Автор: Мусабекова Роза Эльмановна
Должность: Преподаватель генетики человека
Учебное заведение: ГБПОУ РД «Дербентский медицинский колледж им. Г.А Илизарова».
Населённый пункт: город Дербент
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Закономерности наследования признаков. Взаимодействие между генами».
Раздел: среднее профессиональное
Дисциплина ОП.04 «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Методическая разработка
для преподавателя
лекционного занятия
по теме:
«Закономерности наследования признаков.
Взаимодействие между генами».
1
Методическая разработка предназначена для проведения лекционного занятия по
теме «Наследование признаков при моногибридном, дигибридном и полигибридном
скрещивании. Взаимодействие между генами. Пенетрантность и экспрессивность
генов» по дисциплине ОП.04 «Генетика человека с основами медицинской
генетики» для студентов 1 года обучения по программам подготовки специалистов
среднего звена по специальностям 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02
«Акушерское дело», 31.02.01 Лечебное дело». Лекционное занятие является
обзорным по обобщению знаний наследования признаков, полученных в результате
изучения курса биологии общеобразовательной программы, с перемещением
внимания на взаимодействие генов.
2
Содержание Пояснительная записка............................................................................4
Цели лекционного занятия.............................................................................................4
Изучив тему занятия, студент должен знать...............................................................5
Межпредметные связи.....................................................................................................5
Методы обучения и технологии.....................................................................................5
Основные этапы лекционного занятия........................................................................6
Основная часть.................................................................................................................7
Контрольно-измерительные материалы...................................................................21
Самостоятельная работа...............................................................................................32
Список использованной литературы..........................................................................33
Приложение
3
Пояснительная записка
Лекционное занятие по теме «Наследование признаков при моногибридном,
дигибридном и полигибридном скрещивании. Взаимодействие между генами.
Пенетрантность и экспрессивность генов» относится к разделу 2 «Закономерности
наследования признаков» дисциплины ОП.04 «Генетика человека с основами
медицинской генетики» для студентов 1 года обучения по программам подготовки
специалистов среднего звена по специальностям 34.02.01 «Сестринское дело»,
31.02.02 «Акушерское дело» и проводится в соответствии с рабочей программой, в
ГБПОУ
РД
«Дербентский
медицинский
колледж
им.
Г.А.Илизарова».
На
проведение занятия отводится 90 минут. В процессе занятия студенты знакомятся с
сущностью законов наследования признаков у человека, типами наследования
менделирующих признаков у человека, понятиями «генотип» и «фенотип».
Цели лекционного занятия:
Учебные
1.
Выявление сущности законов наследования признаков у человека
2.
Изучение типов наследования менделирующих признаков.
3.
Изучение видов взаимодействия аллельных и неаллельных генов
4.
Знакомство с понятиями генотип и фенотип.
Воспитательные
1.
Научить студентов логически мыслить и перерабатывать информацию,
формулировать вопросы наследования признаков у человека
2.
воспитывать ответственность за состояние своего здоровья, через понимание
хрупкости происходящих процессов скрещивания.
3.
развивать внимательность, способность к рассуждению и анализу, а так же,
пониманию системного характера взаимодействия аллельных и неаллельных
генов
4
Изучив тему занятия, студент должен знать:
•
виды взаимодействия аллельных генов
•
генетика пола
•
половые хромосомы и аутосомы
•
типы наследования менделирующих признаков
•
наследование признаков, сцепленных с полом
•
виды взаимодействия неаллельных генов
Межпредметные связи:
Латинский язык: использование терминологии и словообразования
Биология: законы Менделя
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение: генетика пола и формирование пола
во внутриутробном развитии
История: знание родословной царской семьи Романовых
Продолжительность занятий: 90 минут
Место проведения: аудитория колледжа
Методы обучения и технологии:
- информационно-развивающий (знакомство с сущности законов наследования
признаков у человека)
- частично-поисковый (выявление основных правил наследования признаков);
- коллективное обсуждение (анализ процесса передачи признаков потомкам); -
элементы информационно–компьютерных технологий, проблемного обучения,
коллективного обсуждения.
Оснащение занятия:
Дидактический обучающий материал -
1.
Теоретическая информация по вопросам занятия.
2.
Мультимедийный материал по изучаемой теме (презентация 60 слайдов)
5
Контролирующий материал -
1.Вопросы для фронтального и индивидуального опроса;
•
Аллельные гены – это …
•
Виды взаимодействия аллельных генов
•
Виды взаимодействия неаллельных генов
•
Кодоминирование – это …
•
Виды хромосомной наследственности
•
Пенетрантность – это …
6
Стандарт по теме:
Студент должен:
знать:
- основные законы наследования признаков человека
- типы наследования признаков
уметь:
- записывать условия задач символами, принятыми при их решении
- решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание, на сцепленное
наследование, на наследование групп крови
- использовать алгоритм решения задач
- описывать генотип и фенотип
- определять типы наследования признаков
иметь навыки
Формируемые компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
7
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять
повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц.
ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую,
санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной
патологией под руководством врача.
ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка,
осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия
детям под руководством врача.
ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях,
несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.
ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин
в различные периоды жизни.
ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия
гинекологическим больным под руководством врача.
ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно
в пределах своих полномочий.
ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных
состояниях в гинекологии.
ПК 3.5. Участвовать в оказании помощи пациентам
в периоперативном периоде.
ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам
планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее
проведении.
ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на
закрепленном участке
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения
ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.
ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику
8
Основные этапы лекционного занятия:
№ по
п.
Этапы занятия
Ориентир.
время
Методические рекомендации
1
Организационная
часть, целевая
установка
2 минут
Преподаватель проверяет готовность
аудитории к занятию, внешний вид
студентов. Отмечает отсутствующих.
Тема. «Наследование признаков при
моногибридном, дигибридном и
полигибридном скрещивании.
Взаимодействие между генами.
Пенетрантность и экспрессивность
генов».
Цели: см. выше План:
1.
Понятие наследственности
2.
Свойства генов
3.
Аллельные и неаллельные гены
4.
Виды взаимодействия генов
5.
Генетика пола
6.
половые хромосомы и аутосомы
7.
Виды наследственности
8.
Типы наследования
менделирующих признаков
9.
Решение задач на «скрещивание»
2
Мотивация изучения
темы
3 минут
Преподаватель отмечает значимость
темы для изучения.
