Напоминание

Знакомство с техникой "пастель" в 1 классе ДХШ


Автор: Ксенофонтова Елена Васильевна
Должность: преподаватель живописи
Учебное заведение: МБУ ДО "ДХШ №2" НГО
Населённый пункт: Приморский край, г. Находка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Знакомство с техникой "пастель" в 1 классе ДХШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская художественная школа №2» НГО

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

«ЗНАКОМСТВО С ТЕХНИКОЙ «ПАСТЕЛЬ»

В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ШКОЛЕ»

Методическая разработка по предмету рисунок.

1класс (10-11 лет)

Ксенофонтова Елена Васильевна

преподаватель МБУ ДО «ДХШ 2» НГО

г. Находка

2023 год

Содержание:

1. Введение

2. История возникновения и развития.

3. Художественные особенности.

4. Виды пастели.

5. Бумага и дополнительные материалы для пастели.

6. Выразительные средства и приёмы рисования пастелью.

7. Методика проведения занятий.

8. Заключение.

9. Список литературы.

1.

ВВЕДЕНИЕ

Изобразительное искусство – это вид художественного творчества, целью

которого является воспроизводство окружающего мира. В первый год

обучения в детской художественной школе дети только начинают

знакомиться с рисунком и композицией. Они учатся правильно держать руку,

карандаш, изучают виды линий, штриха, свойства бумаги, форму предметов,

пропорции и так далее. Для учащихся в 1 классе каждый урок – это

открытие чего - то нового, поэтому, применение такого материала как

пастель на уроках рисунка, будет интересно не только детям, но и педагогу.

Постоянная смена художественных материалов, овладение их

выразительными возможностями – одна из важных задач на начальном этапе

обучения. Так как многообразие видов деятельности стимулирует интерес

учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием

формирования личности каждого.

Целью написания данной методической работы является рассмотрение

основных приемов пастели при выполнении учебного задания, что может

облегчить работу преподавателя, а учащимся дать наглядный пример.

2.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Среди множества техник и инструментов, которые применяют

современные художники, пастель выделяется необычной фактурой и

яркостью цвета. Рисунок пастелью нарисовать непросто, но увлекшись этим

направлением, совершенствуя собственные навыки и прилагая усилия для

получения нужного результата, можно добиться желаемого. Тем более что

сам по себе процесс приносит удовольствие и увлекает в работу с головой.

Пастель — уникальная техника изобразительного искусства. С графикой ее

роднит использование линий и штриховки в процессе написания картины, а с

живописью — большое разнообразие выразительных возможностей.

Пастель (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов,

применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной

классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего

выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму

брусков с круглым или квадратным сечением. В качестве самостоятельного

живописного средства пастель получила широкое распространение в XVIII

веке. Мастера пастели XVI-XVII веков работали в традициях чистого

рисунка. Сама мягкая пастель была изобретена в начале XVI века заурядным

французским художником Жаном Паррелем для быстрых зарисовок военной

компании Людовика ХII в Северной Италии.

Новый сухой художественный материал был высоко оценен Леонардо

да Винчи (1452-1519), который использовал пастель для набросков.

Современные художники, работающие в этой технике, имеют гораздо более

богатую цветовую палитру.

От мела к пастели.

Метод рисования, популярный в XVII-XVIII веках, базировался на «технике

трех мелков», включающий использование черного мела, сангины (красного

мела) и белил, которыми работали на тонированной основе.

Портреты и наброски, традиционно исполняемые этими тремя мелками,

постепенно стали дополняться пастелью.

Около 1665 года французский художник Шарль Лебрен написал пастелью

торжественный портрет Людовика ХIV, скрепив тем самым новое

художественное средство печатью королевского благоволения.

Шарль Лебрен. Торжественный портрет Людовика ХIV, около 1665г.

Первым мастером, работающим исключительно в технике пастели,

стала знаменитая венецианская художница Розальба Каррьера (1675-1758).

Перейдя от раскрашивания табакерок к созданию пастельных портретов, она

стала очень популярной в Италии и Франции. Пастельные портреты знатных

дам в ее исполнении отличались удивительной утонченностью. Художница

имела огромный успех и получала заказы на портреты пастелью со всей

Европы. Только в 1720 году, приехав в Париж, она создала за год, как

считается, не менее пятидесяти портретов. К тому времени в Париже

стараниям и французского художника Жозефа Вивиана (1657-1735) пастель

была утверждена в качестве художественного средства для создания

портретов, но именно Розальба Каррьера оказала влияние на развитие

портретного жанра в этой технике. Слава художницы не утихла даже много

лет спустя после ее смерти. В результате к 1780 году в Париже работало уже

более 2500 художников - пастелистов.

