Напоминание

Пути повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в колледже


Автор: Бондарева Людмила Ефимовна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБОУ СПО ЛНР "Червонопартизанский колледж"
Населённый пункт: город Червонопартизанск, ЛНР
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Пути повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в колледже
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Презентация опыта

Тема опыта Пути повышения мотивации учащихся к изучению иностранного

языка в колледже

Автор опыта Бондарева Людмила Ефимовна

Место работы ГБОУ СПО ЛНР «Червонопартизанский колледж»

Должность преподаватель английского языка

Квалификационная категория специалист высшей категории

Педагогический стаж 31 год

Актуальность, практическое значение опыта

Основной целью обучения является формирование всесторонне развитой

личности. Это означает, что выпускник колледжа сегодня должен обладать

современными ценностными ориентирами и опытом творческой деятельности,

быть готовым к межличностному и культурному сотрудничеству.

Работая над проблемой «Пути повышения мотивации учащихся к

изучению иностранного языка в колледже», исхожу из того, что в современной

системе образования обучение должно опираться на инновационную основу,

потому что на сегодня это наиболее эффективно. Инновационный подход

обеспечивает положительную мотивацию получения знаний по предмету,

способствует

формированию

интереса

к

языку,

стимулирует

речевую

деятельность учащихся.

Развитие языковой компетенции позволяет учащимся совершенствовать

навыки, находить эффективные решения любых проблем, потому что характер

речевого поведения человека является важнейшим показателем его общей

культуры и творческих способностей.

Основная идея опыта, ее инновационная значимость

Приоритетным направлением моей работы в повышении мотивации

учащихся

к

изучению

иностранного

языка

является

использование

инновационных технологий: проектных технологий, музейной педагогики,

интерактивных форм и методов, здоровьесберегающих технологий.

Использование инновационных технологий на уроках английского языка

эффективно влияет на развитие у учащихся не только мотивационных, но также

интеллектуально-эвристических и коммуникативно-творческих способностей.

В практике своей работы интегрирую такие технологии:

- интерактивные технологии обучения;

- работа в малых группах, в парах, микрофон, мозговой штурм, разыгрывание

ситуаций по ролям, имитационные игры, решение проблем;

- метод проектов;

- музейную педагогику;

- компьютерные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Современные проблемы модернизации учебно-воспитательного процесса

можно решить только на основе внедрения инновационных технологий, что

особенно является актуальным в наши дни.

Объяснение предложенных инноваций в организации учебно-

воспитательного процесса

В своей работе для улучшения эффективности учебно-воспитательного

процесса и повышения мотивации учащихся к изучению английского языка я

стараюсь использовать разнообразные методы и приемы. Эффективность

обучения иностранному языку зависит от четкой и гибкой организации

учебного процесса на уроке, от умения преподавателя учитывать реальное

усвоение материала и индивидуальные особенности каждого учащегося.

Чтобы учащиеся могли в определенной мере проявить свои таланты,

приглашаю их к участию в конкурсах, провожу практические занятия с

одаренными детьми, веду музейную педагогику.

Использование на уроках, внеклассных мероприятиях, краеведческих и

исторических

материалов

позволяет

формировать

у

учащихся

коммуникативную

компетенцию,

развивать

творческие

способности

и

воспитывать уважение к культуре и историческому прошлому родного края,

чувство патриотизма.

Участие учащихся в поисково-исследовательской работе, проведение

экскурсий, праздников, конференций способствует заполнению их свободного

времени, воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное

отношение к культурному и природному достоянию своих прав, без чего нельзя

воспитывать патриотизм и любовь к родному краю.

Для развития творческих способностей учащихся провожу уроки-

дискуссии, конкурсы, познавательные и ролевые игры, которые позволяют

учащимся реализовать свои способности. Мои ученики охотно поют на уроках,

декламируют стихи, дискутируют и учатся критически мыслить.

В повышении мотивации немаловажное значение имеет введение

элементов игры на уроках. Учащиеся получают задания (часто довольно

трудные и скучные) для закрепления изученного по грамматике, орфографии,

для совершенствования разговорной речи. Интерес в данном случае вызывается

игровой формой работы. Игры-упражнения позволяют сделать трудную работу

по усвоению различных языковых явлений более интересной и эффективной.

Например, игра «Составь фоторобот». Группа делится на три команды,

каждая из которых представляет детективное агентство. Трое ведущих

учащихся

обращаются

с

просьбой

отыскать

пропавшего

друга

или

родственника.

Ведущие

описывают

их

внешность,

а

команды

делают

соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается,

что пропавший найден. Рисуя, учащиеся не только запоминают сказанное, но и

отдыхают, так как при этом происходит соединение образного и понятийного в

их познавательной деятельности.