3
Изложение нового
материала
65 минут
Изложение материала сопровождается
презентацией в соответствии с планом
4
Обобщение
и
систематизация
изученного материала
10 минут
Выводы по основным вопросам темы,
закрепление полученных знаний
путем ответа на вопросы
5
Итоговая часть занятия
5 минут
Подведение итогов занятия,
выставление оценок с комментариями
(по результатам опроса)
6
Сообщение домашнего
5 минут
Самостоятельная работа:
9
задания
1.
Нарисовать схему и таблицу
моногибридного скрещивания
2.
Нарисовать схему и таблицу
дигибридного скрещивания
3.
Выполнение индивидуального
задания на решение задач
Литература:
Генетика человека с основами
медицинской генетики [Электронный
ресурс]: учебник / Е. К. Хандогина, И.
Д. Терехова, С. С. Жилина, М. Е.
Майорова, В. В. Шахтарин - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М. : ГЭОТАРМедиа,
2014
Итог
90 минут
Основная часть
Конспект лекции
План
•
Понятие наследственности
•
Аллельные гены
•
Генетика пола
•
Виды наследственности
•
Взаимодействие генов
•
Наследственность – свойство организмов обеспечивать материальную и
функциональную преемственность между поколениями.
•
Процесс передачи наследственной информации от одного поколения
организмов другому называется наследованием.
Вспомним
В основе наследования лежит способность ДНК
хромосом к репликации. Дочерние хромосомы при этом
во время клеточного деления равномерно распределяются
между дочерними клетками. В хромосомах локализованы
10
гены, кодирующие все белки организма; белки же определяют развитие
признаков.
Совокупность
наследственных
задатков
(генов)
называется
генотипом.
Совокупность
всех
признаков
и
свойств
организма
называется фенотипом.
В
хромосомах
локализованы
гены, кодирующие все белки
организма; белки же определяют развитие признаков.
Совокупность наследственных задатков (генов) называется
генотипом.
Совокупность всех признаков и свойств организма называется фенотипом.
Ген
(-ы) (греч.
genos
род, рождение, происхождение) - структурная и
функциональная
единица
наследственности,
контролирующая
образование
какоголибо
признака,
представляющая
собой
отрезок
молекулы
дезоксирибонуклеиновой кислоты.
В настоящее время выделяют три типа генов:
гены, кодирующие белки
, которые транскрибируются (переносятся) в
РНК и затем транслируются (считываются) в белки, используя РНК как матрицу;
гены, кодирующие РНК;
гены-регуляторы
- ген, кодирующий регуляторный белок активирующий
или подавляющий транскрипцию других генов.
СТРУКТУРА ГЕНА
У эукариот
•
кодирующие участки гена — экзоны— чередуются с некодирующими
вставками — интронами
•
промотор
— последовательность
ДНК
длиной
до
80-100
пар
нуклеотидов, которую узнает молекула фермента РНК-полимеразы и соединяется с
ней, чтобы начать транскрипцию данного гена.
11
Свойства генов
1)
ген дискретен в своем действии, т.е. обособлен в своей активности от
другихгенов;
2)
ген специфичен
в
своем
проявлении,
т.
е.
отвечает
за
строго
определенныйпризнак или свойство организма;
3)
ген
может
действовать
градуально,
т.
е.
усиливать
степень
проявленияпризнака при увеличении числа доминантных аллелей (дозы гена);
4)
один
ген
может
влиять
на
развитие
разных
признаков
—
это
множественное, или плейотропное, действие гена;
5)
разные гены могут оказывать одинаковое действие на развитие одного и
того же признака (часто количественных признаков) — это множественные гены,
или полигены;
6)
ген может взаимодействовать с другими генами, что приводит к
появлению новых признаков. Такое взаимодействие осуществляется опосредованно
— через синтезированные под их контролем продукты своих реакций;
7)
действие
гена
может
быть
модифицировано
изменением
его
местонахождения
в
хромосоме
(эффект
положения)
или
взаимодействием
различных факторов.
Аллельные гены
12
Гены, определяющие альтернативное развитие одного и
того же признака и расположенные в идентичных участках
гомологических хромосом, называют аллейными генами
или
аллеями.
Любой диплоидный организм, будь то растение, животное
или человек, содержит в каждой клетке два аллеля любого гена.
Исключение составляют половые клетки – гаметы.
Гомозигота
— организм, имеющий аллельные гены одной молекулярной
формы.
Гетерозигота — организм, имеющий аллельные гены разной молекулярной
формы; в этом случае один из генов является доминантным, другой — рецессивным.
Рецессивный ген
— аллель, определяющий развитие признака только в
гомозиготном состоянии; такой признак будет называться рецессивным.
Доминантный ген — аллель, определяющий развитие признака не только в
гомозиготном, но и в гетерозиготном состоянии; такой признак будет называться
доминантным.
Взаимодействие генов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ
Полное доминирование — это вид взаимодействия аллельных генов, при
котором фенотип гетерозигот не отличается от фенотипа гомозигот по доминанте,
то есть в фенотипе гетерозигот присутствует продукт доминантного гена.
Неполное доминирование
— фенотип гетерозигот отличается как от
фенотипа гомозигот по доминанте, так и от фенотипа гомозигот по рецессиву и
имеет среднее (промежуточное) значение между ними
13
Кодоминирование — вид взаимодействия аллельных генов, при котором
фенотип гетерозигот отличается как от фенотипа гомозигот по доминанте, так и от
фенотипа гомозигот по рецессиву, и в фенотипе гетерозигот присутствуют
продукты обоих генов.
Аллельным исключением называется отсутствие или инактивация одного из
пары генов; в этом случае в фенотипе присутствует продукт другого гена.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ
Комплементарность — вид взаимодействия неаллельных генов, при котором
признак
формируется
в
результате
суммарного
сочетания
продуктов
их
доминантных аллелей (цвет волос).
Эпистаз — вид взаимодействия неаллельных генов, при котором одна пара
генов подавляет (не дает проявиться в фенотипе) другую пару генов.
Полимерия — Это вид взаимодействия двух и более пар неаллельных генов,
доминантные аллели которых однозначно влияют на развитие одного и того же
признака.
Полимерное
действие
генов
может
быть
кумулятивным
и
некумулятивным.
Организация генетического материала
•Хромосомы ядра диплоидной клетки парные.
Каждая пара образована хромосомами, имеющими
одинаковый размер, форму, положение первичной
и
вторичной
перетяжек.
