Автор: Людмила Александровна Тимченко
Должность: ГАПОУ НСО Новосибирский колледж парикмахерского искусства
Учебное заведение: ГАПОУ НСО Новосибирский колледж парикмахерского искусства
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Активизация процесса обучения истории изо в условиях реализации ФГОС СПО по специальности "Технология парикмахерского искусства" в условиях развития новейших компьютерных технологий.
Раздел: среднее профессиональное
Активизация процесса обучения истории изо в условиях реализации
ФГОС СПО по специальности "Технология парикмахерского
искусства" в условиях развития новейших компьютерных технологий.
Организация образовательного процесса в сфере профессионального
образования направлена на подготовку квалифицированных специалистов,
которые могут эффективно решать профессиональные задачи и обладают
потенциалом для дальнейшего саморазвития и самообразования.
В условиях стремительной смены технологий и развития науки цель
образовательного процесса состоит не только в том, чтобы дать
обучающимся знания, ознакомить с выдающимися художниками,
архитекторами, скульпторами и их произведениями национального и
мирового искусства, но и научить самостоятельно пополнять багаж своих
знаний и умений, привить вкус к изучению. Специалисты индустрии
красоты, должны гибко реагировать на запросы рынка труда, быть
конкурентоспособными. Переход к преподаванию по ФГОС СПО ТОП-50
привел к необходимости пересмотреть методические подходы к организации
самостоятельной работы обучающихся. Объем самостоятельной
внеаудиторной работы уменьшился, появилась задача "научит учиться" в
более короткие сроки, заложить мотивацию к самостоятельному получению
знаний, объяснить требования и сформировать умения по их поиску,
разработать и донести до обучающихся методику самостоятельного
закрепления, углубления и расширения знаний и умений. Следует отметить,
что получение знаний по истории изобразительного искусства в данной
сфере услуг имеет ярко выраженную практико-ориентированную
направленность. Выпускники во время самостоятельной трудовой
деятельности должны будут осуществлять поиск новой информации в
области модных тенденций, разработки образа, выполнения операций с
кожей и волосами, а также грамотно ее оценивать. Поэтому важно
сформировать у обучающихся умение образно мыслить, моделировать
графическую наглядность стрижки и прически. Развитие творческих
способностей. Эстетическое воспитание личности и развитие
художественного вкуса – основная задача истории изобразительного
искусства. Умение видеть красивое, отличать прекрасное от безобразного.
Она носит сугубо практическое применение. Развитие пространственного
мышления, образного представления и воображения.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и
качества учебного процесса является развитие познавательной активности
обучающихся. Вопросы активизации обучения обучающихся относятся к
числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и
практики.
Считаю, что усвоение содержания и развитие мыслительных способностей
должны происходить не путем передачи обучающимся информации, а в
процессе их собственной аналитической деятельности. Эта идея является
фундаментальной в теории развивающего обучения.
На первом курсе даю задания, направленные на развитие познавательных
интересов; разрабатываю комплекс дифференцированных заданий,
направленных на развитие активизации учебно-познавательного процесса:
проблемно-поисковые методы, учебные беседы, дискуссии,
исследовательские работы. Для наилучшего усвоения материала включаю
ситуативные задания во время лекции, беседы; работаю с изобразительным
материалом (видеофильмы, презентации); выполняем рисунки и модели
архитектурных сооружений.
Использование компьютера на уроках- это одно из средств активизации
образовательного процесса. На уроках и во внеурочной деятельности
использую компьютерные презентации. Обучающимся предлагаю создавать
свои презентации по различным темам по истории изо. Формирую умения по
подбору информации по заданной теме; грамотно и ясно представлять свои
знания через презентацию.
Использую современные технологии, направленные на формирование
мотивации обучающихся - педагогика сотрудничества, личностно-
ориентированные технологии.
При работе с дополнительной литературой обучающиеся представляют
изученный материал в форме опорного конспекта. Закрепляю темы через
игровые формы - викторины, мини-игры.
В своей работе использую индивидуальные, фронтальные, групповые формы
обучения. Главная задача - предоставить возможность для саморазвития и
самообучения.
Для контроля усвоения знаний провожу самостоятельные работы,
контрольные работы по нескольким вариантам и критериям сложности
заданий. Для закрепления и выявления пробелов знаний провожу групповые
практические работы с "консультациями". В каждую группу назначается
обучающийся, успевающий по предмету. По более сложным темам
применяю тесты, позволяющие увидеть проблемы каждого обучающегося.
Это дает возможность увидеть затруднения в темах и разобрать их через
составление опорного конспекта.
СДО Moodle позволяет обучающимся самостоятельно изучить материал при
пропуске занятий (по болезни и до. причинам), получить индивидуальную
консультацию педагога, повторить тему, вызвавшую затруднения, провести
самооценку знаний (тестирование).
Формирование у обучающихся умений и навыков применения знаний по
истории изобразительного искусства в практической профессиональной
деятельности с применением компьютерных технологий является одной из
целей образовательного процесса.
В педагогической деятельности нет и, пожалуй, не может быть какого-либо
универсального метода или системы определенных методов и приемов.
Важно уметь применять комплексный подход, не отдавать какое-то особое
предпочтение современным или традиционным методам обучения, а
применять каждый из них и вместе, и по отдельности ставя перед собой
задачу, выбрать наиболее эффективный. Пусть выбор остается за каждым
педагогом, с тем какой метод импонирует вам в той или иной степени, в чем
бы вы хотели разобраться более детально и предметно и что в последствии
применить в своей педагогической деятельности.
Актуальной задачей системы профессионального образования в
настоящее время является повышение качества подготовки специалистов.
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного
выпускника колледжа важнейшую роль играет владение современными
технологиями обучения.
Литература
1. Голышев И.Г. Проектно-целевой подход к управлению интеграцией
профессионального образования и производства в регионе // среднее
профессиональное образовании, 2011 № 11
2. Дмитрива В.М. Мастер-класс как средство формирования навыков
профессиональной самореализации педагогов // методические
рекомендации,2010
3. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие.
– м.: народное образование, 1998