Напоминание

статья


Автор: Елена Александровна Чусовитина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга""
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Из опыта работы "Здоровье начинается в семье"
Тема: статья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы

«Здоровье начинается в семье»

Слайд 1 "Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель

Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из

нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают.

Уважаемые коллеги! Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью –

это..." (блиц опрос педагогов)

Слайд 2 Путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая

двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое

другое. Но самое главное – здоровый образ жизни.

Слайд 3 По данным мониторинга здравоохранения структура здоровья

человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10 %, наследственности

принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 52 % -

это образ жизни. Дети сами, естественно, не могут обеспечить себе здоровый

образ жизни. Но это могут сделать взрослые: дома – родители, в нашем центре

– сотрудники центра.

Слайд 4 «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и

сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они

будут беречься» Януш Корчак

Слайд 5 В нашем центре проводится обширный комплекс оздоровительных

мероприятий:

- режим дня;

-соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН;

- правильное, сбалансированное питание;

- утренняя гимнастика, гимнастика после сна;

- дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика;

- закаливающие процедуры;.

- занятия, прогулки, походы;

- соблюдение сезонной одежды воспитанников;

- облегченная одежда в центре (внутри учреждения);

- витаминотерапия, витаминопрофилактика (витаминизация третьих блюд);

- физкультурные занятия;

Всё перечисленное мной – это содержание нашей с вами ежедневной

работы по организации здоровьесберегающей деятельности с детьми.

Слайд6 Так что же такое здоровье?

Здоровье - это состояние полного

физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических дефектов.

Существует разнообразные формы и виды деятельности, направленные

на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс

мероприятий получил в настоящее время – «здоровьесберегающие

технологии».

Слайд 7 Здоровьесберегающая технология– это целостная система

воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических

мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и

педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника.

Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах

деятельности и представлены как:

Слайд 8- технологии сохранения и стимулирования здоровья детей;

- технологии обучения ЗОЖ;

- коррекционные технологии;

Сегодня я представлю опыт работы нашего отделения по здоровьесбережению

воспитанников, которые поступают к нам на реабилитацию.

Слайд 9Технологии сохранения и стимулирования здоровья Данная

технология представлена в полном объеме и внедрена в практику работы

нашего отделения. В течение дня нам предстоит практически ежеминутная

работа по здоровьесбережению детей.

Слайд 10 Начнём с утреннего приёма: приветствие, улыбка, ласковое

обращение по имени к ребёнку, в эти первые минуты воспитателю очень важно:

выразить свою радость от прихода ребёнка в группу. Удивиться, восхититься,

любой мелочи (красивому платьицу, новой шапке, погоде на улице), создавая

тем самым благоприятный эмоциональный фон; далее видя настроение

ребёнка, воспитатель осуществляет индивидуальный подход, предлагая

ребёнку:

совместную деятельность, индивидуальную работу,

включение в игру со сверстниками

ярко иллюстрированную книгу и т.д

Слайд 11 В восемь часов, когда прием в группу окончен , проводим утренний

круг «Здоровячок» - это пальчиковая гимнастика (Пн. – ср.), дыхательная ( ),

гимнастика для глаз( ). Стулья ставим полукругом, или садимся на коврик,

чтобы видеть глаза друг друга, начинаем:

пальчиковые игры тренируют мелкую моторику, стимулируют речь,

развивают пространственное мышление, внимание, кровообращение,

воображение, быстроту реакции. Слова пальчиковых игр создают

доброжелательный настрой на предстоящий день;

дыхательная гимнастика – положительно влияет на обменные процессы,

играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.

Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное

носовое дыхание. Повышает общую сопротивляемость организма.

гимнастика для глаз направлена на улучшение и сохранение зрения, является

профилактикой близорукости и дальнозоркости. Зрение - основной источник

знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного

внимания и бережного отношения.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время

наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз.

Слайд 12 Далее утренняя гимнастика - вновь положительный настрой на день.

Регулярная утренняя гимнастика укрепляет организм и способствует

повышению иммунитета детей. Детям очень нравится, когда упражнения

выполняются с использованием лент, флажков. Мы во время проведения

утренний гимнастики используем музыкальное сопровождение, что

способствует улучшению психологического и физиологического состояния

организма ребёнка, у детей при этом формируются ритмические умения и

навыки.

Слайд 13 Водные процедуры, своего рода закаливающая процедура и

одновременно массаж ладошек, пальчиков. Соблюдение и выполнение

санитарно-гигиенических требований, личной гигиены, проветривание,

влажная уборка помещений, соблюдение режима питания, режима дня также

способствует сбережению здоровья детей.

Во время завтрака, обеда, полдника, любого приёма пищи проводим короткие

беседы о пользе продуктов, из которых приготовлены блюдо, а так же

повторение правил этикета и безопасного поведения за столом. Осуществляется

витаминизация

третьего

люда,

в

рацион

детей

введен

второй

витаминизированный завтрак (сок, фрукты).

Также с целью профилактики

простудных и инфекционных заболеваний используем фитонциды (репчатый

лук, чеснок).

