Автор: Оксана Владимировна Плотникова
Должность: МКОУ Чумаковская школа интернат
Учебное заведение: МКОУ Чумаковская школа-интернат
Населённый пункт: с Чумаково
Наименование материала: * Формирование социокультурных навыков воспитанников как один из факторов социальной адаптации.
Тема: использование в работе педагога
Раздел: высшее образование
*
Формирование
социокультурных
навыков
воспитанников
как
один
из
факторов
социальной адаптации.
В настоящее время составной частью социальной политики
Российской Федерации является улучшение качества жизни
населения
страны.
Россия
стремится
достичь
достойных
стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень
важно обеспечить равные условия социальной адаптации и
интеграцию в общество детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, воспитывающихся в школе-интернате и
имеющих различные отклонения в развитии.
Недостаточное количество специальных коррекционных
программ для работы с детьми с ОВЗ отрицательно влияет на
качество подготовки таких учащихся к самостоятельной жизни
и их успешной интеграции в социум.
Успех интеграции в значительной степени зависит от
социально-бытовой деятельности человека, его способности
самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить
каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к
самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни
– главная задача коррекционной школы. В сущности, весь
процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить
его социальную адаптацию в общество.
Группа детей-сирот с легкой умственной отсталостью – это
дети,
принципиально
способные
к
достаточно
успешной
социальной адаптации. Задача школы-интерната состоит здесь
в том, чтобы помочь им реализовать эту возможность, создать
условия для той интеграции в социум, нормальное течение
которой
было
нарушено
смертью
родителей
или
неспособностью
последних
выполнять
свои
родительские
обязанности.
Школа-интернат для детей-сирот становится главным и,
пожалуй, единственным центром нравственного развития и
воспитания,
именно
поэтому
особое
значение
здесь
приобретает роль педагогов.
Педагоги делают всё возможное для сохранения духовно-
нравственных, социокультурных и образовательных ценностей
своих
учащихся.
Именно
они,
имеют
возможность
педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют
этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной
деятельности.
Работа
в
нашей
школе
проводится
по
основным
направлениям:
эстетическое
воспитание,
патриотическое
воспитание,
культура
поведения,
изучение
традиций,
здоровьесберегающее
воспитание. Конечно,
это
работа
проблемная и сложная потому как к настоящему времени в
педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в
противоречие с общей ситуацией развития современного
ученика, стали причиной возникновения ряда противоречий во
взаимодействии
учителей,
воспитателей
и
наших
воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем:
негативное влияние прошлого социального окружения, кризис
подросткового
возраста,
изменившиеся
условия
жизни
общества. Но, не смотря на это, несомненно, от системы
ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера
образовательного
процесса.
А
также
качество
учебно-
воспитательной работы, духовный потенциал подрастающего
поколения, образованием которого мы занимаемся.
Современная
жизнь,
современные
требования
к
образованию, требует и новых подходов к организации и
обеспечению нравственного воспитания учащихся. Одним из
таких подходов к формированию нравственного сознания
учащихся
является
систематичность
образования
в
этом
направлении, т.е. введение обязательного последовательного
сообщения детям минимума нравственных знаний, на основе
которых
и
должно
вестись
полноценное
нравственное
формирование и воспитание всех без исключения учащихся.
Важно использовать весь потенциал учебной и воспитательной
работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые
нравственные знания с учётом возрастных возможностей их
усвоения. Но не забывать, а наоборот учитывать, что мир
духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то
извне.
Ценности
вырабатываются
только
самостоятельно.
Поэтому
ученики
должны
быть
активными
участниками
процесса.
Для
детей-сирот
с
ограниченными
возможностями
социокультурная
адаптация
имеет
важное
значение
в
дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом. Поэтому
перед
школой-интернатом
стоят
следующие
задачи
в
социокультурной
адаптации
детей
с
ограниченными
возможностями:
- помощь в формировании новых потребностей, более
сложных и высоких, чем естественные природные потребности
возраста (потребность в самообразовании и самовоспитании,
потребность в общении со сверстниками и взрослыми);
- помощь в развитии волевых качеств ребёнка (чувство
взаимной
ответственности,
отзывчивости,
уважения
друг
другу),
способности
к
критическому
осмыслению
своих
сильных и слабых сторон и искоренении не желательных;
- помощь в формировании позитивного отношения к
обычаям, традициям своего народа; умение слушать и слышать,
смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о себе и
окружающем мире.
Одним
из
важнейших
условий
для
формирования
социокультурных
навыков
воспитанников
является
физкультурно-оздоровительная
деятельность.
Многие
воспитанники
посещают
спортивные
секции,
являются
участниками и победителями соревнований различного уровня.
Один из путей в формировании социально значимых через
трудовое
воспитание
–
научить
трудиться,
воспитать
самостоятельность и ответственность, формировать устойчивые
интересы к труду, представлений о необходимости труда в
жизни
человека,
воспитание
трудолюбия
и
развития
работоспособности.
Кроме того, работа в творческих кружках становится для
наших воспитанников средством воспитания многих жизненно
важных личностных качеств: точности аккуратности, терпения,
усидчивости, уверенности в себе и в свои силы, уважение ко
всякому творческому труду, к личности культурной. Ребята со
своими работами принимают участие в выставках, различных
конкурсах, где становятся лауреатами и победителями в
различных творческих номинациях.
Каждый педагог ведет коррекционные дневники, работая с
личностью
воспитанника, стремиться как можно глубже
понять его,
осмыслить особенности, главное выделить его
достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные
цели и задачи деятельности для эффективной поддержке и
помощи
в
развитии
личности.
Поэтому
необходимо
использовать психолого-педагогические методы, развивать
любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется от
педагога
создавать
среду
возможного успеха, в которой
воспитанник сможет почувствовать и испытать вкус успеха,
вкус победы.
Одной
из
наиболее
сложных
проблем,
с
которыми
сталкивается
общество
в
сфере
воспитания,
является
воспитание
детей-сирот.
На
сегодняшний
день
система
государственной помощи детям-сиротам предусматривает их
устройство на воспитание в семьи, под опеку, на усыновление.
Но, остаются подростки, которых в 14-16 лет сложно устроить
в семью.
Грамотно организованная психолого-педагогическая работа
по
развитию
ценностных
ориентаций
у
детей-сирот
с
отклонениями в развитии, способствует формированию их
социальной активности, обеспечивает общую направленность
поведения
личности,
выбор
социально
значимых
целей,
ценностей.