изобразительная деятельность как средство развития восприятия
Автор: Рушечникова Оксана Анатольевна Должность: воспитатель по изодеятельности Учебное заведение: МАДОУ №228 Населённый пункт: г.Кемерово Наименование материала: методическая разработка Тема: изобразительная деятельность как средство развития восприятия Раздел: дошкольное образование
1
Кемерово 2010
2
Содержание
Введение...................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы развития восприятия у детей
дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая сущность развития восприятия ...........5
1.2. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте ...........8
1.3. Содержание и средства развития восприятия у детей дошкольного
возраста..................................................................................................... 10
Глава 2. Изобразительная деятельность как средство развития
восприятия
2.1. Реализация индивидуального подхода в организации
изобразительной деятельности дошкольников .................................... 15
2.2. Комплексное использование разных видов изобразительной
деятельности как средства развития восприятия дошкольников ………..... 19
Заключение ............................................................................................... 25
Библиографический список .................................................................... 28
Приложения .............................................................................................. 30
3
Введение
Научно-технический прогресс в нашей стране привел к появлению
большого
числа
профессий,
основным
содержанием
которых
является
восприятие, опознание зрительных образов, новых визуальных форм. Во
многих современных видах деятельности от человека требуется оперативное
и точное выполнение перцептивных, мыслительных функций и человеку
приходится работать в условиях существенно изменяющих характеристики
сенсорных и перцептивных процессов (зрительное восприятие в условиях
невесомости и пр.); в условиях информационной перегрузки, требующих
быстрого обнаружения сигналов, их точного различения и опознания.
Кроме этого сенсорное воспитание в нашей стране рассматривается как
основа
умственного,
эстетического,
физического,
трудового
воспитания
ребенка, важной составляющей которого является развитие восприятия [2]. И
оно тесно взаимосвязано с развитием разных видов деятельности ребенка.
Одной
из
самых
интересных
для
детей
дошкольного
возраста
и
благоприятных
для
сенсорного
развития
является
изобразительная
деятельность.
Изобразительная
деятельность
–
это
не
только
одна
из
радостей,
которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка,
это
самое
первое
и
доступное
средство
выражения
своих
мыслей,
переживаний.
Прежде чем образы предметов и явлений окружающего мира появятся
на
бумаге,
эти
образы
складываются
в
сознании
ребёнка
в
процессе
восприятия
предметов - дети тщательно обследуют предметы, используя
самые
различные
анализаторы.
При
этом
овладевают
способами
обследования,
умением
выделять
качества
и
характерные
свойства
предметов:
форму,
величину,
пропорции,
их
цвета,
характерные
детали.
Овладение умением изображать невозможно без активизации восприятия и
других познавательных процессов. Вместе с тем и сами познавательные
процессы развиваются в этом виде деятельности, поднимая её на новый
уровень.
Без активизации психических процессов изобразительная деятельность
невозможна. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в этом
виде деятельности, поднимая её на новый уровень.
Проблема развития восприятия уже достаточно изучена. Ей занимались
выдающиеся
педагоги.
Исследования
Советских
ученых
-
Л.А.Венгер,
А.В.Запорожец, В.П.Зинченко и др., раскрывают психологический механизм
формирования
восприятия
у
дошкольников.
Суть
его
вкратце
такова:
соотношение видимых свойств предмета с имеющимися знаниями, опытом
обеспечивает построение образов восприятия. Полнота и точность их зависят
от
владения
системой
эталонов,
необходимых
для
обследования
данного
содержания,
и
от
уровня
владения
операциями
по
соотнесению
их
со
свойствами предмета.
4
Р.Г.Казаковой и Н.П.Сакулиной было изучено организованное развитие
восприятия предмета или явления природы на занятиях по изобразительной
деятельности.
В
результате
которого
те
действия
,
которые
ребёнок
использует
при
обследовании
предмета,
он
затем
воспроизводит
самостоятельно в рисовании.
Но
на
сегодняшний
день
все-таки
даже
опытными
педагогами
недооценивается значение изобразительной деятельности в развитии детей
дошкольного возраста. Воспитатели в дошкольных учреждениях излишне
увлекаются
различными
формами
обучения,
в
которых,
как
правило,
используются
школьные
технологии,
забывая
про
развивающий
эффект
изобразительной
деятельности.
И
не
достаточно
используют
этот
вид
деятельности как средство развития ребёнка.
5
Глава 1 . Теоретические основы развития восприятия у
детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая сущность развития
восприятия
Проблема развития восприятия рассматривается в психологических,
педагогических и физиологических исследованиях.
В
психологической
литературе
раскрываются
определение,
виды,
свойства восприятия.
Физиологиче ские
исследования
направлены
на
и зу ч е н и е
физиологических механизмов осуществления разных видов восприятия.
В педагогической литературе предлагаются разные методы, средства
развития восприятия, условия организации этого процесса.
