Автор: Майгурова Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16 им.И.В.Гудовича
Населённый пункт: г.-к.Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Цикл уроков по роману А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе
Раздел: среднее образование
Цикл уроков подготовлен учителем русского языка и литературы
МБОУ СОШ №16 им.И.В.Гудовича Майгуровой Л.А.
Цикл уроков по роману А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе
Пушкин – солнце русской культуры. Эта мысль отнюдь не нова.
Нет ни одного жанра в отечественной литературе, где Пушкин не
оставил бы свой след. Проходят годы, века, а русская культура продол-
жает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им. Пуш-
кинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерыв-
ный диалог с читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии,
милосердии и жестокости. Задача учителя-словесника научить детей
слышать эти голоса, сделать мир литературы живым, осязаемым.
Урок 1. Тема: «Картины жизни русского барства. Дубровский и Троекуров»
Цели урока: 1) познакомиться с содержанием произведения; 2) прояснить мотивиров-
ку поступков героев; 3) формирование навыка сравнительного анализа образов героев,
выразительного чтения; 4) развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мне-
ние; 5) активизация познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активно-
сти; 6) воспитывать культуру связной речи; 7) воспитание толерантности, умения об-
щаться.
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя
После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А. С. Пушкин принялся за роман в
трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смер-
ти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи загла-
вия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным
были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был
закончен в феврале 1833 года. В основу романа Пушкин положил случай, довольно
характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, суще-
ствовавшего в то время. Пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик все-
гда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему
имение.
Об одном таком случае рассказал Пушкину его приятель В. П. Нащокин, знавший
некоего помещика Островского, который был разорен своим знатным соседом, ли-
шился имения и вместе со своими крестьянами организовал разбойничью шайку. Пи-
сатель заботился о реалистической правдивости своего романа, о приближении его к
подлинной действительности.
Н. Г Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе бо-
лее точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых
времён в начале романа «Дубровский».
II. Беседа по роману
-С кем знакомимся мы в 1-ой главе?
(С Кирила Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским).
-Кого можно назвать «большим барином старых времён»?
(Кирилу Петровича Троекурова).
-Обратимся к тексту. Что говорит автор об сходстве и различии этих героев?
Записи в тетради.
1
Сходство
Различия
Троекуров
Ровесники, рождены в одном
сословии, воспитаны одинаково,
сходствовали отчасти и в ха-
рактерах и в наклонностях
«Выказывал
пороки
человека
необразованного»,
«привык
волю всем порывам пылкого
своего нрава и всем затеям до-
вольно
ограниченного
ума»,
«надменный … с людьми самого
высшего звания», «с крестьяна-
ми
и
дворовыми
обходился
строго и своенравно».
Дубровский
«нетерпеливость и решитель-
ность характера», «беден и не-
зависим», горд – отказался от
предложения Троекурова поже-
нить Машу и Владимира.
- Запомним это слово отчасти. Найдём в тексте их авторские характеристики.
(Троеку-
ров: «Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего
нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего зва-
ния», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».
Дубровский: «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался
от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира).
-Сделаем выводы. Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев?
(Различий).
-В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами ге-
роев. Заглянем в «Словарь русских личных имён»
(индивидуальное задание одному из учени-
ков даётся заранее)
.
(Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (гр.) – муже-
ственный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).
-Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми? А теперь вернёмся к рома-
ну. Какова судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин?
(«В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдо-
вели»).
-И опять оговорка: «в некотором отношении». Попробуем разобраться. Что мы
узнаём из романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям? Каковы взаимоот-
ношения Кирила Петровича и Маши?
(С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время суров и же-
сток. «Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и
мысли»).
-Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии мира в этой семье нет, вос-
питанием дочери Кирила Петрович не занимается.
В этой же главе рассказывается о Саше, брате Маши, которого он признал сыном, хотя
«множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бе-
гали перед его окнами и считались дворовыми». Как это характеризует Троекурова?
(Безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства).
-Сходные тема, идея, мотивы прозвучат в повести И. А. Бунина «Суходол», творче-
ство которого будет изучаться в старших классах
(на полях в тетрадях учащиеся делают за-
пись И. А. Бунин «Суходол», подобная методика опережающего обучения помогает учащимся вдум-
чиво и осмысленно входить в мир литературы, сопоставлять и обобщать знания, полученные на
протяжении семи лет обучения).
2
-Итак, Кирила Петрович хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро уте-
шился. А как перенёс потерю жены Андрей Гаврилович? Обратимся к 6-ой главе, где
Пушкин рассказывает о горе молодого Дубровского. Пушкин –мастер детали, они по-
могают раскрыть внутренний мир героя, понять его состояние, на какие детали об-
ращает наше внимание автор?
