Напоминание

Музыкальное путешествие


Автор: Коротаева Ольга Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО «ОДШИ им.Д.Б.Кабалевского»
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: Сценарий концерта класса фортепиано
Тема: Музыкальное путешествие
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Орловская детская школа искусств

им. Д.Б. Кабалевского».

Сценарий фортепианного концерта класса

учащихся Коротаевой О.И.

«

Музыкальное путешествие»

Автор: Коротаева Ольга Ивановна

Преподаватель по классу фортепиано

МБУДО «ОДШИ им. Д. Б. Кабалевского» город Орел

Выполнила: Коротаева Ольга Ивановна

Преподаватель высшей квалификационной категории

Декабрь 2023

Пояснительная записка

Концерт предназначен для учащихся фортепианного класса, их родителей и приглашенных.

Участие в концертах является одним из любимых видов деятельности обучающихся в ДШИ,

предоставляющей любому ученику возможность творческого самовыражения и профессионального

роста. При этом, обучающийся должен обладать необходимыми качествами, характерными для

исполнителя, такими как музыкальность, целеустремленность, творческое мышление, сценическая

выдержка, артистизм.

Цель концерта:

Расширить музыкальный кругозор.

Научить слушать себя и других.

Уметь проанализировать свою игру и игру друзей.

Подготовительный текст составлен на основе материалов, собранных самими исполнителями.

Концерт является эффективной формой практической деятельности, направленной на развитие

творческого потенциала личности и формирования ключевых компетенций начинающего музыканта.

Исполнение сольной программы приведет и к росту мотивации учащихся в обучение игре на

фортепиано, а это является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической

деятельности.

Сценарий концерта учащихся класса

Коротаевой О.И.

Ведущая-преподаватель: Коротаева Ольга Ивановна

Добрый вечер, дорогие наши мамы и папы, дедушки и бабушки, братики и сестрички.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в незабываемое музыкальное путешествие, в котором мы

побываем в разных странах, встретимся с интересными композиторами, познакомимся с

разнообразными произведениями.

Отправляемся в путь. И покинуть пределы России нам поможет ...ну конечно же веселая песня.

Песню «Голубой вагон» исполняет преподаватель Коротаева О.И.

Голоктионов Марк и Звонарев Егор, ученики 1 класса изображают движение колес руками и

переступают в такт. В припеве хлопают ритм.

В этот вагон спешит Вика Савенкова со своим щенком.

1.

Савенкова Вика – ученица 1 класса исполняет:

Берлин. Веселый щенок.

Хорошо поется под стук колес-

Дэвис. Частушка – исполняет Савенкова Вика – ученица 1класса.

Начинаем наше путешествие: Германия конец 17-начало 18 века, где проживает один из

величайших музыкальных гениев всех времен и народов.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист, скрипач и дирижер.

Бах родился в музыкальной семье и начал свою музыкальную карьеру как органист. Он был известен

своими виртуозными навыками игры на органе и был приглашен работать в различных церквях и

дворцах.

Бах был также известен своими композициями, которые охватывают широкий спектр жанров,

включая органную, хоровую музыку, концерты для клавесина и скрипки, и многое другое. Его

музыка отличается глубоким содержанием, сложной гармонией и виртуозными техниками.

Бах оказал большое влияние на музыкальное развитие и стиль в последующие века. Его

творчество стало отправной точкой для многих композиторов, включая Моцарта, Бетховена и

Чайковского. Его музыка до сих пор исполняется и пользуется популярностью во всем мире.

Дорогие зрители! Нас уже ждут на балу при дворе французской королевы! Все выучили движения

старинного танца «менуэт»? Если нет, то обязательно выучите, ведь этот танец танцевали в 18 веке

не только во Франции, но и впоследствии по всей Европе.

2. Свиридова Маша расскажет нам об этом танце.

Период, в котором была создана музыкальная композиция Менуэт Баха соль мажор, называется

Барокко. В этот период царило интересное сочетание разных культурных традиций, а именно:

античности, средневековья и эпохи Возрождения. В композициях того времени использовались

только те инструменты, которые были доступны в Барокко: скрипка, альт, виолончель, флейта,

клавир.

Бах. Менуэт-исполняет Свиридова Маша, ученица 2 класса.

Мы в Германии18 века.

