Напоминание

"Развитие связного высказывания типа рассуждения у детей с общим недоразвитием речи"


Автор: Ламекина Лариса Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д\с№108 "Веснянка" г.Брянск
Населённый пункт: ГОРОД БРЯНСК
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связного высказывания типа рассуждения у детей с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Учитель-логопед МБДОУ детского сада №108 «Веснянка»

г.Брянска

Актуальность опыта работы

«Развитие связного высказывания типа

рассуждения у детей с общим недоразвитием

речи»

,

ее значимость.
Проблема связной речи занимает одно из центральных мест в современных исследованиях.
Связная

речь
– высшая форма речевой мыслительной деятельности в развитии личности ребенка. Множество исследований посвящено овладению описательной и повествовательной речи. В них определены содержание и методы обучения детской монологической речи. Малоразработанной остается проблема обучения детей
связным

высказываниям типа рассуждений.
В образовательных программах детских садов не предусматривается формирования умений рассуждать. Многие авторы считают, что содержание работы по проблеме недоступно дошкольникам. Но интеллектуальное развитие современных детей невозможно без суждений и умозаключений. Они, в свою очередь, оформляются в доказательстве, рассуждении. Автором Р.И. Никольской разработана методика обучения рассуждению детьми младшего школьного возраста, которая имеет свои результаты. Кроме того, рассуждение – необходимое условие осознанного усвоения знаний. Овладение рассуждением происходит в единстве с речевым развитием и создает предпосылки для успешного обучения в школе. Психологи определили, что процессы мышления протекают в форме сравнения, а дошкольники способны замечать причины явлений и предметов. По мнению П.П. Блонского, ребенок-дошкольник способен овладеть рассуждениями. Он начинает пользоваться самостоятельно, по собственной инициативе, создавая свои доказательства. А далее ребенок становится более требовательным к доказательствам других. Итак, дети дошкольного возраста могут овладеть элементами теоретического мышления при правильно построенном обучении. Рассмотрим положение с развитием речи-рассуждения в группах детей с ОНР. Дети в нашем детском саду в основном III уровня речевого развития.
Анализ ситуации показал, что у детей с ОНР, приходящих в старшую логопедическую группу, развитие связной речи в целом составляет лишь 33%. Элементы использования речи типа рассуждений наблюдаются вообще только у 8%. Дети чаще не могут описать, как действует игрушка или, например, доступно объяснить правила игры. Использование в речи рассуждений предполагает высокую поисковую деятельность, активность и самостоятельность детей, чем дети старшего дошкольного возраста с ОНР слабо владеют. Также анализ обследования показал, что значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико- фонематического, лексического, грамматического), ее произносительной и семантической сторон. Анализ современных исследований определяет, что формирование рассуждений зависит не столько от возраста, сколько от того, насколько полны его знания о том предмете, по поводу которого он рассуждает. А также от количества и качества опыта ребенка, от запаса представлений ребенка о предметах и явлениях действительности. Обследовав детскую речь, я определила, что самой трудной для дошкольников является та часть, в которой формулируются доказательства. Выявлены следующие недочеты связных высказываний типа рассуждения: - доказательства называются неосознанно, перечисляются, они не развернуты; - высказывание перегружено частностями, подробностями, которые не имеют значения, что отклоняет от темы; - количество аргументов мало, поэтому высказывание становится неубедительным; - дети не выделяют признаков, слово не наполняется содержанием. Проанализировав содержание современных программ ( «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.В.Васильевой, «Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитие речи» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» под редакцией Г.А.Каше), я обратила внимание на то, что в дошкольной подготовке в содержании образовательной работы конкретно данной проблеме не уделено внимания. Но система «Школа 2100» предполагает работу по данному вопросу и определяет: - только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, представляющей собой развернутое высказывание;
- при взаимосвязи разных разделов работы по развитию речи дошкольников (взаимодействие фонетической, лексической, грамматической сторон речи) произойдет их влияние на развитие у детей умений строить связное высказывание. Все вышеизложенное определило актуальность темы:
«Развитие связного высказывания типа рассуждения у детей с общим

недоразвитием речи».
За время работы над этой темой были созданы условия для формировании у воспитанников связного высказывания типа рассуждения, подобраны дидактические игры и упражнения, разработаны педагогические проблемно- речевые логические задачи и ситуации, подобраны произведения художественной литературы и др. Разработаны схемы построения НОД с использованием различных методов и приемов обучения связному высказыванию типа рассуждения с детьми с общим недоразвитием речи. Опыт работы обобщен и может быть использован как в логопедических, так и в группах общеразвивающей направленности. Учитель-логопед МБДОУ д\с№108 «Веснянка» г.Брянска Ламекина Лариса Сергеевна.


В раздел образования