Напоминание

Методика обучения детей искусству художественного слова и сценической речи в учреждениях дополнительного образования


Авторы: Бугров Владимир Владимирович, Владимир Владимирович Бугров
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Импульс"
Населённый пункт: п. Развилка, Московская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика обучения детей искусству художественного слова и сценической речи в учреждениях дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методика

обучения детей искусству художественного слова и

сценической речи в учреждениях дополнительного

образования.

Разработчик:

Бугров В.В.,

педагог- организатор

МБУ ДО ЦДТ «Импульс»,

Московская обл.,

Ленинский городской округ

п. Развилка

2024г.

Содержание

1.

Введение. Основные понятия и опрелеления сценической речи и

художественного слова.

2.

Сходство и отличительные особенности искусства художественного

слова и драматического искусства.

3.

Методика обучения детей искусству художественного слова в детской

театральной студии.

4.

Заключение.

5.

Список используемой литературы.

1. Введение.

Основные понятия и определения сценической

речи и художественного слова.

Сценическая речь - важнейшее средство театрального воплощения

драматургического произведения. Она дает возможность актеру донести до

зрителя идеи, мысли и чувства, заложенные в тексте, и является одним из

основных

профессиональных

средств

выразительности

актера.

Владея

мастерством сценической речи, актер раскрывает внутренний мир, социальные,

психологические,

национальные,

бытовые

черты

характера

персонажа.

Сценическая речь играет очень важную роль не только в актерской профессии,

но и в любой другой профессии. Если у вас речь красивая, яркая, четкая,

понятная, то собеседнику будет с вами приятно общаться. Голос и умение

правильно говорить украшает человека. Много зависит от того, как человек

строит свою речь, грамотно или нет. От сценической речи зависит культурное и

духовное развитие.

Художественное слово можно рассматривать как вид исполнительского

искусства и чтение со сцены произведений художественной литературы. Оно

является очень мощным средством для воспитания личности подрастающего

поколения. Выдающийся мастер художественного чтения, народный артист

СССР Д.Н. Журавлев характеризует чтецкое искусство следующим образом:

«Наше искусство — театр воображения, когда мы взываем к воображению

слушателя и работаем с собственным воображением».

Определенное родство между понятием «чтец» и «чтение» часто вводят в

заблуждение и детей и взрослых. На первый взгляд может показаться, что

любой человек может взять текст и читать со сцены. Но это далеко от истины.

Именно поэтому выступление таких чтецов - любителей на сцене очень

часто

выглядит

как

озвученный

текст,

украшенный

интонационной

демонстрацией эмоций: это и есть пресловутое «наизусть с выражением» —

псевдохудожественное чтение.

По словам великого русского писателя Н.В. Гоголя: «Прочесть как

следует произведение лирическое во все не безделица: для этого нужно долго

его изучать; нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение,

наполнявшее его душу; нужно душою и сердцем почувствовать всякое слово

его».

Выдающийся мастер звучащего слова Ираклий Андроников в свое время

сказал: «Слово написанное и слово сказанное неравнозначны. Ибо важно не

только то, что сказано, но и как сказано. И в этом смысле слово звучащее

богаче воспроизведенного на бумаге».

Искусство художественного слова – довольно сложное, трудоемкое дело.

Не все дети охотно подходят к этой работе. Поэтому педагогу-режиссеру

необходимо своим обучающимся прививать интерес к занятиям этим жанров

сценического искусства.

Занятия по сценической речи с детьми обязательно должны проводиться

в комплексе с занятиями по искусству художественного слова и технике речи.

Сейчас, к сожалению, многие дети, да что дети, многие взрослые не

умеют правильно говорить, у них не развита речь, присутствуют дефекты в

речи, они проглатывают слова, говорят себе под нос, полностью зажат речевой

аппарат и т.п. Занятия сценической речью и художественным словом просто

необходимы людям, и в первую очередь детям, для повышения культуры

коммуникативного общения, приобретения сценического опыта и духовного

развития.

