Автор: Ходжаева Светлана Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РХ "Детский дом "Ласточка"
Населённый пункт: город Саяногорск
Наименование материала: Возрастные стандарты социализации
Тема: Задачи социализации ребенка в дошкольном возрасте
Раздел: дополнительное образование
Возрастные
стандарты
социализации
Социализация
•
это процесс взаимодействия
человека и социальной среды;
•
человек усваивая социальный
опыт, преобразует его в свои
ценности, установки, ориентации;
•
это процесс становления
личности.
Возрастной стандарт
социализации
•
набор требований к личности
ребенка, его умениям и навыкам,
необходимый для решения
задач социализации на
определенном возрастном этапе
развития.
Социализация
осуществляется:
•
деятельность;
•
общение;
•
самосознание.
Задачи социализации
•
естественно-культурные (определяют достижение на каждом
возрастном этапе определенного уровня физического и
сексуального развития, который определяется с учетом
регионально-культурных условий (темпы полового созревания,
эталоны мужественности и женственности и т.д.);
•
социально-культурные (определяют приобщение к
определенному уровню общественной культуры, владения
некоторой суммой знаний, умений, навыков, степени
сформированности мировоззрения, направленности личности);
•
социально-психологические (определяют становление
самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни
и на перспективу, самореализация и самоутверждение личности).
Задачи социализации ребенка в
дошкольном возрасте
•
в сфере деятельности: овладение социальными
способами обращения с предметным миром;
•
в сфере общения: последовательное
формирование основных форм общения с
взрослыми, формирование навыков
взаимодействия со сверстниками, усвоение норм
человеческих взаимоотношений;
•
в сфере самосознания: выделение своего «Я»
среди других людей, возникновение и
становление «системы «Я».
К 3 годам ребенок в социальном
развитии
•
овладевает ситуативно-деловым общением и
элементарным сотрудничеством со взрослым;
•
нуждается в общении со взрослыми и
сверстниками;
•
начинает проявлять инициативность,
самостоятельность, независимость, верить в
свои возможности, у него появляется
потребность действовать самому, возникают
элементы волевого поведения; развивается
самооценка и стремление соответствовать
требованиям взрослых.
К 4 годам ребенок в социальном
развитии
•
ребенок самостоятельно ест, сам
раздевается и одевается, независим любит
игры с воображаемыми ситуациями,
переодеванием;
•
знает понятия «по очереди», «делиться»,
понимает прошлое, настоящее и будущее;
•
постоянно задает вопросы, понимает
значительно больше слов, чем использует.
К 5-ти годам ребенок в
социальном развитии
•
ориентируется в человеческих отношениях, осознает
отношение к себе окружающих,замечает изменение
эмоционального состояния людей, проявляет
внимание, сочувствие; может входить в устойчивые
игровые объединения детей, демонстрирует в
общении и совместной деятельности радость,
восторг, грусть и т.п.;
•
доброжелательном отношении к окружающим, в
искреннем проявлении своих чувств, в понимании
эмоционального состояния людей, в положительном
отношении к собственной личности («Я хороший»).
К 6-ти годам ребенок в
социальном развитии
•
стремится быть признанным;
•
возникает нравственное чувство – совесть;
•
стремится к самоутверждению, которое
стимулирует к нормативному поведению;
•
знает о своей принадлежности к
определенному полу и старается утвердиться
в своей позиции.
К 7-ти годам ребенок в
социальном развитии
•
проявляет доброту и заботу, оказывает помощь, может сам
попросить о помощи, хорошо ориентируется в новой
обстановке, понимает разный характер отношения к себе,
воспринимает эмоциональные состояния окружающих;
способен управлять своим поведением, хорошо действует в
обществе как взрослых, так и сверстников; проявляет чувство
собственного достоинства; стремится занять в обществе
подобающее место, адекватно оценивает себя в сравнении с
другими людьми;
•
приобретает универсальные и индивидуализированные
черты: компетентность достигает высокого уровня, возникает
коммуникативная компетентность, проявляющаяся в
свободном выражении своих желаний;
•
находится в активной позиции, готов к деятельности, способен
к волевой регуляции поведения, к преодолению
непосредственных желаний.
Личностная готовность к
школе
•
охватывает три основные сферы
жизненных отношений ребенка:
•
1) с окружающими взрослыми;
•
2) со сверстниками;
•
3) к самому себе.
Результаты дошкольного
возраста
•
осознает свою половую принадлежность, свое место среди
людей, знает, какое место ему предстоит занять в ближайшем
будущем — стать школьником;
•
умеет строить отношения с родственниками, с ровесниками и
посторонними взрослыми;
•
понимает, что его оценивают по поступкам, у него развита
рефлексия;
•
понимает, что мотиву «я должен» полагается преобладать над «я
хочу»;
•
важнейший итог развития дошкольника — психологическая
готовность к школьному обучению.
Младший школьный
возраст
•
основная деятельность— учебная, которая представляет собой
первую социальную деятельность, субъектом которой должен
стать ребенок;
•
при общении детей развиваются такие качества, как
критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого;
•
совершенствование самого себя — в этом и состоит общественная
значимость учения; личные успехи, личное совершенствование
приобретают общественный смысл;
•
воспитание трудолюбия, формирование умелости и развитие
компетентности;
•
самообслуживание (бытовые навыки и творческий труд);
•
важно сформировать у ребенка интерес к результатам своего
труда;
•
решающее условие воспитания — личный пример взрослых.
Основное содержание социализации
детей младшего школьного возраста:
•
в сфере деятельности: овладение структурой учебной
деятельности, становление ребенка как субъекта
учебной деятельности; развитие умелости и
компетентности путем овладения бытовыми навыками и
творческим трудом; развитие самостоятельности;
•
в сфере общения: приобретение навыков делового
общения (в системах «ребенок — взрослый (учитель)»,
«ребенок-ребенок (другие ученики)»). Под деловым
общением в этом возрасте мы понимаем общение по
правилам, которое осуществляется как в рамках учебной
деятельности, подчиненное задачам ее формирования,
так и в играх по правилам;
•
в сфере самосознания: осознание собственных
изменений в результате учебной деятельности, развитие
субъектности, внутреннего опосредования,
произвольность и осознанность психических процессов.
Подростковый возраст
•
стремление к «взрослой» позиции;
•
ослабление эмоциональных связей;
•
основной институт социализации – группа сверстников, которая
становится источником референтных норм и получения
определенного социального статуса;
•
стремление к общению и желание получить признание, быть
принятым в данной группе;
•
смысл учебной деятельности – в самообразовании и в
самосовершенствовании.
Основное содержание социализации
ребенка в подростковом возрасте:
•
в сфере деятельности: включение подростка в социально значимую
деятельность (внешне задаваемая, направленная на пользу другим
людям и неоплачиваемая), которая позволяет сформировать
соответствующую ей мотивационно-потребностную сферу,
обеспечивающую утверждение подростка как социально выраженной
личности; расширение зоны самостоятельности; стремление к
овладению глубокими знаниями, хотя бы в какой-либо ограниченной
области;
•
в сфере общения: формирование и развитие интимно-личностной
формы общения;
•
в сфере самосознания: возникновение и формирование «чувства
взрослости» (потребности в уважении, доверии, признании
человеческого достоинства и права на определенную
самостоятельность, желания оградить некоторые сферы своей жизни
от вмешательства взрослых), формирование полоролевого образа «Я»
и системы ценностей.