Автор: Печерская Наталья Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Свердловский колледж искусств и культуры"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: Дистанционное обучение. Конспекты и задания по элементарной теории музыки
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Свердловский колледж искусств и культуры».
Дистанционное обучение.
Конспекты и задания по ЭТМ»
Пособие для студентов музыкальных специализаций.
Методическая разработка
преп. Печерской Н.А.
ЕКАТЕРИНБУРГ 2021 г
1
В современном обществе при бурном информационном росте
специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было
позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало
на всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к
необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий
обучения.
Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система
обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно
используется жителями Европы для получения дополнительного
образования.
Российскому образованию в 2020 -2021 годах к дистанционному обучению
пришлось приобщиться вынуждено.
Спикер Совета Федерации Валентина: Матвиенко; «Пандемия коронавируса
дала импульс движению к формированию системы школьного (а также -
среднего звена - прим. автора) и вузовского образования, органично
сочетающего как традиционные, так и дистанционные, цифровые технологии
обучения».
Введение дистанционного обучения в СКИиК усложнило работу и
преподавателей и студентов. Практически, весь 1 семестр и начало 2-го 2020
-2021 года отсутствовало прямое очное общение между обучающимися и
преподавателем. Сложно создать творческую атмосферу в группе студентов,
которые не видят друг друга. Не все желающие учиться имеют компьютер и
выход в интернет, нужна техническая готовность к использованию средств
дистанционного обучения. Не каждому доступна видеосвязь (Zoom ,Skype и
др.).
Одним из ключевых вопросов дистанционного обучения остается проблема
подтверждения личности пользователя при проверке знаний. Невозможно
сказать, кто на другом конце провода. Иногда студент, отлично выполнивший
задание, не может ответить на простейшие вопросы того же задания при
личной встрече. Учитывая уровень подготовки поступивших абитуриентов,
мне, как преподавателю музыкально-теоретических дисциплин пришлось
разрабатывать цикл лекций в упрощенном варианте и компоновать задания
так, чтобы студенты могли в них разобраться, воспользовавшись
конспектами и разъяснениями к выполнению.
Работа состоит из 6 разделов:
- «Простые и составные интервалы и их обращения»,
- «Аккорды.Трезвучия и их обращения. Построение от звука и в
тональности».
- «Септаккорды V, II и VII ступеней, их обращения и разрешения».
2
- «Лад и тональность. Виды мажора и минора».
-
«Хроматизм и альтерация. Хроматическая гамма»,
- «Лады народной музыки».
Каждый раздел разделен на подразделы. После прохождения каждой из тем
даны варианты заданий с описанием их выполнения.
Раздел первый.
Простые и составные интервалы и их обращения
Тема первая: «Простые интервалы»
Интервал – сочетание двух звуков, взятых одновременно (гармонический
интервал), например
или один за другим (мелодический интервал).
Нижний звук интервала называется основанием
Верхний звук интервала - вершина
Таблица простых интервалов
Название
ОбозначениеКоличество
ступеней
Количество
тонов
Примечание
Чистая прима
ч 1
1
0 тонов
Все интервалы
могут быть увеличенными
уменьшенными
Увеличенные интервалы
это интервалы на 0,5тона
больше
больших или чистых
Уменьшенные интервалы
(кроме примы) - это
интервалы, которые меньше
Секунда:
малая
м 2
2
0,5 тона
1 тон
большая
б 2
2
Терция:
малая
м 3
3
1,5тона
2 тона
большая
б 3
3
Кварта
чистая
ч 4
4
2,5 тона
Квинта
чистая
ч 5
5
3,5 тона
Сексты:
малая
м 6
6
4 тона
большая
б 6
6
4,5тона
3
малых или чистых на
0,5 тона.
Септимы:
малая
м 7
7
5 тонов
большая
б 7
7
5,5 тонов
Октава
чистая
ч 8
8
6 тонов
Интервал имеет две величины:
1 –количественная или ступеневая, которая указывает на количество
ступеней, заключённых в интервале. Обозначается она цифрой и имеет
латинские названия (прима - первая, секунда – вторая и т. д.).
2 – Качественная или тоновая, указывает на количество тонов, заключённых в
интервале. Обозначается она словами: малая, большая, чистая,
уменьшённая, увеличенная (буквы м, б, ч, ум, ув).
Использование интервалов в песне «Вечер на рейде» Соловьева-Седого.
Простые интервалы
– это интервалы, образованные в пределах октавы.
ЗАДАНИЯ
по теме
1. Выучить названия и обозначения, а также тоновую величину всех
простых интервалов
2.Определить следующие интервалы (подписать их обозначения) :
Как выполнять задание № 2
(объясняю на примере интервалов си – фа# и до# - ми бемоль)
1.Посчитать:
а. сначала количество ступеней в данном интервале
б. Количество тонов
Для этого вам нужно вспомнить тему «Тон и полутон. Знаки альтерации»
На всякий случай, напоминаю:
Полутоном называется ближайшее расстояние между двумя звуками.
Белые клавиши ми-фа и си-до находятся на расстоянии полутона. Белая и рядом
с ней лежащая черная клавиша это тоже полутон.
