Напоминание

ФГОС НОО И ООО В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ИСКУССТВО"


Автор: Сидорова Екатерина Сидорова
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: г.Кашира-8
Наименование материала: статья
Тема: ФГОС НОО И ООО В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ИСКУССТВО"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12» ТЕМА
ФГОС НОО И ООО В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»
ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ: СИДОРОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА Г. КАШИРА-8 август 2016 г.
2 Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования являются неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) и представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Каковы основные тенденции ФГОС НОО и ООО в предметной области искусства? Что является отличительной особенностью ФГОС? -фундаментальное ядро; -преемственность и развитие; - деятельностный характер; - дифференциация образовательных результатов на предметные, метапредметные и личностные; -развитие информационно- коммуникационной компетентности школьников. Основная тенденция –это стандартизация современного образования в том числе и в предметной области Искусства. Основные положения ФГОС диктует необходимость освоения его базовых категорий понятий, которые составляют фундаментальное ядро содержания образования. ФГОС преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Цели НОО Цели ООО Учить ученика учиться; дать первичные навыки самостоятельного поиска знаний. Учить ученика учиться в общении; самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям. Преемственность в образовании в предметной области Искусства – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в Преемственность и развитие
3 начальной школе потенциал. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка НОО ООО обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах музыкальной деятельности. Стандарт общего образования НОО п.1. Требования к результатам, структуре и условиям освоения ооп ноо учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. Включает требования:  к структуре  к условиям  к результатам ООО п.1. Требования к результатам, структуре и условиям освоения ооп ооо учитывают возрастные и индивидуальные особенности, обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающих с ограниченными возможностями здоровья, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития учащихся. Стандарт общего образования
4 НОО п.3 Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени НОО и ООО ООО п.2 Стандарт направлен на обеспечение: НОО п.6 -получения качественного образования; -духовно-нравственного развития и воспитания; -преемственности ООП; -единства образовательного пространства; -демократизация образовании и всей образовательной деятельности; -формирование критериальной оценки результатов освоения ООП НОО; -условия для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП НОО; ООО п.4. -формирование гражданской идентичности; -единства образовательного пространства; -доступности получения качественного образования; - преемственности ООП; - духовно-нравственного развития и воспитания; -развитие государственно-общественного управления в образовании; -формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения ООП ООО; -условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются в ходе поисковой и исследовательской деятельности. НОО п.7 ООО п.5 В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: –воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; –переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы Системно-деятельностный подход обеспечивает: -формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; -проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; -активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; -построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
5 достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; –ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; –признание решающей роли содержания образования, разнообразие способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; –учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; –обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования; –разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. –обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника НОО п.8 -любящий свой народ, свой край и свою Родину; -уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и ООО п.6 -любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; - осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, общества и т.д.; - …осознающий ценность труда, науки и творчества; -умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять
6 отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного доля себя и окружающих образа жизни. полученные знания на практике; - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; - уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; - осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; - ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП общего образования ФГОС НОО – п.9 -личностным; -метапредметным: познавательным регулятивным коммуникативным - предметным. ФГОС ООО – п. 8
ФГОС НОО в предметной области

Искусство (Музыка)

личностные:
-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка; – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; – уважительное отношение к культуре других
ФГОС ООО в предметной области

Искусство (Музыка)
личностные: -чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ наследия культуры наследия народов России и человечества; -целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий; -ответственное отношение к учителю, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -уважение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этических чувств доброжелптельности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и
7 народов; –овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – формирование этических чувств доброжелательности эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
метопредметные:
характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; –определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; – позитивная самооценка своих музыкально- творческих возможностей; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
12. п.5 предметные (Музыка):
предметные результат изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально- творческой деятельности: – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии; – формирование общего представления о музыкальной картине мира; – знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной сопереживание им; -компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к своим поступкам; -коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; -участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; -признание ценности жихни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; -принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи; -эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира. Метапредметные результаты: характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: -умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на о снове р а з в и т и я познавательных мотивов и интересов; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности е е р е ш е н и я , в н о с и т ь н е о б х о д и м ы е коррективы для достижения запланированных результатов; -владение основами самоконтроля, с а м о о ц е н к и , п р и н я т и я р е ш е н и й и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
8 деятельности; – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; – умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
12.п.5 Предметные (изобразительное

искусство):
-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека; -сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале родного края; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценки произведений искусства; -овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видаххудожественнойдеятельности(рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфичеких формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультификации и пр.) критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; -смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; -умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и с х е м ы д л я р е ш е н и я у ч е б н ы х и познавательных задач; -умение организовывать учебно е сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном про екте, взаимодействовать и работать в группе; -формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
11. п.6 Предметные. Искусство.
Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить: осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации,их сохранению и приумножению. Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» должны отражать:
Изобразительное искусство:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизнии средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
9 сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентациив художественном и нравственном пространстве культуры; 3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественногои зарубежного искусства, искусство современности); 4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; 5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно- прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образомв синтетических искусствах (театр и кино); 6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально- пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); 7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно- значимой ценности.
Музыка:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в
10 общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основеосознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; 2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально- ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; 3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); 4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностейв многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; 5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и другихнародов мира, классическому и современному музыкальному наследию; 6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязис жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. Внеурочная деятельность
11 ФГОС НОО – п.16 Внеурочная деятельность организуется по направлениям и развитию личности. ФГОС ООО – п.15


В раздел образования