Напоминание

Основы концертмейстерского мастерства


Автор: Женетль Асета Юсуфовна
Должность: Преподаватель класса Фортепиано
Учебное заведение: ГБО ДО РА "Энемская ДШИ"
Населённый пункт: п. Энем Республика Адыгея
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Основы концертмейстерского мастерства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое пособие.

Тема:

Основы концертмейстерского мастерства

Введение

I. Содержание и цели деятельности концертмейстера

II. Аккомпанемент и его роль в концертмейстерском искусстве

III. Профессиональные требования к концертмейстеру

Список литературы

«Любите певца!..» - Дж. Мур

Свою работу я начну с цитаты знаменитого

пианиста нашего времени,

знатока секретов концертмейстерского и ансамблевого мастерства, Е.

Шендеровича: "Солист – это парус, аккомпаниатор – руль. Лишенная одного

из этих компонентов, лодка потеряет ориентир и не причалит к желаемому

берегу".

Сегодня

исполнительское искусство солистов и

некоторых

музыкальных коллективов, таких как ансамбли народных и струнно –

смычковых инструментов, хоровых

и хореографических коллективов

нуждаются в обязательном присутствии пианиста - концертмейстера.

При

этом, концертмейстерское искусство оказывается доступным не каждому

пианисту: оно требует особого склада исполнительской индивидуальности,

незаурядного мастерства, общемузыкальной эрудиции, «умения совместно

общаться, творить и переживать музыку». По справедливому замечанию Е.

Кубанцевой, «важным условием профессионализма является наличие у

концертмейстера

исполнительской

культуры,

которая

предполагает

отражение

его

эстетического

вкуса,

широту

кругозора,

сознательное

отношение к музыкальному искусству».

В каждом конкретном ансамбле объединяются различные творческие

личности,

имеющие

разный

темперамент,

уровень

профессионализма,

музыкальное мышление. Постоянно меняющиеся условия требуют от

концертмейстера

способности быстро приспосабливаться не только к

индивидуальным особенностям каждого исполнителя, но и знать специфику

его профессиональной подготовки. Выступая в качестве аккомпаниатора,

пианист раскрывает новые грани своего мастерства, поскольку находится на

стыке нескольких исполнительских жанров: ансамблевого и сольного,

вокального и инструментального, хореографического, камерного и оперного.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично, поскольку требует от

пианиста разнообразных музыкально - артистических дарований, а также

досконального

знакомства

с

различными

певческими

голосами,

с

особенностями игры на всевозможных инструментах, с оперной партитурой.

Фактура партии аккомпанемента в вокальных и инструментальных пьесах

бывает настолько сложна, что часто требует от пианиста мастерства высшего

класса. Мастерство это измеряется не только элементарной синхронностью

партии

фортепиано

с

партией

солиста

или

выверенным

балансом

соотношения звучности обеих партий, но и в создании целостной,

впечатляющей звуковой картины, которая рождается в процессе изучения

музыкального произведения. Пианист - аккомпаниатор это основа целого

произведения. В его руках сосредоточена большая часть «музыкального

пространства»: гармония, метрическая структура, богатство тембрового

колорита, словом все, что сольная партия сама дать не в состоянии.

Основной целью деятельности концертмейстера является исполнении

аккомпанемента. Точное определение термина «аккомпанемент» в словаре

В.

И.

Даля определяется

как вторенье,

подголосок,

сопровождение,

подыгрывание. Но, в середине ХХ века «аккомпанемент» трактуется по-

иному,

означая

музыкальное

сопровождение,

дополняющее

главную

мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту (певцу,

инструменталисту). А музыкальная энциклопедия определяет выразительные

функции аккомпанемента таким образом: «В инструментальной и вокальной

музыке

Х1Х

-

ХХ

веков

аккомпанемент

часто

выполняет

новые

выразительные

функции:

«договаривает»

невысказанное

солистом,

подчёркивает и углубляет психологическое и драматургическое содержание

музыки, создаёт иллюстративный и изобразительный фон. Нередко из

простого сопровождения он превращается в равноценную партию ансамбля».

