Автор: Нина Анатольевна Панченко
Должность: ГАУЗ АО "Архангельский клинический кожно - венерологический диспансер" педагог - психолог
Учебное заведение: ГАУЗ АО "АККВД"
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование психосексуальной культуры
Раздел: дополнительное образование
«Проблемы и пути формирования психосексуальной
культуры в подростковой среде.
Актуальность просветительской работы с родителями и
педагогами»
В настоящее время в России все большую остроту приобретают
проблемы репродуктивного здоровья молодежи. Происходит очень
быстрое изменение социально-психологических
и нравственных
ориентиров
подрастающего
поколения.
А
имеющий
место
в
подростковом
возрасте
разрыв
между
физиологическим
и
психологическим созреванием и отсутствие в обществе установок на
здоровый образ жизни приводят к безответственному отношению к
своему здоровью и здоровью других людей. Осложняет ситуацию тот
факт,
что
подростки
часто
недостаточно
информированы
по
вопросам инфекций, передающихся
половым путем (ИППП),
контрацепции, сексуального поведения и планирования семьи.
После периода абсолютной закрытости проблем взаимоотношений
между полами наступила эра вседозволенности, произошла потеря
нравственных
ориентиров
общества.
Сегодня
мы
имеем
бесконтрольный вал порно продукции и литературы, телевизионных
передач, пропагандирующих секс, как насилие и извращенное
действо.
Ценности
любви,
семейной
жизни,
нормальных
человеческих отношений как бы перестали существовать.
Вместе с тем именно у подростков еще возможно и не поздно
сформировать «поведенческий предохранительный эффект» путем
воздействия на модель полового поведения.
Занимаясь вопросами полового воспитания и просвещения
подростков и молодежи, следует найти ту грань, которая отделяет
правду ото лжи, целомудрие от ханжества, желание помочь принять
осознанное решение от психологического давления.
Очень важно, чтобы родители были в состоянии создать
благоприятную
атмосферу,
в
которой
дети
могут
задавать
возникающие у них вопросы и обсуждать свои тревоги. К сожалению,
многие из них не располагают достаточными знаниями, чтобы дать
правильные ответы на вопросы своих взрослеющих детей. Кроме
того, часто молодые люди хотят обсудить интимные вопросы с
взрослыми, с которыми их не связывают родственные отношения.
Именно поэтому, а так же учитывая драматическую ситуацию
в
области
репродуктивного
здоровья
молодежи,
считаем
целесообразным, ввести систему дополнительного образования для
педагогов, родителей, подростков.
Основной целью работы психологов Консультативно-
диагностического центра для детей и подростков «Ювентус-2»
является повышение у подростков уровня знаний по вопросам поло-
ролевого поведения и здорового образа жизни.
Основными
задачами,
способствующими
достижению
поставленной цели, являются:
1.
Формирование знаний по вопросам культуры полового
общения в современном обществе.
2.
Формирование мотивации к семейным отношениям и
ответственному сексуальному поведению.
3.
Развитие
у
подростков
устойчивого
позитивного
представления
о
себе,
особенностях
психического
и
физического
здоровья,
осознанного
стремления
к
его
сохранению.
Ведущим
направлением
в
работе
психологов
является
профилактика, которая осуществляется совместно с врачами центра.
Профилактика
включает
в
себя
два
взаимосвязанных
блока:
просветительская
работа
и
психологическое
консультирование,
которые проводятся с подростками, их родителями и педагогами.
Просветительская работа
включает в себя цикл занятий для
старшеклассников школ и учащихся средних специальных учебных
заведений, индивидуальные беседы, демонстрацию кинофильмов по
темам полового воспитания и интерактивные занятия с малыми
группами
по
вопросам
ИППП,
контрацепции,
гигиены
и
профилактики.
Цикл включает в себя 7 взаимосвязанных занятий:
1.
«Сексуальность и культура» (культура полового общения
в современном обществе).
2.
«Психосексуальная культура в подростково-юношеском
возрасте»
(половое
самосознание,
половое
поведение,
половая ориентация).
3.
«Будущие
женщины
и
мужчины,
мамы
и
папы»
(психологические особенности женщины и мужчины;
женственность и мужественность).
4.
«Мудрость человеческого общения» (психологические
механизмы
общения,
предупреждение
и
разрешение
конфликтов).
5.
«Слагаемые счастливой жизни» (особенности развития
репродуктивной
системы,
современные
методы
контрацепции).
6.
«Чтобы не случилась беда» (профилактика инфекции,
передающихся половым путем).
7.
«Семья-школа формирования потребности любить и быть
любимым»
(круглый
стол:
значение,
слагаемые
и
особенности любви).
Занятия проводятся в группах по 8-10 человек, что способствует
созданию доверительной атмосферы. Каждое занятие сопровождается
демонстрацией видеофильмов и слайдов, что в значительной степени
помогает сделать процесс подачи информации более красочным,
простым и интересным. Использование наглядных пособий (альбомов,
муляжей, плакатов, рисунков, фотографий) помогает участникам с
различными типами восприятия лучше усвоить материал.
