмет исследования: выразительные средства в технике живописи

при создании натюрморта.

Цель работы: выявить особенности и выразительные возможности

живописи при выполнении натюрморта.

Первый раздел повествует о специфике и особенностях жанра

натюрморт

как

вида

изобразительного

искусства,

знакомит

с

выразительными возможностями масляной живописи, раскрывая ее суть и

понятие, а так же с техническими приемами создания работы в жанре

натюрморт с помощью масляных красок. Во втором разделе описываются

этапы выполнения практической работы, раскрывая понимание важности и

необходимости композиционного и тонально-цветового поиска в работе над

созданием натюрморта. Третий раздел является методическим, в нем

представлена методика преподавания предмета изобразительное искусство в

школе, представлены примеры методических планов уроков на тему

изучения направления жанра натюрморт, а так же знакомство с понятием

тематического натюрморта, возможными материалами и инструментами, их

особенностями для его создания.

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЯ ЖАНРА НАТЮРМОРТ

1.1 Выбор и обоснование темы

В природе все является взаимосвязанным и искусство художника

основано на его способности внимательно всматриваться в окружающее,

выражать свое непосредственное впечатление от натуры и ее живописную

природную гармонию. Работая с натурой, картиной художник ставит перед

собой задачу правдивой и живой передачи естественных отношений света и

цвета

в

живописи.

В

реалистической

живописи

создаются

свои

закономерности цветового строя, они не являются механическими копиями

природы, но подчиняются законам художественной логики.

Тематика натюрморта в живописи обладает своими привлекательными

особенностями. Художники, работавшие в разное время в этом жанре,

донесли до современного зрителя в своих произведениях традиции и

культуру различных стран разных временных эпох, их самобытность и

красоту.

Большое влияние на жанр натюрморта оказывали крупнейшие

мастера живописи. Это влияние шло по линии общего воздействия на

характер и стилевые особенности натюрморта.

Тема

натюрморта

является

особенно

интересной

в

плане

одновременного изучения нескольких составляющих в творческой работе

художника с натуры. Это умение выявлять в натюрморте с натуры гармонию

тональных и цветовых отношений, определять общую освещенность,

светотеневую направленность, находить композиционное единство и ритмы

форм, линий, выделять главное в изображении, чувствовать технические

особенности материала в живописи. Краска становится цветом, выражая язык

живописца. Но как средства эстетической выразительности мазки, штрихи,

линии цвета работают лишь в системе изображения, если они определенным

образом связаны и организованны между собой. Широкий диапазон

светотеневых и цветовых тональностей вместе с разнообразием фактур,

объемами форм влияет на восприятие света и цвета в натуре, раскрывает

перед художником многогранность впечатлений от видимого мира.

Так, можно сказать, что в процессе работы над темой натюрморт в

технике живописи, через изучение инструментов, принципов, методов и

подходов происходит понимание многих важных понятий в отображении

окружающей нас действительности. Основываясь на лучших традициях

живописи прошлого, происходит разностороннее изучение природных

свойств

натуры,

принципов

визуального

восприятия

окружающего

пространства.

1.2 Методика преподавания темы «Натюрморт» в

художественной школе

В процессе становления и развития личности значительная роль

принадлежит изобразительному искусству, формирующему духовный мир,

определяет комплекс моральных и эстетических ценностей. Важнейшей

задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе

является развитие личности учащегося путем формирования его сложного

внутреннего мира. Изобразительная деятельность влияет на развитие

духовно-нравственных черт личности ребенка, его мировоззрение. «В своём

произведении, в познании мира через рисунок ребёнок находит понимание

предметов, явлений действительности, своего места в этом мире, своей

зависимости и, одновременно власти над ним».

Через искусство дети познают мир прекрасного, приобщаются к этой

важной

области

человеческого

существования,

постигают

секреты

творческого процесса. Школьный возраст наиболее предрасположен к

изобразительной деятельности. Однако создание рисунка требует целого

ряда навыков и умений, формирующихся на образах восприятия и

представлений. Ребенок, создавая изображение, приобретает различные

знания, расширяются его представления об окружающем мире, в ходе

рисования

он

осмысливает

новые

качества

предметов,

приобретает

художественно-изобразительные

умения

и

навыки,

стремится

их

использовать в своем рисунке. Каждый ребенок по своей природе талантлив,

уникален. «Следует подчеркнуть, что стремление к рисованию у детей, как

говорится, «в крови», независимо от посещения школы или студии».

Заинтересовать, выявить способности каждого ученика является главной

задачей педагога.

Знакомство детей с таким жанром как натюрморт способствует

развитию

художественно-образного

мышления,

воспитывает

доброе

и

бережное отношение к природе вещей. Помочь школьникам проникнуться

смыслом и гармонией живописности окружающего мира становится одной из

главных задач учителя. Нередко план уроков в художественной школе

организуется так, что на рисование по теме «натюрморт» отводят от одного

до трех-четырех уроков. Еще в 80-е годы ХХ века российский педагог-

теоретик М.И. Махмутов указывал на значимость и важность новых

подходов в разработке урока. Поэтому, исходя из актуальности проблемы

развития новых форм обучения, нетрадиционные активные формы и методы

проведения учебной и творческой работы являются важным этапом к

освоению методики проведения уроков рисования в школе. Урок основан на

творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их

увлеченности

совместной

творческой

деятельностью.

