Напоминание

"Понятие и особенности административно-правовых норм"


Автор: Азизов Амиль Камиль Оглы
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Московский приборостроительный техникум
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Презентационный материал
Тема: "Понятие и особенности административно-правовых норм"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




План:

1.Понятие Административно правовой

нормы.

2.Структура.

3.Особенности Административно-правовых

норм.

4. Классификация Административно-

правовых норм.

5.Признаки норм Административного права.

6. Источники Административного права

России .

Административно правовая норма

- это норма, регулирующая общественные

отношения в сфере государственного

управления, а также отношения

управленческого характера возникающие

в иных областях государственной

деятельности.

Административно

правовая норма

Административно

правовая норма

Гипотеза

Гипотеза

Санкция

Санкция

Диспозиция

Диспозиция

o

Гипотеза - часть административно-правовой

нормы, содержащая указание на фактические

условия реализации нормы

.(содержит указание на фактические

условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать

определенным образом).

Диспозиция - правило поведения

предписываемое нормой

.(определяет само правило поведения,

предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права).

Санкция - элемент административно-правовой

нормы, содержащий указание на меры

административного воздействия, применяемые

к правонарушителю

.(предусматривается, как правило, в виде конкретных мер

дисциплинарного или административного воздействия).

Административно-правовые нормы имеют следующие

особенности:

1) они устанавливаются органами исполнительной власти и

всегда вторичны по отношению к законодательным актам,

поскольку законы первичны и обладают большей

юридической силой;

2) нормы федеральных законов не всегда имеют характер

прямого действия, так как устанавливают наиболее общие

правила поведения, поэтому для их реализации принимаются

правовые акты федеральными органами исполнительной

власти, а также нормативные акты законодательных и

исполнительных органов субъектов Федерации;

3) административно-правовые нормы обязательны, прежде

всего, для органов исполнительной, а не законодательной

власти;

4) административно-правовые нормы не регулируют

отношения между гражданами, для этого есть гражданско-

правовые, семейноправовые и другие нормы, не носящие

характер властности, присущий административно-правовым

нормам.

⦿

Административно-правовые нормы по

различным основаниям классифицируются на

определенные виды, наиболее полно

характеризующие нормы административного

права и их юридические свойства.

Виды

административно-

правовых норм:

Виды

административно-

правовых норм:

общероссийские и

территориальные

общероссийские и

территориальные

межтерриториальные

и местные

межтерриториальные

и местные

регулятивные и

охранительные

регулятивные и

охранительные

срочные и

бессрочные

срочные и

бессрочные

материальные

и

процессуальные

материальные

и

процессуальные

Первый вид

классификации.

Виды административно-правовых норм:

1. по способу (методу) регулирования поведения субъектов нормы:

принципы, императивные, поручения, задачи, стимулы, указания,

дефиниции, запреты, учредительные, санкции, стандарты,

договорные, рекомендации, нормативы

2. по предмету регулирования:

- материальные - регулируют сущность управленче ских

отношений (административно-правовой статус участников,

правовой режим функционирования исполнительной власти);

- процессуальные - определяют порядок и методы реализации

материальных норм государственного управления.

3. по функциям права:

регулятивные и охранительные;

4. по содержанию регулирования:

- общие - регулируют общие для всех отраслей управ ления

общественные отношения;

- особенные - регулируют общественные отношения,

складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической,

административно-политической, со циально-культурной).

5) по содержанию:

а) обязывающие –

предписывающие субъектам

административно-правовых отношений в обязательном

порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие

– нормы, предоставляющие субъектам

административно-правовых отношений право совершать

какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие

– нормы, закрепляющие обязанности

субъектов административно-правовых отношений

воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные

– нормы, в которых участникам

административно-правовых отношений предлагается в

качестве рекомендательной определенная модель

поведения;

д) поощрительные –

нормы, содержащие меры поощрения за

наиболее благоприятные действия со стороны субъектов

административно -правовыхотношений;

6) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальные.

7. В зависимости от предела действия: по территории, по сроку по

кругу лиц:

а) по территории действия (в пространстве): федеральные,

региональные, местные, локальные;

- общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей

(поведение граждан за границей);

- межтерриториальные (акты, действующие в услови ях

чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных

образований);

- нормы субъекта Федерации;

- местные (локальные);

- специальные (определенный регион).

б) по сроку действия (во времени):

постоянные, временные, чрезвычайные;

срочные и бессрочные

в) по кругу лиц: общие и специальные;

7. по юридической силе: законы и подзаконные акты;

8. по субъектной направленности: управленческие и

общегражданские.

Административно-правовые нормы могут подразделяться на:

юрисдикционные, процедурные, функционально-процессуальные, регламентные и

другие.

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом

административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует

высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный

(обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными

видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как

правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция

часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона

либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Акты органов законодательной и исполнительной власти,

содержащие административно-правовые нормы, которые

регулируют общественные отношения в сфере исполнительной

власти, именуются источниками административного права.

Источниками административного права России

являются:

- Конституция;

- законы (федеральные конституционные и федеральные), в

которых содержатся административно-правовые нормы;

- соответствующие кодексы (прежде всего КоАП, Таможенный

кодекс РФ и другие отраслевые кодексы);

- нормативные акты Президента, Правительства, федеральных

органов исполнительной власти;

- нормативные акты органов законодательной и исполнительной

власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления,

регулирующие административно-правовые отношения.

Спасибо

за

внимание



В раздел образования