Напоминание

опыт работы по проекту "Моя малая Родина - город Саранск"


Автор: Кичкирва Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад №76"
Населённый пункт: Город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: опыт работы по проекту "Моя малая Родина - город Саранск"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы по проекту на тему: «Моя малая Родина – город Саранск»

(патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления

с родным городом Саранском.)

воспитатель подготовительной группы Кичкирева Т.А.

Г.о.Саранск.

Тема

нашего

проекта:

«Моя

малая

Родина

город

Саранск»

В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль

играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или

иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных

ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Дети 5-7

лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками

совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами

поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в

общении со взрослыми – воспитателями и родителями.

Развитие коммуникативных компетенций старших дошкольников в

своей работе мы решили связать и с патриотическим воспитанием ребенка –

будущим гражданином своей страны.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего

гражданина. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается

с любви к своей семье, своему дому, улице, на которой он живет, детскому

саду, городу, своей стране. Поэтому в подготовительной группе нами было

принято решение разработать проект: «Моя малая Родина – город Саранск».

В его работе участвовали воспитанники подготовительной и младшей

группы, воспитатели, педагог, родители и музыкальные руководители ДОУ.

Цель работы:

Цели проекта:

формирование социальной компетенции дошкольников при ознакомлении с

родным городом с помощью инновационных технологий (игровой, метод

проектной деятельности, технологий фото кейсов и ТРИЗ).

Задачи:

Обучающие:

систематизировать у детей первоначальные представления об истории

родного города, его достопримечательностях, расширяя кругозор детей и

словарный запас,

научить применять инновационные технологии, направленные на успешную

реализацию социализации личности в обществе, повышая уровень

интеллектуального и логического мышления и воображения,

формировать умение применять полученные знания в практической

деятельности,

продолжать учить решать исследовательские задачи, применяя новые

инновационные методы и средства при ознакомлении с городом Саранском.

Развивающие:

способствовать развитию свободной творческой личности ребенка, создать

условия для развития любознательности, инициативности у детей старшего

дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом,

развивать активный словарь и коммуникативную функцию речи

дошкольников,

активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей и

взрослых.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному городу, уважение к его прошлому и

настоящему, к людям труда,

содействовать воспитанию гражданина – патриота своей малой Родины,

осознанного отношения к ней,

воспитывать элементарные общественные нормы взаимоотношений,

поведения при ознакомлении с городом и его жителями,

формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания.

Социально-коммуникативное развитие реализовывалось в 4-ех

направлениях:

- развитие игровой деятельности детей с цель усвоения

различных социальных ролей;

•-трудовое воспитание;

- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;

- формирование основ поведения в быту, социуме, природе.

Мы решили продолжить работу, начатую еще в средней группе, когда был

создан проект «Моя семья, моя маленькая Родина», дети выросли и

появились новые задачи и новые цели. Нам хотелось, чтобы дети, выпускаясь

из стен нашего сада, стали честными и порядочными гражданами нашего

города.

Вся дальнейшая работа была направлена на совместное общение детей

и обогащение их знаний о истории Российского государства, мордовского

края, города Саранска. В своей работе использовали такие формы как:

рассматривание картин и фотоальбомов, продуктивные виды деятельности,

показ слайдовых презентаций, знакомство со старинными русскими

и

мордовскими играми. Совместно с родителями была изучена история о

жизни и подвигах великих русских богатырей, мордовских героях воин,

проведены занятия о значении праздника народного единства. Знакомство с

историей вызвала у детей интерес, желание узнать больше нового и

интересного.

А ежемесячное посещение городского музея, совместно с родителями,

продолжило знакомство с культурой города. Нам были показаны старинные

костюмы, головные уборы, предметы старины, рассказано о русских

традициях, обрядах и праздниках. Совместные занятия по истории и

краеведению обогащали знания не только детей, но родителей и педагогов.

Дети всегда встречали работников музей с радостью, ждали этих встреч с

нетерпением. Они задавали много вопросов экскурсоводам, вступали с ним в

диалог, рассказывали о старинных предметах в своей семье, хотели что-то

обсудить.

В рамках проект а «Мордовия спортивная» проводились различные

мероприятия по воспитанию привычки здорового образа жизни.

Часто мы устраивали соревнования для детей своей группы, с родителями, а

также между детьми из параллельной группы Много рассказывали детям о

здоровом полезном питании, и режиме дня, о спортивных сооружениях

города, о видах спорта, которым можно заниматься в спорткомплексах

нашего города, участвовали в соревнованиях по сдаче норм ГТО. Дети

знакомились с мордовскими спортсменами и чемпионами как через

иллюстрации и видео фильмы, так и через рассказы взрослых.