Именно

здесь

проявляется творчество учителя, его знания предмета и методическое

мастерство. Однако характер методической подструктуры урока зависит не

только от содержания его общей дидактической структуры. Она только

отражает основные этапы обучения и организации современного урока.

Связующим звеном между этими двумя структурами становится внутренняя

логико-психологическая подструктура урока.

Успех в обучении школьников рисованию натюрморта зависит от

правильного определения целей и содержания обучения, а так же, какие

методы и приемы, нацеленные на формирование у школьников знаний,

умений, навыков, использует педагог в процессе обучения. Без методов

невозможно

достичь

поставленной

цели,

реализовать

намеченное

содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод

является связующим звеном между запроектированной целью и конечным

результатом. Отрабатываемые приемы рисования натюрморта

являются

одними из элементов метода, его составные части, действия в условиях

изображения конкретных предметов, отдельные шаги в реализации метода.

Для успешного овладения навыками изображения всех элементов

натюрморта, необходимо применять в учебном процессе те методы и

приемы, которые способствуют развитию и формированию знаний, умений и

навыков

в

развитии

творческих

способностей

учащихся.

Педагог

изобразительного

искусства

использует

различные

методы

обучения

живописи натюрморта. Информационно-рецептивный метод включает в себя

такие приемы как рассматривание, наблюдение, экскурсия, педагогический

рисунок, показ примерных вариантов построения композиции натюрморта,

последовательности выполнения выбранного варианта композиции, способов

рисования отдельных предметов постановки. Другой репродуктивный метод

направлен на закрепление ранее полученных знаний и навыков. Это метод

упражнений, доводящий навыки рисования до автоматизма. Он включает в

себя приемы повторений, работы над набросками, выполнение руками

формообразующих движений.

Исследовательский метод направлен на

развитие у школьников самостоятельности, фантазии и творчества. Педагог

предлагает самостоятельно выполнить работу над натюрмортом, от анализа

соотношений

его

частей,

композиционного

поиска

и

последующей

реализации в задуманном формате. Эвристический метод направлен на

проявление самостоятельности, педагог предлагает ученику выполнить часть

работы самостоятельно. Эффективность всех этих методов зависит от

педагогических условий их применения.

Результат работы ученика зависит от его заинтересованности, поэтому

на уроке важно активизировать внимание учащихся, побудить их к

творческой деятельности при помощи дополнительных приемов. Такими

приемами могут быть игра, сюрпризный момент, просьба о помощи,

поощрение, музыкальное сопровождение.

Большое значение в развитии рисования натюрморта придается слову.

Именно словом необходимо не только описать изображаемые ребенком

предметы натюрморта, но и охарактеризовать их особенности. Для этого в

школе проводятся выставки работ в жанре

натюрморт, в том числе

проводятся экскурсии в художественных галереях и музеях, познавательные

рассказы о художниках, работающих в этом направлении и об их

произведениях.

Так, творчески подходя к построению методической и

логико-психологической подструктуры урока изобразительного искусства в

художественной

школе,

учитель

во

многом

обеспечивает

его

нетрадиционность,

новизну,

привлекательность,

максимальную

продуктивность.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить

несколько десятков видов нестандартных уроков, которые бы подходили к

методам преподавания живописи и рисунка в школе. Их названия дают

некоторое представление о целях, задачах, методах проведения таких

занятий. К таким наиболее распространенным типам нестандартных уроков

относятся:

уроки

«погружения»,

уроки

творчества,

уроки-обобщения,

фантазии, игры.

Педагогу

необходимо

во

время

проведения

уроков

по

теме

«Натюрморт» направлять внимание учеников на постоянное наблюдении и

изучении

бесконечно

разнообразной

природы,

окружающей

среды,

визуальное восприятие и способы изображения натуры. Ему необходимо

помочь детям научиться видеть и чувствовать красоту и гармонию в природе,

ведь она есть повсюду, даже в самых обыденных предметах. Многие

известные художники прошлого считали, что самым главным в процессе

обучения рисованию с натуры является научить умению правильного

видения, «поставить» глаз, как певцу голос. Это образное выражение,

говорящее о том, что художник должен видеть натуру особым образом. На

уроках в работе над натюрмортом детям дается понимание цельного

восприятия и охвата натуры, так как, обладая этим качеством, ученики

смогут точно передать свое впечатление от окружающего мира, найти в нем

главное, характерное, определить второстепенное. При развитом чувстве

целого, ученик всегда сможет самостоятельно находить в рисовании с

натуры и по представлению свое место деталям, определенную меру

законченности работы. Но для того, чтобы так «поставить» глаз необходимо

время и практика. Позитивным результатом урока можно считать результат,

выражающийся

в

овладении

учениками

новыми

художественными

способами решения той или иной изобразительной проблемы в рисовании

натюрморта,

в

формировании

у

них

мотивации

к

самообучению,

самосовершенствованию, саморазвитию. Ведь уровень развития умственных

способностей определяет способность правильно мыслить, достигать успехов

в решении проблем. Задача учителя научить ученика не только понимать, но

и мыслить.

Системообразующим

элементом

является

проблемная

ситуация,

которая изначально мотивирует творческую деятельность ученика.

