Автор: Яшин Анатолий Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ гимназия №65
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Методические особенности преподавания уроков физической культуры учащимся младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование
Методические особенности преподавания уроков физической культуры учащимся
младшего школьного возраста.
Учитель физической культуры
Яшин Анатолий Владимирович
МБОУ гимназия №65
г.Ульяновск.
Целью физического воспитания учащихся младшего школьного возраста является
формирование у детей основ здорового образа жизни, интереса к занятиям физической
культурой, ознакомление с разнообразными формами занятий физическими
упражнениями.
Образовательные задачи:
• овладение основными движениями: ходьба, бег, лазания, метания, прыжки;
• освоение техники упражнений базовых видов спорта, предусмотренных школьной
программой по физической культуре;
• овладение основными теоретическими сведениями о физической культуре; •
овладение первоначальными навыками самостоятельных занятий физическими
упражнениями.
Оздоровительные задачи:
• укрепление здоровья, формирование правильной осанки, закаливание организма;
• воспитание физических качеств и способностей путем выполнения разнообразных
физических упражнений.
Воспитательные задачи:
• формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями;
• воспитание морально-нравственных и личностных качеств;
• формирование первоначальных навыков сотрудничества, умения работы в команде.
Предметом общего образования в области физической культуры для младших
школьников является двигательная деятельность общеразвивающей направленности.
Методические особенности преподавания уроков физической культуры
образовательно-познавательной направленности.
При объяснении двигательной задачи учитель может использовать различную
наглядность, давать некоторым учащимся домашние задания для подготовки к уроку и
привлекать их в качестве помощников. Учителю необходимо объяснить тему урока
таким образом, чтобы теоретические сведения были доступными, эмоциональными и
содержащими максимально возможное количество полезной информации. После этого
необходимо провести специальную (обязательную) разминку, выполнив элементарные
интенсивные упражнения. В зависимости от темы урока двигательный компонент
может быть выполнен всем классом или отдельными учащимися в качестве примера.
Например, при ознакомлении детей с правилами организации подвижных игр, в
двигательном компоненте урока будут задействованы все учащиеся, а при
ознакомлении с правилами выполнения самостоятельных занятий на открытых
спортивных площадках можно применить групповой метод, где каждая группа будет
выполнять упражнения, соответствующие конкретному сектору площадки. В
зависимости от темы урока можно использовать учебники по физической культуре и
различный демонстрационный материал.
Также в зависимости от возраста и возможностей учащиеся в процессе урока могут
заполнять карточки или другой дидактический материал, иллюстрирующий
содержание урока и позволяющий зафиксировать полученные знания. Например, при
измерении длины и массы тела можно вносить данные на заранее приготовленную
карточку.
На уроках образовательно-познавательной направленности можно задействовать
учащихся, освобожденных от уроков по состоянию здоровья, выполнять проектные
задачи, эффективно формировать соответствующие универсальные учебные действия.
Методические особенности преподавания уроков физической культуры
образовательно-обучающей направленности по легкой атлетике.
Общие организационно-методические условия проведения уроков
Уроки легкой атлетики характеризуются некоторыми специфическими
организационными условиями и планируются на первую и четвертую четверти
учебного года, что позволяет использовать природно- климатические условия для
проведения уроков на свежем воздухе. Для этого они организуются и проводятся на
специальной школьной площадке (школьное ядро).
В начале первой учебной четверти осуществляется обучение технике легкой атлетики,
как правило, с бега на короткую дистанцию, метанию, прыжкам в длину с разбега. При
воспитании общей выносливости дети выполняют равномерный бег с постепенным
увеличением дистанции, что позволяет подготовиться к сдаче контрольного
норматива. Поскольку на школьных площадках отсутствуют сектора для прыжков в
высоту, то обучение этому упражнению осуществляется в спортивном зале, что
является заключительным действием в планировании уроков по легкой атлетике.
Особенности планирования и проведения уроков в четвертой учебной четверти
обусловлены влиянием природно-климатических условий. Практически на территории
всей страны возможность проведения уроков на летней открытой площадке появляется
только к концу учебной четверти. В связи с этим в спортивном зале школы происходит
освоение технике легкоатлетических упражнений. Например. При освоении техники
метания малого мяча на дальность все подводящие и развивающие упражнения
выполняются в спортивном зале школы. Целевое упражнение можно выполнять в
облегченных условиях (поролоновый мяч) с установкой на соблюдение технике и
правильность угла вылета снаряда. Например. Циклические упражнения на
выносливость выполняются по периметру зала групповым методом, с учетом
требуемой длины дистанции.
