Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познай себя"
Автор: Белых Любовь Петровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов Населённый пункт: г.Стрежевой, Томская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познай себя" Раздел: среднее образование
«Средняя общеобразовательная школа № 4 городского округа Стрежевой
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности « Познай себя!»
для обучающихся 5 класса
Количество часов – 34 ч.
Разработчик:
Белых Любовь Петровна
педагог-психолог, высшая котегория.
Стрежевой - 2016г.
Программа
«
Познай
себя
»
Вид программы: модифицированная
Возрастная группа: для обучающихся 5 классов
( подростковый возраст)
Продолжительность реализации: 34 часа.
Тип программы: коррекционно-развивающая.
Программу составила:
Белых Любовь Петровна– педагог-психолог
Пояснительная записка.
Успех
в
современном
мире
во
многом
определяется
способностью
человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу,
найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его,
оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Рабочая программа предназначена для работы учителя, воспитателя или школьного
психолога с детьми 10 — 12 лет.
Помогает
детям лучше узнать себя, свои сильные
стороны, развить у них чувство собственного достоинства. На занятиях подростки учатся
преодолевать
неуверенность,
страх,
повышенное
волнение
в
различных
ситуациях,
наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать
свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей,
но и способствуя их повышению. Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка
средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни,
решать
встающие
перед
ним
каждодневные
задачи.
Указанный
возрастной
период
является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной
стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с
другой с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений,
проблем, принятии решений.
Данный курс предполагает развитие у учащихся умений и навыков для успешного
общения: взаимопонимание, умения задавать вопросы, слушать собеседника, выступать в
дискуссии, отстаивать свое мнение. Формирует доверительные отношения к людям, учит
конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, анализировать свое поведение.
Развивает навыки сотрудничества, планирования своей деятельности.
Программа рассчитана на 32 часа и 2 часа резервное время.
Предлагаются разные формы занятий: урок, урок-тренинг, урок-лекция, практические
занятия, игра, конференция.
Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии,
проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов "репетиции
поведения" и элементов психогимнастики
Оптимальное число учащихся в группе – 12-16 человек
.
Цель: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство
собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное
волнение
в
различных
ситуациях,
наиболее
успешно
и
полно
реализовывать
себя
в
поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность.
Задачи программы:
обеспечение
школьника
средствами
самопознания;
повышение
представлений
школьника о собственной значимости, ценности;
укрепление у него чувства собственного достоинства; развитие навыков и умений,
необходимых
для
уверенного
поведения,
для
преодоления
затруднений
в
учебе,
других видах деятельности, в общении;
формирование
мотивации
самовоспитания
и
саморазвития,
и
обеспечение
необходимыми психологическими средствами;
развитие фантазии, воображения.
Структура программы:
Программа состоит из четырех частей.
Первая часть «Мой внутренний мир» – направлена на изучение себя, своих
возможностей (16 часов).
Вторая часть «Учимся сотрудничать» - направлена на формирование у детей навыков
общения, сотрудничества в деятельности (3 часа).
Третья часть «Учимся решать проблемы» - ориентирована на знакомство с типами
проблемных ситуаций и способами их решения (7 часов).
Четвертая часть «Учимся создавать проекты» - направлена на отработку практических
навыков планирования проектной деятельности (6 часов).
Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
1. Личностными результатами :
знание
основных
принципов
и
правил
взаимоотношений,
основ
здорового
образа
жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов,
формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,
старшими
и
младшими
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
2. Метапредметными результатами освоения являются:
Регулятивные: УУД:
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить
задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы.
Личностные УУД:
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению окружающим;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для
себя
новые
задачи
в
учёбе
и
познавательной
деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для
дискуссии
и
аргументации
своей
позиции,
сравнивать
разные
точки
зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками,
работать
индивидуально
и
в
группе:
находить
общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-
популярной
литературой,
словарями
и
справочниками;
анализировать
и
оценивать
информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
3. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются:
усвоение системы знаний о понятиях общение, виды общения;
формирование навыков
и
умений,
необходимых
для
уверенного
поведения,
для
преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении;
овладение методами самоконтроля.