3. Рассказывает Степанов Кирилл:

Иоганн Филипп Кирнбергер (1721-1783) – немецкий композитор, младший современник и ученик

великого И. С. Баха. Музыкант оставил внушительное теоретическое и композиторское наследие.

Кирнбергер. Прелюдия- исполняет Степанов Кирилл, ученик 8 класса.

Едем в Вену, музыкальную столицу Европы 18 века, где собрались венские классики: Моцарт,

Гайдн, Бетховен, попадаем на концерт клавирной музыки. Но мы услышим только Менуэт Моцарта.

4. А сейчас Бурыкина Света расскажет о Менуэте Моцарта.

Моцарт начал писать танцы, когда ему было пять лет; см. Когда Моцарту было 12 лет, его

отец сообщил, что Вольфганг сочинил "много менуэтов для всех типов инструментов". В Вене

Моцарт был назначен композитором при императоре . При этой должности он сочинял танцы для

балов Императорского дворца. А балы проводились каждое воскресенье в течение сезона карнавала.

Моцарт. Менуэт-исполняет Бурыкина Света, ученица 2 класса

5. Рассказывает Ингман Лиля:

Вольфганг Амадей Моцарт– «Моцарт- это молодость музыки, вечно юный родник, несущий

человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии» так сказал Д. Шостакович.

У Амадея был легкий характер, он умел вовремя и остроумно пошутить, трепетно относился к

дружбе. Композитор был ярким поклонником светских мероприятий, частым гостем на балах и

маскарадах. Он был великолепным танцором, особенно ему удавался менуэт.

Великий австрийский композитор, дирижер, представитель Венской классической школы музыки.

За свою весьма краткую жизнь написал более 600 музыкальных произведений, первые из которых

были написаны в раннем детстве.

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в

городе Зальцбург в музыкальной семье.

В биографии Моцарта важно отметить, что музыкальный талант великого композитора был

обнаружен еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году

семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Вольфанга и его сестры. Затем во время

путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей

удивительной красотой. В клавирном творчестве Моцарта (сонаты, вариации, фантазии, рондо)

особенно выделяются сонаты. Впечатляет многогранность образного мира сонат, отражение в них

широкого круга жизненных явлений. В сонатах Моцарта ощутимо влияние его оперной эстетики и

индивидуализация образов, характеров, передача динамики ситуации, психологических состояний.

Всего Моцарт создал 19 клавирных сонат.

Моцарт Соната си бемоль мажор 3 часть- исполняет Ингман Лиля, ученица 8 класса.

А теперь в Германию, эпоху классицизма.

Людвиг ван Бетховен – всемирно известный пианист и композитор, написавший десятки

выдающихся музыкальных произведений. Интересен тот факт, что к 40 годам он полностью потерял

слух, но несмотря на это сумел создать одни из самых волнующих произведений всех времен. Что

мы еще знаем о жизни этого талантливого человека?

6. Расскажет Самойлов Лев, ученик 4 класса:

Зимой 1770 года в бедном квартале Бонна родился Людвиг Ван Бетховен.

Дед и отец мальчика отличаются певческим талантом, поэтому работают в придворной капелле. У

Людвига в раннем возрасте проявились музыкальные способности, что сразу заметил отец. Завидуя

славе и таланту Амадея Моцарта, имя которого уже гремит в Европе, решил воспитать из

собственного ребенка похожего гения. Он заставлял ребенка практиковаться в буквальном смысле и

днем, и ночью. В 1783 в возрасте 12 лет была опубликована первая официальная композиция

Людвига – набор из 9 вариаций для фортепиано. Примечательно, что композиции написаны в

тональности до минор, что было необычно для того времени. Кроме того, композиции, придуманные

маленьким мальчиком, были очень трудны для исполнения.

С 1790 по 1792 год он написал немало достойных работ, но ни одна из них не была опубликована

в то время. К ним относится соната, которая сейчас прозвучит, ее 1ая часть.

Бетховен. Соната До мажор 1 часть- исполняет Самойлов Лев.

Вена конца 18-начало 19 века.

7. Рассказывает Степанов Кирилл:

Франц Пе

́

тер Шу

́

берт — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в

музыке, Произведения Шуберта входят в число самых известных

образцов музыки периода романтизма.

Сегодня у нас присутствует, преподаватель по классу флейты Алексей Алексеевич. Он сыграет

Вальс Шуберта. Аккомпанирует Степанов Кирилл, ученик 8 класса.

