Автор: Сидорова Екатерина Сидорова Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 Населённый пункт: г.Кашира-8 Наименование материала: статья Тема: ФГОС НОО И ООО В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ИСКУССТВО" Раздел: среднее образование
МБОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»
ТЕМА
ФГОС НОО И ООО В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ:
СИДОРОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
Г. КАШИРА-8
август 2016 г.
2
Федеральные государственные образовательные стандарты начального
общего образования и основного общего образования являются
неотъемлемой составной частью федерального государственного
образовательного стандарта общего образования (ФГОС) и представляют
собой совокупность требований, обязательных при реализации основных
образовательных программ общего образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Каковы основные тенденции ФГОС НОО и ООО в предметной области
искусства?
Что является отличительной особенностью ФГОС?
-фундаментальное ядро;
-преемственность и развитие;
- деятельностный характер;
-
дифференциация образовательных результатов на предметные,
метапредметные и личностные;
-развитие информационно- коммуникационной компетентности школьников.
Основная тенденция –это стандартизация современного образования в том
числе и в предметной области Искусства.
Основные положения ФГОС диктует необходимость освоения его базовых
категорий понятий, которые составляют фундаментальное ядро содержания
образования.
ФГОС преемственность и развитие
Федеральный государственный
образовательный стандарт
начального общего
образования
Федеральный
государственный
образовательный стандарт
основного общего
образования
Цели НОО
Цели ООО
Учить ученика учиться;
дать первичные навыки
самостоятельного поиска знаний.
Учить ученика учиться в общении;
самостоятельная навигация по освоенным
предметным знаниям.
Преемственность в образовании в предметной области Искусства – это
система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач,
содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого
непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития
ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней
основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм
обучения и воспитания, методики определения результативности.
Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны − начальная
ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые
необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны
– основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в
Преемственность и развитие
3
начальной школе потенциал. Основанием преемственности разных ступеней
образовательной системы может стать ориентация на ключевой
стратегический приоритет непрерывного образования — формирование
умения учиться.
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка
НОО
ООО
обеспечить познавательную
мотивацию и интересы
учащихся, их готовность и
способность к сотрудничеству
и совместной деятельности
учения с учителем и
одноклассниками,
сформировать основы
нравственного поведения,
определяющего отношения
личности с обществом и
окружающими людьми.
обеспечивать личностное
самоопределение учащихся:
формирование нравственной,
мировоззренческой и гражданской
позиции, профессиональный
выбор, выявление творческих
способностей учащихся, развитие
способностей самостоятельного
решения проблем в различных
видах и сферах музыкальной
деятельности.
Стандарт общего образования
НОО п.1.
Требования к результатам,
структуре и условиям
освоения ооп ноо
учитывают возрастные и
индивидуальные
особенности обучающихся
на ступени основного
общего образования,
самоценность ступени
начального общего
образования как
фундамента всего
последующего образования.
Включает требования:
к структуре
к условиям
к результатам
ООО п.1.
Требования к результатам,
структуре и условиям
освоения ооп ооо учитывают
возрастные и
индивидуальные
особенности, обучающихся
на ступени основного
общего образования, включая
образовательные
потребности обучающих с
ограниченными
возможностями здоровья, а
также значимость ступени
общего образования для
дальнейшего развития
учащихся.
Стандарт общего образования
4
НОО п.3
Стандарт является основой
объективной оценки уровня
образования обучающихся на
ступени НОО и ООО
ООО п.2
Стандарт направлен на обеспечение:
НОО п.6
-получения качественного образования;
-духовно-нравственного развития и
воспитания;
-преемственности ООП;
-единства образовательного пространства;
-демократизация образовании и всей
образовательной деятельности;
-формирование критериальной оценки
результатов освоения ООП НОО;
-условия для эффективной реализации и
освоения обучающимися ООП НОО;
ООО п.4.
-формирование гражданской идентичности;
-единства образовательного пространства;
-доступности получения качественного
образования;
- преемственности ООП;
- духовно-нравственного развития и воспитания;
-развитие государственно-общественного
управления в образовании;
-формирование содержательно-критериальной
основы оценки результатов освоения ООП ООО;
-условий создания социальной ситуации развития
обучающихся, обеспечивающей их социальную
самоидентификацию посредством личностно
значимой деятельности.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются в ходе поисковой и
исследовательской деятельности.