Тон это два полутона.
4
Итак – интервал СИ-
ФА#
1.Пользуясь
клавиатурой,
нужно
посчитать
количество
ступеней от си до звука
фа (знак, пока, можно не
брать во внимание). Си-
до-ре-ми-фа
=
5
ступеней.
По
таблице
интервалов определяем,
что
интервал
с
5
ступенями называется квинтой.
2.а. Определяем количество тонов в интервале СИ- ФА#.
Си-до = 0,5тона, до – ре=1тон, ре - ми=1т., ми - фа#=1 тон. Всего получается
3тона и один полутон. Вывод: интервал с 5 ступенями и 3,5 тонами
соответствует чистой квинте (ч5)
ИНТЕРВАЛ ДО - ДИЕЗ – МИ-
БЕМОЛЬ
Количество ступеней - 3 (до – ре - ми). Интервал называется терцией. В ней
должно быть – в малой – 1,5 тона, в большой – 2 тона. Между звуками до диез и
ми бемоль всего 1 тон. Т.е. этот интервал меньше м3 на 0.5 тона, следовательно -
он уменьшенный (ум3).
Примечание:
1.
Уменьшенными называются интервалы, которые меньше малых и чистых
на 0,5 тона (обозначаются – ум). Дважды уменьшенными – на 1 тон
(2 ум 5 или какой либо другой интервал)
2.
Увеличенными называются интервалы, которые больше больших и чистых
на 0,5 тона (обозначаются – ув).
Дважды увеличенными
– на 1 тон
(2 ув 6 или какой либо другой интервал)
Задание 3. Найти и исправить три ошибки в записи интервалов:
5
м 6 б 3 ч 4 м 2 ум 5 м 6 м 7 б 3 ув 4 м 2
Задание № 4 (индивидуально каждому)
построить все простые интервалы ↑ и ↓ от звуков ………..
Образец построения интервалов от ноты «ре» вверх:
ч.1. м.2. б.2. м.3. б.3. ч.4. ч.5. м.6. б.6. м.7. и т.д
Тема 2. Составные интервалы
Составные интервалы – интервалы больше октавы Они образованны путём
прибавления к октаве простого интервала: Каждый составной интервал, как
и простой интервал, имеет своё название. В названии указывается количество
нот, входящих в его состав (всё те же порядковые числительные на ла-
тинском языке):
Количеств
о
ступеней
Латинское
название
Интервал
9
нона
Секунда через октаву
10
децима
Терция через октаву
11
Ундецима
Кварта через октаву
12
Дуодецима
Квинта через октаву
13
Терцдецима
Секста через октаву
14
Квартдецима
Септима через октаву
15
Квинтдецима
Октава через октаву
Чтобы проще было разбираться в названии интервалов, нужно знать, что в
октаве 7 разных ступеней (восьмая повторяет 1-ю ноту). Запомнить нужно
два названия: нона – 9, децима – 10. Ундецима (ун – 1 + 10 = 11;
дуодецима 2+10=12; терцдецима 3+10= 13 и т.д.) Качественная величина со-
ставных интервалов обозначается также, как и у простых: чистые, большие,
малые, увеличенные, уменьшённые.
Таблица составных интервалов
6
название
обозначение
состав
малая нона
м 9
ч 8 + м 2
большая нона
б 9
ч 8 + б2
малая децима
м 10
ч 8 + м 3
большая децима
б 10
ч 8 + б 3
чистая ундецима
ч 11
ч 8 + ч 4
увеличенная ундецима
ув 11
ч 8 + ув 4
уменьшённая дуодецима
ум 12
ч 8 + ум 5
чистая дуодецима
ч 12
ч 8 + ч 5
малая терцдецима
м 13
ч 8 + м 6
большая терцдецима
б 13
ч 8 + б 6
малая квартдецима
м 14
ч 8 + м 7
большая квартдецима
б 14
ч 8 + б 7
чистая квинтдецима
ч 15
ч 8 + ч 8
Пример построения интервалов:
ЗАДАНИЯ к теме № 2
А
1. Выучить названия и обозначения всех составных интервалов
2.
назвать интервальный состав всех составных интервалов
В 1. определить следующие интервалы (подписать обозначение):
2.
7
С. (индивидуально каждому)
построить все составные интервалы ↑ и ↓ от звуков (ре, ре# и т.д.)
Тема 3. Обращение простых интервалов
1.
Обращением простого интервала называется перенос его нижнего
звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
Взаимообратимые интервалы в сумме образуют октаву.
2.
Сумма цифр (ступеневых величин) взаимообратимых интервалов
равна 9, т.к. при обращении один из звуков повторяется.
3.
Ступеневая величина
Тоновая величина
Прима обращается в октаву,а
октава в приму (1↔8)
м↔б
Секунда ↔ в септиму (2↔7)
ч↔ч
Терция↔ в сексту (3↔6)
ум↔ув
Кварта ↔в квинту (4↔5)
дв ум↔дв ув
Например:
Обращения составных интервалов
Тут то же самое, что и с простыми интервалами, но ноты переносят
на 2 октавы. Т.е. либо вершину переносят вниз на 2 октавы, либо основание
переносят вверх на 2 октавы (вариант 1) .Отметим только, что в результате
получается простой интервал:
б10 м6 м 13 б3
Второй вариант обращения составного интервала: перемещение сразу обоих
звуков навстречу друг другу на октаву:
8
Задания
Определить простые и составные интервалы и сделать их обращения
(обращения также подписать):
1.
