Автор: Колденкова Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ужовская СШ
Населённый пункт: п. Ужовка
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий в образовательном процессе
Раздел: начальное образование
Использование игровых технологий в образовательном процессе
Колденкова Надежда Александровна, учитель начальных классов
МБОУ Ужовская СШ, (Починковский район)
В статье автор говорит об эффективности применения игровых
технологий в процессе обучения.
Ключевые слова:
образовательный процесс, игровые технологии,
дидактическая игра.
Когда ребенок начинает ходить в школу, его жизнь меняется. Он
становится
частью
общества,
где
его
социальная
позиция
начинает
формироваться. Игровая деятельность, которая раньше была основной
занятостью, уступает место учебной. Теперь учение становится главным
видом деятельности для младшего школьника. Начальная школа играет
важную роль в развитии учебной деятельности у учащихся. В этом возрасте
дети нуждаются в основах, чтобы успешно справляться с учебными
заданиями. Однако, учитывая особенности этого возраста, этот процесс
может быть сложным. Младшие школьники часто испытывают трудности с
переключением внимания. Им сложно сосредоточиться на одной задаче, так
как их внимание легко отвлекается. Это может затруднять усвоение новой
информации и выполнение заданий. Кроме того, младшие школьники могут
иметь проблемы с устойчивостью внимания. Они быстро утомляются и
теряют интерес к заданиям, что может привести к недостаточному усвоению
материала.
Непроизвольность
памяти
и
мышления
также
является
характерной особенностью младших школьников. Они могут забывать
информацию, которую только что изучили, или иметь трудности с
применением полученных знаний в практических ситуациях. Чтобы помочь
ученикам развить учебную деятельность, учителя должны применять
разнообразные
методы
обучения.
Игровые
элементы,
интерактивные
задания, использование визуальных материалов могут помочь привлечь
внимание
и
улучшить
усвоение
информации.
Также
важно
создать
поддерживающую и стимулирующую обстановку в классе, где дети будут
чувствовать себя комфортно и мотивированными для учения. Поощрение и
похвала
за
достижения
могут
укрепить
уверенность
учащихся
и
стимулировать их активное участие в учебном процессе. Поэтому начальная
школа должна учитывать возрастные особенности младших школьников и
предоставить им подходящую образовательную среду, которая будет
способствовать развитию их учебной деятельности.
Игровые технологии являются неотъемлемой частью современных
педагогических
методик
и
находят
все
большее
применение
в
образовательной практике. Они представляют собой инновационный подход
к обучению, основанный на использовании игр и игровых элементов.
Огромный потенциал игровых технологий заключается в их способности
активизировать участие учеников в образовательном процессе. Путем
включения элементов соревнования, коллективной работы и творчества,
игры
стимулируют
интерес
и
мотивацию
учащихся.
Они
создают
комфортную и дружелюбную обстановку, где каждый ребенок может
проявить свои способности и таланты. Одной из основных задач игровых
технологий является формирование субъектной позиции учащегося. Это
означает, что ребенок становится активным участником образовательного
процесса, способным самостоятельно принимать решения, преодолевать
трудности и достигать поставленных целей. Игры позволяют развивать
критическое мышление, логическое мышление и творческие способности
учеников.
Кроме
того,
игровые
технологии
способствуют
развитию
коммуникативных навыков учащихся. В процессе игры дети учатся
эффективно общаться, выражать свои мысли и идеи, слушать и уважать
мнение других. Они также развивают навыки сотрудничества, умение
работать в команде и решать проблемы совместно. Игры помогают детям
лучше
понять
себя,
свои
эмоции
и
потребности.
Ученики
учатся
контролировать
свое
поведение,
развивать
эмоциональную
интеллектуальность и управлять своими реакциями.
Дидактическая игра – это эффективное средство стимулирования
умственной
активности
детей,
которое
способствует
развитию
их
психических процессов. Она вызывает живой интерес у учащихся к процессу
познания. Более того, такие игры помогают сделать учебный материал более
увлекательный и вызывают глубокое удовлетворение и учеников, создавая
приятную рабочую атмосферу и облегчая процесс усвоения знаний. В
дидактических
играх
дети
активно
сравнивают,
сопоставляют
и
классифицируют предметы по различным признакам. Это помогает развивать
их
критическое
мышление,
логическое
мышление
и
способность
к
абстрактному мышлению. Кроме того, дидактические игры способствуют
развитию социальных навыков у детей. В процессе игры они учатся работать
в
команде.
Это
помогает
им
развивать
навыки
коммуникации,
эмоционального
интеллекта
и
сотрудничества,
что
является
важным
аспектом их социальной адаптации. Дидактические игры могут быть
адаптированы под разные возрастные группы и уровни сложности, что
позволяет
учителям
индивидуализировать
образовательный
процесс
и
адаптировать его под потребности каждого ученика. Это способствует более
эффективному усвоению материала и повышению мотивации учащихся.
Таким
образом,
дидактические
игры
играют
важную
роль
в
образовательном процессе, обогащая его и делая более интересным и
эффективным. Они стимулируют умственную активность детей, развивают
их способности и навыки, а также способствуют развитию социальных
навыков и адаптации в обществе.
Литература:
1.
Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в
образовании. – М.: Логос С.336, 2011.
2.
Михайлова Н.Н. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные
способы взаимодействия учителя и ученика - М.: Москва С. 158, 2010.
3.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических
игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990.
4.
Турик
Л.А.
Дебаты.
Игровая,
развивающая,
образовательная
технология. - М.: Феникс. С. 186, 2012.
5.
Щурковой Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые
технологии. - М.: Просвещение. С. 184, 2011.