В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и

получает особую популярность во Франции, где её использовали такие

известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден,

позднее Грёз, Жан Этьен Лиотар, Делакруа.

Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь

пробудился только во второй половине XIX века.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались

пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им

работать. Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он

накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя

проступающий сквозь пастель тон бумаги, или добавляя мазки маслом или

акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром,

после чего пастель размягчалась и ее можно, было растушевывать кистью

или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и

создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения

других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого

вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему

размера.

«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега —1897 г.

Пастель в России

В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия,

привезенная иностранными художниками. На протяжении всего XVIII века

создателями произведений в этой технике были мастера так называемой

россики — иностранные живописцы, работавшие в России. Они выполняли,

почти исключительно, портреты на заказ. Распространение в среде русских

художников техника пастели получила несколько позже. Скорый в

изготовлении, исполняемый зачастую в один сеанс, пастельный портрет

получил широкое распространение, стал одним из самых любимых видов

заказного изображения, выполняя некоторым образом функцию фотографии.

С 1840-х годов в Россию из Европы приходит мастерство дагерротипии, а в

конце 1840-х появляется способ тиражирования фотографических

изображений. Впечатляющая новация на время вытеснила с художественного

рынка акварельный, миниатюрный и пастельный портрет, поэтому в России в

1840—1860-е годы пастель находит крайне редкое употребление.

В 1890-х годах пастельная техника в России фактически переживает

второе рождение. Почти все пастели Исаака Ильича Левитана относятся к

1890-м годам. До того Левитан к этой технике не обращался вовсе, а

впоследствии — после 1894 года — лишь в отдельных случаях. В коллекции

Русского музея — три пастели мастера: «Хмурый день» (1895) «Долина

реки» (1890-е) и одна из вершин творчества Левитана — «Луг на опушке

леса» (1898).

«Луг на опушке леса», И. Левитан, 1898 год.

Для Зинаиды Серебряковой пастель до конца дней оставалась

излюбленной техникой. В манере «non finito» («незавершенности») созданы

портреты детей, с тонко проработанным лицом и едва намеченной одеждой, а

также — «балетная серия», где фигуры лишь намечены расплывчатым

контуром. «Марокканская серия» (1928, 1932) целиком выполнена в пастели.

В настоящее время общества художников - пастелистов существуют во

всем мире и они объединены в Международную ассоциацию пастельных

обществ.

«Водонос. Марокко», Зинаида Серебрякова, 1928г.

2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Пастель — цветные мягкие, сухие мелки или карандаши без какой либо

оправы, сделанные из стертых в пудру и спрессованных красочных порошков

(пигментов). Чтобы пигменты имели форму, обычно это бруски с

квадратным или круглым сечением, в них добавляют клейкий сок из коры

некоторых пород деревьев. Этот сок называется камедь. Но если пастель

другой разновидности, то в ее составе будут воск, минеральные масла и

прочие связующие вещества. Иногда в пастель добавляют гипс, мел или

молоко.

Пастель оставляет на поверхности текстурный штрих, он мягкий и с

удовольствием поддается ретушевке и растиранию, также этот материал

легко можно удалить с бумаги при помощи ластика. Очень удобна, для

работы пастелью, шероховатая поверхность, а именно бумага. Плоская,

ровная и глянцевая поверхности абсолютно не пригодны для данного

материала из-за его состава. Если фактура отсутствует, то пастели просто не

на чем будет держаться. То же самое относится и к крупнозернистым

фактурам, и к слишком шероховатым поверхностям. В этом случае материал

будет ложится слишком толстым слоем, что тоже сделает его менее

прочным. Идеальнее всего будет бумага с умеренной зернистостью или

шероховатостью.

Цветовая палитра пастели очень разнообразна и красочна, пигменты

остаются яркими и свежими на протяжении очень длительного времени.

Единственный минус данного материала — это то, что он одновременно и

мягкий и твердый, то есть он не способен высохнуть, и красочный слой легко

осыпается и стирается. С тех пор как стали использовать пастель, художники

ищут наиболее «безболезненный» способ закрепления ее на поверхности. В

настоящее время существуют различные химические фиксаторы пастели, но

при их нанесении изображение теряет свою особую бархатистость и мягкость

В пастели множество всевозможных ярких и густых оттенков, которые

легко можно смешать. Еще одним преимуществом является то, что пастель

можно взять с собой на любую прогулку и устроить пленэр, она имеет

небольшой вес и в отличии от других цветных материалов (акварель,

масляные краски) не требует дополнительных приспособлений, таких как

кисточки, вода, либо разбавители и палитры. Ошибки и недочеты в работах

пастелью можно исправить сразу же, не дожидаясь пока высохнет красочный

слой, а любой цвет можно сделать абсолютно другим при помощи ластика,

или же без него.