Целью данного реферата является: создание условий для всестороннего и

гармоничного

развития

личности

детей,

раскрытие

их

дарований

и

способностей средствами обучения сценической речи и художественному

слову.

Задачи:

- Привлечение детей к искусству в целом и развитие интереса к

театральному мастерству и мастерству художественного слова – в частности.

- Раскрытие творческой индивидуальности детей.

- Воспитание художественного вкуса.

- Повышение уровня зрительской и исполнительской культуры.

Работа над речью детей требует индивидуального подхода, специальных

профессиональных навыков со стороны педагога.

Выдающийся

мастер звучащего слова Ираклий Андроников в свое время

сказал: «Слово написанное и слово сказанное неравнозначны. Ибо важно не

только то, что сказано, но и как сказано. И в этом смысле слово звучащее

богаче воспроизведенного на бумаге».

2.

Сходство

и

отличительные

особенности

искусства

художественного слова и драматического искусства.

Искусство художественного слова и драматическое искусство очень

близки друг к другу прежде всего общностью творческого процесса овладения

текстом,

одинаковым

характером

словесного

действия

и

принципом

использования психотехники.

В

обоих

жанрах

сценического искусства

используются практически одни и те же приемы и методы: выявление

сверхзадачи,

подтекста

и

авторской

мысли,

анализ

текста,

изучение

особенностей языка произведения и т. д. Общность творческого процесса

позволяет выстраивать работу над словом и актерским мастерством в детской

театральной

студии

на

основе

литературно-художественного

материала

едиными методами.

Но имеются значительные отличия искусства художественного слова от

драматического искусства. Это, прежде всего разные формы общения с

аудиторией: артист-чтец общается со зрителем, а актер в спектакле общается со

своими партнерами. Чтец рассказывает о событиях прошлого с определенным,

связанным с замыслом отношением к событиям и героям, а не действует в

событиях, и не перевоплощается в образ, как это делает актер. Артист-чтец

действует словом, а не физическим действием. Словесное действие реализуется

в процессе сценического общения. По словам Д. Журавлева: «Каждый

исполнитель должен пережить в воображении всё, данное писателем…».

Казалось бы, артисту-чтецу принадлежит роль исполнения монолога перед

зрителем, поскольку он говорит, а зритель молчит, но рассказчик должен не

просто

знакомить

зрителей

с

содержанием

произведения,

он

должен

подключить зрителей к диалогу. заставить зрителя сопереживать тому, о чем

он рассказывает со сцены.

Руководителю детской театральной студии необходимо донести до своих

воспитанников то, что чтец, выступая перед зрителями должен не показывать,

не кривляться, и не размахивать руками, а рассказывать, доносить до

слушателя идею, смысл произведения, а не делать из этого шоу, что, к

сожалению, происходит нередко сейчас.

Чтец должен проживать на сцене (так же как артист должен проживать в

театре), а не проговаривать текст с заученной, никому ненужной интонацией.

Большая ошибка во многих школах, где учат читать с выражением,

интонационно. Они думают, что это главное. Ошибаются. Главное видеть и

знать то, о чем ты читаешь, представлять целостную картину того или иного

произведения. Можно прочитать с выражением, без запинки, а проживания в

рассказе не будет. А в школах самое главное получить хорошую оценку

именно за выразительное чтение! Печально…

3. Методика обучения детей искусству художественного слова в

детской театральной студии.

Занятия

в

театральной

студии

в

учреждениях

дополнительного

образования

нацелены

на

расширение

кругозора

чтения,

повышение

общекультурного уровня ребёнка, дают обучающимся такие неоценимые

приоритеты, как: уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как

личности; приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям

в последующей взрослой жизни.

Программа занятий по «Художественному слову» в детской театральной

студии включают следующие разделы: техника речи (дыхание, голосоведение,

дикция), орфоэпия, логический анализ текста, сценическая речь.

