Авторы: Гура Татьяна Васильевна, Александр Иванович Флянтиков
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО УДШИ
Населённый пункт: Тульская область, г. Узловая, ул. Горняцкая, д.1
Наименование материала: реферат
Тема: «Сценическое волнение музыканта – исполнителя в классе аккордеона»
Раздел: дополнительное образование
«Сценическое волнение музыканта – исполнителя в классе
аккордеона»
Преподаватель по классу баяна, аккордеона Гура Татьяна Васильевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Узловская детская школа искусств.
Кто может стать профессиональным музыкантом? Несомненно, тот, кто
не только талантлив, но трудолюбив. Как свидетельствует практика, те
учащиеся, кто избирает музыку как специальность, выделяются из массы
детей. Но кто же знает, сколько из них станет настоящими артистами и когда?
При
подготовке
профессионального
музыканта
задача,
стоящая
перед
преподавателем сложная и многосторонняя.
Работа музыканта над произведением направлена на то, чтобы оно
зазвучало в концертном исполнении. На это, как известно, ориентирована и
педагогика и методика. Публичное выступление учащегося венчает не
только его большую и кропотливую работу, но и работу преподавателя.
Конечно, все не могут заниматься концертно - исполнительской
деятельностью. Подавляющее большинство преподавателей аккордеонистов
занято педагогической деятельностью.
Овладение исполнительским мастерством требует от аккордеониста
серьёзной, вдумчивой работы над множеством компонентов. Одна из них
носит особый характер. Это излишнее волнение, вынуждающее иных,
поистине талантливых музыкантов, отказаться от концертных выступлений
и искать себя в других видах музыкально - художественной деятельности. На
эстраде остаётся тот, кто силой своего таланта преодолел ощущение
панического страха перед слушателями.
Этот род сценического волнения, приводящий нередко к потере
самообладания, с давних пор был предметом исследований педагогов и
психологов. Уже тогда утверждали, что в задачи профессионального
музыкального обучения должны входить формирование таких качеств
исполнителя, как культура внимания, воля и сила характера, высокая
этичность.
Рассматривались
вопросы
исполнительской
деятельности
музыканта в педагогически - психологическом плане.
На современном уровне развития исполнительства были получены
интересные
данные
о
возможностях
использования
достижений
современной
психологии
в
целях
оптимизации
состояния
психики
музыканта на сцене.
Установлено,
какое
важное
значение
приобретает
тренировка
эмоционального
состояния,
регулируемая
самим
исполнителем.
Она
включает ряд приёмов, основанных на выполнении физических дыхательных
и
других
упражнений
на
расслабление
или
напряжение
мышц,
на
использовании слова в качестве стимулятора функций организма, фиксации
внимания
на
положительных
эмоциях
и
отвлечения
внимания
отрицательных, а также приёмов, основанных на закреплении успешных
результатов тренировок, превращении их в привычки, в обычное состояние
музыканта - исполнителя на сцене.
Недооценка теоретического анализа своих практических действий
оборачивается плохими результатами именно в плане исполнительства.
Из своей педагогической практики я знаю, что почти все учащиеся
ощущают эти отрицательные эмоции во время выступления на концерте.
Лёгкое
волнение
преодолевается
самим
исполнителем
и
постепенно
исчезает. Однако бывает, что способный учащийся играет в классе хорошо, а
на сцене совершенно перестаёт владеть собой. Педагоги по разному
относятся к этому явлению. Одни отрицают эту закономерность и считают,
что это либо симуляция, либо такие «мелочи», о которых и говорить не
стоит. По мнению других, эстрадное волнение присуще всем, и поэтому в
процессе работы ликвидируется само собой. Третьи придают этому
преувеличенное значение и считают своим долгом всё время успокаивать и
напутствовать учащегося. Буквально в последнюю минуту, уже выходя на
сцену, учащийся слышит голос такого преподавателя «не волнуйся», «там-то
и там-то не забудь сделать то-то и то-то». А в результате учащийся не может
сделать даже то, что хорошо выучено.
Конечно, не правы ни первые, ни вторые, ни третьи. Эту проблему
нельзя сбрасывать со счетов, но и стоять «над душой» учащегося перед
самым выходом на сцену не стоит.
Среди педагогов бытует мнение, что если пьеса выучена хорошо, твёрдо,
то никакого волнения не будет. Однако жизнь доказывает, что такое
утверждение ошибочно.
Некоторые учащиеся хорошо и добросовестно работающие в классе на
сцене совершенно теряются. В действительности преподаватель должен
приучить учащегося к сцене, как приучает к инструменту.