Учебно-тематическое и календарное планирование
№
Уро
-ка
Наименование
раздела, тема
уроков
Планируемые результаты обучения
Возможные
виды
деятельности
учащихся/возм
ожные формы
контроля
Использован
ие ТСО,
компьютерно
й техники,
компьютерно
го
программног
о
обеспечения
Возможные
направления
творческой,
исследовател
ьской,
проектной
деятельност
и учащихся
Календар
ные
сроки
Освоение предметных знаний
(базовые понятия)
Универсальные учебные
действия (личностные и
метапредметные
результаты)
Тема 1. «Мой внутренний мир» (16 часов)
1
Введение.
Представление
об
уверенном,
неуверенном
и
грубом
поведении.
Знать:
П о н я т и я
у в е р е н н о е ,
н е у в е р е н н о е
и
г р у б о е
поведение
Уметь: различать разные
формы поведения
Личностные-
м о т и в а ц и я
обучения
Общеучебные-п о и с к
и
выделение информации.
Регулятивные-постановка
целей и задач
Беседа, игра
1-неделя
сентября
2
Мой
д н е в н и к .
Ч т о
я
х о ч у
рассказать
другим
о
себе.
Невербальные
формы
уверенного,
неуверенного,
грубого
поведения.
Уметь: различать разные
формы поведения,
Личностные-
м о т и в а ц и я
обучения
Регулятивные-постановка
целей и задач
Коммуникативные-умение
выражать свою точку
зрения по данной проблеме.
беседа
ЭОР
рисунки
2-неделя
сентября
3-4
К а к
н а ш а
уверенность
и
неуверенность
з а в и с я т
о т
других людей.
Знать: как наша уверенность
зависит от других;
Уметь: различать разные
формы поведения
Личностные-
м о т и в а ц и я
обучения
Коммуникативные-умение
выражать свою точку
зрения по данной проблеме.
беседа
3-4-
неделя
сентября
5
М о и
п р а в а
и
п р а ва
д р у г и х
людей.
Знать: свои права и права
других людей;
Уметь: принимать права
других
Общеучебные-п о и с к
и
выделение информации.
Коммуникативные-умение
выражать свою точку
зрения по данной проблеме.
беседа
Мини-
проект
1
неделя
октября
6-7
Просьба
Уметь: высказывать просьбу,
принять согласие или отказ в
ее выполнении
Регулятивные-постановка
целей и задач
Коммуникативные-умение
выражать свою точку
зрения по данной проблеме.
ЭОР
2-3
неделя
октября
8-9
Я в своих глазах
и в глазах других
людей
Уметь: принимать других
Коммуникативные-умение
выражать свою точку
зрения по данной проблеме.
тренинг
4
неделя
октября,
2
неделя
ноября
10-
12
Обида
Уметь: выразить обиду и
досаду
Личностные-
м о т и в а ц и я
обучения
Общеучебные-п о и с к
и
выделение информации.
ЭОР
3-4
неделя
ноября
13
Как справиться с
раздражением
и
плохим
настроением
Знать : как справиться с
раздражением и плохим
настроением;
Уметь: применять данные
методы на практике
Личностные-
м о т и в а ц и я
обучения
Коммуникативные-умение
выражать свою точку
зрения по данной проблеме.
тренинг
1
неделя
декабря
14
Наши
чувства,
желания,
настроения.
Уметь принимать правила «
СТОП! ПОДУМАЙ!
ДЕЙСТВУЙ!»
Регулятивные-постановка
целей и задач
тренинг
2
неделя
декабря
15-
16
Победи
своего
дракона
Уметь: заключать «Контракт с
самим собой».
Регулятивные-постановка
целей и задач
Коммуникативные-умение
выражать свою точку
зрения по данной проблеме.
тренинг
видео
3-4
неделя
декабря
Тема 2. « Учимся сотрудничать» (3 часа)
17-
18
Общение.
Правила
успешного
общения
Знать:
Правила успешного общения
Уметь:
П р и м е н я т ь
п р а в и л а
н а
практике.
