Автор: Раевская Оксана Леонидовна
Должность: преподаватель рисунка, живописи, композиции прикладной, станковой композиции, истории изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ «Детская художественная школа № 1»
Населённый пункт: г. Находка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика преподавания "Тональные и цветовые отношения в пейзаже" в детской художественной школе"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская художественная школа №1» НГО
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
«ТОНАЛЬНЫЕ И ЦВЕТОВЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В ПЕЙЗАЖЕ»
В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Методическая разработка по предмету композиция.
Тональные и цветовые отношения в пейзаже.
4 класс (12-16 лет)
Раевская Оксана Леонидовна
преподаватель художественного отделения
г. Находка
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В
НАПРАВЛЕНИИ ЖАНРА ПЕЙЗАЖА 5
1.1. Выбор и обоснование темы 5
1.2. Методика преподавания темы направления пейзажного жанра в
художественной школе 7
Вывод по разделу I 12
Раздел II. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ 13
2.1. Разработка занятия по теме «Тональные и цветовые отношения в
городском пейзаже». 13
Вывод по разделу II 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21- 22
ПРИЛОЖЕНИЕ А 24
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 25
ПРИЛОЖЕНИЕ В 31-34
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
работы
методического
пособия
состоит
в
предпринимаемой попытке исследования и систематизации таких понятий в
изобразительном искусстве как тонально-живописные системы в пленэрной
живописи пейзажного жанра и методики преподавания. Исследование
материалов в этой области помогают раскрыть и охарактеризовать общие
приемы анализа и черты, по которым можно выделить некоторые ключевые
основы тональных и цветовых отношений в работе над пейзажем с натуры,
разработать методы применения в практической жизни для учащихся
художественных школ.
Изучение методов обучения рисования тематических композиций
пейзажного жанра, такие понятия в живописи, как общий цветовой тон,
основы колорита, светотень имеют важное определяющее значение в
единстве восприятия натуры. Каким образом знания взаимосвязей цвета и
света в природе применялись в художественной практике в творчестве
некоторых известных художников-пейзажистов XIX-XX вв. Эти вопросы в
изобразительном искусстве занимали особое место у мастеров прошлого и
остаются актуальными и в современное время. Также и в педагогической
практике
художник-педагог
сталкивается
с
тем,
что
неправильное
определение учениками световой тональности натуры в пленэрной живописи
делает неверным и цветовой тон в их работах. Ведь отношение к реальному
миру не сводится лишь к визуально правдоподобному изображению
предметной действительности. Более того, стремясь к наиболее полному,
глубокому отображению реальности, художник часто отклоняется от
внешней схожести, подчиняя свое творчество законам художественной
логики.
Таким образом, исследование тональных и цветовых отношений в
природе и в живописных произведениях художников создают представление
об определенных закономерностях, объединяющих их. Также можно сказать,
что
знание
об
этих
закономерностях
дают
возможность
учащимся
живописное решение в пейзаже формируется не только пропорциональными
соотношениями цвета и тона, но и пластическими связями природных и
предметных
форм,
их
фактур,
живописных
материалов,
авторскими
особенностями видения, структурой творческого процесса, которые у разных
художников имеют свои отличия.
Объект исследования: связь цветовых и тональных отношений в
пейзаже.
Предмет исследования: главные принципы цветовых и тональных
отношений в разработке станковых живописных композиций в пейзажном
жанре в художественной школе.
Цель исследования:
изучение принципов организации цветовых и
тональных отношений в учебных рисунках в художественной школе.
Задачи:
3
изучить специальные литературные источники по исследуемой теме;
исследовать
и
охарактеризовать
методики
преподавания
в
художественной школе цветовых и тональных отношений в пейзажной
живописи;
раскрыть художественные основы теории цвета и тона при создании
пейзажа на занятиях.
Исследовательская новизна работы состоит в попытке комплексного
исследования взаимовлияния цветовых и тональных систем в живописи на
примере преподавания пейзажного жанра в художественной школе.
Практическая значимость
методического пособия
заключается в
систематизации основных принципов визуального восприятия в направлении
пейзажной живописи. Возможности применения полученных знаний в этой
области в методической организации занятий по изобразительному искусству
в учебных учреждениях. Применение методической разработки уроков по
теме
«Тональные
и
цветовые
отношения
в
городском
пейзаже»
в
деятельности педагога по изобразительному искусству поможет дать
представление учащимся о понятиях взаимосвязи тональных и цветовых
отношений в природе, целостного восприятия окружающей среды и
замыслом произведения художника.
Структура обусловлена целью и задачами исследования. Работа
состоит из введения, двух разделов и выводов к каждому разделу, общих
выводов, списках использованной литературы. Во введении обоснована
актуальность темы, сформулированы цель и задачи работы, определены
объект, предмет, и методы исследования, практическое значение полученных
результатов. Первый раздел содержит обзор художественных теорий о роли
цвета и тона в пейзажной живописи, раскрыто понятие «общий тон» и
«светотень». Второй раздел является методическим, в нем представлена
методика
преподавания
в
направлении
пейзажной
живописи
в
художественной школе, представлены примеры методических планов уроков
и наглядный материал.
4
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖАНРЕ ПЕЙЗАЖА
1.1 Выбор и обоснование темы.
В процессе становления и развития личности значительная роль
принадлежит изобразительному искусству, формирующему духовный мир,
определяет комплекс моральных и эстетических ценностей. Важнейшей
задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе
является развитие личности учащегося путем формирования его сложного
внутреннего мира. Изобразительная деятельность влияет на развитие
духовно-нравственных черт личности ребенка, его мировоззрение. «В своём
произведении, в познании мира через рисунок ребёнок находит понимание
предметов, явлений действительности, своего места в этом мире, своей
зависимости и, одновременно власти над ним». Через искусство дети
познают
мир
прекрасного,
приобщаются
к
этой
важной
области
человеческого существования, постигают секреты творческого процесса.
