Напоминание

Вокально-хоровые упражнения в детском хоре


Автор: Сухова Гузель Хайзинуровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДМШ№1
Населённый пункт: Башкортостан,г.Стерлитамак
Наименование материала: методическая работа
Тема: Вокально-хоровые упражнения в детском хоре
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пение- самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности

ребенка. Пением дети начинают заниматься с раннего возраста, еще в

детских садах. Малыши любят петь. Поют охотно, с удовольствием,

особенно в хоре.

Детский хор- особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный,

который может искренне и непосредственно выражать самые глубины

человеческого чувства.

Это живой организм, который постоянно растет и изменяется.

Главной особенностью работы с детским хором является умелое

сочетание обучения(развитие музыкальных способностей, певческих

навыков, голосового аппарата, грамотности) ,музыкального воспитания

(сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению,

расширение кругозора)и непосредственно исполнительства.

Такой подход позволяет развиваться хору и максимально раскрываться

музыкальным способностям каждого ребенка.

В наше время хоровое воспитание детей осуществляется в детской

музыкальной школе, в хоровых студиях ,в общеобразовательной школе, в

центрах эстетического воспитания.

Музыкальное образование доступно всем :обычным и одаренным детям.

Поэтому при их поступлении мы сталкиваемся с разным уровнем

готовности детей. Одни обладают прекрасным слухом и замечательно

интонируют ,у других при регулярном занятии, очень быстро

налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и

сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы

педагога.

Неумение петь может быть вызвано разными причинами: неумение ясно и

точно представить мелодию, неумение воспроизвести ее голосом(поет

неверно, хотя и слышит свои ошибки)а есть кто не умеет оценить свое

пение(не замечает свои ошибки) Встречаются дети поющие очень низким

голосом, им необходимо почувствовать правильную высоту звука.

Педагог ,благодаря своим пояснениям, путем создания образных

представлений, должен помочь детям. Ведь важно точно определить

причины неумения петь, чтобы правильно направить работу над

развитием слуха. И эта очень важная работа требует пристального

внимания к каждому хористу, выяснение его индивидуальных

особенностей, а иногда и отдельной работы с ним.

При этом нужно обязательно заботится, о том, чтобы дети со

слаборазвитым слухом поняли, что они постепенно научатся петь

правильно. Следует стимулировать и поощрять их каждый успех.

Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового

восприятия и вокально-слуховых связей:

-слуховое сосредоточение и вслушивание в показ руководителя с целью

последующего анализа услышанного,

-сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего,

-введение теоретических понятий о качестве певческого звука,

-отражение направления мелодии при помощи рисунка ,схемы, ручных

знаков, нотной записи,

-настройка на тональность перед началом пения,

-задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью

выстраивания унисона,

-представление «в уме» первого звука до того ,как он будет воспроизведен

вслух.

У многих детей имеющих хорошие музыкальные данные , встречаются ряд

других недостатков в пении:

-зажатая нижняя челюсть,

-гнусавый звук,

-плоские гласные,

-плохая дикция,

-короткое и шумное дыхание.

А устранение этих недостатков происходит с помощью упражнений,

которые в дальнейшем значительно экономят время при работе над

репертуаром.

Как правило , упражнения занимают на уроках минимальное время от 8-10

минут. Тем ответственнее должно быть отношение преподавателя к

данному разделу урока.

Вокальные упражнения подразделяются на два основных вида:

настроечные и вокально-технические. Их правильный подбор

основывается на следующих методических принципах :

1.

Поддержание у детей интереса, эмоциональной отзывчивости в

процессе упражнений, что достигается разнообразием самих

упражнений,

2.

Развитие музыкального слуха у учащихся (воспитание чистоты

интонирования, которая является основой хорового пения)

3.

Пение упражнений без сопровождения, что способствует

воспитанию вокального слуха,

4.

Связь вокальных упражнений с нотной грамотой (хор, работающий

над репертуаром « с голоса» по слуху ,никогда не достигнет

достаточно высокого уровня исполнения)

5.

Личный показ и обьяснение педагога.

6.

Сознательное овладение навыками, т.е. понимание детьми правил и

способов выполнения упражнений.

7.

Сочетание коллективного пения и индивидуального опроса.

8.

Постепенное и последовательное усложнение учебной задачи.

