Автор: Сычева Екатерина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 87» г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: «ГОРЕТЬ, НО НЕ СГОРАТЬ» – СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
Сычева Е.А.,
педагог-психолог муниципального бюджетного
образовательного учреждения «Детский сад № 87»
городского округа Самара, Россия
«ГОРЕТЬ, НО НЕ СГОРАТЬ» – СИНДРОМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.
Цель
работы:
профилактика
эмоционального
выгорания
педагогов
через
повышение
уровня
их
психологической компетентности.
Задачи деятельности:
•
помочь педагогам в овладении знаниями в области
эмоционального выгорания педагогов;
•
способствовать
формированию
мотивации
педагогов на самопознание и самореализацию;
•
содействовать приобретению педагогами знаний о
методах
и
приемах
профилактики
эмоционального
выгорания;
•
способствовать
развитию
у
педагогов
умения
отслеживать состояние своего эмоционального здоровья;
•
способствовать развитию у педагогов навыков
конструктивного реагирования в напряженных ситуациях;
•
способствовать
развитию
у
педагогов
навыка
рефлексии профессиональной деятельности.
Реализация:
Организована
система
профилактики
синдрома
эмоционального выгорания в нескольких направлениях:
•
групповые занятия с психологом – от 5 до 8
занятий;
•
индивидуальные,
групповые
консультации
и
семинары психолога;
•
индивидуальное
сопровождение:
«Профилактика
профессионального и эмоционального выгорания»;
•
медитации – визуализации;
•
медитации – аудио;
•
курс арт-коучинга – от 5 до 8 раз.
•
способы снятия напряжения за короткое время;
•
аффирмации;
•
посещение
концертов
классической
музыки,
фестивалей, выставок, мастер-классов, занятий по арт-
коучингу.
Метод:
•
Комплексная
диагностика
ценностей
и
мотиваторов, способностей и талантов, эмоционального
интеллекта с разработкой индивидуальной программы на
основе темпераментных особенностей клиента.
•
Сопровождение
к
изменениям
в
методах
сказкотерапии, классического и арт-коучинга.
Формат:
•
Online диагностика
•
Индивидуальное сопровождение в коучинговом
формате
•
Встречи проводятся 1 раз в неделю, 60 минут.
Полный
цикл
профилактики
7-12
сессий
и/или
по
договоренности.
•
Место проведения согласовывается с педагогом
(индивидуальные и/ или online встречи).
Результат:
•
Развитие
осознанности
внутренних
процессов
личности.
•
Понимание собственных эмоций, настроений и
мотиваторов, а также их влияния на других людей.
•
Способность контролировать или перенаправлять
разрушительные импульсы и настроения.
•
Создание смысла и удовлетворенности.
•
Развитие эмпатии.
•
Способность создавать эмпатическое пространство
в рабочих и личных отношениях.
•
Построение внутриличностных и межличностные
отношений.
•
Умение управлять отношениями.
•
Стрессоустойчивость.
•
Создание внутреннего баланса.
Сказкотерапия – это метод психологического влияния
на человека через сказки. С помощью данного метода
происходит
мягкая
коррекция
различных
проблем,
избавление от страхов и комплексов, приобретение нового
опыта поведения.
Все мы с рождения и до самой старости окружены
сказками, былинами, мифами, баснями, притчами, поэтому
сказкотерапия имеет большой отклик у взрослых, ведь
каждый человек в большей или меньшей степени любит
определенных персонажей, сюжеты, и зачастую при
прочтении мы не замечаем, как сказка проникает во
многие
аспекты
повседневной
жизни,
и
какое
колоссальное влияние оказывает на нас. Абсолютно у
каждого сказки вызывают интенсивный эмоциональный
ответ, ведь сказочные образы одновременно обращаются к
двум психическим уровням: к уровню сознания и к уровню
подсознания, именно поэтому сказкотерапия используется
в работе с взрослыми.
Сказка,
в
которой
рассказывается
о
синдроме
эмоционального выгорания.
