Напоминание

"Системный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии "Оператор швейного оборудования""


Автор: Мария Алексеевна Чулкова
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ № 66 ФСИН России
Населённый пункт: Можайск
Наименование материала: статья
Тема: "Системный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии "Оператор швейного оборудования""
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Системный подход в обучении как средство формирования

профессиональных компетенций обучающихся по профессии

«Оператор швейного оборудования»»

Наименование опыта

«Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования

профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор

швейного оборудования»

Условия возникновения и становления опыта

“Великая цель образования - это не знания, а действия”.

Герберт Спенсер

Новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего

профессионального образования, отвечая современным требованиям, делают

акцент на формирование у обучающихся профессиональных компетенций

будущих специалистов – профессионалов своего дела, через:

- изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных,

но и, прежде всего, межпредметных и личностных результатов);

- изменение системы аттестации педагогических работников (оценка

качества управления учебной деятельностью обучающихся);

- изменение системы аккредитации учреждений СПО (оценка качества

организации перехода учреждения среднего профессионального образования

к реализации ФГОС СПО).

Для мастера производственного обучения особенно актуальными в

настоящее время являются вопросы:

-Как обучать?

-Чему обучать?

- Как сформировать практический опыт обучающихся?

-Как создать соответствующую новому способу обучения образовательную

среду?

- С помощью чего учить?

Сегодня пришло осознание того, что проверенные веками методы обучения

и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную

адаптацию выпускников к жизни в социуме, профессиональном сообществе

в условиях современного производства. Требования к профессиональным

компетенциям выпускников СПО стремительно возрастают. Поэтому

очевидно, сколь бы прочны и обширны ни были знания, умения

обучающегося, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной

обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться,

планировать индивидуальную и совместную деятельность, если у него

не будет сформирована ценность и способность к самоизменению,

самовоспитанию и саморазвитию.

Изменение целей образования предопределили появление в жизни терминов

«компетентность», «компетенция», «компетентностный подход»,

и неизбежность появления в педагогической теории и практике

компетеностного подхода стала очевидной. Задача формирования

компетенций у обучающихся в настоящее время остро поставлена как перед

педагогической наукой, так и перед практикой образования.

Конструктивно выполнить задачи профессионального образования XXI века

помогает деятельностный метод обучения при системном подходе.

Все вышесказанное обусловило выбор темы моей работы как мастера

производственного обучения «Системно-деятельностный подход в обучении

как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся

по профессии «Оператор швейного оборудования».

Современный период общественного развития характеризуется новыми

требованиями к образовательным организациям среднего профессионального

образования, предполагающими ориентацию образования не только

на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений, навыков,

но и на формирование практического опыта.

Главной идеей профессионального образования в последние годы становится

идея формирования ключевых профессиональных компетенций,

формирования системы критериев, характеризующих не просто умения,

а умения, проявляемые в конкретных производственных ситуациях. Такая

расстановка акцентов в функциях профессионального образования требует

изменения подхода в обучении.

Требования, предъявляемые к выпускникам профессиональных

образовательных организаций, говорят о том, что обучающийся должен

работать с различными видами информации, организовывать собственную

и совместную с другими участниками производственной деятельности,

планировать ее результаты, применять полученные знания в условиях

производства, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.

Содержание требований к подготовке выпускника и результатов

проведенного исследования подтверждают необходимость построить

организацию обучения так, чтобы обеспечить условия максимального

раскрытия способностей обучающихся, поддержания их познавательного

интереса, формирования профессиональных компетенций. Иными словами,

необходимо обеспечить эффективный подход к организации учебно-

воспитательного процесса.

Одним из приемлемых подходов можно считать системно-деятельностный

метод. Под ним понимают планирование и организацию учебного процесса,

в котором главное место отводится активной и разносторонней,

в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности

обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии

«Оператор швейного оборудования» так же предполагает приоритет

системно-деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у

обучающихся широкого комплекса общих и профессиональных

компетенций.

Выше перечисленные противоречия привели меня к необходимости

применения системно-деятельностного метода как средства формирования

профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор

швейного оборудования».

Для введения в практику преподавания системно - деятельностного подхода

мною была сформулирована следующая проблема: как, используя системно-

деятельностный подход в обучении, обеспечить формирование

профессиональных компетенций обучающихся.