Обучение по дисциплине «Художественное слово» проходит в форме

занятий, состоящих из теоретической части, выполнения практических заданий

и обсуждения. В то же время часть занятий проходит в виде беседы, в ходе

которой педагог-режиссер обсуждает с детьми выполнение практических

заданий и дает рекомендации для правильного выполнения заданий. Также

проводятся беседы-обсуждения после просмотра материалов из специально

подготовленной видеотеки с выступлениями мастеров художественного слова.

Программа занятий состоит из 5-ти разделов: техника речи, орфоэпия,

логический анализ текста, культура речи и сценическая речь. Каждый раздел

требует особенного методического подхода. Например, в разделе «Техника

речи» необходимо обратить особое внимание на начальный этап практических

занятий, где закладываются основы правильного дыхания, голосоведения и

дикционной культуры. С обучающимися первого года обучения упражнения

проводятся в игровой форме. Руководитель студии должен обязательно

контролировать правильность выполнения упражнений каждым ребенком.

На последующих годах обучения студийцы продолжают осваивать

упражнения на развитие силы голоса, учатся читать скороговорки, загадки,

народные заклички с сюжетно - ролевым компонентом.

Проводится тренировка произношения сочетаний согласных звуков с

гласными в упражнениях, словах, фразах, специально подобранных для этой

цели. Эти слова и фразы могут быть частями детских стихотворений любимых

авторов. Особое внимание уделяется активности согласных по специально

созданному курсу упражнений. Проводится постоянное наблюдение за

свободой мышц голосового аппарата, за естественностью артикуляции, за

правильным дыханием, за естественным, ненапряжённым звучанием голоса.

Обучающиеся театральной студии получают элементарные сведения об

анатомии, физиологии и гигиене речевого аппарата, о таких понятиях, как:

диапазон голоса, тембр, регистр, резонатор.

Под руководством руководителя студии проводятся упражнения на

координацию дыхания со звуком, укрепление и освобождение от ненужного

напряжения мышц речевого аппарата. Важным этапом занятий является

освоение речи «на опоре».

На занятиях по разделу «Техника речи» уделяется большое внимание

дикции и дикционной культуре, выполнению упражнений для развития

речевого

аппарата,

освобождения

от

мышечных

зажимов,

проведению

артикуляционной гимнастики и игровых комплексов.

Обязательным является проведение бесед и практических показов

упражнений,

необходимых

для

профилактических

мер

по

сохранению

здорового голосового аппарата.

Следующим этапом в освоении программы детской театральной студии

является

орфоэпия.

Студийцы

знакомятся

с

нормами

произношения

современного русского языка, овладевают грамотным произношением в жизни

и на сцене, выполняют упражнения в игровой форме на тему ошибок в бытовой

речи. Руководитель театральной студии знакомит детей с зависимостью

произносительных норм от ударения в слове и разноместным ударением в

русском языке, учит пользоваться словарём для проверки правильности

ударений. Студийцы читают пословицы и поговорки для тренировки ударных

и безударных гласных, на пары гласных ударном и безударном положении а-я;

о-ё; и-ы; е; у-ю. Для тренировки согласных студийцы учатся правильно

произносить и запоминать пословицы и поговорки на ч-щ, л-р. Руководитель

студии обязательно проводит

Работа

исполнителя

над

литературным

произведением

начинается

с

логического анализа текста. Нередко современные профессиональные артисты,

не затрудняют себя логическим анализом текста и говорят: «Читаю так, как

чувствую». Такая позиция неприемлема, она противоречит самой сути

художественного

слова

и

принципам

зрительского

восприятия.

Если

исполнение не продумано, не выстроено, если оно подчиняется эмоциональной

стихии отдельного чтеца-артиста, оно превращается в абстракцию или,

наоборот,

становится

субъективным

высказыванием

и

не

затрагивает

сокровенного в зрителе.