После приема пищи проводим «минуты тишины» - это форма работы,

способствующая развитию волевых качеств детей. Дети познают мир через

услышанные звуки (аудиозаписи «Звуки природы», прослушивание

произведений детских писателей «Живое художественное слово»)

Следующим этапом ежедневной воспитательно-реабилитационной

работы является занятие по программе «Развивайка», «Дошколёнок».

Помещение для занятия всегда проветривается, выполняется влажная уборка.

Во время занятия используем динамические паузы (физминутки), от 2 до 3

мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются

элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики в

зависимости от вида занятия. Они способствуют снятию усталости,

напряжения, переключения на другой вид деятельности.

Слайд 14 Следующим немаловажным режимным моментом является п

рогулка.

Она

способствует оздоровлению организма детей: свежий воздух, плюс

солнечные ванны, плюс движение, общение друг с другом, закаливание,

общение с природой: наблюдение за явлениями природы, объектами живой и

неживой природы, игра, трудовые навыки, игры с природным материалом

(снегом, листьями, водой, песком). Ребята любят принимать участие в посадке

культурных растений: цветы, овощи, зелень для салатов и ухаживать за ними в

течение лета. В зимнее время мы с детьми устраиваем зеленый огород в группе,

на окне садим зеленый лук, который ребята с удовольствием кушают на обеды.

Проводим подвижные игры, спортивные эстафеты, которые направлены на

обучение двигательным умениям и навыкам (ходьбы, бега, прыжкам,

упражнения для профилактики осанки и плоскостопия) . Подвижные игры

развивают ловкость, быстроту, координацию движений и положительно влияют

на эмоциональное состояние воспитанников.

Слайд 15 Одевание, раздевание – наработка навыков самостоятельности,

аккуратности, самоутверждение: «Я могу, я умею», навыков взаимопомощи:

«Можно я тебе помогу?», умения обратиться с просьбой, умения

договариваться. Всё это способствует укреплению социального здоровья детей.

После прогулок проводим упражнения на релаксацию, которые

помогают снять мышечное напряжение и возбуждение: «Путешествие на

облаке», Сделаем растяжку «Снеговик»….

Слайд 16 Технологии обучения здоровому образу жизни.

Слайд 17 Физкультурные занятия. Отмечу, что нашей группе имеются

необходимые условия для двигательной активности. Оборудован спортивный

уголок, где представлено разнообразное физкультурное оборудование,

(скакалки, обручи, гантели, кегли, кубики пластмассовые, мячи разных

размеров, кольцеброс), а также пособия изготовленные своими руками

(флажки, ленты). Все это позволяет развить у ребёнка интерес к физической

культуре, спорту и к своему здоровью.

Занятия проводятся три раза в неделю, один раз (в соответствии с погодными

условиями) проводятся на улице (на спортивной площадке). Занятия проходят

в движении, в игровой форме. Регулярные занятия физкультурой укрепляют

организм и способствуют повышению иммунитета. Во время занятий

используем музыкальное сопровождение, что способствует улучшению

психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

При проведении занятий используем как традиционные, так и нетрадиционные

формы занятий: сюжетные, игры-эстафеты, веселые старты и др.

Слайд 18 Нами разработаны циклы бесед по формированию представлений о

здоровом образе жизни «Уроки здоровья», по формированию знаний ПДД

«Школа зеленого огонька», по привитию КГН «Уроки Мойдодыра», которые

также являются одним из здоровьесберегающих компонентов. Занятия

проводятся 3 раза в неделю. В ходе бесед у детей легко формируется понятие о

том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье:"Я

здоровье берегу! Сам себе я помогу", «Сигналы светофора», «В мире опасных

предметов», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!», «Кого называют

опрятным, неряшливым?» и т.д

Слайд 19 Очень ребятам нравится точечный массаж или «Гимнастика

маленьких волшебников», как элемент психофизической тренировки

способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального

напряжения. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде

пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые

стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота,

доступность, возможность использования в различной обстановке .Делая

массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в

целом, улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних

органов. Упражнения точечного массажа является профилактикой простудных

заболеваний.

Слайд 20 Наши воспитанники посещают дополнительные занятия в

тренажерном и хореографическом зале Ледового дворца, в бассейне

оздоровительного комплекса «Водный мир».

Организуем экскурсии детей в спортивно-оздоровительные учреждения:

«ФОК», «Дворец спортивной гимнастики», на спортивно-игровые площадки

нашего микрорайона.

Эти занятия и виды деятельности позволяю не только укрепить организм

детей, развивать двигательную активность, но и повысить эмоционально-

волевую сферу, что также немаловажно для здоровья детей.

Слайд 21 Педагогическое просвещение родителей по вопросам оздоровления

детей осуществляется с помощью анкетирования, родительских собраний

индивидуальных и групповых консультаций, выпуска буклетов, памяток.

Оформляются папки передвижки для родителей на различные темы:

«Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки – источник кишечных

инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические

прививки и их значение» и др.

Вовлекаем родителей в совместную спортивно - досуговую деятельность,

спортивные праздники.

Слайд 22 В своей работе активно применяем и коррекционную технологию.

Слайд 23 Дети с большим удовольствием занимаются за песочным столом.