Это

может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания, чаще

всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно

личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое

– вопросное состояние ученика, возникающее в процессе выполнения

творческого задания, которое требует открытия новых знаний о явлениях в

природе,

способах

или

условиях

выполнения

рисования

предметов

натюрморта с натуры. Заданный вопрос во время урока должен занимать ум

учеников, быть в круге их интересов, мотивировать на поиск и показать

необходимость работы с тем, что является еще непонятным в освоении

рисования с натуры и по представлению. Так, в ходе урока педагог с

учениками совместно трудятся над исследованием визуального восприятия

предметов натюрморта, при этом определяется круг средств, различные виды

и ракурсы натюрморта, которые позволят начать исследование и прийти к

открытию, присоединить к уже имеющемуся знанию новое и поставить иные

проблемы для исследования. Педагогу необходимо направить действия

учащихся на обозначение цели и на то, чтобы они сами открыли, что эта цель

для них достижима.

Проводя ученикам уроки по теме натюрморт, педагог не просто

стремится передать свои знания о натюрморте, как о жанре изобразительного

искусства, он стремится помочь осознать возможности решения проблемы в

понимании изображения разных предметов, стимулировать интерес в

освоении новых умений, разбудить в детях то, что скрыто даже для них

самих. Все задания учителя и его действия направлены на то, чтобы

подключить воображение в детях, создать такую атмосферу, чтобы они

проявили себя как творцы. Педагог в этом случае исключает категоричное

оценивание работы участников, но через социализацию, афиширование работ

дает возможность для самооценки учеников.

Авторские технологии, представляемые в рамках учебного процесса на

уроках изобразительного творчества, не имеют свойства фотографической

воспроизводимости, каждая из них несет смысловой заряд, обладает

множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского

мастерства.

Это

личностно-процессуальная

инфраструктура

авторской

технологии передается путем примера педагога, подражания через речь и

голос, его тон, силу, выразительность, дикцию, интонацию, технику речи.

Через визуальное восприятие мимики и жестов, управление эмоциями,

пантомимику, которая включает умение наблюдать за поведением детей.

Учитель по изобразительному искусству должен владеть искусством

общения,

способностью

к

педагогическому

вниманию,

эмпатии.

Немаловажно в ходе занятий творчеством, исследуя жанры и направления в

изобразительном

искусстве,

такие

как,

натюрморт,

использовать

педагогическую импровизацию, умение работать по плану «в голове»,

привлекать личный опыт. Помогает при этом развитая коммуникативная

культура учителя, умение вести диалог, дискуссию.

Методы, помогающие активизировать процесс обучения и вызвать у

обучаемого желание принимать творческое участие в этом процессе,

являются «активными методами обучения» (АМО).

Их первостепенной

задачей

является

обеспечение

гармоничного

личностного

развития

обучаемого с учётом индивидуальных особенностей. Важное место при этом

отводится развитию теоретического мышления. Теоретическое мышление в

свою очередь предполагает выявление противоречий, которые имеются

внутри изучаемой темы.

В российской энциклопедии по охране труда пишется: «АМО

позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в

решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не

только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают

практические навыки и умения». Это говорит о пользе АМО в рамках

учебного процесса.

Организация оценочных проблемных ситуаций во время проведения

занятий

в

художественной

школе

развивает

критическое

мышление

учащихся. Умение критически мыслить необходимо на разных этапах

рисования натюрморта и с натуры и по представлению. В процессе этой

работы

дети

должны

проявить

высокую

наблюдательность

и

путём

сопоставления найти возможные ошибки.

Ведь во время работы над

натюрмортом необходимо постоянно корректировать цветовые отношения

всех предметов натуры с учетом закономерностей воздушной и линейной

перспективы.

Необходимо развивать у детей способность к анализу, умению

находить ошибки и обосновывать их во время творческой работы.

Прививаются эти навыки постепенно.

Используя

технологию

проблемного

обучения

в

преподавании

живописи по теме «Натюрморт» необходимо стимулировать учеников

совершить открытие самим, ведь лучше всего запоминаются знания не

услышанные, а найденные в поиске.

Важно научить ребят рассуждать,

мыслить, стараться находить ответы на возникающие в ходе работы вопросы.

В результате, основные понятия рисования натюрморта не преподносятся в

готовом виде, а отыскиваются через опорные понятия. Учитель побуждает

детей добывать знания, вовлекает их в творческий процесс, дает возможность

самостоятельно додуматься, как действовать дальше, найти оригинальные

творческие решения практической работы над композицией той или иной

постановки

натюрморта.

Развитие

интереса

к

рисованию

с

натуры

невозможно

без

стимулирования

мышления

ребенка.

В

рисовании

натюрморта происходит процесс познания окружающего мира, не просто

стороннего созерцания, а переход от разрозненных представлений об

объектах и предметах к полному восприятию и обобщенному представлению

о нем. Опираясь на натуру, ученик исследует ее, пытается отметить ее

характерные черты, чтобы понять структуру предмета, использует метод

сравнения. При рисовании натюрморта понятия, суждения и выводы о

предметах окружающего мира становятся более конкретными и ясными, так

как натура находится перед зрителем, доступны измерения и сравнения ее

элементов.

Следовательно, принимая за основу то, что обучение рисования

натюрморта с натуры в художественной школе приводит к развитию

умственных способностей, необходимо научить детей правильно судить о

форме предметов на основе данных о явлениях построения композиции,

перспективы, умения видеть и передавать тонально-цветовые связи. Научить

учитывать и анализировать формы предметов в зависимости от законов

светотени, перспективного сокращения в пространстве, правильно видеть,

сравнивать, понимать и рисовать.

