"Развитие интеллектуальных возможностей несовершеннолетних через любовь к книге."
Автор: Артемьева Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБУ СО СРЦ "Возвращение" Населённый пункт: г. Саратов Наименование материала: статья Тема: "Развитие интеллектуальных возможностей несовершеннолетних через любовь к книге." Раздел: дополнительное образование
Развитие интеллектуальных возможностей несовершеннолетних через
любовь к книге
«Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя»
В. А. Сухомлинский
Детская болезнь XXI века — пропал интерес к книге. В век интернета дети перестают
читать и скоро перестанут совсем. Можно ли привить ребенку любовь к чтению?
Конечно это возможно. Но результат будет успешным только в том случае, если не
давить, а… самим подавать пример. Главной причиной нелюбви к книгам - это
незаинтересованность, поэтому ответственность за прививание интереса к книге
лежит на их первых учителях – родителях.
В современном мире компьютеров, множества игр, информационных технологий,
которые развиваются в таком темпе, что практически не оставляют возможности
угнаться за ними, очень сложно найти ребенка, который променяет все блага
цивилизации на бумажного друга – книгу.
Очень важно приучать ребенка к книгам с раннего детства: читать на ночь, давать
книги в руки, чтобы они могли их потрогать, чтобы кроха видела, что это интересно,
ярко, красочно. Чуть позже ребенок уже сам будет тянуться к знакомому предмету,
перелистывать страницы, размышлять и что-то самому себе рассказывать.
Мы знаем, что художественная литература служит могучим средством умственного,
нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает огромное влияние на
развитие и обогащение речи ребёнка.
Книга формирует нравственные качества и воспитывает личность. Получить важные
нравственные ценности, отделять зло от добра помогают личности переживания
героев, даже если это лисичка, петушок или курочка. Книга дает возможность усвоить
нормы поведения и передает знания последующим поколениям.
Еще М.Горький сказал:
"Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески
поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий,
она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце
чувством любви к миру, к человеку".
Итак, как мотивировать ребенка читать, и почему детям нужны книги?
1. Литература помогает ребенку развиваться, узнавать что-то новое, повышать свои
интеллектуальные способности и знания.
2. Давно доказано, что, чем больше читает ребенок, тем лучше он учится в школе,
поскольку книги заметно расширяют словарный запас, сказываясь и на знании
русского языка.
3. Литература воспитывает ребенка в определенном ключе, ведь благодаря любимым
персонажам, узнается, что хорошо, что плохо, как нужно вести себя в обществе.
4. Книги помогают улучшить фантазию ребенка, ведь иногда действие описано так
красочно, что в воображении раз за разом возникают интересные образы. Главное, не
допустить здесь ошибку, позволяя ребенку читать все подряд. Глупые иронические
детективы или бессмысленные женские романы вряд ли подарят ребенку что-то
полезное. Именно поэтому нужно незаметно для самого ребенка контролировать то,
что он читает. Решать вопрос о том, как заинтересовать ребенка чтением книг нужно
не только с позиции школьного обучения. Литература помогает человеку вырасти
интеллектуально подкованным. Обычно люди, которые много читают могут свободно
поддерживать беседу в любом обществе, обладают немалым интеллектуальным
запасом и творческими дарованиями. Воспитывать любовь к книгам стоит с раннего
детства. В будущем ребенок обязательно скажет спасибо за то, что пробудили в нем
любовь к печатному слову.
Развивать интеллектуальные возможности через книги можно разными способами с
использованием различных программ. Например, одна из таких программ - кружковая
работа.
Эта программа формирует у воспитанников интерес к книге ( через всевозможные
презентации, познавательный час, ток – шоу, литературные вечера и другое),
развивает интеллектуальные возможности ( оформление альбомов со стихами по
временам года, проведение викторин, кроссвордов, шарад и загадок), вовлекает в
активную творческую жизнь (создание иллюстраций к русским народным сказкам,
самостоятельное изготовление книжек – малышек, составление игры – путешествия
по содержанию одной из видов сказок, реставрация старых книг (к Всемирному дню
книг)). Но главное содержание этой программы непосредственная взаимосвязь с
библиотекой. Сотрудники библиотеки совместно с педагогом и детьми проводят
экологические часы с последующим оформлением выставки детских рисунков, уроки-
истории, виртуальные путешествия, выставки-рассказы, часы патриотизма,
размышления, общения, знакомят с книжным хранилищем, как создается книга, как ее
правильно читать. Все эти мероприятия создают условия для формирования и
совершенствования информативной компетенции воспитанников, развивают умение
создавать свое произведение, повышают интерес к чтению.
Так же возможно использование некоторых видов упражнений на развитие
интеллектуальных способностей детей и подростков.
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей
Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия,
вербального и невербального интеллекта.
Буриме, лимерики, загадки
Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития.
Мнемонические упражнения
Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма
памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания.
Развитие воображения с помощью поэзии
Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение
позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также
является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными
образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии.
Развитие скорочтения
Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития
навыков скорочтения.
Сочинение историй
Развитие вербального интеллекта.
И самое главное, пусть дети видят, что вы сами читаете книги с удовольствием:
цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Нужно развивать
образное мышление ребенка и фантазию, чтобы ребенок в голове представлял то, что
слышит или читает. Дайте возможность детям разыгрывать рассказы, сказки, стихи по
ролям,
помогите
подобрать
костюмы,
реквизит,
рисуйте
иллюстрации
героев,
используйте
фразы
из
сказок,
которые
давно
стали
известными
цитатами,
при
общении.
Не
забывайте
похвалить
ребенка
за
любые,
пусть
даже
самые
незначительные успехи в чтении. Читая, радуйтесь, сопереживайте вместе с ребенком.
Помните, что ваше доброе слово и помощь будет несомненно оценено детьми.
Буриме
Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра,
заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё
и на заданную тему.
•