Такие
хромосомы
называют гомологичными.
У человека 22 пары гомологичных (одинаковых)
хромосом и 1 пара половых.
ГЕНЕТИКА ПОЛА
14
Пол–
этосовокупность
морфологических,
физиологических,
биохимических
и
других
признаков
организма,
обусловливающих
воспроизведение
себе
подобного.
Как рассчитать пол ребенка Условия для такой
задачи:
1.
Известно, что оплодотворение возможно только в течение 24 часов
после овуляции. Именно сутки яйцеклетка способна принимать сперматозоид.
2.
Также
известно,
что
сперматозоиды,
несущие
Х
хромосому
двигаются медленнее сперматозоидов, несущих Y хромосому
3.
Сперматозоиды, несущие Х хромосому живут до 72 часов
4.
Сперматозоиды, несущие Y хромосому живут до 24 часов
5.
Зная эти исходные данные можно предложить решение этой задачи:
•
Если
желаемый
пол
ребенка
женский:
половой
контакт
должен
происходить не позже, чем за 3-2 суток до предполагаемой овуляции.
•
Если
желаемый
пол
ребенка
мужской:
половой
контакт
должен
происходить не ранее, чем за 1 сутки до овуляции или сразу во время овуляции.
В процессе эмбриогенеза формирование наружных и внутренних половых
органов контролируется наличием Y хромосомы. С 9 по 12 неделю развития
эмбриона происходит дифференцировка половых признаков по мужскому и
женскому типу.
Первоначально у обоих полов происходит закладка первичных гонад.
Если у эмбриона есть Y хромосома, то формируются яички.
Если же Y хромосома отсутствует – развиваются яичники.
Половые хромосомы: X и Y
Y-хромосома
•
Меньше размером, чем Х-хромосома
•
Содержит меньшее количество генов
15
•
Известны несколько признаков, гены которых только в Y-хромосомах и
передаются от отца всем сыновьям, внукам и т.д.
•
Х -Хромосома связана с больше чем 300 болезнями (дальтонизм, аутизм,
гемофилия, умственное развитие, мускульная дистрофия).
•
Х-хромосомы могут затрагивать мужчин, т.к. они не имеют другой Х
хромосомы, чтобы дать компенсацию за ошибки.
ВИДЫ НАСЛЕДОВАНИЯ
Генетика человека опирается па общие принципы, полученные первоначально
в
исследованиях
на
растениях
и
животных.
Как
и
у
них,
у
человека
имеютсяменделирующие,
т.е.
наследуемые
по
законам,
установленным
Г.
Менделем, признаки. Для человека, как и для других эукариот, характерны всетипы
наследования: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, сцепленный с
полом, за счет взаимодействия неаллельных генов.
16
Аутосомно-доминантный тип наследования
Признак проявляется в каждом
поколении и не зависит от пола
По
генотипу
гомозиготы
АА
и
гетерозиготы Аа
брахидактилия
В настоящее время описано около 3000 аутосомно-доминантных признаков:
полидактилия, брахидактилия, синдактилия, раннее облысение, веснушки, белый
локон, способность свертывать язык в трубочку и др.
Аутосомно-рецессивный тип
наследования
По генотипу гомозиготыаа
По аутосомно-рецессивному типу наследуются
17
глухота, немота, альбинизм, кариес зубов, сахарный диабет, рыжие волосы,
леворукость, и другие признаки
Признак проявляется через поколение, особенно при близкородственных
браках и не зависит от пола
Наследование признаков, сцепленных с полом
Признаки, гены которых локализованы в половых хромосомах, называются
признаками, сцепленными с полом.
Если признак связан с Х-хромосомой, то у гетерозиготного пола (мужчин)
он будет проявляться даже в рецессивном состоянии.
d
D
D
d
d
d
Х Y X Y X Х ХХ
Доминантный
Рецессивный
1. Нормальная свертываемость крови
Гемофилия
2. Нормальное зрение
Дальтонизм, протанопия
3. Нормальное образование антител
Агаммоглобулинемия
4. Нормальная функция гипофиза
Несахарный диабет
5. Отсутствие резцов челюсти
Нормальное развитие челюсти
6. Темная эмаль зубов
Нормальный цвет зубов
7. Нормальное развитие зрительного
нерва
Атрофия зрительного нерва
8. Нормальное умственное развитие
Синдром
умственной
(с.Мартина-Белл)
отсталост
и
9. Хорошее зрение в сумерках
Гемералопия (куриная слепота)
10. Нормальное развитие зубной
эмали
Андренознаяэктодериальная дисплазия
11.
Гипоплазия
эмали (тонкая,
зернистая)
Нормальная эмаль зубов
12. Нормальное развитие мышечной
ткани
Мышечная дистрофия Дюшенна
Х-сцепленное
рецессивное
наследование
на
примере
гемофилии
(нарушение свертывания крови)
Известный всему миру пример: носитель гемофилии
королева Виктория была гетерозиготной и передала мутантный
ген
18
сыну Леопольду и двум дочерям. Эта болезнь проникла в ряд королевских домов
Европы и попала в Россию.
Сцепленный с полом тип наследования (наследуются через Y-хромосому)
Признак
передается
от
отца
всем
сыновьям
c
C
XY XY
По мужской линии наследуются: облысение; гипертрихоз (оволосенение
козелка ушной раковины в зрелом возрасте);наличие перепонок на нижних
конечностях; ихтиоз (чешуйчатость и пятнистое утолщение кожи).
Кумулятивная полимерия ААВВ
– негр
АaВВ, ААВb – темный мулат
ААbb, aaBB, AaBb – средний
мулат Aabb, aaBb – светлый мулат
aabb – белый.
Один и
тот же
ген
может
по-
разному проявляться у разных особей.
19
•
Экспрессивность гена
– это степень фенотипической выраженности
одного и того же аллеля определённого гена у разных особей
•
Пенетрантностью
гена
называетсячастота
проявления
аллеля
определённого гена у особей данной популяции.
Наследование за счет взаимодействия неаллельных генов
Один
ген
может
влиять
на
несколько
признаков,
несколько генов участвовать в формировании одного свойства.
Кроме того, ген в любом случае задает не конкретное
проявление, а пределы, в которых может варьировать тот или
иной признак, так называемую норму реакции.
Рост у человека находится под контролем
примерно 16 генов
Пример решения задач
Аутосомное моногибридное наследование, при неполном доминировании
№ 1
У человека ген мелковьющихся волос является геном неполного доминирования
по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и
мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у
матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми
волосами? С мелковьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы
волнистые.