НОО п.7
ООО п.5
В основе реализации основной
образовательной программы лежит системно-
деятельностный подход, который
предполагает:
–воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам
построения российского гражданского
общества на основе принципов
толерантности, диалога культур и уважения
его многонационального, полилингвального,
поликультурного и поликонфессионального
состава;
–переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы
Системно-деятельностный подход
обеспечивает: -формирование готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование
социальной среды развития обучающихся в
системе образования;
-активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с
учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
5
достижения социально желаемого уровня
(результата) личностного и познавательного
развития обучающихся;
–ориентацию на достижение цели и
основного результата образования — развитие
личности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и
освоения мира;
–признание решающей роли содержания
образования, разнообразие способов
организации образовательной деятельности и
учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития
обучающихся;
–учет индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения при
определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
–обеспечение преемственности дошкольного,
начального общего, основного общего,
среднего общего и профессионального
образования;
–разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого
обучающегося (в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности, и детей с ОВЗ),
обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм учебного сотрудничества и
расширение зоны ближайшего развития.
–обогащение форм взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в познавательной
деятельности.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
НОО п.8
-любящий свой народ, свой край и свою
Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи
и общества;
- любознательный, активно и
заинтересованно познающий мир; -
владеющий основами умения учиться,
способный к организации собственной
деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и
ООО п.6
-любящий свой край и свое Отечество,
знающий русский и родной язык, уважающий
свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности
человеческой жизни, семьи, общества и т.д.;
- …осознающий ценность труда, науки и
творчества;
-умеющий учиться, осознающий важность
образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять
6
отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом; -
доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и
безопасного доля себя и окружающих образа
жизни.
полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и
правопорядок, соизмеряющий свои поступки с
нравственными ценностями, осознающий свои
обязанности перед семьей, обществом,
Отечеством; - уважающий других
людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания, сотрудничать для
достижения общих результатов; -
осознанно выполняющий правила здорового и
экологически целесообразного образа жизни,
безопасного для человека и окружающей его
среды; -
ориентирующийся в мире профессий,
понимающий значение профессиональной
деятельности для человека в интересах
устойчивого развития общества и природы.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП общего
образования
ФГОС НОО – п.9
-личностным;
-метапредметным: познавательным
регулятивным коммуникативным
- предметным.
ФГОС ООО – п. 8
ФГОС НОО в предметной области
Искусство (Музыка)
личностные:
-чувство гордости за свою Родину,
российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной
принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального
наследия русских композиторов;
– целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и
религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки
других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными
явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и
оценка;
– умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной
жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других
ФГОС ООО в предметной области
Искусство (Музыка)
личностные:
-чувство гордости за свою Родину,
российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной
принадлежности; знание культуры своего
народа, своего края, основ наследия культуры
наследия народов России и человечества;
-целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и
религий;
-ответственное отношение к учителю,
готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
-уважение к иному мнению, истории и
культуре других народов; готовность и
способность вести диалог с другими людьми
и достигать в нем взаимопонимания;
этических чувств доброжелптельности и
эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимание чувств других людей и
7
народов;
–овладение навыками сотрудничества с
учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств
доброжелательности эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
метопредметные:
характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся,
проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
– овладение способностями принимать и
сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
– освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки
музыкальных сочинений; –определять
наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой
деятельности; – продуктивное
сотрудничество (общение, взаимодействие)
со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач на уроках
музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности; –
позитивная самооценка своих музыкально-
творческих возможностей; – приобретение
умения осознанного построения речевого
высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных
произведений в соответствии с задачами
коммуникации;
12. п.5 предметные (Музыка):
предметные результат изучения музыки
отражают опыт учащихся в музыкально-
творческой деятельности:
– формирование представления о роли
музыки в жизни человека, в его духовно-
нравственном развитии;
– формирование общего представления о
музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей
музыкального искусства на примере
изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной
культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края,
развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной
сопереживание им;
-компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора,
осознание и ответственное отношение к
своим поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении
и сотрудничестве со сверстниками, старшими
и младшими в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
-участие в общественной жизни школы в
пределах возрастных компетенций с учетом
региональных и этнокультурных
особенностей;
-признание ценности жихни во всех ее
проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
-принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к
членам семьи;
-эстетические потребности, ценности и
чувства, эстетическое сознание как результат
освоения художественного наследия народов
России и мира.