На начальных этапах обучения для исполнения подбираются басни и

стихотворения малых форм. Выбор басен и стихотворений проходит сообразно

возрасту детей. На последующих годах обучения студийцы уже осознано

подходят к выбору произведений, которые они хотели бы исполнить перед

зрителем или поучаствовать с выбранным произведением на конкурсах по

художественному слову. Читаются уже более объемные стихотворные и

прозаические произведения и отрывки из них.

Работа над текстом довольно кропотливая и руководителю студии необходимо

приучать студийцев к выполнению этого очень важного этапа, постепенно, не

напрягая и не подавляя их решение, а просто слегка корректируя. Работая

вместе с руководителем студии, дети учатся расставлять речевые такты,

логические паузы, осваивают принцип донесения мысли звучащей речи, не

забывая о логике речи, о логических ударениях, учатся выделять главные слова

или словосочетания в речевом такте и создавать темпо-ритм произведения.

Определяется главная мысль произведения. Проводится беседа, в ходе

которой коллективно находятся ответы на вопросы: о чём я хочу рассказать,

чем бы я хотел увлечь зрителя, о чём должен поразмыслить слушатель и

зритель после моего исполнения, о чём рассказал автор? Определяются

следующие понятия: тема, сверхзадача на примере конкретных произведений.

Следующим разделом программы является «Культура речи». Знакомясь с

этой дисциплиной, студийцы учатся владеть грамотной речью в основных

жизненных ситуациях. По заданию руководителя студии дети исполняют

сюжетно-ролевые этюды из бытовой жизни, например: «Встреча», «Поездка»,

«Прощание» и т.п.

Завершающим разделом программы является «Сценическая речь». На

этом этапе программы после подробного разбора произведений проходит

исполнение басен и стихотворений, исполнение небольших рассказов или

отрывков из рассказов от первого лица. При этом рассказчик должен уметь

создавать атмосферу произведения. Большое внимание уделяется исполнению

русских народных или авторских сказок, ведь сказка, как маленький спектакль.

Педагог-режиссер знакомит студийцев с историей литературных жанров.

Например, рассказывая о русских народных сказках останавливается на

собирателях сказок, на образах русских сказительниц прошлого.

6.

Заключение.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что слово

это

действие. Искусство художественного слова очень близко к искусству театра.

В основе того и другого лежит действие. Точнее, «словодействие».

Великий К.С. Станиславский призывал «не читать, а действовать ради какого-

то объекта, для какой-то цели».

«Слово — не самоцель, а конечное выражение действенного процесса.

Когда мысль до ведена до максимального проявления активности, тогда слово,

как бы

становясь

вторичным,

делается главным»,

— утверждал

выдающийся театральный режиссер Г.А. Товстоногов. Другой знаменитый

режиссер, А.В. Эфрос, считал главным условием хорошей речи на сцене

«ясность, ради чего эта речь существует, только не логическая ясность, а какая-

то иная, более сложная: точное выяснение сложного внутреннего хода».

«Слово должно быть подпёрто действием», — говорил Е. Евстигнеев. А

известный советский актер А. Грибов так объяснял, что такое действие, — это

«что хочу сказать, а отсюда получается и как».

Долгое время, в Москве, на Пречистенке, в музее А. С. Пушкина в студии

«Слово Пушкина» проводил занятия мастер художественного слова, Народный

артист РФ, профессор и мой учитель Рафаэль Александрович Клейнер. Его

занятия могли все желающие, вход был бесплатный. На его занятия приезжали

и учителя, и родители с детьми, артисты, студенты. И каждому он уделял

внимание.

Свои занятия он начинал с вопроса: «Что нельзя привести из-за рубежа?»

Из-за зала звучало много ответов, но Рафаэль Александрович отвечал на этот

вопрос так: «Русский язык нельзя привести из-за рубежа».

Очень четко подмечено. Только у нас в стране есть Пушкин, Есенин,

Достоевский, Чайковский и многие другие выдающиеся писатели и поэты. А

мы, к сожалению, все смотрим на Запад. И берем оттуда, далеко не самое

лучшее. Все стараемся быть на них похожими. А не гордимся своей страной и

теми великими людьми, которые с нами жили.

