"Развитие связного высказывания типа рассуждения у детей с общим недоразвитием речи"
Автор: Ламекина Лариса Сергеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ д\с№108 "Веснянка" г.Брянск Населённый пункт: ГОРОД БРЯНСК Наименование материала: статья Тема: "Развитие связного высказывания типа рассуждения у детей с общим недоразвитием речи" Раздел: дошкольное образование
Учитель-логопед МБДОУ детского сада №108 «Веснянка»
г.Брянска
Актуальность опыта работы
«Развитие связного высказывания типа
рассуждения у детей с общим недоразвитием
речи»
,
ее значимость.
Проблема связной речи занимает одно из центральных мест в современных
исследованиях. Связная
речь
–
высшая
форма
речевой
мыслительной
деятельности в развитии личности ребенка.
Множество исследований посвящено овладению описательной и
повествовательной речи. В них определены содержание и методы обучения
детской монологической речи.
Малоразработанной остается
проблема обучения детей связным
высказываниям типа рассуждений.
В образовательных программах детских садов не предусматривается
формирования умений рассуждать. Многие авторы считают, что содержание
работы по проблеме недоступно дошкольникам.
Но интеллектуальное развитие современных детей невозможно без
суждений
и
умозаключений.
Они,
в
свою
очередь,
оформляются
в
доказательстве, рассуждении.
Автором Р.И. Никольской разработана методика обучения рассуждению
детьми младшего школьного возраста, которая имеет свои результаты. Кроме
того, рассуждение – необходимое условие осознанного усвоения знаний.
Овладение рассуждением происходит в единстве с речевым развитием и
создает предпосылки для успешного обучения в школе.
Психологи определили, что процессы мышления протекают в форме
сравнения, а дошкольники способны замечать причины явлений и предметов.
По
мнению
П.П.
Блонского,
ребенок-дошкольник
способен
овладеть
рассуждениями. Он начинает пользоваться самостоятельно, по собственной
инициативе, создавая свои доказательства. А далее ребенок становится более
требовательным к доказательствам других. Итак, дети дошкольного возраста
могут
овладеть
элементами
теоретического
мышления
при
правильно
построенном обучении.
Рассмотрим положение с развитием речи-рассуждения в группах детей с
ОНР.
Дети в нашем детском саду в основном III уровня речевого развития.
Анализ ситуации показал, что у детей с ОНР, приходящих в старшую
логопедическую группу, развитие связной речи в целом составляет
лишь
33%.
Элементы
использования
речи
типа
рассуждений
наблюдаются
вообще
только у 8%.
Дети чаще не могут описать, как действует игрушка или,
например,
доступно
объяснить
правила
игры. Использование
в
речи
рассуждений предполагает высокую поисковую деятельность, активность и
самостоятельность детей, чем дети старшего дошкольного возраста с ОНР
слабо владеют.
Также анализ обследования показал, что значительные трудности в
овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недостаточной
сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-
фонематического, лексического, грамматического), ее произносительной и
семантической сторон.
Анализ современных исследований определяет, что формирование
рассуждений зависит не столько от возраста, сколько от того, насколько
полны его знания о том предмете, по поводу которого он рассуждает. А также
от количества и качества опыта ребенка, от запаса представлений ребенка о
предметах и явлениях действительности.
Обследовав детскую речь, я определила, что самой трудной для
дошкольников является та часть, в которой формулируются доказательства.
Выявлены следующие недочеты связных высказываний типа рассуждения:
-
доказательства
называются
неосознанно,
перечисляются,
они
не
развернуты;
- высказывание перегружено частностями, подробностями, которые не имеют
значения, что отклоняет от темы;
-
количество
аргументов
мало,
поэтому
высказывание
становится
неубедительным;
- дети не выделяют признаков, слово не наполняется содержанием.
Проанализировав содержание современных программ ( «От рождения до
школы»
под
редакцией
Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой,
М.В.Васильевой,
«Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитие речи» под
редакцией
Т.Б.Филичевой,
Г.В.Чиркиной,
«Программа
обучения
детей
с
недоразвитием фонематического строя речи» под редакцией Г.А.Каше), я
обратила
внимание
на
то,
что
в
дошкольной
подготовке
в
содержании
образовательной работы конкретно данной проблеме не уделено внимания.
Но
система «Школа 2100» предполагает работу по данному вопросу и
определяет:
-
только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению
связной речью, представляющей собой развернутое высказывание;
- при взаимосвязи разных разделов работы по развитию речи дошкольников
(взаимодействие фонетической, лексической, грамматической сторон речи)
произойдет
их
влияние
на
развитие
у
детей
умений
строить
связное
высказывание.
Все вышеизложенное определило актуальность темы:
«Развитие связного высказывания типа рассуждения у детей с общим
недоразвитием речи».
За время работы над этой темой были созданы условия для формировании у
воспитанников связного высказывания типа рассуждения, подобраны
дидактические игры и упражнения, разработаны педагогические проблемно-
речевые логические задачи и ситуации, подобраны произведения
художественной литературы и др.
Разработаны схемы построения НОД с использованием различных методов и
приемов обучения связному высказыванию типа рассуждения с детьми с
общим недоразвитием речи.
Опыт работы обобщен и может быть использован как в логопедических, так и
в группах общеразвивающей направленности.
Учитель-логопед МБДОУ д\с№108 «Веснянка» г.Брянска
Ламекина Лариса Сергеевна.