Автор: Токазова Елена Николаевна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 17
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка урока по математике 6 класс
Тема: "Противоположные числа"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока по математике
в 6-м классе «Противоположные числа».
Разработала: Токазова Елена Николаевна, учитель математики МАОУ СОШ
№ 17 г. Краснодар
Учебник: Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – Москва «Просвещение»
2022 год.
Тема урока: «Противоположные числа»
. Задача урока: формировать представление о противоположных числах,
научить применять его на практике; актуализация знаний учащихся.
Цели:
- образовательные: закрепить понятие координатной прямой, ввести понятие
числа противоположного данному, научить распознавать, записывать и
откладывать на координатной прямой;
- развивающие:
развивать навыки самоконтроля, самостоятельной работы, самооценки;
развивать
коммуникабельность,
креативность,
умение
анализировать,
обобщать, сравнивать, выделять главное, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности.
- воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих
силах, ответственность и аккуратность.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового знания
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое
техническое оборудование:
Компьютер, проектор, экран,
раздаточный материал (смайлики, практическая работа),
электронная
презентация, выполненная в программе PowerPoint,
Решаемые проблемы:
Какие числа называются противоположными?
Как расположены противоположные числа на координатной прямой?
Какое число противоположно самому себе?
Планируемые результаты:
Предметные – ввести понятие противоположных чисел, научиться правильно
употреблять термины «целое число» и «натуральное число», расширить
понятие о числе;
Метапредметные УУД –
Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не
перебивая, принимать коллективное решение.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности,
выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм
действий).
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов
разных видов.
Личностные УУД – формирование навыков индивидуальной и коллективной
исследовательской деятельности.
Структура и ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте уважаемые дети!
Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил:
«Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать
их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату, классная работа, а для
темы урока оставьте строчку, вы сами ее сформулируете позже.
2. Актуализация знаний
Прежде чем узнавать новое, нужно повторить уже изученное, поэтому
поработаем устно:
а) Числа, используемые при счете предметов, называют…
- десятичными дробями;
- натуральными числами.
б) Прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком
и направлением называется…
- координатным лучом;
- координатной прямой.
в) Отрицательные числа находятся на координатной прямой…
- справа от нуля;
- слева от нуля.
г) Нуль – число…
- положительное;
- нейтральное;
- отрицательное.
д)Какие числа расположены правее нуля?
е) Какие числа называются отрицательными?
з)
Назовите число, которое не является ни положительным, ни
отрицательным
и)Где на координатной прямойрасположены отрицательные числа?
к) Назовите координату точки А
л) Найдите точку с координатой B(-2)
Что мы с вами повторили?
Мы с вами
повторили,
какая прямая называется
координатной
прямой, понятия натуральных чисел и отрицательных чисел.
3.
Подведение учащихся к формулировке темы и целей урока.
Учитель: Обобщите все о чем мы с вами говорили? Сформулируйте тему
урока. Противоположные числа
Учитель: Молодцы, правильно! В своих тетрадях записываем тему урока.
Учитель: Попробуйте выделить цели нашего урока.
Формулируют цели. Узнать что такое противоположные числа,
научиться их находить среди чисел и на координатной прямой.
4.
Изучение нового.
Учитель: Итак, два числа, отличающиеся друг от друга только знаками,
называются
противоположными.
А как вы думаете, для каждого числа сколько существует противоположных
чисел?
Только одно.
Например, для числа 8 противоположным будет число (- 8), для числа (- 21)
противоположным будет число 21, для числа 3,4 противоположным будет
число (- 3,4), а для числа а какое будет противоположным? Число (- а).
Число, противоположное числу а, обозначают (– а).
Если а = 6,7, то – а = - 6,7;
а = 7,8, то – а = - 7,8;
а = 0, то - а = 0.
Условимся считать, что знак “-“, поставленный перед каким-нибудь числом,
изменяет его на число, ему противоположное. Число, противоположное
числу а, обозначают – а .
