Автор: Уймёнова Валентина Михайловна
Должность: преподаватель по специальности - аккордеон
Учебное заведение: МУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Ленинградская обл., гор. Приозерск.
Наименование материала: Публикация
Тема: Презентация
Раздел: дополнительное образование
Что такое аккордеон?
Музыкальный инструмент,
Музыкальный инструмент,
ручная гармоника.
ручная гармоника.
В 1829 году это название дал
В 1829 году это название дал
венский органный мастер
венский органный мастер
.
К Дамиан
.
К Дамиан
усовершенствованной им
усовершенствованной им
гармонике.
гармонике.
В русской традиции аккордеонами
В русской традиции аккордеонами
обычно принято называть только
обычно принято называть только
инструменты с правой клавиатурой
инструменты с правой клавиатурой
фортепьянного типа
фортепьянного типа
(обычно несколько тембровых
(обычно несколько тембровых
регистров)
регистров)
в отличие, например, от баяна.
в отличие, например, от баяна.
Однако иногда встречается и
Однако иногда встречается и
наименование
наименование
«
»
кнопочный аккордеон
«
»
кнопочный аккордеон
Некоторые его разновидности
Некоторые его разновидности
называют баяном.
называют баяном.
1 - язычок;
2 - проемный клапан;
3 - голосовая планка;
4 - входная камера аккордов;
5 - входная камера басов;
6 - входные камеры мелодии;
7 - мех;
8 - левый полукорпус;
9 - правый полукорпус;
10 - гриф;
11 - клавиши мелодии;
12 - сетка;
13 - кнопки клавиатуры
аккомпанемента;
14 - переключатели регистров
мелодии и аккомпанемента
Устройство аккордеона:
Аккордеон
Правая
клавиатура
Регистры
Мех
Левая
Левая
клавиатура
клавиатура
Использование
Использование
множества
множества
регистров
регистров
,
,
позволяющих
позволяющих
менять и
менять и
комбинировать
комбинировать
октавы
октавы
исполняемых
исполняемых
мелодий, даёт
мелодий, даёт
возможность
возможность
моделировать
моделировать
множество других
множество других
инструментов и тем
инструментов и тем
самым фактически
самым фактически
заменить их
заменить их
звучание.
звучание.
Фортепианная
Фортепианная
клавиатура
клавиатура
несколько ограничивает
несколько ограничивает
возможность игры правой
возможность игры правой
рукой. Шире возможности
рукой. Шире возможности
исполнителя при игре на
исполнителя при игре на
кнопочном аккордеоне.
кнопочном аккордеоне.
Меньший размер
Меньший размер
клавиш
клавиш
по сравнению с
по сравнению с
фортепиано даёт
фортепиано даёт
возможность исполнять
возможность исполнять
большие интервалы.
большие интервалы.
Разжим меха
Разжим меха
- должен быть
- должен быть
плавным, равномерным,
плавным, равномерным,
без резких толчков. Мех не
без резких толчков. Мех не
следует разжимать до
следует разжимать до
конца. При разжиме верхняя
конца. При разжиме верхняя
часть меха более
часть меха более
раздвинута (1), а нижняя -
раздвинута (1), а нижняя -
менее (2): образуется линия
менее (2): образуется линия
в виде дуги.
в виде дуги.
Сжим меха
Сжим меха
- должен быть
- должен быть
равномерным и медленным.
равномерным и медленным.
Мех сжимается до конца.
Мех сжимается до конца.
Смена движения меха, от
Смена движения меха, от
разжима к сжиму и наоборот,
разжима к сжиму и наоборот,
должна происходить
должна происходить
незаметно в конце фразы, но
незаметно в конце фразы, но
не на звуке, который тянется
не на звуке, который тянется
(т.е. в данный момент звучит).
(т.е. в данный момент звучит).
На левой стороне
На левой стороне
аккордеона находятся
аккордеона находятся
кнопки, расположенные
кнопки, расположенные
наклонными
наклонными
поперечными рядами.
поперечными рядами.
Вся эта часть называется
Вся эта часть называется
басовой клавиатурой
басовой клавиатурой
Для записи басовых звуков
Для записи басовых звуков
существует басовый ключ,
существует басовый ключ,
или ключ «фа», который
или ключ «фа», который
изображается особым знаком (см.
изображается особым знаком (см.
рис.).
рис.).
Он указывает, что на четвертой
Он указывает, что на четвертой
линейке нотоносца записывается
линейке нотоносца записывается
нота фа
нота фа
малой октавы
малой октавы
Первые два продольных ряда от меха содержат
Первые два продольных ряда от меха содержат
основные басовые звуки.
основные басовые звуки.
На этих рядах играют мелодическую линию
На этих рядах играют мелодическую линию
в левой клавиатуре.
в левой клавиатуре.
Второй ряд, считая от меха, называется основным.
Второй ряд, считая от меха, называется основным.