Пастель — разновидность мела, но совсем с другими свойствами.

Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с

большей цветовой плотностью и формирует нежные бархатистые штрихи с

мягкими, рыхлыми краями. Рисунок пастелью в отличие от рисунка мелом и

углем скорее похож на совокупность размытых пятен однородного цвета.

Пастель, мел и уголь роднит то, что для рисования этими средствами

используется обычно шероховатая бумага. Пастель бывает в виде круглых

брусков и в виде брусков с квадратным сечением.

Различные оттенки пастели.

В живописи маслом, акварелью и акриловыми красками можно управиться

с несколькими основными цветами, поскольку получаете больше цветов

путем смешивания красок. Пастель предварительно смешать нельзя, поэтому

потребуется гораздо больше палочек пастели, чем тюбиков с красками.

Выбор диапазона цветов, которые дадут достаточные возможности для

сочетания красок и не ввергнут при этом в большие расходы, может быть

делом трудным.

Если посмотреть на ящички с пастелью, то можно увидеть, что некоторые

цвета носят название или номер. Последний указывает на тон цвета,

например, на более темную или более светлую версию ультрамарина.

Все цвета пастели производятся в чистом виде плюс светлые и темные

версии этого цвета. К светлой версии добавляют белую пастель, а к темной -

черную.

3. ВИДЫ ПАСТЕЛИ

СУХАЯ ПАСТЕЛЬ — гамма сухой пастели состоит примерно из 100

оттенков, которые все могут налагаться друг на друга и отлично

растушевываются. Благодаря тщательному измельчению глин с пигментами

высшего качества получается мягкая пастель, оставляющая интенсивный

бархатистый след. Обычно качественная пастель обладает хорошей

стойкостью цвета и не меняет тона с течением времени. Традиционная

технология производства этих красок такова: после экструдирования

производится нарезка , и полученные таким образом пастельные краски

остаются сохнуть на воздухе. Это позволяет получить мягкую и совершенно

однородную краску. Наклеивание этикеток и упаковка тоже производятся

вручную. Сухую пастель условно можно разделиь на мягкую и твердую.

МЯГКАЯ ПАСТЕЛЬ.

В производстве этой пастели используется небольшое количество

связующего вещества, поэтому она представляет собой почти чистый

пигмент, придающий ей яркость, и порошкообразную текстуру. Хотя

большинство художников, рисующих пастелью, пользуется именно таким ее

видом, твердая пастель, и пастельные карандаши могут оказаться очень

полезным дополнением к этому материалу.

ТВЕРДАЯ ПАСТЕЛЬ.

В твердой пастели больше связующего вещества и консистенция ее гуще.

Она ломается нелегко, ее можно заострить для прорисовки деталей.

Некоторые художники пользуются боковой стороной твердой пастели для

закрашивания больших участков картины на предварительном этапе работы.

Поскольку твердая пастель крошится меньше, чем мягкая пастель, ей проще

сочетаться в работе с другими цветами. Твердой пастелью можно нарисовать

всю картину, но обычно она чаще используется для рисунка, где подход

более линейный, чем в живописи пастелью. Диапазон цветов у нее довольно

ограничен, по крайней мере, в сравнении с мягкой пастелью, где

разнообразие цветов весьма впечатляет.

МАСЛЯНЫЕ ПАСТЕЛИ — такие пастели выпускаются разными

гаммами,

которые все могут смешиваться между собой. Основу замеса

составляют воск и минеральные масла лучшего качества с пигментами,

которые обладают стойкостью цвета и обеспечивают яркий и интенсивный

след.

Эту пастель нельзя использовать в сочетании с обычной пастелью, поскольку

связующим веществом в ней является масло, а не смола. Однако масляная

пастель может стать превосходной альтернативой мягкой пастели. Но

особенно интригует в ней то, что цвета можно «растапливать» скипидаром

или уайт - спиритом, а затем наносить на бумагу кистью. Можно опустить

кисть, увлажненную скипидаром, на палочку пастели и нанести пастель на

бумагу, как будто краску. Цвета ее довольно ограниченны по сравнению с

мягкой пастелью, но по мере того, как материал становится все более

популярным, производители стали учитывать спрос и увеличивать выбор.

ВОСКОВЫЕ ПАСТЕЛИ — обычно выпускаются разными гаммами,

которые все могут смешиваться между собой. Основу замеса составляет воск

высшего качества и пигменты, которые обладают хорошей стойкостью цвета

и обеспечивают яркий и интенсивный след.

ПАСТЕЛЬНЫЕ КАРАНДАШИ — выпускаются разными гаммами,

которые все могут смешиваться между собой. Основу замеса составляют

воск и

минеральные масла лучшего качества с пигментами, которые

обладают

стойкостью цвета и обеспечивают яркий и интенсивный след.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет

удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной

бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка.

Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

4. БУМАГА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПАСТЕЛИ

Для рисования пастелью нужна бумага со специальной фактурной

поверхностью, которая позволит удержать пигмент. Обычно бумага для

пастели цветная, ее тон подбирается индивидуально для каждого

рисунка. Следует учесть тот факт, что на белой бумаге светлые оттенки

пастели выглядят не такими чистыми, как на тонированной, но насыщенные

цвета пастели, такие как синие, зелёные, красные смотрятся более сочно.

Выбирая цвет бумаги, следует заранее понимать, в каких тонах будет

исполнена ваша работа. Белый и черный цвет бумаги будут сильнее влиять

на цвет пастельного штриха. Начинающему пастелисту хорошо подойдёт

светло-серая и средне-серая бумага тёплых и холодных оттенков. На сером

одинаково хорошо выглядят все цвета пастели.

Помимо фактуры и цвета, важно также учитывать плотность бумаги:

техника пастельного рисунка часто требует растушёвки пальцами или

инструментами, а это значит, что иногда пигмент придётся втирать с

усилием, при котором очень тонкая бумага может замяться. К тому же, чем

выше плотность, тем выше влагостойкость бумаги. Выпускается бумага в

различных форматах: отдельными листами, в рулонах, альбомах и склейках

(блокноты с клейкой стороной по одному краю). Для рисования пастелью

нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент, поэтому

рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги

подбирается индивидуально, учитывая

задачи рисунка. Белая бумага мешает

оценить насыщенность главных цветов.

Типы бумаги для пастели:

наждачная бумага — предназначена для

живописных работ, продаётся в листах

большого формата. При выборе необходимо обращать внимание на бумагу с

мелким зерном размером 800, 1000 или 1200 мкм

.

На такой бумаге

получается яркий рисунок.

велюровая

бумага

имеет

бархатистую

поверхность,

позволяет

использовать в работе минимальное количество фиксажа.

Недостатком бумаги является невозможность исправления и большой

расход мелков.

абразивная бумага – имеет бархатистую поверхность, мелки на нее ложатся

ярко, выпускается в больших форматах.

акварельная

бумага

подойдет

для

работы

масляной,

восковой,

акварельной пастелью, заранее можно тонировать бумагу крепким чаем или

кофе.

картон – подходит для работы восковой или масляной пастелью.

крафтовая бумага

Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя

её с помощью чая или кофе.

Дополнительные материалы.

Клячка, ластик - необходимы для удаления ошибок, а иногда и для

растушевки пастельного слоя.

Растушевки для пастели могут быть бумажными или резиновыми.

Подходят для мелких деталей.

Кисточка из щетины – их используют для растушевки мелка.

Наждачная бумага – для заточки мела.

Закрепление пастельного рисунка.

Рисунки пастелью необходимо беречь от сотрясений, прикосновений, от

влажного воздуха. Лучше всего — окантовать под стекло, это самый

надёжный способ, причём стекло не должно касаться поверхности

пастельного рисунка. Работы в технике «пастель» обычно закрепляют лаком

– фиксативом.

Три основных типа фиксатива для пастели: фиксатив с диффузором,

аэрозоль и распылитель.

Исправление рисунка пастелью. Обычно исправления вносят на ранних

стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют

широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать

вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в

бумагу. Также возможно использовать ластик или кусочек белого хлеба. Но

этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге.

5. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЁМЫ РИСОВАНИЯ

ПАСТЕЛЬЮ

Пастель может использоваться самым разнообразным образом, любым из

перечисленных здесь. Каждый из этих методов может использоваться

самостоятельно, или объединяться с другими с получением новых

интересных результатов.

Нет абсолютно правильного или неправильного пути.

Как с очень многими вещами в живописи, рисование пастелью сводится к

тому, что вы любите и хотите делать ею.

Пробовать различные техники следует с различными пастелями - твердыми,

полумягкими и мягкими - поскольку каждая дает отличный от других

результат, как будут давать и различные марки пастели.

Основные выразительные средства при работе пастелью:

Если задача создать графическую работу, то применяют следующие

выразительные средства:

Линия – тонкая, широкая, короткая, с нажимом и т.д. Линию мы используем,

когда начинаем работу над рисунком – это называется линейный набросок.

Также мы применяем линию, когда в рисунок необходимо ввести контраст на

переднем плане для завершения работы.

Штрих – может быть выполнен пастельным карандашом. Штрихом можно

смешивать цвета, если работа живописная, также можно усилить цвет, если

это графика. Работают пастельным карандашом также как и графитным.