Разные аспекты проблемы развития восприятия исследуются в трудах
отечественных
псаихологов:
А.А.Люблинской,
А.В .З апорожца ,
А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера, Л.И.Божовича, Л.С.Выгодского,
М.И.Лисиной, С.Л.Рубинштейна и др.
В словаре « Семейное воспитание » под редакцией М.И.Кондаковой
предлагается следующее определение восприятия : восприятие - отражение в
сознании внешних свойств предметов и явлений ( цвета, формы, величины,
веса и т.п. ). В результате отражения свойств возникают целостные образы
предметов,
в
которых
свойства
выступают
в
их
взаимосвязях
и
взаимоотношениях [12].
В
учебнике
по
психологии
под
редакцией
Е.Е.Даниловой,
И.В.Дубровиной рассматривается процесс восприятия как отражение
окружающего мира в целом [3].
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним
человек получает через восприятия. В реальной жизни мы видим не просто
пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем
запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электрической лампы,
слышим
мелодии
музыкального
инструмента
или
голос
человека
и
пр.
Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих
рядом
свойств.
При
восприятии
человек
познает
не
отдельные
свойства
предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом [3].
В учебнике по психологии Л.Г.Маклакова восприятие характеризуется
как сложный, единый процесс и описывается следующим образом.
Восприятие включает в себя ощущения и основывается на них. При
этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений [9].
Было
бы
ошибочным
полагать,
что
процесс
(
от
относительно
простых
ощущений
-
к
сложному
образу
восприятия
)
является
простым
суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие целых
предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе
6
восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что
воспринимается,
т.е.
в
процесс
восприятия
включаются
психические
процессы
еще
более
высокого
уровня,
такие
как
память
и
мышление.
Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека
[9].
Физиологические основы восприятия описываются в исследованиях
И.П.Павлова и И.М.Сеченова. В учебнике Л.Г.Маклакова дана следующая их
трактовка.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие
в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под
действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств,
возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в
нервные
центры
и
в
кору
головного
мозга.
Здесь
оно
поступает
в
проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы
центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В
зависимости
от
того,
с
каким
органом
связана
проекционная
зона,
формируется определенная сенсорная информация [9].
Физиологические
механизмы
восприятия
включаются
в
процессе
формирования целостного образа, когда возбуждение от проекционных зон
передается в интегративные (перцептивные) зоны коры головного мозга, где
и происходит завершение формирования образов явлений реального мира [9].
Опираясь
на
современную
психологическую
литературу,
можно
выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной
из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в
анализаторах, участвующих в восприятии [9].
В
соответствии
с
тем,
какой
анализатор
играет
в
восприятии
преобладающую
роль,
различают
зрительное,
слуховое,
осязательное,
кинестетическое,
обонятельное
и
вкусовое
восприятие.
Различные
виды
восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и
в результате возникают сложные виды восприятия [9].
Основой
другого
типа
классификаций
типов
восприятия
являются
формы
существования
материи:
пространство,
время
и
движение.
В
соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства,
восприятие времени и восприятие движения [9].
Изложенное выше позволяет сделать следующее заключение:
- восприятие - это весьма сложный, но вместе с тем - единый процесс,
направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас
-
восприятие
является
высшей
формой
аналитико-синтетической
деятельности мозга.
1.2. Особенности развития восприятия в дошкольном
возрасте
7
Раскрыв
сущность
восприятия,
более
подробно
остановимся
на
особенностях развития восприятия в дошкольном возрасте.
Отличается ли восприятие ребенка от восприятия взрослого, и в чем его
отличие?
Чтобы
ответить
на
этот
вопрос
мы
обратились
к
учебнику
А.Г.Маклакова. Он описывает особенности детского восприятия в сравнении
с взрослым человеком.
Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при
оценке
пространственных
свойств
предметов.
Еще
большую
трудность
представляет для детей восприятие времени. Ребенку дошкольнику очень
трудно овладеть такими понятиями, как « завтра », « вчера », « раньше », «
позже » [9]. Определенные затруднения возникают у детей при восприятии
изображений предметов. Почему же это происходит?
Чтобы
разобраться
в
причинах
отличий
детского
восприятия
мы
обратились к литературе по дошкольной психологии.
Восприятие не является врожденной характеристикой. Развиваясь в
течении
дошкольного
возраста,
восприятие
превращается
в
особую
познавательную
деятельность,
имеющую
свои
цели,
задачи,
средства
и
способы осуществления. Главными линиями развития которого выступают:
освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских
действий и освоение сенсорных эталонов [4].
В
раннем
детстве
восприятие
признаков
объекта
возникает
при
выполнении
предметной
деятельности.
У
младшего
дошкольника
обследование
предметов
подчиняется
преимущественно
игровым
целям.