2.
Раздел второй.
Аккорды.Трезвучия и их обращения. Построение от звука и в
тональности
Аккордом называется
сочетание
трех
или
более
звуков,
которые
расположены (или могут быть расположены) по терциям.
Аккорд,
состоящий
из
трех
звуков,
расположенных
по
терциям,
называется трезвучием, из четырех звуков – септаккордом (по интервалу в
крайних голосах), из пяти – нонаккордом из шести - ундецимаккодом из
семи - терцдецимаккорд
9
Существует 4 вида трезвучий:
мажорное трезвучие ( Б
5
3
);
минорное трезвучие (М
5
3
);
уменьшённое трезвучие (Ум
5
3
);
увеличенное трезвучие (Ув
5
3
)
название
обозначение
интервальный состав
мажорное трезвучие
Б
5
3
б 3+м 3
минорное трезвучие
М
5
3
м 3+б 3
уменьшённое трезвучие
Ум
5
3
м 3+м 3
увеличенное трезвучие
Ув
5
3
б 3+б 3
Четыре вида трезвучия от звука до (образец построения):
б 3 + м 3 м 3 + б 3 м 3 + м 3 б 3 + б 3
Четыре вида трезвучия от звука до
↓
(образец построения):
м 3 + б3 б 3 + м 3 м 3 + м 3 б 3 + б 3
Примечание: когда аккорды строятся
↓
от звука, необходимо начинать построение со
10
второго (верхнего) интервала.
Все
интервалы,
составляющие
мажорное
и
минорное
трезвучия,
являются консонирующими (благозвучными)
интервалами.
В
число
интервалов,
составляющих
увеличенное
и
уменьшенное
трезвучия,
входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы ув.5 и ум.5 (крайние
голоса трезвучий). Поскольку присутствие хотя бы одного диссонанса в
аккорде оказывает влияние на его окраску в целом, мажорное и минорное
трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное –
диссонирующими.
Основной вид трезвучия подразумевает, что его звуки расположены по
терциям, как показано на рисунке выше. Звуки аккорда имеют названия в его
контексте. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой
аккорда и его основным тоном. А именно: основной тон (звук), от которого
начинается построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй
звук - терцией этого аккорда, третий звук – квинтой. Например, трезвучие
"фа", "ля" и "до": "фа" - прима данного аккорда, "ля" - терция, и "до" –
квинта. Эти названия остаются законными для каждой из трех нот,
независимо от того, как эти ноты будут взяты на инструменте.
- квинтовый тон, фа – основной, ля - терцовый
ЗАДАНИЯ
1. Выучить теоретический материал и ответить на следующие вопросы:
Что такое аккорд?
Какой аккорд называется трезвучием?
Скольких видов бывают трезвучия и как они называются?
Каково строение каждого вида трезвучий?
Акие из них консонирующие и диссонирующие и почему?
2.Определить следующие аккорды:
Как выполнять задание № 2
(объясняю на примере аккорда «ре – фа - ля бемоль)
1. ре – фа = м3, фа – ля бемоль = м3. Вывод: м3 + м3 = Ум
5
3
11
Задание 3. Найти и исправить ошибки в записи аккордов:
Задание № 4 (индивидуально каждому)
построить 4 вида трезвучий ↑ и ↓ от звуков ……
Задание № 5.
. Из данных мелодии выписать трезвучия, определить их вид, сделать
обращения
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ, ПОСТРОЕННЫХ ОТ ЗВУКА
Обращение трезвучия – перенос нижнего звука на октаву вверх (или верхнего
звука на октаву вниз).
Первое обращение трезвучия – секстаккорд, обозначается цифрой 6,
получается при перенесении нижнего звука трезвучия на октаву вверх,
состоит из терции и кварты.
Второе обращение трезвучия – квартсекстаккорд, обозначается цифрами
6
4
,
получается при перенесении верхнего звука трезвучия на октавы вниз,
состоит из кварты и терции.
Пример I
Б
5
3
Б
6
Б
6
4
12
название
обозначение
состав
мажорный секстаккорд
Б
6
м 3+ч 4
мажорный квартсекстаккорд
Б
6
4
ч 4+б 3
минорный секстаккорд
М
6
б 3+ч 4
минорный квартсекстаккорд
М
6
4
ч 4+м 3
уменьшенный секстаккорд
Ум
6
м3+ув4
уменьшенный квартсекстаккорд
Ум
6
4
ув4+м3
увеличенный секстаккорд
Ув
6
б3+ум4
увеличенный квартсекстаккорд
Ув
6
4
ум4+б3
Пример II
Обращения трезвучий от звука до
(образец построения):
м 3 + ч 4 ч 4 + б 3 б 3 + ч 4 ч 4 + м 3
Обращения трезвучий от звука до
↓
(образец построения):
м 3 + ч 4 ч 4 + б 3 б 3 + ч 4 ч 4 + м 3
Построение трезвучий и их обращений от звука «до» вниз
Существуют два способа выполнения обращений
1.
