Автор: Женетль Асета Юсуфовна
Должность: Преподаватель класса Фортепиано
Учебное заведение: ГБО ДО РА "Энемская ДШИ"
Населённый пункт: п. Энем Республика Адыгея
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Основы концертмейстерского мастерства
Раздел: дополнительное образование
Методическое пособие.
Тема:
Основы концертмейстерского мастерства
Введение
I. Содержание и цели деятельности концертмейстера
II. Аккомпанемент и его роль в концертмейстерском искусстве
III. Профессиональные требования к концертмейстеру
Список литературы
«Любите певца!..» - Дж. Мур
Свою работу я начну с цитаты знаменитого
пианиста нашего времени,
знатока секретов концертмейстерского и ансамблевого мастерства, Е.
Шендеровича: "Солист – это парус, аккомпаниатор – руль. Лишенная одного
из этих компонентов, лодка потеряет ориентир и не причалит к желаемому
берегу".
Сегодня
исполнительское искусство солистов и
некоторых
музыкальных коллективов, таких как ансамбли народных и струнно –
смычковых инструментов, хоровых
и хореографических коллективов
нуждаются в обязательном присутствии пианиста - концертмейстера.
При
этом, концертмейстерское искусство оказывается доступным не каждому
пианисту: оно требует особого склада исполнительской индивидуальности,
незаурядного мастерства, общемузыкальной эрудиции, «умения совместно
общаться, творить и переживать музыку». По справедливому замечанию Е.
Кубанцевой, «важным условием профессионализма является наличие у
концертмейстера
исполнительской
культуры,
которая
предполагает
отражение
его
эстетического
вкуса,
широту
кругозора,
сознательное
отношение к музыкальному искусству».
В каждом конкретном ансамбле объединяются различные творческие
личности,
имеющие
разный
темперамент,
уровень
профессионализма,
музыкальное мышление. Постоянно меняющиеся условия требуют от
концертмейстера
способности быстро приспосабливаться не только к
индивидуальным особенностям каждого исполнителя, но и знать специфику
его профессиональной подготовки. Выступая в качестве аккомпаниатора,
пианист раскрывает новые грани своего мастерства, поскольку находится на
стыке нескольких исполнительских жанров: ансамблевого и сольного,
вокального и инструментального, хореографического, камерного и оперного.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично, поскольку требует от
пианиста разнообразных музыкально - артистических дарований, а также
досконального
знакомства
с
различными
певческими
голосами,
с
особенностями игры на всевозможных инструментах, с оперной партитурой.
Фактура партии аккомпанемента в вокальных и инструментальных пьесах
бывает настолько сложна, что часто требует от пианиста мастерства высшего
класса. Мастерство это измеряется не только элементарной синхронностью
партии
фортепиано
с
партией
солиста
или
выверенным
балансом
соотношения звучности обеих партий, но и в создании целостной,
впечатляющей звуковой картины, которая рождается в процессе изучения
музыкального произведения. Пианист - аккомпаниатор это основа целого
произведения. В его руках сосредоточена большая часть «музыкального
пространства»: гармония, метрическая структура, богатство тембрового
колорита, словом все, что сольная партия сама дать не в состоянии.
Основной целью деятельности концертмейстера является исполнении
аккомпанемента. Точное определение термина «аккомпанемент» в словаре
В.
И.
Даля определяется
как вторенье,
подголосок,
сопровождение,
подыгрывание. Но, в середине ХХ века «аккомпанемент» трактуется по-
иному,
означая
музыкальное
сопровождение,
дополняющее
главную
мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту (певцу,
инструменталисту). А музыкальная энциклопедия определяет выразительные
функции аккомпанемента таким образом: «В инструментальной и вокальной
музыке
Х1Х
-
ХХ
веков
аккомпанемент
часто
выполняет
новые
выразительные
функции:
«договаривает»
невысказанное
солистом,
подчёркивает и углубляет психологическое и драматургическое содержание
музыки, создаёт иллюстративный и изобразительный фон. Нередко из
простого сопровождения он превращается в равноценную партию ансамбля».
