Автор: Азизов Амиль Камиль Оглы
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Московский приборостроительный техникум
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Презентационный материал
Тема: "Понятие и особенности административно-правовых норм"
Раздел: среднее профессиональное
План:
1.Понятие Административно правовой
нормы.
2.Структура.
3.Особенности Административно-правовых
норм.
4. Классификация Административно-
правовых норм.
5.Признаки норм Административного права.
6. Источники Административного права
России .
Административно правовая норма
- это норма, регулирующая общественные
отношения в сфере государственного
управления, а также отношения
управленческого характера возникающие
в иных областях государственной
деятельности.
Административно
правовая норма
Административно
правовая норма
Гипотеза
Гипотеза
Санкция
Санкция
Диспозиция
Диспозиция
o
Гипотеза - часть административно-правовой
нормы, содержащая указание на фактические
условия реализации нормы
.(содержит указание на фактические
условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать
определенным образом).
Диспозиция - правило поведения
предписываемое нормой
.(определяет само правило поведения,
предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права).
Санкция - элемент административно-правовой
нормы, содержащий указание на меры
административного воздействия, применяемые
к правонарушителю
.(предусматривается, как правило, в виде конкретных мер
дисциплинарного или административного воздействия).
Административно-правовые нормы имеют следующие
особенности:
1) они устанавливаются органами исполнительной власти и
всегда вторичны по отношению к законодательным актам,
поскольку законы первичны и обладают большей
юридической силой;
2) нормы федеральных законов не всегда имеют характер
прямого действия, так как устанавливают наиболее общие
правила поведения, поэтому для их реализации принимаются
правовые акты федеральными органами исполнительной
власти, а также нормативные акты законодательных и
исполнительных органов субъектов Федерации;
3) административно-правовые нормы обязательны, прежде
всего, для органов исполнительной, а не законодательной
власти;
4) административно-правовые нормы не регулируют
отношения между гражданами, для этого есть гражданско-
правовые, семейноправовые и другие нормы, не носящие
характер властности, присущий административно-правовым
нормам.
⦿
Административно-правовые нормы по
различным основаниям классифицируются на
определенные виды, наиболее полно
характеризующие нормы административного
права и их юридические свойства.
Виды
административно-
правовых норм:
Виды
административно-
правовых норм:
общероссийские и
территориальные
общероссийские и
территориальные
межтерриториальные
и местные
межтерриториальные
и местные
регулятивные и
охранительные
регулятивные и
охранительные
срочные и
бессрочные
срочные и
бессрочные
материальные
и
процессуальные
материальные
и
процессуальные
Первый вид
классификации.
Виды административно-правовых норм:
1. по способу (методу) регулирования поведения субъектов нормы:
принципы, императивные, поручения, задачи, стимулы, указания,
дефиниции, запреты, учредительные, санкции, стандарты,
договорные, рекомендации, нормативы
2. по предмету регулирования:
- материальные - регулируют сущность управленче ских
отношений (административно-правовой статус участников,
правовой режим функционирования исполнительной власти);
- процессуальные - определяют порядок и методы реализации
материальных норм государственного управления.
3. по функциям права:
регулятивные и охранительные;
4. по содержанию регулирования:
- общие - регулируют общие для всех отраслей управ ления
общественные отношения;
- особенные - регулируют общественные отношения,
складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической,
административно-политической, со циально-культурной).
5) по содержанию:
а) обязывающие –
предписывающие субъектам
административно-правовых отношений в обязательном
порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие
– нормы, предоставляющие субъектам
административно-правовых отношений право совершать
какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие
– нормы, закрепляющие обязанности
субъектов административно-правовых отношений
воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные
– нормы, в которых участникам
административно-правовых отношений предлагается в
качестве рекомендательной определенная модель
поведения;
д) поощрительные –
нормы, содержащие меры поощрения за
наиболее благоприятные действия со стороны субъектов
административно -правовыхотношений;
6) по юридической силе:
а) законодательные;
б) подзаконные;
4) по территориальному действию:
а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) муниципальные.
7. В зависимости от предела действия: по территории, по сроку по
кругу лиц:
а) по территории действия (в пространстве): федеральные,
региональные, местные, локальные;
- общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей
(поведение граждан за границей);
- межтерриториальные (акты, действующие в услови ях
чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных
образований);
- нормы субъекта Федерации;
- местные (локальные);
- специальные (определенный регион).
б) по сроку действия (во времени):
постоянные, временные, чрезвычайные;
срочные и бессрочные
в) по кругу лиц: общие и специальные;
7. по юридической силе: законы и подзаконные акты;
8. по субъектной направленности: управленческие и
общегражданские.
Административно-правовые нормы могут подразделяться на:
юрисдикционные, процедурные, функционально-процессуальные, регламентные и
другие.
Признаки норм административного права:
1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом
административного права;
2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует
высшая по юридической силе;
3) большинство норм административного права носят императивный
(обязывающий) характер;
4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными
видами ответственности: административной и дисциплинарной;
5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как
правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция
часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона
либо помещены в различные нормативно-правовые акты.
Акты органов законодательной и исполнительной власти,
содержащие административно-правовые нормы, которые
регулируют общественные отношения в сфере исполнительной
власти, именуются источниками административного права.
Источниками административного права России
являются:
- Конституция;
- законы (федеральные конституционные и федеральные), в
которых содержатся административно-правовые нормы;
- соответствующие кодексы (прежде всего КоАП, Таможенный
кодекс РФ и другие отраслевые кодексы);
- нормативные акты Президента, Правительства, федеральных
органов исполнительной власти;
- нормативные акты органов законодательной и исполнительной
власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления,
регулирующие административно-правовые отношения.
Спасибо
за
внимание