На уроках легкой атлетики используется групповой метод: при закреплении и
совершенствовании техники упражнений учитель делит класс на группы (как правило,
мальчики и девочки), каждая из которых выполняет отдельное упражнение, после чего
группы меняются заданиями. Также возможно комбинировать формы: например,
прыжки и метания выполняются группами, затем они меняются, и в конце урока
выполняется бег на выносливость фронтально, всем классом.
При занятиях на летней спортивной площадке необходимо заранее подготовить и
продумать использование учебного инвентаря. Также при проведении уроков на улице
необходимо строгое соблюдение норм охраны труда: проверка зон открытой площадки
на наличие посторонних предметов, подготовка и использование сектора для прыжков
в длину, соблюдение техники безопасности при выполнении упражнений, переход от
школы к месту занятий и обратно.
Структура и проведение частей урока
Подготовительная часть урока. В начальных классах перед уроком на школьной
площадке в качестве мотивации можно использовать сюжетные образы: представить
урок на площадке в форме приключения с выполнением двигательных заданий. Общая
разминка начинается с ходьбы и ее разновидностей (ходьба на пятках, на внешней и
внутренней стороне стопы, перекаты с пятки на носок и т. д.), ходьбы с различным
положением рук, упрощенных беговых и прыжковых упражнений. В 1—2 классе после
ОРУ в движении выполняется комплекс ОРУ на месте, поскольку дети только изучают
элементарные упражнения. В 3—4 классе можно не выполнять комплекс ОРУ на
месте, заменив его ОРУ в движении (наклоны, повороты, выпады, «рывки руками»).
На уроках легкой атлетики к комплексам ОРУ предъявляются упрощенные требования
по сравнению с гимнастикой: терминология, последовательность упражнений,
использование предметов и др.
Специальная разминка. Выполняются различные общеподготовительные и
специальные упражнения по отношению к первому заданию основной части урока
сразу после комплекса ОРУ без лишних перестроений и потерь времени урока. Если не
выполняется комплекс ОРУ на месте, то в конце общей разминки необходимо
выполнить прыжковые, беговые и другие упражнения, схожие с изучаемыми, что и
будет являться специальной разминкой.
В начале основной части урока решаются образовательные задачи (обучение технике
упражнений), оздоровительные задачи решаются в процессе освоения техники.
Начинать освоение легкоатлетических упражнений нужно с простых базовых
движений (прыжки, метание, бег), постепенно усложняя условия выполнения к 3—4
классу. Развивающие упражнения можно включать и в общую разминку или
выполнять в основной части урока, что зависит от темы урока. Например. При
закреплении техники прыжка в длину с места в общей разминке можно выполнить
прыжковые упражнения (прыжки на двух ногах, приседания, выпрыгивания из
глубокого приседа).
Если в основной части урока решаются две образовательные задачи, то вначале
обучают новому упражнению, а затем уже освоенному. Например: начальное
разучивание техники прыжка в длину с разбега и закрепление техники метания малого
мяча с разбега.
В комплексных уроках после обучения технике двигательных действий решаются
задачи воспитания физических качеств: длительный бег на выносливость, скоростно-
силовые упражнения, комплексное воспитание физических качеств, средствами
подвижных игр и т. п. При этом необходимо подбирать упражнения в соответствии со
спецификой осваиваемого двигательного действия.
В заключительной части урока решается задача снижения функциональной
активности организма, исходя из специфики двигательной деятельности
заключительного задания основной части урока.
Заключение
Урок физической культуры в школе является достаточно сложным
звеном учебно-воспитательного процесса, который имеет множество
различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание.
Он также является основной формой организации занятий по
физическому образованию, воспитанию и развитию детей с первого по
одиннадцатый классы.
Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность
учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими
упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение урока в
целом.
Также на качество проведения урока непосредственно влияет и сама
подготовка учителя к нему, его способности организовать детей и урока в
целом, вызвать у них интерес к занятиям.
Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является
достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного
развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его,
повышение у них интереса к физической культуре и спорту.
К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно
готовиться, особенно начинающим учителям.
Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и
успешно.
Литература
1. Богословский, В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по
физическому воспитанию: Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1984.
– 144 с.
2. Велитченко, В.К. Физкультура без травм. – М.: «Просвещение», 1993–128
4. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М.:
«Физкультура и спорт», 1991. – 542 с.
5. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ учебник, 2-е
изд.. – М.: «Советский спорт», 2004. – 464 с.
6. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основами теории. –
М.: «Просвещение», 1991. – 192 с.
7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для
институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
8. Сидоров, А.А. , Прохорова, М.В. , Синюхин, Б.Д. Педагогика: Учеб. для
студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. Культура» - М.: «Терра – Спорт»,
2000. – 272 с., ил.