Автор: Родыгина Софья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа им. Полбина
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование и особенности зрительной памяти у детей с различными нарушениями
Раздел: дошкольное образование
Родыгина Софья Андреевна
Воспитатель
ГБОУ Школа им. Полбина
г. Москва
Формирование и особенности зрительной памяти у детей с различными
нарушениями
Зрительная память связана сначала с сохранением, а затем с
воспроизведением полученных зрительных образов.
Под понятием «зрительная память» обычно понимают все то, что мы
можем запомнить в виде зрительного образа, детали которого не всегда
можно описать словами. То есть это образ, который сохраняется у нас в
памяти, когда нет чего-то, что воздействовало бы на органы чувств, на наши
глаза, но тем не менее информация об этом доступна в образной форме.
Формирование зрительной памяти у детей с нарушениями речи.
Связь
между
речевым
недоразвитием
и
другими
сторонами
психического развития обусловливает специфические особенности развития
памяти. Общее недоразвитие речи разного уровня речевого развития
накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов, в
частности на особенности зрительной памяти детей с речевой патологией.
Для
данной
категории
детей
типичен
средний
уровень
сформированности зрительной памяти - нарушение непосредственного
воспроизведения,
связанные
с
сужением
объема
зрительной
памяти.
Наиболее
частотны
замены
эталонных
изображений
близкими
по
семантическим характеристикам, реже встречаются замены изображений по
оптическому сходству. Отмечаются трудности в опознании предметов в
условиях наложения, зашумления. Для детей характерна замедленность
темпа выполнения задания, увеличение ошибок к концу работы. Дети часто
забывают сложные (трехступенчатые) инструкции, опускают некоторые их
элементы, меняют последовательность предложенных заданий, делают
ошибки
дублирования
при
описании
предметов,
картинок.
Низкие
результаты в данных пробах связаны также с выраженными нарушениями
восприятия формы, слабостью пространственных представлений. Зрительно
дети плохо запоминают форму предметов, долго не могут усвоить ее,
правильно расположить предметы в пространстве. Проявляется это в
замедленном
темпе
усвоения,
непрочности
сохранения
и
неточности
воспроизведения.
Итак, у детей с нарушениями речи встречаются трудности в подборе
зрительных образов, в узнавании изображений, выделение предмета из
«зашумленного» фона. Это приводит к тому, что дети лучше запоминают
внешние признаки предметов и явлений и с трудом запоминают внутренние
логически связи и отношения или же просто не вычленяют их. Исходя из
этих исследований, необходимо учитывать использование качественного
наглядного структурированного материала на занятиях.
Формирование зрительной памяти у детей с нарушениями зрения.
Психологическое
объяснение
замедленного
развития
процесса
зрительного запоминания у слепых и слабовидящих находится в недостатке
наглядно-действенного
опыта,
повышенной
утомляемости.
Слепые
и
слабовидящие дети лучше запоминают начало и конец материала. Наряду с
длительным сохранением информации, чаще можно наблюдать быстрое её
забывание.
Своеобразие формирования зрительной памяти обусловлено тем, что
такие дети не располагают достаточными возможностями для повторного
восприятия
материала.
Образы
памяти
слепых
и
слабовидящих
фрагментарны и без подкрепления угасают. Например, нистагм не дает
возможности ребенку создать целостное оптическое представление о
предмете.
Образ
восприятия
оказывается
нечетким,
«рваным»,
фрагментарным и искаженным. Таким же он и «закладывается» в память.
Невозможность последовательного зрительно-
осязательного восприятия
игрушки приводит к тому, что образ памяти отличается нечеткостью,
ребенку не удается оценить контуры предмета, его форму, детали,
пропорции, его фактуру, другие особенности. Все эти примеры доказывают,
что нарушения в формировании образной памяти большей частью являются
следствием нарушений восприятия.
Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется заметно и
менее полно, чем в норме, причём правильность узнавания находится в
зависимости от остроты зрения Узнавание как способность соотносить,
сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у слепых и
слабовидящих постепенно и зависит от чувственного опыта Ограниченность
последнего при нарушениях функции зрительного анализатора замедляет
развитие этого процесса.
В процессе специально организованного обучения незрячие, частично
зрячие и слабовидящие овладевают соответственно навыками осязательного,
осязательно-зрительного
и
зрительного
узнавания.
Процесс
узнавания
претерпевает серьёзные качественные и количественные изменения и может
приближаться к норме. Ранняя коррекция психической деятельности слепых
и слабовидящих является достаточно надёжной профилактикой подобных
отклонений. Недостатки процесса сохранения могут быть устранены при
дифференцированном, учитывающем состояние зрительного анализатора
наглядно-действенном обучении слепых и слабовидящих.