Если задача иная - живопись, то, работа начинается с закладывания основных

пятен.

Пятно – оно может быть растушеванным при помощи пальца или не

растушеванным. Возможен вариант смешивания пятен в рисунке - переход

одного цвета в другой, это делает работу более реалистичной.

Перед выполнением задания стоит показать простые упражнения по

изучению линии и штриха в разных направлениях (по диагонали,

горизонтали, вертикали или «гобеленовый» штрих, перекрестный,

волнистый). В этом упражнении можно пользоваться и мелком и карандашом

для сравнения материалов. Особое внимание необходимо уделить

аккуратности в нанесении штриха, для сохранения бархатистости слоя

пастели.

Приёмы рисования пастелью.

Рисунок кончиком пастели.

Самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать

концом, держа мелок как карандаш или ручку. Получившаяся линия передаёт

совершённый вами жест.

Изменить толщину линии, можно меняя давление на мелок. Чем сильнее

нажим, тем больше пастели останется на листе. Для более тонких линий,

нажмите более мягко или используйте край пастели.

Использования края пастели.

- Для быстрой работы с большими блоками цвета, необходимо использовать

широкую сторону мелка.

- Для оптимальных результатов можно переломить пастель в середине и

рисовать, помните - даже маленький кусочек пастели все еще годен к

потреблению.

- Изменение давления создаст различную структуру на пастельной бумаге.

Когда сторона пастели стерлась, давая два острых края, используйте её,

чтобы создать прекрасные тонкие линии. Этот метод лучше использовать с

полумягкими или мягкими пастелями.

Штриховка по форме и пересекающаяся штриховка

Эта техника лучше всего подходит для пастельных карандашей или твердых

пастельных палочек.

-

Штриховка

-

просто

ряд

параллельных

линий,

предпочтительно

правильные линии (следовательно, карандаш), нарисованные близко вместе.

- Пересекающая штриховка - следующий шаг, рисуя второй ряд линий под

углом (чаще всего под прямым углом к первому ряду). Этот метод позволяет

свободно экспериментировать с цветом и тоном. Можно использовать этот

метод, чтобы создать ощущение формы и объёма, изменяя направление

штриховки.

Чтобы покрыть пастелью большие участки бумаги, нужно вести по бумаге

боковой стороной пастельной палочки; от этого получаются широкие полосы

цвета. Штрихи по форме могут стать не только средством для чернового

наброска, их можно варьировать так же красиво и выразительно, как и

линейные штрихи. Много различных эффектов можно создать, варьируя

нажим и направление штрихов, накладывая один штрих на другой,

растушевывая некоторые участки и нанося один цвет на другой. Длина

пастельной палочки тоже влияет на тип получающихся штрихов. Почти

всегда приходится ломать палочку пастели. Этого не нужно делать только в

случае с твердой пастелью, относительно жесткой. Если попытаться

наносить штрихи по форме всей длиной пастельной палочки, она все равно

сломается под нажимом. Кроме того, короткий отрезок пастельной палочки

легче держать. Обычно длина пастельной палочки не должна превышать 5

см, но можно использовать меньшие кусочки пастели, чтобы провести

короткие, резкие штрихи, похожие на прямые черточки. Еще один фактор

влияет на штрихи по форме сильнее, чем на линейные штрихи, - текстура

бумаги. Сильно текстурированная бумага, например, для акварели, будет

прерывать штрих, и краска останется только на верхней части узора бумаги.

На более гладкой бумаге цвет будет плотнее, а если густо нанести на нее

пастель, она покроет бумагу полностью. Однако если использовать штрихи

по форме как средство смешения цветов, накладывая один цвет на другой,

сначала нужно нажимать на пастель легко, иначе бумага быстро засорится.

Смешивание пастелей (растушёвка).

В отличие от других средств рисования, пастель нельзя смешать перед

помещением на бумагу. Есть два способа создать цветные и тональные

плавные переходы - оптическое смешивание, которое достигается при

наличии цветов в непосредственной близости (см. штриховку), и

смешивание, где пастель смешивается уже на бумаге.

Можно использовать широкий спектр инструментов для смешивания, но

традиционный - палец (вы можете делать это в перчатках, чтобы защитить

ваши руки или просто размазывать пальцем). Также доступный инструмент:

сторона руки - полезна для смешивания больших областей, но не подходит

для точных результатов; так же используют вату, куски бумаги, ластик и т.д.

1. Используя палец (или руку), не забывайте её регулярно очищать, чтобы

избежать загрязнения работы прочими цветами. Используйте коробочку

влажных салфеток.

2. Точилки должны быть вымыты для дальнейшего использования, удалите

загрязнённый слой на конце точилкой.

Лессировка

Мелки масляной пастели хорошо подходят для техники лессировки.

