Автор: Людмила Владимировна Латышева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Солнышко"
Населённый пункт: Тамбовская область город Рассказово
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Извлечение необычных звуков из простых предметов
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия. «Извлечение необычных звуков из
простых предметов»
Цель: обобщить представления детей о физическом явлении – звуке
Задачи:
• дать понятие о распространении звука;
• развитие первичных естественнонаучных представлений,
наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных
операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
• развитие коммуникативности, элементарного самоконтроля и
саморегуляции своих действий.
• формировать эмоционально- положительное отношение к окружающему
миру и природе.
Материалы: бокалы с водой, шпажки деревянные, трубки-тянучки.
Ход занятия.
Воспитатель: Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
Воспитатель: Что мы изучаем?
Дети: Звук.
Воспитатель: Как передаётся звук?
Дети: По воздуху.
Воспитатель: Что помогает нам слышать звуки?
Дети: Уши.
Воспитатель: Правильно. А как можно получить звук?
Дети: Заставить воздух вибрировать.
Воспитатель: Я предлагаю выяснить, как можно получить звуки из простых
предметов.
Эксперимент №1. «Опыт со шпажкой»
Воспитатель: У вас на столах лежат деревянные палочки. Как можно
извлечь из них звук?
Дети: Постучать ею.
Воспитатель: Правильно. А ещё можно положить на край стола и прижимая
одной рукой к столу, другой рукой отогнуть вниз. Что вы слышите?
Дети: Звук.
Воспитатель: Почему появился звук?
Дети проводят самостоятельный эксперимент со шпажками, после чего
делается
Вывод: Звук появился из-за вибрации палочки.
Эксперимент №2. «Опыт с трубкой-тянучкой»
Воспитатель: А сейчас попробуйте извлечь звук из трубки-тянучки.
Правильно, если её растягивать, то она издаёт звук. Но можно заставить её
"петь" по другому. нужно её растянуть и раскрутить в воздухе.
(Дети проводят эксперимент.)
Вывод: Когда мы раскручиваем трубку, воздух заходит с одной стороны и
раскручиваясь, выходит с другой создавая звук.
Эксперимент №3. «Опыт с бокалом»
Воспитатель: А сейчас вас ждет сюрприз. Как вы думаете, сможет ли запеть
этот бокал? Попробуйте поводить пальчиком по краю, вот так. А сейчас я
попробую. (Взять тонкостенный бокал, поставить на стол, левой рукой
держать за ножку, а правой, слегка помочив пальцы водой, средним или
указательным пальцем водить по краю бокала. Появляется мелодичный
звук.)
Воспитатель: Что вы услышали?
Воспитатель: А как я это сделала? (Ответы детей)
Попробуйте и вы сделать так, чтобы бокал запел. (Дети экспериментируют с
бокалом)
Воспитатель: Почему бокал запел? (Ответы детей)
Вывод: Когда мы проводим пальцем по краю бокала, стекло бокала и вода в
нём дрожит, образует звук, который распространяется волнами по воздуху и
мы слышим.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам посмотреть и послушать, как можно
играть на бокалах мелодию.
Видео – ролик «Игра на бокалах»
«Танец феи Драже» П. И. Чайковский.
Воспитатель: Друзья мои, сегодня вы узнали много нового, проводили
опыты, экспериментировали. Какие звуки вам понравились? (Ответы детей)
Этим фокусам можно научить своих родителей. На сегодня наше занятие
подошло к концу. До свидания.