Берется трезвучие, и каждый раз нижний звук переносится на октаву
вверх
13
2.
А. Нижний звук остается неизменным и от него строятся трезвучие,
секстаккорд, квартсекстаккорд
2.б Верхний звук остается неизменным и от него строятся трезвучие,
секстаккорд, квартсекстаккорд.
.
М
6
4
ЗАДАНИЯ
1. Выучить теоретический материал и ответить на следующие
вопросы:
Что такое аккорд?
Какой аккорд называется трезвучием? Виды трезвучий и их
интервальный состав?
Как называются звуки трезвучия?
Что такое обращение трезвучия? Назовите интервальный состав любого
секстаккорда, квартсекстаккорда
2. Построить от данных звуков вверх Б
5
3
, М
5
3
и сделать их обращения (см
первый способ обращения трезвучий).
3.Оставляя нижний звук неизменным построить (вверх): Б
5
3
, Б
6,
Б
6
4
, М
5
3
, М
6
, М
6
4
4. Оставляя верхний звук неизменным построить (вниз): Б
5
3
, Б
6,
Б
6
4
, М
5
3
,
М
6
, М
6
4
5. Определить следующие аккорды;
Раздел третий
Лад и тональность.
. Виды мажора и минора
14
Тема первая. Лад и тональность
Звуки в произведениях тесно связаны между собой. Одни звуки устойчивы,
другие нет. Система взаимоотношений между устойчивыми и
неустойчивыми звуками называется ладом. Ладов в музыке много, но
наибольшее распространение получили 2 лада: мажор (в переводе на русский
язык обозначающий «большой, радостный») и минор – (« малый, мягкий»).
Например: песня «Антошка» Шаинского написана в мажорном ладу,
а русская народная песня «Во поле береза стояла» - в минорном.
Звуки в ладу называются ступенями и обозначаются римскими цифрами.
Главной устойчивой ступенью лада является I ступень, она называется
тоникой. Кроме тоники в ладу ещё два устойчивых звука, это III и V
ступени. Остальные четыре ступени (II,IV,VI
,
VII) неустойчивы.
Неустойчивые ступени в процессе развития произведения тяготеют к
устойчивым. Переход неустойчивых ступеней в устойчивые называется
разрешением.
Так II ступень может разрешаться в I или III, IV ст.- в V или в III, VI- в V, VII
- в I.
Название ступеней:
главные ступени
обозначение
побочные ступени
обозначение
I ступень - тоника
T - в мажоре
t - в миноре
II ступень -
нисходящий
вводный звук
II
IV ступень -
субдоминанта
S - мажорная
s - минорная
III ступень -
медианта
III
V ступень -
доминанта
D - мажорная
d - минорная
VI ступень -
субмедианта
VI
VII ступень -
восходящий
вводный звук
VII
Тональность
15
Каждую мелодию можно сыграть, начиная от любого звука. При этом ни
мелодия, ни ее лад (мажорный, минорный) не меняется, а меняется лишь
высота звуков мелодии и тоника.
Высота лада в произведении называется тональностью.
Название тональности происходит от названия тоники и названия лада.
Например, в русской народной песне «Во поле береза стояла» тональность ми
минор. Песня состоит из 4-х фраз, каждая из которых оканчивается устойчивым
звуком – тоникой «ми». Т.е. тоника в этом произведении ми, а лад минорный.
Буквенное обозначение тональностей: мажор – dur, минор – moll.
Тональности мажора обозначаются заглавной буквой, минорного -
прописной. Например: G- dur – соль мажор, g- moll – соль минор.
Тема вторая. Мажорный лад
Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие (б3+м3),
называется мажорным. Мажорное трезвучие, в основании которого тоника,
называется тоническим трезвучием. Ступени лада, расположенные по
порядку, от тоники до следующей тоники называются гаммой.
Мажорная гамма стоится по следующему принципу: 1тон, 1тон, 1/2тона,
1тон, 1тон, 1тон, 1/2тона
Например, гамма C-dur (до мажор)
Устойчивые ступени ее I, III, V (до-ми-соль) образуют тоническое трезвучие
Мажорных гамм, как и мажорных тональностей всего 15:
7 диезных, 7 бемольных и тональность до мажор, которая не имеет знаков
при ключе. Знаки, которые выставлены при ключе, называются ключевыми
и действуют на протяжении всего произведения
Случайные знаки появляются непосредственно перед нотой и действуют до
конца такта.
Порядок появления ключевых знаков
Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Порядок появления бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа
16
Перед вами своеобразный тональный градусник.
Семь верхних тональностей - диезные, семь нижних - бемольные
Количество диезов
17
Энгармонически равными тональностями являются тональности одинаковой
высоты, но различного обозначения (названия). Из числа употребляющихся в
музыке мажорных тональностей энгармонически равны.
Мажорные тональности с пятью, шестью и семью диезами энгармонически
18
равны каждая одной бемольной тональности из числа от пяти до семи
бемолей и наоборот.