Актуальность опыта

В современных условиях подготовка квалифицированного рабочего не может

рассматриваться как однократный процесс. Необходимо, чтобы эта

подготовка непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе

и через системно - деятельностный подход в обучении. Цель обучения – дать

будущему специалисту умение действовать, а знания должны стать

средством обучения действиям. Поэтому, подход к процессу учения как

к деятельности потребовал пересмотра взглядов на знания, умения, их роль

и соотношение.

Цели:

1.

Показать роль системно - деятельностного подхода в формировании

профессиональных компетенций обучающихся по профессии

«Оператор швейного оборудования».

2.

Рассмотреть теоретические основы системно - деятельностного

подхода в производственном обучении.

3.

Показать на конкретных примерах, как мастера производственного

обучения могут использовать системно - деятельностный подход

в обучении на практике.

Таким образом, исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что наше

учебное заведение, а именно специфика его деятельности, государственный

стандарт по профессии «Оператор швейного оборудования» и мнение

работодателя обязывают мастеров производственного обучения

строить учебно-воспитательный процесс, при котором обучающегося

не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат,

а создают такие условия, в которых он учится.

В последние годы в педагогике обращается внимание на необходимость

создания системы диагностики мотивационной сферы, дидактическое

обеспечение по повышению уровня мотивации, идет поиск новых подходов

к организации процесса обучения, к оценке знаний обучающихся, что

должно привести к повышению результативности учебно-воспитательного

процесса.

Теоретическая база опыта

Сущность системно-деятельностного подхода.

Сегодня в современном образовательном мире требования к подготовке

квалифицированных кадров со стороны общества изменились. И одно

из главных отличий состоит в том, что в основе новых федеральных

государственных образовательных стандартов лежит системно

- деятельностный подход в обучении, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному

образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития

обучающихся в системе профессионального образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей

обучающихся.

Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено

в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов

на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков

нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого

ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его

разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов

и многие другие исследователи).

П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: «Для чего человек

учится? И ответил: «Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для

того, чтобы - узнать, как это надо делать», т.е. цель обучения – дать человеку

умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса

на современном этапе развития образования позволяет способствовать

формированию общекультурных и профессиональных компетенций у

обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Основы такого

подхода были предложены немецким педагогом Ф.А.В. Дистервегом,

способы реализации деятельностного подхода к обучению разработаны под

руководством В.В. Давыдова.

В чём же сущность системно-деятельностного подхода? Принцип

деятельности заключается в том, что формирование личности обучающегося

и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он

воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной

деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская

мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я

усваиваю».

Основные идеи системно-деятельностного подхода не имеют возрастного

ценза и могут быть продуктивно использованы в сфере профессионального

образования.

Предлагаемый подход имеет систему дидактических положений,

позволяющих выстроить образовательный процесс обучающихся

на качественно новом уровне, включающем ряд принципов:

•Активности, заключающийся в том, что обучающийся получает знания

не из прослушанной им лекции, а сам приходит к открытию в результате

разрешения проблемной ситуации. Так, новое знание рождается в процессе

самостоятельной исследовательской деятельности обучающегося под

руководством мастера производственного обучения. Самостоятельное

проведение исследования, повторяющего процесс открытия общепринятого

факта, позволяет воспринимать полученную информацию на личностном

уровне, что способствует успешному формированию его общекультурных

и профессиональных компетенций.

•Преемственности, который означает сохранение единства между

содержанием и методикой на каждом этапе обучения.

•Профессиональной направленности – последовательное моделирование

в учебной деятельности обучающихся целостного содержания, форм

и условий профессиональной деятельности специалистов; осуществление

целенаправленного перехода от учебных заданий в процессе изучения

дисциплины к профессиональной творческой деятельности различного рода

во время обучения, а в последующем – выполнение проектов

с моделированием элементов производственной деятельности.

•Дифференцированности, который заключается в реализации возможности

освоения содержания дисциплины, профессионального модуля на уровне,

максимально возможном для каждого обучающегося на каждом этапе его

развития, и обеспечения при этом усвоения социально безопасного

минимума компетенций.

•Комфортности – обеспечивает учебный процесс, при котором сводится

к минимуму количество стрессообразующих факторов, происходит

реализация основ педагогики сотрудничества, приоритетное использование

форм общения, построенных на диалоге.

•Оптимизации – предполагает предоставление обучающемуся возможности

самостоятельного выбора оптимального решения в процессе перебора

различных вариантов.

•Креативности – направлен на обеспечение создания образовательной среды,

в которой обучающиеся имеют возможность приобрести опыт собственной

активной творческой деятельности.

