Автор: Бугров Владимир Владимирович
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Импульс"
Населённый пункт: п. Развилка, Московская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности организации работы детской театральной студии в учреждениях дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Особенности организации работы детской театральной
студии в учреждениях дополнительного образования
Разработчик:
Бугров В.В.,
педагог-организатор
МБУ ДО ЦДТ
«Импульс»,
Московская обл.,
Ленинский городской
округ
п. Развилка
2024 г.
Содержание:
Введение
Подготовка к занятиям
стр. 3
Построение работы в студии
стр. 3-4
Импровизация и индивидуальный подход
стр. 4
Видение
стр. 4-5
Мастер-классы
стр. 5
Обучающий компонент
стр. 5
Заключение
стр. 5-6
Введение.
2
Организация
работы
в
детской
театральной
студии
в
учреждениях
дополнительного
образования
требует
внимательного
подхода
к
планированию и взаимодействию с детьми. Занятия в театральной студии
развивают
творческое
мышление
детей,
способствует
раскрытию
их
фантазии и креативности. Вот несколько особенностей, на которые следует
обратить внимание.
Перед созданием спектакля необходимо организовать постановки
небольших театральных представлений, основанных на детских книгах или
сказках, а также сценки, антрепризы, актерские этюды и т. д. Вовлечение
детей в создание костюмов и декораций, чтобы развивать их художественные
навыки.
1. Подготовка к занятиям.
Каждое занятие руководитель должен готовить так, чтобы детям было не
скучно на занятиях. Это сложная задача! Современных детей очень сложно
удивить, заинтересовать, так как, они много времени «зависают» в гаджетах.
Руководителю необходимо выстраивать свои занятия так, чтобы детям было
интересно. Каждое занятие должно содержать какие-то новые факты,
истории из жизни писателей, поэтов, художников, актеров, режиссеров и
других деятелей искусств. Требуется тщательная подготовка, потому что
современные дети берут много информации из интернета, порой, фейковой,
ненужной и несоответствующей для их возраста. Задача руководителя
создавать условия для духовно-нравственного воспитания и развития детей,
развитие творческих способностей.
2. Построение работы в студии.
На занятиях в театральной студии детям, прежде всего, должно быть
комфортного. Ни в коем случае не давить, не ущемлять, каждый ребенок по-
своему талантлив, большая проблема в том, что многие режиссеры в
профессиональных учреждениях начинают занижать личность, диктуют свои
вИдения роли, характер персонажей и т.д., не дают актерам свободно
действовать, порой, получается так, что многие режиссеры навязывают
3
актерам свою идею. Но довольно часто получается так, что не всегда
режиссер, даже если он метр в режиссуре, бывает прав! На занятиях в
театральной студии должно быть сотрудничество, чтобы дети ходили на
занятия, как на праздник, а не на каторгу. Это самая важная и необходимая
задача руководителя, педагога!
3. Импровизация и индивидуальный подход.
На занятиях в театральной студии дети учатся воплощать свои идеи и
фантазии.
Большую роль в этом играет
импровизация.
С помощью
импровизации, дети становятся раскрепощенными и естественными, а это
самое главное в актерской профессии – быть естественным. Ничего не
наигрывать. А действовать от себя. Но чтобы дети научились правильно
импровизировать, большое значение играет
индивидуальный подход.
Руководить
должен в начале определить индивидуальные особенности
каждого
ребенка.
Важно
учитывать
его
возрастные
особенности,
темперамент, характер и т.д.
Разрабатываются карточки с заданиями.
Младшие дети могут предпочитать игровые элементы, а старшие – более
серьезный подход.
Большое значение также в работе детской театральной студии играет
взаимопонимание
и
поддержка
друг
друга.
На
занятиях
в
детской
театральной
студии
много
времени
уделяется
игровым
актерским
упражнениям
на
развитие
памяти,
внимания,
воображения
и
наблюдательности.
4. Видение
Одним из важных элементов в искусстве актера играет вИдение. Актер,
в данном случае, ребенок, должен не просто проговаривать текст в своих
ролях, а понимать и видеть то, о чем говорит персонаж, роль которого он
исполняет. Поэтому, на занятиях в детской театральной студии важную роль
играют технические средства, например: ноутбук, с помощью которого
руководитель детской театральной студии показывает детям картины,
рисунки, фрагменты фильмов и мультфильмов, чтобы детям легче было
4
усвоить смысл содержимого, развивается способность к пониманию сюжета,
к пониманию характера роли. Это важно даже при постановке чтецкого
номера. Руководитель студии показывает детям много картин, рисунков,
эскизов по данному произведению. Видя все это, дети уже не просто
проговаривают текст, а произносят текст, представляя каждый образ,
понимая, о чем говориться в тексте.
5. Мастер-классы.
Мастер-классы проводятся для ознакомления с актерскими навыками,
включая выражение эмоций, мимику и жесты.
Театрализованные досуговые мероприятия помогают детям не только
развиваться творчески, но и обогатить свой опыт через участие в интересных
и вдохновляющих активностях.
6. Обучающий компонент
Детские мероприятия должны не только развлекать, но и обучать.
Интересные образовательные программы (рассказ об известных людях
театра, кино и телевидения), мастер-классы по театральному искусству,
актерскому
мастерству,
хореографическому
и
вокальному
искусству,
выставки
и
мастер-классы
по
изобразительному
и
декоративно
–
прикладному творчеству, которые помогают детям развивать новые навыки и
таланты. Участие в театральных постановках развивает мышление детей,
способствует раскрытию их фантазии и креативности. Работа в группе при
подготовке
и
проведении
представлений
способствует
развитию
взаимопонимания. Для роста творческого потенциала и укрепления интереса
к занятиям необходимо активное участие в конкурсах и фестивалях по
художественному чтению различного уровня.
7. Заключение
Организация и проведение детских досуговых мероприятий в учреждениях
дополнительного образования – это важная составляющая всестороннего
развития детей. Правильное планирование, внимание к безопасности,
обучающий
аспект
и
вовлечение
профессионалов
позволяют
создать
5
положительное и запоминающееся детское времяпрепровождение. Работа с
родителями дополняет этот процесс, делая более эффективным и целостным.
6