Как-то вечером, возвратившись с работы, разговаривая
по телефону с подругой детства, я обронила следующую
фразу: «Ты совсем сгорела на работе». Мой сын подошел
ко мне и, обняв, спросил: «Мама, у вас сегодня был
пожар?». О чем идет речь, догадалась не сразу. И,
посмотрев в глаза ребенку, спросила: «А причем здесь
пожар?» «Ну, как же, ты сама только что говорила об
этом». И тут я задумалась, как же объяснить ребенку этот
сложный феномен синдром эмоционального выгорания –
этот пожар души. И самым доступным оказался способ
рассказать сказку. «Присядем»,- сказала я сыну, «я кое-что
тебе расскажу».
Начало.
…
В
тридевятом
царстве,
в
тридесятом
государстве, именно там, где мы живем, жил-был один
паренёк. Звали его Лучик. Его профессия была самая
лучшая на свете - Лучик исцелял людей, помогал им
советами мудрыми да словами добрыми. Парень этот был
ответственный и исполнительный. За работу принимался
без отказа, делал всё, о чем бы его ни попросили. С самого
раннего утра и до позднего вечера трудился он, не
покладая рук.
Но, почему-то дел с каждым днем становилось все
больше и больше. Совсем перестал наш Лучик выполнять
их на работе. И начал привозить работу домой. Каждый
вечер сидел он до самой темноты, - дела невыполненные
доделывал, а чуть Заря-Заряница первые лучи на землю
покажет, приезжал вновь на работу. И так день за днём.
К сожалению, на работе старания её не ценили, работой
загружали, да ещё и ругали на чем свет стоит. Стал наш
Лучик чернее тучи. Перестала радовать его работа.
Появилось ощущение своей некомпетентности и страх, что
он теряет свои профессиональные навыки, а за ним
пришло чувство опустошенности и отстраненности. Дома
стали происходить ссоры с близкими и родными.
Не осознавал Лучик того, что с ним происходит. Всё
вроде бы так, но как-то не так. И стал Лучик «таять на
глазах»:
снизился
аппетит,
появилось
ощущение
ничтожности
результатов
своего
труда
и
его
бессмысленности. Стали хвори да болезни разные вязаться
к доброму молодцу. Худо пришлось бы нашему Лучику.
Но, тут на помощь ему, пришла Добрая Фея, жалко ей
стало Лучика, решила она исправить положение. И
рассказала Добрая Фея доброму молодцу следующее: «Я
хочу поведать тебе об одном Мудреце, который добился в
жизни больших высот, руководствуясь неким правилом, о
котором ты должен знать». …«Представь себе, что наша
жизнь – это игра, которая построена на жонглировании
пятью шариками. Это шарики – Работа, Семья, Здоровье,
Друзья и Душа, и тебе необходимо, чтобы все они
постоянно находились в воздухе. Пойми, шарик Работа
сделан из резины – если его случайно уронить, то он
подпрыгивает и возвращается обратно. Но остальные
четыре шарика – Семья, Здоровье, Друзья и Душа –
стеклянные. И если ты уронишь один из них, он будет
непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьёзно
повреждён или даже полностью разбит. Он никогда не
будет таким, как раньше. Ты должен осознавать это и
стараться, чтобы этого не случилось. Нужно максимально
эффективно работать в рабочее время и уходить домой
вовремя. Посвящай необходимое время своей семье,
друзьям и полноценному отдыху».
Послушал её Лучик и решил жить по-новому – уделял
необходимое время семье, домой приходил вовремя,
работу на дом не приносил. Стал чаще общаться с
друзьями. Нашел необходимое время и для собственной
души. Расцвел, Лучик, как маков цвет. Работа стала
приносить
ему
удовольствие.
Стали
на
работе
его
почитать, да уважать. Ведь, как говорится: «Ценность
ценна только если её ценят». Стал наш Лучик жить-
поживать и добра наживать.
«Вот и сказке конец. А кто слушал – молодец», так
закончила я своё повествование. А сын мне ответил:
«Спасибо мама. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым
молодцам – урок»!
«Игра в радость» от Элинор Портер.
У главной героини книги Элинор Портер «Поллианна»
советовала не закрывать глаза на проблемы, ведь "чем
труднее ситуация, тем интереснее играть", для этого
необходимо сосредоточиться на положительных моментах,
и
тогда
решение
проблемы
появится
на
самой
поверхности. Такой необычный подход позволит найти
неожиданные решения.