Великие итальянские художники отмечали, что рисование с натуры

лучший метод обучения. В трактатах и методиках об изобразительном

искусстве рисункам с натуры придается особое внимание. Это справедливо

не только для профессиональной художественной подготовки, но и для

обучения учащихся в художественной школе по предпрофессиональной

программе. Успешное обучение живописи предметов с натуры зависит от

того, какие методы и приемы используются в процессе обучения. В этом

процессе активную роль играет педагог, он же творческий наставник, от

уровня

подготовки

которого,

его

профессиональных

качеств

и

художественной культуры зависит результативность работы. Существует

множество методов и приемов преподавания изобразительного искусства.

Каждый педагог должен руководствоваться теми методами и приемами в

своей работе, которые наиболее близки ему.

ВЫВОД ПО РАЗДЕЛУ I

Методики

преподавания

изобразительного

искусства

в

художественных школах в настоящее время развиваются очень интенсивно.

Значение рисования натюрморта с натуры особенно велико, так как

составляет один из важнейших разделов обучения изобразительной грамоте.

Именно при рисовании натюрморта с натуры происходит приобретение

знаний и навыков передачи средствами рисунка и живописи особенностей

формы и цвета предметов, оказавшихся под влиянием освещения, цветовые и

светотональные признаки в значительной степени обусловлены окружающей

средой, воздушной средой.

В процессе обучения учащихся рисованию натюрморта, целесообразно

использовать следующие методы и приемы: эмоциональный настрой,

художественное

слово,

педагогическая

драматургия,

игра.

Учителю

необходимо помнить, что целью изучения жанра натюрморт является не

только знакомство с различными

предметами, но и с понятиями,

выраженными взаимосвязями форм этих предметов. Ведь процесс познания

объективной реальности во многом зависит от способности человека

анализировать

и

синтезировать

полученные

визуальные

впечатления.

Рисование натюрморта имеет большой потенциал для развития этой

способности. Какой бы ни была краткой задача, поставленная учителем

перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без активизации

его умственной деятельности.

Следовательно, обучение школьников базируется на ассоциативном

мышлении, памяти, которая закрепляется повторениями, заключается в

воспроизведении, обновлении когда-то уже посетивших мыслей. Типы

уроков наиболее подходящих для занятий рисования по теме «натюрморт»

могут быть нетрадиционными и разнообразными, с внесением авторских

разработок педагога, эффективно влияющих на весь процесс обучения. Так

же действенным фактором для создания условий творческой работы над

натюрмортом могут быть занятия, основанные на методах проблемного

обучения, на мышлении, поставленном в проблемную ситуацию, когда

ученик сталкивается с новыми условиями и должен найти новый способ

действия.

В

это

время

происходит

активизация

мысли,

развитие

интеллектуальных способностей.

РАЗДЕЛ II. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ

ЧАСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

2.1

Композиционный и тонально-цветовой поиск в натюрморте

Вся работа над композицией концентрируется на вопросах размещения

натюрморта в картинной плоскости. Натюрморт - это группа предметов,

расположенных на картине в зависимости от фантазии художника и его

эстетического видения.

В зависимости от характера натюрмортной группы предметов - ее

высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов

по величине и цвету, рисующий определяет формат и размер плоскости,

положение композиционного центра, находит тональное или цветовое

решение.

На

особенностях

зрительного

восприятия

основывается

закон

композиционной

цельности.

Об

этом

должен

помнить

каждый,

изображающий натюрморт. Именно те предметы, которые составляют

зрительный центр, включаются в натюрморт как главные, как центр

композиции, подчиняющий себе второстепенные части. Он выявляется

масштабными величинами предметов, их формой, тональными и цветовыми

контрастами при сохранении целостности восприятия натюрморта как

единой объемной формы, расположенной в пространстве.

Иногда при выборе формата пользуются видоискателем, с помощью

которого определяется соотношение горизонтальных и вертикальных сторон

картинной плоскости.

Конкретизация формата в своей основе зависит от пропорций группы.

В том случае, когда высота группы значительно больше ширины, берется

вертикальный формат. Если же предметы, взятые вместе, занимают больше

места по ширине, требуется горизонтальный формат. Если разница между

шириной и высотой группы предметов небольшая, формат выбирается

близким к квадрату.

К тонкостям поиска формата композиции относится выяснение

величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы

предметов. Это весьма важно для определения композиционного центра. При

наличии значительного количества свободного места с той или иной стороны

формата смысловой, зрительный и композиционный центры оказываются

сильно смешенными в противоположную сторону от большой свободной

площади. В подобных случаях натюрморт выглядит перегруженным в той

части, где располагается основная масса, и тем самым нарушается

композиционное равновесие. Кроме того, это противоречит зрительному

восприятию реальной действительности человеком.

Эффект решения натюрмортной композиции во многом зависит от

избранной художником зрительной позиции, будет ли он изображать

натюрморт сидя или стоя, ближе или дальше. От уровня зрения сильно

зависит степень видимости горизонтальной плоскости. Более открытая

горизонтальная

плоскость

увеличивает

протяженность

пространства,

позволяет

яснее

увидеть

планировку

предметов

в

пространстве,

почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт.