Школьный
возраст
наиболее
предрасположен
к
изобразительной
деятельности. Однако создание рисунка требует целого ряда навыков и
умений, формирующихся на образах восприятия и представлений. Ребенок,
создавая изображение, приобретает различные знания, расширяются его
представления об окружающем мире, в ходе рисования он осмысливает
новые качества предметов, приобретает художественно-изобразительные
умения и навыки, стремиться их использовать в своем рисунке. Каждый
ребенок по своей природе талантлив, уникален. «Следует подчеркнуть, что
стремление к рисованию у детей, как говорится, «в крови», независимо от
посещения кружка или студии». Заинтересовать, выявить способности
каждого ученика является главной задачей педагога. Знакомство детей с
таким жанром как пейзаж способствует развитию художественно-образного
мышления, воспитывает доброе и бережное отношение к природе. Помочь
учащимся проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа
становится одной из главных задач учителя. Успех в обучении в пейзажному
рисованию зависит от правильного определения целей и содержания
обучения, а так же, какие методы и приемы, нацеленные на формирование у
учеников знаний, умений, навыков, использует педагог в процессе обучения.
Без
методов
невозможно
достичь
поставленной
цели,
реализовать
намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью.
Метод является связующим звеном между запроектированной целью и
конечным
результатом.
Отрабатываемые
приемы
рисования
пейзажа
являются одними из элементов метода, его составные части, действия в
условиях изображения конкретного пейзажа, отдельные шаги в реализации
метода.
В природе все является взаимосвязанным и искусство педагога-
художника основано на его способности объяснить, как важно внимательно
5
всматриваться в окружающее, выражать свое непосредственное впечатление
от натуры и ее живописную природную гармонию. Но можно сказать, что
природные цвета в натуре намного сложнее, чем те, что создаются в
живописи, в совокупности цветовых впечатлений. Практически нет границ в
живописной передаче впечатлений от натуры, в творческом ее выражении.
Художник ищет, работая с натуры, определенную, необходимую ему форму
выражения, преодолевая сопротивление в материале, открывая новые и
используя уже существующие законы организации цвета на плоскости.
Работая на пленэре над этюдом, преподаватель перед учащимися ставит
задачу правдивой и живой передачи природных отношений света и цвета в
живописи. Этюды могут быть средством изучения природы, учебными
упражнениями для учеников. Часто они служат материалом для подготовки
картины, например этюды отдельных мест, участков, деревьев, листвы и
других деталей. Постоянная работа над ними на натуре оказывает помощь в
создании
композиций
пейзажей
в
классе.
Можно
сказать,
что
в
реалистической
пейзажной
живописи
создаются
свои
закономерности
цветового строя, они не являются механическими копиями природы, но
подчиняются законам художественной логики.
Тематика пленэрной живописи в направлении жанра городского
пейзажа имеет свои привлекательные стороны. Художники, работавшие в
разное время в этом жанре, сохранили в своих произведениях образы
больших и малых городов различных стран, их самобытность и красоту.
Поэтому, тема городского пейзажа является особенно интересной в плане
одновременного изучения нескольких составляющих в творческой работе
учеников на пленэре. Это умение выявлять в пейзаже с натуры гармонию
тональных и цветовых отношений, определять общую освещенность,
светотеневую направленность, находить композиционное единство и ритмы
форм, линий, выделять главное в изображении, чувствовать технические
особенности
различного
материала
в
живописи.
Широкий
диапазон
светотеневых и цветовых тональностей вместе с разнообразием фактур,
объемами форм влияет на восприятие света и цвета в натуре, раскрывает
перед детьми многогранность впечатлений от видимого мира.
Так, можно сказать, что в процессе работы учащихся над темой
городского пейзажа в направлении станковой композиции и пленэрной
живописи, происходит изучение многих важных явлений в природе и в
изобразительном искусстве. Основываясь на лучших традициях живописи
прошлого, происходит разностороннее изучение природных свойств натуры,
принципов визуального восприятия окружающего пространства. Например,
пространства города, с его особенными композиционными решениями,
своеобразным столкновением природных форм ландшафта и архитектурных
строений.
6
1.2 Методика преподавания темы направления пейзажного
жанра в художественной школе
Для успешного овладения навыками изображения всех элементов
пейзажа, необходимо применять в учебном процессе те методы и приемы,
которые способствуют развитию и формированию знаний, умений и навыков
в развитии творческих способностей учащихся. Педагог изобразительного
искусства использует различные методы обучения пейзажной живописи.
Информационно-рецептивный метод включает в себя такие приемы как
рассматривание, наблюдение, экскурсия, педагогический рисунок, показ
примерных вариантов построения композиции пейзажа, последовательности
выполнения
выбранного
варианта
композиции,
способов
рисования
отдельных компонентов пейзажа. Другой репродуктивный метод направлен
на закрепление ранее полученных знаний и навыков. Это метод упражнений,
доводящий навыки рисования до автоматизма. Он включает в себя приемы
повторений, работы над набросками, выполнение руками формообразующих
движений. Исследовательский метод направлен на развитие у школьников
самостоятельности,
фантазии
и
творчества.
Педагог
предлагает
самостоятельно
выполнить
всю
работу
над
пейзажем,
от
анализа
соотношений
его
частей,
композиционного
поиска
и
последующей
реализации в задуманном формате. Эвристический же метод направлен на
проявление самостоятельности, педагог предлагает ученику выполнить часть
работы самостоятельно. Эффективность всех этих методов зависит от
педагогических условий их применения. Результат работы ученика зависит
от его заинтересованности, поэтому на уроке важно активизировать
внимание учащихся, побудить их к творческой деятельности при помощи
дополнительных приемов. Такими приемами могут быть игра, сюрпризный
момент, просьба о помощи, поощрение, музыкальное сопровождение.
Большое значение в развитии рисования пейзажа придается слову.
Именно словом необходимо не только описать изображаемую ребенком
природу, но и охарактеризовать особенности. Для этого на уроках
изобразительного искусства широко используются выставки, посвященные
пейзажу, в том числе с проведением экскурсии в художественные галереи и
музеи, познавательные рассказы о природе во время прогулок.