Исследование З.М.Богусловской показало, что на протяжении дошкольного
в о з р а с т а
и г р о в о е
м а н и п ул и р о в а н и е
с м е н я е т с я
с о б с т в е н н о
обследовательскими
действиями
с
предметом
и
превращается
в
целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их
подвижности
друг
с
другом.
К
старшему
дошкольному
возрасту
о б с л е д о в а н и е
п р и о б р е т а е т
х а р а к т е р
э к с п е р и м е н т и р о в а н и я ,
обследовательских действий, последовательность которых определяется не
внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной
задачей [13].
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет
выступает тот факт, что зрительное восприятие становится одним из ведущих
[13].
В развитии восприятия у дошкольника важную роль так же играет связь
восприятия с мышлением и речью [13].
Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит
путем
их
моделирования,
замещения
идеальными
представлениями
-
сенсорными эталонами. В ходе обследовательской деятельности происходит
как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык,
каковыми являются системы сенсорных эталонов [13].
Сенсорные
эталоны
-
термин,
предложенный
А.В.Запорожцем
при
разработке им теории развития восприятия, формирования перцептивных
8
действий.
Сенсорные
эталоны
-
выделенные
человечеством
в
процессе
общественно-исторической
практики
системы
чувственных
качеств
предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются
в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств [11].
Восприятие, становясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным
процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и
средств,
позволяет
глубже
проникнуть
в
окружающее
и
познать
более
сложные
стороны
действительности.
Усложняется
восприятие
времени
и
пространства,
развивается
художественно-эстетическое
восприятие
литературных произведений, живописи, театра, музыки. Речь способствует
освоению таких сложных видов восприятия, как пространство, время [13].
На основании изученного можно сделать вывод:
-
восприятие
не
является
врожденным,
но
активно
развивается
в
течении жизни
- восприятие ребенка имеет ряд особенностей : недостаточность знаний
ребенка; небольшой его практический опыт; недостаточное умение выделить
основное
в
том,
что
воспринимается;
пропуск
многих
деталей;
ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы
устраняются,
и
к
старшему
школьному
возрасту
восприятие
ребенка
практически не отличается от восприятия взрослого.
1.3. Содержание и средства развития восприятия у
детей дошкольного возраста
Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не
так: умение воспринимать само не образуется. Одними из первых об этом
говорили
Я.Коменский,
И.Песталоцци,
Ф.Фребель.
Последний
даже
разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его
жизни [10].
Поскольку
проблемы
сенсорного
развития
в
науке
решались
по-
разному, в истории дошкольной педагогики известны различные системы,
разработанные педагогами прошлого: О.Декроли, М.Монтессори, Е.Тихеевой
и др. [2].
В Советской дошкольной педагогике была разработана принципиально
новая система сенсорного воспитания, над определением принципов, методов
и
содержания
которой
работали
ряд
исследователей:
Н.А.Ветлугина,
А.М.Леушина,
Н.П.Сакулина,
А.П.Усова
и
др.[2].
Где
само
развитие
восприятия
рассматривается
как
длительный
путь
овладения
ребенком
сенсорными действиями [2].
Прежде всего ребенок осваивает систему перцептивных действий. В
процессе индивидуального развития осваивает системы эталонов и научается
ими
пользоваться
как
мерками
качества
для
анализа
воспринимаемой
окружающей
действительности
и
для
систематизации
своего
сенсорного
опыта [2].
9
В методических рекомендациях к « Программе воспитания и обучения
в детском саду » пишется о том, что организовывать сенсорное воспитание и
руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства. В
процессе
рассматривания-обследования
детей
учат
выделять
свойства
и
качества
предметов,
постепенно
расширяя
умение
детей
видеть
большее
количество
свойств
предметов.
Однако
делать
это
нужно
не
сразу,
а
постепенно расширяя круг познаваемых объектов и их качеств. Тогда образы
восприятия,
формирующиеся
на
основе
перцептивных
действий,
станут
полнее и глубже [10].
В.В.Гербова пишет, что овладев сравнением предметов, выделением их
сходства
и
различий,
дети
постепенно
учатся
объединять
предметы
по
сходству, то есть классифицировать их [10].
Т.С.Комарова
утверждает,
что
в
процесс
восприятия
с
целью
разностороннего познания предмета следует включать движения обеих рук
по предмету и его частям. Это позволит лучше запомнить форму основной
части и более мелких частей предмета, а затем назвать их и изобразить. По
утверждению И.М.Сеченова, любое движение, прежде чем будет произведено
во внешнем плане, совершается в голове [10].
Постепенно
в
результате
воспитательно-образовательной
работы
у
детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится
основой развития всех способностей. Сенсорное воспитание имеет большое
значение для всестороннего развития детей. Н.П.Сакулина, подчеркивая роль
сенсорного воспитания в успешном осуществлении разнообразных видов
деятельности, писала, что включение сенсорных процессов в разные виды
деятельности
должно
быть
подчинено
общим
задачам
умственного
воспитания детей. Сенсорное воспитание должно широко использоваться в
эстетическом, нравственном, трудовом и физическом воспитании [10].
