Автор: Кравченко Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа№1 п.Пангоды"
Населённый пункт: Надымский район. п.г.т. Пангоды
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: праздник птиц
Раздел: начальное образование
Аннотация
В настоящее время экологическое образование в школе становится все более
приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого
положения — экологическая неграмотность большей части населения и неумение
предвидеть последствия вмешательства человека в природу. От этого зависит дальнейшее
отношение ребенка к природе. Экологическое образование не ограничивается только
уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе. Проведение
внеклассных
мероприятий
по
данной
теме
имеет
огромное
образовательное
и
природоохранное значение. С одной стороны, дети знакомятся с разнообразием пернатых
обитателей, приобретают навыки творческой самостоятельной работы, а, с другой,
активно участвуют в мероприятиях по их охране. Внеклассное мероприятие "Праздник
птиц" продолжает знакомить детей с животным миром, с многообразием птиц.
Внеклассная деятельность позволяет развивать у детей активность, организаторские
навыки и нравственные качества. Мероприятие поможет выделить существенные и
отличительные
признаки,
выделить
группы
домашних
и
диких
птиц,
показать
приспособляемость разных птиц к среде обитания, начать формирование понятий
"перелетные и неперелетные птицы". Раскрыть значение птиц в жизни человека, показать
их помощь человеку, пробудить у детей желание помогать птицам в трудное время.
Результатами деятельности детей могут быть: выставка аппликаций и поделок о птицах,
изготовление
кормушек,
презентации,
сборники
загадок
о
птицах,
изготовление
скворечников.
Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать
огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и
окружающей природы.
Задачи:
образовательные
- обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах,
- познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;
воспитательные
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам,
- прививать любовь к родной природе,
- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.
развивающие
- развивать творческое воображение и фантазию у учащихся начального звена,
- развивать логическое мышление и внимание,
- развивать умения и навыки самостоятельной работы у младших школьников.
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Методы обучения, используемые при проведении мероприятия: игры, театрализация,
наблюдение за повадками птиц, изготовление кормушек, плакатов.
Необходимые условия для проведения мероприятия: место проведения внеклассного
мероприятия — актовый зал, который оборудован сценой. На сцене достаточно места для
декораций к мероприятию. Зал должен вмещать большое количество школьников,
позволять свободное передвижение учащихся для выхода на сцену.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
презентация; музыкальное
сопровождение: фонограмма с голосами птиц, Антонио Вивальди «Времена года» «Зима».
Наглядные пособия: иллюстративный материал: фотографии птиц, рисунки, плакаты о
зимующих птицах.
Раздаточный материал:
памятки «Как устроить кормушку»;
строительный материал для кормушек (коробки, бутылки, упаковки, проволока, скотч);
готовые кормушки для демонстрации.
Методические советы на подготовительный период.
1. Можно заранее провести анкетирование учащихся по следующим вопросам:
A) Какие птицы называются перелетные, а какие зимующиеся?
Б) Как называется весенний праздник – день прилёта птиц?
B) Какую пользу приносят птицы человеку?
Г) Какие тайны птиц вы знаете?
Д) Можно жить без птиц на белом свете?
Е) Что случится, если птицы на время вдруг пропадут?
2.Подготовка инсценировки «Колобок»
3.Выучить песни «Скворцы прилетели», «Просьба»
4. Подготовка актового зала. Педагог совместно с учащимися расставляет декорации,
украшает сцену, подготавливает и устанавливает видео и музыкальное сопровождение
мероприятия (компьютер, мультимедийный проектор).
Сценарный план внеклассного мероприятия
«Праздник птиц»
Ход мероприятия
1 ведущий
Весна идет!
Рассеялись туманы -
Кто знает, где теперь их пелена
И вновь видны луга, поля, поляны.
Значит, к нам пришла весна!
Весна идет!
В наш край идет весна!
2 ведущий
Весна идет!
Уже расцвел подснежник –
Зовет весь мир очнуться ото сна
Снимают горы белые одежды.
Весна идет!
В наш край идет весна.
С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы.
1уч-ся
Еще мороз гуляет на просторе,
Еще не распростились мы с зимой,
А вдалеке над Средиземным морем
Грачи летят из Африки домой.
2 уч-ся
Пустуют гнезда на ветвистых ивах,
И в самых дальних уголках страны
Ждут с нетерпеньем черных и крикливых
Неугомонных спутников весны.