Преподавателям детских музыкальных школ не следует забывать о том,
что в детском возрасте наиболее полно формируются все качества,
составляющие впоследствии личность музыканта. Известно, что ребёнок
исполнитель во время публичного выступления волнуется, как правило,
гораздо меньше, чем участник концерта постарше, у которого сильнее
напряжение, которое может перерасти в нервозность и панику перед
выходом на сцену и во время выступления.
Психика ребёнка направлена в основном на выражение положительных
эмоций.
Это
серьёзная
предпосылка
для
формирования
глубокой,
постоянной удовлетворённости от собственной игры на аккордеоне, от
общения с музыкой и выступления на концерте.
Необходимо
помнить,
что
у
преподавателя
любого
участка
художественного воспитания есть один надёжный помощник, это сама
природа
ребёнка.
Никогда
взрослого
человека
так
глубоко
и
непосредственно не волнует красота какой-то вещи, как в детстве.
Никакому другому возрасту не свойственны та пылкая безграничная
фантазия, та яркая и горячая восприимчивость к эмоциям, которыми
обладает ребёнок.
Уроки должны приносить радость учащимся. Это относится и к
домашним занятиям. Работая с желанием, учащийся может рассчитывать на
успешное
развитие
своих
способностей.
Нужно
любить
и
хотеть
музицировать, иначе обучение не оправдает своего назначения.
Опытный преподаватель никогда не станет перегружать своих учащихся
многочисленными и сложными занятиями, которые лишь утомляют и ведут
к потере желания работать.
Само по себе обучение игре на инструменте уже предъявляет достаточно
требований к нервной системе учащихся. Игра наизусть, многочисленные
репетиции, прослушивания и публичные выступления подвергают учащихся
известному нервному напряжению. Это многогранное напряжение должно
постоянно
компенсироваться
радостью
игры,
возможностью
самовыражения за инструментом.
Только внимательное ведение учащегося с понятным преподнесением
учебного материала, использованием сравнений и конкретных примеров, с
поощрением, с исправлением ошибок терпеливыми объяснениями даёт
хорошие результаты.
Для этого, разумеется, недостаточно быть хорошим преподавателем по
специальности. Надо быть и хорошим психологом, знать возрастные
особенность каждого из своих учащихся.
Естественно, основой нормального процесса формирования исполнителя
является наличие музыкальных способностей. В музыкальных школах
обучаются дети с различными музыкальными данными, недостаточными в
ряде случаев для профессионального обучения. Основная задача школы —
общее музыкальное образование. Профессиональное обучение - лишь вторая
задача. И она может быть поставлена только перед частью учащихся.
Исследование преподавателем детской музыкальной школы природных
музыкальных задатков в начальной стадии обучения и развитие творческих
способностей впоследствии — одна из наиболее актуальных задач, стоящих
перед ним. На первоначальной стадии обучения в музыкальной школе на
каждом занятии в работе преподавателя должен присутствовать вопрос: «К
какой
деятельности
я
готовлю
учащегося?»,
чтобы
предопределить
правильность отбора методов и средств воздействия на учащегося.
Во всяком случае, и преподаватель - аккордеонист и его учащийся
должны быть твёрдо убеждены в том, что для любого вида деятельности
непременным
условием
является
отличное
владение
инструментом,
немыслимое без решения широкого комплекса задач от профессионального
овладения техникой игры на аккордеоне до глубокого интеллектуального
постижения логики музыкального развития исполняемого произведения.
Ощутить себя артистом в процессе обучения игре на инструменте должен
каждый, независимо от того, кем он станет в будущем. Другими словами,
воспитывать эстрадные навыки надо в такой же последовательности, в какой
работают с учащимся над преодолением всех других трудностей. Начинать с
небольшого и несложного и постепенно переходить к большому и сложному.
Вначале следует научить ребёнка максимально сосредотачиваться на
исполнении отдельной фразы, полностью постичь её содержание, а затем
точно
так
же
работать
над
более
крупными
элементами
форм,
предложением, периодом, над целым произведением.
Для формирования
положительных сценических
эмоций главным
фактором является равномерное развитие всех профессиональных навыков.
Недостаточное владение каким - либо из них и приводит исполнителя к
неуверенности, волнению, к потере самообладания на сцене. Большинство
преподавателей осознают это и уделяют много сил и времени работе в
данном направлении. Но некоторые из них стремятся лишь к техническому
совершенству в узком направлении: добиваются беглости пальцев, точности
выполнения скачков, свободного исполнения различных фактур и т.д.,
обращая меньше внимания на привитие навыков чтения нот с листа,
развитие слухового контроля и музыкальной памяти, умения самостоятельно
разбираться в содержании, форме, стиле произведения, на приобретение
навыков полифонического мышления.
А ведь все эти профессиональные навыки имеют непосредственное
отношение к исполнительству и существенно влияют на сценическое
самочувствие музыканта.