Работа
по
развитию
во сприятия
должна
о су щ е с т вл я т ь с я
систематически,
последовательно
и
включаться
во
все
эт апы
жизнедеятельности.
Как писала Н.К.Крупская, ребенок очень рано начинает стремиться,
самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления. И
поэтому изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей
дошкольного
возраста
[7].
На
этих
занятиях
происходит
не
простое
накопление детьми знаний, умений, навыков, а их творческое применение в
различных условиях, как на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, так и
в
самостоятельной
деятельности
[5].
А
следовательно,
и
в
сенсорном
воспитании наиболее удобным средством развития будут являться различные
виды изобразительной деятельности. Однако следует помнить: расширение
чувственного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных
психофизиологических и индивидуальных особенностей [10].
Ещё Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют
разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся
педагоги
прошлого:
Я.А.Коменский,
И.Г.Песталоцци,
Ф.Фребель,
многие
10
русские
преподаватели,
педагоги
и
психологи.
Работы
специалистов
свидетельствуют,
что
изобразительная
деятельность
отвлекает
детей
от
грустных
событий,
снимает
нервное
напряжение,
страх,
обеспечивает
положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в
педагогический процесс детского сада занятия изобразительным искусством.
Каждый ребёнок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со
стороны взрослого [6].
Е.А.Флерина
указывала:
«Детское
изобразительное
творчество
мы
понимаем
как
сознательное
отражение
ребёнком
окружающей
действительности
в
рисунке,
лепке,
аппликации,
отражение,
которое
построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а
также впечатлений , полученных им через слово, картину и другие виды
искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его
в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [14;5].
А.А.Волкова
писала:
«Воспитание
творчества
-
разностороннее
и
сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности
взрослых принимают участие ум, чувство. Эти же стороны личности мы
должны воспитывать и у ребёнка, для того чтобы успешнее развивать в нем
творчество.
Обогатить
ум
ребенка
разнообразными
представлениями
,
некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей.
Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательным - значит
сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче
воспроизводить в своём творчестве виденное ими» [1;32].
Обратимся к методическому пособию для воспитателей и педагогов под
редакцией доктора педагогических наук Т.С.Комаровой. Где она пишет о том,
что воспитатель, знакомя детей с предметами и объектами окружающего
мира, обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по
форме,
подчеркивает,
что
предметы
одинаковой
формы
изображаются
сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного из
предметов той или иной формы в рисунке, лепке или аппликации и получив
знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети
свободно переносят усвоенный способ при рисовании (лепке, аппликации) на
другие предметы сходной формы [6].
Овладение способами рисования линий разного характера позволяет
ребёнку использовать их при создании образов предметов и явлений по
своему
усмотрению.
Таким
образом,
приобретая
знания
и
умения
в
изобразительной
деятельности,
дети
получают
возможность
свободного
творческого их применения [6].
Рассмотрев
содержание
и
средства
развития
восприятия
у
детей
дошкольного
возраста,
мы
пришли
к
выводу:
восприятие
необходимо
развивать, опираясь на важнейшие положения о сущности восприятия и его
развитии у детей; наиболее удобным средством в сенсорном воспитании
будут
являться
различные
виды
изобразительной
деятельности,
которые
способствуют разностороннему развитию личности ребёнка; на занятиях по
11
изобразительной деятельности знания и представления об окружающем мире
следует формировать целенаправленно, организуя специальные наблюдения,
рассматривая
предметы
и
направляя
восприятие
ребёнка
на
свойства
и
качества объектов, включая движения обеих рук по предмету и его частям,
используя эпитеты, образные выражения.
12
Глава 2. Изобразительная деятельность как средство
развития восприятия
2.1. Реализация индивидуального подхода в организации
изобразительной деятельности дошкольников
Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых
детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в
творческой
деятельности.
Эту
индивидуальность
нужно
внимательно
изучать, не для того, чтобы унифицировать манеру изображения, но чтобы
эффективно организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у
каждого
ребенка
складывается
свой
стиль,
проявляется
собственный
творческий почерк [6].
В
чем
же
проявляются
индивидуальные
способности
детей
в
изобразительной
деятельности?
Т.С.Комарова
раскрывает
этот
вопрос
в
методическом пособии для воспитателей, где пишет, что они проявляются,
прежде всего, в характере протекания психических процессов, лежащих в
основе
творческого
труда:
восприятия,
представления,
мышления,
воображения.
Они
связаны
также
с
чертами
характера
и
темпераментом
ребёнка, склонностями и направленностью его личности [6].
Одно
из
наиболее
важных
условий
полноценного
всестороннего
развития
личности
ребёнка
-
индивидуальный
подход.
Он
должен
базироваться на знании специфических особенностей каждого малыша [6].
