Напоминание

использование в работе педагога


Автор: Оксана Владимировна Плотникова
Должность: МКОУ Чумаковская школа интернат
Учебное заведение: МКОУ Чумаковская школа-интернат
Населённый пункт: с Чумаково
Наименование материала: * Формирование социокультурных навыков воспитанников как один из факторов социальной адаптации.
Тема: использование в работе педагога
Раздел: высшее образование





Назад




*

Формирование

социокультурных

навыков

воспитанников

как

один

из

факторов

социальной адаптации.

В настоящее время составной частью социальной политики

Российской Федерации является улучшение качества жизни

населения

страны.

Россия

стремится

достичь

достойных

стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень

важно обеспечить равные условия социальной адаптации и

интеграцию в общество детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, воспитывающихся в школе-интернате и

имеющих различные отклонения в развитии.

Недостаточное количество специальных коррекционных

программ для работы с детьми с ОВЗ отрицательно влияет на

качество подготовки таких учащихся к самостоятельной жизни

и их успешной интеграции в социум.

Успех интеграции в значительной степени зависит от

социально-бытовой деятельности человека, его способности

самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить

каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к

самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни

– главная задача коррекционной школы. В сущности, весь

процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными

возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить

его социальную адаптацию в общество.

Группа детей-сирот с легкой умственной отсталостью – это

дети,

принципиально

способные

к

достаточно

успешной

социальной адаптации. Задача школы-интерната состоит здесь

в том, чтобы помочь им реализовать эту возможность, создать

условия для той интеграции в социум, нормальное течение

которой

было

нарушено

смертью

родителей

или

неспособностью

последних

выполнять

свои

родительские

обязанности.

Школа-интернат для детей-сирот становится главным и,

пожалуй, единственным центром нравственного развития и

воспитания,

именно

поэтому

особое

значение

здесь

приобретает роль педагогов.

Педагоги делают всё возможное для сохранения духовно-

нравственных, социокультурных и образовательных ценностей

своих

учащихся.

Именно

они,

имеют

возможность

педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют

этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной

деятельности.

Работа

в

нашей

школе

проводится

по

основным

направлениям:

эстетическое

воспитание,

патриотическое

воспитание,

культура

поведения,

изучение

традиций,

здоровьесберегающее

воспитание. Конечно,

это

работа

проблемная и сложная потому как к настоящему времени в

педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в

противоречие с общей ситуацией развития современного

ученика, стали причиной возникновения ряда противоречий во

взаимодействии

учителей,

воспитателей

и

наших

воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем:

негативное влияние прошлого социального окружения, кризис

подросткового

возраста,

изменившиеся

условия

жизни

общества. Но, не смотря на это, несомненно, от системы

ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера

образовательного

процесса.

А

также

качество

учебно-

воспитательной работы, духовный потенциал подрастающего

поколения, образованием которого мы занимаемся.

Современная

жизнь,

современные

требования

к

образованию, требует и новых подходов к организации и

обеспечению нравственного воспитания учащихся. Одним из

таких подходов к формированию нравственного сознания

учащихся

является

систематичность

образования

в

этом

направлении, т.е. введение обязательного последовательного

сообщения детям минимума нравственных знаний, на основе

которых

и

должно

вестись

полноценное

нравственное

формирование и воспитание всех без исключения учащихся.

Важно использовать весь потенциал учебной и воспитательной

работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые

нравственные знания с учётом возрастных возможностей их

усвоения. Но не забывать, а наоборот учитывать, что мир

духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то

извне.

Ценности

вырабатываются

только

самостоятельно.

Поэтому

ученики

должны

быть

активными

участниками

процесса.

Для

детей-сирот

с

ограниченными

возможностями

социокультурная

адаптация

имеет

важное

значение

в

дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом. Поэтому

перед

школой-интернатом

стоят

следующие

задачи

в

социокультурной

адаптации

детей

с

ограниченными

возможностями:

- помощь в формировании новых потребностей, более

сложных и высоких, чем естественные природные потребности

возраста (потребность в самообразовании и самовоспитании,

потребность в общении со сверстниками и взрослыми);

- помощь в развитии волевых качеств ребёнка (чувство

взаимной

ответственности,

отзывчивости,

уважения

друг

другу),

способности

к

критическому

осмыслению

своих

сильных и слабых сторон и искоренении не желательных;

- помощь в формировании позитивного отношения к

обычаям, традициям своего народа; умение слушать и слышать,

смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о себе и

окружающем мире.

Одним

из

важнейших

условий

для

формирования

социокультурных

навыков

воспитанников

является

физкультурно-оздоровительная

деятельность.

Многие

воспитанники

посещают

спортивные

секции,

являются

участниками и победителями соревнований различного уровня.

Один из путей в формировании социально значимых через

трудовое

воспитание

научить

трудиться,

воспитать

самостоятельность и ответственность, формировать устойчивые

интересы к труду, представлений о необходимости труда в

жизни

человека,

воспитание

трудолюбия

и

развития

работоспособности.

Кроме того, работа в творческих кружках становится для

наших воспитанников средством воспитания многих жизненно

важных личностных качеств: точности аккуратности, терпения,

усидчивости, уверенности в себе и в свои силы, уважение ко

всякому творческому труду, к личности культурной. Ребята со

своими работами принимают участие в выставках, различных

конкурсах, где становятся лауреатами и победителями в

различных творческих номинациях.

Каждый педагог ведет коррекционные дневники, работая с

личностью

воспитанника, стремиться как можно глубже

понять его,

осмыслить особенности, главное выделить его

достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные

цели и задачи деятельности для эффективной поддержке и

помощи

в

развитии

личности.

Поэтому

необходимо

использовать психолого-педагогические методы, развивать

любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется от

педагога

создавать

среду

возможного успеха, в которой

воспитанник сможет почувствовать и испытать вкус успеха,

вкус победы.

Одной

из

наиболее

сложных

проблем,

с

которыми

сталкивается

общество

в

сфере

воспитания,

является

воспитание

детей-сирот.

На

сегодняшний

день

система

государственной помощи детям-сиротам предусматривает их

устройство на воспитание в семьи, под опеку, на усыновление.

Но, остаются подростки, которых в 14-16 лет сложно устроить

в семью.

Грамотно организованная психолого-педагогическая работа

по

развитию

ценностных

ориентаций

у

детей-сирот

с

отклонениями в развитии, способствует формированию их

социальной активности, обеспечивает общую направленность

поведения

личности,

выбор

социально

значимых

целей,

ценностей.



В раздел образования