Тема третья. Виды мажора
Кроме натурального мажора в музыке нередко можно встретить применение
мажора с пониженной VI ступенью. Такой вид мажорого лада называется
гармоническим мажором.
Пример на гармонический мажор
Пример на мелодический мажор
Чайковский «Евгений Онегин» Сцена письма Татьяны
19
Домашнее задание
1.Выучить теоретический материал.
2. Знать наизусть количество знаков в мажорных тональностях
3. Написать в скрипичном и басовом ключах ключевые знаки следующих
тональностей: Des-dur, D-dur, Es-dur, E-dur, Fis – dur, F – dur, B-dur, H-dur
4. Определить тональность в следующих произведениях:
20
4.
5. Написать гаммы гармонического и мелодического мажора с 2# и 2b
при ключе
Тема четвертая. Минорный лад
Лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие М
5
3
(м3+б3), называют минорным.
В произведениях используются три вида минора:
Натуральный
Строение натуральной минорной гаммы следующее: 1тон, ½ тона, 1т, 1т, ½
тона 1т 1т (б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2). Название ступеней, а также их циф-
ровые обозначения (римскими цифрами) в мажоре и миноре одинаковые.
Этот вид минора называется натуральным. В нем нет других знаков, кроме
ключевых
.
Например:
21
Гармонический минор
отличается от натурального VII повышенной ступенью. Повышение
VII ступени было вызвано потребностью обострить тяготение восходя-
щего вводного звука. Характерной особенностью гаммы гармоническо-
го минора является увеличенная секунда между VI и VII# (фа – соль#).
Гамма ля минора гармонического
Например:
Мелодический минор
Например:
22
Диезные минорные гаммы (3 вида)
Бемольные минорные гаммы
23
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это одна мажорная и одна минорная
тональности с одинаковыми ключевыми знаками и звуковым
составом.Параллельная минорная тональность лежит м3 ниже мажорной
Из приведенного выше примера видно, что тоника параллельного минора
лежит м3 ниже мажора. Соответственно, тоника параллельного мажора
лежит м3 выше || минора.
Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей
В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных
тональностей. Знаки в этих тональностях пишутся при ключе и называются
ключевыми. Если мы, отталкиваясь от тональностей без знаков (C-dur - a-
moll), будем строить квинты вверх, то получим диезные тональности,
если вниз, то бемольные. Все диезные и бемольные тональности можно
расположить по кругу, который называется квинтовым кругом мажорных и
минорных тональностей
24
Тональности, расположенные друг под другом (мажор, минор) являются
параллельными, так как имеют одинаковое количество знаков.
Задание: 1. Выучить теоретический материал. Знать наизусть знаки в
мажорных и минорных тональностях
2. Сделать упражнения: 19,13,10,11
25
Например;
Тоникой может быть либо звук ми бемоль , либо си бемоль. Если Т Ми
бемоль, то тональность ми бемоль минор, в ней 6b, а ре бекар VII
повышенная. Следовательно- это верхний тетрахорд тональности ми бемоль
минора гармонического.
3.
В каких тональностях гармонического минора VII # ступенью являются
следующие звуки: фа #, до#, ми - бекар, соль#, фа - дубль диез, си -
бекар?
4. В каких тональностях мелодического минора VI # ступенью являются
следующие звуки: ми#, ре бекар, соль#, ля бекар, ре #?
5. Найти музыкальные примеры на натуральный, гармонический и
мелодический минор
к заданию № 2
26
К заданию № 3
С.142 № 41 Определить к каким мажорным тональностям принадлежат
следующие звуки:
С 145
К заданию № 4
27
С. 188
Раздел четвертый
СЕПТАККОРДЫ.
Тема первая.
«Доминантсептаккорд и его обращения».
Доминантсептаккорд обозначается D
7
. Строится от V ступени по терциям
(б3+м3+м3) В миноре гармоническом (VII ступень повышена) и в мажоре
натуральном. По виду это мБ
7
.
D
7
, как и все септаккорды имеет 3 обращения.
Доминантовый квинтсекстаккорд D
6
5
(м3+м3+б2) получается в результате
перенесения нижнего звука D
7
на октаву вверх. В тональности строится от
VII ступени
Доминантовый терцквартаккорд аккорд D
4
3
(м3+б2+б3) получается в
результате перенесения двух нижних звуков D
7
на октаву вверх. В
тональности строится от II ступени.
Доминантовый секундаккорд аккорд D
2
(б2+б3+м3) получается в результате
перенесения верхнего звука D
7
на октаву вниз. В тональности строится от IV
ступени.
Разрешение D
7
. Разрешается в тоническое трезвучие. При этом «септима» и
«квинтовый тон» идут вниз, а «терцовый тон» и «прима» идут вверх.
В результате должно получиться:
D
7
разрешится в T
5
3
(тоническое трезвучие с утроенной тоникой)
D
6
5
в T
5
3
(тоническое трезвучие с удвоенной тоникой)
D
4
3
в T
5
3
(тоническое трезвучие с удвоением тоники в октаву)
D
2
в T
6
(тонический секстаккорд с удвоенной тоникой).