II. Аккомпанемент и его роль в концертмейстерском искусстве
Концертмейстерскую деятельность можно рассматривать в трех
аспектах:
Деятельность музыканта-пианиста как партнера солиста.
Деятельность
пианиста,
разучивающего
партии
с
певцами
в
профессиональных
учебных
заведениях
–
ССУзах,
ВУЗах
или
музыкальном (оперном) театре.
Деятельность
учебно-профессиональной
направленности,
осуществляемую в рамках учебной работы в системе дополнительного
образования.
Основой концертмейстерского мастерства является исполнительское
умение аккомпанировать солисту-партнеру, а умение координировать свои
исполнительские действия с солистом (вокалистом или инструменталистом)
требует
от
концертмейстера
повышенного
внимания
к
особенностям
интонирования, знания сольной партии, видения всего произведения: формы,
партитуры, состоящей из трех строчек (что отличает концертмейстера от
пианиста-солиста).
Важными
компонентами
концертмейстерского
мастерства
является
способность
предугадывать
намерения
солиста,
музыкально и в ансамбле выполнять динамические и агогические оттенки,
уверенно держать партнера в заданном темпе, создавая для него живую
ритмическую пульсацию. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода
выявления творческой индивидуальности, а концертмейстеру приходится
приспосабливать своё видение музыки к исполнительской манере солиста,
при этом быть «музыкальным лоцманом» - вести за собой, поддержать
солиста и донести до слушателя единую концепцию произведения.
Пианисту
надо научиться видеть и слышать все строчки произведения - нотные и
текстовые – и воспринимать их как единое целое, как маленькую партитуру.
В процессе совместной работы концертмейстеру приходится не только чутко
реагировать на партию солиста во время игры, но и обговаривать общий план
и детали интерпретации. Умение чётко и аргументировано излагать своё
понимание произведения помогает учащемуся добиться ясного ощущения
содержания музыки и проблем её исполнения.
Занятия в классе вокала
позволяют смоделировать концертное исполнение: уточняются мельчайшие
детали,
подвергаются
строгому
отбору
различные
приёмы,
краски,
интонации, порой - темпы, меняется очерёдность произведений программы -
ведутся поиски оптимального удобства в момент выступления.
На сцене, во время выступления на концерте или на экзамене,
концертмейстер остается один с исполнителем и должен стать для
последнего опорой и поддержкой. Именно от него на 90% зависит удача
выступления молодого певца, поскольку педагогу в это время отводится
место слушателя.
В работе с хоровым коллективом концертмейстеру отведены следующие
качества:
Уметь видеть жесты дирижера и понимать его художественные
намерения, т.е. играть по «руке» дирижера, при этом контролировать
звуковую картину, обеспечивая хороший звуковой баланс.
Уметь слышать и работать над качеством звука в ансамбле с хором.
Понимать и осмысливать вместе с коллективом поэтический текст
произведения, организованный в звуковысотной и ритмической речи.
Устанавливать
характер
звучания,
фразировку,
смысловые
кульминации и цезуры.
III. Профессиональные требования к концертмейстеру
Деятельность концертмейстера имеет достаточно широкий диапазон,
поскольку наряду с исполнительской деятельностью, он должен владеть
функцией педагогического мастерства, а именно:
разучивание хоровых
партий или партий солистов, контролируя при
этом
качество их
исполнения.
Для полноценной работы с отдельным певцом или коллективом,
концертмейстер
должен быть широко эрудированным музыкантом и
художником, обладать большой мобильностью, умением ориентироваться в
нотном тексте, иметь развитый навык чтения с листа и транспонирования.
Ему необходимы музыкальная эрудиция, представление о разных стилях,
знания в области теории (гармонии, полифонии, анализа музыкальных
произведений),
истории
музыки
и
постоянное
освоение
практики
концертмейстерской работы.
