Автор: Стрелкова Ирина Владимировна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №7 "РОДНИЧОК"
Населённый пункт: Иркутская область Слюдянский район г. Байкальск
Наименование материала: Презентация
Тема: Методы и приёмы формирования основ музыкальной культуры дошкольников
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Коммуникативная игра
"Здравствуйте!» М. Картушевой.
1.По дорожке мы шагаем
И друзей своих встречаем.
Здравствуй солнце, здравствуй речка!
Здравствуй белая овечка.
Здравствуй козлик, здравствуй кот!
Тот, что моет лапкой рот.
2.По дорожке мы шагаем
И друзей своих встречаем.
Здравствуй белка, здравствуй стриж!
Здравствуй заинька-малыш!
Здравствуйте, мои друзья
Очень рад всех видеть я!
ВОСПРИЯТИЕ
ВОСПРИЯТИЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ТВОРЧЕСТВО
ТВОРЧЕСТВО
МУЗЫКАЛЬНО-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МУЗЫКАЛЬНО-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Н. А Ветлугина - музыкально-познавательная
деятельность
Е.А.Дубровская и О.П. Радынова - музыкально-
образовательная деятельность
К.В.Тарасова - деятельность по усвоению
теоретических сведений о музыке
Л.В.Школяр - единая художественная
деятельность, когда дети начинают овладевать
«алгоритмами» теоретического мышления,
погружаясь в сам процесс выведения знаний.
Методы музыкального образования,
отражающие специфику музыки как вид
искусства:
•
Метод диалога
•
Метод контрастных сопоставлений
•
Метод уподоблений характеру музыки
•
Метод создания композиций
•
Метод моделирования художественно-
творческого процесса
•
Метод сопереживания
•
Метод осознания личностного смысла
музыкального произведения
•
Метод коллективного творчества
•
Метод обобщения впечатлений
•
Метод создания художественного контекста
(по Л. В. Горюнова). Механизмом создания
художественного контекста выступают
разнообразные связи музыки с другими
видами искусства;
•
Метод размышления о музыки (Л. В. Горюнова,
Д. Б. Кабалевский) направлен на развитие
осознанного отношения дошкольника к
музыке, формирование его музыкального
мышления;
•
метод музыкальных обобщений (Э. Б. Абдулин)
направлен на обобщение знаний о музыке;
•
метод пластического интонирования (Т. Е.
Вендрова). Эффективный приём данного
метода – «свободное дирижирование» в
процессе восприятия музыки;
•
метод активизации творческих проявлений
ребенка (Т. Э. Тютюнникова и др.). В
основе метода – импровизационно-
творческая игра, сочетающая музыку, речь
и движение.
•
О.П.Радынова выделяет группу специальных методов
формирования музыкальности дошкольников - методы
уподобления характеру звучания музыки. Это такие
методы, как:
•
мимического уподобления;
•
тактильного;
•
интонационного;
•
вокального;
•
моторно-двигательного;
•
цветового;
•
тембрового;
•
словесного;
•
полихудожественного.
Метод диалога
-
способ совместной деятельности детей и
взрослых. Основывается на принципах
педагогики сотрудничества.
•
Обеспечивает эмоциональный комфорт;
•
Дает детям эталоны поведения и оценок
при восприятии произведений искусства;
•
Побуждает детей к выражению своих
впечатлений в разных видах музыкально-
художественной деятельности.
Метод сравнения контрастных произведений:
•
по настроению, эмоциональному состоянию;
•
исполнительскому составу;
•
жанрам (вальс, марш, пьеса, фуга, прелюдия, песня);
•
средствам музыкальной выразительности.
Метод контрастных сопоставлений
Произведения разных жанров:
•
Колыбельная ранний и
•
и плясовая младший возраст.
Произведения одного жанра:
Два разных марша - средняя группа.
Произведения с одним названием, одного
эмоционального содержания:
«Бабочки»
«Всадники» дети 3-7 лет.
«Кукушка»
«Баба Яга»
Хороший результат:
это баланс между творчеством и результатом
Главное – творческий процесс!
Самуил Майкапар. Мотылёк
Антон Аренский. Расскажи, мотылёк
Эдвард Григ. Бабочка
Роберт Шуман. Бабочки
Альфред Шнитке. Эти свободные бабочки
Франсуа Куперен. Бабочка
«Кукушка»
•
Развитие воображения, творческих
способностей.