Для формирования положительного состояния психики учащегося перед
выступлением, преподавателю необходимо создать и закрепить твёрдую
уверенность в правильной трактовке пьесы. Учащийся должен быть уверен,
что исполнить надо именно так, как говорил преподаватель на уроке.
В практике работы можно наблюдать такую картину: во время сдачи
экзамена образуется группа ожидающих у выхода. Все они нервничают,
повторяют недоученные пьесы или фрагменты. И вот один из учащихся
обнаруживает, что его товарищу предстоит сыграть то же произведение, что
и ему, но в другом темпе, с другими динамическими оттенками, штрихами и
т.д. У неуверенного тут же возникает вопрос: «Прав ли я?» и появляется
желание позаимствовать из услышанного что-то в последний момент.
Нетрудно представить, как всё это скажется на качестве исполнения и на
самочувствии учащегося. Лишь твёрдая убеждённость в своей правоте,
верности своей интерпретации даёт учащемуся уверенность исполнения на
концерте.
Ещё одна сторона проблемы отсутствия положительного сценического
самочувствия — это правильная оценка педагога творческих возможностей
своего учащегося. Недооценка приведёт к тому, что учащемуся неинтересно
выступать, а переоценка тоже отрицательно сказывается, так как завышенная
программа
обречена
на
неудачу.
Чтобы
выработать
устойчивое
положительное самочувствие на сцене, важно не только правильно
подготовить учащегося к выступлению, но и грамотно оценить его
выступление.
Послеконцертная оценка исполнения приобретает особую важность
именно в период первоначального обучения игре на инструменте. И дело не
только в том, чтобы способного «недохвалить», стремясь возбудить в нём
потребность в успехе, или «перехвалить» слабого, пытаясь успокоить его
после неудачного выступления. В любом случае оценка должна быть
объективной, тактичной по форме и гибкой с учётом индивидуальных
особенностей восприятия её учащимся.
Чтобы научиться держаться на сцене, нужно как можно чаще выступать,
чаще создавать в классе концертную обстановку, призывать и родителей к
созданию такой обстановки дома.
Учащихся с детства необходимо приучать к восприятию любых
концертных выступлений перед аудиторией, как торжественный момент
своей жизни. Как бы ни был мал ученик, как бы ни были скромны его
успехи, ему надо рекомендовать день концерта проводить в режиме
исполнителя, готовясь к вечернему выступлению. Стараться убрать из его
жизни всё обыденное, заставлять учащегося внутренне сосредоточиться.
Дети по-разному развиваются, по-разному в различные периоды жизни
относятся к игре на концертах. Часто бывает, что совсем готовый к
концертному выступлению или экзамену учащийся, вдруг под влиянием
страха отказывается играть. В таких случаях лучше не настаивать и не
уговаривать его, а как бы согласиться с ним, сказав, что он может считать
себя свободным и ехать домой - выступление его будет перенесено.
Обычно
такой
совет
•
преподавателя
заставляет
учащегося,
предоставленного самому себе, принять здравое решение, исчезает излишняя
нервозность, взвинченность, и овладев собой, учащийся идёт на сцену. Получив
возможность
распоряжаться
собой,
он
обычно
действует
с
большой
ответственностью.
После таких переживаний, которые, как правило, заканчиваются удачным
выступлением,
учащийся
взрослеет,
становясь
внутренне
более
самостоятельным.
Современный аккордеон сложный инструмент, с двумя клавиатурами, с
двояким воздействием исполнителя на качество звука (меховое и туше),
обладающий значительным весом и габаритами — всё это требует
предельной
координации
движений
исполнительского
аппарата
аккордеониста в целом. Не разрозненности рук, пальцев, корпуса, а именно
целостного,
органичного
функционирования
его
(аппарата)
в
самом
широком значении понятия.
Аккордеонист
на
сцене,
как
правило,
подвержен
воздействию
отрицательных факторов в большей степени, чем музыкант любой другой
специализации, например, пианист или скрипач, которые имеют традиции
исполнительства, педагогики, закреплённые теорией. А аккордеонная теория
исполнительства ещё очень молода, но так или иначе, а сценические навыки
необходимо неразрывно связывать с содержанием музыки, подчинить
привитие тех или иных профессиональных умений и навыков осмысленно к
раскрытию содержания музыкального произведения.
Литература:
1. Коган Г. У врат мастерства. М.: Советский композитор, 1969.
2. Музыкальное исполнительство и современность. Сборник статей /
рецензент Г.М. Цыпин. М.: Музыка, 1988.
3. Мухина В. Возрастная психология. Феноменология развития. М.:
Академия, 2006.
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепьянной игры. М.: Музыка, 1958.
5. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. СПб: Союз художников,
2007. 6. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов. М.: Советский
композитор, 1986.