Автор: Мартынова Наталия Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский автотехнический колледж"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – МЕТОДА НА УРОКАХ МДК
Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – МЕТОДА НА УРОКАХ МДК
преподаватель Мартынова Н.В.
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»
“Пока мы учим – мы учимся сами”
(пословица)
Современный учитель, должен не только в совершенстве владеть предметом,
средствами и форматами организации учебного процесса, но так же он должен при-
менять в своей работе современные технологии обучения.
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое
место в образовании занимает обучение кейс-методом. Он ориентирован на самосто-
ятельную индивидуальную и групповую деятельность обучающихся, где обучающи-
еся приобретают коммуникативные умения. При решении общей проблемы на заня-
тиях, полезным оказывается сотрудничество обучающих, которое позволяет им
полностью усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное
научиться работать совместно и самостоятельно.
Процесс обучения и использование кейс-метода представляет собой имитацию
реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной
действительности, небольшие временные и материальные затраты вариативность
обучения. Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способству-
ет активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации
“характеризующие различные ситуации”. Сущность данного метода состоит в том,
что учебный материал даётся студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобре-
таются в ходе активной творческой работы. И хотя для каждой ситуации существует
классическое решение, это не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно
принять решение, которое всё вокруг считают неудачным, но именно оно приведёт
нас к нужным результатам”.
Цели, которые ставит перед собой кейс-технология заключаются в:
-активизации студентов, что, в свою очередь повышает эффективность обуче-
ния;
1
-повышение мотивации к учебному процессу;
-овладение навыками анализа ситуаций и их решения;
-умение работать с информацией;
-моделирование решений данной ситуации в соответствии с заданием;
-приобретение навыков точного изложения собственной точки зрения;
-выработке навыков критического оценивания различных точек зрения;
-осуществления самоанализа, самоконтроля.
Как преподаватель МДК, я считаю возможным использование кейс метода на
своих уроках. Главным условием использования кейс-метода в обучении, является
наличие противоречий, но основе которых формируются и формулируются
проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения
оптимального решения студентами. Какие же противоречия используются в разра-
ботке ситуацией и задач в преподавании МДК? Они могут быть:
- известными и новыми для студента фактами;
- имеющимися знаниями и теми которые необходимы для решения задачи;
- многообразия знаний и выбором лишь тех, которые могут обеспечить пра-
вильное решение задачи;
- теоритическим возможным путём решения и практикой неосуществимостью
выбранного способа;
- знаниями студентов и теми требованиями которые предъявляют к ним при
решении проблемной задачи;
- повышение условиями использования своих знаний, т.е. поиск путей при-
менения знаний на практике.
Этапы организации работы с кейсами:
- самостоятельная работа “мозговой штурм” в рамках работы малой группы;
- публичное выступление (презентация решения) с представлением и защитой
предлагаемого решения.
Отличительной особенностью кейс-метода, является работа в малых группах
(3-5 чел.) и в сжатые сроки проведения анализа конкретной ситуации, принятия ре-
шений, выработки рекомендаций.
2
По форме и содержанию, кейсы можно классифицировать:
- комплексный кейс – содержит более 20 страниц информации, первичных
данных, образцов документов, видеороликов;
- кейс – изложение содержит рассказ, о каких-либо ситуациях, проблемах,
путём их решения;
- кейс – иллюстрация содержит небольшой объём данных, требующих под-
тверждения;
- кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объём инфор-
мации.
Работа с кейсом
За несколько дней до урока студентам озвучивается тема занятия. Так же про-
говаривается, что занятие будет проводиться в режиме кейс – метода. Учитывая то,
что уровень подготовки студентов разный, они изучают материалы кейса индивиду-
ально в качестве домашнего задания. После такой предварительной подготовки ра-
бота студентов в группе, участие в обсуждении будет более плодотворным. Это поз-
воляет им высказывать им своё мнение, дискутировать, аргументировать, так как
они будут подготовлены.
3