Автор: Огородникова Марина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6"
Населённый пункт: Город Шумерля ЧР
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок окружающего мира во 2 классе
Раздел: начальное образование
Урок по экологии для 2 класса
«Экопутешествие с талисманами Олимпиады»
учителя начальных классов МБОУ «СОШ№6»
города Шумерля Чувашской Республики
Огородниковой Марины Михайловны
2024 год
Цели: сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни
людей, учить основам экологической грамотности.
Задачи: обучать правильному поведению в природе,
выявлять случаи негативного отношения человека к природе,
расширять знания учащихся об экологических проблемах,
развивать у детей навыки по поиску самостоятельного решения проблемы, развивать
умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую
культуру, активность, самостоятельность.
Формировать УУД
Познавательные: дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об
окружающем мире.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные
речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование
различных точек зрения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих
действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за
сохранение ее природы
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, глобус, урна, сигнальные
карточки, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход урока:
Звучит песня «Живи, Земля». Слайд 2.
Учитель: (перед учителем глобус)
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
Актуализация знаний:
Учитель:- Наша жизнь неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра
и бескорыстна. Но почему она плачет?
Учитель: - Давайте сегодня на уроке совершим экологическое путешествие по нашей
планете Земля с двумя необычными героями: Снежинкой и Лучиком (на слайде
талисманы олимпиады 2014). Кто знает их? Слайд 3.
Дети: - Это талисманы паралимпийских игр 2014 года в Сочи.
Звучит гимн Олимпиады 2014 года.
Учитель:- Паралимпийские игры – это международные спортивные соревнования для
инвалидов. Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр. Снежинка
прилетела к нам на Олимпиаду с ледяной планеты, а Лучик прилетел с очень жаркой
планеты. Они вместе с нами будут путешествовать по нашей планете Земля, чтобы
посмотреть, как мы с вами любим нашу Землю и бережём её.
Учитель: - Чтобы начать путешествие, нужно сказать, что такое экология.
Учитель крутит глобус: - Посмотрите, какая красивая наша планета. Какая голубая.
Почему на глобусе голубого цвета больше всего?
Дети: -Голубым и синим цветом обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озёра.
Учитель: - Снежинка и Лучик – талисманы Олимпийских игр на своих планетах не
видели воду такую как у нас. Давайте им расскажем, что такое вода. Да, вода - самая
счастливая, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на
Земле. Слайд 4. Единственное вещество, которое на земле существует в трех состояниях:
жидком, твёрдом и газообразном. Вспомним, какие виды спорта на Земле связаны с
жидким состоянием воды. (Плавание, водное поло, парусный спорт, гребля на байдарках).
А какие виды спорта связаны с твёрдым состоянием воды? (Сноубординг, конькобежный
спорт, фигурное катание,фристайл, хоккей).
Физкульминутка. Дети имитируют катание на горных лыжах, плавание. (Звучит музыка
о спорте).Слайд 5.
Учитель: - Вот сколько видов спорта связанные с водой мы вспомнили. «Россия - великая
водная держава. Почти четверть мировых запасов питьевой воды сосредоточено в
границах нашего государства. Слайд 6.А как мы любим купаться на речке летом. А была
у вас такая ситуация как в стихотворении?
«Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал.
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?» Слайд 7.
Учитель: Давайте вместе с Лучиком и Снежинкой посмотрим фильм о воде.
Видеофильм о воде. Слайд 8.
Учитель: - Что мы с вами можем сделать, чтобы вода всегда была чистой?
Учитель: - Давайте поиграем в игру «Представь что ты Земля». (Группа учеников
выходит в середину класса и берутся за руки, становятся в круг, они теперь Земля.
Учитель тихонько бросает в них «мусором» (бумага, коробочки из-под сока, пустые
пластиковые бутылочки).
Учитель: - Нравится вам, когда в вас бросают мусором? А вы умеете правильно убирать
за собой мусор? Покажем Снежинке и Лучику как это правильно делать (ставится
мусорная корзинка и в неё правильно бросается мусор: многие отходы надо сначала
скомкать).
Учитель: - Давайте покажем, как радуется мусорная корзинка, когда видит, что вы
правильно бросаете мусор.
Работа в группах. 4 группы учеников украшают корзинки, делают их улыбающимися.
Учитель: - Можно ли поставить такие мусорные корзинки в столице Олимпиады 2014 года
– городе Сочи? Чем они будут привлекать людей? А в нашем городе есть такие мусорные
корзинки? А хотелось бы вам, чтобы они были?
Учитель: - Вода нужна всем: людям, животным, растениям. Вы любите цветы?
Физкультминутка под видеофильм «Вальс цветов». Слайд 9.
Учитель: - Прошла холодная зима, ярче светит солнце. Тает снег, и появляются первые
цветы – их называют первоцветы.
«Самой раннею порой
Средь сугробов белых.
Появляются цветы
Яркие и первые.
Первоцветами цветы
Эти называем
Нам они весну несут.
Мы их не срываем»
Учитель: - А почему нельзя срывать цветы, вытаптывать их? Слайд 10.
Учитель: - Давайте украсим Землю цветами.
(Дети вырезают цветы из бумаги и украшают глобус).
Учитель: - Можно много говорить об охране природы. Одного урока, конечно же, мало.
На следующих наших мероприятиях мы продолжим говорить об экологии. Слайд 11. А
сейчас подведём итоги необычным способом. Я называю правило, а вы поднимаете
сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением - поднимаете живую цветущую
планету. Если нет - умирающую нашу Землю.
Ломать ветки деревьев для костра.
Убирать за собой мусор в лесу.
Перед уходом хорошо затушить огонь.
Нарвать букет из полевых цветов.
Ловить птенчиков и детенышей зверей.
Подкармливать птиц.
Ловить лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники.
Сажать деревья, цветы, делать кормушки, скворечники.
- Если мы будем выполнять все эти правила, то с лица Земли никогда не исчезнут ни
растения, ни животные, ни рыбы, ни птицы.
Итог урока.
Учитель:
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!