Автор: Лидия Петровна Мищенко
Должность: Директор школы
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 31" города Смоленска
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения"
Раздел: среднее образование
Мищенко Л.П.
заслуженный учитель РФ
директор МБОУ «СШ № 31»
г. Смоленска
НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАПРОСЫ, ОЦЕНКИ, ПУТИ
ДОСТИЖЕНИЯ
Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель
мечтает о качественном образовании для своего ребёнка. А что такое
«качество образования» сегодня? При использовании в образовательном
контексте понятия «качество» последнему часто приписывают различные
значения. Так, для педагогов оно может означать наличие качественного
учебного плана, обеспеченного учебными материалами, для учащихся -
соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками. Для родителей -
связано с развитием индивидуальности их детей.
Однако можно выделить четыре основных условия, без которых
получение качественного образования просто невозможно:
1) квалифицированный педагогический состав;
2) наличие современного учебного оборудования, средств обучения,
применение новых педагогических технологий;
3) существование благоприятных условий для обучения (школьная
столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).
4) благоприятная среда общения со сверстниками.
В книге «Управление качеством образования под редакцией М. М.
Поташника качество образования понимается как «важнейший показатель
успеха школы…». По его мнению, «качество образования — соотношение
цели и результата, меры достижения целей…». Из логики определения
вытекает: результат образования определяется его целями. Что можно
сегодня считать целями образования?
Образование
во
всем
мире
рассматривается
в
качестве
базовой
общекультурной ценности.
Что следует понимать под образованием?
Традиционно образование рассматривается как создание человека по
образу и подобию. Оно, исходя из отмеченного, становится способом
создания своего образа личности. А это означает то, что невозможно
представлять образование только лишь в аспекте вооружения учащихся
знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими его адаптацию в
современной культуре.
Истинное
современное
образование
основывается
на
развитии
и
саморазвитии «Я» человека. Образование как единство обучения и
воспитания призвано обеспечить построение учеником живого знания,
знания личностно значимого. Цель образования, структура, технологии
зависят от главных особенностей начавшегося столетия. Каковы же эти
особенности XXI века?
Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего развития -
ступени жизни или смерти. В наше время все земные проблемы стали
глобальными и жизнью человечества больше всего правят глобальные,
планетарные противоречия. По данным прогнозов в начале века будут
углубляться и расширяться кризисные явления - и, прежде всего,
всеобъемлющий энергетический кризис, что потребует активного поиска
учеными новых источников энергии, а также расширения уже известных
месторождений и способов получения энергии. Этот процесс не может не
вызвать борьбы за передел мира, с одной стороны, и, с другой - потребует
объединения усилий ученых всего мира для поиска новых источников
энергии. Вторым кризисным явлением, носящим глобальный характер,
будет угрожающе быстрое развитие экологического кризиса во всех и
особенно индустриально развитых странах, обострение проблемы водных
ресурсов и особенно питьевой воды.
Третий кризис - глобальное изменение климата, усиление действия
стрессовых факторов среды на человека и биоресурсы, что потребует
больших резервов энергетических и материально-технических ресурсов во
всех странах мира на преодоление отрицательных последствий этих
явлений.
Четвертый кризис связан с увеличением минимум в 2 раза численности
населения на земном шаре. Это, в свою очередь, приведет к перенаселению
ранее
освоенных
территорий,
нехватке
продовольствия.
Отсюда
обоснованным становится стремление к освоению новых территорий и
наукоемких технологий производства.
Необходимость
преодоления
отмеченных
кризисов
потребует
объединения мирового интеллекта в направлении поиска путей смягчения
кризисных явлений и успешного выхода из них. В ряде сфер потребуется
научный прорыв, например освоение Космоса с целью использования
космических технологий в земных условиях, развитие искусственного
интеллекта и его использование в производстве и жизнеобеспечении людей.