Правая рука должна быть
Правая рука должна быть
освобождена от напряжения.
освобождена от напряжения.
Предплечье отделено от корпуса
Предплечье отделено от корпуса
тела, а локоть не отводится
тела, а локоть не отводится
вперед или назад.
вперед или назад.
Кисть совсем расслабленная,
Кисть совсем расслабленная,
свободная.
свободная.
Многие начинающие стараются
Многие начинающие стараются
зажать руку и пальцы, будто у них
зажать руку и пальцы, будто у них
что-либо отбирают.
что-либо отбирают.
Не будьте "жадными", расслабьтесь...
Не будьте "жадными", расслабьтесь...
Палец, нажимающий клавишу,
Палец, нажимающий клавишу,
закруглен и касается клавиши
закруглен и касается клавиши
"подушечкой".
"подушечкой".
Недопустимо, чтобы пальцы лежали
Недопустимо, чтобы пальцы лежали
на клавишах
на клавишах
или касались их ногтями.
или касались их ногтями.
Как играть на аккордеоне?
При игре на аккордеоне сидя или стоя, корпус исполнителя должен быть
При игре на аккордеоне сидя или стоя, корпус исполнителя должен быть
выпрямлен.
выпрямлен.
Не следует наклоняться вперед, в бок или откидываться назад. Мех и левая
Не следует наклоняться вперед, в бок или откидываться назад. Мех и левая
половина корпуса
половина корпуса
двигаются свободно.
двигаются свободно.
Мех не должен тереться о ремень или о другие, мешающие движению
Мех не должен тереться о ремень или о другие, мешающие движению
предметы.
предметы.
Верх аккордеона находится на уровне плеча.
Верх аккордеона находится на уровне плеча.
Аккордеоны
Аккордеоны
закрепляются при
закрепляются при
помощи ремней так,
помощи ремней так,
чтобы нижняя часть
чтобы нижняя часть
клавиатуры правой
клавиатуры правой
стороны упиралась в
стороны упиралась в
колени, а задняя
колени, а задняя
сторона плотно
сторона плотно
прилегала к грудной
прилегала к грудной
клетке.
клетке.
Валерий Ковтун
Валерий Ковтун
Юрий Дранга
Юрий Дранга
Пётр Дранга
Пётр Дранга
Роман Бажилин
Роман Бажилин
Ян Табачник
Ян Табачник
Сергей Осокин
Сергей Осокин
Сергей Щураков
Сергей Щураков
Роман Мамаев
Роман Мамаев
Юрий Пешков
Юрий Пешков
Александр Попов
Александр Попов
•
Ян Тьерсен
Ян Тьерсен
•
Альберт Фоссен
Альберт Фоссен
•
Пьетро Фроссини
Пьетро Фроссини
•
Похьонен, Киммо
Похьонен, Киммо
•
Теодоро Анцелотти
Теодоро Анцелотти
•
Штефан Хуссонг
Штефан Хуссонг
•
Кейко Харада
Кейко Харада
•
Трио Accordeon Tribe
Трио Accordeon Tribe
•
Nino Portelli
Nino Portelli
•
Gus Viseur
Gus Viseur
•
Hector Delfosse
Hector Delfosse
•
Andre Verchuren
Andre Verchuren
•
Motion trio
Motion trio
Советские и российские:
Зарубежные:
Известные исполнители на аккордеоне
Пётр Дранга
родился в семье музыкантов.
Его отец -
Юрий Петрович Дранга,
профессор Гнесинской
музыкальной академии,
народный артист России.
Именно под влиянием отца-
аккордеониста, Пётр начал
заниматься аккордеоном.
Александр Попов
Лауреат Международных
конкурсов в Италии и
Германии.
Александр – выпускник
Соликамской
музыкальной школы №2,
затем он учился в
Березниковском
музыкальном училище, а
потом в Пермском
институте искусств и
культуры, где сейчас уже
сам преподает.
Фото с концерта в родной школе
в декабре 2011 года.
французский мультиинструменталист, композитор-минималист
и дирижер. Играет на различных инструментах. Среди них
скрипка, фортепиано, аккордеон, акустическая и электрогитара,
виолончель, карильон, клавесин, мелодическая гармоника,
вибрафон, мандолина, банджо и др.
В своих произведениях в качестве главных инструментов чаще
всего использует фортепиано или аккордеон.
Ян Тьерсен
Видовым инструментом по
отношению к аккордеону
можно было бы считать
такую малютку,
как концертина.
Она появилась на свет
одновременно
с аккордеоном, в 1929 году,
но совершенно независимо
от него.
Её создателем считается
английский ученый Чарльз
Уитстоун.
Несмотря на это, современная
версия инструмента называется,
как это ни странно,
итальянская концертина.
Она является маленьким
язычковым пневматическим
органом, в котором воздух
приводится в движение мехом.
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!