•
Слушание голоса кукушки, сопоставление
с музыкой композиторов.
Ф.Шуман, Ф.Куперен, Л.К. Дакен.
П. И. Чайковский «Баба Яга»
М. П. Мусоргский «Баба Яга»
А. Лядов. Симфоническая картина
«Баба Яга»
Произведения с одним названием в разных
исполнениях – старший дошкольный возраст
Антонио Вивальди
«Summer» из концерта
«Времена года»
Исполнение произведения в разном темпе,
ритме, регистре (прием разрушения).
Развивается умение различать смену
характера, темпа, ладовой окраски и др.
Метод сравнения музыкальных образов
Героический, лирический, трагический,
шуточный, фантастический и др.
Цель метода – показать сходство характеров
музыкальных образов и одновременно
различия в воплощении данного образа в
каждом произведении (произведения
различных композиторов).
Метод сравнения музыкальных образов
Героический, лирический, трагический,
шуточный, фантастический и др.
«Клоуны» Д. Кабалевский
«Пятнашки» С.Прокофьев
«Шутка» И. С. Баха.
Метод уподобления характеру звучания
музыки (О. П. Радынова)
предусматривает следующие виды уподобления:
■
тактильное (прикосновения в соответствии с
характером музыки);
■ моторно-двигательное (передача характера музыки в
движении);
■ словесное (вербальная передача переживаний);
■ вокальное (подпевание);
■ мимическое (передача характера в мимике);
■ темброво-инструментальное (оркестровка
музыкальных произведений);
■ интонационное (определение эмоциональной окраски
музыки);
Моторно-двигательное уподобление
- предполагает передачу
в движениях характера произведения в
каждый момент его звучания, смену
настроений в разделах формы, фразах, вплоть
до различения выразительных интонаций.
Метод уподобления характеру музыки
применяется в виде этюдов-перевоплощений
для овладения детьми образными
движениями.
Например: ???
Моторно-двигательное уподобление
Моторно-двигательное уподобление
характеру музыки.
Танцевальная композиция «Жуки и бабочки».
Словесное уподобление
характеру музыки
позволяет развивать у детей представление
о чувствах человека, существующих в
жизни, чутко воспринимать смену
настроений в произведении, развивать
«эмоциональный словарь».
т
о
р
ж
е
с
т
в
е
н
н
о
б
е
з
з
а
б
от
н
о
п
р
а
з
д
н
и
ч
н
о
с
в
е
т
л
о
т
а
н
ц
е
в
а
л
ь
н
о
ш
у
тл
и
в
о
н
е
ж
н
о
Вокальное уподобление - это подпевание,
«выведение на голос» мелодии для ее
различения слухом (младший дошкольный
возраст).
Мимическое и интонационное уподобления
- это пояснения характера музыки, в которых
мимика, интонации голоса взрослого
усиливают выразительность речи.
Темброво-инструментальное
уподобление
предполагает выбор выразительных тембров
инструментов, соответствующих
эмоционально-образному содержанию музыки
и последующую оркестровку музыкального
произведения с помощью этих инструментов.
Полихудожественное уподобление
Применяется при сравнении произведений
различных видов искусства – музыки,
поэзии, живописи.
Разновидности метода
цветовое графическое
Прием «цвет-настроение»
Прием «цвет-настроение»
Тревожная
музыка
Решительная
музыка
Графическое уподобление
Игра «Зоосад»
К. Сен-Санс «Карнавал животных».
Правила игры.
Подобрать графическое изображение,
соответствующее характеру мелодической
линии.
Метод создания композиций
(Л. В. Горюнова)
- объединение нескольких видов деятельности
в исполнении одного музыкального
произведения или отражение содержания
музыки в оркестровой импровизации-
театрализации, в рисунке. Этот метод
позволяет активизировать творческую
инициативу, нацеливает ребенка на более
глубокое и осознанное восприятие музыки.
С. Прокофьев «Фея зимы» из балета «Золушка»
1.
Прослушать музыку.
2.
На синей бумаге белой краской изобразить
мелодию плавными и отрывистыми точками.
3.
Под музыку двигаются с белыми лентами.
4.