Так,
творчески подходя к построению методической и логико-психологической
подструктуры урока изобразительного искусства в школе, учитель во многом
обеспечивает
его
нетрадиционность,
новизну,
привлекательность,
максимальную
продуктивность.
Анализ
педагогической
литературы
позволяет выделить несколько десятков видов нестандартных уроков,
которые бы подходили к методам преподавания пейзажной живописи и
рисунка в школе. Их названия дают некоторое представление о целях,
задачах,
методах
проведения
таких
занятий.
К
таким
наиболее
распространенным
типам
нестандартных
уроков
относятся:
уроки
«погружения», уроки творчества, уроки-обобщения, фантазии, игры. Так же
7
одной из эффективных форм распространения собственного педагогического
опыта на уроках рисования в направлении пейзажного жанра является такая
современная форма методической работы как мастер-класс. Данное понятие
широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и
в художественном образовании. Мастер-класс – это особый жанр обобщения
и
распространения
педагогического
опыта,
представляющий
собой,
разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся
на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения
мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в
процессе его проведения на уроках рисования идет непосредственное
обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого
решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-
класса, так и со стороны педагога, ведущего мастер-класс. Такая форма
методической работы является эффективным приемом передачи опыта
обучения на уроках изобразительного искусства в рисовании пейзажей, так
как возникают условия для демонстрации оригинальных методов освоения
определенного содержания при активной роли всех участников занятия. В
технологии его проведения во время занятия главным становится не
сообщить и освоить информацию о способах рисования конкретного того
или иного пейзажа, а передать способы изобразительной деятельности, будь
то прием, метод, методика или технология. Педагог-мастер во время
проведения мастер-классов в направлении пейзажного жанра, основывается
на постоянном наблюдении и изучении бесконечно разнообразной природы,
окружающей
среды,
знаниях
визуального
восприятия
и
способов
изображения натуры. Ему необходимо помочь детям научиться видеть и
чувствовать красоту и гармонию в природе, ведь она есть повсюду, даже в
самых обыденных мотивах. Многие известные художники прошлого
считали, что самым главным в процессе обучения рисованию с натуры на
пленэре является научить умению правильного видения, «поставить» глаз,
как певцу голос. Это образное выражение, говорящее о том, что художник
должен видеть натуру особым образом. На творческих уроках мастер-классах
по пейзажной живописи детям дается понимание цельного восприятия и
охвата натуры, так как, обладая этим качеством, ученики смогут точно
передать свое впечатление от окружающего мира, найти в нем главное,
характерное, определить второстепенное. При развитом чувстве целого,
ученик всегда сможет самостоятельно находить в пейзаже с натуры и по
представлению свое место деталям, определенную меру законченности
работы. Но для того, чтобы так «поставить» глаз необходимо время и
практика. Позитивным результатом урока мастер-класса можно считать
результат, выражающийся в овладении учениками новыми художественными
способами решения той или иной изобразительной проблемы в рисовании
пейзажных видов, в формировании у них мотивации к самообучению,
самосовершенствованию, саморазвитию. Ведь уровень развития умственных
способностей определяет способность правильно мыслить, достигать успехов
8
в решении проблем. Задача учителя научить ученика не только понимать, но
и мыслить. Метод мастер-класса является достаточно технологически
сложным процессом с определенными требованиями к его организации и
проведению.
Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная
ситуация, которая изначально мотивирует творческую деятельность ученика.
Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания,
чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно
личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое
– вопросное состояние ученика, возникающее в процессе выполнения
творческого задания, которое требует открытия новых знаний о явлениях в
природе, способах или условиях выполнения рисования пейзажных видов с
натуры. Заданный вопрос во время урока должен занимать ум учеников, быть
в круге их интересов, мотивировать на поиск и показать необходимость
работы с тем, что является еще непонятным в освоении рисования с натуры и
по представлению. Так, в ходе мастер-класса педагог с учениками совместно
трудятся над исследованием визуального восприятия различных видов
пейзажа, при этом определяется круг средств, объектов пейзажа, которые
позволят начать исследование и прийти к открытию, присоединить к уже
имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования.
Педагогу необходимо направить действия учащихся на обозначение цели и
на то, чтобы они сами открыли, что эта цель для них достижима. Проводя
ученикам мастер-классы в направлении пейзажной живописи, педагог не
просто
стремится
передать
свои
знания
о
пейзаже,
как
о
жанре
изобразительного искусства, он стремится помочь осознать возможности
решения проблемы в понимании изображения пейзажа, стимулировать
интерес в освоении новых умений, разбудить в детях то, что скрыто даже для
них самих. Все задания учителя и его действия направлены на то, чтобы
подключить воображение в детях, создать такую атмосферу, чтобы они
проявили себя как творцы. Педагог в этом случае исключает категоричное
оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию,
афиширование работ дает возможность для самооценки учеников.
Авторские технологии, представляемые в рамках учебного процесса на
занятии мастер-класса на уроках изобразительного творчества, не имеют
свойства
фотографической
воспроизводимости,
каждая
из
них
несет
смысловой заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов,
элементов
учительского
мастерства.
Это
личностно-процессуальная
инфраструктура авторской технологии передается путем примера педагога,
подражания через речь и голос, его тон, силу, выразительность, дикцию,
интонацию, технику речи. Через визуальное восприятие мимики и жестов,
управление эмоциями, пантомимику, которая включает умение наблюдать за
поведением
участников
мастер-класса.
Педагог,
ведущий
занятия
по
изобразительному
искусству
должен
владеть
искусством
общения,
способностью к педагогическому вниманию, эмпатии. Немаловажно в ходе
9
занятий творчеством, исследуя жанры и направления в изобразительном
искусстве, такие как, пейзажный жанр, использовать педагогическую
импровизацию, умение работать по плану «в голове», привлекать личный
опыт. Если взять такие уроки, как рисование с натуры пейзажей во время
пленэрных занятий, и попадание в условия быстрого изменения общей
освещенности, поиска композиционного хода, новых связей тонально-
цветовых
отношений,
от
педагога
требуется
умение
управлять
незапланированными ситуациями, быстро переключать внимание учеников,
направлять в нужное русло ход творческой работы, отрабатывать методы
сравнения меняющегося вида. Помогает при этом развитая коммуникативная
культура
учителя,
умение
вести
диалог,
дискуссию.