Предполагаемая система дидактических принципов обеспечивает

формирование системы знаний, умений, практического опыта обучающихся

в соответствии с требованиями ФГОС. Это позволяет формировать

у обучающихся не только традиционную систему фундаментальных знаний,

но и деятельностные способности, что соответствует современным целям

профессионального образования.

При организации системно-деятельностного обучения необходимо обратить

особое внимание на формирование профессиональных компетенций

обучающихся при выполнении самостоятельной работы как на аудиторных,

так и внеаудиторных занятиях.

Каждый вид деятельности, будь то проблемная лекция, аудиторное занятие,

самостоятельная работа, предполагает наличие проблемы, личностно

значимой для обучающегося, которую он учится преодолевать.

Организованный таким образом учебный процесс осуществлялся на основе

следующих структурных компонентов:

– выделение цели деятельности;

– определение предмета деятельности;

– планирование своей деятельности;

– выбор средств деятельности;

– рефлексия деятельности.

Организуя самостоятельную работу обучающихся, мастер производственного

обучения направляет и контролирует процесс добывания новых знаний, ставя

перед обучающимися проблему осуществления творческого применения

полученной информации. Роль мастера производственного обучения в

данной ситуации несет в себе функции управления деятельностью

обучающихся.

Для наиболее эффективного обучения целесообразно разрабатывать задания

для обучающихся, связанные с их будущей профессиональной

деятельностью. Данный подход повышает мотивацию студентов

к дальнейшей профессиональной деятельности, так как они видят

практический смысл в предложенных им заданиях, и это активизирует их

к освоению выбранной профессии.

Таким образом, системо-деятельностный подход к обучению имеет

следующие преимущества:

1) обучающийся находится в деятельностной позиции;

2) используется весь потенциал активности обучающегося – от восприятия

до принятия собственного решения при работе над заданием;

3) знания получаются и усваиваются в контексте решаемой

профессиональной ситуации, что способствует развитию познавательной

и профессиональной мотивации;

4) используется сочетание индивидуальных и коллективных форм работы

с обучающимися, при ведущей роли коллективных, что дает возможность

формирования у обучающихся коммуникативных компетенций;

5) обучающийся учится использовать учебную информацию как средство

деятельности, все более приобретающую черты профессиональной, что

обеспечивает переход объективной информации в личностное знание,

в профессиональные компетенции специалиста;

6) центральным звеном педагогического процесса становится развивающаяся

творческая личность обучающегося;

7) в деятельностном обучении решается проблема интеграции учебной,

научной и профессиональной деятельности обучающихся;

8) из объекта педагогических воздействий обучающийся превращается

в субъект, осуществляющий познавательную, профессиональную,

социокультурную деятельность;

9) в деятельностном обучении возможно использование любых

педагогических технологий – традиционных и новых.

Системно-деятельностный подход ставит достаточно четкие цели

формирования общекультурных компетентностей и деятельностных

способностей обучающихся, что наиболее полно отвечает современным

тенденциям развития образования во всем мире. Деятельностный подход

располагает теоретической концепцией, которая раскрывает

методологические, педагогические, дидактические и психологические

особенности основных его принципов. Универсальный характер системно-

деятельностного подхода позволяет осуществить преемственность

традиционной школы и новых концепций образования деятельностной

направленности.

Поэтому мастерам производственного обучения необходимо овладевать

педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать

новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения,

проектного обучения. Одной из них является «Технология деятельностного

метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под

руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно

распределить в четыре группы:

- уроки открытия нового знания;

- уроки рефлексии;

- уроки общеметодологической направленности;

- уроки развивающего контроля.

Остановимся подробнее на уроке открытия нового знания.

Развивающая цель: формирование способности учащихся к новому способу

действия.

Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее

новых элементов.

Урок открытия нового знания имеет следующие этапы:

1) Самоопределение к деятельности предполагает осознанное вхождение

учащегося в пространство учебной деятельности на уроке на личностно-

значимом уровне.

2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности –

организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему

самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его

осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3) Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности –

осознание учащимися необходимости в решении той или иной задачи,

постановка цели своей деятельности и включение в деятельность по ее

решению на личностно значимом уровне.

4) Построение проекта выхода из затруднения – учащиеся выводят новый

способ действия в результате собственной деятельности. Вместе с тем

учитель на данном этапе обучения занимает активную позицию организатора

этого процесса.

