Автор: Хамидуллина Светлана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 19 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: проект
Тема: "Свой край люби и знай"
Раздел: дошкольное образование
Проект
« Свой край люби и знай» - средство патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста»
Хамидуллина Светлана Никлаевна
старший воспитатель
МАДОУ № 19 г. Челябинск
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,
приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному
краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей,
учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-
ценностное отношение к краю.
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации
подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание
патриотов
России,
граждан
правового
демократического,
социального
государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью
и
проявляющих
национальную
и
религиозную
терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,
его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много
методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются
лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в
конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю
полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство
патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим
миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс
задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Нравственно-патриотическое
воспитание
ребёнка
-
сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым
близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие
его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается
с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны
им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать
накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение
принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его
культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине,
месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с
историческим, культурным, национальным, географическим, природно-
экологическим своеобразием родного края – Челябинского края. Знакомясь с
родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать
себя
живущим
в
определённый
временной
период,
в
определённых
этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам
национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития
ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только
при
условии
их
активного
взаимодействия
с
окружающим
миром
эмоционально-практическим
путём,
т.
е.
через
игру,
предметную
деятельность,
общение,
труд,
обучение,
разные
виды
деятельности,
свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего
любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился
или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с
детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей
возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку,
он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и
места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу
вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может
быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым
любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У
каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты
сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку,
художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая
память о нем на многие годы. Я хочу, чтобы ребятам, город, в котором они
живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Челябинску - городу,
который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его
влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития
дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при
условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально
практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение,
труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному
возрасту.
Проблема
Большое
значение
для
познавательного,
социально-личностного
и
нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с
родным
городом,
его
достопримечательностями,
улицей,
на
которой
проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание
данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной
информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний,
трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Проведенное мною анкетирование родителей в 2015 году по этому вопросу
дало неутешительные результаты:
73% - не считают целесообразным формировать у ребенка отношения к
родной природе, к малой родине, своему Отечеству.
22 % - считают, что необходимо
знакомить детей с национальной
культурой и культурой народностей, проживающих в нашем регионе.
5 % - негативное отношение к воспитанию патриотических чувств детям.
Но как говорится в народе : « Под лежащий камень и вода не просочиться».
В результате проделанная мною работа помогла убедить родителей в том,
что пробуждая в растущем человеке любовь к родной земле, к родному дому,
детскому саду, формирует у детей черты характера, которые помогут ему
стать человеком, активным гражданином, а не сторонним наблюдателем.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для
нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и
начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Челябинск в
дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город,
народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и
приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном
участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей
воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель,
задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности
проекта.
Участники проекта
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект
предусматривает
активное
участие
родителей,
детей
и
воспитателей.
Сроки реализации проекта
2 года
Принципы
При
выстраивании
педагогического
процесса
по
ознакомлению
дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых
явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-
давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини
музей, подобран материал о городе Челябинске, включающий как сведения
об историческом прошлом, так и о его современном культурном облике
Принцип гумманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку
полноправного
партнёра,
а
также
ориентироваться
на
высшие
общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого
ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста,
накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной
сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями
города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом
сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-
культурными особенностями города Челябинска.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и
его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению
данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному
разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и
педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города
Челябинска, поможет сформировать заботливое отношение к родному
городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только
познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
1.
анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его
истории, достопримечательностей,
2.
диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности
знаний и представлений об истории и культуре родного города,
II этап - основной, включает в себя:
1.
Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2.
совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3.
совместные мероприятия с детьми разного возраста,
4.
экскурсии по городу,
5.
пополнение развивающей среды,
6.
выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
детей старшей группы на 2023-2024 учебный год.
Дата
Тема
Связь
с
другими
видами
деятельности
Сентябр
ь
Моя малая Родина
- изготовление альбома, составление
рассказов «Дом, в котором я живу»
Октябрь
День рождение города
-
прослушивание
песен
о
родном
городе, чтение стихов,
- выставка детского рисунка «Мой
любимый город»
Ноябрь
История
возникновения
города
- изготовление альбома «Природа моего
края»,
- оформление стенда «Челябинск теперь
и прежде»
Декабрь
Знакомство
с
гербом
города
- изодеятельность - «Нарисуй герб
семьи»,
- знакомство с флагом, гербом и гимном
России
Январь
Экскурсия по городу
- изготовление макета города,
- дидактическая игра «Путешествие по
городу»
Февраль
Они
прославили
наш
город
- игры «Рыбаки», «Магазин сувениров»,
- беседа о важности труда всех людей
Март
Папа, мама, я –вот и вся
семья(викторина)
- дидактическая игра «Край, в котором
мы живём»,
-
заучивание
стихотворений
о
Челябинске
Апрель
-
выставка
детского
рисунка
«Мы
любим спорт»
Май
Боевая слава города
- изготовление праздничных открыток,
- встреча с ветеранами (прадедушкой
одного из детей),
- беседа о подвигах солдат в Великой
Отечественной войне
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
детей старшей группы на 2023-2024 учебный год.
Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности
Сентябр
ь
Наша
родина
в
России
- чтение стихов о Челябинском крае,
- рассматривание географической карты
-
рассказ
об
особенностях
климата,
природы, животного мира.
Октябрь
Мой город, дороже
которого нет
- прогулки по городу Челябинск,
-
рассказы
о
достопримечательностях
г.Челябинска, о людях разных профессий,
которые живут и работают в нашем городе,
- звание «Почетный гражданин»,
-
изготовление
альбома
совместно
с
родителями «Мой город - моя судьба»,
-
чтение
стихов
о
родном
городе,
прослушивание песен.
Ноябрь
Площадь
- изготовление коллажа «Наш парк»,
- история возникновения площади «Раньше
и теперь»: Герб города.
Декабрь
Знакомство
с
государственной
символикой.
Герб.
Флаг.
Гимн
России.
Герб Челябинска
- чтение стихов о Родине,
- прослушивание песен,
-
закрашивание
изображения
герба
Челябинска.
Январь
Дружная семья
- изготовление фотоальбома «Семейные
традиции».
Февраль
Кто такие саамы и
где они живут
- посещение Краеведческого музея.
Март
Челябинск
-
спортивный
- история проведения соревнований,
- спортивный досуг «Мама, папа, я -
спортивная семья».
Апрель
Вот моя улица
- экскурсия по микрорайону,
- знакомство с улицами:
Май
Челябинск
- город
металлургов
- рассказ о труде металлургов,
-
составление
фотовыставки
о
труде
металлурга.
- чтение стихов, рассказов
III этап - итоговый, включает в себя:
1.
итоговое диагностирование детей,
2.
повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные
изменения, произошедшие к концу учебного года.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства
дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных
затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Сведения о городе, знаменитых жителях Челябинска доступны и интересны
не только детям, но и взрос
Литература.
1.
Бабунова Е.С. « Наш дом – Южный Урал». Программа воспитания и
развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогике. –
Челябинск:Взгляд,2005.
2.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ
Сфера, 1999. - 112 с.
3.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ,
2004. - 156 с.
4.
Рыбалкова
И.
Ознакомление
с
родным
городом
как
средство
патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С.
45 - 55.
5.
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у
ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика
2006, № 6.