Напоминание

Цикл уроков по роману А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе


Автор: Майгурова Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16 им.И.В.Гудовича
Населённый пункт: г.-к.Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Цикл уроков по роману А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Цикл уроков подготовлен учителем русского языка и литературы

МБОУ СОШ №16 им.И.В.Гудовича Майгуровой Л.А.

Цикл уроков по роману А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе

Пушкин – солнце русской культуры. Эта мысль отнюдь не нова.

Нет ни одного жанра в отечественной литературе, где Пушкин не

оставил бы свой след. Проходят годы, века, а русская культура продол-

жает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им. Пуш-

кинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерыв-

ный диалог с читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии,

милосердии и жестокости. Задача учителя-словесника научить детей

слышать эти голоса, сделать мир литературы живым, осязаемым.

Урок 1. Тема: «Картины жизни русского барства. Дубровский и Троекуров»

Цели урока: 1) познакомиться с содержанием произведения; 2) прояснить мотивиров-

ку поступков героев; 3) формирование навыка сравнительного анализа образов героев,

выразительного чтения; 4) развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мне-

ние; 5) активизация познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активно-

сти; 6) воспитывать культуру связной речи; 7) воспитание толерантности, умения об-

щаться.

Ход урока

I.

Вступительное слово учителя

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А. С. Пушкин принялся за роман в

трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смер-

ти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи загла-

вия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным

были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был

закончен в феврале 1833 года. В основу романа Пушкин положил случай, довольно

характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, суще-

ствовавшего в то время. Пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик все-

гда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему

имение.

Об одном таком случае рассказал Пушкину его приятель В. П. Нащокин, знавший

некоего помещика Островского, который был разорен своим знатным соседом, ли-

шился имения и вместе со своими крестьянами организовал разбойничью шайку. Пи-

сатель заботился о реалистической правдивости своего романа, о приближении его к

подлинной действительности.

Н. Г Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе бо-

лее точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых

времён в начале романа «Дубровский».

II. Беседа по роману

-С кем знакомимся мы в 1-ой главе?

(С Кирила Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским).

-Кого можно назвать «большим барином старых времён»?

(Кирилу Петровича Троекурова).

-Обратимся к тексту. Что говорит автор об сходстве и различии этих героев?

Записи в тетради.

1

Сходство

Различия

Троекуров

Ровесники, рождены в одном

сословии, воспитаны одинаково,

сходствовали отчасти и в ха-

рактерах и в наклонностях

«Выказывал

пороки

человека

необразованного»,

«привык

волю всем порывам пылкого

своего нрава и всем затеям до-

вольно

ограниченного

ума»,

«надменный … с людьми самого

высшего звания», «с крестьяна-

ми

и

дворовыми

обходился

строго и своенравно».

Дубровский

«нетерпеливость и решитель-

ность характера», «беден и не-

зависим», горд – отказался от

предложения Троекурова поже-

нить Машу и Владимира.

- Запомним это слово отчасти. Найдём в тексте их авторские характеристики.

(Троеку-

ров: «Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего

нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего зва-

ния», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

Дубровский: «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался

от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира).

-Сделаем выводы. Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев?

(Различий).

-В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами ге-

роев. Заглянем в «Словарь русских личных имён»

(индивидуальное задание одному из учени-

ков даётся заранее)

.

(Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (гр.) – муже-

ственный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).

-Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми? А теперь вернёмся к рома-

ну. Какова судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин?

(«В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдо-

вели»).

-И опять оговорка: «в некотором отношении». Попробуем разобраться. Что мы

узнаём из романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям? Каковы взаимоот-

ношения Кирила Петровича и Маши?

(С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время суров и же-

сток. «Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и

мысли»).

-Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии мира в этой семье нет, вос-

питанием дочери Кирила Петрович не занимается.

В этой же главе рассказывается о Саше, брате Маши, которого он признал сыном, хотя

«множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бе-

гали перед его окнами и считались дворовыми». Как это характеризует Троекурова?

(Безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства).

-Сходные тема, идея, мотивы прозвучат в повести И. А. Бунина «Суходол», творче-

ство которого будет изучаться в старших классах

(на полях в тетрадях учащиеся делают за-

пись И. А. Бунин «Суходол», подобная методика опережающего обучения помогает учащимся вдум-

чиво и осмысленно входить в мир литературы, сопоставлять и обобщать знания, полученные на

протяжении семи лет обучения).

