Автор: Спирина Ульяна Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ "Центр психолого-педагогической помощи семье и детям"
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Практикум для молодых матерей-одиночек: "Я - Мама!"
Раздел: дополнительное образование
Практикум
для молодых мам
Тема: «Я – мама!»
Цель: Овладение практическими навыками по уходу за новорожденным ребенком.
Задачи: 1. Формирование умений и навыков по уходу за новорожденным ребенком.
2. Формирование ответственности за жизнь и здоровье ребенка.
Рождение ребенка – это одновременно радость и большая ответственность. В первые
месяцы жизни он абсолютно беспомощен и зависим от матери. Уход за новорожденным
осуществляется круглосуточно и включает в себя организацию отдыха и питания, гигиену,
эмоциональное развитие и многое другое.
Уход за новорожденным – приятное, но сложное занятие. Кроме удовлетворения
множественных базовых потребностей ребенка, важным условием ухода за новорожденным
является развитие его органов чувств. Может показаться, что ребенок первого месяца жизни
совершенно не вовлечен в происходящее вокруг него. Он только ест, спит и плачет,
сигнализируя о той или иной потребности. На самом деле это не так. Он воспринимает
окружающую информацию, но иначе, чем взрослые.
Что должны знать молодые мама? Теория и практика.
Зрение малыша
Дети первого месяца жизни близоруки. Нет ничего удивительного в том, что они не
реагируют на движение дальше 30–50 см от глаз. На таком расстоянии они видят изображение
размыто. Оптимальное расстояние для визуального взаимодействия с новорожденным – 20–25
см. На таком расстоянии он отчетливо видит лицо матери, ее эмоции, улыбку, глаза. На этом же
расстоянии ребенку предлагаются привлекательные вещи и картинки для рассматривания.
Практика: Попробуйте приблизиться к лицу малыша, а потом отойти на метр. Он Вас не
увидит! Все общение с ребенком должно проходить на близком расстоянии.
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ:
- Малышу сначала надо предлагать черно-белые изображения, фотокарточки, предметы,
игрушки. Они не перегружают психику и способствуют развитию зрения.
- Чувствительность к свету у новорожденных высока. Поэтому во время сна включайте яркое
освещение, достаточно ночника.
- Ребенок с рождения должен уметь следить взглядом за медленным движением объекта на
расстоянии до 30 см от глаз. (Давайте проверим это. Проведите манипуляцию с любым
предметом).
- Глазные мышцы ребенка в этом возрасте еще недостаточно развиты, поэтому закатывания и
скашивания глаз считаются нормой.
Слух новорожденного
Слуховой аппарат ребенка начинает работу еще в утробе матери. Там его постоянно
окружают звуки работы органов и систем матери. Монотонный стук сердца, журчание крови и
пищеварительной системы, приглушенные голоса родителей – любимые звуки для малыша с
рождения.
Практика: Для успокоения ребенка первого месяца жизни иногда достаточно просто погрузить
его в те умиротворяющие монотонные звуки, которые он слышал до рождения. Негромкая речь
или пение матери обладают просто магической силой. (Начните петь любую песню тихим,
ласковым голосом и вы увидите реакцию ребенка).
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ:
После рождения звуки обретают большую выраженность и громкость, что заставляет ребенка
первое время реагировать на них повышенным интересом. (Избегайте громких, резких звуков).
Вкус и обоняние
Вкусовые и обонятельные рецепторы младенца недостаточно развиты, но он уже может
воспринимать и отдавать предпочтение определенным вкусам и запахам. Так в большинстве
случаев дети благосклонны сладкой и, наотрез, отказываются от горькой и кислой пищи, воды.
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ:
Вкусовые предпочтения детей начинают формироваться с самого рождения. Поэтому дети,
находящиеся на искусственном вскармливании смесью, которая имеет сладковатый привкус,
отдают предпочтение в дальнейшем сладким продуктам и блюдам.
Вкус материнского молока зависит от рациона матери. Тем самым она может корректировать
будущие вкусовые предпочтения ребенка.