Учителем Рафаэля Александровича был выдающийся артист, один из

крупнейших представителей чтецкого искусства Дмитрий Журавлёв.

Рафаэль

Александрович

часто

приводил

высказывания

Дмитрия

Николаевича, что чтец должен всегда задумываться и смотреть на исполняемое

произведение «глазами эпохи и идеи».

Благодаря Рафаэлю Александровичу я научился правильно работать с

текстом. Многие ошибаются, когда говорят, что прочитать каждый может. Но

одно дело читать газету, а другое – читать со сцены.

Артист – чтец должен обязательно знать зачем он вышел на сцену, что он

хочет сказать зрителю. Если он не знает, что он должен донести до зрителя, то

лучше не выходить на сцену.

Мало того, чтец должен хорошо знать свой материал. Разобрать его от и

до: знать биографию автора выбранного материала, дату написания, узнать

характеры тех людей, о которых говорится в произведении. И, конечно, знать,

что хотел сказать автор. Порой, приходится не легко.

Например, когда я сдавал свою самую первую чтецкую программу

Московской Государственной Академической Филармонии по произведению

Ф. Кнорре «Соленый пес» у меня ушло на это более трех лет. Это произведение

написано для детей и подростков. Представьте, сколько времени уйдет на

разбор более серьезных, классических произведений!

Искусство художественного слова — сложное, тонкое и богатое,

требующее кропотливой работы. Известно, например, что выдающийся чтец,

народный артист СССР, один из основоположников исполнительской школы

Дмитрий Журавлёв позволил себе впервые исполнить поэму А.С. Пушкина

«Медный всадник» только после тщательной двухлетней подготовки, и то на

домашнем показе, в узком кругу знатоков, и не прекращал работы над поэмой

всю свою сценическую жизнь, так же поступал и с другими исполняемыми им

произведениями. Такая глубокая, интенсивная работа окупается сторицей:

артист-чтец всегда в главной роли и исполняет то произведение, о котором он

мечтал. Он не зависим от режиссера, от репертуарной политики театра, даже от

своих внешних данных.

Художественное слово играет наиважнейшую роль в развитии и

воспитании подрастающего поколения.

К счастью, занятия в детских театральных студиях в учреждениях

дополнительного образования художественным словом не утрачивают своей

востребованности.

Помимо своей концертной деятельности, я веду театральную студию.

Больше времени на занятиях в студии уделаю сценической речи и,

конечно же, художественному слову.

В центре детского творчества, в котором я работаю, проводится очень

много конкурсов по художественному слову. Удаляется большое внимание

составу жюри. В состав наших конкурсах входят артисты, режиссеры театра и

филармонии.

Я учу детей, как правильно работать с текстом. Объясняю им, что не надо

читать с выражением, важно понимать то, о чем читаешь.

А чтобы детям легче было понять, я им показываю много репродукций,

картин, эскизов художников к литературным произведениям.

Сейчас, в век компьютерных технологий, дети, к сожалению, мало

читают.

Они привязаны к гаджетам, знают много иностранных словечек, но

забывают русский язык. Что говорить о детях, когда многие учителя пишут

«не» с глаголами слитно!

Искусство художественного слова помогает избавиться от слов паразитов

в нашей речи, помогает делать речь не просто верной, но и красивой, которую

сегодня

почти

не

услышишь

даже

со

сцены.

Не

хватает

плавной,

завораживающей разнообразием тонов, свойственной русскому языку речи,

утрата которой является большой потерей для нынешних и будущих

поколений.

Поднять этот пласт культуры и вернуть его в наше общество очень

трудно. Но можно. Помогут в этом видео, аудиозаписи с выступлениями

мастеров художественного слова недалекого прошлого. Раньше воспитанию

детей уделялось больше внимания, чем сейчас. Было много хороших детских

радиопостановок, телепередач, не говоря уже о детских фильмах Александра

Роу, Александра Птушко и Надежды Кошеверовой. К сожалению, сейчас

детские радиопостановки и фильмы-сказки если появляются, то очень редко,

можно сказать, что их вообще нет.