Например:
28
Тема вторая: Септаккорд второй ступени.
SII
7
строится на II ступени натурального и гармонического мажора или
натурального минора. Относится к субдоминантовой группе аккордов.
SII
7
имеет три обращения: SII
6
5
, SII
4
3
, SII
2
.
SII
7
и его обращения имеют три способа разрешения в тонику.
Первый способ: непосредственное разрешение в аккорды тоники с удвоением
квинтового тона.
До мажор Ля минор
29
Второй способ:
Переход II
7
и его обращений через
D
7
и его обращения в T
Схема (по кресту)
До мажор
Ля минор
Правило креста
II7 - D43 - Т53
II65 - D2 - Т6
II43 - D7 - Т53
II2 - D65 - Т53
Третий способ:
Разрешение II7 и его обращений в доминантовое трезвучие
30
Тема третья. Септаккорд седьмой ступени.
Вводный септаккорд – септаккорд, построенный на VII ступени
натурального и гармонического мажора или гармонического минора.
Обозначается – DVII
7
. Относится к доминантовой группе аккордов.
Вводный септаккорд имеет два вида:
малый вводный септаккорд – обозначается м VII
7
, строится в натуральном
мажоре;
уменьшённый вводный септаккорд – обозначается Ум VII
7
, строится в
гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Вводный септаккорд разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным
средним звуком (терцией)
Два способа разрешения VII
7 (ПЕРВЫЙ)
название
обозна-
чение
ступени
интервалы
разрешение
малый
вводный
септаккорд
М VII
7
VII – II – IV – VI
(мажор)
м 3 + м 3 + б 3
Т
5
3
(полное
с удвоенной
терцией)
уменьшённый
вводный
септаккорд
Ум VII
7
VII – II – IV – VI
♭
(мажор гарм.)
…………………………
VII # – II – IV – VI
(минор гарм.)
м 3 + м 3 + м 3
Т (t)
5
3
(полное с
удвоенной
терцией)
VII
2
- T
6
4
31
VII
7 -
T Примечание: При разрешении в аккордах Т
VII
6
5
- T
6
удваивается
терцовый тон
VII
4
3 -
T
6
Второй способ
Переход VII
7
и его обращений через
D
7
и его обращения в T
Схема (по кругу)
По правилу круга происходит и внутрифункциональный переход
септаккордов друг в друга (II
7
–VII
7
– D
7
и затем последний разрешается в
T)
II7 - VII65 - D43 - Т53
II65 - VII43 - D2 - Т6
II43 - VII2 - D7 - Т53
II2 - VII7 - D65 - Т53
32
Задания
Карточка № 1.
1.В тональности e-moll построить D
7
, сделать обращения и разрешить.
2. В тональности fis-moll и параллельной ей построить VII
7
, сделать
обращения и разрешить двумя возможными способами; 1. в аккорды T, 2.
через D7 и его обращения в T
3 В тональности D – dur построить II
7
с обращениями и разрешить по схеме
внутрифункцианального перехода септаккордов друг в друга (II7 - VII65 -
D43 - Т53 и т.д.)
Теоретический материал прилагается
Карточка № 2.
1.В тональности d-moll построить D
7
, сделать обращения и разрешить.
2. В тональности cis-moll и параллельной ей построить VII
7
, сделать
обращения и разрешить двумя возможными способами; 1. в аккорды T, 2.
через D7 и его обращения в T
3. В тональности Des – dur построить II
7
с обращениями и разрешить по
схеме внутрифункцианального перехода септаккордов друг в друга (II7 -
VII65 - D43 - Т53 и т.д.)
Теоретический материал прилагается
Карточка № 3.
1.В тональности g-moll построить D
7
, сделать обращения и разрешить.
2. В тональности f-moll и параллельной ей построить VII
7
, сделать
обращения и разрешить двумя возможными способами; 1. в
аккорды T, 2. через D7 и его обращения в T
33
3. В тональности Es – dur построить II
7
с обращениями и разрешить по схеме
внутрифункцианального перехода септаккордов друг в друга (II7 - VII65 -
D43 - Т53 и т.д)
Теоретический материал прилагается
Карточка № 4.
1.В тональности fis-moll построить D
7
, сделать обращения и разрешить.
2. В тональности d-moll и параллельной ей построить VII
7
, сделать
обращения и разрешить двумя возможными способами; 1. в
аккорды T, 2. через D7 и его обращения в T
3. В тональности B – dur построить II
7
с обращениями и разрешить по схеме
внутрифункцианального перехода септаккордов друг в друга (II7 - VII65 -
D43 - Т53 и т.д)
Теоретический материал прилагается
Карточка № 5.
1.В тональности as-moll построить D
7
, сделать обращения и разрешить.
2. В тональности gis-moll и параллельной ей построить VII
7
, сделать
обращения и разрешить двумя возможными способами; 1. в
аккорды T, 2. через D7 и его обращения в T
3. В тональности D – dur построить II
7
с обращениями и разрешить по схеме
внутрифункцианального перехода септаккордов друг в друга (II7 - VII65 -
D43 - Т53 и т.д.)
