Автор: Хасанова Людмила Ринатовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДХШ
Населённый пункт: город Тында,Амурская область
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: Колорит и настроение в пейзаже
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Детская художественная школа г.Тынды
План конспект открытого урока
«Колорит и настроение в пейзаже»
Хасанова Людмила Ринатовна
преподаватель
высшей квалификации
г. Тында 2023 г
План-конспект открытого урока
«Колорит и настроение в пейзаже»
Класс: 2
Предмет: «Станковая композиция»
Тема урока: Колорит и настроение в пейзаже.
Цель: Расширить знания учащихся о жанре пейзажа, показать роль
колорита в пейзаже, развить навыки передачи различных эмоциональных
оттенков пейзажа .
Задачи: Изучить понятие «Колорит» и его влияние на эмоциональную
окраску пейзажа, выполнить пейзаж с передачей весеннего состояния и
настроения природы , отрабатывать навык работы гуашью.
- образовательные: учить подмечать изменчивость состояния природы в
зависимости от освещения и в разных ее состояниях: утром, вечером, в
полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., познакомить с
разнообразием пейзажных сюжетов; углубить представления детей о
возможностях цвета; учить детей смело выражать чувства изобразительными
средствами.
- развивающие: развивать художественную фантазию и вкус; формировать
навыки работы с художественными материалами; совершенствовать навыки
применения цвета в создании художественного образа; закрепить интерес к
работе цветом; развивать способность к творческому
самовыражению; развивать умение вести диалог; развивать ассоциативное и
образное мышление, творческое воображение;
- воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе,
формировать эстетическое отношение к произведениям искусства; укреплять
межпредметные связи (литература, музыка, мировая художественная
культура).
Тип урока: комбинированный (Изучение нового материала, закрепление и
повторение изученного материала)практическое задание.
Этапы урока
3 академических часа (120 мин)
1.Организационный момент (1 мин.)
2.Изложение нового материала (15 мин.)
3.Закрепление учебного материала (мин.)10
4.Инструктаж последовательности работы над пейзажем (5 мин.)
5.Самостоятельная работа учащихся (15 мин.)
6. Физминутка (упражнения для глаз) (4 мин.)
7. Продолжение практической работы. (70 мин.)
8. Рефлексия. Подведение итогов (10 мин.)
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- умение использовать для достижения своих творческих замыслов образный
язык изобразительного искусства,
- умение, используя художественно-выразительные средства
- умение эстетически воспринимать окружающую природу.
Познавательные:
- умение самостоятельно искать и решать художественно-творческие задачи
с целью передачи настроения в пейзаже средствами живописи;
- умение планировать свою деятельность.
Коммуникативные:
- умение пользоваться языком изобразительного искусства,
- умение высказывать свое мнение ,выслушивать мнение своих товарищей.
Регулятивные:
- умение работать по предложенной учителем последовательности
выполнения задания,
- умение обдумывать замысел, выполнять работу в материале,
- умение оценить результат своего труда.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный,
практический, репродуктивный, исследовательский (просмотр и анализ
полученных результатов, анализ выполнения задания).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (дидактическая
игра)
Межпредметные связи: рисунок, живопись, история изобразительного
искусства.
Технологии: информационно – коммуникативные технологии (фоторяд,
технологии деятельностного обучения; технологии проблемного обучения,
здоровье-сберегающие технологии.
Оборудование урока:
а) для учителя: таблицы «Цветоведение », «Тон в живописи»,
бумага формата
А4, гуашь ,кисти, палитра .простой карандаш, ластик, тряпочка или салфетка.
б) для учащихся: бумага формата А4, гуашь ,кисти,палитра .простой
карандаш, ластик, тряпочка или салфетка.
Зрительный ряд: фоторяд – репродукции картин художников, учебные
таблицы и материалы по цветоведению, цветовой круг.
Репродукции: К. Моне «Впечатление. Восход солнца», серия «Здание
Парламента в Лондоне», «Стог сена в солнечном свете. Эффект утра», «Стог
сена в Живерни», «Стога. Конец лета», И. Левитан «Золотая осень» 1895,
«Март» 1895, Хмурый день» А. Саврасов «Рожь» 1881, «Грачи прилетели»
1871.