Опыт работы по развитию коммуникативной компетенции детей через

патриотическое воспитанию показал, что необходимо осуществлять связь

поколений, воспитывать любовь и уважение друг к другу, к старшим,

родному городу, своей стране, и сделать это лучше через социализацию

ребенка, приобщение его к традициям и культуре русского и мордовского

народов . А это невозможно без должного воспитания и внимания в семье.

Ведь от того в какой семье воспитывается ребенок и зависит его духовное, и

нравственное развитие как ребенка, так и будущего гражданина своей

страны. В этом году нами были организованы встречи с интересными

людьми: с бабушкой и мамой воспитанников, которые рассказали о своих

интересах и любимых занятиях, с папами: военным СОБР, пожарным и

героем труда. В рамках проекта «Мордовия трудовая» дети не только

познакомились с профессиями мам и пап в нашем городе, но и с трудом

взрослых на саранских предприятиях и фабриках. Через мини – экспонаты

национального музея, которые изготовили с помощью родителей, смогли

рассмотреть их продукцию: кондитерские изделия, макаронные,

хлебобулочные, предметы «Литейного завода» и «Светотехники». Вышивку

на кокошниках, платьях, фартуках, салфетках рассмотрели на изделиях

фабрики «Мордовские узоры». Дети участвовали в творческих проектах

«Мордовия культурная» и рассказывали о труде художников (Рома

Цыганов), о музыкантах (Катя Калитина). О труде стюардесс, врачей,

стоматологов, работниках ГИБДД, полицейских были показаны презентации

сделанные совместно с родителями. Рассказы детей о важности труда мам

нашей группы увенчались фото выставкой «Мамы разные нужны, мамы

всякие важны» . дети нашей группы знают много пословиц и поговорок о

труде, могут их объяснить и часто используют в своей речи. Еженедельный

труд в группе, на участке детского сада и в огороде помог воспитать в детях

желание трудиться на благо других и задачи по воспитанию уважительного

уважения к труду взрослых и сверстников выполнены в полной мере.

К праздникам восьмое марта и дню матери, готовили выставку книг.

Прочли вместе с детьми истории о маме, выучили стихи и песни. Ребята

узнали, как много детей рождалось раньше в русских семьях, и насколько

тяжелым и значимым был труд русской женщины.

Матери сумевших вырастить и воспитать много детей, были всегда

заняты домашней работой. Детям было предложено рассказать о своей маме

и ее труде, а потом нарисовать ее портрет. И сегодня, женщина – это не

только мама и хозяйка, она обязательна имеет профессию, трудится на

производстве, всегда занята делом.

Поэтому мы решили, как можно подробнее рассказать и показать детям

значимость труда женщины

в группе мы организовали выставку детских рисунков «Мамы разные

нужны». После того как у детей опять возникло много интересующих их

вопросов о профессиях женщины мы пригласили наших мам. Мамы

участвовали в мастер-классе, рассказывали о традициях своей семьи.

Бабушка Маргариты Яськиной учила детей печь печенье, потому что это её

любимое занятие. Они сами замешивали тесто, формочками выдавливали

форму печенья и повара выпекали. Печенье было очень вкусным и им мы

угостили гостей и сотрудников детского сада.

Большую

помощь

в

развитии

коммуникации

у

детей

оказали

сотрудники музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, с которым с

прошлого года был составлен договор на цикличные занятия. Следует

отметить, что наше сотрудничество длится очень плодотворное. В течение

прошлого года они провели

мероприятие, посвящённое творчеству

мордовского художника Федота Сычкова, где дети не только познакомились

с жизнью художника, его картинами, но и участвовали в их «оживлении».

Девочки наряжались в мордовские сарафаны, накидывали на плечи красивые

платки и полушалки, брали на хрупкие плечи коромысло и пытались им

подцепить вёдра, как было изображено на картине «Девушка с коромыслом»

Было видно и волнение, и восхищение, и трепет детей, но всем очень

понравилось. И хотя материал был довольно – таки сложным, но все усвоили

его в полной мере. Всё это способствовало не только обогащению знаний об

истории нашего края, но и нравственному и эстетическому воспитанию

подрастающего поколения, Они подарили для ознакомления детям новые

книгу «Одежда мордвы», альбом «С.Д.Сычков». Также, что было очень

важно,. объясняли, что надо быть грамотным, учить свой язык и изучать

свою культуру и историю знать откуда пошла твоя родословная и кем были

твои предки, любить национальное искусство и творчество мордовских

художников и скульпторов, как вести себя в музеях. Приобщение ребенка к

национальному творчеству – это кладезь народной мудрости, своеобразная

энциклопедия духовной жизни русского и мордовского

народа, живо

творительный родник, способный очистить человека от без духовности, и

внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно скорее вернуть детей к

утраченным истокам, научить их с уважением относиться к искусству, любви

к родному краю.



В раздел образования