Напоминание

Формирование психосексуальной культуры


Автор: Нина Анатольевна Панченко
Должность: ГАУЗ АО "Архангельский клинический кожно - венерологический диспансер" педагог - психолог
Учебное заведение: ГАУЗ АО "АККВД"
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование психосексуальной культуры
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Проблемы и пути формирования психосексуальной

культуры в подростковой среде.

Актуальность просветительской работы с родителями и

педагогами»

В настоящее время в России все большую остроту приобретают

проблемы репродуктивного здоровья молодежи. Происходит очень

быстрое изменение социально-психологических

и нравственных

ориентиров

подрастающего

поколения.

А

имеющий

место

в

подростковом

возрасте

разрыв

между

физиологическим

и

психологическим созреванием и отсутствие в обществе установок на

здоровый образ жизни приводят к безответственному отношению к

своему здоровью и здоровью других людей. Осложняет ситуацию тот

факт,

что

подростки

часто

недостаточно

информированы

по

вопросам инфекций, передающихся

половым путем (ИППП),

контрацепции, сексуального поведения и планирования семьи.

После периода абсолютной закрытости проблем взаимоотношений

между полами наступила эра вседозволенности, произошла потеря

нравственных

ориентиров

общества.

Сегодня

мы

имеем

бесконтрольный вал порно продукции и литературы, телевизионных

передач, пропагандирующих секс, как насилие и извращенное

действо.

Ценности

любви,

семейной

жизни,

нормальных

человеческих отношений как бы перестали существовать.

Вместе с тем именно у подростков еще возможно и не поздно

сформировать «поведенческий предохранительный эффект» путем

воздействия на модель полового поведения.

Занимаясь вопросами полового воспитания и просвещения

подростков и молодежи, следует найти ту грань, которая отделяет

правду ото лжи, целомудрие от ханжества, желание помочь принять

осознанное решение от психологического давления.

Очень важно, чтобы родители были в состоянии создать

благоприятную

атмосферу,

в

которой

дети

могут

задавать

возникающие у них вопросы и обсуждать свои тревоги. К сожалению,

многие из них не располагают достаточными знаниями, чтобы дать

правильные ответы на вопросы своих взрослеющих детей. Кроме

того, часто молодые люди хотят обсудить интимные вопросы с

взрослыми, с которыми их не связывают родственные отношения.

Именно поэтому, а так же учитывая драматическую ситуацию

в

области

репродуктивного

здоровья

молодежи,

считаем

целесообразным, ввести систему дополнительного образования для

педагогов, родителей, подростков.

Основной целью работы психологов Консультативно-

диагностического центра для детей и подростков «Ювентус-2»

является повышение у подростков уровня знаний по вопросам поло-

ролевого поведения и здорового образа жизни.

Основными

задачами,

способствующими

достижению

поставленной цели, являются:

1.

Формирование знаний по вопросам культуры полового

общения в современном обществе.

2.

Формирование мотивации к семейным отношениям и

ответственному сексуальному поведению.

3.

Развитие

у

подростков

устойчивого

позитивного

представления

о

себе,

особенностях

психического

и

физического

здоровья,

осознанного

стремления

к

его

сохранению.

Ведущим

направлением

в

работе

психологов

является

профилактика, которая осуществляется совместно с врачами центра.

Профилактика

включает

в

себя

два

взаимосвязанных

блока:

просветительская

работа

и

психологическое

консультирование,

которые проводятся с подростками, их родителями и педагогами.

Просветительская работа

включает в себя цикл занятий для

старшеклассников школ и учащихся средних специальных учебных

заведений, индивидуальные беседы, демонстрацию кинофильмов по

темам полового воспитания и интерактивные занятия с малыми

группами

по

вопросам

ИППП,

контрацепции,

гигиены

и

профилактики.

Цикл включает в себя 7 взаимосвязанных занятий:

1.

«Сексуальность и культура» (культура полового общения

в современном обществе).

2.

«Психосексуальная культура в подростково-юношеском

возрасте»

(половое

самосознание,

половое

поведение,

половая ориентация).

3.

«Будущие

женщины

и

мужчины,

мамы

и

папы»

(психологические особенности женщины и мужчины;

женственность и мужественность).

4.

«Мудрость человеческого общения» (психологические

механизмы

общения,

предупреждение

и

разрешение

конфликтов).

5.

«Слагаемые счастливой жизни» (особенности развития

репродуктивной

системы,

современные

методы

контрацепции).

6.

«Чтобы не случилась беда» (профилактика инфекции,

передающихся половым путем).

7.

«Семья-школа формирования потребности любить и быть

любимым»

(круглый

стол:

значение,

слагаемые

и

особенности любви).

Занятия проводятся в группах по 8-10 человек, что способствует

созданию доверительной атмосферы. Каждое занятие сопровождается

демонстрацией видеофильмов и слайдов, что в значительной степени

помогает сделать процесс подачи информации более красочным,

простым и интересным. Использование наглядных пособий (альбомов,

муляжей, плакатов, рисунков, фотографий) помогает участникам с

различными типами восприятия лучше усвоить материал.