Один из сложнейших факторов положения человека в сегодняшней
цивилизации
-
взрыв
потребления
(и
это
несмотря
на
сложные
экономические проблемы в России). С одной стороны - это очень
благотворный для человека момент. По иерархии потребностей (по закону
возвышения) та энергия человека, которая шла на бытовые нужды, теперь
может переключиться на более глубокие духовные потребности. Но
зачастую человек считает, что насыщение базовых нужд - вершина
человеческой жизни, тогда эта энергия не переключается на более высокие
потребности. Поэтому нынешний культ потребления - пищевого, вещевого,
зрелищного
глубоко
эгоизирует
мир
потребностей.
Он
превращает
человека-созидателя в человека-потребителя.
Это новая глобальная угроза для человечества, и она опасна для молодых
поколений, которые растут пленниками, потребленческого культа.
Еще одна угроза таится в почти повальной невротизации. Крупная доля
наших душевных сил уходит на защитные переживания, на повышенную
заботу о себе. На заботу о других людях у нас остается гораздо меньше
душевных, сил. Современный человек делается всё более «Я»-центричным,
замкнутым на себе.
Угрозу представляет и положение ученика в школе и ребенка в семье -
положение одиночки. Успех соседа - не часть моего успеха, моя неудача -
не часть его неудачи - на таком отгораживании основано положение
ученика в школе. Чтобы быть хорошим учеником, совсем не надо быть
хорошим человеком. Где искать выход? Выходы из глобальных кризисов
могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние
локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать
их.
Каким образом это можно сделать?
Наверное, только улучшением человеческой природы. Уместны в этой
связи слова Э. Фромма: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать
другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить
общество».
Современное образование в этой связи оказывается самым активным
участником процесса выхода из планетарных кризисов.
В
связи с
этим возникает острая
необходимость определить
приоритеты
в
базовом
образовании,
разработать
новые
стратегии
образования человека на протяжении всей жизни.
Главную
задачу
образования
можно
сформулировать
так:
максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически
детерминированных способностей (возможностей), развивать у людей
рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями
современной науки,
техники и технологии,
которые бы позволили
добиваться максимального эффекта от их использования в условиях
изменяющейся природной ситуации.
Для выполнения этой грандиозной задачи воспитание должно быть
нацелено на самовоспитание высокой гражданской позиции,
высоких
нравственных качеств, на содействие формированию у людей устойчивого
естественнонаучного взгляда на природу и общество, на свое место в жизни,
свою роль в обществе и государстве.
Выпускники школ владеют более или менее хорошими специальными
умениями и навыками. Но чаще всего большинство из них не владеют
самыми
главным
умением
-
умением
жить
в
современном
мире,
ориентироваться в любой жизненной ситуации. Промышленники Европы,
одни из потенциальных заказчиков системы общего среднего в одном из
заключительных документов своего «круглого стола» записали: «Многие
молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех
компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни:
способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство
ответственности
и
личная
дисциплина;
чувство
инициативы,
любознательности,
творчества,
дух
профессионализма,
стремление
к
совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему
делу, патриотизм. Эти качества составляют основу духа предприятия.
Наиболее перспективной в развитии образования являете концепция
образования
на
протяжении
всей
жизни
человека.
Сущностными
характеристиками этой концепции являются:
· гибкость;
· разнообразие;
· доступность во времени и пространстве.
К реализации концепции образования на протяжении всей жизни школа
должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью необходимо развивать
образовательный процесс, опираясь на следующие основания:
· научиться познавать;
· научиться делать;
· научиться жить вместе;
· научиться жить в ладу с самим собою.
Собственно говоря, эти основы и являются целями современного
образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить
вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
Раскроем компоненты этих целей образования.
• Помочь
учащимся
научиться
познавать
окружающий
мир.
Задача научиться познавать давно стала составной в системе задач
образовательных учреждений. Необходимо создавать условия для развития
у
учащихся
вкуса
к
исследовательской
деятельности
и
овладению
исследовательскими умениями.
Таким образом, понятие «научиться учиться» включает в себя:
-
интеллектуальную культуру;
-
культуру самоорганизации;
-
информационную культуру;
-
исследовательскую культуру.
