Развитие мышления у дошкольников через дидактические игры
Автор: Александрова Наталья Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Солнечный круг" детский сад 80 Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область Наименование материала: Мастер класс для педагогов ДОУ Тема: Развитие мышления у дошкольников через дидактические игры Раздел: дошкольное образование
«РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности.” В.А. Сухомлинский
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально
обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе
мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или
операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов.
Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е.
все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце
этого
периода
происходит
закладка
элементов
наглядно-образного
мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу
старшего
дошкольного
возраста
начинает
формироваться словесно-
логическое
мышление,
оно
предполагает
развитие
умения
оперировать
словами,
понимать
логику
рассуждений.
Дети
учатся
самостоятельно
рассуждать,
делать
выводы,
сопоставлять,
сравнивать,
анализировать,
находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды
мышления
тесно
связаны
между
собой. От уровня развития всех типов
мышления
зависит
успешность
обучения
в
школе,
скорость
усвоения
материала, внимание, успеваемость в принципе.
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего
в русле математического развития. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при
условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать
абстрактное
мышление,
повышать
интеллектуальный
уровень
детей.
В
школе
им
понадобится
применение
таких
мыслительных
операций
как
умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Из всего многообразия математического материала в дошкольном
возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное
назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении,
выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических
фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность
формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования
математических (количественных, пространственных, временных)
представлений детей.
В формировании у детей математических представлений широко
используются занимательные по форме и содержанию разнообразные
дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных
заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти,
догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого либо
литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они
интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без
активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение
логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и
всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с
занимательным математическим материалом дети овладевают
умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей
лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи,
приводящего в конечном результате к решению. Систематическое
упражнение в решении задач таким способом развивает
умственную активность, логическое мышление, самостоятельность
мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Работая над своей темой я ознакомилась с психолого-педагогической
литературой по развитию мышления у детей дошкольного возраста;
проанализировала особенности развития мышления детей дошкольного
возраста, изучила задачи и методические рекомендации по проведению
дидактических игр. Провела консультацию для педагогов «Дидактические
игры по математике». Создала картотеку дидактических игр по математике на
развитие мышления во всех возрастных группах. Провожу работу с
родителями которая организуется в разнообразных формах: родительские
собрания(«Развитие мышления детей дошкольного возраста», «Основные
задачи воспитания и обучения детей 3-4 лет); консультации «Давайте
играть!», «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»;
индивидуальные беседы по особенностям развития детей. Активно работаю
по развитию предметно-пространственной среды. В группе оформила уголок
математики оснащенный дидактическими играми на развитие логического
мышления, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там
материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать
интересующую их игру и играть индивидуально или совместно с другими
детьми, небольшой подгруппой. Создала картотеку «Математические
логоритмики для детей младшей группы».
В ходе прохождения недели открытых дверей в детском саду мною
была проведена познавательная деятельность с детьми младшего
дошкольного возраста.
Тема: « Путешествие в осенний лес».
Возрастная группа: младшая.
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД
Форма организации: подгрупповая.
Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие»;
«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-
коммуникативное развитие»; «Физическое развитие».
Цель: расширить представления детей об окружающей природе; закрепить
свойства предметов (тяжёлые - тонут, лёгкие - не тонут); формировать умение
работать в коллективе, представления о сенсорных эталонах (цвет, форма,
величина).
Задачи:
образовательные: учить изображать дождь ватными палочками, закрепить
свойства предметов; знания цветов.
развивающие: развивать мелкую моторику рук, умение отвечать на вопросы
воспитателя, внимание, художественное восприятие.
воспитательные: воспитывать любовь к природе, доброту, аккуратность при
выполнении работы.
Методы: беседа, рассказ, демонстрация картин, игра, экспериментирование,
продуктивный.
Оборудование: картины с изображением осеннего леса, листья разного цвета,
грибы разного размера, 2 корзины разного размера, корзина с орехами, таз с
водой, коробочка с камнями, лист с дерева.
Раздаточный материал: ½ альбомного листа с приклеенными тучками, ватные
палочки, синяя краска.
Планируемые результаты: дети проявляют интерес к окружающему миру
природы при описании осени совместно с воспитателем, активны при
выполнении простейших движений, принимают участие в продуктивной
деятельности, выполняя рисование.
Таким
образом,
развивать
логическое
мышление
дошкольника
целесообразнее
всего
в
русле
математического
развития.
Ребёнок
—
дошкольник
с
развитым
логическим
мышлением
всегда
имеет
больше
шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен
элементам школьной программы. Целенаправленные педагогические приемы
и созданная атмосфера доброжелательности в группе позволяют эффективно
контролировать
ход
развития
воспитанников,
что
позволяет
успешнее
подготовить детей к обучению в школе.