При проведении занятий в подростковой
аудитории
психологи используют различные технические приемы такие как:
Дискуссия
дает возможность людям выразить свое мнение по
какому-либо вопросу на основании знаний и предшествующего опыта,
а также расширить, углубить, а в ряде случаев и изменить его.
«Мозговая атака» представляет собой отличный способ быстрого
включения всех членов группы в работу. Участникам предлагается
свободно высказать свои мысли по рассматриваемому вопросу и
самим найти решение проблемы.
Ролевые игры
представляют собой небольшие, произвольного
характера сценки, отражающие различные жизненные ситуации. В
процессе ролевой игры происходит своего рода тренировка поведения
в ситуациях, которые могут возникнуть в жизни.
В начале цикла занятий подросткам предлагается заполнить
анкету с целью изучения полового поведения подростков. Анкета
позволяет не только выявить особенности, связанные с половым
поведение, но также определить уровень информированности по
вопросам ИППП, методам их профилактики, контрацепции и увидеть
наиболее предпочтительные источники информации по данным
вопросам.
В течение года проводилось исследование среди учащихся средних
и
средних
специальных
учебных
заведений,
которое
еще
раз
подтвердило, что 10-12% молодых людей получают нужную им
информацию о сохранении своего репродуктивного здоровья от
врачей.
Основными источниками информации в области сексуальных
отношений, не планируемой беременности, профилактики ИППП,
репродуктивного поведения в 70% случаев являются сверстники,
друзья, знакомые, в 20% это средства массовой информации.
Почти 90% опрошенной молодежи утверждает, что осведомлены в
вопросах своего репродуктивного здоровья и планирования семьи,
однако
на
практике
оказываются
не
готовы
защищать
свое
репродуктивное здоровье.
Среди
опрошенных
подростков
57%
отметили
чувство
влюбленности как причину первого полового контакта, 23% -
интерес,
любопытство
и
13%
-
состояние
алкогольного
или
наркотического опьянения.
40% опрошенных имеют одного полового партнера и 30% более 2.
Достаточной информацией об ИППП обладают 87% опрошенных
подростков,
11%
лишь
слышали
об
их
существовании.
46%
используют средства профилактики ИППП (презерватив) и 8%
полагают, что от ИППП защищает тщательное мытье.
Информацию о репродуктивном здоровье подростки хотели бы
получать в школах, семье, в медицинских учреждениях, и в
специальных центрах для подростков.
Занятия с родителями подростков и педагогами проводятся на базе
учебных заведений по следующим темам:
1.
Психофизиологические
особенности
взросления
в
подростково-юношеском
возрасте.
Становление
сексуальности.
2.
Два разных мира: мальчики и девочки (особенности
развития психики мальчиков и девочек).
3.
Охрана
репродуктивного
здоровья
и
профилактика
заболеваний, передаваемых половым путем.
Опыт работы молодежных центров России показал, что в силу
особенностей
подросткового
возраста
более
эффективна
просветительская работа самих подростков среди сверстников. В связи
с этим в центре разработана программа в рамках проекта «Равный
обучает равного», которая реализуется с сентября 2006 года. Целью
программы
является
создание
волонтерского
движения
по
профилактике ИППП. Обучаясь на семинарах подростки получили не
только необходимую информацию по профилактике ИППП, но и
обучающие пособия, и раздаточный материал по проблеме.
Следующим большим блоком профилактической работы является
психологическое консультирование
и сопровождение лечебного
процесса.
Индивидуальное
консультирование
проводится
по
инициативе пациента. Наиболее часто встречающиеся проблемы
связаны с преодолением страха обращения к врачу, отсутствие
необходимых знаний по профилактике ИППП и последствиях их
неизлеченности, проблемы межличностных отношений.
Эта
работа
проводится
с
учетом
принципов
эффективного
консультирования подростков, их родителей и педагогов:
1.
Сопереживание: умелое выслушивание очень важно. Оно помогает
подростку, не стесняясь и не приукрашивая, рассказать о себе.
Двойственность поведения человека противоречия между мыслями и
поступками вполне естественны. Принятие подросткам проблемы
облегчает работу по изменению поведения.
2.
Принятие:
споры
не
продуктивны.
Необходимость
защищаться
способствует поиску оправданий, а не поиску решения проблемы.
3.
Недопустимость
давления
на
подростка:
новые
перспективы
предлагаются, а не навязываются. Человек, пытающийся решить свою
проблему, может послужить бесценным источником удачных путей ее
разрешения.
4.
Поддержание веры подростка в его способности: важным мотивом к
изменению является вера в возможность перемен. Чем больше в
распоряжении личности альтернативных подходов к проблеме, тем
больше вероятности, что проблема будет решена быстро и эффективно.
Таким
образом,
психологическое
сопровождение
подростка
является
важным
и
необходимым
компонентом
работы
специалистов Центра «Ювентус-2» по формированию здорового
образа жизни и профилактике ИППП.