Решение.
Для того чтобы решить эту задачу, необходимо прежде всего
составить таблицу: «Ген – признак – генотип – фенотип», которая будет выглядеть
так, как в случае решения задач из раздела «Неполное доминирование». Обозначим,
как рекомендуется, ген неполного доминирования –
, рецессивный ген – a.
Так как каждый из генов фенотипически полностью проявляет себя лишь в
гомозиготе, запишем генотип человека с мелковьющимися волосами как
, с
прямыми волосами –аа.
Таблица 1
20
Ген
Признак
Генотип
Фенотип
Α
Мелковьющиеся волосы
Α
Α
Мелковьющиеся волосы
a
Прямые волосы
аа
Прямые волосы
Α
а
Волнистые волосы
Далее – схема скрещивания (1).
Схема 1
Р:
Прямые волосы
Волнистые волосы
аа
Α
а
G:
а
Α
а
F
1
:
Прямые волосы Волнистые волосы
аа
Α
а
И соответственно генотип гетерозиготного человека –
а. Определим его фенотип
как промежуточный между исходными фенотипами, перечисленными выше, т.е.
человек будет иметь волнистые волосы.
В случае если это покажется уместным и необходимым, можно построить
стандартную решетку Пеннета (табл. 2).
Таблица 2 аа
а
Α
а
½
Α
½
Α
а Волнистые волосы
½ а
½ ааПрямые волосы
Можно сделать такой справедливый вывод: в этой семье есть равный шанс
рождения ребенка как с волнистыми волосами, подобного отцу, так и с прямыми
волосами, похожего на мать (1:1). И фактически равна нулю вероятность появления
ребенка с мелковьющимися волосами.
Аутосомное дигибридное наследование
1. Известно, что ген шестипалости (одной из разновидностей полидактилии), как и
ген, контролирующий наличие веснушек, – доминантные гены, расположенные в
разных парах аутосом.
Женщина с нормальным количеством пальцев на руках и с веснушками на
лице вступает в брак с мужчиной, у которого также по пять пальцев на каждой руке,
но не от рождения, а после перенесенной в детстве операции по удалению шестого
пальца на каждой руке. Веснушек на лице мужчины не было от рождения, нет и в
настоящее время. В этой семье имеется единственный ребенок: пятипалый, как и
21
ааbb
Таблица 2
ааBb
½аB
½
аb
½
Αb
¼ ΑаBb
6-палый, веснушки+
¼ Αаbb
6-палый, веснушки-
½
аb
¼ ааBb
5-палый, веснушки+
¼ ааbb
5-палый, веснушки-
мать, и без веснушек, как отец. Высчитать, каков был шанс у этих родителей создать
именно такого ребенка.
Решение.
Обозначим
рассматриваемые
гены
буквами
латинского
алфавита,
составим таблицу «Ген–признак» (табл. 1) и схему скрещивания (схема 1).
Таблица 1
Схема
1
Р:
Пятипалость
Шестипалость Веснушки+
Веснушки-
ааBbΑаbb
G: аBabΑbаb
F
1
:
Пятипалость Веснушки-
%?
Α
аbb
При этом генотип мужчины (относительно количества пальцев на его руках)
должен быть записан как Аа, ибо операция по удалению лишнего пальца оказала
влияние только на внешний вид руки этого человека, но не на его генотип, в состав
которого наверняка входит ген шестипалости А–.
Появление в семье пятипалого ребенка, несомненно, свидетельствует о том,
что генотип этого мужчины гетерозиготен. Иначе у него не мог бы появиться
пятипалый потомок, который, несомненно, один ген а получил от своей матери, а
второй – от отца (не проявивший себя в фенотипе самого отца), что и позволило
ребенку стать счастливым обладателем генотипа аа,
при наличии которого у
человека непременно бывает по 5 пальцев на каждой руке.
Определить, как будут выглядеть гаметы родителей, не представляет особого
труда, что и зафиксировано, с одной стороны, в схеме скрещивания на строке G, с
другой стороны – в решетке Пеннета (табл. 2), при анализе данных которой
выясняется, что вероятность появления у этих родителей ребенка с генотипом ааbb
(пятипалого, без веснушек) была равна 25%.
22
Ген
Признак
I
А
а
Шестипалость
Пятипалость
II
B
b
Наличие веснушек(+)
Отсутствие веснушек(-)
Доминантные гены, локализованные в X-хромосоме
1. Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали, выходит замуж за
мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не
страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье
здорового мальчика? Какова вероятность появления в этой семье здоровой
девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, –
доминантный ген, локализованный в X-хромосоме.
Решение. Исходя из сказанного в начале этого раздела, заполняем таблицу
«Ген–признак» (табл. 1) и схему скрещивания (схема 1).
Таблица 1
Схема
1
Р:
Гипоплазия
Гипоплазия эмали+
эмали+
Х
А
Х
а
Х
А
Y
G: Х
А
Х
а
Х
А
Y
F
1
:
Гипоплазия Гипоплазия
эмали- эмали-
----------------------- -------------------
♀
Х
а
Х
а
%? ♂
Х
а
Y
%?
Составим решетку Пеннета (табл. 2), проанализируем ее содержание и
получим единственно верный ответ.
Таблица 2
А
Y Х
А
Х
а
А
½ Х
а
½ Х
Х
А
¼ Х
А
Х
А
¼ Х
А
Х
а
½ Х
Гипоплазия эмали+
Гипоплазия эмали+
¼ Х
А
Y
¼ Х
а
Y
½ Y
Гипоплазия эмали+
Гипоплазия эмали-
Нетрудно догадаться, что появление в этой семье первенца, здорового
мальчика (относительно рассматриваемого заболевания), имеющего генотип Х
a
Y,
говорит о том, что генотип больной матери этого ребенка был гетерозиготным, т.е.
Х
A
Х
a
, что и представлено нами как в схеме скрещивания, так и в решетке Пеннета.
23
Ген
Признак
Х
А
Гипоплазия эмали+
Х
а
Гипоплазия эмали- (т.е.норма)
При анализе данных решетки Пеннета становится ясно, что вероятность
появления здорового мальчика была равна в этой семье 25% (от всех детей).
Вероятность же появления в этой семье здоровых девочек абсолютно исключена.
Контрольно-измерительные материалы
I.
Тестовое задание.