Глубину пространства усиливают и перспективные изменения каждого

предмета. Высокий горизонт создает совершенно иной характер композиции

по сравнению с низким горизонтом. При точке зрения сверху картинная

плоскость изображается как бы поставленной на дыбы и на ней открывается

глубокое пространство, где размещаются предметы. Такая точка зрения

создает

впечатление

приземистости

предметов

на

плоскости,

более

свободного взгляда зрителя. При низком уровне зрения горизонтальная

плоскость, на которой размещаются предметы, будет восприниматься в

сильном сокращении в глубину, а сами предметы - более высокими.

Контрасты и соотношения тонов отражают три неразрывных качества

натуры: зависимость от силы и характера освещения, положения в

пространстве и окраски. В зависимости от пропорций, количества темного и

светлого можно выстроить оригинальную композицию в натюрморте со

своей особенной тональностью. Тон как средство композиции и воплощения

замысла дает возможность создавать этюды с натуры в особом ключе, не

повторяясь в цветовой гамме, усиливая впечатление, заостряя характеры

форм. Поиски тональных отношений, градаций тона от самого светлого к

самому темному и сочетаний их в плоскости картины расширяют понимание

гармонии изображаемых объектов, их пластических качеств.

Известно, например, что яркий свет глушит оттенки цвета, делает

натюрморт, выполненный с натуры, однообразным и невыразительным.

Чтобы показать разнообразие светотеневых отношений, предпочтительно

работать не с ярким контрастным освещением, а с плавным рассеянным

светом. Но и с помощью освещенности солнечного дня можно передать

богатство красок в работе над натюрмортом. Яркость цветов в природе

находится в зависимости от освещенности и выражается количеством света,

отражаемого с плоскости предмета, и ни одна поверхность, как известно, не

отражает весь объем падающего на нее света. Французский художник Эжен

Делакруа в своем «Дневнике» об это пишет следующие слова: «Чем предмет

глаже или больше блестит, тем меньше видна его собственная окраска: он в

самом деле становится зеркалом, отражающим окраску соседних предметов».

В

искусствоведческой

и

художественной

терминологии

обычно

используется термин «тон». Русский художник Н.П. Крымов объяснял смысл

этого термина таким образом: «Мы говорим о разнице в тоне, когда оттенки

одной и той же краски отличаются друг от друга своей интенсивностью или

своей светосилой. Если краски разные, но светосила их одинаковая, то,

значит, и тона их одинаковы. Если картина написана разными красками, но в

одной светосиле, то можно сказать, что картина написана одним тоном»

(Приложение В, рис. В.1/1). Следовательно, выходит, что определения:

«тон»,

«светлота»,

«светосила»,

«тональность»

рассматриваются

как

синонимы.

Различные плоскости предметов в натюрморте освещены по-разному в

зависимости от их положения сравнительно источника света, становятся

видимыми переходы тона от света к тени и тональные контрасты. Сюда же

относятся и градации тона, связанные с пространственными планами. Так, в

натюрморте одинаковые предметы по мере отдаленности от глаза художника

могут иметь различную тональность. Находящиеся в глубине предметы не

такие светлые и яркие, как впереди. Также в натюрморте и с сопоставлением

общих тональных контрастов отношений дальнего плана с ближним.

Освещение вызывает градации силы тона, вступая в сложное взаимодействие

с предметной светлотой, объединяет краски по тону, подчиняет их единому

общему тону. Общий тон является прямым следствием общей освещенности.

Наиболее легко заметить разницу в общей тональной освещенности

натюрморта при резкой смене погоды, являющейся непосредственным

источником освещения в пространстве, которая тут же меняет общую

тональность натюрморта. И художник, видя изменяющееся освещение,

отмечает, что контрасты общей тональности становятся сближенными.

В

натюрморте

освещенность

является

источником

объединения

тональных групп. Она создает диапазон тональных отношений от самых

светлых групп к темным, передавая точное состояние общей среды, в

которой даже незначительные движения световых переходов передают

светотеневые контрасты и сближенные средние тона.

Таким образом, различные уровни зрения на постановку дают

возможность художнику увидеть наилучший вариант композиционного

решения. Освещенность в природе является основой тонального и цветового

объединения отношений в композиции натюрморта. Она создает тональный

диапазон

определенного общего состояния в работе, увеличивает или

уменьшает число видимых пропорциональных соотношений светлого и

темного, производя то множество контрастных различий, то уводя формы

предметов

в

натюрморте

в

цветовую

и

тональную

обобщенность,

композиционное единство.

2.2 Разработка занятия по теме «Тональные и цветовые

отношения в натюрморте»

В основе педагогических методов подачи учебного материала по теме

«Натюрморт» лежит принцип рисования с натуры, когда преподаватель

активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий

потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей

обучающихся. Таким образом, занятия в художественной школе даются с

помощью такой организации передачи информации, когда ученики должны

сами работать, чтобы усвоить новые понятия и способы деятельности.

Методическая разработка занятия по изобразительному искусству для

учащихся художественной школы во 2 классе в направлении жанра

натюрморт.

Конспект урока. Тема «Натюрморт из предметов быта и овощей на

контрастном фоне».

Для достижения поставленной цели и реализации задач урока

используются следующие методы обучения:

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

– практический;

– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио ряда).

Цель урока:

- Выполнить с натуры этюд предметов быта овощей или фруктов на

контрастном фоне.