Словарь: «Колорит», «Цветовая гамма», «Палитра художника» «Общий тон
и воздушная перспектива»
Ход урока:
1.Организационный момент (1мин.)
Здравствуйте. Начинаем наш урок. (Самооценка готовности к уроку) Перед
началом работы прошу проверить готовность: листы формата А4, гуашь
кисти,палитра, графитный карандаш, ластик,салфетки. (Эмоциональный
настрой - метод эмоционального погружения). Пришла весна солнышко греет
по весеннему все здоровы ,и готовы к уроку ,у всех прекрасное весеннее
настроение?
А начать урок я хочу строками стихотворение Михаила Пляцковского
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
- Скажите какие чувства вызывают у вас эти строки1
- радостные возвышенные, приятные, бодрые.
Вот так поэт выразил свои чувства, восхищаюсь пробуждением природы.
- Как же художник выражает свои чувства ,изображая природу во всех ее
проявлениях?
- Вот на этот вопрос мы и постараемся ответить на сегодняшнем уроке и
продолжим изучать жанров изобразительного искусства пейзаж.
2.Изложение нового материала (15 мин.)
Тема урока « Колорит и настроение в пейзаже.»
Пейзаж- это жанр изобразительного искусства, предметом изображения
является природа ,первозданная или преображенная облагороженного
человеком. Пейзаж в переводе означает местность.
Давайте вспомним, какие виды пейзажа вы знаете?
городской ,сельский ,индустриальный, морской, парковый
архитектурный или фантастический
- А по характеру ? Исторический
Героический
эпический
лирический
романтический
еще 1 вид пейзажа это пейзаж- настроение
И.ИЛевитан
Хочу вас познакомить с творчеством русского художника Исаака Ильича
Левитана. Он является основоположником такого вида пейзажа как
ПЕЙЗАЖ НАСТРОЕНИЯ. И.И Левитан всем сердцем любил природу во всех
её проявлениях. В богатом пейзажном наследии великого русского
художника импрессионизм занимает далеко не последнее место. Левитан
неоднократно подходил к решению ряда импрессионистических задач, на
которое его выводило как развитие пленэрной живописи, так и влияние
западноевропейской живописи тех лет.
Первый этап сближения с импрессионистским видением наметился у
Левитана задолго до того, как он познакомился с французской живописью.
Значительное влияние на него оказали его учитель Василий Поленов и
Константин Коровин - друг и товарищ по пейзажному классу Московского
училища живописи. Это первый выход Левитана к импрессионизму. «Первая
зелень», «Май», «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники» приходится
.на 1880-е годы. Успехи начинающего пейзажиста можно объяснить его
сильной тягой к пленэру, которая привела к созданию картин «Мостик»,
«Саввинская слобода»
Это непосредственное видение натуры нашло своё выражение в
левитановских этюдах 1883-1884 г. «Первая зелень», «Май», «Мостик». В
них художник отказался от многих традиционных приемов светотеневой
живописи, свойственных его ранним работам. Этюды пронизаны солнцем,
воздухом, свежестью. Вместе с тем, в них намечается та насыщенность
пейзажного мотива чувством, которая станет отличительной чертой
живописи Левитана, и он самостоятельно вплотную подошел к живописным
открытиям импрессионизма. Его мазок легок и свободен. Забота о передаче
света и воздуха вела к очищению палитры, звучность цвета становилась
обязательным признаком его живописи. Левитан не совсем похож на
французов, но ведь в этом «несходстве» и заключается специфика именно
русского импрессионизма.
Следующий этап в творчества Левитана связан с его поездками на Волгу в
конце 1880-х годов. Средством выражения значительности и
содержательности пейзажного образа стала у него теперь передача в картине
глубины и широты пространства. Так появились картины «После дождя»,
«Плес».
В марте 1890 г. Левитан впервые посетил Париж и познакомился с
современным французским искусством. Живопись Левитана стала
развиваться в другую сторону - создание картин со сложным содержанием.
Появились картины: «У омута», «Тихая обитель», «Над вечным покоем»,
«Владимирка», «Вечерний звон».
С 1985 г. в творчестве Левитана наступил новый период - который позволяет
говорить как о новой волне, теперь уже зрелого импрессионизма. Это
картины «Свежий ветер», «Волга», «Март», «Золотая осень», «Весна»,
«Большая вода».