2

-Итак, Кирила Петрович хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро уте-

шился. А как перенёс потерю жены Андрей Гаврилович? Обратимся к 6-ой главе, где

Пушкин рассказывает о горе молодого Дубровского. Пушкин –мастер детали, они по-

могают раскрыть внутренний мир героя, понять его состояние, на какие детали об-

ращает наше внимание автор?

(В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были на-

писаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви).

-Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери?

(Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья).

-Примечательно слово «семейственное». Где ещё в романе встречалось вам это слово?

(гл. 3) (Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург

на восьмом году своего возраста – со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более

любил семейственную жизнь).

-Похожи ли эти семьи?

(Оговорка автора – «в некотором отношении» - верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные.

Дубровских в полном смысле слова можно назвать семьёй, они понимают друг друга, любят, у них

есть святыни, которые они берегут).

III. Домашнее задание

1)

Дочитать роман «Дубровский»; 2) выполнить задание по группам: 1-ая группа:

рассмотреть взаимоотношения помещиков и слуг; 2 группа: проследить возникнове-

ние и развитие ссоры (завязка повести); 3 группа: дать характеристику Владимира

Дубровского; какова роль пейзажа в романе; 4 группа: проследить развитие сюжета и

фабулы романа; 5 группа: о чём же повесть «Дубровский» (тема, проблематика)? По-

чему повесть осталась незавершённой?

Уроки 2-3. Тема: «Нравственная проблематика романа «Дубровский»

Цели уроков: 1) выработать навыки работы с текстом произведения большого объема

с помощью предварительно объявленных вопросов; 2) развивать умение выделять

главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей; 3)

совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического

анализа произведения; 4) работать над выразительным чтением; 5) воспитывать

культуру связной речи; 6) совершенствовать умение выражать свое мнение.

Ход уроков

На следующих двух уроках класс работает по группам.

Работа I группы

-Как автор характеризует дворовых Троекурова?

(гл. 1) («…они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою

очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство).

-Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?

(Покровские мужики воруют лес у Андрея Гавриловича).

-Отсюда можно сделать вывод, что хозяин и его холопы похожи: тщеславны, грубы и

своенравны. Что нового узнаём мы об отношениях господ Дубровских и их слуг из

разговора Владимира Дубровского с кучером Антоном?

(л. 3) («…у него (Троекурова) и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не толь-

ко шкурку, да и мясо сдерёт. Нет, дай Бог здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его

приберёт, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя

станем»).

3

В этой же главе, при встрече старика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит ба-

рина. Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается: «Зачем ты встал с

постели, - говорила ему Егоровна, - на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и

люди». Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как вы думаете,

кто мог бы сказать такие слова?

(Только очень близкий человек, человек любящий, относящийся к Андрею Гавриловичу по-мате-

рински).

-Значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие, вспомним слово «се-

мейственные» и употребим его, говоря об этих отношениях. Подобные отношения

между господином и слугой мы сможем наблюдать в повести А. С. Пушкина «Капи-

танская дочка» между Петрушей Гринёвым и Савеличем

(учащиеся делают на полях в

тетради пометки «А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Савелич»)

Работа II группы

-Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея

Гавриловича при осмотре псарни?

Обратите внимание на выражение внутренних пере-

живаний героя и найдите авторские оценки этого состояния.

(гл. 10) («Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде

сего великолепного заведения… », «отвечал сурово», «побледнел и не сказал ни слова»).

-Что отвечает Дубровский Кирила Петровичу на вопрос?

(«…псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам»).

-Чем, на ваш взгляд, вызвана столь язвительная реплика Дубровского?

(Завистью).

-А что такое «зависть»? Обратимся к словарю В. И. Даля: «Зависть – досада по чужом

добре или благе». И в той словарной статье приведена поговорка: «Лихоманка и за-

висть – Иродовы сёстры». Но не только завистью было вызвано его язвительное заме-

чание Андрея Гавриловича, в нем был виден весь Дубровский, прямой, независимый,

смелый.

-Обидел ли он своими словами Троекурова?

(Нет, реакции не последовало).

-А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов?

(Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «…иному и дворянину не худо бы променять

усадьбу на любую здешнюю конурку»).

-Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. Подумайте, только ли от-

вет Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича?

(Не только, сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо,

слуги).

-Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации?

(Он расхаживал по псарне, громко засмеялся при «дерзком замечании» своего холопа. Он не придал

значения тому, что его Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича).

-Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами го-

ворили, что Дубровский – человек гордый и независимый. Принимает ли близко к

сердцу этот инцидент Троекуров?

(Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал, о том, что было в душе Дубровского, он просто

не думал).

-Как дальше развиваются события?