3 уч-ся
На припеке снег растаял,
Блещут в лужицах лучи.
Нынче утром шумной стаей
Прилетели к нам грачи.
4 уч-ся
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране.
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
5 уч-ся
Быть может, им в чужбине снился
Мой дом среди ветвей густых
Пусть русское гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Под
музыку
И.
Дунаевского
«Скворцы
прилетели»
перелетные
птицы
«вылетают» на середину зала.
Перелетные птицы. Здравствуйте, дети!
Дети. Здравствуйте, желанные друзья!
Скворец (подлетев к синичке).
Здравствуй, птичка-невеличка!
Здравствуй, добрая синичка!
Грач. Здравствуй, дятел, наш приятель!
Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел. Расскажите, птицы,
Где вы побывали?
Расскажите, птицы,
Что вы повидали?
Скворец. В жарких странах
Жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нет.
Грач. Бродят там слоны-великаны,
Целый день кричат обезьяны.
Там растут деревья – лианы,
Там растут на пальмах бананы.
Дятел. Хорошо ли жили
Вдалеке от дома?
С кем вы там дружили
В странах незнакомых?
Скворец. Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям,
По соседу – воробью.
Дети. Все мы рады вам, друзья,
Будьте с нами вы всегда.
1 ведущий
К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилёта птиц – весенний
праздник школьников. Его называют День птиц. А знаете ли вы, ребята, какую пользу
приносят птицы человеку?
(презентация)
Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.
Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за
лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей
растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных
насекомых.
Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для
птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов.
Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы – склевывают
семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как
украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать
богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.
Звучит песня "Просьба", слова Р. Рождественского, музыка А. Пахмутовой
1.Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится.
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
2.Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье.
Припев:
3.Люди – человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы,
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
Припев.
6 уч-ся
Пусть птицы поют без нот,
Пускай поют без слов
Я знаю все, о чем поют
Щегол и реполов.
7 уч-ся
Поет на ветке соловей,
Малиновка и дрозд
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!
8 уч-ся
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на них,
Яичек птичьих не бери-
Зачем тебе они?
9 уч-ся
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.
10 уч-ся
На нашей планете живут
Чудесные создания.
Они летают и поют,
И землю свято берегут.
2- ведущий
Дети, а вы хорошо знаете птиц? А вот давайте проверим.
Игра «Птицы»
Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появилась не птица, а что-то
другое, - дайте мне знать. Можно и топать, и хлопать.
Внимание! Внимание!
Прилетели птицы,
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Дети топают.
Что неправильно? Мухи!
А мухи — это что? Насекомые!
Прилетели птицы,
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны...
Дети топают.
Прилетели птицы,
Голуби, куницы...
Дети топают.
Прилетели птицы,
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары , кукушки
Дети топают.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди и утки —
И спасибо шутке.
1 ведущая
Ребята, вы молодцы, много знаете птиц. Есть наука, которая подробно изучает птиц и всё
об их жизни. Она называется орнитологией, а учёные – орнитологи. До сих пор ученых
интересуют многие до конца нераскрытые тайны уникального поведения птиц. Например,
как птицы способны возвращаться к дому издалека?
- Как они закрепляют за собой и охраняют территорию?
- Как гуси, утки и другие птицы угадывают предстоящие изменения погоды , температуры
и стихийные бедствия?
- Как совы ловят добычу в темноте?
На эти и много других вопросов вы найдете ответы в разных книгах о птицах, а в школе
будете изучать птиц на уроках зоологии.
1-ведущий
Ребята, вам было дано задание - нарисовать плакаты о бережном отношении к миру
пернатых.
Каждая команда защищает свой экологический плакат. Та команда, чей плакат больше
понравиться зрителю, и будет победительницей в этом конкурсе. Оценивается
красочность плаката, аккуратность и его содержательная сторона.
Защита плакатов командами.
11—уч-ся
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на белом свете?
Что случится, если птицы,
На земле вдруг пропадут?
12 уч-ся
Букашки, жучки, червячки,
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки –
Вот что будет,
Если птицы, если птицы
Все исчезнут – пропадут!
13 уч-ся
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик-чирика воробья…
2 ведущая
Внимание! Я уверена, что вы внимательны. Тогда отгадайте
загадки. Выходят из зала уч-ся и берут с дерева загадки
1.
Какая птица приносит младенцев? (аист)
2.
Какая птица является государственным символом России?
(двуглавый орел)
3.