Тип вопроса: Одиночный выбор
Вариант 1
1.
Гены различных аллельных пар и соответствующие признаки передаются потомству независимо
друг от друга, комбинируясь во всех возможных сочетаниях – эта закономерность получила
название
a)( )третий закон Г.Менделяb)( )первый закон Г.Менделя
c)( )закон Харди-Вайнбергаd)( )второй закон Г.Менделя
2.
Кроссинговером называется
a)( )сближение гомологичных хромосом
b)( )обмен участками гомологичных хромосом в мейозе
c)( )тип хромосомной перестройки
3.
Аутосома - это
a)( )половая хромосома b)( )негомологичная хромосома
c)( )неполовая хромосома d)( )гомологичная хромосома
4.
При дигибридном скрещивании дигетерозиготных особей расщепление по фенотипу будет
a)( )1 : 2 : 1 b)( )3 : 1 c)( )9 : 3 : 3 : 1 d)( )1 : 2
5.
Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление называются
a)( )гомозиготные b)( )гетерозиготные c)( )гемизиготные
6.
Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называются
a)( )Доминантными b)( )Рецессивными c)( )Аллельными
7.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по фенотипу имели расщепление
a)( )3 : 1 b)( )1 : 2 : 1 c)( )1 : 1 d)( )1 : 2
8.
Женский пол у человека определяется хромосомами
a)( )YY b)( )XY c)( )ХХ
9.
Гетерозиготными организмами называют такие, которые
a)( )несут в себе только доминантный ген
b)( )образуют несколько типов гамет
c)( )при скрещивании с себе подобными не дают расщепления
10.
Свойство родительских организмов передавать свои признаки и особенности развития
потомству называют
a)( )Наследственностью b)( )Приспособленностью
c)( )Изменчивостью d)( )Выживаемостью
24
Вариант 2
1.
Свойство родительских организмов передавать свои признаки и особенности развития
потомству называют
a)( )Наследственностью b)( )Приспособленностью
c)( )Изменчивостью d)( )Выживаемостью
2.
Аутосома – это
a)( )неполовая хромосома b)( )негомологичная хромосома
c)( )половая хромосома d)( )гомологичная хромосома
3.
Гетерозиготными организмами называют такие, которые
a)( )при скрещивании с себе подобными не дают расщепления
b)( )несут в себе только доминантный ген
c)( )образуют несколько типов гамет
4.
Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление называются
a)( )гемизиготные b)( )гетерозиготные c)( )гомозиготные
5.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по генотипу имели расщепление
a)( )1 : 2 b)( )1 : 1 c)( )1 : 2 : 1 d)( )3 : 1
6.
При скрещивании двух гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга одной парой
альтернативных признаков, в потомстве происходит расщепление в отношении 3 : 1 по
фенотипу и 1 : 2 : 1 по генотипу
a)( )первый закон Г.Менделяb)( )закон Харди-Вайнберга
c)( )третий закон Г.Менделяd)( )второй закон Г.Менделя
7.
Женский пол у человека определяется хромосомами
a)( )XY b)( )YY c)( )ХХ
8.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по фенотипу имели расщепление
a)( )1 : 2 : 1 b)( )3 : 1 c)( )1 : 2 d)( )1 : 1
9.
Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называются
a)( )Рецессивными b)( )Аллельными c)( )Доминантными
10.
Наследственность – это свойство организмов
a)( )Приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития
b)( )Взаимодействовать со средой обитания
c)( )Передавать свои признаки и особенности развития потомству
d)( )Реагировать на изменение окружающей среды
Вариант 3
1.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по генотипу имели расщепление
a)( )1 : 2 b)( )1 : 2 : 1 c)( )3 : 1 d)( )1 : 1
2.
Мужской пол у человека определяется хромосомами
a)( )XY b)( )YY c)( )XX
25
3.
Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление называются
a)( )гетерозиготные b)( )гемизиготные c)( )гомозиготные
4.
Гетерозиготными организмами называют такие, которые
a)( )несут в себе только доминантный ген
b)( )образуют несколько типов гамет
c)( )при скрещивании с себе подобными не дают расщепления
5.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по фенотипу имели расщепление
a)( )1 : 2 : 1 b)( )1 : 1 c)( )3 : 1 d)( )1 : 2
6.
При скрещивании двух гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга одной парой
альтернативных признаков, в потомстве происходит расщепление в отношении 3 : 1 по
фенотипу и 1 : 2 : 1 по генотипу
a)( )третий закон Г.Менделяb)( )закон Харди-Вайнберга
c)( )второй закон Г.Менделяd)( )первый закон Г.Менделя
7.
Проявление у гетерозиготного организма одного из аллелей называется
a)( )гомологией b)( )рецесированием
c)( )дрейфом генов d)( )доминированием
8.
Свойство родительских организмов передавать свои признаки и особенности развития
потомству называют
a)( )Приспособленностью b)( )Наследственностью
c)( )Выживаемостью d)( )Изменчивостью
9.
Гомозиготными организмами называются такие, которые
a)( )несут в себе только доминантный, либо только рецессивный ген
b)( )образуют несколько сортов гамет
c)( )при скрещивании с себе подобными дают расщепления
10.
Кроссинговером называется
a)( )сближение гомологичных хромосом
b)( )обмен участками гомологичных хромосом в мейозе
c)( )тип хромосомной перестройки
Вариант 4
1.
Женский пол у человека определяется хромосомами
a)( )XY b)( )YY c)( )ХХ
2.
Кроссинговером называется
a)( )обмен участками гомологичных хромосом в мейозе
b)( )тип хромосомной перестройки
c)( )сближение гомологичных хромосом
3.
При моногибридном скрещивании, гибриды I поколения по фенотипу имели расщепление
a)( )1 : 2 : 1 b)( )1 : 1 c)( )1 : 2 d)( )3 : 1
4.
Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков называются
a)( )Рецессивными b)( )Аллельными c)( )Доминантными
26
5.
Гены различных аллельных пар и соответствующие признаки передаются потомству
независимо друг от друга, комбинируясь во всех возможных сочетаниях – эта закономерность
получила название
a)( )первый закон Г.Менделяb)( )закон Харди-Вайнберга
c)( )второй закон Г.Менделяd)( )третий закон Г.Менделя
6.
При дигибридном скрещивании дигетерозиготных особей расщепление по фенотипу будет
a)( )1 : 2 b)( )3 : 1 c)( )1 : 2 : 1 d)( )9 : 3 : 3 : 1
7.