Метапредметные результаты:
характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся,
проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
-умение самостоятельно ставить новые
учебные
задачи
на
о снове
р а з в и т и я
познавательных мотивов и интересов;
-умение
самостоятельно
планировать
пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных и познавательных задач;
-умение
анализировать
собственную
учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи и собственные возможности
е е
р е ш е н и я ,
в н о с и т ь
н е о б х о д и м ы е
коррективы для достижения запланированных
результатов;
-владение
основами
самоконтроля,
с а м о о ц е н к и ,
п р и н я т и я
р е ш е н и й
и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
8
деятельности;
– формирование устойчивого интереса к
музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать
свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно
относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции,
классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл
произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы
при создании театрализованных и
музыкально- пластических композиций,
исполнении вокально-хоровых произведений,
в импровизациях.
12.п.5 Предметные (изобразительное
искусство):
-сформированность первоначальных
представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека;
-сформированность основ художественной
культуры, в том числе на материале родного
края;
- овладение практическими умениями и
навыками в восприятии, анализе и оценки
произведений искусства;
-овладение элементарными практическими
умениями и навыками в различных
видаххудожественнойдеятельности(рисунке,
живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфичеких
формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, элементы
мультификации и пр.)
критерии
для
классификации;
умение
устанавливать причинно-следственные связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
-смысловое
чтение
текстов
различных
стилей и жанров;
-умение
создавать,
применять
и
преобразовывать знаки и символы модели и
с х е м ы
д л я
р е ш е н и я
у ч е б н ы х
и
познавательных задач;
-умение
организовывать
учебно е
сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели,
распределять
функции
и
роли
участников,
например
в
художественном
про екте,
взаимодействовать и работать в группе;
-формирование и развитие компетентности
в
области
использования
информационно-
коммуникационных
технологий;
стремление
к
самостоятельному
общению
с
искусством
и
художественному самообразованию.
11. п.6 Предметные. Искусство.
Изучение предметной области «Искусство»
должно обеспечить:
осознание значения искусства и творчества в
личной и культурной самоидентификации
личности;
развитие эстетического вкуса, художественного
мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов,
сопереживать им, чувственно-эмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений
человека с природой и выражать свое отношение
художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих
способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и
уважительного отношения к
культурному наследию и ценностям народов
России, сокровищам мировой цивилизации,их
сохранению и приумножению.
Предметные результаты изучения предметной
области «Искусство» должны отражать:
Изобразительное искусство:
1) формирование основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизнии
средства организации общения; развитие
эстетического, эмоционально-ценностного
видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к
9
сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного
вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного
мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентациив
художественном и нравственном пространстве
культуры;
3) освоение художественной культуры во
всём многообразии её видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей,
воплощённых в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения
отечественногои зарубежного искусства,
искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры
своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты
человека;
5) приобретение опыта создания художественного
образа в разных видах и жанрах визуально-
пространственных искусств: изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-
прикладных, в архитектуре и
дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образомв синтетических искусствах
(театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными
художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-
пространственных искусств, в
специфических формах художественной
деятельности, в том числе базирующихся на
ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
компьютерная графика, мультипликация и
анимация);
7) развитие потребности в общении с
произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и
навыков восприятия, интерпретации и
оценки произведений искусства; формирование
активного отношения к
традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-
значимой ценности.
Музыка:
1) формирование основ музыкальной культуры
обучающихся как неотъемлемой части их
общей духовной культуры; потребности в
10
общении с музыкой для дальнейшего духовно-
нравственного развития, социализации,
самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основеосознания роли
музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей
обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-
ценностного отношения к явлениям жизни и
искусства на основе восприятия и
анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной
направленности на продуктивную музыкально-
творческую деятельность (слушание музыки,
пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое
движение);
4) воспитание эстетического отношения к
миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностейв
многообразных видах музыкальной деятельности,
связанной с театром, кино, литературой,
живописью;
5) расширение музыкального и
общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к
музыке своего народа и другихнародов мира,
классическому и современному музыкальному
наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности:
способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во
взаимосвязис жизнью, со
специальной терминологией и
ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в
рамках изучаемого курса.
Внеурочная деятельность
11
ФГОС НОО – п.16
Внеурочная деятельность
организуется по
направлениям и развитию
личности.
ФГОС ООО – п.15