Как
отмечает
Н.П.Сакулина,
особенности
восприятия
основного
показателя сенсорного развития ребёнка зависят от различий в состоянии
воспринимающего
аппарата:
зрения,
слуха,
тактильных
ощущений
и
др.
Индивидуальные
различия
определяются
также
способами
восприятия,
которыми овладел ребёнок. Есть дети, которые, посмотрев на предмет, как бы
сразу
делают
с
него
снимок,
что
в
дальнейшем
помогает
им
создавать
отчетливые изображения. Другие не выносят из краткосрочного восприятия
достаточно ярких представлений и испытывают значительные затруднения
при воспроизведении объекта, поэтому приходится вторично, а иногда и
неоднократно
показывать
им
предмет,
дольше
наблюдать
с
ними
за
различными явлениями [6].
Различия в рисунках, поделках, аппликациях проявляются уже в начале
освоения
детьми
этих
видов
творческого
труда.
Все
особенности
тесно
связаны с индивидуальным сенсорным опытом малышей и сказываются на
содержании работ [6].
Особенности
подхода
ребёнка
к
изобразительному
творчеству
определяются и тем, какому содержанию он отдает предпочтение, какие
предметы стремится отразить в рисунках, лепке, аппликации [6].
По-разному
относятся
дети
и
к
передаче
в
рисунке
цвета.
Одни
проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак
предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет
13
как бы не существует ( особенно это характерно для малышей), они всё
решают одним тоном [6].
Различается
и
манера
исполнения
рисунка:
одни
дети
рисуют
достаточно крупно, создают обобщенное изображение, лишённое деталей; у
других
предметы
получаются
маленькими,
зато
прорисовываются
характерные особенности. Детали ребята также передают по-разному: одни
обозначают
их
несколькими
штрихами,
другие
стараются
тщательно
прорисовывать [6].
Индивидуальные различия между детьми обнаруживаются и в том, как
они овладевают умениями и навыками. Кто-то осваивает их легко, схватывая
правильные
приёмы
работы
с
первого
показа,
но
таких
детей
немного;
большинству же требуются определённое время и упражнения [6].
Движения
рук
ребёнка
отличаются
различным
характером:
силой,
быстротой,
размахом,
слитностью
или,
наоборот,
прерывистостью.
На
рисунках всё это складывается следующим образом: одни стремятся передать
предмет
точно,
другие
-
нет.
Цвет
изображений
может
быть
передан
локально, без привлечения отделки или, наоборот, с включением разных
тонов [6].
Индивидуальные различия проявляются и в самом характере действий
ребёнка в процессе рисования, что связано с особенностями развивающейся
личности. Одни дети работают смело и уверенно даже тогда, когда их навыки
и умения находятся на невысоком уровне. Другие дети требовательны к себе,
не отдают рисунки, пока не изобразят задуманное [6].
Выявив различное отношение детей к изобразительной деятельности и
разный
уровень
их
требований
к
своим
рисункам,
мы
определили
индивидуальный подход в работе с детьми и выделили два его направления.
Первый - предупреждение и устранение пробелов в усвоении детьми
содержания,
средств
и
способов
деятельности
изобразительной
и
определение оптимального пути «выравнивания» отстающих с теми, кто
хорошо
освоил
деятельность.
Данное
направление
отличает ся
демократичностью, так как позволяет уравнивать права детей на овладение
тем или иным содержанием, не нивелируя вместе с тем индивидуальные
черты их творчества.
Второе
направление
заключается
в
углублении
и
расширении
возможностей тех детей , которые проявили более высокие способности. Оно
ставит целью формирование индивидуальности, своеобразия и тем самым не
позволяет уравнивать детей в изобразительной деятельности, придерживая их
на неком среднем уровне. Индивидуальные различия определяют и характер
наших действий по отношению к тому или иному ребёнку.
Продумывая
методику
работы
с
детьми,
необходимо
заботиться
об
индивидуальном подходе, чтобы каждый ребёнок мог успешно овладевать
знаниями,
навыками
и
умениями
в
изобразительной
деятельности,
его
творческие способности развивались. Так, если изображение , созданное
ребёнком , выглядит незаконченным, мы, развивая у малыша стремление
14
выполнить рисунок полнее и лучше, обращаем внимание на недостатки его
работы, предлагая пополнить её, чтобы всем было ясно, о чём он хотел здесь
рассказать. Возможно, ребёнку не хватает ярких впечатлений, отчетливых
представлений, для того чтобы это сделать. В таком случае мы, исходя из
содержания
изображения,
проводим
занятия
по
дополнительному
восприятию
предмета,
подбираем
и
еще
раз
рассматриваем
с
детьми
игрушки, иллюстрации в детских книгах, репродукции картин и т.п. Если же,
создавая изображение, ребёнок допустил ошибку и огорчён результатом, мы
вовремя подсказываем, как исправить рисунок, или предлагаем взять другой
лист и сделать работу заново.