На
уроках
изобразительному искусству знакомя детей с
основами восприятия и
этапами работы в направлении пейзажного жанра, эффективно привлекать
учащихся к самостоятельному определению различных понятий рисовании
пейзажа.
На
основании
наблюдений,
описаний
ученики
выделяют
существенные признаки разных подходов в рисовании пейзажей. Например,
учащиеся усвоили понятие «воздушная перспектива» и переходят к
изучению линейно-пространтсвенной перспективы в пейзаже. Педагогу
необходимо определить понятие «линейная перспектива». На доске учитель
рисует несколько вариантов перспективных схем в разных пейзажах, таких
как сельский и городской. Задачей является установить, что общего есть в
двух композициях пейзажей и дать общее определение понятия «линейная
перспектива».
После
нескольких
повторений
этот
приём
сравнения
закрепляется в сознании учеников как способ определения понятия, как
средство познания окружающей действительности. Можно выделить два
этапа формирования понятий. Первый этап характеризуется постановкой
вопросов для изучения фактов, всесторонний анализ явления, например,
линейной и воздушной перспективы в городском пейзаже. Вторым этапом
идет выделение существенных признаков изменений объектов и явлений в
композиции пейзажа различных видов города. При этом учитель составляет
вопросы, которые помогают раскрыть суть явления, проводит беседу, в
результате которой формируются новые понятия.
Главным
в
решении
познавательной
проблемы
становится
привлечение учащихся к решению данной проблемы, заинтересовать их
новой
деятельностью.
Иногда
процесс
сравнения
выступает
как
самостоятельная проблема, например, сравнение геометрических фигур
архитектурных строений и природных форм в городском пейзаже. С
помощью метода сравнения устанавливается сходство и различие предметов
и явлений по определенным группам и признакам. В пейзаже ими являются
общее
тональное
и
цветовое
состояние
наблюдаемых
объектов
при
различных условиях освещения.
Организации оценочных проблемных
ситуаций
во
время
проведения
мастер-класса
развивает
критическое
мышления учащихся. Умение критически мыслить необходимо на разных
этапах рисования пейзажа с натуры и по представлению. В процессе этой
10
работы
дети
должны
проявить
высокую
наблюдательность
и
путём
сопоставления найти возможные ошибки.
Ведь во время работы над
пейзажем необходимо постоянно корректировать цветовые отношения не
только неба, земли, воды, но и деревьев, кустарников, архитектурных
построек, то есть всех объектов натуры с учетом закономерностей воздушной
и линейной перспективы.
Как правило, учителя предлагают учащимся
задания, в которых ошибки исключаются. В результате у школьников
вырабатывается абсолютное доверие к их сообщениям, указаниям, заданиям.
Чтобы этого избежать, необходимо развивать у детей способность к анализу,
умению находить ошибки и обосновывать их во время творческой работы.
Прививаются эти навыки постепенно. Используя технологию проблемного
обучения в преподавании пейзажной живописи необходимо стимулировать
учеников совершить открытие самим, ведь лучше всего запоминаются знания
не услышанные, а найденные в поиске. Так же интересен вариант уроков с
вопросами-парадоксами. Целый ряд уроков в направлении жанра пейзажа
может быть начат с вопросов-парадоксов, заставляющих рассуждать,
мыслить, стараться найти на них ответ. Учитель вместе с детьми обдумывает
непонятную ситуацию и вместе с детьми находит ответы.
В результате,
основные понятия рисования пейзажа не преподносятся в готовом виде, а
отыскиваются через опорные понятия. Учитель побуждает детей добывать
знания,
вовлекает
их
в
творческий
процесс,
дает
возможность
самостоятельно додуматься, как действовать дальше, найти оригинальные
творческие решения практической работы над композицией того или иного
пейзажа. Развитие интереса к рисованию с натуры
невозможно без
стимулирования мышления ребенка. В рисовании пейзажа происходит
процесс познания природы, не просто стороннего созерцания, а переход от
разрозненных
представлений
об
объекте
к
полному
восприятию
и
обобщенному представлению о нем. Опираясь на натуру, ученик исследует
ее, пытается отметить ее характерные черты, чтобы понять структуру
объекта, использует метод сравнения. При рисовании пейзажа понятия,
суждения и выводы об объектах окружающего мира становятся более
конкретными и ясными, так как натура находится перед зрителем, доступны
измерения и сравнения ее элементов.
11
ВЫВОД ПО РАЗДЕЛУ I
Следовательно, принимая за основу то, что обучение рисования
пейзажа с натуры в школе приводит к развитию умственных способностей,
необходимо научить детей правильно судить о форме объектов на основе
данных о явлениях построения композиции, перспективы, умения видеть и
передавать тонально-цветовые связи. Научить учитывать и анализировать
формы объектов в зависимости от законов светотени, перспективного
сокращения в пространстве, правильно видеть, сравнивать, понимать и
рисовать. Великие итальянские художники отмечали, что рисование с натуры
лучший метод обучения. В трактатах и методиках об изобразительном
искусстве рисункам с натуры придается особое внимание. Это справедливо
не только для профессиональной художественной подготовки, но и для
обучения учащихся в общеобразовательной школе.
Успешное обучение
пейзажной живописи детей школьного возраста зависит от того, какие
методы и приемы используются в процессе обучения. В этом процессе
активную роль играет педагог, он же творческий наставник, от уровня
подготовки которого, его профессиональных качеств и художественной
культуры зависит результативность работы. Существует множество методов
и приемов преподавания изобразительного искусства. Каждый педагог
должен руководствоваться теми методами и приемами в своей работе,
которые наиболее близки ему.
