Напоминание

"Свой край люби и знай"


Автор: Хамидуллина Светлана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 19 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: проект
Тема: "Свой край люби и знай"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

« Свой край люби и знай» - средство патриотического воспитания детей

старшего дошкольного возраста»

Хамидуллина Светлана Никлаевна

старший воспитатель

МАДОУ № 19 г. Челябинск

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,

приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным

достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному

краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и

культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,

географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,

культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей,

учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-

ценностное отношение к краю.

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации

подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание

патриотов

России,

граждан

правового

демократического,

социального

государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью

и

проявляющих

национальную

и

религиозную

терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много,

поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и

изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,

его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много

методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются

лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в

конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю

полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство

патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и

гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим

миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому

воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс

задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Нравственно-патриотическое

воспитание

ребёнка

-

сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым

близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие

его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается

с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что

вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны

им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют

огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать

накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение

принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его

культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине,

месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с

историческим, культурным, национальным, географическим, природно-

экологическим своеобразием родного края – Челябинского края. Знакомясь с

родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать

себя

живущим

в

определённый

временной

период,

в

определённых

этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам

национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития

ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только

при

условии

их

активного

взаимодействия

с

окружающим

миром

эмоционально-практическим

путём,

т.

е.

через

игру,

предметную

деятельность,

общение,

труд,

обучение,

разные

виды

деятельности,

свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего

любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился

или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с

детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей

возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку,

он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и

места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу

вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может

быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым

любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У

каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты

сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку,

художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая

память о нем на многие годы. Я хочу, чтобы ребятам, город, в котором они

живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Челябинску - городу,

который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его

влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития

дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при

условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально

практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение,

труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному

возрасту.

Проблема

Большое

значение

для

познавательного,

социально-личностного

и

нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с

родным

городом,

его

достопримечательностями,

улицей,

на

которой

проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание

данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной

информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний,

трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Проведенное мною анкетирование родителей в 2015 году по этому вопросу

дало неутешительные результаты:

73% - не считают целесообразным формировать у ребенка отношения к

родной природе, к малой родине, своему Отечеству.

22 % - считают, что необходимо

знакомить детей с национальной

культурой и культурой народностей, проживающих в нашем регионе.

5 % - негативное отношение к воспитанию патриотических чувств детям.

Но как говорится в народе : « Под лежащий камень и вода не просочиться».

В результате проделанная мною работа помогла убедить родителей в том,

что пробуждая в растущем человеке любовь к родной земле, к родному дому,

детскому саду, формирует у детей черты характера, которые помогут ему

стать человеком, активным гражданином, а не сторонним наблюдателем.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для

нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и

начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Челябинск в

дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город,

народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и

приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном

участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей

воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель,

задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности

проекта.

Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Проект

предусматривает

активное

участие

родителей,

детей

и

воспитателей.

Сроки реализации проекта

2 года

Принципы

При

выстраивании

педагогического

процесса

по

ознакомлению

дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых

явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-

давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини

музей, подобран материал о городе Челябинске, включающий как сведения

об историческом прошлом, так и о его современном культурном облике

Принцип гумманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку

полноправного

партнёра,

а

также

ориентироваться

на

высшие

общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого

ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста,

накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной

сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями

города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом

сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-

культурными особенностями города Челябинска.

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и

его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению

данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному

разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и

педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города

Челябинска, поможет сформировать заботливое отношение к родному

городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только

познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1.

анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его

истории, достопримечательностей,

2.

диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности

знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап - основной, включает в себя:

1.

Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

2.

совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3.

совместные мероприятия с детьми разного возраста,

4.

экскурсии по городу,

5.

пополнение развивающей среды,

6.

выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

детей старшей группы на 2023-2024 учебный год.

Дата

Тема

Связь

с

другими

видами

деятельности

Сентябр

ь

Моя малая Родина

- изготовление альбома, составление

рассказов «Дом, в котором я живу»

Октябрь

День рождение города

-

прослушивание

песен

о

родном

городе, чтение стихов,

- выставка детского рисунка «Мой

любимый город»

Ноябрь

История

возникновения

города

- изготовление альбома «Природа моего

края»,

- оформление стенда «Челябинск теперь

и прежде»

Декабрь

Знакомство

с

гербом

города

- изодеятельность - «Нарисуй герб

семьи»,

- знакомство с флагом, гербом и гимном

России

Январь

Экскурсия по городу

- изготовление макета города,

- дидактическая игра «Путешествие по

городу»

Февраль

Они

прославили

наш

город

- игры «Рыбаки», «Магазин сувениров»,

- беседа о важности труда всех людей

Март

Папа, мама, я –вот и вся

семья(викторина)

- дидактическая игра «Край, в котором

мы живём»,

-

заучивание

стихотворений

о

Челябинске

Апрель

-

выставка

детского

рисунка

«Мы

любим спорт»

Май

Боевая слава города

- изготовление праздничных открыток,

- встреча с ветеранами (прадедушкой

одного из детей),

- беседа о подвигах солдат в Великой

Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

детей старшей группы на 2023-2024 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябр

ь

Наша

родина

в

России

- чтение стихов о Челябинском крае,

- рассматривание географической карты

-

рассказ

об

особенностях

климата,

природы, животного мира.

Октябрь

Мой город, дороже

которого нет

- прогулки по городу Челябинск,

-

рассказы

о

достопримечательностях

г.Челябинска, о людях разных профессий,

которые живут и работают в нашем городе,

- звание «Почетный гражданин»,

-

изготовление

альбома

совместно

с

родителями «Мой город - моя судьба»,

-

чтение

стихов

о

родном

городе,

прослушивание песен.

Ноябрь

Площадь

- изготовление коллажа «Наш парк»,

- история возникновения площади «Раньше

и теперь»: Герб города.

Декабрь

Знакомство

с

государственной

символикой.

Герб.

Флаг.

Гимн

России.

Герб Челябинска

- чтение стихов о Родине,

- прослушивание песен,

-

закрашивание

изображения

герба

Челябинска.

Январь

Дружная семья

- изготовление фотоальбома «Семейные

традиции».

Февраль

Кто такие саамы и

где они живут

- посещение Краеведческого музея.

Март

Челябинск

-

спортивный

- история проведения соревнований,

- спортивный досуг «Мама, папа, я -

спортивная семья».

Апрель

Вот моя улица

- экскурсия по микрорайону,

- знакомство с улицами:

Май

Челябинск

- город

металлургов

- рассказ о труде металлургов,

-

составление

фотовыставки

о

труде

металлурга.

- чтение стихов, рассказов

III этап - итоговый, включает в себя:

1.

итоговое диагностирование детей,

2.

повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные

изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства

дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных

затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

Сведения о городе, знаменитых жителях Челябинска доступны и интересны

не только детям, но и взрос

Литература.

1.

Бабунова Е.С. « Наш дом – Южный Урал». Программа воспитания и

развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогике. –

Челябинск:Взгляд,2005.

2.

Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ

Сфера, 1999. - 112 с.

3.

Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ,

2004. - 156 с.

4.

Рыбалкова

И.

Ознакомление

с

родным

городом

как

средство

патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С.

45 - 55.

5.

Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у

ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика

2006, № 6.



В раздел образования