Идет деградация детей с помощью зомби-ящиков, тиктоков.

Дети не развиваются. На своих занятиях в студии, когда обучающиеся

выполнят актерские этюды про животных, я не раз сталкивался с тем,

насколько дети не знают животных. На мой вопрос: «Как выглядит воробей?»,

дети отвечали: «Это такая птичка с желтой грудкой», а кто такая галка или

грач, они вообще не знают, хотя эти птицы встречаются на наших улицах чуть

ли не каждый день.

Раньше существовала координация между мастерами художественного

слова и педагогической общественностью.

А сейчас бывает даже так, что учителя не приглашают в школы артистов

– чтецов, а читают сами.

Я нередко сталкивался с такой проблемой, когда родители, готовясь к

конкурсу по художественному слову, говорят мне: «Вы нам дайте материал,

мы сами все подготовим». Я говорю, что я, как артист-чтец, могу помочь

подготовить своих учеников к конкурсу, но родители считают, что они сделают

это лучше. Пропала, к сожалению, та планка – артист-чтец или просто

любитель.

К сожалению, искусство художественного слова сейчас не так хорошо

развито, как тогда. И это очень обидно. Как говорил несколько лет назад

классик чтецкого жанра, Народный артист СССР Игорь Ильинский: «Занятия и

работа по художественному слову развивают культуру человека, обогащают и

оттачивают его язык, наполняют душу».

К сожалению, сейчас мы очень мало обращаем внимание на то, как

звучит наш голос. Особенно обидно, когда на телевидении или на радио

работает много людей, которые не владеют четким, красивым, поставленным

голосом. У современных дикторов, точнее, у ведущих (понятие «диктор»

сейчас практически не существует), присутствуют даже дефекты в речи:

шепелявость, картавость, проглатывание слов и т.п. И, что самое страшное,

что у многих современных ведущих во время эфира проскальзывает одна и та

же интонация. То есть, звучит одинаково: будь какое-то чрезвычайное

происшествие или праздничное мероприятие.

Моя задача, как руководителя детской театральной студии, чтобы дети,

полюбили не только жанр художественного слова, но вместе с ним полюбили

наш родной русский язык. Чтобы они ценили нашу культуру, нашу классику,

которая обогащает человека, учит размышлять и мыслить. Чтобы у нас

появились

новые

прекрасные

артисты

и

чтецы,

чтобы

появились

профессиональные дикторы. Чтобы возродилось НАСТОЯЩЕЕ ЖИВОЕ

ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО!!!

Список используемой литературы:

1.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация

работы, пьесы для постановок. Серия «Мозаика детского отдых». – М.:

ВАКО, 2006г.

2.

Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты

занятий, сценарии. Серия «Дополнительное образование». – Волгоград:

Учитель, 2009г.

3.

Кравцов А. Искусство живого слова. История закономерности. Школа. – М.,

АО «Московские учебники», 2003.

4.

Орфоэпический словарь современного русского языка. Под редакцией М.Н.

Свиридовой. - М: «Аделант», 2014г.

5.

Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М., 1980г.

6.

Сценическая

речь.

Учебник.

Предисловие

и

научное

редактирование И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой/ М., ГИТИС,

1995г.

7.

Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей

детских театральных коллективов. Под ред.

Никитиной А.Б.

Серия

«Театр и дети». – М.: ВЛАДОС, 2001г.

8.

Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. Вып.2/

Под ред. В. Н. Галендеева. – С-Пб: ГАТИ, 2007г.

9.

Турсунова И.А. Художественное слово. – М.: МГИК2021г.

10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников. Серия «Театр и дети». – М.:

ВЛАДОС, 2004г.



В раздел образования