12
РАЗДЕЛ II. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ЧАСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
2.1 Разработка занятия по теме «Тонально цветовые отношения в
городском пейзаже»
В основе педагогических методов подачи учебного материала по теме
«Городской пейзаж» лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель
активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий
потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей
обучающихся. Таким образом, занятия в художественной школе даются не в
готовом виде, а с помощью такой организации передачи информации, когда
ученики должны сами работать, чтобы усвоить новые понятия и способы
деятельности.
Методическая разработка занятия по изобразительному искусству для
учащихся художественной школы в направлении жанра городского пейзажа.
Конспект урока. Тема «Городской пейзаж».
Тип урока: нестандартный урок «мастер-класс».
Для достижения поставленной цели и реализации задач урока
используются следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический;
– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио ряда).
Цели урока:
- вырабатывание представления о разнообразии способов изображения
городских пейзажей в творчестве художников XIX-XX вв.;
- формирование знаний о правилах изображения объектов с натуры в
пейзажном жанре;
- развитие пространственного воображения, творческого мышления;
- воспитание любви к родному краю, своей малой родине.
Задачи урока:
- совершенствовать умения и навыки в изображении пейзажа по
законам
линейно-воздушной
перспективы
на
примере
изображения
городского пейзажа;
- сформировать знания об основах тонально-цветовых отношений в
пейзажной живописи;
- развить представление о способах построения композиции в пейзаже;
Необходимое оборудование и материалы:
- зрительный ряд: репродукции с картин художников XIX-XX вв.,
методические схемы разработки,
- медиа-компоненты: компьютерная презентация «Городской пейзаж»,
- техническое оборудование: компьютер, проектор.
План урока.
13
1.
Организационный момент. Приветствие, организация рабочих
мест учащихся.
2.
Постановка темы и задач урока.
3.
Вводная беседа «Пейзажная пленэрная живопись и ее история».
4.
Работа над новым материалом. Воспроизведение учащимися
знаний, связанных с содержанием работы на уроке по темам «Тонально-
цветовые отношения в живописи с натуры» и «Линейная и воздушная
перспектива».
5.
Педагогический рисунок.
6.
Практическая
работа учащихся, выполнение живописного
рисунка «Город Находка».
7.
Обобщение и оценка выполненной работы. Подведение итогов и
задание на дом.
Ход урока.
1.
Приветствие, проверка готовности к уроку, подготовка к работе
материалов для рисования (графитные карандаши, листы бумаги формата А5,
А3 и А2).
2.
Постановка темы и задач урока.
Слово учителя.
На предыдущих уроках мы с вами изучали и повторяли правила
линейной и воздушной перспективы, а также знакомились со свойствами
предметов, их цветом, тоном и светотенью. Сегодня вам предстоит, закрепив
эти знания, выполнить интересную работу, связанную с изображением
пейзажа.
- Что можно назвать пейзажем? (Действительно, пейзаж является
одним из жанров изобразительного искусства).
- Что можно выделить в нем самое главное? (Главное в пейзаже бывает
изображение природы, какого-то вида той или иной местности).
В зависимости от того, какие уголки природы изображает художник,
пейзажи можно разделить на несколько видов. Какие разновидности
пейзажей вам известны? (Горный, лесной, степной, морской, сельский,
городской, фантастический). Мы выяснили, что в искусстве существуют
самые разные виды пейзажей. Сегодня мы обратим внимание на некоторые
из них, это городские пейзажи.
- Что является главным в городском пейзаже? (Главным являются
особенности расположения архитектурных построек, которые вписываются
определенными ритмами в природный ландшафт местности).
3.
Вводная беседа «Пейзажная пленэрная живопись и ее история».
Художники прошлого посвящали пейзажной живописи много времени.
Они придавали большое значение умению рисовать с натуры. Такое
рисование называется пленэром, а живописные картины, выполненные на
открытом воздухе, обычно небольшого размера называются этюдами. Пленэр
в переводе с французского – «открытый воздух». Работая над этюдами,
художники
как
будто
входили
в
жизнь
природы
и
окружающей
14
действительности. Ведь в этюдах отражались множество наблюдений
художника и сохраненных в памяти. Постоянная работа над этюдами
необходима
для
художника.
Десятки
написанных
этюдов
помогают,
углубленно изучить природу и понять ее.
Давайте
вместе
проверим,
как
художники
применяли
знания,
полученные при пленэрной работе при создании своих картин. Работа с
натуры в условиях пленэра особенно широко использовалась в творчестве
французских художников-импрессионистов (показ слайдов репродукций
произведений Клода Моне, Камилля Писсарро, Огюста Ренуара, Алфреда
Сислея).
- Как расшифровать это необычное слово – импрессионизм и почему
оно
связанно
с
рисованием
с
натуры
по
впечатлению
от
нее?
(Импрессионизм переводится с французского как впечатление. Это целое
направление в искусстве, которое появилось во Франции в конце XIX начала
XX века).
Художники импрессионисты обратили свое внимание на то, как
передать цветом свои быстро меняющиеся впечатления от окружающего
пейзажа. Мастера импрессионизма ввели в круг своих тем жизнь города,
пейзажи с явными приметами своего времени. Они первые заметили и
признали интересными такие темы, как вокзалы, дорожные пути, здания
театров, кафе, площадей и улиц, где протекает жизнь горожан. При этом
видимый мир в их картинах становился зыбким, окруженным воздухом,
колеблющимся, с переменой света и цвета. Например, художник Клод Моне
написал около сорока пейзажей на тему «Руанский собор» (показ слайдов
репродукций произведений «Руанский собор» Клода Моне).
- Зачем это художнику необходимо было делать, рисовать картины с
одного и того же вида на здание? (В его работах ему было особенно важно
выбрать состояние освещения, которое бы лучше выявляло характер натуры,
красоту цветовых сочетаний и вызывало желание передать это в цвете).
- Как в этюдах пейзажей русских художников можно определить, какое
состояние времени суток они рисовали в природе?
Эти контрасты общей тональности освещения в рисовании пейзажей с
натуры также передавали в своих произведениях русские художники.