- (а) = - а;
Как можно объяснить такую запись: -(-9)? (Ответ: число, противоположное
числу – 9, т.е число 9). Значит, верна запись –(-9) = 9.
Какое число противоположно числу -2?
Тогда можно записать: - ( - 2) = 2
Какое число противоположно числу -7?
Тогда можно записать – (- 7 ) = 7
Т.е - ( - а ) = а
Учитель: Перечислите какие числа мы используем при счете предметов.
Учитель: Как называются эти числа?
Т.о., мы с вами знакомы числами положительными, отрицательными и
нулём.
Определение: Натуральные числа, противоположные числа и 0 называют
целыми числами.
Какие целые числа расположены на координатной прямой между
числами
8 и -5
-3 и 0
-2 и 2
-3,6 и 4,2
-4/5 и 3
2(2/5)и5(3/7)
5.
Физминутка.
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали,
Свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем,
На счет два в локтях сожмем,
На счет три прижмем к плечам,
На четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Про пятерки не забудем –
Добрыми всегда мы будем!
На счет шесть, прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья,
Вместе дружная семья!
6.
Закрепление нового материала.
На
столах
у
учеников
табличка
с
зашифрованным
названием
положительных и отрицательных чисел в древности.
Выберите числа, противоположные данным и расшифруйте слова.
-2 О
-(-(-45)) Е
22 Щ
-(-8,5) М
-(-10) У
7 Д
- (-19) В
-45 Е
17 Т
6,3 Г
3 Л
- (-(-63)) К
-(-(-5)) И -(-63) С
-7
2
-3
-6,3
,
5
-8,5
-10
-22
45
-63
-17
-19
2
Д
О
Л
Г
,
И
М
У
Щ
Е
С
Т
В
О
Выполнение упражнений по учебнику ( с записью на доске): №№ 4.38,
4.39, 4.41, 4.43.
№4.38 Найдите числа, противоположные числам:
– 276; 124; – 321; 62; 9; – 1; 1; – 7,8; – 9; 0,5;
Самостоятельная работа
1 вариант
2 вариант
1.Запишите число, противоположное
данному числу:
-3,1; 11; -5; 2,7; а; -0,41
1.Запишите число, противоположное
данному числу:
2,4; -6,3; -0,002; 1,5;-Х; 8,1
2. Отметьте на координатной прямой
точки,
координатами
которых
являются числа -1; 3; -2,5; 4 и
точки
координаты
которых
противоположны этим числам.
2. Отметьте на координатной прямой
точки,
координатами
которых
являются числа 2; -1; 3,5; -2 и
точки
координаты
которых
противоположны этим числам.
Самостоятельная работа выполняется на усмотрение учителя, если осталось
время в конце урока.
7.
Итог урока.
Ответьте на вопросы:
1.
Какие числа называют противоположными?
2.
Какое число противоположно 0?
3.
Существует ли число, имеющее два противоположных ему числа?
4.
Какие числа называют целыми?
Понятие ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ присуще не только числам, но и каким-
то явлениям (день-ночь), состоянию здоровья (больной – здоровый),
человеческим поступкам, качествам личности, которые могут как
положительно, так и отрицательно повлиять на здоровье и жизнь человека.
Я буду называть отрицательные качества, которые ухудшают здоровье, а вы
подберите ему противоположное – положительное, которое сохраняет и
укрепляет его.
1.
Курение сигарет —> леденцы, семечки.
2.
Употребление алкоголя —> сок, копот.
3.
Переедание —> умеренное здоровое питание.
4.
Гиподинамия (малая двигательная активность) —> спорт.
5.
Чувство ненависти к окружающим —> любовь.
Выставление оценок
Ребята! Вы сегодня много работали! Хорошо работали!
Обратите внимание, как может быть прекрасна и удивительна математика!
Как она одновременно может быть сложна, проста, очевидна и, в то же
время, увлекательна!
Математика, как никакая другая наука, дает яркое и ясное изображение
действительности, изображение окружающего нас мира!
8.
Домашнее задание: п. 27, № 4.55, 4.57, 4.59, учить определения на
стр.15