Лессировка — классический прием живописной техники, который

обеспечивает богатый колорит художественному произведению. Лессировка

скрывает фактуру бумаги, фактуру пастели, фактурность штрихов. Если вы

хотите достичь различного цветового смешивания, как например голубое

небо в различных тенях, начинайте с накладывания различных

голубых тонов рядом друг с другом. Используйте для этого свои пальцы или

мягкую бумагу, чтобы смешивать краски непосредственно на бумаге и

вмазывать различные цвета друг в друга. Эта техника поможет Вам создать

разнообразные и богатые цветовые эффекты в Вашем рисунке.

Пуантель

- «пуантель», работая точками, применяя оптическое смешение цвета;

Мозаичный штрих

- «мозаичный штрих», работая цветными пятнами; сочетания мелких

мозаичных штрихов с широкими мазками; по поверхности штрихами разной

толщины.

6.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

Работа пастелью – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь

ребенка радостью творчества. Работая с прекрасным материалом, это

доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем

несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками.

Пастель открывает перед обучающимся широкое поле для реализации идей

по рисунку и композиции. Цель занятий пастелью – раскрыть и развить

потенциальные, художественные способности ребенка, способствовать

удовлетворению потребности детей в практической деятельности,

осуществляемой по законам красоты.

Цели и задачи обучения:

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства –

пастель.

3. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения

работы пастелью, познакомить детей с масляной, сухой, восковой пастелью,

4. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

5. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного

времени.

6. Развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность.

7. Обогащать визуальный опыт детей через знакомство с

произведениями изобразительного искусства.

Основная форма организации учебного процесса – занятия проходят в

кабинете по изобразительному искусству, где обеспечивается системность

учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденный

материал.

Условия реализации.

Для успешной работы необходимы следующие инструменты и материалы:

1.Кабинет;

2. Пастель (сухая, масляная, восковая, пастельные карандаши);

3. Бумага (наждачная, бархатная или специальная для пастели);

4. Мольберт;

5. Инструменты – кисть веерная жесткая, ластик, клячка, тканевая

салфетка, лейкопластырь и т.д.

Принципы обучения:

- эмоционально-положительное отношение учащихся к

действительности – основное условие развития детского творчества;

- учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий

успешного обучения;

- последовательность освоения учебного материала – от простого к

сложному, от учебных занятий к творческим решениям;

- удовлетворение практических чувств ребенка через создание

пастельных работ.

Методы обучения:

-репродуктивный (воспроизводящий);

-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией

наглядного материала);

-проблемный (преподаватель ставит проблему и решает ее вместе с

детьми);

-эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же

предлагаются пути решения).

Пастель является материалом графическим. Приобретение навыков и

умений в работе с пастелью сказываются на мотивированности учащихся,

вызывает желание продолжить осваивать пастельную технику и смешанные

техники в самостоятельной учебной работе.

На начальном этапе учащиеся знакомятся с различными способами

наложения пастели. Так же как и на уроках рисунка учащиеся знакомятся с

выразительными средствами ведения работы пастелью, это штрих, линия ,

пятно.

Перед выполнением задания стоит показать простые упражнения по

изучению линии и штриха в разных направлениях (по диагонали,

горизонтали, вертикали или «гобеленовый» штрих, перекрестный,

волнистый). В этом упражнении можно пользоваться и мелком и карандашом

для сравнения материалов. Особое внимание необходимо уделить

аккуратности в нанесении штриха, для сохранения бархатистости слоя

пастели.

Штриховка в разных направлениях (по диагонали, горизонтали,

вертикальный или «гобеленовый» штрих, перекрестный, волнистый,

зигзагообразный штрих). При этом особое значение необходимо уделять

аккуратности в нанесении штриховки, для сохранения бархатистости слоя

пастели.

1. Наложение штриховки с последующей растиркой, смешивание

пальцем, смешивание пальцем двух цветов, смешивание специальной

палочкой.

2. Наложение пастели легким слоем боковой частью мелка, с

последующей растиркой и штриховкой.

3. Густым слоем боковой частью мелка без растирки и с растиркой.

4. «Пуантель», работая точками, применяя оптическое смешение цвета.

5. «Мозаичный штрих», работая цветными пятнами.

6. Сочетания мелких мозаичных штрихов с широкими мазками.

7 . По поверхности наждачной бумаги (нулевке), штрихами разной

толщины.

Сухая пастель.