Тактильные ощущения
Тактильные ощущения – один из основных способов познания мира ребенком. Для
малыша очень важна потребность в тактильном контакте. Прикосновения, объятия, поцелуи,
поглаживания матери успокаивают, дарят чувство защищенности, утешают. Они как будто
возвращают в утробу, где тепло, тесно и надежно.
Практика: Для успокоения ребенка первого месяца жизни иногда достаточно просто погладить
его по животику, руке или головке. Чтобы новорожденный чувствовал себя комфортно, его
должны окружать приятные на ощупь предметы. Именно через них он познает окружающий
мир. Жесткие швы на детской одежде доставляют дискомфорт нежной коже малыша.
Поведение новорожденного
Ребенок первого месяца жизни должен владеть базовыми навыками, наличие которых
можно проверить самостоятельно:
- реакция на звук, свет, движение – выражается в повороте головы или переведении взгляда в
сторону раздражителя;
- плач как основной способ коммуникации – им показывается потребность в еде, ласке, чистоте,
сне;
- положительная реакция на удовлетворение возникшей потребности – как только требование
ребенка выполнено, он должен прекратить плакать. Если этого не происходит, следует
убедиться в отсутствии других неудовлетворенных потребностей.
Частый и длительный плач новорожденного без видимых причин должен насторожить
родителей и стать поводом для обращения к специалисту.
Двигательная активность малыша
На раннем этапе развития новорожденный ограничен в движении. Он не может держать
голову и переворачиваться. Но у него уже есть набор рефлексов, которые обеспечивают ему
существование:
- поисковый рефлекс – с его помощью новорожденные находят губами грудь или бутылочку и
обеспечивают себе питание;
- сосательный рефлекс – ребенок самостоятельно добывает себе еду, прикладывая к этому
усилия;
- хватательный рефлекс – малыш крепко сжимает в своей ладони палец взрослого человека;
- рефлекс Моро – безусловная защитная реакция на негативные внешние факторы, выражается
испугом, учащением дыхания и сердцебиения, выработкой адреналина.
Наличие всех этих рефлексов можно проверить самостоятельно, но более точно их сможет
диагностировать врач. Патронаж ребенка первого месяца осуществляется участковым
педиатром.
Когнитивное и эмоциональное развитие
Когнитивные (познавательные) способности новорожденного еще ограничены. Основную
информацию он черпает от родителей, смотря на выражение их лица, мимику, движения.
Эмоциональная сфера развивается активно. Если сразу после рождения малыш испытывал
негативные эмоции в связи с физиологическим отделением от матери и появлением множества
внешних раздражителей и потребностей, то к концу второго месяца жизни ребенок уже
улыбается, реагируя на голос или лицо матери.
Практика: Берите ребенка на руки, поглаживайте его, разговаривайте с ним, пойте песенки,
показывайте различные предметы и называйте их правильно. Благодаря таким простым
действиям ребенок познает окружающий мир.
Социальное развитие новорожденного
– основа его будущих взаимоотношений
с
окружающим миром. Заложить прочный
фундамент социального взаимодействия помогает эмоциональная связь малыша с мамой.
Благодаря родителям и другим близким, у малыша формируется самосознание, он понимает
факт наличия других окружающих его людей за пределами семьи, приобщается к миру.
Кормление
Вид вскармливания младенца зависит исключительно от желания и возможности матери.
Предпочтительным всегда будет грудное вскармливание.
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ:
- Количество суточных кормлений определяется, исходя из индивидуальных особенностей
малыша. Перерыв между едой рекомендуется делать не более двух-трех часов, но если ребенок
проявляет беспокойство, подает знаки о том, что проголодался, то кормить его следует по
требованию.
- Продолжительность приема пищи при грудном вскармливании составляет 10–15 минут с
каждой груди. При искусственном вскармливании объем необходимой порции рассчитывается
согласно инструкции и составляет не более 90 мл за один раз.