Оркеструют пьесу, играя на треугольниках и
колокольчиках
Разные виды уподоблений характеру музыки
позволяют объединить разделы занятия –
слушание, музыкально-ритмические
движения, игру на музыкальных
инструментах, - для того чтобы
УСЛЫШАТЬ, ПРОЧУВСТВОВАТЬ,
ОСОЗНАВАТЬ и ВЫРАЗИТЬ свои
впечатления.
Метод моделирования художественно-
творческого процесса. ( Л.В. Школяр)
•
Моделирование художественно-творческого
процесса – это прохождение пути рождения
музыки.
Что будет продуктом творчества на
музыкальном занятии?
Любое проявление ребенка в звуке (хлопки,
притопы, телесные инструменты и т.д.)
Цель ребенка: ???
исследование мира звуков. Как звучит мир?
•
Метод моделирования художественно-
творческого процесса реализует
востребованность детского творчества!
•
Занятие в музыкальном театре
Например, сочинение сказки
«Муха-цокотуха».
Импровизационность, непредсказуемость –
главные условия!!!
Сценарный план, а не сценарий !
Для импровизации свободное выступление.
Цель ребенка на музыкальном занятии?
Целью детского творчества является сам
процесс!
Сочиняем балет
По сказке К. Чуковского «Муха-цокотуха».
Главная героиня – Муха. Главный герой – Комар.
Вдруг откуда-то летит маленький комарик,
И в руке его горит маленький фонарик.
Кто главный злодей? Паук.
Расскажи, какие они, наши главные герои, и как их
характер отразится в движении.
Вероятно, Муха – веселая и нарядная барышня,
вдобавок, очень удачливая: в день именин денежку
нашла, самовар купила. Каким будет ее танец? А
когда она встретится со злодеем?
•
Как ты передашь ее мучения?
И, наконец, какой предстанет перед нами
героиня после своего счастливого спасения?
Она стала невестой!
Помнишь, как гордо сказал Комарик:
И теперь, душа –девица,
На тебе хочу жениться!
Что изменится в характере ее танца?
Образ Комарика.
•
Какой он? Отчаянная смелость и подлинное
благородство – главные черты этого персонажа.
Высокие прыжки и стремительные пируэты отлично
раскрыли бы особенности его натуры: он идет на
спасение не ради славы, а исключительно ради
справедливости.
•
А подошел бы общий характер танца Комарика для
Паука, и наоборот? Невозможно себе представить
злодея в доблестном порыве, а героя – в ползуче-
подкрадывающемся состоянии. Поначалу он был
весьма обольстителен. Притворно ласков. Как
будет отражаться этот не такой уж простой
характер в движении, танце?
•
Как по-твоему , Паук отреагирует на появление
Комарика: струсит не на шутку или
хладнокровно пойдет на бой?
•
А какие роли будут у гостей (тараканы,
букашечки, бабочка)? Как они реагируют на
события? Продумай мизансцены, кордебалет.
•
Какие части ты можешь выделить в сказке
(а затем и в балете «Муха-цокотуха»?
В начале происходят веселые, радостные события,
благодаря которым мы знакомимся с героиней, ее
жизнью, ее гостями. В литературном сочинении эту
часть мы назвали бы экспозицией. В середине
наступает страшное происшествие.
•
В литературном сочинении эта часть
называлась бы завязкой. Конец означает
всеобщее празднество – развязку – и
освобождение Мухи. Музыка должна отразить
характер этих событий. Все танцевальные
движения и позы, сочиненные на эту музыку,
образуют хореографический текст этого
балета. Продумай, как можно это записать?
Желаю творческих успехов по созданию
твоего балета!
Метод осознания личностного смысла
музыкального произведения
(А. А. Пиличяускас)
- направлен на вербализацию не музыки, а
собственных переживаний ребенка при ее
восприятии. В результате у ребенка
появляется индивидуальное отношение к
музыкальному произведению, личностная
оценка. Метод может применяться в работе
с детьми старшего дошкольного возраста,
так как его реализация требует
определенного уровня развития
музыкального мышления.
Метод коллективного творчества
•
ярко эффективность проявляется в
разыгрывании детьми (в совместной
деятельности со взрослыми) музыкальных
игр сказок.
•
Перевоплощение в персонажей сказок.