Очень нравится моим ученикам игра-проект «Архитекторы», задачей

которой является составить проект-реконструкцию здания колледжа. Учащиеся

объединяются в несколько групп «архитекторов», готовят проект в виде

чертежа или рисунка, а также описания. Побеждает та команда, чей рассказ

будет более интересным и насыщенным изученным лексико-грамматическим

материалом. Защищает проект один из членов команды.

Игра является одной из важнейших форм разрядки, что очень важно, так

как иностранный язык, по данным психологов и ученых медиков, относится к

группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения

высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к утомлению и

снижению активного внимания.

Игры можно использовать на всех этапах обучения иностранному языку,

однако содержание языкового материала и характер заданий подбираю в

соответствии с уровнем подготовки определенной группы.

Даже наиболее пассивные учащиеся на уроке оживают и могут овладеть

лексическим

материалом

без

особых

усилий.

Проведение

уроков

с

использованием игрового материала активизирует учащихся, способствует

достижению

высокой

результативности

занятий,

повышает

интерес

и

воспитывает любовь к английскому языку.

В сочетании с другими формами работ использую групповую форму

учебной деятельности. Групповая форма работы эффективна в процессе

обучения диалогической речи, проверки домашнего задания, работы над

проектом.

Групповая форма работы учит учащихся самостоятельности, кроме того,

воспитывается чувство ответственности за порученное дело, развивается

логическое

мышление,

способность

ориентироваться

в

ситуации,

что

сложилась.

Работу в парах использую в процессе усвоения, закрепления и проверки

знаний, автоматизации действий учащихся в диалогическом речи. Когда

учащиеся работают в парах или группах, каждый, таким образом, имеет больше

возможностей для говорения, это позволяет практиковать говорение без страха,

повышает мотивацию, поскольку они имеют возможность помогать друг другу.

В своей работе уделяю большое значение формированию навыков

здорового образа жизни, отношение к здоровью. Как к высшей жизненной

ценности. Оздоровительные аспекты так или иначе присутствуют во всех

сферах воспитания и обучения. Я провожу воспитательные часы, тематические

линейки, беседы, на которых пытаюсь объяснить учащимся, что здоровье и

жизнь надо беречь.

На уроках организую релаксационные паузы, особое внимание уделяю

ролевым играм, в процессе которых закрепляются не только речевые

компетенции учащихся, но и алгоритм действий в различных ситуациях.

Целенаправленное поэтапное формирование личности на основе здоровье

сберегающих технологий – одно из стратегических направлений реконструкции

образования.

Таким образом, использование инноваций способствует повышению

мотивации учащихся к изучению английского языка; помогает развитию их

жизненной компетентности, возрождению духовности.

Интегрированное

использование

на

уроках

и

внеурочное

время

интерактивных методов обучения, компьютерных технологий, методов проекта

и

здоровьесберегающих

технологий

позволяет

реализовать

личностно-

деятельный

и

личностно

ориентированный

подходы

в

образовании

и

воспитании

учащихся.

Эти

инновационные

методы

обеспечивают

положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, повышают

результативность учебного процесса.

Проблемы и трудности в процессе работы и пути их преодоления

Одна из основных задач обучения – это создание благоприятных условий

для раскрытия способностей и творческого самовыражения учащихся. Конечно,

это не так просто. Нужно приложить максимум усилий, чтобы создать

атмосферу доверия, взаимопонимания и уважения на уроке.

Чтобы

достичь

желаемого

результата,

преподаватель

должен

соответствующим образом организовать свою работу, максимально используя

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

учащихся.

Обучающийся должен иметь положительные эмоции от деятельности, его

надо заинтересовать. Одаренность преподавателя начинается с того, чтобы

вызвать интерес к себе, своему предмету, уроку.

Использование интерактивных методов и инновационных технологий на

уроках повышают мотивацию и познавательный интерес у учащихся. Успех в

работе преподавателя зависит от того, какую атмосферу он создаст на уроке.

Известно,

что

результативность

обучения

во

многом

зависит

от

отношения учащихся к предмету, их умения учиться. Поэтому формирование

положительных мотивов учения является одним из основных направлений

педагогической деятельности. Залог успеха в решении этой задачи состоит в

привитии

учащимся

положительного

отношения

к

учебному

труду,

в

активизации познавательной деятельности учащихся, в вовлечении их в

процесс самостоятельного поиска, в развитии интереса к иностранному языку,

к культуре, обычаям и нравам стран изучаемого языка. Радость познания

развивает творчество учащихся, формирует интерес к изучению иностранного

языка. Поэтому к каждому уроку я стараюсь подготовить что-то новое,

интересное: занимательные тесты, проблемные творческие задания, яркий

наглядный материал, песни, стихи, игры и т. д.