А теперь Дания, Австрия, Германия. Стран много, а композитор один:

Людвиг Шитте.

8. Рассказывает Степанов Кирилл :

Людвиг Шитте-датский композитор –романтик и пианист. Жил в Веймаре, Вене, Берлине

Творческое наследие композитора обширно и разнообразно, однако наибольшей популярностью и

любовью пользовались его лёгкие пьесы для фортепиано, широко использовавшиеся в репертуаре

музыкальных школ, особенно сборник упражнений «Школа высшего фортепианного мастерства».

Шитте. Этюд- исполняет Степанов Кирилл, ученик 8 класса.

Германия 19 век – очень популярен жанр этюда.

9.Рассказывает Ингман Лиля:

Этюд, музыкальная инструментальная пьеса, основанная на каком-либо исполнительском приёме

и предназначенная для развития техники игры. Первоначально этюды создавались исключительно с

учебной целью.

Путь к вершинам исполнительского мастерства долгий и трудный. Он начинается в детстве с

небольших упражнений, легких пьес. Постепенно шаг за шагом растет мастерство, а овладевать

исполнительской техникой помогают этюды. Техника исполнительская – это владение различными

приемами игры на музыкальных инструментах. Фортепианная техника очень разнообразна: гаммы,

арпеджио, октавы, аккорды, хроматизмы… На каждый вид техники есть этюды, которые учат,

развивают ловкость, беглость пальцев. Конечно, они делают это не сами по себе, а под руководством

педагога и при активном участии самих учеников. Этюды подразделяются на инструктивные,

характеристичные и концертно-художественные.

Фридрих Бургмюллер- немецкий пианист и композитор-романтик. Он, пожалуй, наиболее

известен своими тремя сборниками этюдов для фортепиано.

Бургмюллер. Этюд- исполняет Ингман Лиля

Италия 19 век.

10. Рассказывает Ингман Лиля:

В музыке и словах песни «Санта Лючия» чувствуется итальянский колорит, что достигается при

помощи средств, присущих традиционному жанру этой страны – баркароле. Эта песня лодочников,

которые предлагали прокатиться по Неаполитанскому заливу. Покачивающиеся ритмические

фигуры передают мерное движение лодки на воде. В тексте описывается красота залива, лунное

сияние и волшебство ночного катания на лодке.

11. Итальянская нар. песня. Санта-Лючия- исполняют Алексей Алексеевич(флейта) и Ингман

Лиля, ученица 8 класса

А сейчас небольшая переменка.

Только «да» и только «нет» - дайте правильный ответ!

Но только помните, что не всегда ответ в рифму бывает правильным.

Готовы?—

Дед Мороз —весёлый дед?.. (да)

—В чёрной саже борода?.. (нет)

—В шубу красную одет?.. (да)

—Спит под ёлкой он всегда?.. (нет)

—Ёлка пляшет без труда?.. (нет)

—Вместо веток –провода?.. (нет)

—Всем подарки дарит дед?.. (да)

—Много у него конфет?.. (да)

—Внучка у него —Яга,

Краснощёка, молода?.. (нет)

—Вместо звёздочки у ёлки

Наверху сковорода?.. (нет)

—Новогодние игрушки —

Очень вкусная еда?.. (нет)

Самой нарядной является ёлка. А сейчас мы проверим, знаете ли вы, чем её наряжают? Я буду

называть предметы, если вы согласны, говорите -да, если нет–нет.

Разноцветные хлопушки?

Одеяла и подушки?

Мармеладки, шоколадки?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Плюшевые мишки?

Буквари и книжки?

Бусы разноцветные?

А гирлянды светлые?

Снег из ваты белой?

Ранцы и портфели?

Туфли и сапожки?

Чашки, вилки, ложки?

Конфеты блестящие?

Тигры настоящие?

Шишки золотистые?

Звёздочки лучистые?-

Молодцы! Отвечали дружно и правильно!

А сейчас Россия 19 века.

Пётр Ильич Чайковский. Родился в 1840 году в Воткинске, - умер в 1893 году в Санкт-Петербурге.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в

том числе десяти опер и трёх балетов

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела. Пока семья жила

в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни. Петя с детства

слышал народные песни и песни, которые напевала ему няня- француженка.

