Напоминание

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познай себя"


Автор: Белых Любовь Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г.Стрежевой, Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познай себя"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 городского округа Стрежевой

с углубленным изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности « Познай себя!»

для обучающихся 5 класса

Количество часов – 34 ч.

Разработчик:
Белых Любовь Петровна педагог-психолог, высшая котегория.
Стрежевой - 2016г.


Программа
« Познай себя »
Вид программы:
модифицированная
Возрастная группа:
для обучающихся 5 классов ( подростковый возраст)
Продолжительность реализации:
34 часа.
Тип программы:
коррекционно-развивающая.
Программу составила:
Белых Любовь Петровна– педагог-психолог

Пояснительная записка.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Рабочая программа предназначена для работы учителя, воспитателя или школьного психолога с детьми 10 — 12 лет. Помогает детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства. На занятиях подростки учатся преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений. Данный курс предполагает развитие у учащихся умений и навыков для успешного общения: взаимопонимание, умения задавать вопросы, слушать собеседника, выступать в дискуссии, отстаивать свое мнение. Формирует доверительные отношения к людям, учит конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, анализировать свое поведение. Развивает навыки сотрудничества, планирования своей деятельности. Программа рассчитана на 32 часа и 2 часа резервное время. Предлагаются разные формы занятий: урок, урок-тренинг, урок-лекция, практические занятия, игра, конференция. Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов "репетиции поведения" и элементов психогимнастики Оптимальное число учащихся в группе – 12-16 человек .
Цель:
помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность.
Задачи программы:
 обеспечение школьника средствами самопознания; повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности;  укрепление у него чувства собственного достоинства; развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении;  формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, и обеспечение необходимыми психологическими средствами;  развитие фантазии, воображения.
Структура программы:

Программа состоит из четырех частей. Первая часть «Мой внутренний мир» – направлена на изучение себя, своих возможностей (16 часов). Вторая часть «Учимся сотрудничать» - направлена на формирование у детей навыков общения, сотрудничества в деятельности (3 часа). Третья часть «Учимся решать проблемы» - ориентирована на знакомство с типами проблемных ситуаций и способами их решения (7 часов). Четвертая часть «Учимся создавать проекты» - направлена на отработку практических навыков планирования проектной деятельности (6 часов).
Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

1. Личностными результатами
:  знание основных принципов и правил взаимоотношений, основ здорового образа жизни;  сформированность познавательных интересов и мотивов,  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
2. Метапредметными результатами освоения
являются:
Регулятивные: УУД:
 умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
Личностные УУД:
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению окружающим;  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
 умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно- популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
3. Предметными результатами
освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:  усвоение системы знаний о понятиях общение, виды общения;
 формирование навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении;  овладение методами самоконтроля.

