Автор: Зубков Геннадий Федорович
Должность: Преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: ОГАПОУ "Губкинский горно-политехнический колледж"
Населённый пункт: Белгородская область г. Губкин
Наименование материала: статья
Тема: Военно-патриотическое воспитание обучающихся в системе работы преподавателя-организатора ОБЖ.
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Губкинский горно-политехнический колледж»
Военно-патриотическое воспитание обучающихся в
системе работы преподавателя-организатора ОБЖ.
Губкин
2023
1
Актуальность проблемы патриотического воспитания.
Вопросы патриотического воспитания молодежи постоянно находятся в
центре
внимания
общества
и
государства.
Проблема
патриотического
воспитания молодежи, является весьма важной и актуальной для любой страны.
У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к
добросовестной военной службе. Поскольку образовательные учреждения по-
прежнему является одним из самых действенных социальных институтов, то
на педагогов возлагается непростая задача – воспитать и
обучить поколение
людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято
называть коротким и ёмким словом «патриот»
.
В связи с этим основной целью
своей
педагогической
деятельности
считаю:
создание
условий
для
формирования гражданина – патриота через сочетание урочной и внеурочной
деятельности на уроках ОБЖ.
Что же такое патриотизм?
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление
служить
его
интересам
и
готовность,
вплоть
до
самопожертвования,
к
его защите.
На личностном уровне патриотизм
выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся
в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм
относится
к
числу
идеалов,
утрата
которых
делает
общество
нежизнеспособным.
Цель патриотического воспитания
:
создание условий, способствующих
патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию
личности гражданина России.
Основные
задачи
патриотическо
го
воспитании:
подготовка
подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к
Российской Армии. Воспитание гражданственности, патриотизма и любви к
Родине, формирование профессионально значимых качеств и умений,
верности конституционному и воинскому долгу, воспитание бережного
отношения к героическому прошлому нашего народа, физическое и
духовно-нравственное развитие обучающихся
.
2
Основными
принципами
являются:
принципы
добровольности,
взаимодействия,
учета индивидуальных и возрастных особенностей,
равноправия и сотрудничества,
самостоятельности,
ответственности,
коллективности.
В нашем колледже военно-патриотическое воспитание обучающихся это
систематическая и целенаправленная деятельность. Она спланирована и
проводится по направлениям:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- учебный кабинет.
-учебно-полевые сборы;
Патриотическое воспитание через урочную деятельность.
В программе курса ОБЖ предусмотрен раздел «Основы военной службы»,
в
процессе изучения которого обучающихся знакомятся с историей создания
Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными
задачами
современных
ВСРФ.
Большие
возможности
патриотического
воспитания заложены в темах: «Патриотизм и верность военному долгу –
качества защитника Отечества», «Памяти поколений - Дни воинской Славы»,
«Дружба и воинское товарищество – основы боевой готовности частей и
соединений», «Государственные символы Российской Федерации», « Боевое
знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы», « Ордена –
почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе».
В курсе дисциплины ОБЖ содержится раздел «Основы воинской
обязанности и обороны государства», где
даются понятия о воинской
обязанности, военной присяге, происходит знакомство с правовыми основами
прохождения военной службы, правами и ответственностью военнослужащих.
На данных уроках мне помогают видеозаписи телепрограмм, учебные
диски, наглядные изображения. На занятиях по теме «Организация воинского
учёта и его предназначение», «Обязательная подготовка граждан к военной
3
службе» приглашаю специалистов военно-учетного стола военкомата. Такие
беседы благотворно влияют на
обучающихся
, развеивают страх перед армией,
пробуждают желание тоже быть полезными своей стране.
В
процессе
педагогической
деятельности
я
уделяю
внимание
уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей
страны в системе защиты национальной безопасности. На уроки приглашаются
воины-афганцы, участники чеченской компании. В разделе «Основы военной
службы» провожу мысль, что патриотизм для военнослужащих проявляется ,
прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в
готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы,
целостность и независимость.
Формы и методы обучения.
Осуществлять эту задачу мне помогают разнообразные формы и методы
обучения.
В
своей
работе
я
применяю
различные
активные
формы
познавательной деятельности это: семинары, диспуты, обсуждение сообщений,
ролевые игры, видео-уроки, ситуационные задачи, экскурсии, практические
работы, защита рефератов, смотр знаний и умений. В процессе преподавания
курса ОБЖ использую следующие типы уроков: - урок изучения нового
материала,- урок применения и совершенствования знаний, умений,
урок
обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний,
умений и навыков, комбинированный урок.
Важное место в учебной работе занимает самоконтроль (рефлексия) и
контроль.
В
тестовые
задания
включаются
некоторые
вопросы,
интегрированные с другими предметами (история, физика, химия, биология)
для расширения кругозора обучающихся,
или носящие воспитательные
моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом.
4
Таким образом, процесс патриотического воспитания основан на широком
спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации
образовательной деятельности.
Патриотическое воспитание через внеурочную деятельность.