•
«Музыка – воображение – фантазия – сказка»
- такова дорожка, по которой ребенок
развивает свои духовные силы.
В. А. Сухомлинский.
Метод обобщения впечатлений
применяется для воспитания оценочного
отношения детей к музыке.
•
Способствует осознанности восприятия,
появлению у детей любимых произведений
•
Формируется вкус.
•
Методы музыкального развития
необходимо варьировать, сочетать друг с
другом.
•
Игра – ведущий вид деятельности
дошкольников, как форма организации
деятельности и как метод обучения и
воспитания.
Формы взаимодействия с детьми
•
Музыкальное занятие
•
Праздники, развлечения
•
Сюжетная игра
•
Игра-инсценировка
•
Театрализованная игра
•
Музыкальная игра-сказка
•
Музыкально-пластический этюд
•
Игры-уподобления
•
Игры-перевоплощения
(Пр. Диалог. PDF)
Музыкально-дидактическая игра
Все встают в круг, берутся за руки
- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг
друга, читая четверостишие и называя своё
имя.
Тара-ра, тара-ра начинается игра
Наш цветочек растёт, распускается
А цветочек наш называется…..(педагог
называет или пропевает своё имя. Игра
продолжается до тех пор, пока все участники
не представят себя)
Тара-ра, тара-ра вот и кончилась игра!
«Тара-ра, тара-ра начинается игра
Наш цветочек растет распускается
А цветочек наш как называется? Света!
Тара-ра, тара-ра продолжается игра
Наш цветочек растет распускается
А цветочек наш как называется? Оля!
Тара-ра, тара-ра вот закончилась игра!»
•
Прием эффект удивления интересный факт
из биографии композитора, исполнителя,
дирижера.
•
Фрагмент кино/мультфильма.
Развитие музыкально-слуховых
представлений
«Пришла ли мелодия в домик?»
Работа с импровизацией.
•
Педагог заканчивает фразу на
неустойчивой ступени или на тонике.
•
Педагог начинает фразу, другой
продолжает, третий заканчивает.
У пчелы полно хлопот
Добывать ей надо мед.
Над цветком пчела кружит,
Про дела свои жужжит.
Развитие звуковысотного слуха
Начинаем с контрастных интервалов.
- Как говорит лягушка? А как утенок?
(низко – высоко)
импровизация:
белка – «цок-цок» (языком), ежик фыркает.
Звукоподражательная
Развитие музыкально-слуховых
представлений, чувства ритма.
«Шла веселая собака»
Е. Поплянова
Шла веселая собака,
Чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси
Головы задрав.
А за ними Поросенок,
Чики, брики, хрю!
Чики, брики, повторика
Что я говорю!
1.
2.
«Песенка про двух утят»
Весёлый Утёнок
По лужам шагал,
Весёлую песенку
Он напевал:
«Кря, кря, кря, кря-кря!
Кря! Кря! Кря!»
А Грустный Утёнок
По лужам шагал
И грустную песенку
Он напевал:
«Кря, кря, кря, кря-кря,
Кря, кря, кря»
Развитие ладового чувства
ПОДНИМИ ЛАДОШКИ ВЫШЕ
Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша,
А под крышей – мы с тобой.
Вышел новый домик с крышей.
А под крышей – мы с тобой.
Подними ладошки выше,
А потом согни дугой.
Что же вышло?
Гуси вышли.
Вот один, а вот другой.
У бабуси жили гуси:
Вот один, а вот другой.
Подними ладошки выше
И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик.
Мостик крепкий и прямой.
Через мостик ходят в гости,
Мостик крепкий и прямой.
Тише мыши!
Тише, мыши! Тише, мыши!..
Кот сидит на нашей крыше.
Старый кот, толстый кот
Громко песенку поет.
Мур, Мур, Мяу, Мур Мур Мяу
Мур. Мур, Мяу! Всех поймяу
Он, хитро прищурив глаз,
Стережет, наверно, нас!
Старый кот, толстый кот
Громко песенки поет.
Мур, Мур, Мяу, Мур Мур Мяу
Мур. Мур, Мяу! Всех поймяу
Но сегодня Васька злой
Не поймаешь, ни одной
Не поймаешь, не поймаешь,
Не поймаешь ни одной!..
Мнемотаблица
•
Мнемотехника - это система правил и
приемов, облегчающих процесс
запоминания информации путем
образования дополнительных ассоциаций.
