Автор: Кичкирва Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад №76"
Населённый пункт: Город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: опыт работы по проекту "Моя малая Родина - город Саранск"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по проекту на тему: «Моя малая Родина – город Саранск»
(патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления
с родным городом Саранском.)
воспитатель подготовительной группы Кичкирева Т.А.
Г.о.Саранск.
Тема
нашего
проекта:
«Моя
малая
Родина
–
город
Саранск»
В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль
играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или
иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных
ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Дети 5-7
лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками
совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами
поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в
общении со взрослыми – воспитателями и родителями.
Развитие коммуникативных компетенций старших дошкольников в
своей работе мы решили связать и с патриотическим воспитанием ребенка –
будущим гражданином своей страны.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего
гражданина. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается
с любви к своей семье, своему дому, улице, на которой он живет, детскому
саду, городу, своей стране. Поэтому в подготовительной группе нами было
принято решение разработать проект: «Моя малая Родина – город Саранск».
В его работе участвовали воспитанники подготовительной и младшей
группы, воспитатели, педагог, родители и музыкальные руководители ДОУ.
Цель работы:
Цели проекта:
формирование социальной компетенции дошкольников при ознакомлении с
родным городом с помощью инновационных технологий (игровой, метод
проектной деятельности, технологий фото кейсов и ТРИЗ).
Задачи:
Обучающие:
систематизировать у детей первоначальные представления об истории
родного города, его достопримечательностях, расширяя кругозор детей и
словарный запас,
научить применять инновационные технологии, направленные на успешную
реализацию социализации личности в обществе, повышая уровень
интеллектуального и логического мышления и воображения,
формировать умение применять полученные знания в практической
деятельности,
продолжать учить решать исследовательские задачи, применяя новые
инновационные методы и средства при ознакомлении с городом Саранском.
Развивающие:
способствовать развитию свободной творческой личности ребенка, создать
условия для развития любознательности, инициативности у детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом,
развивать активный словарь и коммуникативную функцию речи
дошкольников,
активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей и
взрослых.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному городу, уважение к его прошлому и
настоящему, к людям труда,
содействовать воспитанию гражданина – патриота своей малой Родины,
осознанного отношения к ней,
воспитывать элементарные общественные нормы взаимоотношений,
поведения при ознакомлении с городом и его жителями,
формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания.
Социально-коммуникативное развитие реализовывалось в 4-ех
направлениях:
- развитие игровой деятельности детей с цель усвоения
различных социальных ролей;
•-трудовое воспитание;
- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
- формирование основ поведения в быту, социуме, природе.
Мы решили продолжить работу, начатую еще в средней группе, когда был
создан проект «Моя семья, моя маленькая Родина», дети выросли и
появились новые задачи и новые цели. Нам хотелось, чтобы дети, выпускаясь
из стен нашего сада, стали честными и порядочными гражданами нашего
города.
Вся дальнейшая работа была направлена на совместное общение детей
и обогащение их знаний о истории Российского государства, мордовского
края, города Саранска. В своей работе использовали такие формы как:
рассматривание картин и фотоальбомов, продуктивные виды деятельности,
показ слайдовых презентаций, знакомство со старинными русскими
и
мордовскими играми. Совместно с родителями была изучена история о
жизни и подвигах великих русских богатырей, мордовских героях воин,
проведены занятия о значении праздника народного единства. Знакомство с
историей вызвала у детей интерес, желание узнать больше нового и
интересного.
А ежемесячное посещение городского музея, совместно с родителями,
продолжило знакомство с культурой города. Нам были показаны старинные
костюмы, головные уборы, предметы старины, рассказано о русских
традициях, обрядах и праздниках. Совместные занятия по истории и
краеведению обогащали знания не только детей, но родителей и педагогов.
Дети всегда встречали работников музей с радостью, ждали этих встреч с
нетерпением. Они задавали много вопросов экскурсоводам, вступали с ним в
диалог, рассказывали о старинных предметах в своей семье, хотели что-то
обсудить.
В рамках проект а «Мордовия спортивная» проводились различные
мероприятия по воспитанию привычки здорового образа жизни.
Часто мы устраивали соревнования для детей своей группы, с родителями, а
также между детьми из параллельной группы Много рассказывали детям о
здоровом полезном питании, и режиме дня, о спортивных сооружениях
города, о видах спорта, которым можно заниматься в спорткомплексах
нашего города, участвовали в соревнованиях по сдаче норм ГТО. Дети
знакомились с мордовскими спортсменами и чемпионами как через
иллюстрации и видео фильмы, так и через рассказы взрослых.