Гетерозиготными организмами называют такие, которые
a)( )несут в себе только доминантный ген
b)( )образуют несколько типов гамет
c)( )при скрещивании с себе подобными не дают расщепления
8.
Кариотип – это
a)( )совокупность всех внешних признаков организма
b)( )совокупность всех внутренних признаков организма
c)( )совокупность всех наследственных задатков его клеток, заключенных в хромосомном наборе
d)( )совокупность внешних и внутренних признаков
9.
Свойство родительских организмов передавать свои признаки и особенности развития
потомству называют
a)( )Изменчивостью b)( )Приспособленностью
c)( )Выживаемостью d)( )Наследственностью
10.
Проявление у гетерозиготного организма одного из аллелей называется
a)( )гомологией b)( )рецесированием
c)( )доминированием d)( )дрейфом генов
Вариант 5
1.
Гетерозиготными организмами называют такие, которые
a)( )при скрещивании с себе подобными не дают расщепления
b)( )несут в себе только доминантный ген
c)( )образуют несколько типов гамет
2.
Свойство родительских организмов передавать свои признаки и особенности развития
потомству называют
a)( )Наследственностью b)( )Выживаемостью
c)( )Приспособленностью d)( )Изменчивостью
3.
Единообразие первого поколения по генотипу и доминирование одного признака над другим –
это закономерность получила название:
a)( )второй закон Г.Менделяb)( )закон Харди-Вайнберга
c)( )третий закон Г.Менделяd)( )первый закон Г.Менделя
4.
Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков называются
27
a)( )Рецессивными b)( )Доминантными c)( )Аллельными
5.
Кроссинговером называется
a)( )сближение гомологичных хромосом
b)( )обмен участками гомологичных хромосом в мейозе
c)( )тип хромосомной перестройки
6.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по генотипу имели расщепление
a)( )1 : 2 b)( )1 : 2 : 1 c)( )1 : 1 d)( )3 : 1
7.
Женский пол у человека определяется хромосомами
a)( )XY b)( )YY c)( )ХХ
8.
Проявление у гетерозиготного организма одного из аллелей называется
a)( )гомологией b)( )дрейфом генов
c)( )рецесированиемd)( )доминированием
9.
Аутосома - это
a)( )гомологичная хромосома b)( )половая хромосома
c)( )негомологичная хромосома d)( )неполовая хромосома
10.
При дигибридном скрещивании дигетерозиготных особей расщепление по фенотипу будет
a)( )9 : 3 : 3 : 1 b)( )3 : 1 c)( )1 : 2 : 1 d)( )1 : 2
Вариант 6
1.
Гомозиготными организмами называются такие, которые
a)( )образуют несколько сортов гамет
b)( )несут в себе только доминантный, либо только рецессивный ген
c)( )при скрещивании с себе подобными дают расщепления
2.
Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называются
a)( )Аллельными b)( )Рецессивными c)( )Доминантными
3.
Мужской пол у человека определяется хромосомами
a)( )XX b)( )YY c)( )XY
4.
Гетерозиготными организмами называют такие, которые
a)( )несут в себе только доминантный ген
b)( )образуют несколько типов гамет
c)( )при скрещивании с себе подобными не дают расщепления
5.
Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление называются
a)( )гемизиготные b)( )гетерозиготные c)( )гомозиготные
6.
Кроссинговером называется
a)( )обмен участками гомологичных хромосом в мейозе
b)( )тип хромосомной перестройки
c)( )сближение гомологичных хромосом
28
7.
При дигибридном скрещивании дигетерозиготных особей расщепление по фенотипу будет
a)( )9 : 3 : 3 : 1 b)( )3 : 1 c)( )1 : 2 : 1 d)( )1 : 2
8.
Наследственность – это свойство организмов
a)( )Приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития
b)( )Передавать свои признаки и особенности развития потомству
c)( )Взаимодействовать со средой обитания
d)( )Реагировать на изменение окружающей среды
9.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по фенотипу имели расщепление
a)( )1 : 2 : 1 b)( )1 : 1 c)( )1 : 2 d)( )3 : 1
10.
Единообразие первого поколения по генотипу и доминирование одного признака над другим
– это закономерность получила название:
a)( )третий закон Г.Менделяb)( )первый закон Г.Менделя
c)( )закон Харди-Вайнбергаd)( )второй закон Г.Менделя
Вариант 7
1.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по генотипу имели расщепление
a)( )1 : 1 b)( )3 : 1 c)( )1 : 2 : 1 d)( )1 : 2
2.
Аутосома - это
a)( )гомологичная хромосома b)( )неполовая хромосома
c)( )негомологичная хромосома d)( )половая хромосома
3.
Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называются
a)( )Рецессивными b)( )Доминантными c)( )Аллельными
4.
Кариотип – это
a)( )совокупность всех внутренних признаков организма
b)( )совокупность внешних и внутренних признаков
c)( )совокупность всех наследственных задатков его клеток, заключенных в хромосомном наборе
d)( )совокупность всех внешних признаков организма
5.
Гены различных аллельных пар и соответствующие признаки передаются потомству
независимо друг от друга, комбинируясь во всех возможных сочетаниях – эта закономерность
получила название
a)( )второй закон Г.Менделяb)( )третий закон Г.Менделя
c)( )закон Харди-Вайнбергаd)( )первый закон Г.Менделя
6.
Проявление у гетерозиготного организма одного из аллелей называется
a)( )доминированием b)( )рецесированием
c)( )гомологией d)( )дрейфом генов
7.
Женский пол у человека определяется хромосомами
a)( )YY b)( )XY c)( )ХХ
29
8.
При дигибридном скрещивании дигетерозиготных особей расщепление по фенотипу будет
a)( )9 : 3 : 3 : 1 b)( )3 : 1 c)( )1 : 2 : 1 d)( )1 : 2
9.
Кроссинговером называется
a)( )обмен участками гомологичных хромосом в мейозе
b)( )тип хромосомной перестройки
c)( )сближение гомологичных хромосом
10.
Наследственность – это свойство организмов
a)( )Взаимодействовать со средой обитания
b)( )Приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития
c)( )Реагировать на изменение окружающей среды
d)( )Передавать свои признаки и особенности развития потомству
Вариант 8
1.
Свойство родительских организмов передавать свои признаки и особенности развития
потомству называют
a)( )Приспособленностью b)( )Наследственностью
c)( )Выживаемостью d)( )Изменчивостью
2.