Формирование зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта.
Поражение коры головного мозга несет за собою диффузный дефект.
Память детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста страдает
очень сильно и развита слабо. У детей с нарушением интеллекта
представление о предметах окружающего мира бедны, не точны, а в ряде
случаев являются искаженными.
Расстройства зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта
объясняется слабостью замыкательной функции коры. В связи с этим
отмечается малый объём и замедленный темп формирования новых
условных связей, а также их непрочностью.
Воспроизведение
запечатленного
материала
также
неточное.
Нарушения непосредственной памяти у детей с нарушением интеллекта
проявляются в том, что они усваивают все новое очень медленно, лишь после
многих повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя
воспользоваться знаниями и умениями на практике. Дети с нарушением
интеллекта, как правило, плохо понимая материал, лучше запоминают
внешние признаки предметов в их случайных сочетаниях. Вызывают
большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и
обобщенных словесных объяснениях.
Память детей с нарушением интеллекта таким образом, отличается
замедленностью и
непрочностью
запоминания,
быстротой
забывания,
неточностью
воспроизведения, эпизодической забывчивостью, плохим припоминанием.
Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание.
Механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо
сформированной. Дети с нарушением интеллекта обычно пользуются
непреднамеренным (непроизвольным) запоминаем. Они запоминают то, что
привлекает их внимание, кажется интересным.
В коррекционной работе определенную помощь при запоминании
может оказать смысловая группировка материала, а также соотнесение слов с
соответствующими картинками или другим наглядным материалом.
Формирование зрительной памяти у детей с нарушением слуха.
Непроизвольное запоминание у дошкольников и школьников с
нарушенным слухом не уступает своим слышащим сверстникам. Образный
материал глухие школьники непосредственно запоминают более успешнее,
чем слышащие, так как у них зрительный опыт богаче. Однако, при
запоминании ряда сходных предметов глухие плохо умеют использовать
прием сравнения.
Ho в то же время можно встретить в литературе данные, что в
дошкольном
возрасте
глухие
хуже
запоминают
места
расположения
предметов, в младшем школьном возрасте
путают места расположения
предметов, сходных по изображению или реальному функциональному
назначению. Неслышащие дети отмечают в окружающих предметах и
явлениях яркие, контрастные признаки, часто несущественные. Неслышащие
дети раньше познают в объектах специфическое, чем особое и общее,
отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным.
Педагогу необходимо руководствоваться результатами исследований в этой
области при планировании занятий с неслышащими детьми, а также
учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка.
Особенности зрительной памяти у детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата.
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
составляют дети с церебральными параличами. Двигательные расстройства
сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной
деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы и
ограниченными возможностями познания окружающего мира. При ДЦП
страдают самые важные для человека функции - движение, психика, речь.
При гемипаретической форме ДШП наблюдается недостаточность
объема зрительной памяти. Более полно запоминаются яркие предметы и те,
по которым можно создать больше ассоциативных связей. Узнавание
выражается в положительных эмоциях (смех, улыбка), повороте головы в
сторону нужного объекта или его изображения, в движении глазных яблок и
фиксации взгляда на нужном предмете, в попытке сделать указательный
жест, в звукоподражании. Их воспроизведение и узнавание возможно и по
истечении некоторого времени. Достижение определённых результатов
возможно только при длительной коррекционной работе.
Литература:
1.
Власенко И.Т. Проблема логопедии и принципы анализа речевых и
неречевых
2.
процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. - 1988. - No 4.
3.
Гуменная
Г.С.
Изучение
когнитивной
деятельности
детей
с
недоразвитием речи. Теория и практика коррекционного обучения
дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991.
4.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей. - М., 1995.
5.
Лебединский
В.В.
Общие
закономерности
психическогодизонтогенеза
//Хрестоматия:
Дети
с
нарушениями
развития. - М., 1995.
6.
Лурия А.Р. Язык и сознание. Феникс. Ростов-на-Дону. - 2001.
7.
Лубовский В.И., Яссман Л.В. Применение сюжетных картинок в
диагностике психического развития // Проблемы психологической
диагностики: Теория и практика. Таллинн, 1977.
8.
Немов Р.С. Психология. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая
психология и психодиагностика. - М., 1995.
9.
Усанова О.Н. Специальная психология: система психологического
изучения аномальных детей. - М., 1990.