Опыт работы по развитию коммуникативной компетенции детей через
патриотическое воспитанию показал, что необходимо осуществлять связь
поколений, воспитывать любовь и уважение друг к другу, к старшим,
родному городу, своей стране, и сделать это лучше через социализацию
ребенка, приобщение его к традициям и культуре русского и мордовского
народов . А это невозможно без должного воспитания и внимания в семье.
Ведь от того в какой семье воспитывается ребенок и зависит его духовное, и
нравственное развитие как ребенка, так и будущего гражданина своей
страны. В этом году нами были организованы встречи с интересными
людьми: с бабушкой и мамой воспитанников, которые рассказали о своих
интересах и любимых занятиях, с папами: военным СОБР, пожарным и
героем труда. В рамках проекта «Мордовия трудовая» дети не только
познакомились с профессиями мам и пап в нашем городе, но и с трудом
взрослых на саранских предприятиях и фабриках. Через мини – экспонаты
национального музея, которые изготовили с помощью родителей, смогли
рассмотреть их продукцию: кондитерские изделия, макаронные,
хлебобулочные, предметы «Литейного завода» и «Светотехники». Вышивку
на кокошниках, платьях, фартуках, салфетках рассмотрели на изделиях
фабрики «Мордовские узоры». Дети участвовали в творческих проектах
«Мордовия культурная» и рассказывали о труде художников (Рома
Цыганов), о музыкантах (Катя Калитина). О труде стюардесс, врачей,
стоматологов, работниках ГИБДД, полицейских были показаны презентации
сделанные совместно с родителями. Рассказы детей о важности труда мам
нашей группы увенчались фото выставкой «Мамы разные нужны, мамы
всякие важны» . дети нашей группы знают много пословиц и поговорок о
труде, могут их объяснить и часто используют в своей речи. Еженедельный
труд в группе, на участке детского сада и в огороде помог воспитать в детях
желание трудиться на благо других и задачи по воспитанию уважительного
уважения к труду взрослых и сверстников выполнены в полной мере.
К праздникам восьмое марта и дню матери, готовили выставку книг.
Прочли вместе с детьми истории о маме, выучили стихи и песни. Ребята
узнали, как много детей рождалось раньше в русских семьях, и насколько
тяжелым и значимым был труд русской женщины.
Матери сумевших вырастить и воспитать много детей, были всегда
заняты домашней работой. Детям было предложено рассказать о своей маме
и ее труде, а потом нарисовать ее портрет. И сегодня, женщина – это не
только мама и хозяйка, она обязательна имеет профессию, трудится на
производстве, всегда занята делом.
Поэтому мы решили, как можно подробнее рассказать и показать детям
значимость труда женщины
в группе мы организовали выставку детских рисунков «Мамы разные
нужны». После того как у детей опять возникло много интересующих их
вопросов о профессиях женщины мы пригласили наших мам. Мамы
участвовали в мастер-классе, рассказывали о традициях своей семьи.
Бабушка Маргариты Яськиной учила детей печь печенье, потому что это её
любимое занятие. Они сами замешивали тесто, формочками выдавливали
форму печенья и повара выпекали. Печенье было очень вкусным и им мы
угостили гостей и сотрудников детского сада.
Большую
помощь
в
развитии
коммуникации
у
детей
оказали
сотрудники музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, с которым с
прошлого года был составлен договор на цикличные занятия. Следует
отметить, что наше сотрудничество длится очень плодотворное. В течение
прошлого года они провели
мероприятие, посвящённое творчеству
мордовского художника Федота Сычкова, где дети не только познакомились
с жизнью художника, его картинами, но и участвовали в их «оживлении».
Девочки наряжались в мордовские сарафаны, накидывали на плечи красивые
платки и полушалки, брали на хрупкие плечи коромысло и пытались им
подцепить вёдра, как было изображено на картине «Девушка с коромыслом»
Было видно и волнение, и восхищение, и трепет детей, но всем очень
понравилось. И хотя материал был довольно – таки сложным, но все усвоили
его в полной мере. Всё это способствовало не только обогащению знаний об
истории нашего края, но и нравственному и эстетическому воспитанию
подрастающего поколения, Они подарили для ознакомления детям новые
книгу «Одежда мордвы», альбом «С.Д.Сычков». Также, что было очень
важно,. объясняли, что надо быть грамотным, учить свой язык и изучать
свою культуру и историю знать откуда пошла твоя родословная и кем были
твои предки, любить национальное искусство и творчество мордовских
художников и скульпторов, как вести себя в музеях. Приобщение ребенка к
национальному творчеству – это кладезь народной мудрости, своеобразная
энциклопедия духовной жизни русского и мордовского
народа, живо
творительный родник, способный очистить человека от без духовности, и
внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно скорее вернуть детей к
утраченным истокам, научить их с уважением относиться к искусству, любви
к родному краю.