Если оптимисты - видят стакан наполовину полным, а
пессимисты
наполовину
пустым,
то
последователи
философии Поллианны знают, что он в той или иной
степени целиком заполнен воздухом и водой [3].
Медитации – визуализации
Данный вид работы предусматривает просмотр кадров
фильма
«Красота
природы»
под
музыкальное
сопровождение.
Непревзойденные
пейзажи,
завораживающие водяные каскады, природные водопады,
все это проявление водной стихии, одной из самых
могущественных. Магия музыки и ощущение природной
силы помогают снимать напряжение, и дает целебное
чувство расслабленности. Итак, после 2 – 3 занятий по
данной методике сотрудники начали живо интересоваться,
что
будет
проходить
дальше.
Их
не
нужно
было
уговаривать прийти в следующий раз. На этих встречах
они учатся расслабляться, что позволяет им быстрее
восстанавливаться после тяжелой рабочей недели [7].
Арт-коучинг
Арт-коучинг, что же это такое? Для начала необходимо
уточнить, что такое коучинг. А это взаимодействие между
специалистом и клиентом, в результате которого клиент
достигает поставленной цели.
Арт-коучинг возник при сочетании арт-техники с
классическим
коучингом.
Арт-техники
довольно
эффективно
1
применяются в работе психологов, так как
творчество помогает связывать сознание и подсознание.
2
Для арт-коучинга характерно включение и правого (арт-
техники), и левого (классический коучинг) полушария.
Выходит, что арт-коучинг — это мост, связывающий
сознание и подсознание, который активирует творческие
ресурсы, при этом открывается доступ к природным
способностям, причем самым безопасным способом.
Таблица 1. Техники коучинга
Открытые
вопросы коуча:
Техника
прямого и
обратного
планирования:
Выбор
лучшего:
Что ты
хочешь?
Что будет
наилучшим
результатом?
Почему это
важно?
Как
поймешь, что
достиг
результата?
Как ты
можешь этого
достичь?
Какие
действия (методы)
Какой
самый первый,
самый простой
шаг можешь
сделать прямо
сейчас? Тогда
какой наилучший
шаг будет
следующий? А
следующий?…
Как если бы
ты уже достиг
цели, то какой это
был шаг? А
предыдущий…
Каким
другим способом
этого можно
достичь? А еще?
…
Что
изменится, если
ты это сделаешь?
Что
произойдет, если
ты этого не
сделаешь
1
Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь,
2006. – 224с.
2
Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей
Шабанов, Алена Алешина: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2014
могут быть
наилучшими?
Формат конечного результата: SMART (конкретный,
измеримый, достижимый, значимый, определенный во
времени) [1].
Способы снятия напряжения за короткое время:
Первый способ «Марионетка» (выполняется за 60
секунд). Можно выполнять за письменным столом, в
транспорте.
Расположитесь
удобно
и
ослабьте
тугую
одежду
(рубашку, обувь, галстук, ремень).
Первый этап «Напряжение». На этом этапе необходимо
напрячь все мышцы, сжать кулаки и стараться коснуться
тыльной стороной запястий к плечам, при этом нужно
нахмуриться и прижать кончик языка к верхнему нёбу.
Одновременно с этим выпрямите ноги, потяните носки,
втяните живот и сделайте глубокий вдох.
В таком положении необходимо задержаться, медленно
считая до пяти.
Следующий этап «Расслабление». Сделав медленный
выдох
необходимо
расслабить
все
тело,
для
этого
представьте себе, что Вы марионетка с обрезанными
ниточками.
Плечи
опущены,
пальцы
разжаты,
тело
откинуто на месте, лоб расслаблен, зубы разомкнуты,
позвольте
подбородку
свободно
опуститься.
Затем
сделайте 2-ой вдох и задержите дыхание, медленно считая
до 5-ти.
Третий этап «Восстановление». Для восстановления,
необходимо 15 секунд медленно и глубоко дышать.
Повторяйте про себя слово «спокойствие» во время
каждого
выдоха,
и
старайтесь
почувствовать,
как
расслабляется
каждая
частичка
Вашего
тела.
