Автор: Людмила Валерьевна Иншина
Должность: заместитель директора, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №41 города Липецка
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени"
Раздел: начальное образование
Открытый урок по теме:
«Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного
числа настоящего и будущего времени».
Учитель начальных классов
Иншина Л. В.
Цель урока носит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных,
взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.
Образовательный аспект урока: познакомить с новой ролью мягкого знака у
глаголов 2 лица единственного числа, формировать практические навыки
правописания окончаний глаголов 2 лица ед. числа, совершенствовать умение
спрягать глаголы, определять тип спряжения, правильно писать безударные окончания
глаголов.
Развивающий аспект урока: развитие орфографической зоркости, речи, внимания
(устойчивость, концентрация, переключение, самоконтроль), памяти (расширение
объёма, устойчивости), мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное,
словесно-логическое), формирование обще интеллектуальных умений (операций
анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков, гибкость
мыслительных процессов).
Воспитательный аспект урока: привитие любви к учению, стремления к получению
новых знаний, формирование умения добывать учебную информацию, привитие
навыков и культуры общения.
Помимо триединой цели, решалась задача сохранения и укрепления здоровья
учащихся.
Здоровьесберегающий аспект урока состоит в работе по профилактике нарушений
зрения, осанки, поддержанию интереса к учёбе и снижению утомляемости.
Мотивация к уроку
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Учите русский – годы к ряду.
С душой, с усердием, умом.
Вас ждёт великая награда.
И та награда – в нём самом!
I.Организационный момент «Поймайте моё пожелание».
- Внимательно проследите глазками по моим командам.
«Соберите» буквы и «поймайте» моё пожелание. На доске цветные буквы.
л с ш н ы у о к ь
Б
д и
-Что получилось? (Улыбнись).
- Улыбнитесь друг другу.
- Поделитесь частичкой хорошего настроения, пожелайте удачи. Ведь с маленькой
удачи начинается большой успех.
- Садитесь, запишите дату.
- Начнём с орфографической разминки
II. Орфографическая разминка.
На экране записаны слова, прочитайте их. Слайд 2
1 З.в.зала
2 н.см.ялась
6 .тв.рила (картофель)
3 .гл.делась
4 п..вилась
5 п.р.кр.чала
-Что общего у всех слов, записанных на доске?
(глаголы, глаголы с приставками, глаголы прошедшего времени, глаголы женского
рода, безударная гласная в приставке и корне)
-Как поступаем, если встречаем безударную гласную в приставке?
-А если в корне?
-Объясните орфограммы.
III. Минутка чистописания.
1.Среди данных глаголов найдите слово, в котором звуков будет меньше, чем букв.
(Огляделась).
Почему? Почему не подошли слова «насмеялась» и «появилась», ведь у них тоже есть
мягкий знак?
В слове «огляделась» найдите букву, которая обозначает звонкий, мягкий, парный
согласный звук и сформулируйте тему минутки чистописания.
На минутке чистописания мы будем писать букву «Д» в соединениях.
2. Посмотрите внимательно и скажите, как продолжим строчку?
Дда Ддя Дду Ддю Ддо Ддё…
-Вспомним правила красивого письма и красиво напишем буквы.
3.Запишите слова.
Друг, дружок, подруга, дружить, друзья, дружный, дружелюбный, дружище, другой.
-Все ли записанные слова будут родственными к слову «друг»?
(Лишние слова: друзья, другой). Почему?
4. Соотнесение со схемами.
-Какой схеме соответствует какое слово? На доске схемы слов.
-Какому слову не подобрали схему?
(дружелюбный)
- Что можете сказать об этом слове?
(сложное, образовалось при сложении двух основ).
- Разберём его по составу.
5. Мы говорим о дружбе, а кого можно назвать настоящим другом?
IV. Введение в тему урока, актуализация опорных знаний.
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ….
Вы правы. Мы изучаем большую, сложную, но очень интересную тему «Глагол»
V. Работа над новым материалом.
-Чтобы тему урока сформулировать более точно, выполним следующее задание.
На экране слова. Слайд 3, 4
Оттепель, колосья, молодёжь, зеркальный, ночь, беречь, наряжаться, вещь, ельник,
листья, льёт
- Что объединяет все слова?
- Какую же роль выполняет Ь?
- Какое слово осталось?
- Назовите ещё слова, которые подходят к этому слову.
- Кто же догадался и более точно сформулирует тему нашего урока?
Сравните с темой урока на слайде 5
VI. Гимнастика для глаз. Слайды 6-10
VII. Выполнение тренировочных упражнений.
- Прочитайте записанные на экране фразы. Слайд 11-12
- Что вы прочитали? Что такое фразеологизмы?
- Замените его глаголом. Запишите в столбик.
- Образуйте от этих глаголов глаголы 2 лица единственного числа. Слайд 13
Ломать голову (думать-думаешь).
