Напоминание

Групповые формы организации обучения на уроках географии


Автор: Яшина Татьяна Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №65
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Групповые формы организации обучения на уроках географии
Раздел: полное образование





Назад




Групповые формы организации обучения на уроках географии

в рамках реализации системно-деятельностного подхода

в образовательном процессе.

Яшина Татьяна Ивановна

учитель географии

Гимназия №65 г.Ульяновск

Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по ее освоению.

В. Г. Белинский

Цель школьного образования в настоящее время заключается в том,

чтобы «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить

работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Свою педагогическую деятельность я строю посредством коллективно-

групповых форм взаимодействия на уроках в рамках реализации системно-

деятельностного подхода в образовательном процессе. Коллективно-

групповые формы взаимодействия на уроках географии обладают большим

обучающим и воспитательным потенциалом, способствуют развитию

личности ребенка, формируют навыки общения и сотрудничества, повышают

социальную активность учащихся. Функции педагога определяются

необходимостью чётко представлять структуру учебной деятельности и свои

действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его

осуществления.

На своих уроках применяю парные, групповые и коллективные способы

обучения. Считаю, что эффективность урока можно повысить, конструируя

его как сочетание и чередование нескольких общих форм обучения, создавая

на занятиях благоприятный социально-психологический климат. Организацию

работы в группе на уроке можно строить по разным направлениям и на разных

этапах урока:

1.

На

этапе

формирования

цели

урока.

В

Фундаментальном

ядре

содержания общего образования регулятивные действия (регулятивные УУД)

раскрываются с точки зрения структуры учебной деятельности: «В блок

регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию

учащимся своей учебной деятельности». В состав регулятивных учебных

действий входят целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль

(коррекция), саморегуляция, оценка.

Таким образом, учащиеся должны самостоятельно определять цели

урока. Роль учителя на данном этапе – методически правильно подвести их к

тому, чтобы они справились с этой задачей. В данном случае можно начать

урок с вопроса или создания проблемной ситуации.

Например. 9 класс. Курс «Экономическая и социальная география

России». Тема урока: «ВПК России». Эпиграф урока: «Кто с мечом к нам

придёт, тот от меча и погибнет» (А. Невский).

Учитель. Россия в настоящее время тратит большую часть бюджета на

оборону, в то время как на образование и здравоохранение средств выделяется

значительно меньше. Как вы считаете, это правильная политика правительства

России?

Учитель предлагает посовещаться в группах в течение одной минуты.

Каждой группе предоставляется слово. После обсуждения учитель просит

учащихся назвать тему и цели урока.

6 класс. Курс «Физическая география». Тема урока: «Течения». Рассказ

учителя. В XVIII веке между Европой и Америкой ходили почтовые суда. Со

временем было замечено, что время, которое тратили корабли, проходя путь

из Европы в Америку, почти в два раза превышало время, затраченное на

обратную дорогу. Как вы думаете почему?

После того как учащиеся ответили, учитель спрашивает: «Какая тема

нашего урока?» Данная методика способствует формированию у учащихся

умения целеполагания, как постановки учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

2. На этапе актуализации темы урока. 9 класс. Курс «Экономическая и

социальная

география

России».

Темаурока:

«Демографическая

политика

России». После того как учащиеся познакомились с понятием демографическая

политика, учитель говорит о том, что Россия – самая большая страна по

площади территории – 17,126 млн кв.

км, что составляет 11% от площади Земли. А численность населения – 145,4

млн чел., что составляет 1% населения планеты. На экране демонстрируются

диаграммы. Задание группам: сделайте анализ диаграмм, какую роль играет

демографическая политика проводимая правительством России?

3. На этапе получения новых знаний.

Мы все помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и

сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили

голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Стандарт

нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить

«ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями,

без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Таким образом, нужно так построить процесс, чтобы новые знания дети

получили самостоятельно под руководством учителя. 9 класс. Курс

«Экономическая и социальная география России». Заполнить таблицу,

выполнив задание по карте. Эту работу можно дать каждой группе либо

четырём группам. При втором варианте сокращается время на выполнение

задания. Но наиболее удачный вариант – работа в паре.

6 класс. Курс «Физическая география». Тема урока: «Атмосферное

давление».

Перед тем как дети узнают об опыте Торричелли, предлагаю ребятам

вспомнить, где в жизни им приходилось наблюдать процесс поднятия и

опускания ртути в приборе (термометр). После этого попробовать

предположить, как будет вести себя ртуть в колбе при поднятии в горы? Как

правило, дети сами описывают, посовещавшись в группе. 4. На этапе

закрепления знаний.

7 класс. Курс «География материков и океанов». Отрабатываем умение

описывать природную зону по плану. За основу берём типовой план описания

природной зоны. Каждая группа выполняет задание по определённому пункту

плана. По итогам выполнения заслушиваем ответы групп, обсуждаем.

7 класс. Курс «География материков и океанов». Закрепляем знание

типичных животных по природным зонам. Группы получают карточку, где

перечисляются животные, обитающие на материке. Нужно из общего списка

выбрать животных конкретной природной зоны.