Задачи урока:

- познакомить с контрастом, использованием его в живописных

произведениях мастеров;

- обучить теоретическим и практическим основам изобразительной

грамоты: передавать форму, фактуру, цветовые отношения с помощью

акварельных или гуашевых красок;

- изучить изменение локального цвета предмета под воздействием

освещения и тени, влияние рефлексов;

- научить ставить задачу тонального решения в живописной постановке

и выполнять ее;

-

обучить

владению

различными

живописными

материалами,

передавать эмоциональное состояние в работе;

- развитие художественного вкуса и творческих способностей;

- развитие навыков работы с натуры, по памяти и представлению,

навыков владения инструментами;

- развитие способности видеть тон в цвете, оттенки цвета, цветовые

отношения;

- развитие внимания к объекту рисования, терпения, аккуратности и

законченности в работе.

Необходимое оборудование и материалы для учителя:

- зрительный ряд: репродукции с картин художников XV-XX

вв

(Приложение А, рис..А.1-10), методические схемы - дидактические таблицы

(Приложение В, рис. В.1/1) : «Группы гармонических сочетаний контрастных

цветов», «Изменение основных цветов под влиянием солнечного освещения

и тени», «Изменение натурального цвета под воздействием освещения»,

«Контраст», лучшие работы учащихся (Приложение В, рис. В.9,10),

- медиа-компоненты: компьютерная презентация «Натюрморт»,

- техническое оборудование: компьютер, проектор.

Необходимое оборудование и материалы для ученика:

- акварельная бумага (формат А2), кнопки, карандаш, ластик, кисти

№ 5,6, краски акварельные, палитра, белая бумажная полоска.

Примерное задание:

Выполнить этюды постановки натюрморт, используя контрасты предметов к

огружающему фону.

План урока.

1.

Организационный момент. Приветствие, организация рабочих

мест учащихся.

2.

Постановка темы и задач урока.

3.

Вводная беседа «Натюрморт и его история».

4.

Работа над новым материалом. Воспроизведение учащимися

знаний, связанных с содержанием работы на уроке по теме «Натюрморт».

5.

Педагогический рисунок.

6.

Практическая работа учащихся, выполнение живописной работы

«Натюрморт».

7.

Обобщение и оценка выполненной работы. Подведение итогов и

задание на дом.

Ход урока.

1.

Приветствие, проверка готовности к уроку, подготовка к работе

материалов для рисования (графитные карандаши, листы бумаги формата А2

и А4).

2.

Постановка темы и задач урока.

Организационный момент.

Подготовка детей к восприятию нового материала.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок живописи у нас будет посвящен

контрасту. На этом уроке мы с вами познакомимся с контрастными цветами

и выполним этюды предметов быта, овощей и фруктов на контрастном фоне.

- Предлагаю вам посмотреть натюрморты художников разных веков и

вспомнить и поговорить немного о колорите, который изучали на прошлых

занятиях, когда мы знакомились с цветовым кругом, с теплыми и холодными

цветами, когда мы исследовали, что цвет может быть светлым и темным,

ярким и приглушенным. На прошлых уроках мы говорили о родственных

цветах, писали этюды в сближенной цветовой гамме.

- Кто же ответит: какие цвета называют родственными?

- А какие группы родственных цветов вам знакомы?

Ответы детей: Цвета, которые находятся в одной четверти цветового

круга. Желто-оранжевые, сине-зеленые и т.д.

- Правильно, а вот те цвета, которые находятся напротив друг друга в

цветовом круге принято считать контрастными. Находясь рядом, они только

усиливают свою силу, свою насыщенность.

Работа с таблицами.

-

Контраст

в

переводе

с

итальянского

«противоречие,

противопоставление». В изобразительном искусстве контрастом называется

сочетание противоположных друг другу качеств и свойств, либо цвета, либо

фактур красочного слоя, либо различных живописных приемов. Например:

темный цвет – светлый цвет; теплый – холодный; округлые линии –

угловатые линии; крупные живописные мазки – мелкие мазки. И в жизни

тоже, как и в живописи много противоположностей: например: радость –

печаль, быстро – медленно, большой - маленький и т.д.

- Основными наиболее яркими, сильными цветовыми контрастами

теплых

и

холодных

цветов

являются

следующие

пары:

желтый

фиолетовый; оранжевый – синий; красный – зеленый; белый – черный.

Работа

с

дидактическими

таблицами

«Контраст»,

«Группа

гармонических сочетаний контрастных цветов».

- Художники используют в своих работах закон цветового контраста,

чтобы выразить свое эмоциональное отношение, состояние и, конечно же,

стараются очень гармонично соединить эти яркие цвета. Анализ и просмотр

картины К.Коровина «Розы».

- Постарайтесь определить пары контрастных цветовых сочетаний, на

которых основывается цветовая гармония этой картины.

- И сегодня мы с вами на уроке будем выполнять натюрморт именно в

контрастной гамме. Помимо такой сложной задачи – как сгармонизировать

яркие цвета, вам необходимо решить и другую – передать тональность

постановки, объем предметов и освещение.

- Какие основные градации светотени вам знакомы? Ответы детей:

свет, полутень, тень и т.д.

- Что такое рефлекс?

- Что такое собственная тень?

- Что такое локальный цвет предмета?

- Какой же локальный цвет у перца?

- Как же он изменяется под воздействием освещения и тени?

Ответ: на свету локальный цвет теплеет, в тени – холоднее.

