Автор: Родыгина Софья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа им. Полбина
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»
Раздел: дошкольное образование
Родыгина Софья Андреевна
Воспитатель
ГБОУ Школа им. Полбина
г. Москва
Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с
искусством (из опыта работы)
«Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству,
— это источник любви к Родине...
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и
памяти навсегда сохранятся образы, в которых
воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский
В нравственном воспитании детей весьма важную роль играет их
приобщение
к
отечественной
культуре
через
знакомство
с
русской
литературой, живописью, музыкой; изучение народных обычаев, традиций,
промыслов.
Я решила взять за основу знакомства с русским изобразительным
искусством изучение творчества великого живописца сказочника В. М.
Васнецова, так как его творчество по содержанию наиболее близко детям.
Основными персонажами его полотен являются знакомые детям с раннего
возраста герои русских сказок: «Снегурочка», «Спящая красавица», «Иван
царевич и серый волк» и многие друге. А сказки в свою очередь - наиболее
понятный и любимый детьми жанр, часть русской национальной культуры.
Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению
сопереживать.
Я определила пути решения проблемы:
1.
Повышение
собственного
культурного
уровня
самообразования
(изучение жизни и творчества В. М. Васнецова);
2.
Организация работы с детьми;
3.
Взаимодействие с родителями в решении данной задачи.
Были выбраны и средства:
1.
Художественное слово (ознакомление с русскими народными и
авторскими сказками);
2.
Живопись
(ознакомление
с
творчеством
В.
М.
Васнецова,
с
иллюстрациями на сюжеты известных детям сказок);
3.
Музыка (включение в жизнь ребенка музыкальных произведений,
связанных с тематикой русских сказок и живописных полотен В. М.
Васнецова).
Наиболее приемлемыми формами работы я посчитала такие, как:
1.
Занятия по ознакомлению с окружающим;
2.
Занятия по ознакомлению с творчеством художника;
3.
Экскурсии в музеи вместе с родителями;
4.
Занятия по изобразительной и музыкальной деятельности, дающие
возможность закрепить и расширить представления по изучаемой теме;
5.
Организация индивидуальной работы с детьми.
Работу начала с середины учебного года в старшей группе. Во второй
половине дня, и в свободное от образовательной деятельности время.
Приносила в группу для рассматривания репродукции картин «Богатыри»,
«Снегурочка»,
«Спящая
царевна»,
«Аленушка».
ИХ
рассматривание
сопровождалось комментариями, рассказами, вопросами, обсуждениями.
Побуждала детей описывать увиденное на репродукциях. Вела оживленные
беседы.
Совместно с музыкальным руководителем прочитали и проанализировали
содержание и характеры персонажей сказки В. Даля «Девочка Снегурочка».
Отработали мимические и пантомимические движения.
Почему я выбрала именно эту сказку? В перспективе на следующий год
мною
предусматривается
развернутая
работа
на
основе
данного
художественного произведения.
Начатая работа с детьми стала для меня пробой в разработке и
дальнейшем осуществлении комплексной воспитательно-образовательной
деятельности по ознакомлению с творчеством В. М. Васнецова.
Пришла красавица весна, привела с собой свои сказки, ведь весна-
волшебница. Взмахнула она первый раз березовой веточкой (в марте) -
побежали ручьи. Взмахнула другой раз (в апреле) - стало все кругом
красивым и зеленым. Взмахнула третий раз (в мае) - и город. в волшебной
стране сказок, расположенный среди суеты и шума современного города. Эту
страну много лет назад создал В. М. Васнецов.
В подготовительной к школе группе я продолжу работу в данном
направлении. За основу возьму знакомые детям сказки («Сестрица Аленушка
и братец Иванушка, «Снегурочка», «Царевна-лягушка») и новые для них
произведения («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сказка об Иване-
царевиче, жар-птице и сером волке», «Елена Премудрая»).
Расширение и усложнение содержания пойдет за счет комплексного
использования разных видов деятельности. Я буду работать по следующему
плану:
чтение сказок;
рассмотрение репродукций картин В. М. Васнецова;
рассказы-беседы, рассмотрение иллюстраций к сказкам разных
художников;
дидактические настольные игры (кубики «Третьяковская галерея»,
пазлы «Картины в. М. Васнецова».
На музыкальном занятии, совместно с музыкальным руководителем,
познакомим детей с фрагментами из оперы Н. А. Римского-Корсакова
«Снегурочка». Разучим с детьми этюды на разработку выразительных
движений, песни, пляски, хороводные игры, связанные с выбранной темой.
Предложу детям на занятиях по рисованию, лепке, аппликации следующие
темы: «Цветы для Снегурочки», «Снегурочка», «Берендеево царство».
На занятиях по ознакомлению с окружающим познакомлю детей с тем,
как жили люди в древние времена, как они защищали Отечество. Занятия
будут
сочетаться
с
музыкальной
и
театральной
деятельностью,
индивидуальной работе в группе. Как заключительный этап предполагаю
провести интегрированное занятие ко Дню защитников Отечества.
Благодаря содержательному, эмоциональному и творческому погружению
детей в мир сказки, картин, удается приобщить их к истокам народности,
духовности. Постепенно раскрывать в детях эмоциональную отзывчивость,
чуткость, восприимчивость к художественным произведениям, взращивать
ростки доброты.
Литература:
Григорьева
Г.
Г.
Развитие
дошкольника
в
изобразительной
деятельности М. - 1999.
Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества - М.: Владос, 2006.
Бахревский В. А. Виктор Васнецов. - М.: Молодая гвардия, 1989. -
(Жизнь замечательных людей).
Бутина Н. ЮЮ. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал
Московской Патриархии. - 1994. - N° 7/8.
Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. - Л.: Художник РСФСР,
1964.
Кудрявцева Л. Васнецов. - М.: Белый город, 1999.
Жукова Л. М. Азбука русской живописи - М.: Белый город, 2007.
Кульженко С. В. Соборь Св. Равноапостольнаго Князя Владимира вь
Киеве. – К.: Издательство С. В. Кульженко, 1898.
Моргунов Н. С. Виктор Васнецов / Худ. С. Кованько. М.; Л.:
Искусство, 1940. (Сокровища мирового искусства).
Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович
Васнецов: Жизнь и творчество. - М.: Искусство, 1961 (1962). (Русские
художники).
Пастон Э. В. Виктор Васнецов. - М.: Белый город, 2001.
Рерих Н. К. Виктор Михайлович Васнецов // Художники жизни / Н. К.
Рерих. М.: Международный Центр Рерихов, 1993.
Шилова Е. В. Виктор Васнецов: Альбом. - М.: Арт-Родник, 2004.
Белканова Л. Дошкольникам об искусстве - Детство-Пресс 2014.