Принципы и методы живописи на пленэре закрепились в практике русских
художников еще в первой половине ХIХ в., т.е. значительно раньше, чем это
произошло во Франции. Сильвестр Щедрин был одним из первых русских
художников-пейзажистов, которые писали картины-этюды не в помещении
мастерской, а в условиях природы. В своих этюдах другой русский художник
Александр
Иванов
он
добивался
ясности
и
простоты
живописного
изображения. Этюды далей с показом характера и особенностей пейзажей,
панорамные этюды с тщательной цветовой разработкой деталей - все это
подчинялось законам воздушной перспективы на пленэре. В истории
развития пленэрной живописи во второй половине ХIХ в. известны
художники А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, В.Д.
15
Поленова и другие мастера. А уже со второй половины ХIХ в. живопись на
пленэре становится одним из главных средств изучения окружающей
действительности для большинства художников. Подлинными мастерами
пленэрной живописи и живописно-пластического языка были В.А. Серов,
К.А. Коровин, И. Левитан, И.И. Шишкин, и другие художники. В прошлом
столетии ХХ века в России живопись на пленэре получила дальнейшее
развитие. Занятия на пленэре проводились на всех живописных факультетах
и отделениях, а тенденции социалистического реализма в советском
искусстве сохраняли и развивали традиции реалистической живописи,
основанной на принципах пленэра. Это прослеживалось в творчестве И.Э.
Грабаря, С.В. Герасимова, А.А. Пластова, К.Ф Юона и других художников.
4.
Работа над новым материалом. Воспроизведение учащимися
знаний, связанных с содержанием работы на уроке по темам «Тонально-
цветовые отношения в живописи с натуры и в учебных упражнениях» и
«Линейная и воздушная перспектива».
Русский художник и педагог Николай Крымов открывает, что есть в
природе и в живописи общая освещенность в разное время суток – «общий
тон».
- Что такое тон в живописи? Почему художник считал, что так важно
найти этот общий тон в пейзаже и его изобразить?
Тон - это количество света, заключенное в данном цвете. Таким
образом, можно говорить и о тоне цвета. Крымов считал, что только верно
взятый в тоне цвет, становится цветом, а не просто краской. Вот, например,
при рисовании яркого солнечного дня обычно используют более светлые и
интенсивные оттенки, нежели при написании заката, восхода или пасмурного
дня. (Просмотр таблицы «Систематика цветов в виде двойной пирамиды
Оствальда». (Приложение А, рис. А.1).
- Так что является самым главным в пленэрной живописи?
На пленэре главное выразить состояние общей освещенности в
природе, так как этюды, написанные в разное время дня и в различную
погоду, должны отличаться друг от друга, ведь, посмотрите, как отличаются
состояния освещенности пейзажа города Находки, где мы живем, утром и
вечером, в дождливый и солнечный день, летом, осенью и зимой. (Просмотр
учебного пейзажа-таблицы живописных этюдов преподавателя, учащихся),
(Приложения А, Б, В, рис. А.2, Б.1-10, В.2-10).
- При работе над пейзажем для передачи пространства следует
использовать свойство цветов приближаться либо удаляться по отношению
друг к другу. Тусклые, сдержанные и холодные оттенки кажутся более
удаленными, чем светлые, насыщенные и теплые. Первый план в пейзаже
обычно контрастный, по мере удаления в глубину пространства тона
сближаются.
5.
Педагогический рисунок.
Большие тональные группы светлого, среднего и темного цветов
постепенно меняют свою интенсивность и цвет, падающие тени также
16
меняют конфигурацию, расположение. Для удаленных от зрителя объектов
изображения характерны смягчение их очертаний, обобщение деталей,
ослабление насыщенности цвета, упрощение тональных различий, сближение
контрастных тонов, резкое отличие по цвету от предметов переднего плана.
В то же время предметы, находящиеся на переднем или среднем плане
пейзажа, могут быть интенсивно окрашены, ярко освещены, иметь резкие
очертания света и тени. (Просмотр учебного пейзажа-таблицы живописных
рисунков
преподавателя,
также
выполняется
рисунок
карандашом
и
акварелью по-разному освещенных пейзажей).
Постепенно мы больше узнаем на наших занятиях, что такое
воздушная и линейная перспектива в пейзаже, как изменяется вид и тон
предметов в зависимости от удаления в глубину пространства.
Выполняется рисунок на классной доске перспективного ухода линий
объектов в пейзаже, с учетом линии горизонта и точкой схода.
6.
Практическая
работа
учащихся,
выполнение
живописного
рисунка «Пейзаж города Находка и окрестностей».
Я приглашаю вас совершить виртуальную прогулку по знакомым
улицам нашего города, прогуляться вдоль береговой линии морского
побережья бухты Находка. Эта прогулка поможет вам выбрать мотивы и
сюжеты для будущих рисунков. Наш город Находка имеет разнообразный
природный ландшафт и соответственно расположение самых разных зданий
на нем своеобразное. Если мы взойдем на возвышенность холма, то увидим,
как гряды гор вдали заметно отличаются друг от друга по светлоте. Как
морская гладь залива также имеет разные оттенки цвета и тона по мере
удаления от нас. Можно и на улице, и на дороге обратить внимание на
разницу тона деревьев, строений, столбов, уходящих вдаль. Вы поймете
зависимость перехода тонов от рельефа формы, от поворота тех граней,
которые образуют объем. (Просмотр графических и живописных пейзажей
видов города Находка учащихся) (Приложение Б, В).
Сегодня вам предлагается попробовать нарисовать городской пейзаж
Находки и виды его окрестностей, выбрав общую тональную и цветовую
освещенность, учитывая те знания, которые вы получили на нашем занятии.