Теоретический материал прилагается
Карточка № 6.
1.В тональности es-moll построить D
7
, сделать обращения и разрешить.
2. В тональности As-dur и параллельной ей построить VII
7
, сделать
обращения и разрешить двумя возможными способами;
1. в аккорды T, 2. через D7 и его обращения в T
3. В тональности a-moll построить II
7
с обращениями и разрешить по схеме
внутрифункцианального перехода септаккордов друг в друга (II7 - VII65 -
D43 - Т53 и т.д.)
Раздел пятый.
Лады народной музыки
Музыка, как и любая другая отрасль искусства, в течение многих веков,
складывалась у различных народов по-разному. Те лады, которые
встречаются в музыкальном творчестве народа, и те, которые укоренились
как общепринятые лады в мировой музыкальной практике, образовывались
постепенно. Известны примеры народной песни, построенной всего лишь на
двух или трех нотах.
Например:
34
В песнях различных народов встречаются лады, отличные от мажора и ми-
нора. Среди них выделяются семиступенные и пятиступенные лады. Это
лады народной музыки. Они являются диатоническими.
Наимено-
вание ладов народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят на-
звания греческих провинций, в которых они появились (эолийский, лидий-
ский, дорийский, фригийский и т.д.). Однако
подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение гре-
ков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в
разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изна-
чально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и ме-
нялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с се-
мью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады
– их мы сейчас называем пентатоникой.
Лады народной музыки возникли самостоятельно и не являются производ-
ными от мажора и минора. Но для более легкого запоминания их обычно
сравнивают с мажором и минором.
Название
Мажор
Минор
Ионийский
Гамма лада совпадает с
гаммой натурального мажора,
но имеет иные ладовые
тяготения
Лидийский
Гамма лада отличается от
гаммы натурального мажора IV
повышенной ступенью
35
Миксолидийский
Гамма лада отличается от
гаммы натурального мажора VII
пониженной ступенью
Эолийский
Гамма лада совпадает с
гаммой натурального минора,
но имеет иные ладовые
тяготения
Фригийский
Гамма лада отличается от
гаммы натурального минора II
пониженной ступенью
Дорийский
Гамма лада отличается от
гаммы натурального мажора VI
повышенной ступенью
Пентатоника
мажорная
Мажор, в котором нет IV и VII
ступеней.
Пентатоника
минорная.
Минор, в котором нет II и VI
ступеней
Локрийский или
гипофригийский
Промежуточный лад между мажором и минором. В минорной
гамме должны быть понижены II и V ступени
Примеры на лады народной музыки. Анализ мелодии.
36
Как анализировать:
1.
В песне «Веснянка» находим тонику и определяем тональность
(в данном случае тоника «ми», лад мажорный - т.е. тональность
Ми мажор)
2.
В Ми мажоре 4 знака: фа#, до#, соль#, ре#. Выписав гамму лада (см.
выше) находим еще и ля#. Ля# это IV ступень гаммы Ми мажор.
Значит тональность песни Ми мажор лидийский.
Анализ р.н.п. «Уж и кто ж у нас большой, небольший»
1.
В песне тоника «соль». T
5
3
соль –си- ре (мажорное). Тональность
Соль мажор, но нет ключевого знака «фа#
2.
Фа - это VII ступень тональности соль мажор. Поскольку диез
отсутствует, значит, эта ступень понижена (т.е. соль бекар)
3.
Вывод: в данной песне тональность соль мажор миксолидийский.
37
Анализ р.н.п. «Ой, пала, припала»
1.Тоника «ля», t
5
3
минорное (тональность ля минор)
2.Однако, если из звуков песни составить гамму, то звуков будет не
хватать (ля-до-ре-ми-соль). Их не семь, а пять. Недостающие звуки си и
фа являются II и VI ступенями минорной гаммы.
3.Вывод: В данной песне использована пентатоника ля
минора
Домашние задания по теме «Лады народной музыки»
Определить лад и тональность в данных мелодиях
№1
№ 2
№ 3
38
№ 4
№5
№ 6
№7
39
№8
№ 9
№ 10
11
12
40
13
14
15
16
17
41
18
№ 19
№ 20
№ 21
22
42
Раздел шестой.
Родство тональностей. Альтерация. Хроматизм.
Тема первая.
Родство тональностей
Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей,
находящихся между собой в гармоническом родстве.
Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых
находятся на ступенях данной тональности натурального или гармонического
видов. Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.
Эти тональности называются тональностями первой степени родства, т.к.
между ними наибольшее количество общих аккордов
.
Тоники родственных
тональностей лежат на ступенях данной тональности.
Родственные тональности для мажора (образец построения
):
C-dur d-moll e-moll F-dur G-dur a-moll f-
moll
T
3
5
II III IV (S) V (D) VI IV (s
Родственные тональности для минора (образец построения)
:
a-moll C-dur d-moll e-moll F-dur G-dur E-dur
t
3
5
III IV (s) V (d) VI VII V (D)
Т.е. Родственными тональностями для мажора являются
1Тональность || (параллельная) T
2. тональность S и || S
3. тональность D и || D
4.тональность S гармонической
Для C-dur это тональности: .a-moll. F-dur , d-moll, .G-dur, e-moll + f-moll
Родственными тональностями для минора являются
1 Тональность.|| (параллельная) T
2. тональность S и || S
3. тональность D и || D
4. тональность гармонической D
Родственными тональностями для a- moll:
являются тональности: C-dur, d-moll и F-dur, e-moll и G-dur, E-dur,
Примеры:1. для G –dur тональностями 1 степени родства являются: e-moll,
C-dur, a-moll, D-dur, h-moll, c-moll.