II. Аккомпанемент и его роль в концертмейстерском искусстве

Концертмейстерскую деятельность можно рассматривать в трех

аспектах:

Деятельность музыканта-пианиста как партнера солиста.

Деятельность

пианиста,

разучивающего

партии

с

певцами

в

профессиональных

учебных

заведениях

ССУзах,

ВУЗах

или

музыкальном (оперном) театре.

Деятельность

учебно-профессиональной

направленности,

осуществляемую в рамках учебной работы в системе дополнительного

образования.

Основой концертмейстерского мастерства является исполнительское

умение аккомпанировать солисту-партнеру, а умение координировать свои

исполнительские действия с солистом (вокалистом или инструменталистом)

требует

от

концертмейстера

повышенного

внимания

к

особенностям

интонирования, знания сольной партии, видения всего произведения: формы,

партитуры, состоящей из трех строчек (что отличает концертмейстера от

пианиста-солиста).

Важными

компонентами

концертмейстерского

мастерства

является

способность

предугадывать

намерения

солиста,

музыкально и в ансамбле выполнять динамические и агогические оттенки,

уверенно держать партнера в заданном темпе, создавая для него живую

ритмическую пульсацию. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода

выявления творческой индивидуальности, а концертмейстеру приходится

приспосабливать своё видение музыки к исполнительской манере солиста,

при этом быть «музыкальным лоцманом» - вести за собой, поддержать

солиста и донести до слушателя единую концепцию произведения.

Пианисту

надо научиться видеть и слышать все строчки произведения - нотные и

текстовые – и воспринимать их как единое целое, как маленькую партитуру.

В процессе совместной работы концертмейстеру приходится не только чутко

реагировать на партию солиста во время игры, но и обговаривать общий план

и детали интерпретации. Умение чётко и аргументировано излагать своё

понимание произведения помогает учащемуся добиться ясного ощущения

содержания музыки и проблем её исполнения.

Занятия в классе вокала

позволяют смоделировать концертное исполнение: уточняются мельчайшие

детали,

подвергаются

строгому

отбору

различные

приёмы,

краски,

интонации, порой - темпы, меняется очерёдность произведений программы -

ведутся поиски оптимального удобства в момент выступления.

На сцене, во время выступления на концерте или на экзамене,

концертмейстер остается один с исполнителем и должен стать для

последнего опорой и поддержкой. Именно от него на 90% зависит удача

выступления молодого певца, поскольку педагогу в это время отводится

место слушателя.

В работе с хоровым коллективом концертмейстеру отведены следующие

качества:

Уметь видеть жесты дирижера и понимать его художественные

намерения, т.е. играть по «руке» дирижера, при этом контролировать

звуковую картину, обеспечивая хороший звуковой баланс.

Уметь слышать и работать над качеством звука в ансамбле с хором.

Понимать и осмысливать вместе с коллективом поэтический текст

произведения, организованный в звуковысотной и ритмической речи.

Устанавливать

характер

звучания,

фразировку,

смысловые

кульминации и цезуры.

III. Профессиональные требования к концертмейстеру

Деятельность концертмейстера имеет достаточно широкий диапазон,

поскольку наряду с исполнительской деятельностью, он должен владеть

функцией педагогического мастерства, а именно:

разучивание хоровых

партий или партий солистов, контролируя при

этом

качество их

исполнения.

Для полноценной работы с отдельным певцом или коллективом,

концертмейстер

должен быть широко эрудированным музыкантом и

художником, обладать большой мобильностью, умением ориентироваться в

нотном тексте, иметь развитый навык чтения с листа и транспонирования.

Ему необходимы музыкальная эрудиция, представление о разных стилях,

знания в области теории (гармонии, полифонии, анализа музыкальных

произведений),

истории

музыки

и

постоянное

освоение

практики

концертмейстерской работы.