«Осень»
«Осенние листья»
Этапы работы:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор
того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование
информации, т.е. преобразование из
абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования
осуществляется проговаривание текста
песни.
Песня «Алфавит» Р.Паулс
Л! , , ,
М! , , .
Н! , , ,
А! — Алфавит споем мы вместе,
Б! — Будем петь его как песню.
В! — Весело споем его мы!
Г! — Громче грома, громче грома!
Д! — День сегодня музыкальный,
Е! — Есть у нас талант вокальный,
Ж! — Жить без знаний скучно было!
3! — Знанья — это наша сила!
И! — И тому пути открыты,
К! — Кто подружит с алфавитом.
Л! — Лошадь, лама, ландыш, ложка,
М! — Метель, метро, матрешка.
Н! — Небо, невод, нить, невеста,
О! — Овод, облако, оркестр!
П! — Попугай поет по нотам.
Р! — Рой пчелиный строит соты.
С! — Стрекоза в саду стрекочет,
Т! — Такса лапками топочет.
У! — Утка слушает пластинки,
Ф! — Фанту пробует фламинго!
X! — Хор не плох, есть слух у хора!
Ц! — Царь зверей — его опора!
Ч! — Чтим его, рычит он чисто!
Ш! — Шесть заменит он солистов!
Щ! — Щедрый мир нам дарит песня.
Э! — Этот день собрал нас вместе:
Ю! — Юмористов, оптимистов,
Я! — Ясли-садовских солистов.
Л! , , ,
М! , , .
Н! , , ,
О! , ,
П!
Р!
С! в саду стрекочет.
Т! лапками топочет.
У! слушает .
Ф! пробует .
Ц! — Царь зверей — его опора!
Ч! — Чтим его, рычит он чисто!
Ш! — Шесть заменит он солистов!
Щ! — Щедрый мир нам дарит песня.
Х! неплох, есть
слух у хора.
Э! — Этот день собрал нас вместе:
Ю! — Юмористов, оптимистов,
Я! — Ясли-садовских артистов.
«Птицы»
Воробей, сорока, чиж,
Зяблик, ласточка и стриж.
Задание: проговори слова с интонационной
выразительностью.
•
Например, слово «воробей» произноси задорно,
словно хорохорясь; «сорока» – старчески-
рассудительно; «чиж» – очень тоненьким
голосом; «зяблик» – дрожащим, словно от
холода, голосом, «ласточка» – нежно; «стриж» –
как бы удаляясь в стремительном полете.
•
Проговори слова и простучи ритм.
•
Далее, при проговаривании одно любое
слово заменяй простукиванием.
Воробей, , чиж,
Зяблик, ласточка и стриж.
или
, сорока, чиж,
Зяблик, ласточка и .
И так пока все слова не будут заменены на
стук. При этом интересно отстукивать по
разным предметам.
•
Подумай, в каких отношениях могут быть
эти птицы из стихотворения?
Может, они только познакомились друг с
другом, подавая для приветствия крыло или
лапку? А может ссорятся? Сочини, что сними
произошло и чем это кончилось. Разыграй
маленький спектакль – пантомиму, где все роли
исполнишь ты сам. После этого тебе будет
легко передать сюжет с помощью музыкального
инструмента. Какого – решай сам: свирель,
бубен, металлофон? А может инструментов
будет несколько?
А теперь познакомимся со стихами до конца:
Воробей, сорока, чиж,
Зяблик, ласточка и стриж.
Прилетели на балкон,
А за ними вдруг – дракон!!!
Сочини, что было до и после того, разыграй
маленький спектакль. Затем снова сыграй на
музыкальных инструментах. В своем сочинении особо
отметь прилет дракона. Выбери для этого
соответствующий звук. Ведь птицы разлетелись
врассыпную! Или наоборот, дракон их старый друг и
они ему рады? Водят с ним хоровод? Сочини и сыграй
так, чтобы без слов все было понятно.
От чего зависит выбор методов
и приемов?
•
от учебно-воспитательных задач,
•
от содержания предмета,
•
от конкретных видов музыкальной
деятельности
•
требует учета возрастных и индивидуальных
особенностей дошкольников.
Творческое поведение педагога рождает
творческое поведение детей!