Напоминание

Работа над выразительностью исполнения - важный этап в формировании музыкального мышления учащегося


Автор: Комарова Тамара Михайловна
Должность: преподователь, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Первая музыкальная школа" г.Кирова
Населённый пункт: г.Киров
Наименование материала: статья
Тема: Работа над выразительностью исполнения - важный этап в формировании музыкального мышления учащегося
Раздел: дополнительное образование





Назад




Комарова Тамара Михайловна, ПДМШ, г.Киров

Работа над выразительностью исполнения музыкального

произведения – важный этап в воспитании эмоционально-образного

мышления учащихся.

Над выразительным, эмоционально-образным исполнением необходимо работать с

первого дня занятий. Чтобы полноценно воспринимать музыку, необходимо научиться её

слушать и понимать. Не умеющий слышать музыку никогда не научится грамотно ее

исполнять.

«Музыку слушают многие, а слышат немногие» ( Б.В.Асафьев)

Понимание музыки основано на эмоциональной отзывчивости и тонкой

чувствительности ученика. Для этого очень важно

научить ребенка говорить о своих

эмоциональных впечатлениях, чувствах, их оттенках. Ведь музыка не терпит равнодушия.

Каким образом научить ученика выразительности исполнения? Очень важным является

выработать умение правильно расчленять музыкальную ткань на крупные и мелкие

элементы, то есть нужно научить правильно фразировать.. Правильная фразировка

предполагает знакомство с делением мелодии на фразы, предложения, периоды и т.д

Необходимо понять суть интонационных и фразировочно - смысловых лиг. Ни один

музыкант не может достичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения

фразировкой. Итак, дадим определение фразировке.

Фразировка в музыке – средство музыкальной выразительности, представляющее собой

художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения, путем

разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью наиболее выразительного

раскрытия исполнителем содержания музыкального произведения.

Говоря проще , это — некие знаки препинания, благодаря которым музыкальная речь

приобретает структуру и законченность.

Рассмотрим эти блоки более подробно:

1.

Периоды

Период — это наиболее крупный, законченный блок произведения. Иногда в форме

периода может быть написана небольшая пьеса. Период состоит

из 2-х, 3-х предложений.

2.

Предложения

Предложение — это законченная музыкальная мысль, крупный блок внутри периода.

Предложение состоит из 2-х, иногда 3-х фраз.

3.

Фразы

Фраза — это относительно законченная музыкальная мысль, небольшой блок внутри

предложения. Фраза, как правило, состоит из 2-х, 3-х и более мотивов.

4.

Мотивы

Мотив — это простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из некоторой

короткой последовательности звуков, объединенных одним логическим акцентом.

Научив разграничивать звуки мелодий на более маленькие блоки , понимая как они

объединяются в более крупные, научив грамотно и правдиво выстраивать фразировку из

мотивов, фраз и предложений, мы развиваем эмоционально- образное мышление

ученика.

Исходя из опыта педагогической деятельности , хочется отметить, что воспитанию

живого дыхания в фразировке способствует выразительное пение.

Как можно раньше нужно добиваться от ребёнка, чтобы он спел грустную мелодию

грустно, весёлую мелодию – весело, торжественную мелодию – торжественно . Именно

через пение формируется важное для музыканта ощущение дыхания.

Как показывает опыт, на начальной стадии обучения учащиеся охотнее играют пьесы со словами;

т.к. их мышление подчинено словесному образу. От того, насколько динамически ясно и

выразительно будет исполнена (произнесена), фраза, зависит понимание музыки и формирование

музыкально- образного мышления.

Конечно, правильная фразировка включает в себя и способы звукоизвлечения , и динамику, и

штрихи, и темп и т. д. ,как основные средства выразительности , чтобы понять и передать логику

музыкальной мысли.

Активное восприятие музыки, т.е. умение слышать и понимать – основа музыкального

воспитания ученика.

Прививая любовь к музыке, работая над выразительностью музыкального исполнения

педагог воспитывает и развивает художественный вкус, интеллект, эмоционально-

образное мышление ученика.

Цель музыкального воспитания школьников сегодня – «… ввести учащихся в мир

большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм

и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их

духовной культуры» (Д.Б. Кабалевский.).



В раздел образования