Автор: Комарова Тамара Михайловна
Должность: преподователь, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Первая музыкальная школа" г.Кирова
Населённый пункт: г.Киров
Наименование материала: статья
Тема: Работа над выразительностью исполнения - важный этап в формировании музыкального мышления учащегося
Раздел: дополнительное образование
Комарова Тамара Михайловна, ПДМШ, г.Киров
Работа над выразительностью исполнения музыкального
произведения – важный этап в воспитании эмоционально-образного
мышления учащихся.
Над выразительным, эмоционально-образным исполнением необходимо работать с
первого дня занятий. Чтобы полноценно воспринимать музыку, необходимо научиться её
слушать и понимать. Не умеющий слышать музыку никогда не научится грамотно ее
исполнять.
«Музыку слушают многие, а слышат немногие» ( Б.В.Асафьев)
Понимание музыки основано на эмоциональной отзывчивости и тонкой
чувствительности ученика. Для этого очень важно
научить ребенка говорить о своих
эмоциональных впечатлениях, чувствах, их оттенках. Ведь музыка не терпит равнодушия.
Каким образом научить ученика выразительности исполнения? Очень важным является
выработать умение правильно расчленять музыкальную ткань на крупные и мелкие
элементы, то есть нужно научить правильно фразировать.. Правильная фразировка
предполагает знакомство с делением мелодии на фразы, предложения, периоды и т.д
Необходимо понять суть интонационных и фразировочно - смысловых лиг. Ни один
музыкант не может достичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения
фразировкой. Итак, дадим определение фразировке.
Фразировка в музыке – средство музыкальной выразительности, представляющее собой
художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения, путем
разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью наиболее выразительного
раскрытия исполнителем содержания музыкального произведения.
Говоря проще , это — некие знаки препинания, благодаря которым музыкальная речь
приобретает структуру и законченность.
Рассмотрим эти блоки более подробно:
1.
Периоды
Период — это наиболее крупный, законченный блок произведения. Иногда в форме
периода может быть написана небольшая пьеса. Период состоит
из 2-х, 3-х предложений.
2.
Предложения
Предложение — это законченная музыкальная мысль, крупный блок внутри периода.
Предложение состоит из 2-х, иногда 3-х фраз.
3.
Фразы
Фраза — это относительно законченная музыкальная мысль, небольшой блок внутри
предложения. Фраза, как правило, состоит из 2-х, 3-х и более мотивов.
4.
Мотивы
Мотив — это простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из некоторой
короткой последовательности звуков, объединенных одним логическим акцентом.
Научив разграничивать звуки мелодий на более маленькие блоки , понимая как они
объединяются в более крупные, научив грамотно и правдиво выстраивать фразировку из
мотивов, фраз и предложений, мы развиваем эмоционально- образное мышление
ученика.
Исходя из опыта педагогической деятельности , хочется отметить, что воспитанию
живого дыхания в фразировке способствует выразительное пение.
Как можно раньше нужно добиваться от ребёнка, чтобы он спел грустную мелодию
грустно, весёлую мелодию – весело, торжественную мелодию – торжественно . Именно
через пение формируется важное для музыканта ощущение дыхания.
Как показывает опыт, на начальной стадии обучения учащиеся охотнее играют пьесы со словами;
т.к. их мышление подчинено словесному образу. От того, насколько динамически ясно и
выразительно будет исполнена (произнесена), фраза, зависит понимание музыки и формирование
музыкально- образного мышления.
Конечно, правильная фразировка включает в себя и способы звукоизвлечения , и динамику, и
штрихи, и темп и т. д. ,как основные средства выразительности , чтобы понять и передать логику
музыкальной мысли.
Активное восприятие музыки, т.е. умение слышать и понимать – основа музыкального
воспитания ученика.
Прививая любовь к музыке, работая над выразительностью музыкального исполнения
педагог воспитывает и развивает художественный вкус, интеллект, эмоционально-
образное мышление ученика.
Цель музыкального воспитания школьников сегодня – «… ввести учащихся в мир
большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм
и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их
духовной культуры» (Д.Б. Кабалевский.).