Напоминание

Методические особенности преподавания уроков физической культуры учащимся младшего школьного возраста.


Автор: Яшин Анатолий Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ гимназия №65
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Методические особенности преподавания уроков физической культуры учащимся младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование





Назад




Методические особенности преподавания уроков физической культуры учащимся

младшего школьного возраста.

Учитель физической культуры

Яшин Анатолий Владимирович

МБОУ гимназия №65

г.Ульяновск.

Целью физического воспитания учащихся младшего школьного возраста является

формирование у детей основ здорового образа жизни, интереса к занятиям физической

культурой, ознакомление с разнообразными формами занятий физическими

упражнениями.

Образовательные задачи:

• овладение основными движениями: ходьба, бег, лазания, метания, прыжки;

• освоение техники упражнений базовых видов спорта, предусмотренных школьной

программой по физической культуре;

• овладение основными теоретическими сведениями о физической культуре; •

овладение первоначальными навыками самостоятельных занятий физическими

упражнениями.

Оздоровительные задачи:

• укрепление здоровья, формирование правильной осанки, закаливание организма;

• воспитание физических качеств и способностей путем выполнения разнообразных

физических упражнений.

Воспитательные задачи:

• формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями;

• воспитание морально-нравственных и личностных качеств;

• формирование первоначальных навыков сотрудничества, умения работы в команде.

Предметом общего образования в области физической культуры для младших

школьников является двигательная деятельность общеразвивающей направленности.

Методические особенности преподавания уроков физической культуры

образовательно-познавательной направленности.

При объяснении двигательной задачи учитель может использовать различную

наглядность, давать некоторым учащимся домашние задания для подготовки к уроку и

привлекать их в качестве помощников. Учителю необходимо объяснить тему урока

таким образом, чтобы теоретические сведения были доступными, эмоциональными и

содержащими максимально возможное количество полезной информации. После этого

необходимо провести специальную (обязательную) разминку, выполнив элементарные

интенсивные упражнения. В зависимости от темы урока двигательный компонент

может быть выполнен всем классом или отдельными учащимися в качестве примера.

Например, при ознакомлении детей с правилами организации подвижных игр, в

двигательном компоненте урока будут задействованы все учащиеся, а при

ознакомлении с правилами выполнения самостоятельных занятий на открытых

спортивных площадках можно применить групповой метод, где каждая группа будет

выполнять упражнения, соответствующие конкретному сектору площадки. В

зависимости от темы урока можно использовать учебники по физической культуре и

различный демонстрационный материал.

Также в зависимости от возраста и возможностей учащиеся в процессе урока могут

заполнять карточки или другой дидактический материал, иллюстрирующий

содержание урока и позволяющий зафиксировать полученные знания. Например, при

измерении длины и массы тела можно вносить данные на заранее приготовленную

карточку.

На уроках образовательно-познавательной направленности можно задействовать

учащихся, освобожденных от уроков по состоянию здоровья, выполнять проектные

задачи, эффективно формировать соответствующие универсальные учебные действия.

Методические особенности преподавания уроков физической культуры

образовательно-обучающей направленности по легкой атлетике.

Общие организационно-методические условия проведения уроков

Уроки легкой атлетики характеризуются некоторыми специфическими

организационными условиями и планируются на первую и четвертую четверти

учебного года, что позволяет использовать природно- климатические условия для

проведения уроков на свежем воздухе. Для этого они организуются и проводятся на

специальной школьной площадке (школьное ядро).

В начале первой учебной четверти осуществляется обучение технике легкой атлетики,

как правило, с бега на короткую дистанцию, метанию, прыжкам в длину с разбега. При

воспитании общей выносливости дети выполняют равномерный бег с постепенным

увеличением дистанции, что позволяет подготовиться к сдаче контрольного

норматива. Поскольку на школьных площадках отсутствуют сектора для прыжков в

высоту, то обучение этому упражнению осуществляется в спортивном зале, что

является заключительным действием в планировании уроков по легкой атлетике.

Особенности планирования и проведения уроков в четвертой учебной четверти

обусловлены влиянием природно-климатических условий. Практически на территории

всей страны возможность проведения уроков на летней открытой площадке появляется

только к концу учебной четверти. В связи с этим в спортивном зале школы происходит

освоение технике легкоатлетических упражнений. Например. При освоении техники

метания малого мяча на дальность все подводящие и развивающие упражнения

выполняются в спортивном зале школы. Целевое упражнение можно выполнять в

облегченных условиях (поролоновый мяч) с установкой на соблюдение технике и

правильность угла вылета снаряда. Например. Циклические упражнения на

выносливость выполняются по периметру зала групповым методом, с учетом

требуемой длины дистанции.