На результат в патриотическом воспитании большое влияние оказывает
внеурочная деятельность обучающихся.
Внеурочная деятельность как
компонент системы патриотического
воспитания
и
обучения
является
логическим
продолжением
урочной
деятельности
.
Мероприятия, проводимые в рамках внеурочной работы стали
традиционными - это:
- уроки Мужества,
- смотр строя и песни,
- посылка для солдата,
- военно- спортивный праздник «А ты баты идем в солдаты!».
- показательные выступления военно-патриотического клуба « Святогор»,
- соревнования по прохождению военно-спортивной эстафеты в спортивном
зале с элементами тактической, медицинской, огневой подготовки,
- день призывника,
- беседы, посвященные памятным датам в истории вооруженных сил,
- встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий, воинами
интернационалистами,
- вахта памяти,
- встречи с работниками военкомата,
5
- выпуск газет на патриотическую тематику, оформление тематических стендов
с информацией для будущих призывников,
- встреча с бывшими выпускниками, которые отслужили в ВС или служат по
контракту,
Надо отметит, что ребята с большим желанием участвуют в этих
мероприятиях,
которые
закладывает
основы
морально-психологической
подготовки, способствует физической закалке и совершенствованию военных
знаний и навыков.
Разумеется, это далеко не все возможные формы и методы воспитательной
работы с ребятами по воспитанию патриотизма.
Роль кабинета ОБЖ в патриотическом воспитании.
В нашем образовательном учреждении достаточно хорошая материально-
техническая база и методическое обеспечение по курсу ОБЖ. Ее развитию
способствовали следующие факторы:
1.
Понимание
администрацией
важности и необходимости
данного направления работы и, как следствие, выделение финансирования на
приобретение инвентаря, оборудования и наглядных средств обучения.
2.
Интерес обучающихся к данной области знаний, что даёт
возможность вести большую внеурочную работу по курсу ОБЖ.
3.
Тесное взаимодействие с воинской частью, общественностью,
различными структурами местного уровня.
4.
Тесное взаимодействие членов педагогического коллектива,
направленное на оптимизацию усилий по повышению
эффективности
патриотического воспитания.
Для проведения работы по основам безопасности жизнедеятельности на
должном уровне
имеется оборудованный кабинет. Имеется необходимый
комплект учебников, методическая литература для преподавателя. Разработан
тестовый материал по всем изучаемым темам.
6
Для кабинета ОБЖ приобретены и оборудованы :
видеоматериалы по разделам учебной программы;
2 макета автомата Калашникова, оборудованы столы для разборки и
сборки автомата;
5 пневматических винтовок;
Элементы полосы препятствия;
Гири,
гранаты,
муляжи
мин,
мишени,
наглядность
по
правилам
прицеливания и корректировке стрельбы;
Мультимедиа.
Средства защиты противогазы ОЗК. Л-1.
Приборы радиационной и химической разведки.
Таким образом, кабинет ОБЖ играет большую роль в осуществлении военно-
патриотического воспитания обучающихся.
Патриотическое воспитание через военно- полевые сборы.
Военно-полевыми сборами завершается учебный курс. Это закрепление
теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ,
приобретению
практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с
поступлением на военную службу.
На сборах подготовка проходит по
следующим направлениям:
- И
стории и боевые традиции Вооружённых Сил России
даёт знания истории
создания РВС, боевых традиций Вооружённых Сил России их состава,
структуры, организации управления и комплектования.
- Занятия по огневой подготовке .
Они
позволяют юношам научиться
обращаться со стрелковым оружием, производить прицеливание развить
выносливость, меткость, выдержку, отработать правильное дыхание при
стрельбе.
- Занятия по строевая подготовке. В ходе отработки строевых приёмов
юношам прививаются навыки строевой подтянутости координация движений,
дисциплинированность и выдержка.
7
- На занятиях по уставам Вооружённых Сил РФ – юноши изучают основные
положения общевоинских уставов и законов РФ по воинской обязанности и
военной службе, обязанности, права, гарантии военнослужащих и членов их
семей.
- В ходе физической подготовки у юношей развивается сила, выносливость,
ловкость, координация движений, вырабатываются скоростные и волевые
качества.
-
Занятия по радиационно-химической и биологической защите
позволят
юношам закрепить знания о современных средствах массового поражения и
методах
выживания в условиях их применения Научиться пользоваться
приборами радиационного и химического контроля.
- Изучение медицинской подготовки позволяет юношам приобрести знания,
умения и навыки в правилах оказания первой помощи и самопомощи при
различных травмах и ранениях.
Заключение
Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную,
целостную
систему,
руководствуясь
которой,
педагоги
обеспечивают
эффективное
выполнение
целей
и
задач
воспитания
и
воплощают
в
педагогическую практику. Для юношей она начинается со сложного испытания
в виде военной службы в Вооруженных силах. Сможет ли призывник
безболезненно войти в эту жизнь и выдержать ее, особенно на первых порах, в
немалой степени зависит от преподавателя ОБЖ
8
9