5) Первичное закрепление во внешней речи – обучающиеся в форме

коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания

на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – обучающиеся

самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их

самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7) Включение в систему знаний и повторение – выявляются границы

применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый

способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

8) Рефлексия учебной деятельности – фиксируется новое содержание,

изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками

собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и

результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие

цели деятельности.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в подборе наиболее эффективных приемов для

формирования профессиональных компетенций обучающихся посредством

системно-деятельностного подхода. Процесс приобретения знаний, умений,

практического опыта рассматривается как ситуативный процесс, в котором

обучающиеся должны активно расширять свои знания и компетенции, для

того чтобы использовать их при решении комплексных проблем.

Автором опыта предлагаются разработки, которые можно эффективно

использовать в учебно-воспитательном процессе с целью формирования

профессиональных компетенций обучающихся.

Технология опыта

Для формирования профессиональных компетенции необходимо выбрать

такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть

времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации,

самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Считаю, системно-деятельностный подход , как ни какой другой,

способствует формированию профессиональных компетенций обучающихся.

Доминирование деятельностного метода в обучении не означает полное

исключение иных, оно предполагает лишь его преобладание.

Системно-деятельностный подход к обучению предполагает:

o

наличие у обучающихся познавательного мотива (желания

узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели

(понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

o

выполнение обучающимися определённых действий для

приобретения недостающих знаний;

o

выявление и освоение обучающимися способа действия,

позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

o

формирование у обучающимися умения контролировать свои

действия – как после их завершения, так и по ходу.

Последовательно рассмотрим условия, соблюдения которых этот подход

требует, и выясним, как реализация системно-деятельностного подхода

обучения на уроках производственного обучения способствует

формированию профессиональных компетенций обучающихся.

1.

Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом

процесс усвоения начинается не с предъявления обучающимися образца,

готовых сведений, а с создания мастером производственного обучения такой

учебной ситуации, которая вызвала бы у обучающихся потребность, желание

узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. В этом скрыто первое

условие системно-деятельностного подхода к обучению: создание

и постоянное поддержание у обучающихся познавательного мотива,

т.е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того

вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. Любой мастер

производственного обучения сегодня может назвать тот способ, который

позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, –

постановка учебной задачи, или, привычнее для мастера производственного

обучения, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой:

«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию необходимости

его появления». (Г.А. Цукерман).

На уроках производственного обучения я использую следующие

методические приемы создания проблемных ситуаций:

o

подведение обучающихся к противоречию и предложение им

самим найти способ его разрешения;

o

изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

o

предложение группе рассмотреть задачу с различных позиций;

o

постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование,

конкретизацию, логику рассуждения);

o

определение проблемных теоретических и практических заданий

(например, исследовательских);

o

постановка проблемных задач (например, с недостаточными или

избыточными исходными данными, с неопределенностью в

постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо

допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

Пример 1. Урок по теме: «Обработка кокетки»

На первом этапе урока: мастер производственного обучения просит

обучающихся ответить на вопросы « Где и для чего используются кокетки

в одежде? Сколько видов кокеток Вы знаете?». Обучающиеся начинают

выдвигать свои версии:

- Кокетки используются как отделка одежды.

- При замене износившейся или нечаянно испорченной одежды.

- С помощью кокетки можно из старой одежды сделать новую модель.

-Существует несколько видов кокеток.

Акцентирую внимание на том, что любой вид одежды может быть

изготовлен или модернизирован с использованием кокетки, но только

качественно обработанные кокетки украшают одежду.

Обучающиеся выдвигают гипотезу, что кокетка - это элемент будущей

одежды, а одежда - это то, без чего ни один из нас обойтись не может.

Затем мастер производственного обучения совместно с обучающимися

формулируют цели урока: Научиться обрабатывать три вида кокеток:

фигурная, прямая, овальная кокетка, причем коэффициент усвоения должен

быть не ниже 0,85.

Пример 2: Урок по теме «Обработка низа рукава манжетой»

На первом этапе урока: мастер производственного обучения предлагается

обучающимся выполнить задания: расставить на деталях кроя рукава и

манжеты направление нити основы; составить алгоритм обработки манжеты

по образцу. В ходе выполнения задания у обучающейся возникло

затруднение в определении алгоритма последовательности выполнения

обработки низа рукава. Создается «ситуации успеха» в учебно –

познавательной деятельности с помощью убеждения. Например, мастер

обращается к обучающейся: «Ф.И, ты это знала, но видимо, забыла. Задание

для тебя не такое трудное. Мы выполняли и более сложные. Подумай

сначала над этим вопросом (задается наводящий вопрос). Что получается?