2. для f-moll тональностями 1 степени родства являются:As-dur, b-moll, Des-
43
dur, c-moll, Es-dur C-dur.
Тема вторая.
АЛЬТЕРАЦИЯ. ХРОМАТИЗМ. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА МАЖОРА И МИНОРА
Альтерация – изменение (повышение или понижение) неустойчивых
ступеней лада с целью обострения их тяготения в устойчивые ступени.
Альтерация не приводит к появлению новой тональности.
В приведенных выше аккордах везде сохраняется тональность C – dur (D#5,
D7 с пониженной 5, II7#3 b nl)
Хроматизм – введение в мажор и минор звуков, не входящих в число
основных. В ладу может быть хроматически изменена (повышена или
понижена любая ступень). Хроматизм приводит к появлению новой
тональности. Новая тональность часто вводится посредством:
отклонения. (Отклонение – кратковременный уход в другую
тональность)
T D43→VI VI D43→S S D43→II
В данных примерах есть отклонения из До мажора в ля минор (D43 взят из
тональности a-moll – 1-ый такт).2-0й такт – в фа мажор ( си бемоль из этой
тональности). 3-ий такт отклонение в d-moll (D43 взят из этой тональности).
В романсе Аренского «Расскажи, мотылек» есть отклонение из Ре мажора в
фа# минор
44
----------------------------------
фа # минор
модуляции (переход в другую тональность и каденция в новой
тональности).
Например в романсе Даргомыжского «Как мила её головка»
происходит модуляция из Ре мажора в си минор:
Хроматическая гамма – гамма, состоящая из полутонов. Полутоны
образуются путём заполнения целых тонов в гамме. Хроматически
изменённые (повышенные и пониженные) ступени часто являются средством
перехода в другую родственную тональность.
Правило построения хроматической гаммы мажора:
При движении вверх все ступени изменяются, кроме III и VI.
I II III IV V VI VII I
При движении
вниз
все ступени изменяются, кроме I и V
C-dur (см. верхнюю строчку)
I V
45
Правило построения хроматической гаммы минора:
и
все ступени изменяются, кроме I и V
Гамма a-moll хроматическая (звуки ля и ми остаются неизменными
придвижении гаммы вверх и вниз)
Задание по теме:
Выучить теоретический материал, ответить письменно на данные задания
(написать хроматические мажорные и минорные гаммы тоникой которых
является звуки: ре, ми, соль, си бемоль)
Заключение.
Экзамен по теории музыки у 1 курса студентов МИЭ также проходил
дистанционно. Для его проведения были разработаны билеты
(индивидуально для каждого).
Образцы 2-х билетов прилагаются.
Билет № 1
1.Записать буквенными обозначениями и на нотном стане гамму B-dur
гармоническую и хроматическую. Указать параллельную ей тональность.
От звука «D» написать звукоряд миксолидийского лада.
2.Разделить на такты и правильно сгруппировать в размере 3/4:
3.От звука «ля» вверх построить: б 3, ум 4, ум 5, Б
6
, Ум
6
4
;
вниз ч 4, б 9 и М
6
4
. Выписать тритоны и характерные интервалы и
разрешить их во всех возможных тональностях;
4. В тональности f-moll построить II
2
, VII
4
3
, D
6
5
. Разрешить всеми
возможными способами.
5. Что такое:
альтерация; секстоль;
знак
; аккорд; пентатоника мажорная
мелодический минор; модуляция;
в данной мелодии определить тональность и вид лада.
46
Билет №2
1. Расставьте тактовые черты и сгруппируйте длительности
2. Определите интервалы и сделайте их обращение
3. Напишите тональный план примера
4. Постройте аккорды в тональности G-dur
T
6
– D
6
4
– T
5
3
– VII
7
– T – II
2
– T
5. Проанализируйте синтаксическое строение мелодии
6. Ответьте на теоретические вопросы
47
Литература.
1.Вахромеев В. Элементарная теория музыки. – М., Музыка,1995
2.Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. – М.. 1981
2. Курс теории музыки.//Ред. А. Островский. – Изд.3-е – Л., 1988
3.Ромм Р. Музыкальная грамота в форме заданий и вопросов к нотным
примерам. – М., Музыка, 1994
4.Способин И. Элементарная теория музыки. – М., Кифара, 2001
5.Теория музыки.// Ред. Т. Бершадская. - СПб, 2003
6.Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. – М.,
Музыка, 2001
7.Холопова В. Теория музыки. – СПб., «Лань», 2002
8.Упражнения по теории музыки.//Афонина Н., Бабанина Т., Белкина С. –
СПб., Композитор, 2003
48