(В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были на-
писаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви).
-Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери?
(Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья).
-Примечательно слово «семейственное». Где ещё в романе встречалось вам это слово?
(гл. 3) (Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург
на восьмом году своего возраста – со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более
любил семейственную жизнь).
-Похожи ли эти семьи?
(Оговорка автора – «в некотором отношении» - верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные.
Дубровских в полном смысле слова можно назвать семьёй, они понимают друг друга, любят, у них
есть святыни, которые они берегут).
III. Домашнее задание
1)
Дочитать роман «Дубровский»; 2) выполнить задание по группам: 1-ая группа:
рассмотреть взаимоотношения помещиков и слуг; 2 группа: проследить возникнове-
ние и развитие ссоры (завязка повести); 3 группа: дать характеристику Владимира
Дубровского; какова роль пейзажа в романе; 4 группа: проследить развитие сюжета и
фабулы романа; 5 группа: о чём же повесть «Дубровский» (тема, проблематика)? По-
чему повесть осталась незавершённой?
Уроки 2-3. Тема: «Нравственная проблематика романа «Дубровский»
Цели уроков: 1) выработать навыки работы с текстом произведения большого объема
с помощью предварительно объявленных вопросов; 2) развивать умение выделять
главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей; 3)
совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического
анализа произведения; 4) работать над выразительным чтением; 5) воспитывать
культуру связной речи; 6) совершенствовать умение выражать свое мнение.
Ход уроков
На следующих двух уроках класс работает по группам.
Работа I группы
-Как автор характеризует дворовых Троекурова?
(гл. 1) («…они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою
очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство).
-Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?
(Покровские мужики воруют лес у Андрея Гавриловича).
-Отсюда можно сделать вывод, что хозяин и его холопы похожи: тщеславны, грубы и
своенравны. Что нового узнаём мы об отношениях господ Дубровских и их слуг из
разговора Владимира Дубровского с кучером Антоном?
(л. 3) («…у него (Троекурова) и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не толь-
ко шкурку, да и мясо сдерёт. Нет, дай Бог здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его
приберёт, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя
станем»).
3
В этой же главе, при встрече старика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит ба-
рина. Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается: «Зачем ты встал с
постели, - говорила ему Егоровна, - на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и
люди». Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как вы думаете,
кто мог бы сказать такие слова?
(Только очень близкий человек, человек любящий, относящийся к Андрею Гавриловичу по-мате-
рински).
-Значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие, вспомним слово «се-
мейственные» и употребим его, говоря об этих отношениях. Подобные отношения
между господином и слугой мы сможем наблюдать в повести А. С. Пушкина «Капи-
танская дочка» между Петрушей Гринёвым и Савеличем
(учащиеся делают на полях в
тетради пометки «А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Савелич»)
Работа II группы
-Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея
Гавриловича при осмотре псарни?
Обратите внимание на выражение внутренних пере-
живаний героя и найдите авторские оценки этого состояния.
(гл. 10) («Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде
сего великолепного заведения… », «отвечал сурово», «побледнел и не сказал ни слова»).
-Что отвечает Дубровский Кирила Петровичу на вопрос?
(«…псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам»).
-Чем, на ваш взгляд, вызвана столь язвительная реплика Дубровского?
(Завистью).
-А что такое «зависть»? Обратимся к словарю В. И. Даля: «Зависть – досада по чужом
добре или благе». И в той словарной статье приведена поговорка: «Лихоманка и за-
висть – Иродовы сёстры». Но не только завистью было вызвано его язвительное заме-
чание Андрея Гавриловича, в нем был виден весь Дубровский, прямой, независимый,
смелый.
-Обидел ли он своими словами Троекурова?
(Нет, реакции не последовало).
-А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов?
(Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «…иному и дворянину не худо бы променять
усадьбу на любую здешнюю конурку»).
-Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. Подумайте, только ли от-
вет Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича?
(Не только, сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо,
слуги).
-Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации?
(Он расхаживал по псарне, громко засмеялся при «дерзком замечании» своего холопа. Он не придал
значения тому, что его Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича).
-Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами го-
ворили, что Дубровский – человек гордый и независимый. Принимает ли близко к
сердцу этот инцидент Троекуров?
(Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал, о том, что было в душе Дубровского, он просто
не думал).
-Как дальше развиваются события?