Выбрать композиционную схему вашего пейзажа, точку зрения и линию
горизонта. Ведь как вы уже убедились, любой пейзаж с находящимися в нем
объектами - это часть пространства, которое можно при необходимости
изменить. Однако для того, чтобы улучшить композицию, внести в ее
построение
поправки,
необходимо
овладеть
способами
переработки
пространства. Вначале следует упорядочить это пространство в пейзаже,
разделив его на планы - это горизонтальные, не обязательно ровные линии,
на которых расположены основания отдельных зданий, сопок, уровень моря,
береговые линии, портовые заводские постройки. Таких планов бывает
множество, но обычно выделяют три: первый план, второй, на котором, как
правило, размещают самое важное, и дальний план. На отдельных листах
17
показываются композиционные схемы вариантов пейзажа (Приложение В,
рис. В.7,8).
Перед вами стоит задача - нарисовать городской пейзаж по мотивам
виртуальной прогулки, выполнив его по всем правилам перспективы,
тонально-цветовых отношений, общей освещенности в пейзаже.
На эту тему у нас отведено 3 этапа занятий, в первый этап необходимо
выполнить
изображение
пейзажа
только
в
карандаше.
Сделать
композиционный поиск в набросках на небольшом листе. Также тональный
набросок, выполнив упражнение на определение трех групп тона в пейзаже,
используя метод обобщения и сравнения. Второй этап заключается в работе
над цветовым решением рисунка.
Проводится
инструктаж
по
выполнению
задания
(объяснение
последовательности выполнения работы).
Во время практической работы учащихся преподавателем оказывается
индивидуальная помощь. Наиболее удачные работы демонстрируются
классу.
7.
Третий этап работы над пейзажами заключается в прорисовке
отдельных деталей зданий, деревьев, порта. Проводится обобщение и оценка
выполненной работы. Подведение итогов.
Обоснование, почему данную тему «Городской пейзаж» оптимально
изучать на уроке мастер-классе с использованием медиа-, мультимедиа,
выходить на прогулки на пленэрное рисование. Слайды компьютерных
презентаций, зрительные впечатления от натуры во время прогулок, являясь
яркой наглядностью, затрагивают эмоциональную сферу, способствуют
лучшему пониманию и запоминанию необходимой информации, погружают
учащихся в контекст урока, помогают учителю мотивировать учебу детей.
Музыкальный ряд создаёт необходимый эмоциональный настрой.
18
ВЫВОД ПО РАЗДЕЛУ II
Методики
преподавания
изобразительного
искусства
в
общеобразовательных
школах
в
настоящее
время
развиваются
очень
интенсивно. Практически в каждой методической разработке различных
авторов, большое внимание на уроках изобразительного искусства уделяется
рисованию в направлении пейзажного жанра. Значение рисования пейзажей с
натуры особенно велико, так как составляет один из важнейших разделов
обучения изобразительной грамоте. Именно при рисовании с натуры
происходит приобретение знаний и навыков передачи средствами рисунка и
живописи особенностей формы и цвета предметов, оказавшихся под
влиянием освещения в природе, ведь цветовые и светотональные признаки в
значительной степени обусловлены воздушной средой. В процессе обучения
учащихся в общеобразовательной школе рисованию пейзажа, целесообразно
использовать следующие методы и приемы: эмоциональный настрой,
художественное слово, педагогическая драматургия, пластика, театр, игра.
Учителю необходимо помнить, что цель изучения элементов пейзажа не
только в знакомстве с видимыми объектами, но и с понятиями, выраженными
взаимосвязями форм этих объектов. Ведь процесс познания объективной
реальности во многом зависит от способности человека анализировать и
синтезировать полученные визуальные впечатления. Рисование пейзажа
имеет большой потенциал для развития этой способности. Какой бы ни была
краткой задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования,
решение ее невозможно без активизации его умственной деятельности.
Следовательно, обучение школьников на уроках изобразительного
искусства
базируется
на
ассоциативном
мышлении,
памяти,
которая
закрепляется повторениями, заключается в воспроизведении, обновлении
когда-то уже посетивших мыслей. Типы уроков наиболее подходящих для
занятий рисования пейзажа могут быть нетрадиционными и разнообразными,
с внесение авторских разработок педагога, эффективно влияющие на весь
процесс обучения. Так же действенным фактором для создания условий
творческой
работы
над
пейзажной
живописью
могут
быть
занятия,
основанные на методах проблемного обучения, на мышлении, поставленном
в проблемную ситуацию, когда ученик сталкивается с новыми условиями и
должен найти новый способ действия. В это время происходит активизация
мысли, развитие интеллектуальных способностей.
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В изучении природы и роли цвета в пейзажной живописи необходимы
координация различных наук, исследование природных цветовых гармоний
позволяет лучше понять и использовать возможности цвета в творческой и
педагогической деятельности. Свет и цвет в природе, их закономерности,
являются постоянными объектами для изучения и наблюдения художников,
теоретиков
и
преподавателей
изобразительного
искусства.
Многие
физические понятия и соответствующие им термины представляют большой
интерес для практики живописи и входят в проблематику ее теории.
Представление о взаимодействии тональных и цветовых отношениях в
природе, необходимы не только для практического применения в творческой
работе над созданием пейзажа с натуры, но и в применении в педагогической
практике,
и
в
исследованиях
истории
искусства,
так
как
является
обобщением теоретического и практического опыта поколений художников.
Теория изображения в целом, является наукой, изучающей закономерности
построения изображения на плоскости, независимо от его художественных
достоинств. Если брать во внимание пейзажную живопись с натуры, ее
проблемами
являются
такие
вопросы,
как
роль
цвета
в
создании
пластического единства формы и пространственной глубины, значение
перспективы, общей освещенности и светотени. Теория света и цвета в
живописи в направлении пейзажного жанра не может разрабатываться без
помощи точных наук, которые, имея свои особые цели и задачи в изучении
цвета, могут подсказать новые пути исследования. В данной работе делается
попытка теоретического и практического исследования определенных связей
между современными представлениями о свете и цвете, и традиционными
понятиями из области истории изобразительного искусства.
На основе теоретических и практических знаний основ тонально-
цветовых отношений в пейзаже, можно выстраивать различные методики и
подходы занятий по изобразительному искусству в направлении пейзажного
жанра в общеобразовательной школе.