(Заметив наконец отсутствие Дубровского, Троекуров, который «отроду не выезжал на охоту без

Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевоз-

можных охотничьих споров» дважды посылает за ним, но получает отказ и письмо с требованием

выдать ему Парамошку для наказания).

4

- Отметим, что Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его до-

гнать и воротить непременно».

Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности.

Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным

тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на

охоте?

(Охота не удалась, обед не удался, Кирила Петрович прибил повара, разбранил го-

стей).

-А. С. Пушкин очень тонко передаёт психологическое состояние героя. Задумаемся

над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы

тогда взбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или при-

ехал бы сам к нему мириться?

Как показал автор Троекурова после охоты?

(«Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское – Кирила Петрович без него скучал, и досада его

громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних

дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные»).

-Кто же помог тому, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?

(Соседи, доносившие всё в искажённом виде, сплетни тоже сыграли свою роль).

-Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, во-

ровавших лес в кистенёвской роще?

(Отнять имение).

Пересказ сцен «Троекуров и Шабашкин», «Суд»

-Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского?

(Сломить гордость Андрея Гавриловича).

-Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено?

(Такого исхода – сумасшествия Дубровского – он не ожидал).

-Что мы узнали о состоянии Кирила Петровича из 4-ой главы?

(Совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала сердце).

-Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекуро-

ву?

(Кирила Петрович – натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но отходчивая, поэто-

му Пушкин так подробно описывает все движения души, поступки этого героя; Дубровский же гор-

дый и независимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому он показан статично. Пуш-

кин этим эпизодом ещё раз показал правильность той характеристики героев, которую дал в нача-

ле романа).

Работа III группы

-Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются во время жизни в Пе-

тербурге, а какие – в Кистенёвке?

(Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведёт светский образ жизни, мало думает о буду-

щем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистенёвку Троекуров, косвенно ви-

новный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень на-

поминал старшего Дубровского).

-С какой целью автор даёт в пятой главе описание осеннего пейзажа?

(Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления.

В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одино-

чества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж даётся в неразрывной связи с чувствами

и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течёт, и ручей течёт. Не случаен именно осен-

ний пейзаж, ведь осень – символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние опадающие ли-

5

стья символизируют конец жизни. Такое аллегорическое сравнение мы встретим при описании пей-

зажа и у Льва Толстого) (на полях тетради учащиеся записывают: Л. Толстой «Война и мир»).

-Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родную усадьбу?

(гл. 6) (Портрет матери, её письма – всё это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог

позволить, чтобы «враг его семейства» надругался над этим).

-Каков Дубровский в роли предводителей разбойников? Показывает ли Пушкин, как

Владимир руководит бунтовщиками?

(Нет).

-О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнаёт читатель и от кого?

(От Анны Савишны Глобовой. Ей он является как генерал, который возвращает деньги, украденные

её приказчиком).

-В роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова?

(В роли учителя Дефоржа, сумевшего заставить себя уважать, смелого и решительного, не побояв-

шегося остаться наедине с разъярённым медведем).

-Когда мы узнаём, что Дефорж – это Владимир Дубровский?

(В 10-ой главе, когда он отомстил Антону Пафнутьичу за лжесвидетельство в пользу Троекурова).

Работа IV группы

-Зачем же Пушкин в 8-10 главах отказался от последовательного изложения событий?

(Чтобы заинтриговать читателя).

-Сравним, как в романе изложены события и как «было на самом деле».

Записи в тетради В романе: гл. 8 – Дефорж и медведь; гл. 9 – обед у Троекурова; гл.

10 – Спицын и Дефорж; гл. 11 – встреча Дубровского с Дефоржем.

Хронологическая последовательность: встреча Дубровского с Дефоржем – гл. 11; Де-

форж и медведь – гл. 8; обед у Троекурова – гл. 9; Спицын и Дефорж – гл. 10.

Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это на-

меренно, причины бывают разные.

До сих пор говоря о произведении, о событиях, описываемых в нём, мы использовали

такой термин, как сюжет. Сегодня мы познакомимся с новым термином – фабула.

Чем же они отличаются? Поможет нам «Краткий словарь литературоведческих терми-

нов под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева» (М., 1978): «Фабула – от лат. сказание,

рассказ, предание. Может употребляться в том же смысле, что и сюжет. Иногда под

сюжетом понимают хронологическую последовательность событий, а под фабулой –

тот порядок, в котором о них повествуется». Итак, история дворянина Островского,

рассказанная Пушкину его другом П. В. Нащокиным, явилась фабулой, на основе ко-

торой строился сюжет повести «Дубровский». Фабула, таким образом, средство дости-

жения авторской цели.