(Заметив наконец отсутствие Дубровского, Троекуров, который «отроду не выезжал на охоту без
Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевоз-
можных охотничьих споров» дважды посылает за ним, но получает отказ и письмо с требованием
выдать ему Парамошку для наказания).
4
- Отметим, что Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его до-
гнать и воротить непременно».
Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности.
Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным
тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на
охоте?
(Охота не удалась, обед не удался, Кирила Петрович прибил повара, разбранил го-
стей).
-А. С. Пушкин очень тонко передаёт психологическое состояние героя. Задумаемся
над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы
тогда взбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или при-
ехал бы сам к нему мириться?
Как показал автор Троекурова после охоты?
(«Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское – Кирила Петрович без него скучал, и досада его
громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних
дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные»).
-Кто же помог тому, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?
(Соседи, доносившие всё в искажённом виде, сплетни тоже сыграли свою роль).
-Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, во-
ровавших лес в кистенёвской роще?
(Отнять имение).
Пересказ сцен «Троекуров и Шабашкин», «Суд»
-Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского?
(Сломить гордость Андрея Гавриловича).
-Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено?
(Такого исхода – сумасшествия Дубровского – он не ожидал).
-Что мы узнали о состоянии Кирила Петровича из 4-ой главы?
(Совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала сердце).
-Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекуро-
ву?
(Кирила Петрович – натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но отходчивая, поэто-
му Пушкин так подробно описывает все движения души, поступки этого героя; Дубровский же гор-
дый и независимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому он показан статично. Пуш-
кин этим эпизодом ещё раз показал правильность той характеристики героев, которую дал в нача-
ле романа).
Работа III группы
-Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются во время жизни в Пе-
тербурге, а какие – в Кистенёвке?
(Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведёт светский образ жизни, мало думает о буду-
щем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистенёвку Троекуров, косвенно ви-
новный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень на-
поминал старшего Дубровского).
-С какой целью автор даёт в пятой главе описание осеннего пейзажа?
(Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления.
В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одино-
чества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж даётся в неразрывной связи с чувствами
и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течёт, и ручей течёт. Не случаен именно осен-
ний пейзаж, ведь осень – символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние опадающие ли-
5
стья символизируют конец жизни. Такое аллегорическое сравнение мы встретим при описании пей-
зажа и у Льва Толстого) (на полях тетради учащиеся записывают: Л. Толстой «Война и мир»).
-Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родную усадьбу?
(гл. 6) (Портрет матери, её письма – всё это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог
позволить, чтобы «враг его семейства» надругался над этим).
-Каков Дубровский в роли предводителей разбойников? Показывает ли Пушкин, как
Владимир руководит бунтовщиками?
(Нет).
-О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнаёт читатель и от кого?
(От Анны Савишны Глобовой. Ей он является как генерал, который возвращает деньги, украденные
её приказчиком).
-В роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова?
(В роли учителя Дефоржа, сумевшего заставить себя уважать, смелого и решительного, не побояв-
шегося остаться наедине с разъярённым медведем).
-Когда мы узнаём, что Дефорж – это Владимир Дубровский?
(В 10-ой главе, когда он отомстил Антону Пафнутьичу за лжесвидетельство в пользу Троекурова).
Работа IV группы
-Зачем же Пушкин в 8-10 главах отказался от последовательного изложения событий?
(Чтобы заинтриговать читателя).
-Сравним, как в романе изложены события и как «было на самом деле».
Записи в тетради В романе: гл. 8 – Дефорж и медведь; гл. 9 – обед у Троекурова; гл.
10 – Спицын и Дефорж; гл. 11 – встреча Дубровского с Дефоржем.
Хронологическая последовательность: встреча Дубровского с Дефоржем – гл. 11; Де-
форж и медведь – гл. 8; обед у Троекурова – гл. 9; Спицын и Дефорж – гл. 10.
Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это на-
меренно, причины бывают разные.
До сих пор говоря о произведении, о событиях, описываемых в нём, мы использовали
такой термин, как сюжет. Сегодня мы познакомимся с новым термином – фабула.
Чем же они отличаются? Поможет нам «Краткий словарь литературоведческих терми-
нов под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева» (М., 1978): «Фабула – от лат. сказание,
рассказ, предание. Может употребляться в том же смысле, что и сюжет. Иногда под
сюжетом понимают хронологическую последовательность событий, а под фабулой –
тот порядок, в котором о них повествуется». Итак, история дворянина Островского,
рассказанная Пушкину его другом П. В. Нащокиным, явилась фабулой, на основе ко-
торой строился сюжет повести «Дубровский». Фабула, таким образом, средство дости-
жения авторской цели.