Работу начинаем с предварительного рисунка. Рисовать можно любым

мелком пастели (пастельным карандашом), главное аккуратно и едва

заметно. Лучше чтобы цвет такого мелка не слишком отличался от тона

бумаги (серый либо черный) и легко смахивался при помощи маленькой

тряпки или кисти. Не нужно пользоваться графитным карандашом – он не

подходит для предварительного подмалевка, пастель впоследствии будет

плохо на него ложиться. Когда предварительный рисунок сделан, приступаем

к нанесению основного тона, отломив от мелка пастели небольшой кусочек

(где-то 2-3 см) для удобства.

Определяем основные цветовые и тоновые отношения для правильной

передачи (самое светлое, светлое и темное), уточняем рисунок, прорабатывая

объём предметов. Пастель имеет свойство бесподобно передавать их

материальность. Пользуясь такими приемами как штрих, точки, линии, мазки

плашмя и прочие, можно отлично уточнить формы. Обобщить форму можно

растиркой (пальцем, растушкой).

В составе всех мелков сухой пастели содержится простой белый мел,

который затрудняет передавать насыщенные по цвету тени. Выход из этого –

правильный тон. Как это сделать? Черным или темно-серым цветом сначала

прокрашиваем темные участки, после чего вводится цвет при помощи

растушевки или штриховки.

Когда все части рисунка проработаны, следует еще раз с нескольких

сторон посмотреть на свою работу для выделения главных деталей. Таковые

выделяем более тщательной проработкой, а второстепенные и слишком

контрастные детали смягчаем растушевкой.

Очищаем каждый пастельный мелок после использования, используя сухое

или бумажное полотенце, чтобы удалить с мелка пигменты другого цвета,

которые попали на мелок с рисунка. Можно также поддерживать чистоту

своих мелков, сохраняя их в сухой рисовой крупе или положить каждый

мелок в отдельный контейнер.

Если есть необходимость перевезти работу до того, как она будет

зафиксирована, или принято решение не фиксировать рисунок вовсе,

необходимо поместить работу между двумя листами некислотной

прозрачной бумаги. Многие художники предпочитают обходиться без

фиксатива, поскольку он изменяет цвета работы.

Масляная пастель.

Техника масляной пастели имеет схожие приемы, но все же

отличается от сухой. Например, чтобы растереть такую пастель, усилий

понадобиться несколько больше, к тому же для этого нужна будет кисть и

разбавитель, а если растирать пальцем (на наждачной бумаге), то его нужно

обвернуть лейкопластырем, в целях безопасности.

В этой технике для предварительного рисунка используют мелок

масляной пастели либо сухой уголек, можно воспользоваться пастельным

карандашом. Основные тона также рисуем «плашмя» или штриховкой

небольшим кусочком пастели без особых усилий.

При работе с тенями, тон должен соответствовать конечному

результату. При прорисовке деталей, форм и фактур, можно не

ограничиваться приемами работы – растушевываем (размываем) тряпкой,

кистью, пальцем.

Обучающиеся выполняют работу над учебным заданием с разными и

постепенно усложняющимися задачами, что предполагает сознательное и

активное изучение натуры.

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда

проявляется

бесконечность

оттенков,

игра

просвечивающей

многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный,

падающий по касательной. При разном освещении картина будет

производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол

зрения дает новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При

достойном освещении пастель оживает.

Задания для работы пастелью вносят разнообразие в процесс обучения и,

пробуждают у обучающихся интерес к графической деятельности,

прививают любовь к занятиям.

Разработанная методика обучения пастельной графики, основана на

использовании различных методических приемов последовательности

ведения работы конкретной учебной задачи графического изображения и

техники пастели.

Знакомство учащихся первого класса начинается с работы масляной

пастелью.

Самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать

концом, держа мелок как карандаш или ручку. Получившаяся линия передаёт

совершённый жест.

Примерное учебное задание.

Пастель не самый простой в исполнении материал, поэтому данные задания

рекомендуется включать в учебный процесс как дополнительные для

учеников 1 класса. К этому времени учащиеся уже имеют первоначальные

знания, умения, навыки в области рисунка. Они знакомы с основами

изобразительной грамоты – что такое тон, светотень, конструкция (строение)

предметов, пропорции предметов, перспектива, композиция и т. д. Они

имеют навыки работы с выразительными средствами рисунка. Учащиеся уже

увереннее строят предметы, допускают меньше ошибок в перспективе,

лучше компонуют предметы на листе. Это важно учитывать потому, что

пастелью лучше работать, по возможности, без лишних исправлений. Очень

важно грамотно подобрать тон бумаги и научить детей использовать его в

работе. Можно подбирать бумагу в унисон цветовому решению - это придаст

легкость работе. Другой вариант выбрать цвет, контрастный цветовому

решению для того, чтобы цвет бумаги работал по принципу контрастного

подмалевка, усиливая звучание цвета.

Задание: «Рисунок чучела птицы».

Продолжительность работы: 6 академических часов.