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того,

чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную

активность учащихся?

Одним

из

путей,

ведущих

к

повышению

мотивации,

является

разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование активных

форм обучения. Но пробудить интерес к изучению иностранного языка –

только одна из задач, стоящих перед преподавателем, и, на мой взгляд, не самая

сложная. Труднее поддерживать его в течение долгих лет обучения, чтобы и

потом этот интерес не пропал.

Сейчас

предлагается

широкий

выбор

использования

современных

информационных технологий для улучшения качества знаний и повышения

мотивации на занятиях. Безусловно, к таким формам целесообразно прибегать,

однако, прежде всего, у учащихся должен быть сформирован необходимый

запас слов и усвоена нужная информация по изучаемой теме.

Для

поддержания

постоянного

интереса

учащихся

к

изучению

иностранного языка очень важно соблюдать основные принципы обучения.

Одним

из

таких

принципов

является

принцип

посильных

заданий,

предлагаемых

учащимся.

Известно,

лишь

посильные

задания

могут

заинтересовать учащихся. Поэтому особое внимание следует обращать на

трудности,

возникающие

при

изучении

отдельных

языковых

явлений,

отдельных тем, найти способ наиболее доступно и наглядно объяснить их.

На протяжении всех лет обучения я учитываю пробелы в знаниях

учащихся, в усвоении ими отдельных навыков, подбираю индивидуальные

задания на уроках и для домашней работы.

Исходя из опыта работы хочу отметить, что большое значение имеет

правильная организация занятий с учащимися 9-х классов, поступивших на I

курс, которые часто не имеют необходимой подготовки по иностранному

языку. У них необходимо пробудить уверенность в своих силах.

Чтобы учебный материал эффективно усваивался всеми учащимися,

перед изучением новых тем с менее успевающими учащимися я провожу

дополнительные занятия, на которых повторяется изученный материал,

способствующий лучшему пониманию нового. Учащиеся на собственном

опыте понимая, что знания, умения и навыки, которыми они овладели, можно

применять на следующих уроках, стремятся пополнить их, знакомятся с

новыми языковыми явлениями. Такая организация занятий помогает повысить

мотивацию к изучению предмета.

Мотивацию можно повысить и с помощью удачного по содержанию

подбора материала, содержащего элементы занимательности, новизны, и с

помощью разнообразных приемов обучения. Например, я провожу речевые

зарядки по темам программы, стремлюсь доводить до автоматизации владение

речевыми образцами. Учащиеся беседуют друг с другом, с преподавателем или

с группой. Иногда беседа превращается в диалог между двумя рядами, таким

образом, получается «живое» общение на иностранном языке. Предлагаю

учащимся выполнить роль преподавателя, выполняя те или иные задания

(речевые зарядки, физкультминутки и т. д.). Часто в начале урока учащиеся

инсценируют заученные диалоги, стихотворения, рассказывают о жизни поэта,

писателя или какого-нибудь выдающегося деятеля, высказывают свое мнение,

составляют информационные обзоры.

Предпосылкой для повышения мотивации как у сильных, так и у слабых

учеников может служить хорошо продуманная самостоятельная работа. Она

должна проводиться с учетом их индивидуальных способностей и интересов.

Это могут быть: сочинения-обобщения, составления вопросов для

викторины и т. д.

Интерес учащихся к предмету возрастает, если они видят результаты

своей работы на уроках, имеют возможность применить свои знания,

продемонстрировать их. Поэтому я практикую проведение уроков-отчетов,

уроков-праздников. Значительную роль в повышении мотивации играет и

внеклассная работа. Я провожу занятия «English Club», недели английского

языка, конкурсы-выставки творческих работ учащихся.

Собственная точка зрения на содержание образования, формы,

методы, приемы, средства обучения учащихся по предмету

В

изучении

иностранного

языка

понятие

«обучение»

означает

«практика». И поэтому, с целью предоставления учащимся возможности

практического использования полученных навыков и умений, применение

современных технологий, методов, форм, приемов и средств становится

неотъемлемой частью обучения.

На каждом этапе обучения нужно использовать разнообразные методы,

формы и виды учебной деятельности в соответствии с интересами и опытом

учащихся, уровнем их развития. Наша задача – способствовать творческому

раскрытию и взлету учащихся.

Нельзя, как мне думается, просто взять и перечислить специальные

формы работы, которые способствуют повышению мотивации учащихся к

изучению иностранного языка. Этому служит вся оптимальная система работы

преподавателя, его увлеченность своим делом, чуткое отношение, уважение к

каждому ученику. Я уверена, каждый преподаватель имеет большой арсенал

приемов и методов обучения, которые помогают привить интерес к своему

предмету.



В раздел образования