Напоминание

Обучение преемственности и непрерывности в учебно – воспитательном процессе, как фактор повышения качества образования в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ


Автор: Кондратьева Вера Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Чумаковская школа-интернат
Населённый пункт: с Чумаково
Наименование материала: статья
Тема: Обучение преемственности и непрерывности в учебно – воспитательном процессе, как фактор повышения качества образования в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ
Раздел: полное образование





Назад




Обучение преемственности и непрерывности в учебно – воспитательном

процессе, как фактор повышения качества образования в условиях

школы – интерната для детей с ОВЗ

Преемственность в образовании – это система связей, которая обеспечивает

взаимодействие основных

задач,

содержания

и методов обучения

и

воспитания для создания единого непрерывного образовательного процесса

на

смежных

этапах

становления

и

развития

ребенка.

Ключевыми

принципами

ее

построения

являются

принципы

непрерывности

и

преемственности образования.

Я работаю в Чумаковской школе-интернате. Обучающиеся нашей школы это

дети

с ОВЗ, которые

характеризуется стойкими нарушениями и

недоразвитием психических процессов. У них недостаточно сформирована

способность оценки своих возможностей, завышена самооценка, у многих

детей есть физические недостатки.

Проблема воспитания и социализации детей с ОВЗ является одной из

важнейших для любого общества. Российское образование определяет одну

из задач школы — обеспечение успешной социализации ребенка. Л. С.

Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка

является единственно состоятельным научным путем его воспитания».

Адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья,

представляет

собой

острую

актуальную

проблему

коррекционной

педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники

специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении

своей жизненной позиции, своего места в обществе.

Только при комплексном подходе и преемственности в работе всего

педагогического коллектива и родителей возможна адаптация и интеграция

детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, весь

процесс обучения и воспитания в нашей школе направлен на то, чтобы

обеспечить социальную адаптацию и интеграцию обучающегося в общество,

сделать ее максимально успешной.

Система

внеурочных

коррекционно-воспитательных

мероприятий,

осуществляемых

воспитателями

ОУ,

является

прямым

продолжением

учебной работы на уроках. В условиях школы-интерната знания, полученные

на уроке, закрепляются, как в результате выполнения домашних заданий, так

и с помощью сюжетно-ролевых игр, экскурсий, внеклассного чтения.

Мероприятия,

проведенные

во

внеурочное

время

педагогами

ОУ,

содействуют развитию школьников, расширению их кругозора. В процессе

внеурочной деятельности знания, полученные на уроке о различных

признаках

предметов,

их

значении,

о

связи

между

ними,

навыки

пространственно-временной,

ориентировки

систематизируются

и

закрепляются.

Немалое значение для социализации и адаптации обучающихся имеет

внеклассная

деятельность,

которая

осуществляется

воспитателями. Внеклассная

работа

имеет

четкую

организационную

структуру

и

постоянный

состав

участников,

объединенных

общими

интересами. Индивидуальная внеклассная

работа

проводится

с

обучающимися, которые разучивают стихи, песни, отрывки из литературных

произведений, изготавливают наглядные пособия, оформляют стенгазеты.

Индивидуальная работа проводиться постоянно и помогает решить задачи

коррекции и компенсации различных дефектов развития, прививаются

жизненно необходимые навыки и привычки.

Воспитанники активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий.

В

процессе

планирования,

подготовки

и

проведения

различных

коллективных

творческих

дел,

у

них

совершенствуется

умение

анализировать, сравнивать; развивается самоконтроль, умение преодолевать

трудности; вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного

общения.

Таким образом, в реализации принципа неразрывности и преемственности

обучения и воспитания заложены большие коррекционные возможности,

способствующие социальной адаптации и успешной интеграции будущих

выпускников школы-интерната.

Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на предприятия

службы быта, магазины, в поликлинику, различные учреждения.

Игра-это своеобразная школа жизни. Педагог организует игру и проводит с

заранее разработанным планом. Игра способствует расширению знания об

окружающем

мире,

систематизации

жизненного

опыта,

активизации

познавательной активности обучающихся. Кроме того, они служат своего

рода отдыхом, доставляя удовольствие школьникам. Разнообразные игровые

действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют

развитие учебной мотивации. Большее внимание уделяется индивидуальной

и групповой беседе. В связи с особенностями развития обучающихся с

ограниченными

возможностями

здоровья

беседа

сопровождается

наглядностью и эмоциональностью.

Школьники принимают активное участие в подготовке и проведении

внеурочной и внеклассной работы. В процессе планирования, подготовки и

проведения различных видов деятельности у обучающихся совершенствуется

умение

анализировать,

сравнивать,

развивается

самоконтроль,

умение

преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки

межличностного общения. В каждом виде деятельности заложены большие

коррекционные

возможности,

способствующие

социальной

адаптации

будущих выпускников.

Социализация и адаптация обучающихся с ОВЗ невозможна без трудовой

подготовки. В ОУ сложилась определенная система трудового воспитания,

которая

включает

трудовое

обучение,

общественно

полезный

труд.

Формирование мотивов трудовой деятельности - важнейшая функция

школы-интерната. Основной мотив труда, который формируют педагоги

образовательного учреждения – осознание обучающимися необходимости

трудиться. Проводятся разъяснительная работа, что каждый человек должен

работать ради тех жизненных благ, которые можно получить трудясь. На

данных мероприятиях учащихся обучают доступным приемам труда,

воспитывается уважение к людям труда, развивается самоконтроль и

самостоятельность, воспитывается трудолюбие, бережное отношение к

общественному

имуществу,

умение

работать

в

коллективе

развивать

трудовые умения и навыки. Труд является эффективным средством

коррекции психики. Труд помогает обучающему конкретизировать имеющие

у него представления и понятия об окружающем мире.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и

привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу.

Элементарные нормы культурного поведения, как правило, не привиты детям

с

ранних

лет,

педагогам

образовательного

учреждения

приходится

восполнять

этот

пробел

и

нередко

проводить

трудную

работу

по

перевоспитанию обучающихся, у которых укоренились отрицательные

привычки. Достигается это систематическим приучением учеников к

выполнению школьных правил.

Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов

социализации

личности

в

общественной

среде.

Система

учебно-

воспитательной работы направлена на создание культуры здорового образа

жизни, которая в результате целенаправленной работы должна перейти во

внутреннюю

культуру

обучающихся.

Так

же

мы

руководствуемся

распространенным в настоящее время положением о том, что обучающийся

должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть

здоровым. Кроме того, у обучающегося должна быть сформирована целая

система понятий, взглядов, убеждений и умений, из которых будут

складываться привычки и его ежедневное поведение.

Таким образом, в

нашей школе

понятие преемственности практикуется

широко и это ежедневный непрерывный процесс воспитания и обучения

ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного

периода и является одним из факторов повышения эффективности работы с

детьми, имеющими проблемы в развитии.



В раздел образования