Напоминание

"Противоположные числа"


Автор: Токазова Елена Николаевна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 17
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка урока по математике 6 класс
Тема: "Противоположные числа"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока по математике

в 6-м классе «Противоположные числа».

Разработала: Токазова Елена Николаевна, учитель математики МАОУ СОШ

№ 17 г. Краснодар

Учебник: Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных

учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – Москва «Просвещение»

2022 год.

Тема урока: «Противоположные числа»

. Задача урока: формировать представление о противоположных числах,

научить применять его на практике; актуализация знаний учащихся.

Цели:

- образовательные: закрепить понятие координатной прямой, ввести понятие

числа противоположного данному, научить распознавать, записывать и

откладывать на координатной прямой;

- развивающие:

развивать навыки самоконтроля, самостоятельной работы, самооценки;

развивать

коммуникабельность,

креативность,

умение

анализировать,

обобщать, сравнивать, выделять главное, контролировать и оценивать

процесс и результаты деятельности.

- воспитательные:

воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих

силах, ответственность и аккуратность.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового знания

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое

техническое оборудование:

Компьютер, проектор, экран,

раздаточный материал (смайлики, практическая работа),

электронная

презентация, выполненная в программе PowerPoint,

Решаемые проблемы:

Какие числа называются противоположными?

Как расположены противоположные числа на координатной прямой?

Какое число противоположно самому себе?

Планируемые результаты:

Предметные – ввести понятие противоположных чисел, научиться правильно

употреблять термины «целое число» и «натуральное число», расширить

понятие о числе;

Метапредметные УУД –

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не

перебивая, принимать коллективное решение.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности,

выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм

действий).

Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов

разных видов.

Личностные УУД – формирование навыков индивидуальной и коллективной

исследовательской деятельности.

Структура и ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте уважаемые дети!

Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил:

«Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать

их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату, классная работа, а для

темы урока оставьте строчку, вы сами ее сформулируете позже.

2. Актуализация знаний

Прежде чем узнавать новое, нужно повторить уже изученное, поэтому

поработаем устно:

а) Числа, используемые при счете предметов, называют…

- десятичными дробями;

- натуральными числами.

б) Прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком

и направлением называется…

- координатным лучом;

- координатной прямой.

в) Отрицательные числа находятся на координатной прямой…

- справа от нуля;

- слева от нуля.

г) Нуль – число…

- положительное;

- нейтральное;

- отрицательное.

д)Какие числа расположены правее нуля?

е) Какие числа называются отрицательными?

з)

Назовите число, которое не является ни положительным, ни

отрицательным

и)Где на координатной прямойрасположены отрицательные числа?

к) Назовите координату точки А

л) Найдите точку с координатой B(-2)

Что мы с вами повторили?

Мы с вами

повторили,

какая прямая называется

координатной

прямой, понятия натуральных чисел и отрицательных чисел.

3.

Подведение учащихся к формулировке темы и целей урока.

Учитель: Обобщите все о чем мы с вами говорили? Сформулируйте тему

урока. Противоположные числа

Учитель: Молодцы, правильно! В своих тетрадях записываем тему урока.

Учитель: Попробуйте выделить цели нашего урока.

Формулируют цели. Узнать что такое противоположные числа,

научиться их находить среди чисел и на координатной прямой.

4.

Изучение нового.

Учитель: Итак, два числа, отличающиеся друг от друга только знаками,

называются

противоположными.

А как вы думаете, для каждого числа сколько существует противоположных

чисел?

Только одно.

Например, для числа 8 противоположным будет число (- 8), для числа (- 21)

противоположным будет число 21, для числа 3,4 противоположным будет

число (- 3,4), а для числа а какое будет противоположным? Число (- а).

Число, противоположное числу а, обозначают (– а).

Если а = 6,7, то – а = - 6,7;

а = 7,8, то – а = - 7,8;

а = 0, то - а = 0.

Условимся считать, что знак “-“, поставленный перед каким-нибудь числом,

изменяет его на число, ему противоположное. Число, противоположное

числу а, обозначают – а .