Концертмейстеру необходимы такие профессиональные навыки, как:

Умение читать с листа фортепианную партию любой сложности.

Понимание смысла произведения.

Способность читать и транспонировать хоровые партитуры.

Владение навыками игры в ансамбле.

Знание и понимание основных дирижерских жестов и приемов.

Способность импровизировать, фактурно (где необходимо)

изобразить заданную тему.

Умение подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.

В связи с необходимостью владения вышеуказанными

качествами,

концертмейстер должен быть грамотным пианистом, уверенно владеющим

выразительными средствами фортепиано и пианистическими приемами.

Аккомпанемент

исполняемого

произведения

должен

быть

исполнен

грамотно точно, в соответствии с авторским текстом и творческим замыслом

дирижера-хормейстера.

Одним из главных составляющих качеств профессии концертмейстера

является способность обеспечить полноценную, спокойную и творческую

атмосферу при выступлении, при этом четко понимать и контролировать

несколько объектов: жест дирижера, общую звуковую палитру и передачу

замысла автора произведения при исполнении в ансамбле.

Работа в ансамбле является неотъемлемой частью профессии

концертмейстера, поскольку именно он несет всю ответственность за

показатель

звукового

баланса:

акустика

помещения,

сила

звучания

инструмента, соотношение звука голоса и партии фортепиано и т.д.

Творческая деятельность концертмейстера состоит из рабочего процесса

и концертного исполнения и потому, ему необходимо уметь держаться на

сцене. Во время концертных выступлений концертмейстеру принадлежит

роль ведущего, который должен помогать своему партнеру,

вселять

уверенность и сохранять его индивидуальность.

качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и

причин

возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный

путь к исправлению тех или иных недостатков.лишь концертную работу,

тогда как понятие концертмейстер включает в себя

нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать

качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и

причин

возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный

путь к исправлению тех или иных недостатков.

Это обстоятельство накладывает на концертмейстера моральную

обязанность взять на себя функции своеобразного руководителя в его работе

с солистом-исполнителем, учитывая основополагающую роль педагога по

специальности (в учебных заведениях).

Общие профессиональные требования к аккомпаниатору и

концертмейстеру едины.

Концертмейстеру предъявляются большие требова

профессиональных умений и навыков.

Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции,

нюансов: темп и характер произведения, если надо — незаметно подыграть

мелодию (хору).

Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент,

импровизировать, фрактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему,

подбирать гармоническую основу к темесостоитКонцертмейстеруВо время

концертных выступлений концертмейстер берёт на

Концертмейстерская деятельность в максимальном воплощении

композиторских замыслов, выполнении художественных задач и владении

исполнительской техники вызывает неподдельное восхищение. Примерами

выдающихся концертмейстеров могут быть такие великие пианисты, как Е.

Шендерович, С. Рихтер,С. Стучевский, М. Бихтер и др.

Литература:

1. Горошко Н.Н. - Формирование мастерства пианиста-концертмейстера:

учебно-метод. пособие по курсу «История и теория концертмейстерского

искусства». - Магнитогорск, МаГК им. М.И. Глинки, 2007.

2. Коробова О.Я., Варламов Д.И. - Концертмейстер в современной

музыкальной практике // Диалогическое пространство музыки в меняющемся

мире. – Сб. материалов конференции. − Саратов: СГК им. Л.В. Собинова,

2009.

3. Кубанцева Е.И. - Концертмейстерский класс. Учебное пособие для

студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2002.

4. Смирнов М. - О работе концертмейстера / ред. М. Смирнова. - М.:

Музыка, 1974.

5. Чачава В.Н. - Некоторые вопросы обучения концертмейстеров – М:

Музыка, 2003

6. Шендерович Е. М. - Об искусстве аккомпанемента. / Советская

музыка,

1969, № 4.

Составитель:

Преподаватель фортепианного

отделения ГБО ДО РА

«Энемская ДШИ»

Женетль А.Ю.



В раздел образования