Может применяться различный музыкальный материал ,на котором

формируются вокально-хоровые навыки .

Это материал лишенный образного содержания (гаммы, отрезки

звукоряда, трезвучия и т.д.),а так же попевки (небольшие и несложные

песни, или отдельные фразы из вокальных произведений)

Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде попевок

из народных песен ,из произведений классиков.

Именно они имеют то преимущество, что выработка навыков

происходит на художественно-образном музыкальном материале.

Большую пользу приносят специальные вокализы. Часто в виде

упражнений используются попевки из изучаемого материала (трудные

места из произведений над которыми работает руководитель в данный

момент)

Но прежде чем начинать вокально-хоровую работу ,следует обязательно

привить детям нужную певческую установку, от которой зависит

правильность работы над дыханием, звукообразованием и т.д.)

Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены,

ноги всей ступней стоят на полу, ни в коем случае не должен быть высоко

поднят подбородок-это ведет к зажатой манере пения.

За время работы преподавателем хоровых дисциплин, мною подобраны и

используются в практике упражнения позволяющие добиться

положительных результатов в формировании вокально-хоровых навыков

у детей.

Как правило, это 3-4 упражнения на одном занятии, но работать над

ними надо тщательно.

Исполнение упражнений проходит путем повторения по полутонам вверх

и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса. Постепенно

полутоновое прибавление приводит к расширению диапазона.

Упражнения и методические рекомендации к их использованию.

1.Настройка голосового аппарата.

К настроечным упражнениям относятся те, которые в начале занятий

приводят голосовой аппарат в «рабочее» состояние, способствующие

естественному и непринужденному звукоизвлечению.

Наиболее рациональным приемом является пение с закрытым ртом на

сонорный согласный звук «М».Рот закрыт, зубы разомкнуты, несколько

опущена нижняя челюсть(ощущение зевка).

Очень хорошо активизируют голосовые связки упражнения на стаккато,

помогают их активному смыканию. Эти упражнения полезны при вялом

тонусе голосовых мышц. Особое внимание следует уделять

интонированию терции, квинты, септимы, октавы. Данные упражнения

можно исполнять на различные слоги, со словами, можно чередовать

штрихи legato, staccato.

2.Воспитание хорошего унисона.

Это серьезная, очень трудная и важная задача, потому что хороший

унисон в хоре- основа чистого многоголосного пения.

Работу над унисоном целесообразно начинать с пения одного звука на

гласную «у» и на слог «лю»,который ведет к образованию узкого, четко

фиксирующего звука 9активируется работа голосовых связок и дыхания)

Гласная «у» помогает выработке пения на «зевке», к тому же позволяет

вырабатывать в хоре единую манеру звучания.

3.Выработка навыков певческого дыхания в связи с воспитанием

напевности и легкости звучания.

Во время работы над правильным дыханием нужно контролировать и

проверять каждого каждого ребенка насколько он понимает ,как

правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе.

Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимать плеч, и ртом

при совершенно опущенных и свободных руках.

При ежедневных тренировках организм ребенка приспосабливается.

Закрепить эти навыки нужно на упражнениях дыхания без звука:

-маленький вдох -произвольный выдох

-маленький вдох- медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счету до

шести, двенадцати

-короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь

Нужно отметить , что эти упражнения очень полезны , как для

формирования привычки правильного дыхания , так и для разогревания

голосового аппарата.

Очень многие педагоги вокалисты уделяют внимание упражнениям на

дыхание без звука , т.к. идет переключение ребенка на мышечное чувство,

отвлекая его на время от певческого формирования звучания.

Следовательно, когда будет разучиваться произведение , мышцы будут

принимать правильное положение, при взятии дыхания.

При работе над такими упражнениями необходимо знать, что при

небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох

приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается

на красоте звука.

Очень полезны гимнастические упражнения, физические движения

способные при их регулярной тренировке вызывать у детей правильный

ритм дыхания с его организованным вдохом и выдохом.

Исходное положение – прямой корпус , ноги слегка раздвинуты в ступнях,

носки врозь. Руки на бедрах, губы мягко сомкнуты.На «раз» -поднимаемся

на носки с вдохом через нос, на «два» «три» -более медленное опускание на

пятки с замедленным выдохом. Это упражнение можно выполнять со

счетом вслух или под музыку.

4. Правильное формирование гласных.

Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком, зависит

прежде всего от правильного формирования гласных.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой манере

формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности

звучания хора и достижения унисона в хоровых партиях.

Выравнивание гласных достигается путем перенесения вокальной

правильной позиции с одной гласной на другую.

Наиболее распространенным гласным, который чаще всего используется в

вокальной работе, является звук «а» , он же создает наибольшую

пестроту в пение поскольку разными людьми произносится по разному.

При пении этого звука опускается нижняя челюсть, рот раскрывается

широко, глотка становится узкой. Гласная «а» лучше всего раскрепощает

голосовой аппарат, освобождает его от зажатости и напряжения. При

гнусавости очень полезно применять эту гласную в сочетании с губными

согласными.

Гласная «и» обладает собранностью и остротой звучания, способствует

нахождению «высокой позиции», стимулирует работу гортани.

Работа над «и» полезна для устранения таких недостатков, как тусклое

и глухое звучание. В то же время необходимо следить , чтобы не было

зажатости .

Очень полезно упражнение на одной высоте с чередованием гласных. Оно

способствует выравниванию их звучания.

5. Активная артикуляция .(хорошая дикция, четкое произношение

согласных)

Четкое произношение согласных зависит от активной работы мышц

языка, а так же губ и мягкого неба.

Для этого выполняются упражнения, в тексте которого преобладают

твердые и звонкие согласные. Обычно они исполняются в быстром темпе .

При этом необходимо следить , чтобы согласные произносились детьми

четко и активно.

Для усовершенствования певческого слова полезно включать во время

занятий скороговорки , улучшающие артикуляционную подвижность

речевых органов.

6. Ровное звучание голоса на всем диапазоне.

Для усовершенствования этого приема полезны упражнения с

поступенным расположением звуков.

Простейшие из них- соединение нескольких последовательных ступеней

натуральной мажорной гаммы. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз.

На начальном этапе полезно гамму петь сверху вниз в медленном темпе.

Необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору

и звучали в одной высокой позиции.(особенно последний самый низкий звук).

Такой прием обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы,

которая обычно исполняется на одном дыхании .Но в начале работы

допускается разделение верхнего и нижнего тетрахорда дыханием.

7. Элементарные навыки многоголосия.

Первый этап работы в этом направлении- овладение двухголосием.

Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия?

1). Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один

голос. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент , на

котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и

многоголосное хоровое пение.

2). Научить петь детей без сопровождения, т.к. такое пение является

наиболее действенным средством для развития слуха детей.

3). Развивать у детей умение слушать и слышать(движение мелодии,

строение музыкальных фраз, повторения, изменения в мелодическом и

ритмическом рисунке и т.д.)

После подготовительной работы можно переходить к двухголосному

пению.

И лучше начинать с упражнений , в которых имеется самостоятельное

движение голосов.

Изначально полезно использовать знакомые и простые по структуре

попевки в двухголосном изложении, а затем по мере их освоения,

переходить к более сложным задачам.

На начальном этапе полезно исполнение канонов.

Сначала всем классом учится основная тема и только потом происходит

деление учащихся на группы для исполнения произведения на несколько

голосов.

Более сложное упражнение –с использованием параллельного движения в

голосах. Во время работы над этим упражнением необходимо

тщательное выучивание и выстраивание унисона внутри каждого голоса

и дальнейшая работа над каждой терцией в медленном темпе по руке

хормейстера.

При твердых, устойчивых навыках пения на два голоса ,пение на три

голоса представляет только некоторое усложнение. Надо знать, что

легче исполнять верхний и нижний голос, труднее петь средний.

При разделении хора на голоса педагог должен учитывать это

обстоятельство и в средний голос определять учащихся с лучшим слухом.

К работе над упражнениями , как и к другим разделам урока , необходима

тщательная и серьезная подготовка преподавателя, продуманность им

общих задач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет

эффективной и поможет наиболее быстрому усвоению детьми

первоначальных основ певческого искусства.

Еще один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими

шажками т.е. не пытаться добиться всего сразу на одном занятии ,иначе

подобное действие будет обречено на провал ,поскольку перед певцами

будет ставиться непосильная задача.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

ДМШ № 1 гор. Стерлитамак

Методическая работа

Вокально-хоровые упражнения в детском хоре

Подготовила преподаватель

хоровых дисциплин Сухова. Г. Х.



В раздел образования