При проведении занятий в подростковой

аудитории

психологи используют различные технические приемы такие как:

Дискуссия

дает возможность людям выразить свое мнение по

какому-либо вопросу на основании знаний и предшествующего опыта,

а также расширить, углубить, а в ряде случаев и изменить его.

«Мозговая атака» представляет собой отличный способ быстрого

включения всех членов группы в работу. Участникам предлагается

свободно высказать свои мысли по рассматриваемому вопросу и

самим найти решение проблемы.

Ролевые игры

представляют собой небольшие, произвольного

характера сценки, отражающие различные жизненные ситуации. В

процессе ролевой игры происходит своего рода тренировка поведения

в ситуациях, которые могут возникнуть в жизни.

В начале цикла занятий подросткам предлагается заполнить

анкету с целью изучения полового поведения подростков. Анкета

позволяет не только выявить особенности, связанные с половым

поведение, но также определить уровень информированности по

вопросам ИППП, методам их профилактики, контрацепции и увидеть

наиболее предпочтительные источники информации по данным

вопросам.

В течение года проводилось исследование среди учащихся средних

и

средних

специальных

учебных

заведений,

которое

еще

раз

подтвердило, что 10-12% молодых людей получают нужную им

информацию о сохранении своего репродуктивного здоровья от

врачей.

Основными источниками информации в области сексуальных

отношений, не планируемой беременности, профилактики ИППП,

репродуктивного поведения в 70% случаев являются сверстники,

друзья, знакомые, в 20% это средства массовой информации.

Почти 90% опрошенной молодежи утверждает, что осведомлены в

вопросах своего репродуктивного здоровья и планирования семьи,

однако

на

практике

оказываются

не

готовы

защищать

свое

репродуктивное здоровье.

Среди

опрошенных

подростков

57%

отметили

чувство

влюбленности как причину первого полового контакта, 23% -

интерес,

любопытство

и

13%

-

состояние

алкогольного

или

наркотического опьянения.

40% опрошенных имеют одного полового партнера и 30% более 2.

Достаточной информацией об ИППП обладают 87% опрошенных

подростков,

11%

лишь

слышали

об

их

существовании.

46%

используют средства профилактики ИППП (презерватив) и 8%

полагают, что от ИППП защищает тщательное мытье.

Информацию о репродуктивном здоровье подростки хотели бы

получать в школах, семье, в медицинских учреждениях, и в

специальных центрах для подростков.

Занятия с родителями подростков и педагогами проводятся на базе

учебных заведений по следующим темам:

1.

Психофизиологические

особенности

взросления

в

подростково-юношеском

возрасте.

Становление

сексуальности.

2.

Два разных мира: мальчики и девочки (особенности

развития психики мальчиков и девочек).

3.

Охрана

репродуктивного

здоровья

и

профилактика

заболеваний, передаваемых половым путем.

Опыт работы молодежных центров России показал, что в силу

особенностей

подросткового

возраста

более

эффективна

просветительская работа самих подростков среди сверстников. В связи

с этим в центре разработана программа в рамках проекта «Равный

обучает равного», которая реализуется с сентября 2006 года. Целью

программы

является

создание

волонтерского

движения

по

профилактике ИППП. Обучаясь на семинарах подростки получили не

только необходимую информацию по профилактике ИППП, но и

обучающие пособия, и раздаточный материал по проблеме.

Следующим большим блоком профилактической работы является

психологическое консультирование

и сопровождение лечебного

процесса.

Индивидуальное

консультирование

проводится

по

инициативе пациента. Наиболее часто встречающиеся проблемы

связаны с преодолением страха обращения к врачу, отсутствие

необходимых знаний по профилактике ИППП и последствиях их

неизлеченности, проблемы межличностных отношений.

Эта

работа

проводится

с

учетом

принципов

эффективного

консультирования подростков, их родителей и педагогов:

1.

Сопереживание: умелое выслушивание очень важно. Оно помогает

подростку, не стесняясь и не приукрашивая, рассказать о себе.

Двойственность поведения человека противоречия между мыслями и

поступками вполне естественны. Принятие подросткам проблемы

облегчает работу по изменению поведения.

2.

Принятие:

споры

не

продуктивны.

Необходимость

защищаться

способствует поиску оправданий, а не поиску решения проблемы.

3.

Недопустимость

давления

на

подростка:

новые

перспективы

предлагаются, а не навязываются. Человек, пытающийся решить свою

проблему, может послужить бесценным источником удачных путей ее

разрешения.

4.

Поддержание веры подростка в его способности: важным мотивом к

изменению является вера в возможность перемен. Чем больше в

распоряжении личности альтернативных подходов к проблеме, тем

больше вероятности, что проблема будет решена быстро и эффективно.

Таким

образом,

психологическое

сопровождение

подростка

является

важным

и

необходимым

компонентом

работы

специалистов Центра «Ювентус-2» по формированию здорового

образа жизни и профилактике ИППП.



В раздел образования