Напоминание

Развитие мышления у дошкольников через дидактические игры


Автор: Александрова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнечный круг" детский сад 80
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Мастер класс для педагогов ДОУ
Тема: Развитие мышления у дошкольников через дидактические игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




«РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР» “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.” В.А. Сухомлинский Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация). Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно- логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Работая над своей темой я ознакомилась с психолого-педагогической литературой по развитию мышления у детей дошкольного возраста; проанализировала особенности развития мышления детей дошкольного возраста, изучила задачи и методические рекомендации по проведению дидактических игр. Провела консультацию для педагогов «Дидактические игры по математике». Создала картотеку дидактических игр по математике на развитие мышления во всех возрастных группах. Провожу работу с родителями которая организуется в разнообразных формах: родительские собрания(«Развитие мышления детей дошкольного возраста», «Основные задачи воспитания и обучения детей 3-4 лет); консультации «Давайте играть!», «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»; индивидуальные беседы по особенностям развития детей. Активно работаю по развитию предметно-пространственной среды. В группе оформила уголок математики оснащенный дидактическими играми на развитие логического мышления, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Создала картотеку «Математические логоритмики для детей младшей группы».
В ходе прохождения недели открытых дверей в детском саду мною была проведена познавательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: « Путешествие в осенний лес». Возрастная группа: младшая. Форма совместной деятельности: интегрированная НОД Форма организации: подгрупповая. Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально- коммуникативное развитие»; «Физическое развитие». Цель: расширить представления детей об окружающей природе; закрепить свойства предметов (тяжёлые - тонут, лёгкие - не тонут); формировать умение работать в коллективе, представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина). Задачи: образовательные: учить изображать дождь ватными палочками, закрепить свойства предметов; знания цветов. развивающие: развивать мелкую моторику рук, умение отвечать на вопросы воспитателя, внимание, художественное восприятие. воспитательные: воспитывать любовь к природе, доброту, аккуратность при выполнении работы. Методы: беседа, рассказ, демонстрация картин, игра, экспериментирование, продуктивный. Оборудование: картины с изображением осеннего леса, листья разного цвета, грибы разного размера, 2 корзины разного размера, корзина с орехами, таз с водой, коробочка с камнями, лист с дерева. Раздаточный материал: ½ альбомного листа с приклеенными тучками, ватные палочки, синяя краска. Планируемые результаты: дети проявляют интерес к окружающему миру природы при описании осени совместно с воспитателем, активны при
выполнении простейших движений, принимают участие в продуктивной деятельности, выполняя рисование. Таким образом, развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Ребёнок — дошкольник с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Целенаправленные педагогические приемы и созданная атмосфера доброжелательности в группе позволяют эффективно контролировать ход развития воспитанников, что позволяет успешнее подготовить детей к обучению в школе.


В раздел образования