И,
в
завершении, представьте, что Вы лежите на золотистом,
прогретом солнечными лучами песке на берегу чистого
лазурного океана. Постарайтесь, чтобы данный образ был
как можно четче, удерживайте его в своем сознании в
течение 30 секунд, успокаивая свои нервы.
Второй способ «Визуализация»
Займите
удобное
положение
и
закройте
глаза.
Расслабьтесь, сделав несколько глубоких дыхательных
движений. Постарайтесь вспомнить ситуацию, когда у Вас
было
прекрасное
настроение,
и
Вы
ощущали
себя
успешным, у Вас всё получалось. Старайтесь увидеть эту
ситуацию как можно
34
четче, какие у вас эмоции? Где вы
сейчас находитесь? Как пахнет вокруг? Что вокруг Вас?
Что Вы ощущаете? Есть ли кто-то рядом с Вами? Как Вы
выглядите? Какая на Вас одежда? Визуализация данной
ситуации должна быть как можно точнее, рассмотрите все
до мельчайших деталей.
Сосредоточьтесь
и
попытайтесь
услышать
звуки,
окружающие Вас. Что это за звуки? Может быть шум за
окном? Голоса? Музыкальное произведение? Необходимо
постараться и услышать эти звуки, насладиться ими.
Старайтесь
прочувствовать
эту
ситуацию.
Какая
температура
в
помещении,
ощутите,
как
одежда
прикасается к Вашей коже. Какие эмоции Вы переживаете
в данный момент? Какие чувства в теле возникают?
Сосредоточьте
всё
свое
внимание
на
данных
ощущениях, а затем сохраните эти чувства, эмоции,
ощущения. Насладитесь ими. Потянитесь, улыбнитесь и
открыв глаза выпрямьтесь. Обратите внимание, как Ваше
настроение улучшилось [8].
Аффирмации
Существуют
короткие
и
позитивные
утверждения,
которые вмещают в своей краткости большой потенциал
3
Никитина Т.А Основы коучинга: учеб. пособие / Т.А. Никитина,
М.А. Шаталина. – Самара: Самар. гос. пед. Ун-т, 2007
4
высвобождающейся активной энергии оптимизма, радости
и настроя на самые лучшие события и явления, это
называется аффирмации. Данные позитивные утверждения
стоятся на основе образов и по определенным правилам.
Аффирмации:
Используются для смены убеждений, развития
любви к себе.
Помогают сформировать необходимые качества
личности и черты характера.
Используются, чтобы разрушить плохие привычки
и создать хорошие.
Помогают ускорить достижение ваших целей.
Используются
для
изменения
негативного
отношения к жизни на позитивное [6].
Эффективность
работы
психолога
определяется
правильным подбором программ и методов. Используя в
работе различные программы, опираясь на полученный
результат, наиболее перспективными на сегодняшний день
являются сказкотерапия, коучинг. Это дает возможность
решать многие вопросы на начальном этапе. И дает
хороший профилактический эффект по предупреждению
эмоционального выгорания наших сотрудников.
5
5
Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П.
Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.
Литература:
1.
Никитина Т.А Основы коучинга: учеб. пособие /
Т.А. Никитина, М.А. Шаталина. – Самара: Самар. гос. пед.
Ун-т, 2007.
2.
Никитина,
Т.А.
Учебное
пособие
по
организационному поведению / Т.А. Никитина. – Самара :
Офорт : СГПУ, 2005.
3.
Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. –
СПб.: Речь, 2006. – 224с.
4.
Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный
подход к проблеме// Журнал практического психолога –
1998, №8 с 84-89.
5.
Филина,
С.
О
«Синдроме
профессионального
выгорания»
и
технике
безопасности
//
Школьный
психолог, 2003, № 7.
6.
Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с
англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир:
ВКТ, 2009.
7.
Эмоциональный интеллект. Российская практика /
Сергей Шабанов, Алена Алешина: Манн, Иванов и
Фербер; Москва; 2014
8.
Эмоциональное лидерство. Искусство управления
людьми на основе эмоционального интеллекта. Автор:
Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки. 2002.