Активно участвуют в театрализованных постановках, любят петь, рисовать.

Данные виды деятельности повышают иммунитет детей, а главное снимают

напряжение и раздражительность, что благоприятно сказывается на здоровье

детей.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную

направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая

деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу

жизни, развивается двигательная активность, укрепляется мышечный тонус,

развивается эмоциональная сфера..

Слайд 24.Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз!!!

Приложение

Релаксация

«Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните.

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое

облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши

ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо.

Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и

тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете

счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно.

Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может

произойти что – нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем

облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и

поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь

понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь,

и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными

Сделаем растяжку «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое,

как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять.

Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки

и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу

воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала

испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по

небу.

Приложение

Пальчиковая гимнастика

Разминаем пальчики правой руки.

Этот палец самый сильный, самый толстый и большой, (большой палец)

Этот палец для того, чтоб показывать его, (указательный палец)

Этот палец самый длинный, он стоит посередине, (средний палец)

Этот пальчик безымянный, ох, избалованный самый, (безымянный палец)

Этот пальчик, хоть и мал, очень ловок и удал. (мизинец)

Чтобы размять пальчики левой руки, используем другую пальчиковую

игру: "Утро"

Утро настало, солнышко встало!

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Серёдка!

Вставай, Сиротка!

И ты, Крошка-Митрошка!

Привет, ладошка!

Приложение

Точечный массаж «Гимнастика маленьких волшебников»

«Строим дом»

Строим, строим, строим дом, (большими пальцами обеих рук растираем

энергично крылья носа,до лба)

и с окошком, (указательным пальцем «колем» кончик носа)

и с трубой (большим пальцем энергично растираем лоб сверху вниз, снизу вверх)

из трубы идёт дым (большим пальцем энергично растираем лоб слева-напрвао,

справа-налево)

бровки пощипали;

по носику постучали (указательными пальцами «стучим» по крыльям носа,

произнося долго звук «ммм»)

«Колючка»: (проговариваем шутливо: «я вас дети уколю» указательным и

большим пальцами, колем перегородку носа)

«Нет, нет, нет,», (колем точку под носом)

«Нет, нет, нет,», (колем точку под нижней губой)

«Кошечка»: «мяу, мяу» (мягкими ладошками нежно поглаживаем шею впереди

снизу вверх)

«Разбудим косточки», (энергично растираем ярёмную ямку)

и приговариваем«Доброе утро, косточки, пора вставать!» «Не хотим!»

«Надо!»

«барабаним» (кулачками по грудине, массируя точку иммунитета)

«Парад красных ушей» (энергично растираем уши до красна)

«Ослик» (тянем уши вниз за мочки)

«Зайка» (тянем уши вверх)

«Обезьянки» (тянем уши назад)

«Чебурашка» (тянем уши в стороны)

«Мартышка» (тянем уши вперёд)

«Защипываем пельмени» (защипываем, как пельмешки края ушей, снизу вверх)

«Пельмешки готовы?»

«Похлопали от радости» (хлопки ладонями по ушам)

«Стряхнули водичку» (мизинчиком «стряхнули водичку с ушей»)

«Погладили ушки»

«Гусеничка» (пальчики «побежали», по рукам, начиная с кистей до шеи, гладим

шею сзади, голову и приговариваем,) мальчики: «Я молодец, я удалец, я

сильный, я смелый, я ловкий, я умелый» Девочки: « Я умничка, я разумничка, я

хорошая, я пригожая, я добрая, я нежная »

Приложение

Дыхательная гимнастика

Упражнение

«Душистая роза»

Исходное положение – стоя, внимание сосредоточено на ребрах. Положить

ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Представить, что вы нюхаете

душистую розу. Медленно вдохните через нос – заметим, как ребра грудной

клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните

ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются

неподвижными. Помните, что все внимание – только на ребрах, так как вы

хотите

натренировать

межреберные

мышцы.

Вдохи

должны

быть

неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.

Упражнение

«Птица

»

Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз

поднять руки через стороны вверх – вдох, задержать дыхание на один счет,

после этого медленно опустить руки через стороны – выдох на протяжном

звуке «п-ф-ф-ф». Повторение 2 раза.

Упражнение

«Весёлые шаги»

Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох,

задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте

продолжительность выдоха на 1 счет.

Пьем коктейль через трубочку. Выдох носом.

Упражнение.

Дуем на горячий чай.

Вдох носом. Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)

Упражнение

«Надуй шар»

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» —

сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох

через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4

раза в медленном темпе.

Упражнение

«Обнимашки»

Исходное

положение:

стоя,

руки

перед

собой

На счет 1 – руки — в стороны, вдох; 2 – ребенок обхватывает свои плечи

руками, выдох

Упражнение

«

Пружинка»

И П – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и

согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох).

Повторить 6-8 раз.

Упражнение

«Аист»

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите

вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие.

На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторить

шесть-семь раз.

Приложение

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по

часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них

по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.(Смотрят вниз.)

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!(Встают и глаза поднимают вверх.)

«Белка»

Белка дятла поджидала,(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным

пальцем).



В раздел образования