- (а) = - а;

Как можно объяснить такую запись: -(-9)? (Ответ: число, противоположное

числу – 9, т.е число 9). Значит, верна запись –(-9) = 9.

Какое число противоположно числу -2?

Тогда можно записать: - ( - 2) = 2

Какое число противоположно числу -7?

Тогда можно записать – (- 7 ) = 7

Т.е - ( - а ) = а

Учитель: Перечислите какие числа мы используем при счете предметов.

Учитель: Как называются эти числа?

Т.о., мы с вами знакомы числами положительными, отрицательными и

нулём.

Определение: Натуральные числа, противоположные числа и 0 называют

целыми числами.

Какие целые числа расположены на координатной прямой между

числами

8 и -5

-3 и 0

-2 и 2

-3,6 и 4,2

-4/5 и 3

2(2/5)и5(3/7)

5.

Физминутка.

Дружно с вами мы считали

И про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали,

Свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем,

На счет два в локтях сожмем,

На счет три прижмем к плечам,

На четыре – к небесам.

Хорошо прогнулись,

И друг другу улыбнулись.

Про пятерки не забудем –

Добрыми всегда мы будем!

На счет шесть, прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья,

Вместе дружная семья!

6.

Закрепление нового материала.

На

столах

у

учеников

табличка

с

зашифрованным

названием

положительных и отрицательных чисел в древности.

Выберите числа, противоположные данным и расшифруйте слова.

-2 О

-(-(-45)) Е

22 Щ

-(-8,5) М

-(-10) У

7 Д

- (-19) В

-45 Е

17 Т

6,3 Г

3 Л

- (-(-63)) К

-(-(-5)) И -(-63) С

-7

2

-3

-6,3

,

5

-8,5

-10

-22

45

-63

-17

-19

2

Д

О

Л

Г

,

И

М

У

Щ

Е

С

Т

В

О

Выполнение упражнений по учебнику ( с записью на доске): №№ 4.38,

4.39, 4.41, 4.43.

№4.38 Найдите числа, противоположные числам:

– 276; 124; – 321; 62; 9; – 1; 1; – 7,8; – 9; 0,5;

Самостоятельная работа

1 вариант

2 вариант

1.Запишите число, противоположное

данному числу:

-3,1; 11; -5; 2,7; а; -0,41

1.Запишите число, противоположное

данному числу:

2,4; -6,3; -0,002; 1,5;-Х; 8,1

2. Отметьте на координатной прямой

точки,

координатами

которых

являются числа -1; 3; -2,5; 4 и

точки

координаты

которых

противоположны этим числам.

2. Отметьте на координатной прямой

точки,

координатами

которых

являются числа 2; -1; 3,5; -2 и

точки

координаты

которых

противоположны этим числам.

Самостоятельная работа выполняется на усмотрение учителя, если осталось

время в конце урока.

7.

Итог урока.

Ответьте на вопросы:

1.

Какие числа называют противоположными?

2.

Какое число противоположно 0?

3.

Существует ли число, имеющее два противоположных ему числа?

4.

Какие числа называют целыми?

Понятие ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ присуще не только числам, но и каким-

то явлениям (день-ночь), состоянию здоровья (больной – здоровый),

человеческим поступкам, качествам личности, которые могут как

положительно, так и отрицательно повлиять на здоровье и жизнь человека.

Я буду называть отрицательные качества, которые ухудшают здоровье, а вы

подберите ему противоположное – положительное, которое сохраняет и

укрепляет его.

1.

Курение сигарет —> леденцы, семечки.

2.

Употребление алкоголя —> сок, копот.

3.

Переедание —> умеренное здоровое питание.

4.

Гиподинамия (малая двигательная активность) —> спорт.

5.

Чувство ненависти к окружающим —> любовь.

Выставление оценок

Ребята! Вы сегодня много работали! Хорошо работали!

Обратите внимание, как может быть прекрасна и удивительна математика!

Как она одновременно может быть сложна, проста, очевидна и, в то же

время, увлекательна!

Математика, как никакая другая наука, дает яркое и ясное изображение

действительности, изображение окружающего нас мира!

8.

Домашнее задание: п. 27, № 4.55, 4.57, 4.59, учить определения на

стр.15



В раздел образования