- Адаптированная молочная смесь для кормления разводится на один раз и приходит в
негодность уже через 20–30 минут.
- Чтобы понять, наедается ли новорожденный грудным молоком, достаточно обратить
внимание на его поведение. Если он спокоен, хорошо спит, стабильно набирает вес, мочится 5–
6 раз и несколько раз опорожняет кишечник – волноваться не о чем.
Смена подгузника
Менять подгузник следует по мере наполнения. Делать это удобно на пеленальном столике, но
все необходимое нужно приготовить заранее, чтобы ни на секунду не оставлять малыша без
присмотра.
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ:
- Кроме чистого подгузника понадобятся влажные салфетки, стерильная тряпочка и емкость с
чистой теплой водой, мазь или присыпка от опрелостей.
- Перед и после смены подгузника следует тщательно вымыть руки с мылом.
- Меняя подгузник, проводите гигиену половых органов с помощью влажных салфеток или
мокрой тряпочки.
Подмывая девочек,
движения салфеткой следует осуществлять по
направлению от половых губ к анусу, чтобы не занести инфекцию.
- Чтобы избежать опрелостей и сыпи в области половых органов, следует чаще менять
подгузник, дольше проводить воздушные ванны без подгузника.
Одежда
Новорожденным подходят натуральные, эластичные, мягкие ткани, которые хорошо
пропускают воздух.
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ:
- Одежда должна быть свободной, не сковывающей движения, с широкими рукавами,
манжетами, лодыжками и горлышком.
- Все кнопки и пуговки должны располагаться на лицевой стороне, как и швы. Ничего не
должно доставлять малышу дискомфорт.
- Если ребенок часто и обильно срыгивает после еды – защитите одежду с помощью
слюнявчика.
Купание
Первый месяц жизни, пока не зажила пупочная ранка, купать младенца следует осторожно,
не погружая в воду полностью. Ухаживающие средства должны быть мягкими и состоять из
натуральных компонентов.
Сон
Первый месяц новорожденный спит до 20 часов в сутки. Продолжительность сна составляет
2–4 часа, затем он сменяется фазой бодрствования. В ночное время ребенок пробуждается
каждые 2–4 часа для кормления.
Итог: Мы рассмотрели основные навыки, которыми должна овладеть молодая мама. Чтобы
войти в ритм и начать справляться с ребенком и домашними делами нужно время. Уход за
новорожденным только на первый взгляд кажется чем-то очень сложным. Уже через месяц Вы
все манипуляции будете делать «с закрытыми глазами» и по интонации плача понимать, что
беспокоит любимое чадо. Самое важное в уходе за малышом – делать все с любовью и
максимально «включаться» в жизнь маленького человечка. Именно это, а не «механический»
уход, делает ребенка счастливым, спокойным и здоровым.
Приложение
Самые популярные вопросы, волнующие молодых мам
Трепетная молодая мама вздрагивает от каждого чиха своего малыша и впадает в
растерянность перед многими незнакомыми ей явлениями. Попробуем разобраться с самыми
частыми вопросами молодых мам.
1. Странный цвет и сухость кожи младенца.
Кожа малыша может иметь красноватый, желтоватый оттенок. Первое связано с очень
тонким слоем подкожного жира: красный оттенок – это просвечивающие через кожу
кровеносные сосуды. Желтизна (желтушка) бывает следствием повышенного содержания
билирубина и уходит, когда печень начинает активнее работать.
Сухость и шелушение кожи – тоже нормальное явление. Таким способом кожа
адаптируется к новой воздушной среде. Обычно шелушение проходит через месяц после
рождения. Ускорить этот процесс можно, смазывая шелушащиеся участки детским кремом или
маслом.
2.Малыш икает
Икать многие детки начинают еще в животе. Обычно икота у младенцев возникает из-за
излишков воздуха, попавшего в желудок при кормлении. Лучший способ избавиться от нее –
поносить малыша «столбиком» и сделать массаж животика.
