Напоминание

«Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»


Автор: Родыгина Софья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа им. Полбина
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родыгина Софья Андреевна

Воспитатель

ГБОУ Школа им. Полбина

г. Москва

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с

искусством (из опыта работы)

«Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству,

— это источник любви к Родине...

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и

памяти навсегда сохранятся образы, в которых

воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский

В нравственном воспитании детей весьма важную роль играет их

приобщение

к

отечественной

культуре

через

знакомство

с

русской

литературой, живописью, музыкой; изучение народных обычаев, традиций,

промыслов.

Я решила взять за основу знакомства с русским изобразительным

искусством изучение творчества великого живописца сказочника В. М.

Васнецова, так как его творчество по содержанию наиболее близко детям.

Основными персонажами его полотен являются знакомые детям с раннего

возраста герои русских сказок: «Снегурочка», «Спящая красавица», «Иван

царевич и серый волк» и многие друге. А сказки в свою очередь - наиболее

понятный и любимый детьми жанр, часть русской национальной культуры.

Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению

сопереживать.

Я определила пути решения проблемы:

1.

Повышение

собственного

культурного

уровня

самообразования

(изучение жизни и творчества В. М. Васнецова);

2.

Организация работы с детьми;

3.

Взаимодействие с родителями в решении данной задачи.

Были выбраны и средства:

1.

Художественное слово (ознакомление с русскими народными и

авторскими сказками);

2.

Живопись

(ознакомление

с

творчеством

В.

М.

Васнецова,

с

иллюстрациями на сюжеты известных детям сказок);

3.

Музыка (включение в жизнь ребенка музыкальных произведений,

связанных с тематикой русских сказок и живописных полотен В. М.

Васнецова).

Наиболее приемлемыми формами работы я посчитала такие, как:

1.

Занятия по ознакомлению с окружающим;

2.

Занятия по ознакомлению с творчеством художника;

3.

Экскурсии в музеи вместе с родителями;

4.

Занятия по изобразительной и музыкальной деятельности, дающие

возможность закрепить и расширить представления по изучаемой теме;

5.

Организация индивидуальной работы с детьми.

Работу начала с середины учебного года в старшей группе. Во второй

половине дня, и в свободное от образовательной деятельности время.

Приносила в группу для рассматривания репродукции картин «Богатыри»,

«Снегурочка»,

«Спящая

царевна»,

«Аленушка».

ИХ

рассматривание

сопровождалось комментариями, рассказами, вопросами, обсуждениями.

Побуждала детей описывать увиденное на репродукциях. Вела оживленные

беседы.

Совместно с музыкальным руководителем прочитали и проанализировали

содержание и характеры персонажей сказки В. Даля «Девочка Снегурочка».

Отработали мимические и пантомимические движения.

Почему я выбрала именно эту сказку? В перспективе на следующий год

мною

предусматривается

развернутая

работа

на

основе

данного

художественного произведения.

Начатая работа с детьми стала для меня пробой в разработке и

дальнейшем осуществлении комплексной воспитательно-образовательной

деятельности по ознакомлению с творчеством В. М. Васнецова.

Пришла красавица весна, привела с собой свои сказки, ведь весна-

волшебница. Взмахнула она первый раз березовой веточкой (в марте) -

побежали ручьи. Взмахнула другой раз (в апреле) - стало все кругом

красивым и зеленым. Взмахнула третий раз (в мае) - и город. в волшебной

стране сказок, расположенный среди суеты и шума современного города. Эту

страну много лет назад создал В. М. Васнецов.

В подготовительной к школе группе я продолжу работу в данном

направлении. За основу возьму знакомые детям сказки («Сестрица Аленушка

и братец Иванушка, «Снегурочка», «Царевна-лягушка») и новые для них

произведения («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сказка об Иване-

царевиче, жар-птице и сером волке», «Елена Премудрая»).

Расширение и усложнение содержания пойдет за счет комплексного

использования разных видов деятельности. Я буду работать по следующему

плану:

чтение сказок;

рассмотрение репродукций картин В. М. Васнецова;

рассказы-беседы, рассмотрение иллюстраций к сказкам разных

художников;

дидактические настольные игры (кубики «Третьяковская галерея»,

пазлы «Картины в. М. Васнецова».

На музыкальном занятии, совместно с музыкальным руководителем,

познакомим детей с фрагментами из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Снегурочка». Разучим с детьми этюды на разработку выразительных

движений, песни, пляски, хороводные игры, связанные с выбранной темой.

Предложу детям на занятиях по рисованию, лепке, аппликации следующие

темы: «Цветы для Снегурочки», «Снегурочка», «Берендеево царство».

На занятиях по ознакомлению с окружающим познакомлю детей с тем,

как жили люди в древние времена, как они защищали Отечество. Занятия

будут

сочетаться

с

музыкальной

и

театральной

деятельностью,

индивидуальной работе в группе. Как заключительный этап предполагаю

провести интегрированное занятие ко Дню защитников Отечества.

Благодаря содержательному, эмоциональному и творческому погружению

детей в мир сказки, картин, удается приобщить их к истокам народности,

духовности. Постепенно раскрывать в детях эмоциональную отзывчивость,

чуткость, восприимчивость к художественным произведениям, взращивать

ростки доброты.

Литература:

Григорьева

Г.

Г.

Развитие

дошкольника

в

изобразительной

деятельности М. - 1999.

Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного

творчества - М.: Владос, 2006.

Бахревский В. А. Виктор Васнецов. - М.: Молодая гвардия, 1989. -

(Жизнь замечательных людей).

Бутина Н. ЮЮ. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал

Московской Патриархии. - 1994. - N° 7/8.

Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. - Л.: Художник РСФСР,

1964.

Кудрявцева Л. Васнецов. - М.: Белый город, 1999.

Жукова Л. М. Азбука русской живописи - М.: Белый город, 2007.

Кульженко С. В. Соборь Св. Равноапостольнаго Князя Владимира вь

Киеве. – К.: Издательство С. В. Кульженко, 1898.

Моргунов Н. С. Виктор Васнецов / Худ. С. Кованько. М.; Л.:

Искусство, 1940. (Сокровища мирового искусства).

Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович

Васнецов: Жизнь и творчество. - М.: Искусство, 1961 (1962). (Русские

художники).

Пастон Э. В. Виктор Васнецов. - М.: Белый город, 2001.

Рерих Н. К. Виктор Михайлович Васнецов // Художники жизни / Н. К.

Рерих. М.: Международный Центр Рерихов, 1993.

Шилова Е. В. Виктор Васнецов: Альбом. - М.: Арт-Родник, 2004.

Белканова Л. Дошкольникам об искусстве - Детство-Пресс 2014.



В раздел образования