Дальше решение задания будет гораздо легче» и т.п.

Обучающиеся выдвигают гипотезу, что низ рукава можно обработать

и другими способами.

И мы подходим к формулированию цели урока: закрепить знания

технологической последовательности выполнения трудовых приемов

и операций при обработке низа рукава манжетой разными способами.

Пример 3. Тема «Изготовление юбки».

На первом этапе: мастер производственного обучения создает мотивацию:

Работая над темой «Изготовление юбки», мы с вами разобрали и изучили

обработку юбок различных фасонов и силуэтов различными способами,

рассмотрели множество видов материалов, из которых можно изготовить

конкретный фасон юбки. Мы подходим к заключительному моменту.

Сегодня вы будете изготавливать выбранную заранее вами модель юбки.

Мастер п/о: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Обучающиеся: «Изготовление юбки».

Проведем урок в форме конкурса профессионального мастерства, где вы

должны показать всё своё мастерство, приобретенное за время обучения

в нашем колледже, выполнить данную работу самостоятельно за

определенное время при соблюдении техники безопасности труда

и технологических методов обработки юбки.

И мы подходим к формулированию цели урока: Закрепить и углубить знания

по обработке юбок разных фасонов, закрепить умения по монтажу изделия,

научиться применять самостоятельно приобретенные из разных источников

знания на практике.

Какие же составляющие профессиональные компетенции формируются у

обучающихся при использовании на уроках проблемных ситуаций?

Очевидно, что в первую очередь, умение ставить цель и умение пояснить

свою цель, ведь результатом использования проблемной ситуации в начале

урока является постановка темы урока (или его части) и его целей. На первых

порах обучающемуся достаточно трудно сформулировать цель своей

деятельности, это зачастую трудная задача для многих взрослых. На данном

этапе большую помощь оказывает работа в диалоге с мастером

производственного обучения. С помощью проблемной ситуации и

подводящего диалога обучающимися формулируется тема и ставятся цели,

которые необходимо достигнуть. Если в системе использовать такую

структуру урока, то целеполагание для обучающихся перестает быть

проблемой.

Кроме того обучающиеся учатся отыскивать причины проблемы, ставить

познавательные задачи и выдвигать гипотезы.

Велико значение проблемной ситуации в формировании учебно-

коммуникативной составляющей, ведь при обсуждении проблемы у

обучающихся формируется культура ведения диалога: обучающиеся учатся

выслушивать мнения других, оценивать разные точки зрения, вести

дискуссию.

Я заметила, что обучающиеся, на традиционном уроке, смело и активно

отстаивают свою позицию, проявляют инициативу в поиске решения

проблемных ситуаций на нетрадиционных уроках.

2.Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

Сущность второго условия реализации системно-деятельностного подхода

хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже

если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть

возможность создать ситуацию поиска…» Названное условие тесно связано

с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой

информации – предпринимаются шаги для её приобретения.

Большое значение имеет организация работы обучающихся для

приобретения новых знаний на уроках производственного обучения. Лучше

один раз увидеть, чем сто раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один

раз сделать.

При организации выполнения действий для приобретения недостающих

знаний чаще всего использую коллективную деятельность (работа в парах,

мини-группах). Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то,

что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И

ведь именно эти возможности предоставляет обучающимся используемая на

учебной практике мастером производственного обучения групповая работа.

В.В.Давыдов показал, что коллективная деятельность включает взаимную

деятельность и взаимные действия. Взаимодействие ее участников может

быть понято как коммуникация. В этом случае участники должны постоянно

обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы

уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя

глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексивности.

Пример 1. На уроке « Обработка низа рукава манжетой», после

объяснения и показа мастером производственного обучения приемов

выполнения обработки низа рукава манжетой. Мастер производственного

обучения предлагает обучающимся поработать в парах с целью закрепления

процесса обработки низа рукава. Ставит перед обучающимися задачу:

объяснить друг другу последовательность и технические условия обработки

низа рукава. После выполнения заданий необходимо обсудить полученные

в результате деятельности обучающихся результаты.

Пример 2. На уроке «Обработка юбки» использую прием «Толстый и

тонкий вопрос» так: после ранее изученных правил техники безопасности

труда и устранения мелких неполадок, возникающих при работе швейной

машины, обучающиеся повторяют эти правила в такой форме: один

обучающийся задает вопрос, второй анализирует правильность

формулировки вопроса, третий отвечает, четвертый оценивает правильность

ответа.