Материалы: пастельная бумага (формат А3), сухая пастель, клячка, плоская

кисть (щетина №10).

Цели урока: познакомиться с техникой «пастель», изучить приемы работы

со светотенью; изучить, как тон бумаги влияет на изображение и как это

использовать.

Задача урока: выполнить рисунок чучела птицы.

Ход урока:

Объяснение нового материала.

Совместная практическая работа над формой.

Работа ведется от общего к частному, от тёмного к светлому.

Компоновка и построение предметов на листе формата А3. На начальном

этапе ведения работы нужно подобрать пастельный мелок, приближенный по

цвету к изображаемому предмету (чучело птицы или животного). Намечаем

его расположение на плоскости листа, с помощью линейного рисунка, если

нужно стереть линию используем клячку.

Закладывание основных цветов. Подбираем мелки по цвету,

приближенные к перьевому покрову птицы. Для рисования перьев

используем различные виды линий, где-то можно использовать прием

«растушевки», чтобы птица смотрелось реалистичнее. При выполнении

зарисовки чучела птицы, учащимся необходимо работать штрихом «по

форме», что придаст объем и реалистичность изображению.

Работа с теневой частью формы. Намечаем теневые места изображаемой

формы. Выбираем мелок, приближенный к цвету теневой части и плашмя им

рисуем.

Работа с освещенной частью формы. Заштриховываем освещенные части,

детально прорабатывая тон.

Рефлексы. Обобщаем. Делаем плавный переход от света к тени. Такой

прием позволит усвоить принцип работы с тенью и светом, запомнить этапы

работы с формой, проследить, как тон бумаги влияет на работу.

Работа с фоном. Берем 1-2 цвета, варьируем плотность штриховки в

зависимости от тона: чем светлее тон, тем плотнее штриховка. Здесь могут

быть разные способы: четкие, графичные штрихи или мягкая растушевка,

возможно сочетание этих методов. Границы падающих теней при

необходимости можно смягчить, растушевав края.

Блики. Они намечаются в конце, после завершения работы над формой.

Закрепление работы.

Просмотр готовых работ, обсуждение, вывод урока.

7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В детских художественных школах и школах искусств с обучающимися

работают масляной и сухой пастелью. Эти занятия доставляют ребятам

огромное удовлетворение. Работы у юных художников получаются

жизнерадостными, необычными, красочными. Пастель не является

искусственно внедряемой техникой, а рассматривается как универсальный

материал, с живописными, творческими возможностями. Задания строятся на

таких свойствах пастели как: растираемость, мягкость, бархатистость,

подходящая для эффектов живописности, высоких тональных и цветовых

диапазонах, сочетается со многими графическими и живописными

техниками. Приобретая навыки и умения в работе с пастелью, положительно

сказывается на мотивированности учащихся, вызывает желание продолжить

осваивать, пастельную технику и смешанные техники с применением

пастели внеаудиторно, в самостоятельной творческой работе. Обучающиеся,

работая самостоятельно в области изобразительного искусства, развивают

свой художественный вкус, взгляд на окружающие их предметы быта, это

дает возможность отличить подлинные предметы искусства от подделок.

Индивидуальный подход и проблемная постановка заданий способствует

развитию творческих способностей учеников.

Рисование и другие виды творчества, заняли свое место в воспитании

детей. Произведения детского искусства вошли в жизнь людей, украшая ее.

Пастель тем и хороша, что чем глубже ее познаешь, тем больше

радости она доставляет. Приемы работы пастелью и другими смешанными

техниками с применением пастели, настолько разнообразны, что можно

наверняка найди для себя, что- то по душе.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Абрамова О. Пастель: полное руководство для художников. – Москва:

Эксмо, 2020. – 128 с.: ил. - ISBN 978-5-04-095695-1

2.

Ивахнова

Л.

А.

Обучение

учащихся

способам

и

техникам

работы художественными материалами как средство развития творческих

способностей//

История.

проблемы

и

перспективы

художественно-

педагогического

образования:

материалы

международной

научно-

практической конференции, посвященной 45- летию факультета искусств

(ХГФ) Омского педагогического университет – Омск., 2005. – С. 378-386.

3. Берилл Ф. Рисуем пастелью; пер. с; англ. Н. В; Микелишвили. — Москва:

Мир книги,: 2007.

4. Ершова И. Пастель/ Художественная школа. — 2003. № 1. С. 29-3166;

5. Каменская Т. Д. Пастели художников западноевропейских школ ХУ1в. -

ХIХв. —Л.,1960.

6. Юлия Дорофеева, Алексей Моисеев. Пастельная живопись. Русская

реалистическая школа. Учебное пособие для вузов.. «Гуманитарный

издательский центр ВЛАДОС»; 2014.



В раздел образования