Об
индивидуальном
подходе
к
детям
важно
помнить
при
рассматривании и анализе детских работ в конце занятия. Дети, быстро и
легко
овладевающие
изобразительной
деятельностью,
как
правило,
выполняют задания на хорошем уровне, творчески решают поставленные
задачи. Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у
ребёнка развивается самоуверенность. И вот уже он говорит, что у него всегда
получается лучше, чем у всех, начинает думать о своей исключительности.
Поэтому
в
подобных
случаях
мы
предъявляем
к
детям
более
высокие
требования,
не
спешим
с
похвалой,
а
находим
время
и
индивидуально
обсуждаем с ребёнком, что можно было бы сделать, чтобы его рисунок, лепка
были ещё лучше, совершеннее.
В других случаях, когда дети овладевают навыками и умениями с
большим трудом, они не всегда могут создавать изображение в соответствии
с
поставленными
требованиями.
Мы
не
упрекаем
их
в
присутствии
товарищей.
Это
может
вызвать
негативное
отношение
к
занятиям
изобразительной
деятельностью,
заронить
неуверенность
в
себе.
С
этим
ребёнком мы разговариваем отдельно. Если у него что-то не получается,
недостаточно сформированы какие-то навыки, уделяем ему больше внимания
на занятиях, используя дополнительный показ или упражнения. Если этого
оказывается
недостаточно,
занимаемся
с
ребёнком
индивидуально
в
свободное время. Даже самые маленькие успехи таких детей отмечаем при
всех
во
время
просмотра
работ.
Рассматривая
детские
рисунки,
лепку,
аппликацию и готовясь давать им оценку, мы помним, какие усилия вложил в
работу тот или иной ребёнок, не спешим хвалить тех, у кого выполнение
задания не требовало много сил, кому было легко и просто, а отмечаем детей,
которые очень старались и преодолели определенные трудности.
При осуществлении индивидуального подхода к детям в процессе их
обучения изобразительному искусству, необходимо помнить и о том, что для
одних
детей
достаточно
намёка,
небольшого
напоминания,
наводящего
вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не
уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для
детей, излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне
наших замечаний должна сквозить большая требовательность, критичность.
15
При невнимательной работе, при дурном поведении ребёнка наш тон должен
быть категоричным и требовательным.
Таким
образом,
мы
выявили
различное
отношение
детей
к
изобразительной деятельности и разный уровень их требований к своим
рисункам,
что
определяет
для
педагога
индивидуальный
подход,
чтобы
каждый ребёнок мог успешно овладевать знаниями, навыками и умениями в
изобразительной деятельности, его творческие способности развивались.
2.2. Комплексное использование разных видов
изобразительной деятельности как средства
развития восприятия дошкольников
Представленный выше индивидуальный подход нами реализовывался
на занятиях по изобразительной деятельности, которые включают три вида:
рисование,
лепку,
аппликацию.
Эти
занятия
являются
специфическим
средством
познания
и
отражения
предметов
и
явлений
реального
мира.
Прежде
чем
появиться
на
бумаге,
в
плане
эти
образы
складываются
в
сознании ребёнка в процессе чувственного познания - восприятия. Так же в
процессе этой деятельности осуществляются и другие стороны воспитания -
умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, подготовка детей к школе.
Данные виды деятельности мы использовали как средство развития
восприятия. Одним из главных условий успешности этого процесса является
их взаимосвязь и комплексное осуществление. На этих занятиях мы решали
одни и те же задачи, что обеспечило повторность, формирование у детей
прочных навыков и умений.
Данные условия мы реализовывали через разработанную нами серию
занятий (приложение 1), целью которых было: формирование представлений
о свойствах предметов; сенсорных эталонов (объёмных, плоскостных), где
форма
выступает
не
только
как
сенсорный
эталон,
но
и
как
средство
художественной выразительности; обследовательских действий; зрительной
координации.