6 класс. Курс «Физическая география». Закрепляем умение определять

географические координаты по физической карте. Группы получают карточки

с координатами вершин гор. По координатам определяют названия гор и

заполняют кроссворд. Или выполнить задание по карте: «Самолёт должен

сделать посадку в точке, от которой все направления идут только на север.

Указать широту и долготу этой точки». Создание проблемной ситуации

уместно на разных этапах урока. А работа в группе делает возможным сделать

эту работу более эффективной. Что мы имеем в данном случае? Во-первых,

активизацию мыслительной деятельности. Во-вторых, решение проблемы

через возможность предвидеть ситуацию. В-третьих, получение новых знаний.

Например, последствия строительства ГЭС, осушение болот, причины

образования вечной мерзлоты и болот, температурных инверсий,

формирование разных типов климата в пределах одного климатического

пояса. Эти вопросы для детей трудные, но разобраться в них им очень

интересно. Проблему всегда лучше решить сообща, выслушав мнение

каждого.

Научно-исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время

Исследовать – значит изучить и получить новые знания. Исследование

возможно на основе изучения карты и её анализа. Особенно, если это можно

обсудить в группе, где каждый имеет право на свою точку зрения. Это

принимается детьми с энтузиазмом. Также возможно исследование на основе

опережающих коллективных домашних заданий. Хорошо воспринимается

исследование на местном материале. «Уроки-проекты» – это тоже

самостоятельные исследования. Интересны учащимся проекты туристских

маршрутов, вопросы использования того или иного природного ресурса.

С проектом одному справиться трудно, а в группе, как правило, более

сильные учащиеся выполняют сложную часть задания, слабые – посильную

для них. Для того чтобы изнутри направлять учение школьников, учитель

должен стать непосредственным участником общего учебного действия –

сомневающимся, ищущим решения так же, как и любой другой участник

учебного процесса. Любое проявление творчества ученика должно находить

поддержку и сопровождение учителя. Стоит заметить, что наш предмет –

благодатная почва для творчества. Это памятки туристам, отправляющимся в

путешествие по странам или природным зонам, это мини-сочинения, визитки

стран.

Работу в парах применяю на разных этапах урока в том случае, если ее

выполнение требует большей точности и сосредоточенности (работа с

атласом, учебником). Хорошо отработано умение взаимопроверки в паре по

известным детям критериям. Взаимопроверку осуществляем на

географических диктантах по картам, по терминам, при тестировании.

Заданий всегда десять. Таким образом, у детей вырабатывается навык чёткого

поведения на диктанте.

Работа в парах сменного состава (коллективная форма)

Приступать к данному процессу обучения следует, если дети знают и

умеют работать в группах и парах. При коллективной форме работают пары

по очереди, причем пары имеют не постоянный, а переменный состав.

Получается, что все учат каждого, каждый учит всех. Работа в паре

эффективна тем, что слушатель единственный; он не может не слушать

партнера. А последний – не только обучает, но и контролирует результаты

работы обучаемого. Затем они меняются местами.

Эта технология гибкая и может трансформироваться в зависимости от

темы и цели урока, но стержневое положение – работа в парах сменного

состава. История возникновения технологии коллективного взаимодействия

теряется в глубокой древности. Высказывания о пользе взаимного обучения

можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Каменский: «Ученикам

полезно учить своих товарищей и учиться у них».

В начале ХХ в. русский педагог А. Г. Ривер вывел теорию, в основе

которой лежат «три кита»:

1. Общение («Человеческое общество существует благодаря общению»).

2. Обогащение других своей уникальностью (полиморфизм).

3. Единства речевой и мыслительной деятельности (катализатор).

Современная психология утверждает, что эффективность произвольной

памяти школьника может быть оценена такими критериями: 10% – читает

глазами, 26% – слышит, 30% – видит, 50% – видит и слышит, 70% –

обсуждает, 80% – опирается на опыт, 90% – говорит и делает совместно, 95%

– обучает других.

Вывод: человек хорошо понимает только то, что может объяснить другому.

Алгоритм работы учителя при организации работы в парах сменного

состава: 1. В начале урока каждый ученик получает задание для

самостоятельной работы (по тексту учебника (получение нового знания), по

карте – географический диктант (самопроверка и взаимопроверка), работают

со словарём терминов (самопроверка и взаимопроверка), тестовые задания

(самопроверка и взаимопроверка), отвечают на вопросы). Школьники

работают по вариантам.

2. Работа пары учеников по вариантам с целью обсуждения и уточнения

варианта ответа (ученики готовятся к выполнению роли учителя).

3. Работа с партнером по парте: знакомство его с содержанием учебного

материала своего варианта.

4. Обмен ролями (пары сменного состава). Как результат – усвоение

материала в значительно большем объеме.

5. Фронтальная эвристическая беседа: учитель корректирует ответы учащихся;

если это вопросы и тестовые задания, то дополняет их на этом этапе.

Затем, как правило, выполняется практическое задание в тетради по теме

урока. В данном случае происходит процесс применения приобретенных

знаний.