Мужской пол у человека определяется хромосомами
a)( )XY b)( )YY c)( )XX
3.
Гетерозиготными организмами называют такие, которые
a)( )несут в себе только доминантный ген
b)( )при скрещивании с себе подобными не дают расщепления
c)( )образуют несколько типов гамет
4.
Гомозиготными организмами называются такие, которые
a)( )при скрещивании с себе подобными дают расщепления
b)( )несут в себе только доминантный, либо только рецессивный ген
c)( )образуют несколько сортов гамет
5.
Кроссинговером называется
a)( )сближение гомологичных хромосом
b)( )обмен участками гомологичных хромосом в мейозе
c)( )тип хромосомной перестройки
6.
Гены различных аллельных пар и соответствующие признаки передаются потомству
независимо друг от друга, комбинируясь во всех возможных сочетаниях – эта закономерность
получила название
a)( )первый закон Г.Менделяb)( )закон Харди-Вайнберга
c)( )третий закон Г.Менделяd)( )второй закон Г.Менделя
7.
При дигибридном скрещивании дигетерозиготных особей расщепление по фенотипу будет
a)( )3 : 1 b)( )1 : 2 c)( )1 : 2 : 1 d)( )9 : 3 : 3 : 1
8.
Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление называются
30
a)( )гетерозиготные b)( )гомозиготные c)( )гемизиготные
9.
Проявление у гетерозиготного организма одного из аллелей называется
a)( )доминированием b)( )рецесированием
c)( )гомологией d)( )дрейфом генов
10.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по фенотипу имели расщепление
a)( )3 : 1 b)( )1 : 2 : 1 c)( )1 : 2 d)( )1 : 1
Вариант 9
1.
Кариотип – это
a)( )совокупность всех внешних признаков организма
b)( )совокупность всех наследственных задатков его клеток, заключенных в хромосомном наборе
c)( )совокупность всех внутренних признаков организма
d)( )совокупность внешних и внутренних признаков
2.
Гены различных аллельных пар и соответствующие признаки передаются потомству
независимо друг от друга, комбинируясь во всех возможных сочетаниях – эта закономерность
получила название
a)( )второй закон Г.Менделяb)( )закон Харди-Вайнберга
c)( )третий закон Г.Менделяd)( )первый закон Г.Менделя
3.
Наследственность – это свойство организмов
a)( )Приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития
b)( )Передавать свои признаки и особенности развития потомству
c)( )Взаимодействовать со средой обитания
d)( )Реагировать на изменение окружающей среды
4.
Гетерозиготными организмами называют такие, которые
a)( )образуют несколько типов гамет
b)( )несут в себе только доминантный ген
c)( )при скрещивании с себе подобными не дают расщепления
5.
Свойство родительских организмов передавать свои признаки и особенности развития
потомству называют
a)( )Изменчивостью b)( )Приспособленностью
c)( )Выживаемостью d)( )Наследственностью
6.
Проявление у гетерозиготного организма одного из аллелей называется
a)( )гомологией b)( )дрейфом генов
c)( )рецесированиемd)( )доминированием
7.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по генотипу имели расщепление
a)( )1 : 2 : 1 b)( )1 : 2 c)( )1 : 1 d)( )3 : 1
8.
Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление называются
a)( )гемизиготные b)( )гетерозиготные c)( )гомозиготные
31
9.
Женский пол у человека определяется хромосомами
a)( )XY b)( )YY c)( )ХХ
10.
При дигибридном скрещивании дигетерозиготных особей расщепление по фенотипу будет
a)( )1 : 2 b)( )9 : 3 : 3 : 1 c)( )1 : 2 : 1 d)( )3 : 1
Вариант 10
1.
При скрещивании двух гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга одной парой
альтернативных признаков, в потомстве происходит расщепление в отношении 3 : 1 по
фенотипу и 1 : 2 : 1 по генотипу
a)( )второй закон Г.Менделяb)( )третий закон Г.Менделя
c)( )закон Харди-Вайнбергаd)( )первый закон Г.Менделя
2.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по фенотипу имели расщепление
a)( )3 : 1 b)( )1 : 2 : 1 c)( )1 : 2 d)( )1 : 1
3.
Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление называются
a)( )гетерозиготные b)( )гемизиготные c)( )гомозиготные
4.
Кариотип – это
a)( )совокупность всех внутренних признаков организма
b)( )совокупность всех наследственных задатков его клеток, заключенных в хромосомном наборе
c)( )совокупность всех внешних признаков организма
d)( )совокупность внешних и внутренних признаков
5.
Гетерозиготными организмами называют такие, которые
a)( )несут в себе только доминантный ген
b)( )при скрещивании с себе подобными не дают расщепления
c)( )образуют несколько типов гамет
6.
Проявление у гетерозиготного организма одного из аллелей называется
a)( )дрейфом генов b)( )рецесированием
c)( )гомологией d)( )доминированием
7.
Кроссинговером называется
a)( )обмен участками гомологичных хромосом в мейозе
b)( )сближение гомологичных хромосом
c)( )тип хромосомной перестройки
8.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по генотипу имели расщепление
a)( )1 : 2 : 1 b)( )1 : 1 c)( )1 : 2 d)( )3 : 1
9.
Женский пол у человека определяется хромосомами
a)( )YY b)( )XY c)( )ХХ
10.
Наследственность – это свойство организмов
a)( )Реагировать на изменение окружающей среды
b)( )Приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития
32
c)( )Передавать свои признаки и особенности развития потомству
d)( )Взаимодействовать со средой обитания
Вариант 11
1.
Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называются
a)( )Рецессивными b)( )Аллельными c)( )Доминантными
2.
Кариотип – это
a)( )совокупность всех внешних признаков организма
b)( )совокупность внешних и внутренних признаков
c)( )совокупность всех наследственных задатков его клеток, заключенных в хромосомном наборе
d)( )совокупность всех внутренних признаков организма
3.
При дигибридном скрещивании дигетерозиготных особей расщепление по фенотипу будет
a)( )1 : 2 : 1 b)( )9 : 3 : 3 : 1 c)( )1 : 2 d)( )3 : 1
4.
Единообразие первого поколения по генотипу и доминирование одного признака над другим –
это закономерность получила название:
a)( )первый закон Г.Менделяb)( )закон Харди-Вайнберга
c)( )третий закон Г.Менделяd)( )второй закон Г.Менделя
5.