Концертмейстеру необходимы такие профессиональные навыки, как:
Умение читать с листа фортепианную партию любой сложности.
Понимание смысла произведения.
Способность читать и транспонировать хоровые партитуры.
Владение навыками игры в ансамбле.
Знание и понимание основных дирижерских жестов и приемов.
Способность импровизировать, фактурно (где необходимо)
изобразить заданную тему.
Умение подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.
В связи с необходимостью владения вышеуказанными
качествами,
концертмейстер должен быть грамотным пианистом, уверенно владеющим
выразительными средствами фортепиано и пианистическими приемами.
Аккомпанемент
исполняемого
произведения
должен
быть
исполнен
грамотно точно, в соответствии с авторским текстом и творческим замыслом
дирижера-хормейстера.
Одним из главных составляющих качеств профессии концертмейстера
является способность обеспечить полноценную, спокойную и творческую
атмосферу при выступлении, при этом четко понимать и контролировать
несколько объектов: жест дирижера, общую звуковую палитру и передачу
замысла автора произведения при исполнении в ансамбле.
Работа в ансамбле является неотъемлемой частью профессии
концертмейстера, поскольку именно он несет всю ответственность за
показатель
звукового
баланса:
акустика
помещения,
сила
звучания
инструмента, соотношение звука голоса и партии фортепиано и т.д.
Творческая деятельность концертмейстера состоит из рабочего процесса
и концертного исполнения и потому, ему необходимо уметь держаться на
сцене. Во время концертных выступлений концертмейстеру принадлежит
роль ведущего, который должен помогать своему партнеру,
вселять
уверенность и сохранять его индивидуальность.
качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и
причин
возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный
путь к исправлению тех или иных недостатков.лишь концертную работу,
тогда как понятие концертмейстер включает в себя
нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать
качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и
причин
возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный
путь к исправлению тех или иных недостатков.
Это обстоятельство накладывает на концертмейстера моральную
обязанность взять на себя функции своеобразного руководителя в его работе
с солистом-исполнителем, учитывая основополагающую роль педагога по
специальности (в учебных заведениях).
Общие профессиональные требования к аккомпаниатору и
концертмейстеру едины.
Концертмейстеру предъявляются большие требова
профессиональных умений и навыков.
Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции,
нюансов: темп и характер произведения, если надо — незаметно подыграть
мелодию (хору).
Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент,
импровизировать, фрактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему,
подбирать гармоническую основу к темесостоитКонцертмейстеруВо время
концертных выступлений концертмейстер берёт на
Концертмейстерская деятельность в максимальном воплощении
композиторских замыслов, выполнении художественных задач и владении
исполнительской техники вызывает неподдельное восхищение. Примерами
выдающихся концертмейстеров могут быть такие великие пианисты, как Е.
Шендерович, С. Рихтер,С. Стучевский, М. Бихтер и др.
Литература:
1. Горошко Н.Н. - Формирование мастерства пианиста-концертмейстера:
учебно-метод. пособие по курсу «История и теория концертмейстерского
искусства». - Магнитогорск, МаГК им. М.И. Глинки, 2007.
2. Коробова О.Я., Варламов Д.И. - Концертмейстер в современной
музыкальной практике // Диалогическое пространство музыки в меняющемся
мире. – Сб. материалов конференции. − Саратов: СГК им. Л.В. Собинова,
2009.
3. Кубанцева Е.И. - Концертмейстерский класс. Учебное пособие для
студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2002.
4. Смирнов М. - О работе концертмейстера / ред. М. Смирнова. - М.:
Музыка, 1974.
5. Чачава В.Н. - Некоторые вопросы обучения концертмейстеров – М:
Музыка, 2003
6. Шендерович Е. М. - Об искусстве аккомпанемента. / Советская
музыка,
1969, № 4.
Составитель:
Преподаватель фортепианного
отделения ГБО ДО РА
«Энемская ДШИ»
Женетль А.Ю.