Самым характерным и выразительным произведением этого времени явилась
картина «Март». Наиболее последовательно в «Марте» Левитан провел
принципы пленэра. В целом ощущение воздушности передано общей
холодноватой гаммой, хорошо выражающей ясную прозрачность холодного
мартовского воздуха. «Март» несет в себе широкий круг ассоциаций, что
делает картину своеобразной «философствующее лирикой». Тяготение к
смыслу, общая нагруженность подтекстами являются характерной чертой
всего русского искусства, в том числе и импрессионизма в его русском
варианте. При этом образная заостренность чувств приводит к тому, что этот
пейзаж читается весь сразу, как одно яркое воплощение, по словам Федерова-
Давыдова «Состояние - чувство». Все это ставит картину «Март» на особое
место в пейзажной живописи конца XIX - начала ХХ века. «Можно сказать,
что она является конечным выводом из картины А.К.Саврасова «Грачи
прилетели» (1871 г.) и что от нее идет «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря
(1904 г.) и еще в большей мере «Мартовское солнце» К.Ф.Юона»
3.Закрепление учебного материала (10мин.)
Дидактическая игра.
Перед вами репродукции « Хмурый день» и «Март» художника И.Левитана.
Составим основной цветовой строй этих картин.
4.Инструктаж последовательности работы над пейзажем (5 мин.)
Задача; -Передать весеннее настроение в пейзаже.
1 этап Рисунок, компоновка.
Изображение пейзажа начинается с определения положения листа бумаги
(горизонтальное, вертикальное). Затем на бумаге проводят линию горизонта,
определяющую отношение земли и неба. Далее распределяют элементы
пейзажа по планам: передний , средний, дальний.
2 этап Тонально-цветовая раскладка.
Работа ведется с учётом воздушной перспективы. Дальний план пишется
через светлые, холодные оттенки, а передний план – через более
насыщенные, теплые.
3 этап Обобщённость формы.
Решение свето-теневой передачи оттенков Для создания глубины
пространства передний, средний и дальний планы пишутся в разном
колорите . Для дальнего плана используются холодные сине-голубые и
фиолетовые оттенки. При написании среднего плана - серо-голубую гамму.
Передний план пишут, используя теплые насыщенные цвета.
4 этап Детальная проработка теней, освещения. На объектах ,
находящихся ближе к зрителю выделяют более четкую светотень.
5 этап Прорисовка деталей .Завершение работы. Прописка основных
моментов картины, выделение главного
5. Физминутка (упражнения для глаз) (4 мин.)
6. Продолжение практической работы. (70 мин.)
7. Рефлексия. Подведение итогов (10 мин.)
- Посмотрите, какие интересные пейзажи у вас получились. Приглашаю
выложить работы и подвести итоги. Анализируем проделанную работу,
отвечаем на вопросы:
- Как называется цветовой строй в картине?
- Как колорит влияет на настроение картины?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?
- Что было самым трудным при выполнении работы?
- В какой работе получилось самое необычное настроение?
- В какой из ваших работ, лучше передано пространство?
- В какой работе наиболее удачное композиционное решение?
- Всё ли получилось из задуманного?
Оценка каждой из работ проводится самими учащимися по 5-и бальной
шкале. Итог и обобщение проводит учитель. Критерии оценки:
- грамотное композиционное решение и линейный рисунок;
- верное цветовое и тональное решение с учётом правил воздушной
перспективы;
- достижение колористического единства;
- степень эмоциональной выразительности, настроения пейзажа.
Итог урока.
П: Вы хорошо сегодня потрудились. В завершении урока, рекомендации -
наблюдайте за природой, её явлениями и изменениями.
А домашнее задание на лето будет следующим:
1.
выполнить с натуры этюды состояния
природы: «После дождя», «На закате», «Солнечный день» (формат А5)
Рекомендации:
1. наблюдать состояния природы;
2. анализировать картины известных художников.
Спасибо вам за урок. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали.
В заключении хотелось сказать: природа в картинах талантливых
художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей
неповторимостью – любите природу, не губите красоту вокруг себя…
Литература .
Виннер А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью - М., Искусство, 1951 г.
Вибер Ж. Живопись и её средства. Л., 1961
Волков Н.Н. Цвет в живописи – М., Искусство, 1965
Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись – М., Искусство, 1986.