Несовпадение фабулы и сюжета мы встретим и у М. Ю. Лермонтова в романе «Герой
нашего времени»
(запись на полях в тетради: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
.
В 11-ой главе А. С. Пушкин рассказывает о встрече на почтовой станции Владимира и
француза Дефоржа. Мы уже читали повесть «Станционный смотритель». Кого напо-
минает вам смотритель из повести «Дубровский»: Самсона Вырина или героя стихо-
творения П. Вяземского «Станция», слова из которого взяты эпиграфом к повести
«Станционный смотритель»:
«Коллежский регистратор,
почтовой станции дик-
татор»?
Работа V группы
-Почему Владимир Дубровский отказался от мести?
6
(гл. 12) («Я ему простил… Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо,
связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию»).
-Как вы понимаете слова: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей
повести» (гл. 3) и слова из гл. 8: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила
Петровича… есть героиня нашей повести»?
(Настоящими героями повести А. С. Пушкин назвал Владимира и Машу, значит, эта повесть – о
любви).
-Любил ли Владимир Машу? Если любил, то когда возникло это чувство?
(гл. 3, 12, 15).
-Как относится Маша к Дубровскому?
(гл. 8, 12, 14) (гл. 8: «Маша в него влюбилась»; гл. 12: «Может быть, она ещё не была влюблена, но
при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было
вспыхнуть в её сердце»; гл. 14: «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам,
воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным…
брак пугал её как плаха, как могила… «Нет, нет, повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше
в монастырь, лучше пойду за Дубровского»).
Обратим внимание на этот ряд: умереть – монастырь – за Дубровского. Разве так ду-
мают о любимом человеке?
И ещё одна цитата из 16-ой главы: «Главное для неё: избавиться от ненавистного бра-
ка; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уго-
тованным».
Брак с князем Верейским для Маши равнозначен плахе, могиле; в безысходной ситуа-
ции она из двух зол выбирает меньшее – решается обратиться за помощью к Дуб-
ровскому. Почему после венчания Маша отказывается от предложения Владимира?
Только ли потому, что (как мы поняли) не испытывает к нему никаких чувств?
(гл. 18) («Я дала клятву». Чувство долга, чести берёт верх) (запись на полях в тетради: А. С. Пуш-
кин «Евгений Онегин»: Татьяна и Онегин).
-Прежде чем мы ответим на последний вопрос, найдите в тексте главы 18 начало эпи-
зода, когда Владимир появляется перед Верейским и Машей.
(Чтение со слов: «Вдруг раздались крики погони…»).
-Почему Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником»?
(Он появляется перед Машей в полумаске, это ещё одна роль, роль благородного спасителя).
-В каком произведении А. С. Пушкина мы встречались с мотивом маскарада, переоде-
вания?
(В повести «Барышня-крестьянка»).
-На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он
всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.
-Работа над романом не была завершена А. С. Пушкиным. Если I часть была написана
за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7-10 дней, а 15 января
1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над повестью. В черновиках писате-
ля сохранился план III части: «Жизнь М. К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Сви-
дание…» Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся кре-
стьян? Почему Дубровский расстаётся со своими сообщниками?
(Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сна-
чала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем несправедливо оби-
женным и обманутым (Анна Савишна Глобова), и конечно же – спасение любимой девушки от нена-
вистного брака).
7
-Давайте ещё раз обратимся к «Словарю русских личных имён». Что значит имя Вла-
димир?
(Владимир – владеющий миром).
-И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя. Владимир
Дубровский по своему характеру, принципам не вписывается в круг разбойников.
Пушкин не показывает своего героя как единомышленника бунтующих крестьян. А
прочитав повесть «Капитанская дочка», мы поймём и отношение Пушкина к бунту.
Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той
средой, в которую он попадает, и с тою ролью, которая выпала на его долю.
Подведение итогов
Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых раз-
нообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так
внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Та-
кое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное,
что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела на-
звания, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию
сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана). Подумайте, как
могла бы сложиться дальнейшая судьба героев.
В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков по-
следнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:
(Князь Верейский) —Сватовство — свидания. Письмо перехвачено. Свадьба,
отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь Марьи Кириллов-
ны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание —
Полицмейстер — Развязка .
Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина».
Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского
Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он
притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его
разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.
Домашнее задание Написать сочинение. Темы сочинений: «Отцы и дети в повести
А. С. Пушкина «Дубровский», «Значимые имена героев повести», Смысл названия по-
вести», «Дубровский» - повесть о любви», «Пейзаж в повести А. С Пушкина «Дуб-
ровский».
8