В кого превратился гадкий утенок? (лебедь)
4.
Какая птица спасла Рим? (гусь)
5.
Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки? (снегирь)
6.
Какая птица является символом КВН? (кивин)
7.
У какой птицы хвост рожками? (ласточка)
8.
Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания?
(сова)
9.
Какая птица дала название мужской рубашке? (сорока – сорочка)
10. Как в русских народных сказках называют птицу с золотым опереньем? (Жар-
птица)
11. Какую птицу называют крылатым почтальоном? (голубь)
12. Какая птица умеет считать годы вашей жизни? (кукушка)
1 ведущая
Устали? Встаньте, пожалуйста, поиграем. Повторяйте пение птиц.
Музыкальная игра-шутка
Грачи летят, на всю Русь трубят: «Чу-чу, чу-чу мы несем весну!»
Журавли летят, на всю Русь кричат: «Гу-гу, гу-гу не догнать нас никому!»
Пчелы летят, гудят: «Жу-жу меду несем, вам здоровье бережём!»
Поросята летят, полосатые визжат. «Хрю-хрю надоело нам в хлеву!»
Комары летят, летят, пищат: «Ду-ду, ду-ду не уйти никому!»
Медведи летят, толстопятые рычат: «Ру-ру, ру-ру надоело нам в лесу!»
Вороны летят, на всю Русь галдят: «Кар-кару, будем есть халву!»
Лисицы летят, рыжие кричат: «Тять, шубы рыжие бы снять!»
Мухи летят, на весь лес жужжат! «Жу-жу не
хотим жить в лесу!»
Вот и дуб, на дубе филин,
У него в костях указ.
Вам друзья такой наказ:
«Птичьих гнёзд не разоряйте,
Зимой птицам помогайте.
Корм в кормушки доставляйте,
Весной с радостью встречайте,
В новые скворечники пернатых приглашайте!
С указом филина вы согласны, друзья?!
2 ведущая
(звук жаворонка)
– А вот у русского народа существует поверье, что 22 марта по новому стилю, в день
сорока христиан-великомученников из теплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая
из них жаворонок. – В народе говорят: «если на сороки увидел скворца – весна у крыльца»
Или: «Сколько проталинок – столько и жаворонков»
– В этот день в каждой избе пекут из теста «куликов и жаворонков» с распростертыми
крылышками (показать плакат). Эти птички как бы летящие, с хохолками, с глазками-
изюминками. Считается, что испеченные птицы, должны были вызвать прилет настоящих
птиц и ранний приход весны. В старину в жаворонка запекали пуговицу или монету, для
того чтобы узнать свою судьбу. Если попадет жаворонок с монетой, то быть тебе богатым.
Мы так же испекли пирожки…
(Инсценировка)
Автор.
Испекла Бабка пирожок и поставила на окошко студиться. А пирожок превратился в
колобок.
Колобок:
- Я - веселый Колобок,
Добрый нрав, румяный бок.
Не хочу сидеть я дома,
Дома всё давно знакомо.
Я на улицу хочу!
Спрыгну вниз и укачу…
Бабка:
- Ты куда, Колобок, покатился?
Колобок:
- Я, бабуля, путешествовать пустился!
Дед:
- Одному в лесу гулять так опасно!
Бабка:
- Ой, не слушаешь ты дедушку напрасно…
Колобок:
- Не зовите, не вернусь.
Ничего я не боюсь!
Автор
По дорожке, вдоль ограды
Мимо кошки, мимо сада,
Мимо лодок и пруда –
Ой, куда же ты, куда?
Покатился – не найдешь!
Тут ему навстречу Ёж.
Ёж:
- Что такое? Бритый ёж?
На кого ж ты, друг, похож?
Ну, конечно, это модно.
Только вот Лисе голодной
Нынче крупно повезёт –
Лысый ёж к ней в суп идет.
Без иголок так удобно!
Новый вид ежей – съедобный!
Колобок:
- Как ты смеешь насмехаться!
Ну, держись! Мы будем драться.
Ты, колючка, так схлопочешь!
Вот тогда и похохочешь.
Автор
Вмиг в клубок свернулся ёж:
Еж
- Лысый, ты меня не трожь.
У меня иголок много!
Ты иди своей дорогой.
Колобок:
- Ладно, ладно, помирились,
Разбежались, раскатились…
Эх, какой же тут живёт
Неприветливый народ!
Закачусь подальше, в ёлки.