Несовпадение фабулы и сюжета мы встретим и у М. Ю. Лермонтова в романе «Герой

нашего времени»

(запись на полях в тетради: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

.

В 11-ой главе А. С. Пушкин рассказывает о встрече на почтовой станции Владимира и

француза Дефоржа. Мы уже читали повесть «Станционный смотритель». Кого напо-

минает вам смотритель из повести «Дубровский»: Самсона Вырина или героя стихо-

творения П. Вяземского «Станция», слова из которого взяты эпиграфом к повести

«Станционный смотритель»:

«Коллежский регистратор,

почтовой станции дик-

татор»?

Работа V группы

-Почему Владимир Дубровский отказался от мести?

6

(гл. 12) («Я ему простил… Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо,

связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию»).

-Как вы понимаете слова: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей

повести» (гл. 3) и слова из гл. 8: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила

Петровича… есть героиня нашей повести»?

(Настоящими героями повести А. С. Пушкин назвал Владимира и Машу, значит, эта повесть – о

любви).

-Любил ли Владимир Машу? Если любил, то когда возникло это чувство?

(гл. 3, 12, 15).

-Как относится Маша к Дубровскому?

(гл. 8, 12, 14) (гл. 8: «Маша в него влюбилась»; гл. 12: «Может быть, она ещё не была влюблена, но

при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было

вспыхнуть в её сердце»; гл. 14: «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам,

воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным…

брак пугал её как плаха, как могила… «Нет, нет, повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше

в монастырь, лучше пойду за Дубровского»).

Обратим внимание на этот ряд: умереть – монастырь – за Дубровского. Разве так ду-

мают о любимом человеке?

И ещё одна цитата из 16-ой главы: «Главное для неё: избавиться от ненавистного бра-

ка; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уго-

тованным».

Брак с князем Верейским для Маши равнозначен плахе, могиле; в безысходной ситуа-

ции она из двух зол выбирает меньшее – решается обратиться за помощью к Дуб-

ровскому. Почему после венчания Маша отказывается от предложения Владимира?

Только ли потому, что (как мы поняли) не испытывает к нему никаких чувств?

(гл. 18) («Я дала клятву». Чувство долга, чести берёт верх) (запись на полях в тетради: А. С. Пуш-

кин «Евгений Онегин»: Татьяна и Онегин).

-Прежде чем мы ответим на последний вопрос, найдите в тексте главы 18 начало эпи-

зода, когда Владимир появляется перед Верейским и Машей.

(Чтение со слов: «Вдруг раздались крики погони…»).

-Почему Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником»?

(Он появляется перед Машей в полумаске, это ещё одна роль, роль благородного спасителя).

-В каком произведении А. С. Пушкина мы встречались с мотивом маскарада, переоде-

вания?

(В повести «Барышня-крестьянка»).

-На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он

всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.

-Работа над романом не была завершена А. С. Пушкиным. Если I часть была написана

за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7-10 дней, а 15 января

1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над повестью. В черновиках писате-

ля сохранился план III части: «Жизнь М. К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Сви-

дание…» Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся кре-

стьян? Почему Дубровский расстаётся со своими сообщниками?

(Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сна-

чала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем несправедливо оби-

женным и обманутым (Анна Савишна Глобова), и конечно же – спасение любимой девушки от нена-

вистного брака).

7

-Давайте ещё раз обратимся к «Словарю русских личных имён». Что значит имя Вла-

димир?

(Владимир – владеющий миром).

-И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя. Владимир

Дубровский по своему характеру, принципам не вписывается в круг разбойников.

Пушкин не показывает своего героя как единомышленника бунтующих крестьян. А

прочитав повесть «Капитанская дочка», мы поймём и отношение Пушкина к бунту.

Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той

средой, в которую он попадает, и с тою ролью, которая выпала на его долю.

Подведение итогов

Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых раз-

нообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так

внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Та-

кое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное,

что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела на-

звания, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию

сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана). Подумайте, как

могла бы сложиться дальнейшая судьба героев.

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков по-

следнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:

(Князь Верейский) —Сватовство — свидания. Письмо перехвачено. Свадьба,

отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь Марьи Кириллов-

ны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание —

Полицмейстер — Развязка .

Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина».

Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского

Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он

притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его

разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.

Домашнее задание Написать сочинение. Темы сочинений: «Отцы и дети в повести

А. С. Пушкина «Дубровский», «Значимые имена героев повести», Смысл названия по-

вести», «Дубровский» - повесть о любви», «Пейзаж в повести А. С Пушкина «Дуб-

ровский».

8



В раздел образования