Вставлять палки в колёса (мешать- мешаешь)
Зарубить на носу (запомнить-запомнишь)
Повесить голову (грустить- грустишь)
Выбиться из сил (устать-устанешь)
- Определите лицо, число и время глаголов.
- Как определить лицо и число глаголов?
- Выделите окончание.
- Как, глядя на глаголы и даже не подбирая местоимения можно догадаться, что
записанные глаголы 2 лица ед.ч.?
Сформулируйте правило!!!
VIII. Работа в учебнике
Прочитайте правило на стр. 85, выучите.
Упр. 176 (выберите пословицу, в которой есть глаголы на правило)
- Прочитайте, запомните, запишите по памяти.
- Самопроверка. Объясните орфограммы, которые Вам встретились.
ФИЗМИНУТКА.
Раз сегодня мы говорим о глаголах 2 лица единственного числа, то и физкультминутка
будет связана именно с темой урока. Встаньте, пожалуйста.
Как живешь? (Вот так!)
Как идешь? (Вот так!)
Как плывешь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Как шалишь? (Вот так!)
Как сидишь? (Вот так!)
Как молчишь? (Вот так!)
А кричишь! (Вот так!)
- Молодцы! Назовите глаголы 2 лица единственного числа, которые встретились в
тексте этой физкультминутки.
-Что вы можете рассказать о правописании этих глаголов?
IХ. Дифференцированная творческая работа в парах.
- Посмотрите на текст, записанный у вас на карточках.
- Какие слова пропущены в предложениях?
- Вам нужно вставить глаголы 2 лица единственного числа:
1 ряд- по смыслу
2 ряд – из слов для справок.
- Помните о правильном написании окончаний глаголов.
Летом ты _________________ с первыми лучами солнца.
________________ мыло, полотенце и __________ на речку.
Быстро _______________ одежду и ______________ в прохладную воду.
Потом _______________ на берег и ______________ полотенцем.
Затем быстро _____________ домой.
Слова для справок: просыпаешься, бежишь, берёшь, снимаешь, выходишь, прыгаешь,
вытираешься, идёшь.
-Проверим, что у вас получилось. (Чтение нескольких работ)
-Выделите окончания глаголов.
-Какому предложению соответствует схема? На доске схема предложения.
- Разберите предложение по членам и по частям речи.
Х. Словарная работа.
- А сейчас игра.
За вашей партой (правда не у всех) я спрятала карточки со словарными словами.
Ваша задача - их отыскать. (Найдите и пройдите к доске)
Путешествовать, ужинать, нарисовать, побеседовать, засверкать, разбогатеть,
победить.
- Прочитаем эти слова так, как они пишутся (орфографически)
- Какая орфограмма пропущена в этих словах?
(непроверяемая безударная гласная).
- Вы услышали все слова. Что у них общего?
(глаголы неопределённой формы)
- Что это за форма глагола?
- На какие две группы можем разделить эти глаголы?
(отвечающие на вопрос «что делать» и «что сделать»).
- От каких глаголов мы можем образовать все три временные формы глагола?
- Какой формы не будет у глаголов «Что сделать»?
- Образуем от данных глаголов форму 2 лица ед.ч.
А сейчас - форму 1 лица ед.ч.
Проблема!!!!! Победить - ….
(Поиск нужной информации в источниках)
Найдите в учебнике на стр. 84 как образовать от глагола победить форму 1- го лица
единственного числа. (страничка для любознательных)
Ребята, а почему глаголы неопределённой формы так называются?
(Не определим ни времени, ни лица, ни числа).
А вот что можно определить у глаголов неопределённой формы ВЫ узнаете на
следующем уроке русского
языка.
XI. Итог урока. Рефлексия.
- А сейчас положите голову на парту, расслабьтесь и вспомните наш урок от начала и
до конца.
Кто из Вас открыл для себя что-то новое на уроке?
Какую роль выполняет Ь?
-Какие задания вам показались наиболее интересными?
-Выполнение каких заданий вызвало затруднение?
-Чью работу на уроке вы бы отметили?
-Кто считает, что заслуживает отметку «5»? «4»? «3»?
Проверьте себя (у детей карточки со словами) вставьте Ь.
Соедините красным карандашом все Ь и Вы увидите свою оценку. Слайд 14-15
-Молодцы, вы очень хорошо работали на уроке, я довольна вами. Чтобы сохранить
хорошее настроение, закончим урок стихотворением «Антонимы»
Скажу я слово высоко, а ты ответишь… (низко)
Скажу я слово далеко, а ты ответишь… (близко)
Скажу я слово потолок, а ты ответишь… (пол)
Скажу я слово потерял, и скажешь ты… (нашёл)
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты… (храбрец)
Теперь начало я скажу, ну, отвечай… (конец)
СПАСИБО ВСЕМ
IX. Домашнее задание.
Слайд 16.
Слайд 16.
Выуч. стр. 85, упр. 174 или творческая работа (записать диалог, используя глаголы 2
Выуч. стр. 85, упр. 174 или творческая работа (записать диалог, используя глаголы 2
лица единственного числа
лица единственного числа