Мужской пол у человека определяется хромосомами
a)( )YY b)( )XX c)( )XY
6.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по фенотипу имели расщепление
a)( )1 : 2 : 1 b)( )1 : 2 c)( )1 : 1 d)( )3 : 1
7.
Гетерозиготными организмами называют такие, которые
a)( )несут в себе только доминантный ген
b)( )при скрещивании с себе подобными не дают расщепления
c)( )образуют несколько типов гамет
8.
Наследственность – это свойство организмов
a)( )Взаимодействовать со средой обитания
b)( )Приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития
c)( )Реагировать на изменение окружающей среды
d)( )Передавать свои признаки и особенности развития потомству
9.
Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление называются
a)( )гетерозиготные b)( )гомозиготные c)( )гемизиготные
10.
Кроссинговером называется
a)( )тип хромосомной перестройки
b)( )обмен участками гомологичных хромосом в мейозе
c)( )сближение гомологичных хромосом
Вариант 12
33
1.
Гомозиготными организмами называются такие, которые
a)( )при скрещивании с себе подобными дают расщепления
b)( )несут в себе только доминантный, либо только рецессивный ген
c)( )образуют несколько сортов гамет
2.
Проявление у гетерозиготного организма одного из аллелей называется
a)( )доминированием b)( )дрейфом генов
c)( )рецесированиемd)( )гомологией
3.
Единообразие первого поколения по генотипу и доминирование одного признака над другим –
это закономерность получила название:
a)( )второй закон Г.Менделяb)( )первый закон Г.Менделя
c)( )закон Харди-Вайнбергаd)( )третий закон Г.Менделя
4.
Свойство родительских организмов передавать свои признаки и особенности развития
потомству называют
a)( )Изменчивостью b)( )Приспособленностью
c)( )Наследственностью d)( )Выживаемостью
5.
При моногибридном скрещивании, гибриды II поколения по фенотипу имели расщепление
a)( )1 : 1 b)( )3 : 1 c)( )1 : 2 : 1 d)( )1 : 2
6.
Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление называются
a)( )гемизиготные b)( )гетерозиготные c)( )гомозиготные
7.
Женский пол у человека определяется хромосомами
a)( )XY b)( )YY c)( )ХХ
8.
Гетерозиготными организмами называют такие, которые
a)( )несут в себе только доминантный ген
b)( )при скрещивании с себе подобными не дают расщепления
c)( )образуют несколько типов гамет
9.
Кроссинговером называется
a)( )сближение гомологичных хромосом
b)( )обмен участками гомологичных хромосом в мейозе
c)( )тип хромосомной перестройки
10.
При дигибридном скрещивании дигетерозиготных особей расщепление по фенотипу будет
a)( )1 : 2 : 1 b)( )9 : 3 : 3 : 1 c)( )3 : 1 d)( )1 : 2
Эталоны ответов на тесты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вариант 1
a
b
c
c
b
c
a
c
b
a
Вариант 2
a
a
c
b
c
d
c
b
b
c
34
Вариант 3
b
a
a
b
c
c
d
b
a
b
Вариант 4
c
a
d
b
d
d
b
c
d
c
Вариант 5
c
a
d
c
b
b
c
d
d
a
Вариант 6
b
a
c
b
b
a
a
b
d
b
Вариант 7
c
b
c
c
b
a
c
a
a
d
Вариант 8
b
a
c
b
b
c
d
a
a
a
Вариант 9
b
c
b
a
d
d
a
b
c
b
Вариант 10
a
a
a
b
c
d
a
a
c
c
Вариант 11
b
c
b
a
c
d
c
d
a
b
Вариант 12
b
a
b
c
b
b
c
c
b
b
Критерии оценки
Количество правильных
ответов
процент
оценка
10
90%
отлично
9
80%
хорошо
8-7
70%
удовлетворительно
6 и меньше
<70%
неудовлетворительно
Самостоятельная работа
по теме включает:
•
Нарисовать схему и таблицу моногибридного скрещивания
•
Нарисовать схему и таблицу дигибридного скрещивания
•
Выполнение индивидуального задания на решение задач
Рекомендации по выполнению индивидуального самостоятельного
задания на решение задач
Примеры решения задач разбираются в лекционном материале
Пример задачи для индивидуального самостоятельного решения.
Вариант 1.
Задача. Составить схему «скрещивания»
1.
Известно,
что
катаракта
и
рыжеволосость
у
человека
контролируются
доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая
женщина, не страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину,
35
недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определить, какие дети
могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой
же фенотип, как и его жена (т.е. она рыжеволосая и не имеет катаракты).
Вариант 2.
Задача. Составить схему «скрещивания»
1.
Известно,
что
веснушки
и
рыжеволосость
у
человека
контролируются
доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. От брака
рыжеволосой женщины с веселыми веснушками на лице и черноволосого мужчины,
не имеющего веснушек, появился ребенок, генотип которого можно записать как
дигоморецессив. Определить генотипы родителей ребенка, фенотип самого потомка
и вероятность появления такого ребенка в этой семье.
Список использованной литературы.
Рекомендуемая литература:
•
Генетика человека с основами медицинской генетики [Электронный
ресурс]:
учебник / Е. К. Хандогина, И. Д. Терехова, С. С. Жилина, М. Е. Майорова, В. В.
Шахтарин - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.
Дополнительная литература:
•
Генетика человека с основами медицинской генетики: учеб.пособие для
СПО / Т.Н.Борисова, Г.И. Чуваков. – М.: Из-во Юрайт, 2016
•
Генетика
человека
с
основами
медицинской
генетики:
учебник
/
Э.Д.Рубан. –
Ростов н/Д: Феникс, 2016
•
Васильева Е.Е. Генетика человека с основами медицинской генетики.
Пособие по решению задач: Учебное пособие. – СПб.: из-во «Лань», 2016
•
Генетика человека с основами медицинской генетики: учеб. для студ.
учреждений сред. проф. учеб. заведений/ В.Н.Горбунова. - М.: Изд. центр
"Академия", 2012
•
Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник коллектив
авторов; под ред. М.М. Азовой. — Москва: КНОРУС. 2017 — 208 с.
36
•
Савостьянова Е.Б., Силаева Л.В., Савченко Е.Л. Генетика человека с
основами медицинской генетики: Методические рекомендации по выполнению
лабораторных работ по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской
генетика» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» - М., ФГБОУ ВПО
«РГУФКСМиТ». 2016
- 78 с.
37