3. Ребенок срыгивает
Срыгивание – это следствие неразвитости пищеварительной системы и специальный
детский механизм «борьбы» с перееданием. В качестве профилактики следите за тем, чтобы
малыш правильно захватывал грудь (так он не наглотается лишнего воздуха), и держите его
«столбиком» после кормления. В целом же срыгивание не опасно. В норме 1 раз в день ребенок
даже может срыгнуть «фонтаном». Если это случается чаще и срыгивание продолжается
дольше 6 месяцев – нужно обратиться к неврологу.
4. Ребенок чихает и кашляет
Если никаких признаков простуды при этом нет (насморк, высокая температура) – это
естественные рефлексы самоочищения организма от слизи в горле и носу.
5. Как одевать ребенка
Организм крохи еще плохо удерживает тепло и поддерживает постоянную температуру. Это
нужно учитывать и дома, и на улице. Чрезмерно кутая, ребенка легко можно перегреть, а
оставляя раздетым – наоборот, переохладить.
Главное правило одевания для малыша: одевать как себя + один слой одежды. Одежда должна
быть сшита из натуральных тканей, иметь удобную конструкцию и безопасные застежки.
Чтобы понять, тепло ли ребенку, нужно потрогать его шейку: если она прохладная – лучше
одеть малыша теплее.
6. Можно ли давать ребенку соску?
Если есть планы на успешное и долгое кормление грудью – лучше не надо, во всяком
случае, месяцев до 6, пока лактация полностью не установится. Соска сбивает ребенка с толку,
он начинает путать мамину грудь и ее силиконовый заменитель, и может вообще отказаться от
груди. Кроме того, есть мнение, что сосание соски плохо влияет на формирование прикуса.
7. Что делать, если ребенок сосет палец?
Сосание пальца – проявление сосательного рефлекса, характерного для младенцев.
Первое, что нужно сделать – предложить малышу грудь: возможно, он голоден. Сосание пальца
может быть проявлением стрессовой реакции: ребенок сосет, чтобы успокоиться. В любом
случае, это нельзя игнорировать. Попытайтесь понять причину и устранить ее.
8.Стоит ли бежать к ребенку по первому крику и брать его на руки?
Ответ однозначный – да. Какой бы ни была причина плача – игнорировать ее нельзя. Ребенок
может плакать не только от голода и физического дискомфорта. Он может просто нуждаться в
маминой ласке и тепле – это такая же жизненно важная потребность, которую обязательно
нужно удовлетворять.
9. Как бороться с коликами?
Профилактика всегда лучше, чем лечение, поэтому в рамках профилактики выкладывайте
ребенка на животик, делайте легкий массаж животика, носите «столбиком» после еды. Если
приступ все же начался – дайте лекарство, приложите к животику что-то теплое (грелку,
нагретую утюгом пеленку). В экстренных случаях, когда ничего не помогает и приступ не
проходит – поставьте газоотводную трубку.
10. Как обращаться с ребенком, чтобы не напугать его?
Новорожденные малыши очень специфически реагируют на звуки: под монотонный гул
пылесоса малыш может спокойно спать, а вот резкие громкие звуки кроху очень пугают.
Окружать малыша тишиной совершенно не обязательно, но чтобы ребенок не испугался, нужно
избегать резких звуков. Вообще, все движения и действия мамы должны быть плавными.
Малыш может сильно испугаться, если при купании его резко погрузить в воду, или если его
резко положить на пеленальный столик. Пока ребенок не адаптировался – все, что его окружает
в «большом мире», может вызывать тревогу, так что осторожность нужна во всем.
Помните главное – ребенку нужен четкий режим дня, сбалансированное питание, уход,
физическое
и
эмоциональное
развитие.
Грамотное
распределение
графика
жизни
с
новорожденным позволит молодой маме оставаться спокойной, уверенной и счастливой.
Мы надеемся, что наши советы помогут вам и новорожденному чувствовать себя
максимально удобно и комфортно. Но самое главное, что нужно ребенку – Ваша любовь!