Таблица 1
Серия занятий по изобразительной деятельности для детей 3-4 лет
тема и вид занятия
задачи
Планета
Кругляндия (лепка)
- знакомим детей с формой шара; учим определять внешние
признаки предметов и сравнивать предметы по этим признакам
-
формируем
обобщённое
представление
о
предметах
сферической формы
-
учим
формообразующему
движению
-
скатыванию
округлых
форм;
устанавливаем
связи
обследующего
и
формообразующего движений
- развиваем тактильную чувствительность
16
«Оживим»
натюрморт (аппликация)
- закрепляем умение выделять и группировать предметы по
признакам формы, вкуса, цвета, размера
- знакомим детей с видоизменениями формы
- развиваем сенсорную чувствительность
- формируем сенсорную культуру
Загадки для клоуна
(рисование)
-
продолжаем
учить
детей
вычленять
внешние
признаки
предметов, сравнивать предметы по этим признакам и обобщать
предметы одинаковой формы
- приучаем детей сопровождать и контролировать взглядом
движения
пальчика
по
форме
круга,
устанавливать
связь
между
обследующим жестом и линейным контуром окружности
- развиваем зрительную координацию
- формируем обобщённый способ изображения
- знакомим с новым материалом - пастелью, со способами и
приёмами работы с ней
- учим дорисовывать окружность, рисовать круг, закрашивать
его пастелью
Порадуем
глазки
(аппликация)
-
продолжаем
учить
детей
выделять
предметы
круглой
формы из остальных предметов
- развиваем фокусировку зрения
-
создаём
условия
для
совместных
действий
со
сверстниками, коллективно составляя одну картину
-
развиваем
чувство
эстетического
вкуса;
учим
красиво
составлять композицию из предметов
Королева Кисточка
(рисование)
-
продолжаем
формировать
обобщённый
с п о с о б
изображения
- учим осваивать линейный контур округлой формы
- знакомим детей с приёмами работы кистью и красками
Весёлый
автобус
(аппликация)
- развиваем зрительную координацию
-
побуждаем
детей
самостоятельно
определять
форму
предметов по новой теме
- развиваем у детей умение планировать работу
- продолжаем учить детей видоизменять форму предметов;
побуждаем к поиску самостоятельного решения
- формируем навыки экономичных движений
-
закрепляем
умение
пользоваться
клеем
и
кисточкой,
аккуратно наклеивать бумагу
Каждое занятие состоит из трёх основных этапов:
1) развитие восприятия и сенсомоторной функции, что подразумевает
накопление богатого чувственного опыта;
17
2) активизация сенсомоторного развития, что включает обследующее
действие
предмета
и
последующее
перенесение
полученного
опыта
в
изобразительную деятельность;
3)
анализ
работ
и
побуждение
ребёнка
к
улучшению
изображения.
Занятия лепкой для детей 3-4 лет являются первой ступенью, которая
поднимает их до изобразительной деятельности. Скатанный кусочек глины
уже становится апельсином или яблоком... В течение серии занятий дети
осваивают основное формообразующее движение скатывания и применяют
его самостоятельно.
На занятиях по рисованию дети изображают знакомые интересные для
них предметы, продолжая осваивать линию как средство выразительности.
После
серии
занятий
мы
заметили,
что
у
детей
сформировалось
обобщённое представление о предметах круглой формы ( круглыми могут
быть разные предметы ).
На основе обобщения предметов по признаку формы формируются и
обобщённые способы изображения.
На
аппликации
дети
овладевали
разными
видами:
создавали
декоративные
узоры,
составляли
натюрморты,
складывали
предметы
из
нескольких
частей.
В
результате
чего
у
них
формируется
осознанное
отношение к порядку выполнения работы.
В ходе занятий мы вместе с детьми на основе анализа конкретного
предмета
выявляли
его
внешние
особенности.
При
одинаковой
форме
предметы имеют разную величину, цвет, фактуру поверхности, запах, вкус.
Сначала
знакомились
с
предметом
-
эталоном.
Он
первый
из
группы
предметов
округлой
формы.
Затем
вычленяли
и
определяли
внешние
свойства следующего предмета. При сравнении всех признаков предметов у
дошкольников постепенно формируется о них обобщённое представление.
Таким образом, мы создали представление у детей не только о сходстве
предметов, но и об общности способа их изображения. При таком подходе
нет необходимости рисовать ( лепить ) все предметы. При ознакомлении с
ними и изображении нескольких из них дети, освоив обобщённые знания и
способы действия, пользуются ими как методами познания относительно
самостоятельно. Они переносят знания и способы изображения на другие
подобные
предметы.
Развивая
у
детей
перцептивные
способности,
мы
подводим их к самостоятельному поиску способов изображения. В следствии
чего нет необходимости показывать, как лепят шар или рисуют. А когда дети
работают
самостоятельно,
достигается
желаемая
свобода
в
реализации
замыслов.
18
Заключение
Проведённый
нами
анализ
психолого-педагогической
литературы
позволяет заключить, что:
- восприятие - это отражение в сознании внешних свойств предметов и
явлений ( цвета, формы, величины, веса и т.п. ). В результате отражения
свойств
возникают
целостные
образы
предметов,
в
которых
свойства
выступают в их взаимосвязях и взаимоотношениях;
- восприятие - сложный, единый процесс, включающий в себя ряд
ощущений, память, мышление;
-
основными
свойствами
восприятия
являются:
предметность,
целостность,
структурность,
константность,
осмысленность,
апперцепция,
активность;
-
восприятие
не
является
врожденным,
но
активно
развивается
в
течении жизни;
- восприятие ребенка имеет ряд особенностей : недостаточность знаний
ребенка; небольшой его практический опыт; недостаточное умение выделить
основное
в
том,
что
воспринимается;
пропуск
многих
деталей;
ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы
устраняются,
и
к
старшему
школьному
возрасту
восприятие
ребенка
практически не отличается от восприятия взрослого.
