Напоминание

Задачи социализации ребенка в дошкольном возрасте


Автор: Ходжаева Светлана Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РХ "Детский дом "Ласточка"
Населённый пункт: город Саяногорск
Наименование материала: Возрастные стандарты социализации
Тема: Задачи социализации ребенка в дошкольном возрасте
Раздел: дополнительное образование





Назад




Возрастные

стандарты

социализации

Социализация

это процесс взаимодействия

человека и социальной среды;

человек усваивая социальный

опыт, преобразует его в свои

ценности, установки, ориентации;

это процесс становления

личности.

Возрастной стандарт

социализации

набор требований к личности

ребенка, его умениям и навыкам,

необходимый для решения

задач социализации на

определенном возрастном этапе

развития.

Социализация

осуществляется:

деятельность;

общение;

самосознание.

Задачи социализации

естественно-культурные (определяют достижение на каждом

возрастном этапе определенного уровня физического и

сексуального развития, который определяется с учетом

регионально-культурных условий (темпы полового созревания,

эталоны мужественности и женственности и т.д.);

социально-культурные (определяют приобщение к

определенному уровню общественной культуры, владения

некоторой суммой знаний, умений, навыков, степени

сформированности мировоззрения, направленности личности);

социально-психологические (определяют становление

самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни

и на перспективу, самореализация и самоутверждение личности).

Задачи социализации ребенка в

дошкольном возрасте

в сфере деятельности: овладение социальными

способами обращения с предметным миром;

в сфере общения: последовательное

формирование основных форм общения с

взрослыми, формирование навыков

взаимодействия со сверстниками, усвоение норм

человеческих взаимоотношений;

в сфере самосознания: выделение своего «Я»

среди других людей, возникновение и

становление «системы «Я».

К 3 годам ребенок в социальном

развитии

овладевает ситуативно-деловым общением и

элементарным сотрудничеством со взрослым;

нуждается в общении со взрослыми и

сверстниками;

начинает проявлять инициативность,

самостоятельность, независимость, верить в

свои возможности, у него появляется

потребность действовать самому, возникают

элементы волевого поведения; развивается

самооценка и стремление соответствовать

требованиям взрослых.

К 4 годам ребенок в социальном

развитии

ребенок самостоятельно ест, сам

раздевается и одевается, независим любит

игры с воображаемыми ситуациями,

переодеванием;

знает понятия «по очереди», «делиться»,

понимает прошлое, настоящее и будущее;

постоянно задает вопросы, понимает

значительно больше слов, чем использует.

К 5-ти годам ребенок в

социальном развитии

ориентируется в человеческих отношениях, осознает

отношение к себе окружающих,замечает изменение

эмоционального состояния людей, проявляет

внимание, сочувствие; может входить в устойчивые

игровые объединения детей, демонстрирует в

общении и совместной деятельности радость,

восторг, грусть и т.п.;

доброжелательном отношении к окружающим, в

искреннем проявлении своих чувств, в понимании

эмоционального состояния людей, в положительном

отношении к собственной личности («Я хороший»).

К 6-ти годам ребенок в

социальном развитии

стремится быть признанным;

возникает нравственное чувство – совесть;

стремится к самоутверждению, которое

стимулирует к нормативному поведению;

знает о своей принадлежности к

определенному полу и старается утвердиться

в своей позиции.

К 7-ти годам ребенок в

социальном развитии

проявляет доброту и заботу, оказывает помощь, может сам

попросить о помощи, хорошо ориентируется в новой

обстановке, понимает разный характер отношения к себе,

воспринимает эмоциональные состояния окружающих;

способен управлять своим поведением, хорошо действует в

обществе как взрослых, так и сверстников; проявляет чувство

собственного достоинства; стремится занять в обществе

подобающее место, адекватно оценивает себя в сравнении с

другими людьми;

приобретает универсальные и индивидуализированные

черты: компетентность достигает высокого уровня, возникает

коммуникативная компетентность, проявляющаяся в

свободном выражении своих желаний;

находится в активной позиции, готов к деятельности, способен

к волевой регуляции поведения, к преодолению

непосредственных желаний.

Личностная готовность к

школе

охватывает три основные сферы

жизненных отношений ребенка:

1) с окружающими взрослыми;

2) со сверстниками;

3) к самому себе.

Результаты дошкольного

возраста

осознает свою половую принадлежность, свое место среди

людей, знает, какое место ему предстоит занять в ближайшем

будущем — стать школьником;

умеет строить отношения с родственниками, с ровесниками и

посторонними взрослыми;

понимает, что его оценивают по поступкам, у него развита

рефлексия;

понимает, что мотиву «я должен» полагается преобладать над «я

хочу»;

важнейший итог развития дошкольника — психологическая

готовность к школьному обучению.

Младший школьный

возраст

основная деятельность— учебная, которая представляет собой

первую социальную деятельность, субъектом которой должен

стать ребенок;

при общении детей развиваются такие качества, как

критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого;

совершенствование самого себя — в этом и состоит общественная

значимость учения; личные успехи, личное совершенствование

приобретают общественный смысл;

воспитание трудолюбия, формирование умелости и развитие

компетентности;

самообслуживание (бытовые навыки и творческий труд);

важно сформировать у ребенка интерес к результатам своего

труда;

решающее условие воспитания — личный пример взрослых.

Основное содержание социализации

детей младшего школьного возраста:

в сфере деятельности: овладение структурой учебной

деятельности, становление ребенка как субъекта

учебной деятельности; развитие умелости и

компетентности путем овладения бытовыми навыками и

творческим трудом; развитие самостоятельности;

в сфере общения: приобретение навыков делового

общения (в системах «ребенок — взрослый (учитель)»,

«ребенок-ребенок (другие ученики)»). Под деловым

общением в этом возрасте мы понимаем общение по

правилам, которое осуществляется как в рамках учебной

деятельности, подчиненное задачам ее формирования,

так и в играх по правилам;

в сфере самосознания: осознание собственных

изменений в результате учебной деятельности, развитие

субъектности, внутреннего опосредования,

произвольность и осознанность психических процессов.

Подростковый возраст

стремление к «взрослой» позиции;

ослабление эмоциональных связей;

основной институт социализации – группа сверстников, которая

становится источником референтных норм и получения

определенного социального статуса;

стремление к общению и желание получить признание, быть

принятым в данной группе;

смысл учебной деятельности – в самообразовании и в

самосовершенствовании.

Основное содержание социализации

ребенка в подростковом возрасте:

в сфере деятельности: включение подростка в социально значимую

деятельность (внешне задаваемая, направленная на пользу другим

людям и неоплачиваемая), которая позволяет сформировать

соответствующую ей мотивационно-потребностную сферу,

обеспечивающую утверждение подростка как социально выраженной

личности; расширение зоны самостоятельности; стремление к

овладению глубокими знаниями, хотя бы в какой-либо ограниченной

области;

в сфере общения: формирование и развитие интимно-личностной

формы общения;

в сфере самосознания: возникновение и формирование «чувства

взрослости» (потребности в уважении, доверии, признании

человеческого достоинства и права на определенную

самостоятельность, желания оградить некоторые сферы своей жизни

от вмешательства взрослых), формирование полоролевого образа «Я»

и системы ценностей.



В раздел образования