Учитель контролирует процесс самооценки и взаимооценки по критериям,

которые хорошо знакомы и понятны учащимся.

6. Выполнение тестового задания для выявления уровня усвоения

основного содержания урока (результаты выполнения теста проверяются с

партнером по варианту).

7. Информация о выполнении домашнего задания. Трудно переоценить

важность знаний географической номенклатуры в школьных курсах

географии. Эффективный способ закрепления знаний географической

номенклатуры применяю при работе в парах сменного состава.

Алгоритм работы на уроке закрепления знаний географической

номенклатуры в 7 классе:

1. Учитель даёт опережающее задание на дом: составить географический

диктант по изученному материку из десяти заданий (6 вариантов):1 вариант –

«Крайние точки и омывающие материк моря»; 2 вариант – «Океаны и

течения»; 3 вариант – «Заливы, проливы, каналы»; 4 вариант – «Острова,

архипелаги, полуострова»; 5 вариант – «Низменности, возвышенности,

плоскогорья»; 6 вариант – «Горы, вершины, вулканы».

2. По этим диктантам, работая в сменных парах, учащиеся проводят

географический диктант, осуществляя взаимопроверку и взаимоконтроль.

3. Под руководством учителя они меняются вариантами, тем самым

успевая за урок или часть урока получить несколько оценок.

4. Итоговая оценка – средняя за все диктанты.

5 Возможен итоговый диктант, который проводит учитель по карте.

Используя данный алгоритм, можно проводить географические диктанты

по всем курсам и по любым темам.

Алгоритм работы с текстом учебника при работе в парах сменного состава

Ученики работают с разными пунктами текста параграфа (как правило,

берём два пункта).

1. Каждый читает свой пункт параграфа.

2. Рассказывают по очереди друг другу свои тексты.

3. Задают друг другу вопросы по тексту.

4. Находят на карте в атласе все географические названия, которые им

встретились в тексте. Спрашивают друг друга: «Всё понятно?»

5. Если есть необходимость, слушают рассказ ещё раз.

6. Меняются партнёрами (рядами).

7. Рассказывают свои тексты другому партнёру (открытый учебник лежит

посередине и, если нужно, им можно воспользоваться)

8. Обмениваются вопросами.

9. Работают с картой.

Алгоритм работы в парах сменного состава «Понял сам – помоги другому»

(применяется при отработке практических навыков по карте)

Умения определять географические координаты, расстояния по карте в

градусах и километрах, решать задачи по теме «Часовые пояса» и прочее по-

разному усваиваются детьми. У кого-то это получается сразу, а у кого-то

вызывает трудности.

Применяю следующий алгоритм:

1. Учитель знакомит учащихся с алгоритмом выполнения данного умения.

2. Учащиеся выполняют его вместе с учителем.

3. Учащиеся получают индивидуальные задания.

4. Часть учащихся выполняет очень быстро и сигнализирует об этом

поднятой рукой.

5. Учитель проверяет правильность выполнения.

6. Учитель спрашивает: «У кого возникли трудности?» Выявляем

учащихся, которым необходима помощь.

7. Формируем пары по принципу «Понял сам – помоги другому».

8. Учащиеся меняются местами по необходимости.

Алгоритм работы в парах сменного состава по заданию «Установи

соответствие»:

1. Учащиеся дома составляют задание из десяти пунктов по принципу

«Установи соответствие», таким образом, у каждого оно индивидуально.

2. Работая в паре, обмениваются заданиями, делают взаимопроверку,

оценивают друг друга.

3. Меняются местами и работают с теми учащимися, которые готовы к

следующему этапу.

4. После того, как каждый получает по три оценки, выставляется итоговая

(самооценка).

Алгоритм работы в парах сменного состава во время тестирования:

1. Учащиеся приходят на урок с текстами тестовых заданий по теме,

состоящими из десяти вопросов (тесты составляют индивидуально; есть ключ

для быстрой проверки).

2. Работая в паре, обмениваются тестами, выполняя в паре

взаимопроверку, оценивают друг друга.

3. Меняются друг с другом по мере выполнения тестов другими

учащимися.

4. Итоговый тест из десяти заданий, составленный учителем по вариантам.

При проверке учащиеся обмениваются тетрадями с одноклассниками,

сидящими на другом ряду.

5. Итоговая оценка как средняя за три теста (самооценка).

Опыт организации коллективно-групповой формы деятельности является

актуальным и перспективным, поскольку современное образование требует от

школы (а значит и от учителя): сохранения психического и физического

здоровья детей; поддержания их инициативности, самостоятельности. Учитель

обязан сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит

в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить

делать самостоятельный выбор.

Литература

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в

основной школе: от действия к мысли. – М. : Просвещение, 2014. – 160 с.

2. Бибекова, О. А. Современные образовательные технологии в обучении

географии. – Волгоград : Учитель, 2017.– 127 с.

3. Ступникова, А. Д. Справочник учителя географии. – Волгоград:Учитель,

2015. -215с.



В раздел образования