Проанализировав
педагогический
опыт
по
проблеме
формирования
восприятия дошкольников мы пришли к выводу, что содержание и методы
сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности
восприятия и его развитии у детей:
- ощущения и восприятия носят не пассивный характер зеркального
отражения качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как
особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его
особенностей;
- развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения
социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых
новых, ранее не существовавших сенсорных способностей;
-
развитие
восприятия
происходит
в
процессе
содержательных
деятельностей:
на
первом
году
жизни
оно
связано
с
предметной
деятельностью
ребенка,
а
в
дальнейшем
-
с
более
сложными
видами
деятельности. Развитие разных видов деятельности, их совершенствование
обеспечивает и сенсорное развитие.
В
сенсорном
воспитании
наиболее
удобным
средством
развития
являются различные виды изобразительной деятельности, на которых знания
и представления об окружающем мире формируются целенаправленно через:
специальные наблюдения, рассматривания предметов во время проведения
дидактических и других игр, направление восприятия ребёнка на те или иные
свойства и качества объектов.
19
Чтобы
дети
ярче
воспроизводили
увиденное
ими
необходимо
формировать такие способности как: умение переносить ранее усвоенные
знания в новую ситуацию, видение новой функции предмета ( объекта).
Так
как
одинаковых
детей
не
бывает,
то
и
в
изобразительной
деятельности
проявляются
индивидуальные
способности:
в
характере
протекания психических процессов, лежащих в основе творческого труда
(восприятия, представления, мышления, воображения). Они связаны также с
чертами
характера
и
темпераментом
ребёнка,
склонностями
и
направленностью его личности.
Важным
условием
в
изобразительной
деятельности
является
использование индивидуального подхода, который нами реализовывался на
занятиях в двух направлениях:
-
предупреждение
и
устранение
пробелов
в
усвоении
детьми
содержания, средств и способов деятельности изобразительной ;
- углубление и расширение возможностей тех детей , которые проявили
более высокие способности.
Другим
не
менее
важным
условием
является
комплексное
использование разных видов изобразительной деятельности. Они помогают
решать
следующие
задачи:
формировать
представления
о
свойствах
предметов,
сенсорных
эталонах
(объёмных,
плоскостных),
где
форма
выступает
не
только
как
сенсорный
эталон,
но
и
как
средство
художественной выразительности, обследовательские действия, зрительную
координацию.
Таким образом реализация индивидуального подхода в комплексном
использовании
разных
видов
изобразительной
деятельности
(
рисования,
лепки, аппликации ) на наш взгляд эффективно помогает решать задачи по
развитию восприятия.
20
Библиографический список
1.
Волкова,
А.А.
Развитие
творчества
[текст]
/А.А.Волкова
//Дошкольное воспитание.- 1933.- №7.- с. 32-36.
2.
Дошкольная педагогика [текст]: учебное пособие для студентов
пед. институтов, часть первая ( в 2-х частях ) / под редакцией В.И.Логиновой,
П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988.- 270 с.
3.
Дубровина,
И.В.
Психорлогия
[текст]:
учебник
для
студентов
сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан.-
М.: Академия, 2004.- 464 с.
4.
Казакова,
Т.
Развитие
восприятия
у
дошкольников
[текст]
/
Т.Казакова, Г.Вишнева //Дошкольное воспитание.- 1984.- № 6.- с. 46-49.
5.
Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное
развитие дошкольников [текст].- М.: Педагогика, 1983.- 112 с.
6.
Комарова,
Т.С.
Детское
художественное
творчество
[текст]:
методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: Мозаика-Синтез,
2006.- 128 с.
7.
Комарова,
Т.С.,
Методика
обучения
изобразительной
деятельности и конструированию [текст]: учеб. пособие для учащихся пед.
у ч и л и щ
/
Т. С . Кома р о ва ,
Н . П . С а кул и н а ,
Н . Б
Х а л е зо ва ;
п од
ред.Т.С.Комаровой.- 3-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991.-256 с.
8.
Крысько,
В.Г.
Психология
и
педагогика
в
схемах
и
таблицах
[текст].- М.: Флинта, 2000.- 192 с.
9.
Маклаков, А.Г. Общая психология [текст]: учебник для вузов.- М.:
Просвещение, 2003.- 453 с.
10.
Программа
воспитания
и
обучения
в
детском
саду
[текст]:
методические рекомендации / под редакцией В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-
М.: Мозаика - Синтез, 2006.- 344 с.
11.
Психологический словарь [текст] / под редакцией В.В.Давыдова,
А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983.- 448 с.
12.
Семейное
воспитание
[текст]:
Словарь
/
под
редакцией
М.И.Кондаковой.- М.: Педагогика, 1972.- 143 с.
13.
Урунтаева,
Г.А.
Дошкольная
психология
[текст]:
учебное
пособие.- М.: Академия, 2001.- 336 с.
14.
Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [текст].-
М.: Просвещение, 1961.- 181 с.