Продолжает рассказ Свиридова Маша:

Видимо, она напевала ему такую песню:

Принцесса у окна весь день сидит одна,

Качает головой и смотрит вдаль с тоской.

Пред ней синеет лес, а в нём полно чудес,

И злая фея в нём живёт, принцессу стережёт.

«Где же ты, рыцарь на белом коне,

Когда же ты сможешь приехать ко мне?

Ты вызволишь меня, посадишь на коня,

И увезёшь с собой отсюда навсегда».

12. Чайковский. Старинная французская песня- исполняет Свиридова Маша, ученица 2 класса.

А сейчас едем в Россию 20 века.

Советские композиторы:

Николай Петрович Раков 1908, Калуга —1990, Москва) — советский композитор, профессор

Московской консерватории, Народный артист СССР.

Николай Петрович был веселым общительным человеком, которого очень любили дети.

Композитор много музицировал вместе с детьми, написал немало учебных пьес для музыкальных

школ. Приобщал ребят к музыке, воспитывая в них культурных музыкантов и слушателей.

13. Рассказывает Самойлов Лев, ученик 4 класса:

Тарантелла (tarantella) — известнейший итальянский танец, ставший настоящим символом страны

и итальянской нации. Покорил композитора, и он написал свою Тарантеллу.

Этот яркий и живой танец окутан вековыми легендами и мифами, так или иначе связанными с

ядовитыми пауками-тарантулами. Легенда гласит, что в 14-15 веках в южных областях Италии близ

города Таранто тарантулы расплодились и искусали женщин. Покусаны были, разумеется, только

простолюдинки, работавшие в поле. Музыканты окружали женщину и играли музыку в быстром

темпе, заставляя больную танцевать.

На помощь спешили те, кто оказался рядом. Так танец стал парным и групповым.

Тарантелла понравилась и благородным синьорам. В 17 веке тарантеллу стали танцевать даже на

балах.

Исполняют тарантеллу на различных музыкальных инструментах – мандолине, аккордеоне,

гитаре, но всегда непременно под аккомпанемент тамбурина и кастаньет .

Раков. Тарантелла- исполняет Самойлов Лев, ученик 4 класса.

14. Рассказывает Степанов Кирилл, ученик 8 класса:

Наталья Владимировна Бакланова (1897–1980) – российская профессиональная скрипачка и

композитор. Жила Москве. Долгие годы она играла в оркестре Художественного театра и жила

неподалеку на улице Немировича-Данченко.

Бакланова. Романс- исполняют Алексей Алексеевич ( флейта) и Степанов Кирилл, ученик 8

класса.

Едем в Москву.

15. Рассказывает Ингман Лиля:

Ара

́

м Ильи

́

ч Хачатуря

́

н армянский советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-

общественный деятель.

Некоторые исследователи характеризуют его как одного из столпов армянской и советской

композиторской школы. Автор трёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, произведений

вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и

театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944).

Хачатурян. Андантино- исполняют Алексей Алексеевич (флейта) и Ингман Лиля, ученица 8

класса.

И приезжаем в Санкт-Петербург 21 век.

16. Рассказывает Бурыкина Света:

Юрий Литовко – современный петербургский композитор, автор вокальных песен,

инструментальной музыки для детей.

Литовко. Пьеса-исполняет Бурыкина Света, ученица 2 класса.

Его знают ученики музыкальных школ в России, Белоруссии, Казахстане, Литвы, Швейцарии,

Канады, Норвегии, Германии, США и других странах. Он сочиняет музыку в основном для

фортепиано уже несколько десятков лет, его нотные сборники до сих пор издают и переиздают. С

отличием окончил Ленинградскую консерваторию, лауреат Международных конкурсов, член Союза

композиторов России, но остался творить в родном Великом Новгороде. Я говорю о Владимире

Коровицыне.

17. Коровицын. Экспромт в манере Шопена-исполняет преподаватель Коротаева О.И.

18. И постепенно мы приближаемся к Новому году, наше путешествие подходит к концу.

«Jingle Bells» — одна из наиболее известных песен США.

Изначально была написана Джеймсом Лордом Пьерпонтом в 1857 году ко Дню благодарения, но

с течением времени стала восприниматься как рождественская. Сейчас ее поют во всем мире.

«Jingle Bells» - исполняют Бурыкина Света и Свиридова Маша, ученицы 2 класса.

Нам пора прощаться. До новых встреч!



В раздел образования