Работа с дидактическими таблицами: «Изменение локального цвета

предмета под влиянием освещения и тени» на основе схем , «Схема

разработки

освещённых

и

теневых

плоскостей

формы

предмета»,

«Воздушная перспектива отдельно взятого предмета».

- Итак, давайте попробуем подобрать локальный цвет перца, теперь

подберем цвет перца на свету и цвет теневой части. Мы видим, что

локальный цвет не может быть одним и на свету и в тени, он изменяется от

теплого к холодному. Но стоит не забывать о тесной взаимосвязи предмета с

окружающей средой, а этого можно достичь только через рефлексы.

Анализ задания.

- Итак, послушайте задание. Для успешного выполнения работы вам

необходимо:

1. Закомпоновать изображение в листе.

2. Выявить светотеневые градации изменения освещенности предметов

по их форме и отметить их карандашом.

3. Выполнить этюд, передать цветом объем предметов, соблюдая

тональные отношения (светлый предмет на темном фоне, темный предмет на

светлом фоне).

4. Связать контрастные предметы с окружающей средой, при помощи

рефлексов.

В итоге мы должны увидеть, как вы умеете: передавать многообразие

цветовых оттенков предмета, лепить форму предмета, передавать освещение,

работать над рефлексами, аккуратно работать кистью, мазком.

Практическая работа учащихся.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель следит за

выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к учащимся,

комментирует их действия, исправляет ошибки (компоновка, плоскостное

изображение и т.д.), помогает советами. По окончании урока ученики

выставляют готовые работы (Приложение В, рис. В.3-13).

Анализ и оценка работ.

- Итак, вы выполнили натюрморт на контрастном предметам фоне,

сейчас мы посмотрим работы и попытаемся оценить их по следующим

критериям:

Композиционное размещение в листе;

Решение локального цвета - объём, форма предмета;

Связь со средой;

Аккуратность работы.

Подведение итогов урока и задание на дом.

Судя по вашим работам, большинство из вас справились с заданием, в

своих этюдах вы грамотно применили закон цветового контраста, сумели

гармонично сочетать яркие, насыщенные цвета и показать форму и

освещение предметов.

- Ребята, с какими цветами вы познакомились сегодня на уроке? Что

узнали нового о цветовом контрасте? Какие пары контрастных цветов вы

запомнили?

- К следующему уроку вам необходимо подобрать на палитре

понравившиеся пятна контрастных цветов среди окружающих вас предметов,

тканей, интерьера и т.д. и рассказать о них на следующем занятии.

- На этом урок окончен. До свидания.

ВЫВОД ПО РАЗДЕЛУ II

Методики

преподавания

изобразительного

искусства

в

художественных школах в настоящее время развиваются очень интенсивно.

Практически в каждой методической разработке различных авторов, большое

внимание на уроках изобразительного искусства уделяется рисованию в

направлении разных жанров, в том числе и жанра натюрморт. Значение

рисования натюрморта с натуры особенно велико, так как составляет один из

важнейших разделов обучения изобразительной грамоте. Именно при

рисовании натюрморта с натуры происходит приобретение знаний и навыков

передачи средствами рисунка и живописи особенностей формы и цвета

предметов,

оказавшихся

под

влиянием

освещения,

цветовые

и

светотональные признаки в значительной степени обусловлены окружающей

средой, воздушной средой.

В процессе обучения учащихся рисованию натюрморта, целесообразно

использовать следующие методы и приемы: эмоциональный настрой,

художественное слово, педагогическая драматургия, пластика, театр, игра.

Учителю необходимо помнить, что целью изучения жанра натюрморт

является не только знакомство с различными предметами, но и с понятиями,

выраженными взаимосвязями форм этих предметов. Ведь процесс познания

объективной реальности во многом зависит от способности человека

анализировать

и

синтезировать

полученные

визуальные

впечатления.

Рисование натюрморта имеет большой потенциал для развития этой

способности. Обучение школьников на уроках изобразительного искусства

базируется на ассоциативном мышлении, памяти, которая закрепляется

повторениями, заключается в воспроизведении, обновлении когда-то уже

посетивших мыслей.

В

заключении

следует

отметить,

что

типы

уроков

наиболее

подходящих для занятий живлписью по теме «натюрморт» могут быть

нетрадиционными и разнообразными, с внесением авторских разработок

педагога, эффективно влияющих на весь процесс обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представление о взаимодействии тональных и цветовых отношений, о

композиции, о манере исполнения и фактуре письма, о контрасте и колорите,

необходимы не только для практического применения в творческой работе

над созданием натюрморта в технике живописи с натуры, но и в применении

в педагогической практике, и в исследованиях истории искусства, так как

является обобщением теоретического и практического опыта поколений

художников. С помощью знания и применения на практике выразительных

средств и возможностей при создании работы «Натюрморт» в живописной

технике учащийся исследует роль цвета в создании пластического единства

формы и пространственной глубины, значение перспективы в композиции,

общего колористического состояния в натюрморте.

На

основе

теоретических

и

практических

знаний

средств

и

возможностей живописи, можно выстраивать различные методики и подходы

занятий по изобразительному искусству в направлении жанра натюрморт в

художественной

школе.

Предполагаемые

тематические

блоки

и

педагогические идеи занятий разрабатываются в такой последовательности,

чтобы постоянно поддерживать у детей интерес к изобразительному

искусству.