Личностные-
м о т и в а ц и я
обучения
Общеучебные-п о и с к
и
выделение информации.
Коммуникативные-умение
в ы р а ж ат ь
с в о ю
т о ч к у
зрения по данной проблеме.
Лекция, беседа
ЭОР
2-3
неделя
января
19
Сотрудничество
и конкуренция.
Знать:
Понятия
сотрудничество
и
конкуренция.
Уметь:
применять
правила
успешного общения.
Личностные-
м о т и в а ц и я
обучения
Личностные-
м о т и в а ц и я
обучения
Регулятивные-оценка
достижения
р е зул ьт ат а
деятельности.
.
Коммуникативные-умение
в ы р а ж ат ь
с в о ю
т о ч к у
зрения по данной проблеме.
Дискуссия.
4
неделя
января
Тема 2. «Учимся решать проблемы» (7 часов)
20
Проблемные
ситуации и
подходы к их
решению.
Знать:
подходы
к
решению
проблемных ситуаций
Личностные-
м о т и в а ц и я
обучения
Общеучебные-п о и с к
и
выделение информации.
Лекция
1
неделя
февраля
21-
26
Учимся
распознавать
Уметь: распознавать проблемы
и находить решения.
Личностные-
м о т и в а ц и я
обучения
Практические
занятия-
2-4
неделя
проблемы и
находить
решения.
Регулятивные-оценка
достижения
р е зул ьт ат а
деятельности.
Коммуникативные-умение
в ы р а ж ат ь
с в о ю
т о ч к у
зрения по данной проблеме.
тренинги
февраля,
1-3
неделя
марта
Тема 3. «Учимся создавать проекты» (6 часов)
27-
28
Проектная игра
«Праздник в
снежном
городке»
(авторская
разработка).
Уметь:
работать
в
группе
(сотрудничать)
Личностные-
м о т и в а ц и я
обучения
Регулятивные-оценка
достижения
р е зул ьт ат а
деятельности.
Коммуникативные-умение
в ы р а ж ат ь
с в о ю
т о ч к у
зрения по данной проблеме.
Деловая игра
Групповой
проект
1-2
неделя
апреля
29-
31
Мой проект.
Уметь:
планировать
свою
деятельность,
обращаться
за
п о м о щ ь ю
к
д р у г и м ,
сотрудничать.
Личностные-
м о т и в а ц и я
обучения
Общеучебные-п о и с к
и
выделение информации.
Регулятивные-оценка
достижения
р е зул ьт ат а
деятельности.
Индивидуальн
ая работа
Презентации
Индивидуал
ьный проект
3-4
неделя
апреля
32-
34
Конференция
Уметь: представлять результат
своих
достижений
и
давать
ему оценку.
Регулятивные-оценка
достижения
р е зул ьт ат а
деятельности.
Коммуникативные-умение
в ы р а ж ат ь
с в о ю
т о ч к у
зрения.
Презентация
Презентации
1-3
неделя
мая
Список литературы, рекомендуемой для подготовки занятий.
1.
Битянова М. Большая психологическая игра в работе школьного психолога. //
Школьный психолог №40,42. 2004 год.
2.
Битянова М. Развитие проектного мышления. // Школьный психолог №30. 2002 год.
3.
Ивашова А. Сотрудничество. // Школьный психолог №27-28. 2003 год.
4.
Казарцева О. Культура речевого общения. // Воспитание школьников №1. 1997 год.
5.
Немов Р.С. Психология. Книга 1.- Изд. Москва. 1998 год.
6.
Пилипко Н. Общение. // Школьный психолог №6. 2002 год.
7.
Родионов В., Ступницкая М. Проектная деятельность в школе. // Школьный
психолог №46. 2004 год.
8.
Руководство практического психолога: Психологическая программа развития
личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В.
Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.; Издательский центр «Академия», 1999 год.
9.
Словарь практического психолога. / Составитель
Головин С.Ю. – Минск: Харвест, 1998 год.
10. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – Изд.
Москва. 2002 год.