Говорят, там бродят волки...
День чудесный, солнце греет,
Волк подкрасться не посмеет.
Волк:
- Я гляжу, ты очень смелый
И румяный – это дело!
Я как раз с утра голодный.
Где ты спрятался, негодный?
А, дрожишь теперь под ёлкой!
Что с тобой? боишься волка?
Ты живой там или нет?
Ну, иди сюда, обед!
Автор
Сунул морду Волк под ёлку,
Но попала в нос иголка.
Взвыл разбойник и умчался.
Колобок наш отдышался,
Отряхнулся и сказал:
Колобок
- Как я Волку наподдал!
Будет серый хищник знать,
Как на сильных нападать!
Солнце припекает спинку,
Поищу в лесу малинку.
А медведя встречу там –
И медведю я задам!
Медведь:
- Ах, малина, наслажденье!
Славный я нашёл кусток.
Это что за наважденье?
Среди ягод – Колобок!
Золотистый, пышный, свежий,
Ну как раз на вкус медвежий.
Съесть такого сразу надо.
На пенёк сейчас присяду…
Нет, пожалуй, погожу –
На диете я сижу!
Автор
Лег на травку косолапый,
Положил под морду лапу:
Медведь
- Подремлю в тени часок
И примусь за колобок…
Автор
Колобок вздохнуть не смел.
Только Мишка засопел,
Колобок наш из кустов
Выскочил и – был таков.
Колобок:
- Солнце мне ласкает бок.
Солнце – тоже колобок.
Прямо к солнцу покачусь,
Ничего я не боюсь!
Я отважный, я бесстрашный,
В битве лютой рукопашной
Я медведя уложил –
Так он и лежит без сил.
Лиса:
- Слышу чудное я пенье!
Что за тембр! Я в восхищении!
Это что за молодец?
Ах, известнейший певец!
Слов восторженных немало
Я о вас уже слыхала.
Вы – поэт и музыкант,
Удивительный талант!
Для меня, прошу вас, спойте!
Ах, любезнейший, постойте,
Я стара и глуховата,
Словно в рыжих ушках вата.
Если бы вы рядом сели.
Если б мне на ушко спели!
А еще я плохо вижу,
Я придвинусь к вам поближе,
Чтоб получше рассмотреть,
Как вы будете мне петь…
Колобок:
- Что ж, порадую старушку.
Так и быть, спою на ушко.
Что хорош я, знаю сам…
Автор
Тут Лиса сказала:
Лиса
«Ам!»
Автор
Ох, и струсил Колобок!
Побледнел румяный бок.
Так домой он быстро мчался,
Что едва земли касался.
Удирал из леса вскачь,
Словно он футбольный мяч.
Вспрыгнул снова на окошко,
Успокоился немножко
И сказал:
Колобок
- А что такое?
Не встречают тут героя?
Возвратился я с охоты
И устал, признаюсь, что-то.
Я вам после расскажу,
Как понравился Ежу,
С Волком в прятки поиграл,
Мишке фокус показал.
Почитал стихи Лисе,
В общем, там довольны все.
И порадовать, ребятки,
Вас конечно б я хотел
Приготовили мы сюрприз
Ну- ка бабушка и дед
Выносите гостям снедь,
1-я ведущая
Мы тоже приготовили вам жаворонок. Но нужно сказать вначале закличку, кто
правильно скажет, то возможно, того ждёт в жаворонке сюрприз.
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
(дети разносят жаворонки)
Птицы из теста, такие забавные,
Символ надежды и доброй весны,
2-я ведущая
Но каждый из нас может помочь птицам! А для этого надо лишь смастерить кормушку и
следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм. Стоит только одной птице узнать о
месте прикормки, как на ее сигналы слетаются пичуги со всех окрестностей - кормушки
зимой не пустуют никогда! К кормушкам охотно наведываются синицы, поползни, дятлы,
сойки, воробьи и даже вороны.
Наш праздник заканчивается изготовлением кормушек (памятки). Изготовляют дети
кормушки по желанию. Устанавливая домики для птиц на деревьях, следует учитывать
определенные правила. К примеру, считается, что скворечники устанавливаются в начале
апреля. Вместе с тем производить их установку можно в любое время года. Место для
установки скворечника должно быть затенено, иначе в него будут попадать прямые
солнечные лучи. Домик для птиц при установке располагается строго по вертикали.
Всем спасибо.
(Д.Кабалевский «Птичий дом»)