Приём «Толстый и тонкий вопрос» - это прием из технологии развития

критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

Роль мастера производственного обучения - направить заданный вопрос

следующему обучающемуся.

Пример3. На уроке «Обработка кокетки» обучающимся необходимо

самостоятельно раскроить кокетки так, чтобы лекальные потери были

минимальными. Для этого обучающимся предлагается просмотреть стенд

с примерами правильной и неправильной раскладки лекал на ткани.

Задание: Проанализируйте, в каком случае А или Б раскладка лекал

рациональна и почему? Работаем малыми группами. Время на подготовку –

6 мин.

На этапе обобщения полученных знаний с мастером производственного

обучения формируется умение выслушивать мнения других, культура

владения дискуссией, владение различными формами устных публичных

выступлений, умение оценивать свою профессиональную деятельность.

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения

знаний (для формирования осознанных умений).

Третье условие системно-деятельностного подхода к обучению связано

с выполнением обучающимися осознанных учебных действий с новым

материалом. Как пишет Н.Ф. Талызина, «главная особенность процесса

усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда,

когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними».

Пример 1. Урок «Обработка кокетки».

Мастер п/о: Проанализируйте последовательность обработки кокетки,

предложенной вначале урока.

Если возникают затруднения, то мастер п/о демонстрирует слайды

презентации, обращает внимание обучающихся на инструкционную карту

по выполнению этой операции, раскрывающая подробно технические

условия на выполнение этой операции. Затем обучающиеся анализируют

допущенные ошибки.

Пример 2. Урок « Обработка низа рукава манжетой»

Мастер п/о предлагает восполнить пропущенные операции в алгоритме

обработки юбки.

Алгоритм обработки низа рукава манжетой с отворотом

№п/п Наименование операции

1.

Манжету перегнуть пополам изнаночной стороной внутрь, срезы

уравнять и приутюжить

2.

Манжету наложить на изнаночную сторону рукава, срезы уравнять и

притачать шир. шва 10 мм

3.

?

4.

Припуски шва притачивания манжеты настрочить на 1-2мм

5.

Отвернуть манжету на лицевую сторону и приутюжить

6.

?

7.

Обметать срезы рукава со стороны передней половинки

8.

?

9.

По низу рукава поставить закрепку шир. 5 мм

10.?

Обучающиеся называют пропущенные операции, а затем сверяют с

эталоном. Делают выводы.

4.Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и

по ходу.

В формировании профессиональных компетенций очень важным является

формировании самооценки и умение обучающимися рефлексировать свои

собственные знания и умения или незнания и неумения. Это происходит

потому, что в основе рефлексивности лежат способности видеть себя

со стороны; не считать свою точку зрения единственно возможной;

анализировать собственные действия.

В процессе реализации системно-деятельностного метода обучения для

формирования у обучающихся самооценки на протяжении всего урока учу

соотносить свои умения с умениями других, прислушиваться и учитывать

точку зрения товарищей. Очень важным является взаимооценивание

обучающимися работ друг друга, а затем сравнение собственной оценки

работы с оценкой и критикой одногрупника.

Для достижения наилучшего результата использую технологию «Деловой

игры», во время которой обучающиеся не только воспринимают новый

материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в

производственное обучение создаёт объективные предпосылки для

концентрации внимания, стимулирования познавательной активности,

совершенствования творческих способностей, формирования навыков

самооценки и взаимооценки .

Например: Для приближения деятельности обучающихся к реальным

производственным условиям я использую дидактические игры, где на

определенных этапах обучающиеся сами оценивают свои достижения.

Например: на уроках производственного обучения по профессиональному

модулю «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из

различных материалов», по теме «Пошив юбки», игра является

иллюстрацией деятельности рабочих и специалистов. Между обучающимися

группы распределяются роли технолога, мастера цеха, инженера по ТБ,

швей, ОТК. В роли начальника цеха выступает мастер производственного

обучения, который знакомит обучающихся с функциональными

обязанностями должностных лиц, распределяет роли, ставит задачи. В ходе

урока при помощи листа самооценки обучающиеся оценивают свою работу

на разных этапах урока, а в конце урока демонстрируются лучшие работы,

указываются типичные ошибки, пути устранения, обучающиеся выставляют

себе оценки и анализируют их.



В раздел образования