К

привычке

наблюдения

и

анализирования

видимого

окружающего мира, необходимо обеспечивать каждому обучающемуся

возможность дальнейшего развития по усвоению изобразительных навыков

работы с натуры. Данные занятия могут быть продолжением освоения

учащимися на уроках рисования основ рисунка и живописи.

Обучающиеся знакомятся с одним из жанров изобразительного

искусства натюрмортом, с правилами изображения предметов окружающего

мира в жанре натюрморт с натуры и по памяти, с основами цвето-тональных

отношений, с правилами построения композиционного пространства, со

способами

работы

с

различными

художественными

материалами

и

техниками, их выразительными возможностями. Начальные знания по

изобразительной грамоте и владение художественными материалами и

техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный

язык изобразительного искусства, при помощи которого учащиеся смогут

передавать свои мысли и впечатления об окружающей действительности.

Занятия рисования натюрморта с натуры развивает творческие способности

детей и формируют устойчивый интерес к творческой деятельности.

Психологическая

структура

методов

обучения

рисования

натюрморта

включает познавательную потребность, неполное знание о предмете или

явлении, но достаточное для того, чтобы восстановить его до целостного

образа, интеллектуальные возможности и творческие способности ребенка.

Таким образом, изучение техники выполнения натюрморта акварелью

или

гуашью

на

сегодняшний

день

является

прекрасным

средством

воздействия на личностное развитие подрастающего поколения, средством

эстетического развития, обучения изобразительному искусству. Живопись

позволяет создавать самые богатые и тонкие варианты колорита, иллюзию

пространства и объема на плоскости. Ей свойственны особые возможности

непосредственного выражения авторского замысла, настроения и передачи

внутренних импульсов художника зрителю.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.:

Прогресс, 1974. - 392 с.

2.

Аранова С.В. Обучение ИЗО / С.В. Аранова. - СПб.: Каро, 2004.

- 150 с.

3.

Алексич М.Н. Школа изобразительного искусства / М.Н. Алексич, Е.В.

Нестерова. Вып. 5. - М.: Изобразительное искусство, 1994. - 235 с.

4.

Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. 2-е, исправленное и

дополненное изд. / Ю. Аксенов, М. Левидова. - М.: Советский

художник, 1986. - 326 с.

5.

Алексеев С.С. О колорите / С.С. Алексеев. - М.: Изобразительное

искусство, 1974. - 176 с.

6.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. - М.:

Просвещение, 1981. - 357 с.

7.

Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта / Б.Р Виппер. - СПб.:

Азбука-классика, 2005. - 384 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.

Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

9.

Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. – М.: Искусство, 1965. -

214 с.

10.

Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись / А.С. Зайцев. М.: Искусство,

1986. – 158 с.

11.

Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. М.: Аронов Д., 2016. – 96 с.

12.

Крымов Н.П. Художник и педагог / Н.П. Крымов, М.: Изобразительное

искусство, 1989. - 224 с.

13.

Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.

И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

14.

Неменский Б.М. Искусство вокруг нас / Б.М. Неменский - М.:

Просвещение, 2003 - 144 с.

15.

Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия /

Ростовцев Н.Н. – М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

16.

Радлов Н.Э. Рисование с натуры. - 3-е изд. / Н.Э. Радлов - Л.: Художник

РФСР, 1978. - 121 с.

17.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей: Натюрморт.

Портрет. Пейзаж / Н.М. Сокольникова - М.: Астрель, 2010. - 144 с.

18.

Троицкий А.О. Русская живопись. Мастера и шедевры / А.О. Троицкий

- М.: Оникс, 2014. - 319 с.

19.

Шашков Ю.П. Живопись и её средства: Учебное пособие для вузов /

Ю.П. Шашков - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 128 с.

Приложение А

Рис.А.1:

Жан Батист Симеон Шарден. «Атрибуты искусства».

1724-1728.

Холст,

масло.

Рис.А.2: Меризи де Караваджо. «Корзина с фруктами». 1596. Холст, масло.

Рис.А.3:

Клод Моне. «Натюрморт с яблоками и виноградом». 1880.

Холст, масло.

Рис.А.4:

Поль Сезанн. «Натюрморт с драпировкой». 1895.

Холст, масло.

Рис.А.5:

Винсент Ван Гог. «Ирисы». 1889. Холст, масло.

Рис.А.6. Анри Матисс. «Натюрморт с голубой скатертью». 1906.

Холст, масло.

Рис.А.9. Пабло Пикассо. «Натюрморт с чашей и кувшином». 1908.

Холст, масло

Рис.А.10. Константин Коровин. «Розы». 1910-е. Холст, масло.

Приложение Б

Рис.Б.1/1:

Таблица тональности Н.П. Крымова.

Рис.Б.1/2:

Поэтапность выполнения натюрморта в живописи.

Рис.Б.1:

Этап тонального поиска в натюрморте. (Образец).

Рис.Б.2:

Этап тонального и цветового поиска в натюрморте. (Образец).

Рис.В.3-5:

Учебные детские рисунки в жанре натюрморт. 2019.. Бумага, акварель.

Рис.В.6,7:

Учебные детские рисунки в жанре натюрморт (варианты). Бумага, акварель

Рис.В.8,9:

Учебные детские рисунки в жанре натюрморт (варианты). Бумага, акварель

Рис.В.10,11:

Учебные детские рисунки в жанре натюрморт (варианты). Бумага, акварель

Рис.В.12,13:

Учебные детские рисунки в жанре натюрморт (варианты). Бумага, акварель



В раздел образования