Автор: Небытова Ольга Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 41 комбинированного вида"
Населённый пункт: поселок Войсковицы, Гатчинского района, Ленинградской области
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие способностей детей к техническому творчеству посредством конструирования и робототехники
Раздел: дошкольное образование
Развитие способностей детей к техническому творчеству посредством
конструирования и робототехники
Современные технологии всё быстрее проникают во все сферы
человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной
технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых
приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других
машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В
дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Однако в
дошкольном образовании опыт системной работы по развитию технического
творчества дошкольников посредством использования образовательной
робототехники отсутствует
Техническое творчество является одним из важнейших компонентов
подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Развитие научно-технического и творческого потенциала личности
ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за
счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые,
творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта,
постановки относительно него преобразовательных задач и подбора
инструментов для оптимального решения этих задач.
Главное в данной направлении образовательной деятельности – это
востребованность развития широкого кругозора дошкольника, в том числе в
естественнонаучном направлении. Поэтому применение технологии
робототехники и конструирования в детском саду позволяет существенно
повысить мотивацию дошкольников, организовать их творческую и
исследовательскую работу, в форме познавательной игры узнать многие
важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки
Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в
том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. В
процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать
предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы,
исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и
обобщать.
Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает
их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить
находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает
усидчивость, трудолюбие и терпение.
Чтобы
достичь
высокого
уровня
творческого
и
технического
мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо
помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень
знаний, опыт работы, умения и навыки. Юные исследователи, войдя в
занимательный
мир
образовательной
робототехники,
погружаются
в
сложную
среду
информационных
технологий,
позволяющих
роботам
выполнять круг функций.
Технология образовательного конструирования и робототехники - это
средство развивающего обучения, которое стимулирует познавательную
деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной
личности
с
высокой
степенью
свободы
мышления,
развития
самостоятельности, целеустремленности, способности решать любые задачи
творчески. Она объединяет элементы игры с экспериментированием, а,
следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность детей,
раскрывает их способности и таланты. А талантливый человек, как известно,
талантлив во всём.
Таким образом, для подготовки высококлассных специалистов в
области
инженерии,
информационных
технологий,
программирования,
обозначенную проблему необходимо решать уже в детском саду, закладывать
первоначальные технические навыки и умения, осмысленно применять
освоенные знания в области конструирования и робототехники.
Конструктивная
деятельность
средствами
конструктора
и
робототехники
способствует
развитию
у
детей
самостоятельности
и
активности, творческого мышления и пространственного воображения,
критичности (умения оценивать конструктивные особенности моделей);
формированию
интереса
к
изобретательству;
речевому
развитию
(активизации
активного
и
пассивного
словаря,
выстраиванию
монологической и диалогической речи); воспитанию толерантности друг к
другу и волевых качеств (трудолюбия, ответственности, целеустремленности,
терпения); росту самооценки, гордости за свой труд.
Родители, глядя на своих юных мастеров, стараются больше внимания
и времени уделять дома развивающим конструктивным играм. Повышается
их ответственность и заинтересованность в развитии психических функций и
способностей к техническому творчеству у детей.
Внедрение робототехники в образовательный процесс дошкольной
организации
дает
возможность
создать
в
детском
саду
условия,
способствующие
организации
творческой
продуктивной
деятельности
дошкольников на основе конструирования и робототехники, демонстрации
своего опыта и умений в данном направлении, что позволяет заложить на
этапе дошкольного детства начальные технические навыки и интерес детей к
инженерным специальностям. В результате, создаются условия не только для
расширения
границ
социализации ребёнка
в обществе,
активизации
познавательной
деятельности,
демонстрации
своих
успехов,
но
и
закладываются истоки профориентационной работы, направленной на
пропаганду профессий инженерно-технической направленности