Отметим, что сформированность интеллектуальной, информационной,
исследовательской культур и культуры самоорганизации действительно
позволят школьнику учиться всю жизнь. Тем самым тезис «образование в
течение жизни» становится реальностью.
• Помочь учащимся научиться работать (действовать).
Другой
основой
развития
образования
является
решение
задачи
научиться работать, что связано с необходимостью совершенствования в
сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность,
дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и
непредвиденными).
Прежде всего,
следует научиться использовать знания на практике,
применять их к решению теоретических проблем. Для этого необходимо
содействовать
развитию
у
школьников
системного,
критического
мышления. В отличие от аналитического, системное мышление - это
синтезирующее мышление.
Субъект с системным мышлением убежден, что правильно поставить и
решить ее, можно только выйдя за границы той системы, по отношению к
которой эта проблема изначально выявлена (В. С. Лазарев).
Но
этого
тоже
недостаточно.
Чтобы жить,
развиваться и быть
удовлетворенным
от
своей
основной
деятельности,
нужно
стать
профессионалом в избранной области. В условиях жесткой конкуренции
рынка свое место может «удержать» только профессионал. А для этого
каждый должен:
- формировать у себя потребность к постоянному познанию;
- уметь эту потребность удовлетворять собственными силами;
- иметь широкую компетентность, связанную с умением решать
проблемы;
-уметь
работать
в
разных
социальных
и
производственных
условиях.
Особо следует отметить необходимость воспитания такого качества у
школьников как лидерство. Оно может быть связано не только с наукой или
управлением, но и с практической деятельностью.
Лидер - это, прежде всего, профессионал в конкретной области.
Другая черта лидера - это умение увидеть проблему, а значит
необходимо
обладать
способностью
к
проблемно-ориентированному
анализу, критическому анализу.
Третья черта лидера - это умение найти пути и средства решения
найденной
проблемы.
Здесь
требуются
от
человека
широкие
профессиональные знания и умения.
И, наконец, четвертая характеристика лидера - это умение организовать
вокруг себя людей для решения проблемы. Лидер - это человек, который
способен реализовать себя в любимом деле.
Таким образом, воспитание лидера сегодня становится одной из важных
целей образования. При этом в виду имеется лидер, способный к
сопереживанию другому человеку, стремящийся к принятию другого и
оказанию ему помощи.
•
Помочь учащимся научиться жить вместе - еще одна цель
современного образования.
Важно научиться жить вместе, воспитывая
в себе принятие и
понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. Для
современных условий необходимо уже в школе способствовать воспитанию
у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье,
в социуме, в мире. В этой связи исключительно важным является разбудить
и поддерживать у детей чувство понимания взаимозависимости в мире,
развивать у них коммуникативность, умения предупреждать и снимать
конфликты.
Основополагающим в коммуникации, безусловно, является осознание
того, что другой человек является ценностью. Именно это, на наш взгляд
позволяет принять другого. Как часто в повседневной жизни мы слышим,
что самым важным во взаимодействии людей является понимание друг
друга. Но это понимание никогда не состоится, если мы не принимаем этого
другого. Прежде всего, должен сработать механизм принятия. Если мы
принимаем другого, значит, в последующем и услышим его и, конечно, же,
сможем понять его.
• Четвертая важнейшая основа развития образовательного процесса
состоит в том, чтобы научиться жить, обеспечивая расцвет собственной
личности.
Чтобы
научиться
познавать,
нужно
хотеть
познавать,
поэтому
необходимо создавать в школе условия для саморазвития у учащихся
мотивации
в
познании,
духовных
потребностей,
собственной
индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств, физических
возможностей.
Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в самопознании,
ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего
развития.
Естественно, что выделенные цели образования требуют определения
основного пути развития массовой школы и всей системы образования
Цитирую слова И. С. Якиманской, которые, на мой взгляд, очень четко
и конкретно определяют назначение массовой российской школы: «Школа -
это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как
уникальная,
неповторимая
индивидуальность.
...Это
адаптивная
многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но
разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней
дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных
проявлений;
определения индивидуальной образовательной траектории,
способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей,
личностно значимых ценностей и жизненных установок».