Предполагаемые тематические блоки и
педагогические идеи занятий разрабатываются в такой последовательности,
чтобы постоянно поддерживать у детей интерес к изобразительному
искусству.
К
привычке
наблюдения
и
анализирования
видимого
окружающего мира, обеспечивая каждому обучающемуся возможность
дальнейшего развития по усвоению изобразительных навыков работы с
натуры. Данные занятия могут быть продолжением освоения учащимися на
уроках рисования основ рисунка и живописи, которые дают детям
дополнительные
знания
в
области
изобразительного
искусства.
Обучающиеся знакомятся с одним из жанров изобразительного искусства
пейзажем, с правилами изображения объектов окружающего мира в пейзаже
с натуры и по памяти, с основами цвето-тональных отношений, с правилами
построения
композиционного
пространства,
со
способами
работы
с
различными художественными материалами и техниками. Начальные знания
20
по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и
техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный
язык изобразительного искусства, при помощи которого учащиеся смогут
передавать свои мысли и впечатления об окружающей действительности.
Систематические
занятия
рисования
с
натуры
пейзажей
развивают
творческие
способности
детей
и
формируют
устойчивый
интерес
к
творческой деятельности. Психологическая структура методов обучения
рисования пейзажа включает познавательную потребность, неполное знание
о предмете или явлении, но достаточное для того, чтобы восстановить его до
целостного
образа,
интеллектуальные
возможности
и
творческие
способности ребенка.
21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.:
Прогресс, 1974. - 392 с.
2.
Аранова С.В. Обучение ИЗО / С.В. Аранова. - СПб.: Каро, 2004.
3.
Алексич М.Н. Школа изобразительного искусства / М.Н. Алексич, Е.В.
Нестерова. Вып. 5. - М.: Изобразительное искусство, 1994. - 235 с. – С.
65
5.
Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. 2-е, исправленное и
дополненное изд. / Ю. Аксенов, М. Левидова. - М.: Советский
художник, 1986. - 326 с. – С. 47, С. 115, С. 156, С. 159, С. 259
6.
Алексеев С.С. О колорите / С.С. Алексеев. - М.: Изобразительное
искусство, 1974. - 176 с.
7.
Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном
искусстве и архитектуре / Л. Бхаскаран. - М.: Арт-Родник, 2007. - 256 с.
11.
Бялыницкий-Бируля В.К. Мастера советского искусства о пейзаже /
В.К. Бялыницкий-Бируля. - М.: издательство Академии художеств
СССР, 1963. - 45 с. - С. 25
12.
Бялик В.М. Пейзаж / В.М. Бялик. М.: Белый город, 2004. - 47 с.
13.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.
Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
14.
Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. – М.: Искусство, 1965. -
214 с. – С. 14, С. 16, С. 226
15.
Гете И.-В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. - 623 с.
18. Дагилян К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Дагилян. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2008. - 312 с. - С. 170, С. 206
19.
Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись / А.С. Зайцев. М.: Искусство,
1986. – 158 с. – С. 14, С. 16, С.135
20.
Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. М.: Аронов Д., 2016. – 96 с.
21.
Крымов Н.П. Художник и педагог / Н.П. Крымов, М.: Изобразительное
искусство, 1989. - 224 с.
24.
Лясковская О. А. Пленэр в русской живописи ХIХ в. О.А. Лясковская. -
М.: Искусство, 1966. - 190 с.
25.
Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И.
Махмутов. – К.: Таткнигоиздат, 1972. - 365 с. – С. 118
26.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.
И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
27.
Мешков
В.
В.
Заметки
пейзажиста
/
Мешков
В.
В.
-
М.:
Изобразительное искусство, 1970. - С. 29.
28.
Неменский Б.М. Искусство вокруг нас / Б.М. Неменский - М.:
Просвещение, 2003 - 144 с.
29.
Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная,
прикладная / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1990. – 224 с.
22
32.
Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия /
Ростовцев Н.Н. – М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
33.
Радлов Н.Э. Рисование с натуры. - 3-е изд. / Н.Э. Радлов - Л.: Художник
РФСР, 1978. - 121 с.
35.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся
5-8 классов. В 4 ч.Ч. 1. Основы рисунка / Н.М.Сокольникова - О.:
Титул, 1998. - 96 с.
36.
Сокольников М. П. Пейзажи Родины: Очерки о мастерах живописи / М.
П. Сокольников. – О.: Титул, 1998. - 96 с.
37.
Сарабьянов Д.В. Русская живопись ХIХ века среди европейских школ /
Д.В. Сарабьянов. - М.: 1980 - 258 с.
38.
Шембель А.Ф. Основы рисунка / А.Ф. Шембель - М.: Высш. шк., 1994 -
159 с. – С. 45
40.
Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы / Н.В. Яворская. - М.:
Искусство, 1962. - 346 с. - С. 46
23
Приложение А
Рис.А.1: Таблица «Систематика цветов в виде двойной пирамиды Оствальда».
Рис.А.2: Раевская О.Л. Пейзаж «Пейзаж города Находка». Холст, масло.
Приложение Б
24
Рис.Б.1: Раевская О.Л.. Этапы работы над серией городских этюдов «Утро».
Рис.Б.2:
Этапы работы над серией городских этюдов «День». Картон, масло.
Рис.Б.3:
Этапы работы над серией городских этюдов «Вечер». Картон, масло.
25
Рис.Б.6:
Дарья Мезенцева, 12 лет. Пейзаж в парке на пленэре. Бумага, акварель.
Рис.Б.7:
Александра Самылова, 13 лет. Пейзаж в парке на пленэре.
Бумага, акварель.
26
Рис.Б.9: Таисия Мифтахутдинова, 13 лет. Пейзаж в парке на пленэре.
Бумага, акварель.
Рис.Б.10:
Михаил Рязанцев, 13 лет. Городской вид на пленэре. Бумага, акварель.
27
Приложение В
Рис.В.1: Учебная схема-таблица композиционного построения городского пейзажа.
Бумага, восковой мелок.
28