На уроках легкой атлетики используется групповой метод: при закреплении и

совершенствовании техники упражнений учитель делит класс на группы (как правило,

мальчики и девочки), каждая из которых выполняет отдельное упражнение, после чего

группы меняются заданиями. Также возможно комбинировать формы: например,

прыжки и метания выполняются группами, затем они меняются, и в конце урока

выполняется бег на выносливость фронтально, всем классом.

При занятиях на летней спортивной площадке необходимо заранее подготовить и

продумать использование учебного инвентаря. Также при проведении уроков на улице

необходимо строгое соблюдение норм охраны труда: проверка зон открытой площадки

на наличие посторонних предметов, подготовка и использование сектора для прыжков

в длину, соблюдение техники безопасности при выполнении упражнений, переход от

школы к месту занятий и обратно.

Структура и проведение частей урока

Подготовительная часть урока. В начальных классах перед уроком на школьной

площадке в качестве мотивации можно использовать сюжетные образы: представить

урок на площадке в форме приключения с выполнением двигательных заданий. Общая

разминка начинается с ходьбы и ее разновидностей (ходьба на пятках, на внешней и

внутренней стороне стопы, перекаты с пятки на носок и т. д.), ходьбы с различным

положением рук, упрощенных беговых и прыжковых упражнений. В 1—2 классе после

ОРУ в движении выполняется комплекс ОРУ на месте, поскольку дети только изучают

элементарные упражнения. В 3—4 классе можно не выполнять комплекс ОРУ на

месте, заменив его ОРУ в движении (наклоны, повороты, выпады, «рывки руками»).

На уроках легкой атлетики к комплексам ОРУ предъявляются упрощенные требования

по сравнению с гимнастикой: терминология, последовательность упражнений,

использование предметов и др.

Специальная разминка. Выполняются различные общеподготовительные и

специальные упражнения по отношению к первому заданию основной части урока

сразу после комплекса ОРУ без лишних перестроений и потерь времени урока. Если не

выполняется комплекс ОРУ на месте, то в конце общей разминки необходимо

выполнить прыжковые, беговые и другие упражнения, схожие с изучаемыми, что и

будет являться специальной разминкой.

В начале основной части урока решаются образовательные задачи (обучение технике

упражнений), оздоровительные задачи решаются в процессе освоения техники.

Начинать освоение легкоатлетических упражнений нужно с простых базовых

движений (прыжки, метание, бег), постепенно усложняя условия выполнения к 3—4

классу. Развивающие упражнения можно включать и в общую разминку или

выполнять в основной части урока, что зависит от темы урока. Например. При

закреплении техники прыжка в длину с места в общей разминке можно выполнить

прыжковые упражнения (прыжки на двух ногах, приседания, выпрыгивания из

глубокого приседа).

Если в основной части урока решаются две образовательные задачи, то вначале

обучают новому упражнению, а затем уже освоенному. Например: начальное

разучивание техники прыжка в длину с разбега и закрепление техники метания малого

мяча с разбега.

В комплексных уроках после обучения технике двигательных действий решаются

задачи воспитания физических качеств: длительный бег на выносливость, скоростно-

силовые упражнения, комплексное воспитание физических качеств, средствами

подвижных игр и т. п. При этом необходимо подбирать упражнения в соответствии со

спецификой осваиваемого двигательного действия.

В заключительной части урока решается задача снижения функциональной

активности организма, исходя из специфики двигательной деятельности

заключительного задания основной части урока.

Заключение

Урок физической культуры в школе является достаточно сложным

звеном учебно-воспитательного процесса, который имеет множество

различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание.

Он также является основной формой организации занятий по

физическому образованию, воспитанию и развитию детей с первого по

одиннадцатый классы.

Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность

учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими

упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение урока в

целом.

Также на качество проведения урока непосредственно влияет и сама

подготовка учителя к нему, его способности организовать детей и урока в

целом, вызвать у них интерес к занятиям.

Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является

достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного

развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его,

повышение у них интереса к физической культуре и спорту.

К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно

готовиться, особенно начинающим учителям.

Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и

успешно.

Литература

1. Богословский, В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по

физическому воспитанию: Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1984.

– 144 с.

2. Велитченко, В.К. Физкультура без травм. – М.: «Просвещение», 1993–128

4. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М.:

«Физкультура и спорт», 1991. – 542 с.

5. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ учебник, 2-е

изд.. – М.: «Советский спорт», 2004. – 464 с.

6. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основами теории. –

М.: «Просвещение», 1991. – 192 с.

7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для

институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

8. Сидоров, А.А. , Прохорова, М.В. , Синюхин, Б.Д. Педагогика: Учеб. для

студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. Культура» - М.: «Терра – Спорт»,

2000. – 272 с., ил.



В раздел образования