Учебно-тематическое и календарное планирование
№ Уро -ка Наименование раздела, тема уроков Планируемые результаты обучения Возможные виды деятельности учащихся/возм ожные формы контроля Использован ие ТСО, компьютерно й техники, компьютерно го программног о обеспечения Возможные направления творческой, исследовател ьской, проектной деятельност и учащихся Календар ные сроки Освоение предметных знаний (базовые понятия) Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Тема 1. «Мой внутренний мир» (16 часов)
1 Введение. Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении. Знать: П о н я т и я у в е р е н н о е , н е у в е р е н н о е и г р у б о е поведение Уметь: различать разные формы поведения Личностные- м о т и в а ц и я обучения Общеучебные-п о и с к и выделение информации. Регулятивные-постановка целей и задач Беседа, игра 1-неделя сентября 2 Мой д н е в н и к . Ч т о я х о ч у рассказать другим о себе. Невербальные формы уверенного, неуверенного, грубого поведения. Уметь: различать разные формы поведения, Личностные- м о т и в а ц и я обучения Регулятивные-постановка целей и задач Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. беседа ЭОР рисунки 2-неделя сентября
3-4 К а к н а ш а уверенность и неуверенность з а в и с я т о т других людей. Знать: как наша уверенность зависит от других; Уметь: различать разные формы поведения Личностные- м о т и в а ц и я обучения Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. беседа 3-4- неделя сентября 5 М о и п р а в а и п р а ва д р у г и х людей. Знать: свои права и права других людей; Уметь: принимать права других Общеучебные-п о и с к и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. беседа Мини- проект 1 неделя октября 6-7 Просьба Уметь: высказывать просьбу, принять согласие или отказ в ее выполнении Регулятивные-постановка целей и задач Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. ЭОР 2-3 неделя октября 8-9 Я в своих глазах и в глазах других людей Уметь: принимать других Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. тренинг 4 неделя октября, 2 неделя ноября 10- 12 Обида Уметь: выразить обиду и досаду Личностные- м о т и в а ц и я обучения Общеучебные-п о и с к и выделение информации. ЭОР 3-4 неделя ноября 13 Как справиться с раздражением и плохим настроением Знать : как справиться с раздражением и плохим настроением; Уметь: применять данные методы на практике Личностные- м о т и в а ц и я обучения Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. тренинг 1 неделя декабря 14 Наши чувства, желания, настроения. Уметь принимать правила « СТОП! ПОДУМАЙ! ДЕЙСТВУЙ!» Регулятивные-постановка целей и задач тренинг 2 неделя декабря
15- 16 Победи своего дракона Уметь: заключать «Контракт с самим собой». Регулятивные-постановка целей и задач Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. тренинг видео 3-4 неделя декабря
Тема 2. « Учимся сотрудничать» (3 часа)
17- 18 Общение. Правила успешного общения Знать: Правила успешного общения Уметь: П р и м е н я т ь п р а в и л а н а практике. Личностные- м о т и в а ц и я обучения Общеучебные-п о и с к и выделение информации. Коммуникативные-умение в ы р а ж ат ь с в о ю т о ч к у зрения по данной проблеме. Лекция, беседа ЭОР 2-3 неделя января 19 Сотрудничество и конкуренция. Знать: Понятия сотрудничество и конкуренция. Уметь: применять правила успешного общения. Личностные- м о т и в а ц и я обучения Личностные- м о т и в а ц и я обучения Регулятивные-оценка достижения р е зул ьт ат а деятельности. . Коммуникативные-умение в ы р а ж ат ь с в о ю т о ч к у зрения по данной проблеме. Дискуссия. 4 неделя января
Тема 2. «Учимся решать проблемы» (7 часов)
20 Проблемные ситуации и подходы к их решению. Знать: подходы к решению проблемных ситуаций Личностные- м о т и в а ц и я обучения Общеучебные-п о и с к и выделение информации. Лекция 1 неделя февраля 21- 26 Учимся распознавать Уметь: распознавать проблемы и находить решения. Личностные- м о т и в а ц и я обучения Практические занятия- 2-4 неделя
проблемы и находить решения. Регулятивные-оценка достижения р е зул ьт ат а деятельности. Коммуникативные-умение в ы р а ж ат ь с в о ю т о ч к у зрения по данной проблеме. тренинги февраля, 1-3 неделя марта
Тема 3. «Учимся создавать проекты» (6 часов)
27- 28 Проектная игра «Праздник в снежном городке» (авторская разработка). Уметь: работать в группе (сотрудничать) Личностные- м о т и в а ц и я обучения Регулятивные-оценка достижения р е зул ьт ат а деятельности. Коммуникативные-умение в ы р а ж ат ь с в о ю т о ч к у зрения по данной проблеме. Деловая игра Групповой проект 1-2 неделя апреля 29- 31 Мой проект. Уметь: планировать свою деятельность, обращаться за п о м о щ ь ю к д р у г и м , сотрудничать. Личностные- м о т и в а ц и я обучения Общеучебные-п о и с к и выделение информации. Регулятивные-оценка достижения р е зул ьт ат а деятельности. Индивидуальн ая работа Презентации Индивидуал ьный проект 3-4 неделя апреля 32- 34 Конференция Уметь: представлять результат своих достижений и давать ему оценку. Регулятивные-оценка достижения р е зул ьт ат а деятельности. Коммуникативные-умение в ы р а ж ат ь с в о ю т о ч к у зрения. Презентация Презентации 1-3 неделя мая

Список литературы, рекомендуемой для подготовки занятий.
1. Битянова М. Большая психологическая игра в работе школьного психолога. // Школьный психолог №40,42. 2004 год. 2. Битянова М. Развитие проектного мышления. // Школьный психолог №30. 2002 год. 3. Ивашова А. Сотрудничество. // Школьный психолог №27-28. 2003 год. 4. Казарцева О. Культура речевого общения. // Воспитание школьников №1. 1997 год. 5. Немов Р.С. Психология. Книга 1.- Изд. Москва. 1998 год. 6. Пилипко Н. Общение. // Школьный психолог №6. 2002 год. 7. Родионов В., Ступницкая М. Проектная деятельность в школе. // Школьный психолог №46. 2004 год. 8. Руководство практического психолога: Психологическая программа развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.; Издательский центр «Академия», 1999 год. 9. Словарь практического психолога. / Составитель Головин С.Ю. – Минск: Харвест, 1998 год. 10. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – Изд. Москва. 2002 год.


В раздел образования